Произведения христиана андерсена. Андерсен. Биография

Одним из самых известных писателей сказок является Андерсен. Краткая биография для школьников этого автора должна включать основные этапы его жизни, главные вехи творчества, а главное, особенности литературной деятельности. В этой связи необходимо также упомянуть его основные сочинения, а также показать, что он писал не только сказки, но пробовал себя в разных жанрах, одновременно занимаясь в театре и создавая путевые заметки. Этот человек был очень многогранной и разносторонней личностью, в то время как широкая публика знает его, как правило, лишь как автора сказок. Однако краткая биография Андерсена должна включать и упоминание о других сферах его интересов и занятий.

Детство

Он родился в 1805 году на острове Фюн. Происходил из бедной семьи: его отец был плотником и сапожником, а мать - прачкой. У будущего писателя уже тогда возникли проблемы с получением образования: он боялся телесных наказаний, и потому мать отдала его в еврейскую школу, где они были запрещены. Тем не менее, он обучился грамоте только к десяти годам и до конца жизни писал с ошибками.

На школьных уроках очень важно подчеркнуть, насколько сложную трудовую школу жизни прошел Андерсен. Биография для детей кратко должна быть изложена с учетом нескольких фактов подобного рода, а именно, что он был подмастерьем на двух фабриках, и эти суровые наложили сильный отпечаток на его мировоззрение.

Подростковый возраст

Большое влияние на него оказали отец и дедушка. Он сам писал в своей автобиографии, что интерес к театру и сочинительству у него возник в детстве, когда он заслушивался рассказами своего дедушки и вместе с отцом устраивал импровизированные домашние спектакли. Кроме того, дедушка запомнился мальчику тем, что вырезал забавные игрушки из дерева, а будущий сказочник сам мастерил одежду и костюмы, устраивая настоящие сцены у себя дома. Большое влияние на него оказало посещение копенгагенской труппы, где он однажды даже сыграл одну маленькую роль. Так он понял, что хочет быть писателем и артистом. Краткая биография Андерсена интересна еще и тем, что он сам еще в очень молодом возрасте принял решение, что хочет быть знаменитым и, скопив немного денег, отправился в Копенгаген.

Учеба и театральный опыт

В столице он попытался стать актером, однако ему так и не удалось овладеть этим искусством. Зато здесь он получил хорошее образование. По ходатайству влиятельных знакомых он обучался в двух городах страны, выучил несколько языков и сдал экзамены на степень кандидата. Видя в юноше большое желание стать актером, директор театров давал ему небольшие роли, однако очень скоро ему сказали, что он никогда не сможет профессионально играть на сцене. Однако к тому времени уже проявился его талант как литератора, драматурга и писателя.

Первые произведения

Очень краткая биография Андерсена должна включать и его самые известные произведения (помимо его сказок, о которых, наверное, знают все, даже те, кто их не читал). Показателен тот факт, что его первым литературным опытом были не сказки, а пьесы, написанные в жанре трагедий. Здесь его ждал успех: они были опубликованы, а писатель получил свой первый гонорар. Окрыленный успехом, он продолжил писать в жанрах крупной прозы, миниатюрных новелл, пьес, и заметок. Краткая биография Андерсена, самое главное содержание которой, пожалуй, составляет, конечно же, этап, связанный с написанием сказок, должна учитывать и другие стороны деятельности этого автора.

Путешествия и знакомства

Несмотря на стесненность в средствах, писатель все-таки имел возможность путешествовать по Европе. Получив небольшие денежные вознаграждения за свои литературные труды, он побывал в самых разных странах Европы, где завел множество интересных знакомств. Так, он познакомился с известными французскими писателями В. Гюго и А. Дюма. В Германии он был представлен немецкому поэту Гейне. К интересным фактам его жизни можно отнести и то, что у него был автограф Пушкина. Эти путешествия имели большое значение и для дальнейшего развития его творчества, поскольку благодаря им он освоил новый для себя жанр путевых заметок.

