Шиллинг даргинцы. Рукодельный народ

ДАРГИНЦЫ - один из дагестанских народов в Среднем Дагестане.

Жи-вут на юге Буй-нак-ско-го, в Ле-ва-шин-ском, на се-ве-ро-вос-то-ке Гу-ниб-ско-го, юго-за-па-де Ка-ра-бу-дах-кент-ско-го, в Аку-шин-ском, Сер-го-ка-лин-ском, Да-ха-да-ев-ском, на юге Кай-таг-ско-го, се-ве-ре Агуль-ско-го районов; про-жи-ва-ют так-же в Став-ро-поль-ском крае и Кал-мы-кии . Чис-лен-ность 510,1 тысяч человек (2002, пе-ре-пись), в том числе в Да-ге-ста-не 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их со-став час-то вклю-ча-ют близ-ких по язы-ку и куль-ту-ре кай-таг-цев и ку-ба-чин-цев. Го-во-рят на дар-гин-ских язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Эт-но-ним «Даргинцы» из-ве-стен с XIV века. По-литические и тор-го-вые от-но-ше-ния с Рос-си-ей с XVII века. До окон-чательного при-сое-ди-не-ния к Рос-сии (1-я треть XIX века) боль-шин-ст-во сою-зов сель-ских об-щин (Аку-ша, Цу-да-хар, Ме-ке-ги, Уси-ша, Му-ги, Ура-хи) вхо-ди-ло в со-юз Аку-ша-Дар-го, Уцу-ми-Дар-гва - в уц-мий-ст-во Кай-таг, Губ-ден и Да-кар - в Тар-ков-ское шам-халь-ст-во, Ме-геб - в авар-ский Ан-да-лаль-ский со-юз, Бур-кун-Дар-гва - в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во. Аку-ша-Дар-го управ-лял-ся схо-дом пред-ста-ви-те-лей сою-зов (цих-на-бях), со-би-рав-ших-ся око-ло села Аку-ша. Сель-ские об-щи-ны (джа-ма-аты) управ-ля-лись ка-ди-ем, ста-рей-ши-на-ми и ис-пол-ни-те-ля-ми (ба-ру-ман) во гла-ве с гла-ша-та-ем (ман-гуш), стар-ши-на-ми (ха-ла-ти). Име-ли по-сто-ян-ные тор-го-вые кон-так-ты с ку-мы-ка-ми. Даргинцы не вхо-ди-ли в со-став Има-ма-та Ша-ми-ля, но при-ни-ма-ли уча-стие в Кав-каз-ской вой-не 1817-1864 годов и вос-ста-нии 1877 года. По-сле вой-ны боль-шин-ст-во дар-гин-ских сёл во-шло в Дар-гин-ский и Кай-та-го-Та-ба-са-ран-ский ок-ру-га.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Кав-ка-за (смотри в статье Азия). Основные за-ня-тия на рав-ни-не - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во. Около 38% про-жи-ва-ет в го-ро-дах. Ре-мёс-ла - резь-ба по де-ре-ву (ме-бель, де-та-ли жи-лищ: кар-ни-зы, на-лич-ни-ки, опор-ные стол-бы), кам-ню (над-гро-бия), куз-неч-ное де-ло (село Хар-бук Да-ха-да-ев-ско-го района), ору-жей-ное, юве-лир-ное, зо-ло-то-швей-ное де-ло (село Аку-ша и др.), вы-шив-ка, вя-за-ние (Сер-го-ка-лин-ский и Аку-шин-ский районы: в основном нос-ки с гео-мет-рическим ор-на-мен-том), ков-ро-тка-че-ст-во (Ле-ва-шин-ский, Аку-шин-ский, Да-ха-да-ев-ский районы), вы-дел-ка сафья-на (в основном в селе Цу-да-хар), вой-ло-ка и су-кон, про-изводство по-лив-ной ке-ра-ми-ки и др.

Ос-но-ву тра-диционной жен-ской оде-ж-ды со-став-ля-ла ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (хе-ва, гур-ди, ава) с пря-мы-ми ру-ка-ва-ми, ха-рак-тер-ны уз-кие в ша-гу шта-ны с уз-ки-ми шта-ни-на-ми, муж-ская и жен-ская шу-ба-на-кид-ка с лож-ны-ми ру-ка-ва-ми. В пред-гор-ных рай-онах бы-ли рас-про-стра-не-ны от-рез-ная по та-лии ру-ба-ха (бал-хун-хе-ва) и рас-паш-ное пла-тье (вал-жаг, кап-тал-хе-ва, буз-ма-хе-ва, бал-хун-хе-ва, ка-ба-лай, гур-ди, ла-ба-да). В ря-де сёл тка-ли на-плеч-ные на-кид-ки и ша-ли. Ха-рак-тер-ные ти-пы чух-ты (чук) - в ви-де пря-мо-уголь-ной по-вяз-ки, час-то с на-ряд-ной на-лоб-ной на-шив-кой; в ви-де чеп-ца с ме-шоч-ком-на-кос-ни-ком и длин-ным (ино-гда до пят) по-лот-ни-щем из на-ряд-ной тка-ни (в т. ч. шёл-ка, пар-чи, ка-ше-ми-ра и т. п.); по-верх чух-ты обыч-но но-си-лось ши-ро-кое по-кры-ва-ло (ди-ка).

