Является двойником раскольникова. Двойники раскольникова лужин, свидригайлов, порфирий петрович в романе преступление и наказание достоевского сочинение

/ / / Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Многие литературоведы отмечают, что Федор Михайлович Достоевский в центр своих произведений ставит идею и персонажа-носителя этой идеи. Так, не стал исключением и роман «Преступление и наказание», в котором главную роль играет молодой человек, носитель «наполеоновской» теории. Суть этого учения заключается в том, что есть люди, которые для достижения своей цели могут переступить абсолютно через все нормы и законы, принятые в обществе.

Писатель показывает все этапы развития этой концепции: от ее зарождения до крушения. И вся система персонажей романа подобрана таким образом, чтобы явнее показать эту самую мысль Раскольникова. Именно поэтому остальные герои романа тем или иным образом соотнесены с Родионом, носителем основной идеи романа. Соответственно, Достоевский использует единственный логичный в таком случае прием композиции – введение двойников и антиподов.

Героями, дублирующими Раскольникова, являются и . Первый показывает читателю, что идея Родиона в конечном итоге приводит к духовной гибели, к вымиранию нравственного наполнения человеческой личности. А второй образ служит для того, чтобы продемонстрировать интеллектуальное снижение его замыслов.

Лужин – мелкий предприниматель, который с помощью богатства хочет добиться положения в обществе, стать хозяином жизни. Как это схоже с Родионом, нищим студентом, у которого одно-единственное стремление – возвыситься над своим социальным статусом.

Таким образом, эти два героя-двойника совпадают в своем желании выйти за рамки того положения в обществе, которое было им изначально предопределено. Раскольников в достижении этой цели разрешает себе убить старуху-процентщицу, а Лужин – погубить Соню. У обоих в корне неверный посыл – они считают себя лучше других людей, и в частности тех, которых выбирают своей жертвой. Стоит сделать только небольшую отговорку относительно того, что методы, которые выбирает Лужин, намного пошлее.

Антиподом же Родиона в романе выступает его сестра . Она не считает себя выше брата, даже скорее наоборот, превозносит его над собой. И Раскольников, конечно, не может этого не замечать. Но жертву сестры он категорически отвергает.

Противоположностями являются Родион и Дуня и в плане отношения к другим людям. Девушка и Свидригайлова, морально опустившегося человека, не ставит ниже себя, она видит в нем такую же личность. Чего совершенно нельзя сказать о Раскольникове.

Еще одним антиподом является и , которая осознает греховность своих поступков, но совершает это ради своих маленьких братьев и сестер. Она оправдывает и жалеет абсолютно всех, в этой девушке заключено светлое начало. Соня своим отношением к жизни рушит теорию Раскольникова. Для нее он, подняв топор на старушку, убил не пожилую женщину, убил самого себя.

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.


Роман Достоевского "Преступление и наказание" является прорывом в литературе - это одно из первых произведений, в котором представлено противостояние идеологий. Практически весь роман направлен на развенчание теории Раскольникова. Автор создает героев-двойников для того, чтобы методично и наглядно выстраивать опровержение теории о "тварях дрожащих и право имеющих".

Петр Петрович Лужин является как раз одним из таких персонажей. Герой живет в соответствии со своим принципом "целого кафтана", который, на первый взгляд, выглядит менее опасно чем теория Раскольникова.

Но, потом читатель понимает, что такие как Лужин - люди практически неисправимые, у них нет ни угрызения совести (подозреваю - что и самой совести), ни способности к самоанализу, как, например, у того же Раскольникова или Мармеладова. Герой является подлецом (случай с Соней и деньгами) и эгоистом (его теория о бедных женах), он совершает массу нехороших поступков и ни разу не сожалеет об этом. Лужин отвратителен Раскольникову, Родион видит сходства между ним и собой и понимает, что Петр Петрович - это тот человек, в которого может превратиться он сам, если не предпримет никаких мер.

Аркадий Иванович Свидригайлов тоже считается двойником Раскольникова. Свидригайлов, как и главный герой, придерживается убеждений о том, что зло во имя благой цели допустимо.