Расцвет творчества

Краткая биография Андерсена, которую изучают дети школьного возраста, должна включать в первую очередь тот жизненный этап писателя, который связан с написанием сказок, что получили популярность не только у него на родине, но и по всему миру. Начало их создания относится ко второй половине 1830 годов, когда автор стал публиковать свои первые сборники. Они сразу приобрели известность, хотя многие критиковали автора за то, что он неграмотен, слишком волен в данном жанре. Тем не менее именно данный жанр прославил писателя. Особенностью его сказок является сочетание реальности и фантастики, юмора, сатиры и элементов драмы. Показателен тот факт, что сам писатель не считал, что пишет для детей, и настоял даже, чтобы вокруг его скульптурного изображения не было ни одной фигуры ребенка. Секрет успеха популярности сказок автора заключается в том, что он создал новый вид сочинений, где неодушевленные предметы, а также растения, птицы и животные стали полноправными персонажами.

Зрелый этап творчества

Краткая биография Андерсена должна обозначать и другие его достижения в области художественной литературы. Так, он писал в жанре крупной прозы (роман «Импровизатор» принес ему европейскую известность). Он писал миниатюрные новеллы. Завершением его долгого и плодотворного творческого пути стало написание им автобиографии под названием «Сказка моей жизни». Она интересна тем, что раскрывает характер этого непростого человека. Дело в том, что писатель был замкнутым и очень восприимчивым человеком. Он не был женат и не имел детей. Впечатления юности, тяжелое детство наложили на него неизгладимый отпечаток: он так и остался на всю жизнь крайне чувствительной личностью. Автор умер в Копенгагене в 1875 году.

Значение его творчества трудно переоценить. Тяжело найти еще одного такого популярного писателя для школьников, как Андерсен. Биография для детей кратко является одной из важных тем на школьных занятиях: ведь он стал, пожалуй, самым известным сказочником во всем мире. Интерес к его творчеству сохраняется и в наши дни. Так, в 2012 году на острове Фюн была найдена рукопись ранее неизвестной сказки писателя «Восковая свеча».

Датская литература

Ганс Христиан Андерсен

Биография

АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805−1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю Абеллино - страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.

Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.

К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.

После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1−3, 1835−1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830−1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, „Импровизатор“ прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л. Н. Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Ганс-Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника-плотника, в городе Оденсе (остров Фюн) второго апреля 1805 года. Его детство прошло с рассказами и песнями отца и вырезными фигурками его деда. Мать научила его швейному мастерству. После просмотра спектакля Абеллино «Страшный бандит», он начал придумывать свою первую пьесу, делая для нее кукольных артистов. Письму и чтению обучился к 10 годам, начальную школу закончить не смог.

Когда Гансу исполнилось 12 лет, его отец умер. И мальчику пришлось идти помощником сначала на суконную а потом на табачную фабрику. Заработав немного денег, четырнадцатилетний Христиан отправился в Копенгаген в 1819г.. Там он получал уроки балета, латыни, немецкого и датского языка. Также начал углублять свои знания в мировой поэзии и драматургии. Живя в голоде и бедности начинает писать свою первую трагедию «Разбойники в Виссенберге». За публикацию первого акта в газете «Арфа», получил свой первый гонорар. После чего начал писать трагедию «Альфсоль». В Это время стает знаменит среди копенгагенских знаменитостей. За содействия Й. Коллина ему достается королевская стипендия. 1822 - был принят во второй класс латинской гимназии в Слагельсе. В те годы очень много пишет, а его стихи «Умирающее дитя», «Вечер» очень высоко оценивают критики.