Тра-диционная пи-ща - хлеб (пше-нич-ный и яч-мен-ный, в на-го-рье вы-пе-кался в тан-ды-ре-та-рум); су-пы-нергь (мяс-ной, мо-лоч-ный, фа-со-ле-вый, ты-к-вен-ный и др.); ку-соч-ки тес-та, ва-рен-ные в буль-о-не (хин-кал); род кол-ба-сы (хя-ли си-ри-сан); раз-мо-ло-тое льня-ное се-мя с мё-дом (ур-беш); мо-ло-ко ели толь-ко в пе-ре-ра-бо-тан-ном ви-де. Тра-диционный на-пи-ток - бу-за (ха-руш). Ка-лен-дар-ные празд-ни-ки - ве-сен-ний Но-вый год, дни пер-вой бо-роз-ды, окон-ча-ния сбо-ра уро-жая. Рас-про-стра-не-ны об-ря-ды вы-зы-ва-ния и пре-кра-ще-ния до-ж-дя, вы-зы-ва-ния солн-ца и др.

Фольк-лор - пре-да-ния, сказ-ки о жи-вот-ных, бас-ни, анек-до-ты, по-сло-ви-цы, по-го-вор-ки, бал-ла-ды (се-мей-но-бы-то-вые, лю-бов-ные, эпи-ко-ге-рои-че-ские - «Об от-пра-вив-ших-ся в Ай-за-ни на вой-ну», «Бо-га-тырь Хол-чвар», «Ка-ма-лул-Ба-шир» и др.), пес-ни-пла-чи о по-гиб-ших ге-ро-ях и др. Сре-ди музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: агач-ку-муз, чун-гур (струн-ные щип-ко-вые), зур-на (ду-хо-вой языч-ко-вый), идио-фо-ны и мем-бра-но-фо-ны; за-им-ст-во-ван-ный ин-ст-ру-мент - гар-мо-ни-ка. Пре-об-ла-да-ет соль-ная муж-ская ис-пол-ни-тель-ская тра-ди-ция, в т. ч. твор-чество чун-гур-чи, поющих в со-про-во-ж-де-нии чун-гу-ра. Сре-ди пев-цов-им-про-ви-за-то-ров конца XIX - начала XX веков - Омар-ла Ба-ты-рай, Цу-да-ха-рец Хад-жи. Основной та-нец - различные ви-ды лез-гин-ки. Ха-рак-тер-ны муж-ские сва-деб-ные тан-цы: у цу-да-хар-цев - кру-го-вой во-круг ко-ст-ра (щир-ла делх), у сюр-гин-цев - ли-ней-ный (туг-ла аяр).

Со-хра-ни-лись мно-го-численные за-пи-си дар-гин-ско-го ада-та XVII-XIX веков, наи-бо-лее из-ве-стен ко-декс, при-пи-сы-вае-мый кай-таг-ско-му уц-мию Рус-тем-ха-ну (XVII век). Из-ве-ст-ны дар-гин-ские му-сульманские учё-ные - Да-ма-дан из Ме-ге-ба (умер в 1718 году) и Да-уд из Уси-ши (умер в 1757 году). Есть пред-ста-ви-те-ли ин-тел-ли-ген-ции. В 1992 году соз-да-но куль-ту-рное общественное Дар-гин-ское де-мо-кра-тическое дви-же-ние «Ца-деш» («Един-ст-во»).

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана. Они составляют 16,5 % от всего населения республики. Всего в России насчитывается около 590 тысяч представителей этого народа. За пределами Дагестана больше всего даргинцев – более 50 тысяч человек – живут в Ставропольском крае.

Происхождение и история даргинцев

Самоназвание народа – дарган, дарганти – по-видимому, происходит от слова "дарг". Понятие довольно трудно перевести на русский язык – это нечто внутреннее, то, что противопоставлено внешнему окружению. Формирование даргинского народа происходило на протяжении последней тысячи лет под влиянием военных усобиц проживавших в горах Дагестана племён, а также нашествий турецких и иранских армий. Впервые этноним даргинцы появляется в одной из летописей XV века.

Несмотря на существование общего литературного даргинского языка, сложившегося на основе акушинского диалекта, далеко не все даргинцы одинаково хорошо понимают друг друга: насчитывается около 17 диалектов, довольно существенно различающихся между собой. Письменный даргинский использует кириллический алфавит.

Вплоть до вхождения в 18 веке в состав российского государства земли, населенные даргинцами, находились под управлением союза сельских обществ Акуша-Дарго Кайтагского уцмийства. Во времена Кавказской войны даргинцы в большинстве своем поддерживали Шамиля, однако активного участия в военных действиях не принимали.

В советский период истории российского государства, когда была образована Дагестанская АССР, многие даргинцы переселилось из горных в равнинные районы республики.

Ремесла даргинцев

У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кубачинские мастера также издавна славились изготовлением кольчуг, шлемов, панцирей, налокотников, ружей и пистолетов. Парадное оружие (ножны, рукоятки шашек и кинжалов) даргинцы весьма умело оправляли серебром и позолотой и украшали узорчатыми пластинками из кости. Причем, искусство златокузнецов не забыто и в наши дни. К примеру, в Кубачах, каждый, от мала до велика, владеет ювелирным мастерством: оно передается в семьях из поколения в поколение. Помимо оружия, создают местные умельцы подсвечники, парадную посуду и, конечно, женские украшения. Работают с серебром, медью, костью и эмалью.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Быт даргинцев

Быт даргинцев издавна регулировался традиционным правом - обычаями, принятыми в том или ином джамаате (сельской общине). Общины, в свою очередь, объединялись в более крупные сообщества, часть которых на протяжении долго времени составляла так называемую Акушимскую конфедерацию. Внутри общин жизнь даргинцев формировалась вокруг малых семей и их групп (тухумов), ведущих родство от одного общего предка.

