Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Толстого «После бала»). Нравственные категории в рассказе Толстого «После бала

Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. "Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского", - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: " высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа".
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг - вот что испытывал герой на протяжении всего бала.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом - полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: "Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство".
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: "жесткой, нехорошей музыкой". Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает "неприятная, визгливая мелодия" барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: "Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека".
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека - преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого "После бала" является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.


Разум и чувства… Что должно быть главным в человеке при выборе своего жизненного пути? Кто-то живёт лишь разумом, принимая какое-либо решение, опирается только на свой рассудок, не прислушивается к своему сердцу. А кто-то, наоборот, руководствуется в своих поступках и действиях только чувствами, не подвергая анализу последствия своих решений. Думаю, что совершая свой нравственный выбор, человек должен прислушиваться к своему сердцу, но и не забывать о разуме.

В русской литературе есть много произведений, в которых раскрывается проблема разума и чувств. Обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан – Франциско». Безымянный герой этого произведения, богатый американец, всю жизнь посвятил трезвому расчёту. До 59 лет он не жил, а лишь существовал, занимался бизнесом, сколачивая своё состояние. Автор с иронией замечает, что дешёвая рабочая сила – китайцы- прекрасно знала.

что значит трудиться на плантациях не покладая рук. Сровнявшись по богатству с сильными мира сего, господин решил, что теперь он имеет полное право на отдых и на развлечения в высшей мере приятные. Он тщательно разрабатывает маршрут путешествия на два года вперёд, намереваясь посетить Старый Свет и даже побывать на обратном пути в Японии. Пароход, на котором плывёт американец со своей семьёй, носит символическое название «Атлантида». Это значит, что современная цивилизация, давно утратившая человеческие чувства, не задумывающаяся о смысле жизни, может погибнуть, как когда-то погиб, затонув в Гибралтарском проливе, остров Атлантида. Господин из Сан- Франциско мёртв душой, не способен к живым, естественным чувствам радости, восхищения природой.

Путешествие героя заканчивается внезапно. На острове Капри, в библиотеке дорогого отеля, за чтением газетной статьи о Первой мировой войне, герой внезапно умирает, не оставив о себе никакой памяти. После смерти ему не было оказано никакого уважения и почтения. Тело мёртвого старика поместили в ящике из-под содовой воды и скрыли в подсобном помещении, чтобы не отпугнуть богатых клиентов.

Судьба героя И.А.Бунина подводит нас к мысли о том, что если мы будем жить только холодным расчётом, не испытывая к окружающим никакого сочувствия и сострадания, то исчезнем из памяти людской без следа, как господин из Сан – Франциско, имени которого никто не запомнил.

Приведём ещё один литературный аргумент. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Иван Васильевич, пожилой и уважаемый в обществе человек, вспоминает о событиях сорокалетней давности, когда он был молодым двадцатилетним студентом и жил только чувствами, не задумываясь ни над чем. Рассказ делится на две контрастные части. В первой половине изображён чудесный бал, где герой, влюблённый в дочь полковника Вареньку, находится на седьмом небе от счастья, его переполняют чувства. Ему кажется, что весь мир соткан из света и добра, и не только Варенька, но и её отец со своими старомодными сапогами умиляют молодого человека, он готов объять своей любовью весь мир.

Во второй половине рассказа писатель рисует прямо противоположную картину. Влюблённый юноша идёт к дому своей возлюбленной и видит экзекуцию: прогоняют сквозь строй беглого татарина. Спина наказываемого превратилась в кровавое месиво, татарин просит, чтобы «братцы» «помилосердовали». Руководит наказанием отец Вареньки полковник Пётр Владиславович. Молодой человек никак не может найти оправдания тому, чему он стал свидетелем, объяснить жестокость происходящего. Герой начинает размышлять над своим местом в мире зла и несправедливости и принимает решение нигде не служить, чтобы не участвовать в том зле, которое его окружает. А его любовь к Вареньке сошла на нет.

Проанализировав рассказ Л.Н.Толстого, мы пришли к выводу о том, что нельзя жить одними чувствами, как делал это в молодости Иван Васильевич.

Подведём итоги. Человек не должен жить или только чувствами, или только разумом. В зависимости от ситуации мы должны прислушиваться к своему сердцу, но и не игнорировать голос разума. (568 слов).

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами.
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца - Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Иван Васильевич вспоминает случай из собственной жизни, когда он искренне и всей душой полюбил девушку, но не смог простить ее отцу жестокости и ханжества.
- Любовь? Любовь с того дня пошла на убыль.
Перед нами раскрывается благородный и искренний характер. Иван Васильевич молод, счастлив, он стремится жить в ладу со всем миром и прежде всего с самим собой. Все люди представляются ему только с хорошей стороны. И когда он видит двуличие полковника, то потрясен, раздавлен. Иван Васильевич впервые сталкивается с таким вероломством. Только что полковник с приятной улыбкой танцевал на балу, был обходителен и галантен, а среди солдат, на плацу, Иван Васильевич видит истинное лицо этого человека: “...он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина...”
Ивана Васильевича обуревает стыд, как будто он сам сделал что-то неприличное. Он не берется судить полковника, а лишь задает себе вопрос: “Очевидно, он что-то знает, чего я не знаю?” Нравственная чистота героя, его совестливость и органическое неприятие зла делают Ивана Васильевича в глазах читателей исключительно порядочным, честным человеком. Ему доверяешь полностью. Начинаешь смотреть на мир и окружающих людей его глазами. И то, что он не стал карьеристом, мздоимцем, а остался порядочным человеком,- самое важное для Толстого и читателей.
Небольшой по объему рассказ Л. Н. Толстого поднимает важную нравственную проблему. Это работа великого мастера, сумевшего показать прекрасного человека, даже не подозревающего, какие сокровища таит его душа.

    Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....

    Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника - Варварой, а на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы...

    Рассказ «После бала» - одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, написавшего к тому времени свои основные романы, которые получили мировую известность. В основе рассказа лежит реальное событие из жизни С. Н. Толстого - брата писателя. В этом произведении...

    по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу. Судьба главного героя рассказа Л....

    20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях. «… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas...

­Разум и чувства

Рассказ “После бала” был написан в 1903 году и относится к поздним произведениям Л. Н. Толстого. В нем автор пересказал историю, услышанную им от своего брата Сергея Николаевича. Когда тот молодым учился в Казани, то был влюблен в девушку по имени Варвара. Именно о них и ведет речь писатель в своем произведении “После бала”, но имя рассказчика – Иван Васильевич. От него мы узнаем, что он стал свидетелем двух разных событий, которые в корне изменили его отношение к окружающим людям.

В первой части действие происходит во время губернского бала, на который Иван Васильевич, как и многие другие уважаемые люди города, был приглашен. Там он надеялся все время быть рядом с Варенькой, в которую был без памяти влюблен. Девушка действительно была красива, стройна и грациозна. Почти все время она танцевала с рассказчиком, но один танец по просьбе хозяев бала она прошлась со своим отцом – именитым Полковником Петром Владиславовичем.

Все присутствующие были восхищены. Это семейство производило самое лучшее впечатление. Даже Иван Васильевич проникся к полковнику

искренней симпатией. Все изменилось, когда он увидел другую сцену, уже после бала. Вернувшись домой, рассказчик никак не мог уснуть и решил прогуляться по ночному городу. То, что он увидел у дома Вареньки, потрясло его до глубины души. Проходила толпа, подгоняя одного дезертира. По приказу полковника беднягу жестоко избивали.

После этого разум взял вверх над чувствами Ивана Васильевича. Мало того, что он передумал поступать на какую-либо службу, так он решил никогда больше не видеться с Варенькой. Потому что после этого случая каждый раз, смотря на ее красивое личико, он вспоминал жестокость и двуличность ее отца. Рассказчик пытался понять корень жестокости полковника, возможно, найти какое-то этому оправдание, но так и не смог.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Жестокость Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” был опубликован уже после смерти писателя, а именно в 1911 году. В основу сюжета легла история, рассказанная братом...
  2. 1. Полковник - один из главных героев рассказа Л. Н. Тол­стого “После бала”. 2. Отец Вареньки на балу: а) внешность героя показывает, что рассказчику он...
  3. ­О чем заставил меня задуматься рассказ Рассказ Льва Толстого “После бала” состоит из двух полярно разных частей. Действие происходит сначала во время бала у губернатора,...
  4. ­Какие маски срывает Толстой в своем рассказе Рассказ, написанный Львом Николаевичем Толстым в начале XX столетия и опубликованный уже после его смерти, не зря называется...

Написав свое замечательное произведение «После бала», Л.Н. Толстой долго не мог определиться с заголовком рассказа. Среди различных вариантов названий, а именно: «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…» - не было того, который бы отражал главную идею всего произведения. А вот выбранный заголовок «После бала» раскрывает суть проблемы, помогая осознать, как одно событие может изменить всю жизнь человека.

Очень интересна композиция произведения, которое состоит из двух частей: описания великолепного, роскошного бала и рассказа о жестоком наказании провинившегося солдата. Обе части объединяют два героя: полковник, отец Вареньки, и рассказчик.

В первой части нам показан бал, где Иван Васильевич находится рядом со своей возлюбленной- Варенькой. Именно здесь он впервые встретится с отцом своей любимой, замечательным, статным полковником «николаевской выправки». Главным событием вечера станет танец отца и дочери. Сколько нежности, заботы, ласки и любви к Вареньке вложил в этот танец офицер! Рассказчик не мог оторвать глаз от этой чудесной пары, но больше всего внимания привлекал к себе полковник: его статность, выправка, почитание закона. Перед тем как станцевать с дочерью отец не забыл о маленькой детали – перчатках, которые должны быть на кавалере…

Вторая сцена происходит ранним утром следующего дня и повествует о страшном избиении солдата, которого наказывают за побег. Эпизод этот очень контрастен по отношению к предыдущему: построившись в две шеренги, солдаты что есть силы бьют беззащитного, по пояс оголенного татарина. За всем этим строго наблюдает уже знакомый Ивану Васильевичу офицер. Когда один из солдат решит пожалеть несчастного и несильно ударит татарина, полковник, заметив это, ударит солдата по лицу рукой. Примечательно, что на ней будет та самая белая перчатка… Рассказчик, свидетель этой жестокой сцены, долго не сможет поверить тому, как такой красивый, заботливый и любящий отец мог в одно мгновение превратиться в сурового и безжалостного полковника, хладнокровно наблюдающего за жестоким наказанием солдата.

Эта сцена шокировала героя, опустошила его душу, и он принял решение, никогда не видеться с Варенькой и не поступать на службу.