1828 год – зачислен в Копенгагенский университет и получил звание кандидата философии. Первая романтическая проза Ганса вышла в 1829. Большой триумф ему приносит его водевиль «Любовь на Николаевой башне» 1829. В 1831 написал «Теневые картины» и сборник стихов «Фантазии и эескизы». В 1833 сотворил для короля Дании Фредерика цикл стихов. В Риме начинает писать «Импровизатор»1835 - первый роман. После этого написал эссе о Микеланджело и Рафаэле, «Всего лишь скрипач» 1837, «Быть или не быть» 1857, «Мулат» 1840. С 1835 по 1837 мир увидели его три выпуска Сказок. В 1843 встретил свою последнюю и самую сильную любовь оперную певицу Иени Линд. Но их встреча не принесла ничего хорошего для сердца Андерсена. Он умирает холостяком 4 августа 1875 г. в Копенгагене.

Произведения

Снежная королева

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - всемирно известный датский писать, автор популярных сказок для детей и взрослых.

Г.Х. Андерсен является автором многочисленных сказок, романов, эссе, пьес, стихотворений, однако популярность он получил благодаря сказкам и историям для детей и взрослых. Его без преувеличения называют основоположником сказки, как литературного жанра. Необычайно талантливый автор умел зажечь огонь в маленьких глазах каким-то особенным волшебством. У автора чудесно все – от случайного бутылочного осколка до гадкого утенка, превратившегося в прекрасного лебедя. Поэтому читать сказки Андерсена – это значит стать соучастником неповторимого разнопланового действа.

Читать сказки Андерсена онлайн

Сказки Христиана Андерсена – это окно в целый мир человеческих чувств. В них милосердие и доброта неотделимы друг от друга также сильно, как жалость невозможно представить без сострадания. В них разные настроения никогда не надоедают, потому что они окрашены в реальные жизненные тона – печали и радости, смеха и грусти, встреч и разочарований. Это и есть такой разный, но такой чистый вкус настоящей жизни.

Читайте сказки Андерсена, чтобы обрести веру в справедливость, гармонию и вечную победу добра.

Ханс Кристиан Андерсен - датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», и многих других.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы (роман «Only a fiddler (Всего лишь скрипач)» переведен на русский язык).

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого подростка, обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее она заявила Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего.

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ханс Кристиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Ханс Кристиан тем временем сочинил пьесу в пяти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ханс Кристиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

В 1829 году опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».

Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845. К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 года он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи.

Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.

В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 года и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Память об Андерсене увековечена рядом скульптур и иных достопримечательностей: в Копенгагене в честь Андерсена установлена статуя Русалочки. Статуи сказочника есть в Нью-Йорке, Братиславе, Москве и Оденсе.
Учреждена премия имени Ганса Христиана Андерсена, победителям которой вручаются золотые медали.
В Люблине существует кукольный театр имени Андерсена.
В городе Сосновый Бор Ленинградской области существует детский игровой комплекс Андерсенград, названный в честь сказочника. Парк развлечений, основной темой которого являются сказки Андерсена, есть в Шанхае.
В 1935 году к столетию со дня издания сказок Андерсена была выпущена серия почтовых марок Дании.
В 2005 году к двухсотлетию со дня рождения Андерсена были выпущены почтовые марки Беларуси и Казахстана.

Скучна, пуста и непритязательна жизнь без сказок. Ханс Кристиан Андерсен прекрасно это понимал. Пускай характер у него был не из легких, но открывая дверь в очередную волшебную историю, люди не обращали на это внимания, а с удовольствием погружались в новое, неслыханное раньше повествование.

Семья

Ханс Кристиан Андерсен - всемирно известный датский поэт и прозаик. На его счету более 400 сказок, которые даже сегодня не теряют своей популярности. Знаменитый сказочник родился в Однесе (Датско-Норвежская уния, остров Фюн) 2 апреля 1805 года. Он выходец из бедной семьи. Его отец был простым башмачником, а мать - прачкой. Все детство она бедствовала и просила подаяние на улице, а когда умерла, то ее похоронили на кладбище для бедных.

Дед Ханса был резчиком по дереву, но в городе, где он жил, его считали слегка не в своем уме. Будучи по натуре человеком творческим, он вырезал из дерева фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями, а многим такое искусство было совершенно непонятно. Кристиан Андерсен плохо учился в школе и до конца жизни писал с ошибками, но с самого детства его привлекало сочинительство.