Как и у многих других кавказских народов, наиболее наглядно обычаи даргинцев проявляются в ритуале гостеприимства: в дом приглашался любой человек вне зависимости от его национальности, религиозной принадлежности, места проживания. Любой визитёр и до сих пор может быть уверенным в том, что в доме у радушного даргинца его ожидает богато уставленный кушаньями стол и комфортный ночлег. А за безопасность гостя в доме лично отвечает хозяин.

За даргинским столом о диетах лучше забыть сразу! В центр стола при каждом застолье обязательно выставляется национальная кулинарная гордость – чуду – что-то среднее между блинами с припеком и "закрытым" пирогом. Традиционные чудо-начинки - мясо, овощи, творог и горные травы. Столь же обязателен и хинкал (не путать с хинкали), рецепт которого свой у каждой хозяйки. Самые популярные супы - из пшеницы, гороха или фасоли. А запивать все это разнообразие полагается бузой – слабо- или безалкогольным квасом, который сами даргинцы называют напитком аксакалов.

Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.

Народность в Дагестане

К национальности даргинец сегодня относится значительное число жителей республики Дагестан, входящей в состав России. По результатам последней переписи населения, на территории нашей страны проживает почти 600 тысяч представителей этой народности. В Дагестане их больше всего - около 16,5 %, или, приблизительно, полмиллиона человек.

Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Внешность

Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.

У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев - это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Диаспора

Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки - уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным - 50 тысяч.

Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.

Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины - в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.

В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.

Этноним

Само слово "даргинец" производное от понятия "дарг", которое означает "внутренность", то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним "даргинцы" появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование "дайркан", которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Народы Дагестана

Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.

Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.

В самом Дагестане больше всего проживает аварцев, но даже у них нет большинства. Их около 850 тысяч человек, что примерно 30 % от общей численности населения. Даргинцев - 16,5 %, кумыков - 14 %, лезгин - 13 %, численность других национальностей не превышает 10 %.

Культура

Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.

После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась "Дарган".

В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.

Язык

Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.

Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.

Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.

Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.

Музыка

В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.

Один из самых популярных исполнителей даргинских песен - Ринат Каримов. В его репертуаре есть произведения "Для вас, даргинцы", "Исбахи", "Любовь придет", "Моей даргинке", "Пойми сердце мое", "Родник любви", "Сон", "Черноглазая", "Красивая", "Будьте счастливы", "Не могу без тебя", "Свадебная", "Шуточная".

Традиции даргинцев

О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.

Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.

Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.

Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.

Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.

Семья

Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.

Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.

Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в "другом " доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.

Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.

Я живу в старом русском городе Вологда. В нашем классе учатся русские ребята. У нас в классе есть: Светлана, Марина, Кристина, Александр, Василий, Алексей. Это красивые русские имена. А моё полное имя звучит так: Магамед-Мустафа. Мои одноклассники заинтересовались, а почему у меня такое необычное имя. И я с гордостью ответил им: «Я – даргинец!»

«Кто такие даргинцы?»- этот вопрос задали мне мои одноклассники.

Даргинцы – это народность в Дагестане. Даргинцы живут в горах Кавказа. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют большие дворы. Мужская традиционная одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская одежда - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Конечно, сейчас такую одежду надевают только по специальным случаям, на праздники. Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Даргинцы хранят традиции и обычаи своих предков. Вот некоторые из них:

1. Традиционно детям давались и даются имена умерших родственников: родителей, братьев, сестер.

2. Традиция нарекать именем пророков, святых, наиболее чтимых предков, особенно родителей, сестер, братьев, уважаемых людей, друзей семьи выражается в пожеланиях: «Расти джигит! Будь похожим на того, чьим именем тебя нарекли!», «Пусть твое имя будет свято!», «Пусть это имя прославится на века!».

3. Если человек совершает какой-то поступок, заслуживающий с точки зрения дагестанской этики поощрения или наказания, то это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят также и на счет всех его ближайших родственников. Поэтому человек старается не ударить лицом в грязь, не осрамить своих родственников, не совершить ничего такого, что заставило бы последних по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом».

4. Ценностное отношение к дому, семье зафиксировано в пожеланиях «Дом твой да будет полон пшеницей и тобой», «Чтоб всегда в доме было изобилие», «Пусть дом будет полон, поля расцветут, будет достаток!», «Благословение да достанется твоему дому!», «Чтобы дом твой здравствовал!».

5. В доме, где останавливается гость, должен царить покой и порядок. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - для гостя.

6. Любовь, уважение, внимание к старости слышится в благопожеланиях: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии!», «Да исполнятся желания вашей души!», «Счастливой тебе старости!», «Дай аллах тебе для нас жить даст!».

7. Мальчики воспитываются как будущие хозяева, главы семьи. Большое значение придают физическому развитию ребят, которые с детства занимаются спортом, упражняясь в силе и мужестве.

Традиции даргинцев живут и в нашей семье.

2. Моя малая Родина

Моя Родина, там, где я родился, где родились мои родители и родители моих родителей. Это село Верхние Убеки в далёком Дагестане. Летом мы всей семьёй уезжаем на Родину. Я очень люблю своё село. Вот, что мне рассказала мама об истории селения Убеки: «Когда - то земли нашего селения были совсем пусты. И вот приехал туда один мужчина, звали его Убек. Так ему понравилась красота гор и реки, что он решил остаться там жить. В честь него и носит имя наше село».

Я тоже люблю наши горы, чистый воздух, ласковое Каспийское море.

Летом мы с братом купаемся в море, загораем на тёплом песке, собираем ракушки, бегаем в горы, знаем там каждый камушек. А в августе лакомимся первым виноградом, его гроздья свисают прямо над головой.

3. Даргинская семья.