Свидригайлов по сути поддерживает теорию Раскольникова. Герой по сути, как и Родион, может совершить как хорошие поступки, так и преступления, но для Свидригайлова нет четкой грани между этими понятиями, он вполне способен на преступления (в романе есть намеки на то, что он причастен к смерти жены), но и может делать хорошие поступки (например - помочь материально Соне). Аркадий Петрович, по сути, выглядит как возможный вариант развития личности Раскольникова (именно поэтому, когда Родион, находясь в помещении полиции, узнает о самоубийстве Свидригайлова, он испытывает такое волнение)

Герои - двойники, которыми Достоевский окружил своего героя, помогают автору постепенно подвести Раскольникова к раскаянию.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» легендарный русский писатель Ф.М. Достоевский рассказал об обычном студенте Родионе Раскольникове, разработавшем теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» — бесправную серую массу — и «право имеющих» — ярких индивидов, для которых нет законов ни людских, ни божьих. Следуя своей мысли, герой убивает двух женщин и забирает их деньги и драгоценности, чтобы в будущем использовать их на благо. Однако автор на протяжении всего романа развенчивает его заблуждения и показывает, что Родион — всего лишь запутавшийся юноша, совершивший тяжкий грех из-за чувства ложного превосходства. Так, Достоевский вводит в роман двойников главного героя, которые на себе демонстрируют, во что может превратиться человек, пройдя по пути Раскольникова.

Первый двойник — Пётр Лужин. На первый взгляд, он кажется достойным человеком: уважаемый член общества и богатый предприниматель, который согласен взять замуж сестру Раскольникова и вытащить их семью из нищеты. Однако за внешним благородством прячется эгоцентричный и подлый человек. Беря в жёны находящуюся в безвыходном положении Дуню он, в первую очередь, хочет потешить своё эго, сделать из девушки верную рабыню, которая будет боятся и боготворить его. Будучи обиженным на Родиона и желая уколоть его, он выставил несчастную Соню Мармеладову воровкой, чуть не разрушив её жизнь. Наиболее полно философия этого человека раскрывается в его «теории о целом кафтане». По его мнению, ради достижения своих интересов можно пойти на что угодно, а окружающие люди — либо инструменты, которыми можно воспользоваться, либо мусор, путающийся под ногами. В пошлом и мелочном взгляде Лужина на мир мы без труда видим более приземлённые очертания теории Раскольникова. В итоге герой дважды за роман был публично разоблачён и осуждён.

Ещё один двойник, чья судьба тесно переплетена с судьбой Раскольникова, — богатей Аркадий Иванович Свидригайлов. Он упоминается задолго до своего первого появления в письме матери Родиона сыну. Тщеславный эгоист, который домогался Дуни, лишив её тем самым работы и погубив её репутацию в обществе. Всем известен, как самодур и развратник. Это описание не далеко от действительности, да и сам Свидригайлов не считает нужным обеляться и оправдываться. Как и Лужин, Аркадий Иванович считает, что жизнь создана лишь для него, а другие люди нужны лишь для его развлечения. Для совершившего множество преступлений Свидригайлова нет ни добра, ни зла. Практически сразу он видит в Раскольникове, который сам вступает на путь эгоцентризма и саморазрушения, родственную душу. В очередной раз мы видим, как возвышенная теория главного героя о малом зле ради большого добра раскрывает своё истинное лицо, показывая, до чего может дойти человек, движимый идеей собственного превосходства. Что интересно, понимает это и сам Свидригайлов, а потому раскрывает Софье Мармеладовой тайну Раскольникова и просит её быть с ним, видимо, надеясь, что его ещё можно спасти. Судьба его комична и трагична одновременно: никогда никого не любивший он искренне влюбляется в Дуню Раскольникову, впервые в жизни обретая ясную цель и шанс на исправление, но, когда девушка отвергает его, демонстрируя своё отвращение и ненависть, Аркадий Иванович, осознав бессмысленность своего существования, кончает жизнь самоубийством.

«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» — говорил Достоевский. Эта идея белой нитью проходит через всё повествование, в итоге побеждая бесчеловечную идеологию Раскольникова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к числу величайших произведений мировой литературы. Хотя в основе его лежит преступление, он не относится к обычным детективам, являясь сложнейшим философско-психологическим романом, в котором автор главное внимание уделяет раскрытию внутреннего мира главного героя - Родиона Раскольникова.

Первоначально Достоевский хотел написать роман в форме исповеди главного героя, так как рассказ от первого лица давал автору больше возможностей сосредоточиться на внутреннем мире Раскольникова, но Достоевский понял, что в этом случае он не сможет обрисовать характер главного героя как соотнесенный с характерами и судьбами других персонажей. Автору было важно показать Раскольникова в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Терзаясь сомнениями, испытывая страх после совершенного преступления, Родион Раскольников внимательно приглядывается к людям, сравнивая их с собой. Таким образом, каждый персонаж появляется на страницах романа как бы под двойным знаком: он представляет собой не только самостоятельного героя, но и помогает автору глубже раскрыть образ Раскольникова, оттеняя и углубляя его.