Мир фантазий

В Дании есть легенда, что Андерсен был выходцем из королевской семьи. Эти слухи связаны с тем, что сам сказочник в ранней автобиографии написал, что играл в детстве с принцем Фритсом, который спустя годы стал королем Фредериком VII. А среди дворовых мальчишек у него друзей не было. Но так как Кристиан Андерсен любил сочинять, то вполне вероятно, что эта дружба была плодом его воображения. Исходя из фантазий сказочника, его дружба с принцем продолжалась, даже когда они стали взрослыми. Кроме родственников, Ханс был единственным человеком со стороны, которого допустили к гробу покойного монарха.

Источником этих фантазий были рассказы отца Андерсена, будто он дальний родственник королевской семьи. С раннего детства будущий писатель был большим мечтателем, а воображение его было поистине буйным. Не раз и не два он устраивал дома импровизированные спектакли, разыгрывал различные сценки и заставлял взрослых смеяться. Сверстники же его откровенно недолюбливали и часто издевались.

Трудности

Когда Кристиану Андерсену было 11 лет, умер его отец (1816 год). Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать на пропитание. Трудиться он начал в подмастерьях у ткача, позже работал помощником портного. Потом его трудовая деятельность продолжилась на фабрике по производству сигарет.

У паренька были удивительные большие голубые глаза и замкнутый характер. Ему нравилось сидеть в одиночестве где-то в уголке и играть в кукольный театр - свою любимую игру. Эту любовь к кукольным представлениям он не растерял и во взрослом возрасте, пронеся в душе до конца своих дней.

Кристиан Андерсен отличался от своих сверстников. Иной раз казалось, будто в теле маленького мальчика живет вспыльчивый «дядька», которому палец в рот не клади - по локоть откусит. Он был слишком эмоциональным и все принимал слишком близко к сердцу, из-за чего часто подвергался физическому наказанию в школах. По этим причинам матери пришлось отдать своего сына в еврейскую школу, где не практиковались разные экзекуции над учениками. Благодаря этому поступку писатель прекрасно знал о традициях еврейского народа и навсегда сохранил с ним связь. Он даже написал несколько рассказов на еврейскую тематику, к сожалению, на русский язык их так и не перевели.

Годы юности

Когда Кристиану Андерсену исполнилось 14 лет, он направился в Копенгаген. Мать предполагала, что сын вскоре вернется. По сути, он был еще ребенком, и в таком большом городе у него было мало шансов «зацепиться». Но, покидая отчий дом, будущий писатель уверенно заявил, что станет знаменитым. Прежде всего он хотел найти работу, что пришлась бы ему по душе. Например, в театре, который он так любил. Деньги на поездку он получил от человека, в чьем доме часто устраивал импровизированные спектакли.

Первый год жизни в столице не приблизил сказочника к исполнению своей мечты ни на шаг. Как-то раз он пришел в дом известной певицы и начал упрашивать ее посодействовать ему с работой в театре. Чтобы избавиться от странного подростка, дама дала обещание, что поможет ему, но так своего слова и не сдержала. Только спустя много лет она признается ему, что, впервые увидев, подумала, будто он лишен рассудка.

В то время писатель был долговязым, худым и сутулым подростком, с тревожным и скверным характером. Он боялся всего: возможного ограбления, собак, огня, потери паспорта. Всю жизнь он страдал от зубной боли и почему-то считал, что количество зубов влияет на его писательскую деятельность. А еще он до смерти боялся отравиться. Когда скандинавские дети прислали любимому сказочнику сладости, он в ужасе отправил подарок своим племянницам.

Можно сказать, что в подростковом возрасте Ханс Кристиан Андерсен сам являлся аналогом Гадкого Утенка. Но у него был на удивление приятный голос, и то ли благодаря ему, то ли из жалости, но он все-таки получил место в Королевском театре. Правда, успеха он так и не достиг. Ему постоянно доставались роли второго плана, а когда началась возрастная ломка голоса, и вовсе выгнали из труппы.