«Моя семья – моя гордость» - это может сказать каждый даргинец. Моя семья дружная и крепкая. Моего отца зовут Хайдарбек Чанкаевич Магамедов, а маму - Амурилова Амилат Абдулаевна. У меня есть брат Чанка. По традиции нашего народа он носит имя нашего деда Чанки Магамедова. Дед был чабаном, у него было своё стадо из овец и коз. Дед каждый день выводил их на луга. К сожалению, я не успел познакомиться с дедом, он не дожил до моего рождения.

Другого деда звали Абдулла Амурилов. Он был учителем в нашем селе. Дома у дедушки было много овец, коз и лошадей. Дед Абдулла был хорошим наездником. Он часто принимал участие в скачках и занимал первые места. Деда уважали и любили не только в нашем селе, но и в других сёлах. Абдулла Амурилов слыл человеком щедрым. Мог подарить овцу совсем чужим людям. А ещё дед Абдулла любил петь. На свадьбах он брал гармошку и пел песни на разных языках. Легко танцевал традиционный «цудахарский» танец и, конечно, лезгинку.

Бабушки Умаган Гаджиевна и Патимат Кунниевна живы и здоровы. Я их очень люблю. Летом я, как настоящий мужчина, всегда помогаю им по хозяйству: воду набираю, огород поливаю, собираю урожай.

Наши родители стараются растить нас с братом в традициях нашего народа. Нам с братом дали имена наших родственников. Я занимаюсь дзю-до, ведь настоящий даргинец должен уметь постоять за себя и за свою семью.

И я, и Чанка стараемся учиться хорошо и получать только 4 и 5, чтобы родителям было не стыдно за нас, чтобы они не «опустили голову» и не «почернели лицом». У нас с братом есть свои обязанности по дому, и мы никогда не отлыниваем от них, выполняем любое поручение родителей. Слово отца для нас закон, мы слушаемся не потому что боимся папу, а пото- му что уважаем его, так принято в нашем роду. Конечно, мы с братом ещё дети, но многие традиции и обычаи мы уже переняли от наших родителей.

Весной на празднике «Масленница» в нашем классе мы с братом танцевали зажигательную лезгинку. Наши одноклассники и родители аплодировали нам. Мы с братом научились танцевать в родном селе. Когда в селе проходят свадьбы, то на них танцуют все от старцев до совсем маленьких ребят.

На свадьбах в даргинских сёлах соблюдаются почти все старые обычаи и традиции. Я видел и запомнил такой обычай: на второй день свадьбы все мужчины заходят в комнату, где сидит невеста и бросают деньги у кого, сколько есть, а невеста угощает их орехами и конфетами. В третий день свадьбы невеста угощает всех друзей жениха блюдом «Хинкал», которое приготовила сама.

Старинный обычай, который соблюдается и в наши дни: когда в семье рождается мальчик, то отец режет барана и собирает всех родственников и друзей.

Даргинцы - верующий народ, мы – мусульмане. В даргинской семье строго соблюдаются мусульманские правила. Наш папа помогает нам с братом изучать Коран. Мы стараемся соблюдать все мусульманские праздники. В эти дни читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.

Многие традиции даргинцев живут в нашей семье. Ведь пока мы помним обычаи наших предков, они живут рядом с нами. Даже сейчас, когда наша семья далеко от родных мест, мы соблюдаем традиции нашего народа.

В своей работе я рассказал о том, что такое даргинская семья. В заключении я хочу сказать, что, даже находясь далеко от своей Родины мы, Чанкаевы, храним и соблюдаем обычаи и традиции своих предков.

Даргинцы - воторой по численности народ Дагестанской АССР. Г1о переписи 1959 г., даргинцев насчитывается 158 тыс. чело-век, Существовавшее до Великой Октябрьской социалистической революции деление даргинцев на собственно даргинцев, кайтагцев и кубачин- цев и их языковое различие со времени установления Советской власти стали постепенно изживаться. Решающая роль принадлежит здесь социалистической реконструкции народного хозяйства, созданию новой, социалистической культуры, возникновению общедаргинского литературного языка. Даргинский язык принадлежит к дагестанской ветви кавказских языков.

По современной лингвистической классификации различаются диалекты даргинского языка: собственно даргинский, кайтагский и кубачинский. Собственно даргинский язык имеет ряд наречий, из которых наиболее значительные акушинское, урахинское (хюркилинское) и цудахарское. Акушинское наречие легло в основу современного даргинского литературного языка, которым как языком школы, письменности и литературы пользуются также кайтагцы и кубачинцы.

Современное самоназвание собственно даргинцев - дарган, кайтагцев - хайдак, кубачинцев - урбуган, а наименование их единственного селения - Кубачи (на кубачинском языке - Арбуканти). Арабские средневековые авторы употребляли для наименования кубачинцев, издавна известных своими металлическими изделиями, персидский термин «зирех- геран» (буквально «кольчужники»). Наиболее распространенным до нашего времени в качестве названия селения и его обитателей является известный с XVII в. термин «кубачинцы», или «кубачи». Термин этот, заимствованный из турецкого языка, равнозначен по смыслу вышеприведенному персидскому.

В Дагестанской АССР даргинцы расселены следующим образом: Сергокалинский (центр сел. Сергокала) и Дахадаевский (центр сел. Уркарах) районы заселены собственно даргинцами; в центральной части Дахадаовского района - в сел. Кубачи - обитают кубачинцы, южная часть того же района - сел. Ицари - населена кайтагцами. Основное население Левашинского и Акушинского районов - даргинцы, но, кроме них, в этих районах живут также аварцы и лакцы. В Кайтагском районе (центр сел. Маджалис) проживают в основном кайтагцы, а также собственно даргинцы и кумыки. Наконец, отдельные даргинские селения встречаются в смежных районах: на севере - в Буйнакском (селения Кадар, Ка- рамах и Чанкурби), на западе-в Гунибском (сел. Мегеб), на юге- в Агульском (селения Амух и Чирах).