Наиболее интересным в системе двойников является Лужин. На первый взгляд кажется, что жених Дуни - полная противоположность Раскольникову. Он расчетливый делец, холодный эгоист, скупой и безнравственный человек. Родиону еще до знакомства с ним ясно, почему он хочет жениться на его сестре. Дуня - скромная бесприданница. А такая и нужна Лужиу, потому что она будет ему безропотно подчиняться и во всем от него зависеть.

Раскольников ненавидит черствых и расчетливых людей, подобных Лужину. Но позже главный геой с отвращением убеждается, что между ним и женихом сестры есть нечто общее. У Лужина тоже, как и у Раскольникова, есть своя теория. Лужин называет ее «экономической наукой» и заявляет, что эта самая теория освободила его от ложной любви к другим людям. По мнению Лужина, заслуга его экономической теории в том, что она главнейшей обязанностью человека провозгласила заботу только о самом себе. «Возлюби прежде всего одного себя», говорит Лужин. Это человек, который более всего на свете любил деньги. Лужин - эгоист. Его эгоизм рождает равнодушие, разъединяет людей, оправдывает подлость и жестокость. Лужин - человек самых низких и подлых качеств. Когда планы его по отношению к Дуне провалились, он идет на очередную подлость. Лужин хочет очернить в глазах людей Соню, уличая ее в воровстве. Для этого он кладет незаметно ей в карман сторублевую ассигнацию.

Такие люди, как Лужин, несут людям зло и несчастье. Родион Раскольников понимает, что жизненная позиция его антипода является более низменным и боее эгоистичным вариантом его собственных взглядов, Ведь как по теории Лужина, так и по «идее» Раскольниова можно оправдать преступления над людьми.

К тому же выводу может привести потеря различия между добром и злом, та нравственная болезнь, от которой страдает умный, но циничный Свидригайлов, еще один двойник Раскольникова. Он натура сложная и противоречивая. «Я человек развратный и праздный», - говорит о себе этот герой. В прошлом он был шулером, сидел в долговой тюрьме. В истории с Дуней Свидригайлов выглядит злодеем, развратником, подлецом. О его преступлениях распространились слухи, будто бы он отравил свою жену, явился причиной смерти дворового человека. Свидригайлов не случайно говорит Раскольникову: «А между нами есть какая-то точка общая?.. Мы одного поля ягоды?»

Но, кроме злых дел, нравственных преступлений, Свидригайлов совершает и добрые поступки. Он избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя. В Петербург Свидригайлов приезжает главным образом для того, чтобы помочь Дуне избавиться от Лужина. Но когда она не принимает его денег, Свидригайлов употребляет их на другое доброе дело и устраивает детей Катерины Ивановны в пансион. Он и Раскольникову предлагает организовать побег в Америку, а Соне дает три тысячи рублей, зная о том, что ей пригодятся эти деньги, когда она поедет вслед за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов мечтает о Северном полюсе и о путешествии на воздушном шаре.

Внутри этого человека пустота. У него нет цели в жизни. И добро, и зло он совершает от скуки, поэтому этот герой и приходит к самоубийству, чтобы положить конец бессмысленному существованию. Он чувствует отвращение к себе, его мучает совесть. Устав от такого состояния, он расстается с жизнью. Однако истинных причин преступления Раскольникова Свидригайлов не понимает. Он думал, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности.

Не чужд мыслей Раскольникова и сам следователь Порфирий - человек, переживший свою пору мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает свою молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя порядка. Осуждая убийство старухи, следователь не может не восхищаться смелостью Раскольникова - бунтаря против несправедливости общества.

Система двойников романа достаточно сложна. Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

А еще Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность.

Таким образом, благодаря введению в роман двойников, автор может глубже раскрыть образы героев, в особенности, Раскольникова, чтобы заставить его признать ошибочность своей теории. Приглядываясь к другим, даже порой неприятным для него людям, главный герой романа осознает всю истинную сущность своей «идеи»: он понимает, что такой вызов несправедливому обществу, как убийство пусть даже злой и никчемной старухи, ведет к еще большему злу и насилию.