Первые произведения

Но если говорить кратко, Ханса Кристиана Андерсена не сильно огорчило увольнение. В то время он уже писал пьесу на пять актов и отправил королю письмо с просьбой финансового содействия в издании его произведения. Помимо пьесы, в книгу Ханса Кристиана Андерсена вошли стихи. Писатель сделал все, чтобы его работа продавалась. Но ни анонсы, ни рекламные акции в газетах не привели к ожидаемому уровню продаж. Сказочник не сдавался. Он понес книгу в театр в надежде, что по его пьесе поставят спектакль. Но и здесь его ожидало разочарование.

Учеба

В театре сказали, что у писателя отсутствует профессиональный опыт, и предложили ему учиться. Люди, которые сочувствовали несчастному подростку, направили просьбу самому королю Дании, чтобы тот разрешил ему восполнить пробелы в знаниях. Его Величество прислушался к просьбам и предоставил сказочнику возможность получить образование за счет государственной казны. Как гласит биография Ханса Кристиана Андерсена, в жизни его произошел крутой поворот: он получил место ученика в школе города Слагельса, позже - в Эльсиноре. Теперь талантливому подростку не нужно было думать, как заработать на пропитание. Правда, школьная наука давалась ему тяжело. Его все время критиковал ректор учебного заведения, к тому же Ханс чувствовал себя некомфортно из-за того, что был старше своих одноклассников. Учеба закончилась в 1827 году, но писатель так и не смог освоить грамматику, поэтому до конца жизни писал с ошибками.

Творчество

Рассматривая краткую биографию Кристиана Андерсена, стоит уделить внимание его творчеству. Первый лучик славы принес писателю фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Это произведение опубликовали в 1833 году, и за него писатель получил награду от самого короля. Денежное вознаграждение дало возможность Андерсену осуществить поездку за границу, о которой он всегда мечтал.

Это стало стартом, взлетной полосой, началом нового жизненного этапа. Ханс Кристиан понял, что может проявить себя и на другом поприще, а не только в театре. Он начал писать, и писал много. Различные литературные произведения, в том числе и знаменитые «Сказки» Ханса Кристиана Андерсена вылетали из-под его пера, как горячие пирожки. В 1840 году он еще раз попробовал покорить театральные подмостки, но вторая попытка, как и первая, не принесла желаемого результата. Зато в писательском ремесле он имел успех.

Успех и ненависть

В мир выходит сборник «Книга с картинками без картинок», 1838 год ознаменовался выходом второго выпуска «Сказок», а в 1845-м мир увидел бестселлер «Сказки-3». Шаг за шагом Андерсен становился знаменитым писателем, о нем говорили не только в Дании, но и в Европе. Летом 1847 года он посещает Англию, где его встречают с почестями и триумфом.

Писатель и дальше продолжает писать романы и пьесы. Он хочет прославиться как романист и драматург, вот только истинную славу ему принесли сказки, которые он тихо начинает ненавидеть. Андерсен больше не хочет писать в этом жанре, но сказки появляются из-под его пера снова и снова. В 1872 году, в канун Рождества, Андерсен написал свою последнюю сказку. В этом же году он по неосторожности упал с кровати и получил тяжелые увечья. От травм ему так и не удалось оправиться, хотя после падения он прожил еще три года. Умер писатель 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Самая первая сказка

Не так давно в Дании исследователи обнаружили неизвестную до того времени сказку «Сальная свеча» Ханса Кристиана Андерсена. Краткое содержание этой находки простое: сальная свеча не может найти свое место в этом мире и впадет в уныние. Но однажды она встречает огниво, что разжигает в ней огонь, на радость окружающим.