Территорию расселения даргинцев в целом можно назвать средним Дагестаном. Эта область, расположенная между приморской полосой на востоке ж бассейном.р. Казикумухское Койсу на западе, не включает, подобно соседним землям аварцев и лакцев, каких-либо крупных обособленных речных бассейнов и ущелий, она лежит преимущественно в бассейнах небольших рек, текущих в Каспийское море, и имеет весьма пересеченный ландшафт. В горных зонах расположены главным образом Дахадаевский и Акушинский районы. Наивысшие точки хребтов на территории, заселенной даргинцами, достигают высоты 2,5 км над уровнем моря. Наиболее высоко расположенные селения находятся на высоте около 2 км над уровнем моря (например, селения Чирах, Ургани, Бутри). Климат области умеренный, в горных местностях - сухой, в предгорных - более мягкий и влажный. Почвы, вследствие расчлененности рельефа, скалистости и крутизны склонов, большею частью недоразвитые; на более пологих площадях есть чернозем. Леса в основном лиственные. В местах с более мягким климатом, т. е. в предгорьях, произрастают фруктовые деревья.

Соседямг даргинцев являются: на западе - аварцы и лакцы, на востоке и севере - кумыки, на юге - лезтины.

Как и большинство других народов Дагестана, даргинцы составляют аборигенное население страны. Наиболее ранние литературные памятники, в которых упоминаются даргинцы, относятся к IX в. н. э. Это - сочинения арабских авторов и дербентская компиляция, известная под названием «Дербент-наме». В этих источниках встречаются термины «хайдак», соответствующий современному «кайтаг», «зерекран» («зирехге-ран»), соответствующий современному «кубачи».

К началу XIX в. даргинская территория состояла из уцмийства Кай- тагското и ряда «вольных обществ», занимавших горные местности. Эти «вольные общества» находились в большей или меньшей зависимости от кайтагского уцмия. Ниже уцмия стояли уцмийские беки, происходившие из рода уцмия. Основную массу населения составляли лично свободные общинники (уздени), затем шли крепостные (раяты), и, наконец, существовало небольшое число бесправных кулов - рабов или холопов из пленных. Феодальный гнет освящала религия даргинцев - ислам суннитского толка, который стал распространяться со времени арабского нашествия на Дагестан.

«Вольные общества» считали уцмия своим военным предводителем в случае войны и при защите от нападений врагов. По свидетельству, относящемуся к XVIII в., кайтагский уцмий для упрочения своего положения среди сильных «вольных обществ» горных районов посылал туда своих сыновей на воспитание, причем все женщины по очереди прикладывали ребенка к своей груди. Будучи таким образом усыновлен многими семьями, сын уцмия оказывался связанным с «вольными обществами» как бы кровными узами. Тем не менее эти общества веками боролись с уцмиями и членами его дома, отстаивая свое самоуправление, свою свободу и относительную независимость, требуя невмешательства уцмия во внутренние дела джамаатов. Кубачинское «вольное общество», например, даже не пускало уцмия в свои пределы, и он мог попасть в Кубачи только в том случае, если имел надежного кунака среди кубачинцев.

Борясь с феодалами, т. е. с уцмием и беками, «вольные общества» кубачинцев, кайтагцев и даргинцев часто соединялись между собой в союзы (Акуша-даргва, Уцуми-даргва, Каба-даргва, Буркун-даргва и др.)* В начале XIX в. наиболее сильным из них был Акуша-даргва - союз пяти обществ, носивших названия соответствующих главных селений - Акуша, .Мекеги, Муги, Усиша, Цудахар. В состав Акуша-даргва входило и небольшое число аварских и лакских селений. Общее управление союзом находилось в руках кадия, жившего в Акуше и пользовавшегося большим влиянием во всем Дагестане.

После окончательного присоединения Дагестана к России уцмийство Кайтагское было упразднено (1820 г.) и в Кайтаге введена русская администрация. В 1860 г. на территории даргинцев был образован Даргинский округ. Часть даргинских селений вошла в состав Кайтаго-Табасаранского и Кюринского округов.

Занятия

Основными отраслями хозяйства даргинцев во второй половине XIX - начале XX в. были скотоводство в горных районах и земледелие (в том числе садоводство) в предгорных. В ряде селений горного общества Ганк наряду со скотоводством большое значение имело ремесло. В селениях Кубачи, Амузги, Сулевкент, Харбук почти все мужское население оторвалось от сельского хозяйства и занималось ремесленным производством. Крестьяне остальных даргинских селений, имевших скотоводческий или земледельческий профиль хозяйства, в свободное от сельскохозяйственных работ время также занимались ремеслом.

Таким образом, внутри даргинской территории существовало географическое разделение труда. Однако ведущей отраслью хозяйства большейчасти даргинских селений являлось все же скотоводство. Своего зерна в большинстве селений не хватало; его приобретали у соседей, в первую очередь у кумыков. Во многих районах не хватало и пастбищ, в связи с чем значительное развитие получила аренда пастбищ в других местах.

Земледелие - исконная (начиная с эпохи бронзы) отрасль хозяйства даргинцев. Веками народ накапливал земледельческий опьгт, кропотливо отбирая более целесообразные для местных условий формы и методы ведения хозяйства, совершенствуя орудия труда. Так, например, на крутых склонах гор даргинцы издавна примепяли террасную систему земледелия. Менее плодородные участки удобрялись навозом и птичьим пометом, более плодородные - золой от кизяка или верхним: слоем почвы с богатых перегноем лесных земель. В качестве удобрения употребляли также верхние слои известковых бугров, высохших болот, отложившихся по руслам рек пласюв ила.