По своим литературным достоинствам это произведение значительно уступает сказкам позднего периода творчества. Оно было написано, когда Андерсен еще учился в школе. Он посвятил произведение вдове священника г-же Бункефлод. Таким образом, юноша пытался ее задобрить и отблагодарить за то, что она оплачивала его непутевую науку. Исследовали сходятся во мнении, что это произведение наполнено слишком большим количеством нравоучений, здесь нет того мягкого юмора, а только мораль и «душевные переживания свечи».

Личная жизнь

Ханс Кристиан Андерсен никогда не был женат, и детей у него не было. В целом он не имел успеха у женщин, да и не стремился к этому. Однако любовь у него все-таки была. В 1840 году в Копенгагене он познакомился с девушкой по имени Дженни Линд. Спустя три года он напишет в своем дневнике заветные слова: «Я люблю!» Для нее он писал сказки и ей посвящал стихи. Но Дженни, обращаясь к нему, говорила «братец» или «дитя». Хотя ему было почти 40 лет, а ей - только 26. В 1852 году Линд вышла замуж за молодого и перспективного пианиста.

На склоне лет Андерсен стал еще более экстравагантным: он часто посещал публичные дома и подолгу там засиживался, но никогда не прикасался к девушкам, что там работали, а только говорил с ними.

Как известно, в советское время зарубежных писателей часто выпускали в сокращенном или переработанном варианте. Это не обошло стороной и произведения датского сказочника: вместо толстых собраний в СССР выпускались тонкие сборники. Советские писатели должны были любое упоминание о Боге или религии убирать (если не получается - смягчать). У Андерсена нет нерелигиозных произведений, просто в одних работах это заметно сразу, а в других теологический подтекст спрятан между строк. К примеру, в одном из его произведений есть фраза:

Все было в этом доме: и достаток, и чванливые господа, но не было в доме хозяина.

Но в оригинале написано, что в доме нет не хозяина, а Господа.

Или взять для сравнения «Снежную королеву» Ханса Кристиана Андерсена: советский читатель даже не подозревает, что когда Герде страшно, она начинает молиться. Немного досадно, что слова великого писателя переиначивали, а то и вовсе выбрасывали. Ведь настоящую ценность и глубину произведения можно понять, изучив его от первого слова до последней точки, поставленной автором. А в пересказе уже чувствуется что-то поддельное, бездуховное и ненастоящее.

Несколько фактов

Напоследок хотелось бы упомянуть о нескольких малоизвестных фактах из жизни автора. У сказочника был автограф Пушкина. «Элегия», подписанная русским поэтом, сейчас находится в Датской Королевской библиотеке. Андерсен же не расставался с этим произведением до конца своих дней.

Ежегодно 2 апреля во всем мире отмечают День детской книги. В 1956 году Международный совет по детской книге присудил сказочнику Золотую медаль - высшую международную награду, которую можно получить в современной литературе.

Еще при жизни Андерсену поставили памятник, проект которого он лично утвердил. Сначала проект изображал писателя сидящего в окружении детей, но сказочника это возмутило: «Я бы и слова не смог сказать в такой обстановке». Поэтому детей пришлось убрать. Теперь на площади в Копенгагене сидит сказочник с книгой в руке, в полном одиночестве. Что, впрочем, не так далеко от правды.

Андерсена нельзя назвать душой компании, он мог долгое время находиться наедине с собой, неохотно сходился с людьми и, казалось, жил в мире, который существовал только в его голове. Как бы цинично это ни звучало, но его душа была словно гроб - рассчитанная только на одного человека, на него. Изучая биографию сказочника, можно сделать только один вывод: писательство - это одинокая профессия. Если открыть этот мир кому-то еще, тогда волшебная сказка превратится в обычную, сухую и скупую на эмоции историю.

«Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и еще не один десяток сказок подарило миру перо автора. Но в каждой из них есть одинокий герой (главный или второстепенный - это неважно), в котором можно узнать Андерсена. И это правильно, ведь только сказочник может открыть дверь в ту реальность, где невозможное становится возможным. Если бы он вычеркнул себя из сказки, она бы стала простой историей без права на существование.