Однако общая экономическая и культурная отсталость народа до революции, глубокое имущественное и социальное неравенство являлись непреодолимой преградой на пути совершенствования земледельческой техники, уровень развития которой в целом был низким. Господствовало од- пополье. Боронование применялось только в предгорных районах. Горцы в лучшем случае в качестве бороны пользовались связанными вместе ветками деревьев, а чаще - вовсе не боронили. Крупные комья земли разбивались лопатой. Вообще набор сельскохозяйственных орудий был не сложен. В предгорных районах основным пахотным орудием служил плуг с железным лемехом. В горах пользовались леткой сохой (дураз), сходной по конструкции с аварской. Убирали хлеб полукруглыми серпами с зазубренным лезвием или продолговатыми в виде горбуш, а также особыми косами, не (имевшими лучка для правой руки, как русские, но обладавшими вместо этого сильно изогнутым косовищем. Молотшги с помощью молотильных досок (с острыми кремневыми камешками на нижней поверхности), которые проволакивались волами по разбросанному на гумне хлебу. Такие же земледельческие орудия применялись и у других народов Дагестана.

Число видов возделывавшихся хлебных злаков было весьма ограничено - пшеница, "кукуруза, ячмень. Характерно, что пшеница культивировалась главным образом в хозяйствах богачей, тоща как бедняки предпочитали сеять ячмень, дающий больший урожай. Такая культура, как виноградная лоза, одна из древнейших в Дагестане, возделывалась в XIX в. лишь в некоторых районах нижнего Кайтага.

Огородничества даргинцы почти не знали. В середине XIX в. огородничеством стали заниматься жители селения Маджалис, Акуша, а также в Дешлагаре, под влиянием русского населения. Еще в XIX в. лук и чеснок даргинцы приобретали у кумыков в обмен на продукцию скотоводства. Другие овощи и картофель были редкостью. Вследствие примитивной техники урожаи обычно бывали весьма низкие. Земледельческое хозяйство даргинцев носило по преимуществу потребительский характер; товарное значение имело лишь садоводство, получившее наибольшее развитие в некоторых кайта1хких обществах.

Лучшие пахотные земли в долинах рек, ще имелись благоприятные условия для орошения, принадлежали помещикам (бекам, кадиям) и кулакам. Пахотные земли бедняков располагались обычно либо на склонах гор, прилегающих к селению, либо далеко в горах. Значительная часть крестьян имела от 0,8 до 1,1 га земли, а у многих ее и вовсе не было. Из-за нехватки тяглового скота, земледельческого инвентаря и рабочей силы крестьяне в течение сельскохозяйственного года прибегали к обычаю родственной и соседской взаимопомощи - булха (билхъа). Кулаки при помощи булха эксплуатировали своих бедных родственников и соседей.

Такая же картина наблюдалась и в скотоводческих районах: богатые скотоводы владели тысячными стадами овец, тогда как в хозяйствах бедняков число овец не превышало десяти, а то и пяти. Для основной массы крестьянства очень остро стоял вопрос о пастбищах. Одни селения бедствовали, у других имелись излишки. Большая часть пастбищ принадлежала помещикам. Общинные пастбища эксплуатировались в первую очередь кулацкой верхушкой. Большинству крестьян приходилось арендовать за высокую плату пастбищные земли или идти в кабалу к богатеям.

Скотоводством, как и земледелием, даргинцы занимались издревле. Широкое развитие скотоводства зафиксировано уже памятниками каякентско-хорочоевской культуры (II тысячелетие до н. э.). Примерно 70-75% поголовья скота составляли овцы местной горской породы, 10-15% -крупный рогатый скот, остальное -лошади, мулы, ослы. Как и у других народов Дагестана, применялась отгонно-пастбищная система животноводства. С весны до осени скот находился высоко в горах - на летних пастбищах, а в сентябре - октябре - спускался вниз, на зимние. Даже крупный рогатый скот большую часть года содержался на подножном корму, переходя на стойловое содержание только на два-три зимних месяца. В этот период обычным кормом были солома, бурьян, кукурузная шелуха, так как сена в хозяйстве даргинского крестьянина не хватало или не было вовсе. Экстенсивные формы ведения скотоводческого хозяйства, не знавшего заготовки кормов, теплых помещений для скота во время зимних холодов, ветеринарного обслуживания и т. д., (приводили к массовой гибели стад и разорению большого числа крестьян.

Богатые овцеводы, нанимая чабанов и подпасков, труд которых они жестоко эксплуатировали, и организуя сезонные перегоны скота, наживались также на бедных и средних хозяевах, которые присоединяли свой скот к их стадам. Объединенное стадо образовывало кош. В селениях таких кошей могло быть несколько. Фактически кош был в полном и безраздельном распоряжении богача. Богач по обычаю снабжал кош большим медным кованым котлом для варки пищи, нужным числом пастухов и собак. Присоединившие своих овец к большому стаду платили хозяину коша за каждые 50 голов по пять овец и пастухам по 20 коп. с овцы. Еще в 70-х годах XIX в. табуны и стада сопровождала вооруженная охрана. Эту охрану несло мужское население аула - сначала в порядке очереди, затем лишь бедняки за очень небольшое вознаграждение.

Постепенно скотоводство стало приобретать товарные формы. Даргинские предприниматели и перекупщики скупали шерсть, шкуры, мясо и сбывали их в городах, получая в обмен ткани и продукты земледелия.

Промышленных предприятий на территории, заселенной даргинцами, не было, если не считать фруктообрабатывающих заводов кустарного типа в селениях Цудахар и Куппа. Однако, как уже отмечалось, значительное развитие получили ремесла и домашние промыслы: металлообработка, гончарство, ткачество и т. д. Среди ремесленников шел процесс классовой дифференциации, резко усилившийся во второй половине XIX и начале XX в. Элементы капиталистических отношений развились в особенности в сел. Кубачи. Разбогатевшие мастера использовали наемный труд, скупали изделия односельчан, занимались торговлей и ростовщичеством.

Экономическое положение основной массы даргинцев было в дореволюционное время весьма тяжелым. Своего хлеба семье среднего достатка хватало на три - четыре месяца; мяса для питания семья имела в год не более 50-60 кг. Маломощные крестьяне и совсем не имевшие ни земли, ни скота вынуждены были батрачить или заниматься отходничеством. Например, в сел. Мюреш (современный Сергокалинский район) в ода ом из кварталов, насчитывавшем около 60 хозяйств, 17 хозяйств работало на кулаков. Очень высок был и процент отходников. Из одного только

Даргинского округа в конце XIX - начале XX в. ежегодно уходило в поисках работы около 12 тыс. человек. В ряде селений на заработки уходило до 20-30% жителей. Даршнцев-отходников можно было встретить в селениях и городах Дагестана (обычно на плоскости), на нефтепромыслах Баку, на рыбных промыслах Каспия и во многих других местах.

Новая жизнь пришла в даргинские селения после Октябрьской революции. За годы Советской власти, и особенно после коллективизации, значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель за счет осушки болот, превращения части пастбищ в новые пахотные участки и, в ряде случаев, прежде бесплодных земель в земли плодоносные, благодаря использованию высококачественных удобрений, развитию искусственного орошения и другим мероприятиям. Расширился ассортимент зерновых, технических и других культур. Большие площади заняты теперь под пшеницу и кукурузу. Сеют также полбу, ячмень, рожь, овес, просо. Широкое распространение получили подсолнух, горох, люцерна и т. д. Повсеместно развивается огородничество. Даргинцы сами выращивают теперь помидоры, капусту, морковь, лук, чеснок и пр. На даргинских землях культивируются и бахчевые: арбузы, дыни, тыквы.

Большое значение в современном хозяйстве даргинцев приобрели садоводство и виноградарство, особенно в таких районах, как Кайтагский, Дахадаевский и Левашинский. Возделыванием плодовых растений и виноградной лозы стали заниматься в таких районах, где раньше это считалось совершенно невозможным. Особенно примечательно успешное разведение винограда в ряде даргинских предгорных и нагорных местностей, вовсе не знавших раньше виноградарства, в частности в Акушинском районе. В связи с развитием садоводческого хозяйства во многих местах созданы консервные заводы по* переработке фруктов, ягод и овощей. Большие фруктово-консервные заводы и промкомбинаты имеются в селениях Серкжала, Цудахар, Ходжал-Махи, Маджалис и других.

Непрестанно увеличивается интенсивность земледелия благодаря плановому ведению хозяйства, применению достижений агрономической науки и высокой техники. В предгорных и плоскостных районах даргинские колхозы пользуются тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами. В то же время в горных колхозах, где особенности природных условий не всюду еще позволяют применить новую технику, употребляются и некоторые старые земледельческие орудия.

Колхозы в горах используют также и народный опыт ведения хозяйства, применяя проверенную на практике террасовую разработку склонов под посевы и сады. На крутых склонах делают идущие уступами небольшие площадки, иногда укрепленные каменными стенками и снабженные сетью канавок искусственного орошения. На этих террасовых участках применяются даргинская соха - дураз, хорошо приспособленная к горным условиям, а также легкий плуг - гутан.

Из животноводческих отраслей ведущими являются овцеводство (по всему Дагестану известна так называемая даргинская порода черной овцы) и разведение крупного рогатого скота. За даргинскими колхозами закреплены навечно достаточные площади летних и зимних пастбищ, первые - в горах Акушинского, Дахадаевского, Рутульского и Кулинского районов, вторые - на плоскости, в районах Карабудахкентском, Каякент- ском, Хасавюртовским, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском, Та- румовском и Караногайском. Серьезно поставлены ветеринарное обслуживание и выведение лучших пород скота. В колхозах сооружены животноводческие помещения. Организована заготовка кормов, что дало возможность наладить стойловое содержание крупного рогатого окота и лошадей в зимний период. Все шире применяется механизация трудоемких процессов животноводства (механическая стрижка овец и др.). Зимние пастбища (кутаны), использовавшиеся до революции лишь для нужд животноводства, перестали быть только пастбищами. На кутанах выращиваются зерновые и огородные растения, фруктовые деревья и виноградная лоза.

Для переработки продукции животноводства построены маслосыродельные заводы и другие предприятия.

В корне изменились условия жизни чабанов. На альпийских лугах и плоскостных кутанах построены удобные жилища для животноводов, организованы общественное питание, доставка литературы, радиосвязь. Систематически ведется культурно-просветительная работа.

Широко распространены домашние производства, которыми занимаются женщины для удовлетворения потребностей семьи: вязание, изготовле ние войлочных изделий, прядение и ткачество. Часть этих изделий сбывается на колхозных базарах или продается соседям. В некоторых колхозах организованы женские ремесленные артели - бурочные, суконные, трикотажные (выделывающие свитеры, шерстяные вязаные платки, носки, п"ерчатки) и т. д.

Большой интерес представляют изящные вышивки работы женщин из" селений Баршамай и Чабахни Кайтагского района. Вьгшивки эти, имеющие богатый и оригинальный орнамент, служат для украшения больших подушек, подзоров и занавесок для стенных ниш. Золотошвейные работы, украшающие женские головные уборы, кисеты и т. п., выполняются в небольшом количестве в сел. Акуша и других нагорных местностях. Традиционные цветочные вышивки на женских головных уборах, подкувшин- ных подстилках и других предметах местного обихода распространены главным образом в селениях Сергокалинского района. Вышивка стебельчатым швом и изготовление нитяных кружев - явления новые, они получили наибольшее распространение в сел. Цудахар. В ряде селений Дахадаевского района, а также в Акушинском и Сергокалинском районах вяжут шерстяные носки, преимущественно с геометрическим орнаментом. В некоторых селениях (в частности, в Акушинском районе) изготовляют вязаные шерстяные платки и разные трикотажные изделия. Разнообразные войлочные изделия - узорные и простые к©шмы, белая войлочная обувь в виде сапог с зашутыми носками, бурки - производятся во всех основных даргинских районах. Паласы ткутся во многих селениях Левантинского, Акушинского, Дахадаевского и других районов. Выделка сукон высокого качества в прошлом была распространена едва ли не во всех районах даргинской территории, а изготовление бумажных и шелковых тканей - преимущественно в Сергокалинском и Кайтагском районах.

Производством сафьяна и изделий из кожи (обуви, шуб, шапок) занимаются в свободное от работы в колхозе время мужчины, готовящие продукцию для сбыта и собственного потребления. Наибольшую известность приобрела выделка сафьяна кожевниками сел. Цудахар.

Значительное место в общем комплексе даргинских производств принадлежит дерево- и камнеобработке. Среди колхозников селений Акуша п Ходжал-Махи имеются мастера-строители, резчики по дереву и камню. В ряде селений Левашинского, Акушинского, Дахадаевского и Сергока- л и не кото районов изготовляются деревянные, художественно выполненные детали жилищ: опорные столбы, карнизы, наличники и т. п. В тех же районах производятся деревянные резные лари, сундуки, диваны, шкафы, детские люльки и т. д.

Росписью по дереву занимаются жители селения Ходжал-Махи. Во многих даргинских селениях изготовляются каменные резные надгробия н различные декоративные архитектурные детали: опорные столбики, кронштейны, отдельные орнаментированные блоки с советской эмблематикой и т. д.

В различных даргинских селениях имеются специалисты по обработке металлов: кузнецы, лудильщики, медночеканщики, жестянщики, слесари и др. Известна артель металлистов сел. Харбуки в Дахадаевском районе, выпускающая первоклассные по качеству кузнечные изделия, распространенные по всему Дагестану.

Жители сел. Кубачи, известного по письменным памятникам начиная с IX в., специализировались на художественной обработке металла. Среди изделий кубачинских мастеров, издавна славящихся своим искусством далеко за пределами Кавказа, когда-то занимали большое место кольчуги, панцири, шлемы, налокотники, ружья и пистолеты. Это производство в начале XIX в., с распространенном русского огнестрельного оружия, утратило свое значение и во второй половине XIX в. почти прекратило существование. Вместо этого расширилось производство холодного оружия, которым Кубачи также славились еще в средние века. Одновременно большое распространение получило златокузнечество - изготовление украшений из ценных металлов, оправы к холодному оружию, седельных украшений, дорогих стремян, газырей и пр. С конца XIX в. кубачинцы стали также делать портсигары, спичечницы, серебряную утварь, посуду.

На базе старинных производств в сел. Кубачи после Октябрьской революции была организована артель «Художник», пользующаяся большой известностью далеко за пределами Дагестана. В настоящее время она обладает хорошими производственными помещениями и разнообразным специальным инвентарем. Артель выполняет сложные заказы, над которыми работают как старые, так и молодые мастера; большое внимание уделяетЬя подготовке новых кадров. Кубачинские мастера обладают совершенной и многосторонней техникой. Среди них есть специалисты разных отраслей: гравировщики, мастера по черни, мастера насечки (инкрустации) ценными металлами по кости, рогу и железу, филигранщики, специалисты по технике сквозной и накладной филиграни, эмальеры, мастера серебряного литья и серебряной ковки, монтировщики. Часто один и тот же мастер владеет несколькими специальностями и в своих произведениях комбинирует гравировку с насечкой, филигрань с эмалью и т. д.

Помимо златокузнечества в Кубачах существует еще две отрасли металлообработки: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Кубачинские литые медные котлы хороши по качеству, изящны по форме и были чрезвычайно удобны для распространенных в прошлом у народов Дагестана открытых очагов.

После Великой Октябрьской социалистической революции кубачинцы достигли в своем искусстве еще более высокого уровня, чем прежде, освоив новые художественные приемы и мотивы. В 1922 г. кубачинские мастера по заказу бакинских рабочих сделали в подарок В. И. Ленину серебряную модель нефтяной вышки в виде декоративной, композиции, украшенной тончайшим орнаментом. Изделия кубачинских мастеров экспонировались на многих выставках и конкурсах, неоднократно премировались. Лучшие кубачинские мастера Г. Кишов, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, М. Мугиев и другие отмечены за свою работу правительственными наградами. В последние годы кубачинская артель освоила выпуск новых видов ювелирных изделий: сахарниц, кофейников, молочников, чайников, вазочек, браслетов и пр.

К числу"основных занятий даргинцев следует отнести и работу значительной их части на фабриках заводах, железнодорожном транспорте, нефтяных и рыбных промыслах, а также в районных промкомбинатах. Формирование кадров рабочих из даргинцев приняло, разумеется, широкий размах только после революции. Среди рабочих даргинцев немало передовиков производства. Значителен процент даргинцев и среди инженерно-технического персонала промышленных предприятий Дагестанской АССР.