Скульптор друг высоцкого живет во франции. Гений против употребления. Михаил Михайлович Шемякин

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи - «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем - в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там - по тематике исследований, начатых им еще в 70-е - структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве - композиция скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, - картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.

Родился художник в семье военного, поэтому в детстве на одном месте надолго не задерживался. В 15 лет поступил в школу при Академии художеств. Талантливый, но безудержно несоветский Шемякин довольно быстро оказался в психушке, причем отправил его туда, как ни странно, не КГБ, а Союз художников, решивший таким образом спасти молодое дарование от алкогольного угара, а заодно от привычки резко высказываться о видных деятелях советского искусства.

Шемякин никогда не делал тайны из своего полугодового пребывания в клинике Осипова: «На нас, как на подопытных кроликах, испытывали новые препараты. Мне поставили диагноз «вялотекущая шизофрения». Лежал я в буйном отделении, где не было ни вилок, ни ножей».

После пребывания в больнице Шемякин приобрел свой знаменитый творческий стиль: теперь его картины населяли уродцы, длинноносые и лопоухие - в общем, именно те существа, которые и сделали живопись художника известной и продаваемой.

Уйти от кошмаров, преследовавших после выписки из лечебницы, Шемякину помогал алкоголь. «Ни для кого не секрет, что я был запойным человеком. Я предпочитал водку с пивом. Очень любил ерши делать - выпивал кружек тридцать за вечер. Мои запои продолжались по нескольку дней, а то и недель».

Часто пирушки, которые устраивал Шемякин у себя на квартире, заканчивались пьяными драками. Ходят слухи, что шрам на лице Михаил получил во время одной из таких потасовок. Удивительный дар Шемякина доводить даже самую мелкую ссору до драки Высоцкий увековечил в стихах: «И в лицо трехстопным матом - можешь хоть до драки! Про себя же помни - братом Вовчик был Шемяке».

В 1971 году у Шемякина аннулировали российское гражданство, чем весьма прозрачно намекнули о необходимости покинуть СССР. Художник не заставил себя долго уговаривать и ни разу о своем решении не пожалел: он побил все существующие рекорды востребованности в художественном мире. Памятник Джакомо Казанове в Венеции, композиция «Карнавал Санкт-Петербурга» в Париже, скульптура «Кибела: богиня плодородия» в Нью-Йорке, и это не считая многочисленных выставок и декораций к спектаклям в лучших театрах мира.

А пить Шемякин в конце концов бросил. «Однажды я понял, что доставляю слишком много хлопот тем людям, которых люблю, вспомнил об ответственности перед искусством. И бросил - без помощи всяких химических средств».

Гений против употребления

1957-1958 Шемякин поступает в среднюю школу имени И. Е. Репина при Академии художеств. Первое знакомство с любимым коктейлем - ершом. Отчисление из школы за непонимание советских постулатов в искусстве.

1959-1961 Первая выставка в редакции газеты «Звезда», после которой о Шемякине начинают говорить уже как о художнике, а не как о парне, охотно разбавляющем пьянку дракой. Напропалую флиртует с библиотекаршами из Академии художеств, чтобы достать редкие книги. Становится частым гостем в вытрезвителях.

1962-1966 Отправлен на «лечение» в психлечебницу. Алкоголь Шемякину заменяют психотропные. Во время прогулки залетный психопат ломает художнику челюсть, обвинив его в том, что тот в прошлой жизни был римским легионером и вырезал ни в чем не повинных христиан. В этот период Шемякину хватает развлечений и без алкоголя - он практически не пьет.

1967-1970 Пьет с удвоенной энергией. Создает художественную группу «Санкт-Петербург», в рамках которой осуществляет несколько проектов, имевших успех за границей. Эмигрирует.

1971-1994 Выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Венеции. В этих же городах он занимается исследованием кабаков и забегаловок. Чаще всего его напарник по подобным вылазкам - Володя Высоцкий. Знакомится со своей будущей женой, американкой Сарой де Кей. Начинает выставляться в России, активно сотрудничает с театрами.

1995-2016 Бросает пить и по сей день всячески пропагандирует отказ от служения Бахусу. Дарит Москве люциферианскую скульптурную группу «Пороки», от которой Русская православная церковь впадает в истерику. Возвращается во Францию, иногда наведываясь в Питер по творческим делам.

Собутыльники

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
Шемякин: «Марина Влади удивлялась: «Что связывало вас с Высоцким, кроме таланта и любви к пьянкам?» Но я ей ответил: достаточно хоть первого, хоть второго». В доме Шемякина до сих пор висит гитара Высоцкого, на которой тот играл ему только что сочиненные песни.

ЭДУАРД ЛИМОНОВ
На одной из совместных гулянок Шемякин, по его выражению, «засветил Лимону по физиономии». В своей новелле «Прогулка по Дикому Западу» Лимонов вывел персонажа, обладающего полным набором отрицательных черт и целиком списанного с Шемякина.

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ
Выпивая вместе, тогда еще малознакомые Довлатов и Шемякин обменялись комплиментами. «Какой вы огромный!» - сказал Шемякин. «Меняю свой рост на ваши заработки», - ответил Довлатов. Шемякин любил про это рассказывать, только «заработки» он менял на «талант».

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. Он рос в оккупированной Восточной Германии, а вернувшись в Россию в 1956 году, поступил в художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал разнорабочим. Подвергался принудительному психиатрическому лечению, что в те годы было обычным делом для борьбы с диссидентами. В течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1967 году Шемякин основал группу художников «Санкт-Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым он создает теорию Метафизического синтетизма, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства всех эпох и народов.

В 1971 году власти выдворяют Шемякина из СССР. Он живет в Париже, а в 1981 году переезжает в Нью-Йорк. Уже в Париже он начинает устраивать выставки и публиковать работы своих коллег – российских художников и писателей-нонконформистов. Начатые в 1960-е годы исследования искусства выросли в коллекцию миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. Эта работа принесла художнику пять почетных докторских степеней и послужила основой для создания его Института философии и психологии искусства. В 2000 году им учрежден «Воображаемый музей» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по темам исследований. В 2002-2003 годах Шемякин снимается в серии телепередач для российского канала «Культура».

В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию – с первой, с момента высылки, выставки его работ. Впоследствии он продолжает выставляться в России. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Шемякинская Сибела – Богиня плодородия – стоит в нью-йоркском районе Сохо. Вариант памятника Петру Великому демонстрируется в Нормандии. В 1998 году в Венеции в ознаменование двухсотлетия со дня смерти Джакомо Казановы установлен шемякинский монумент Казанове. «Диалог между Платоном и Сократом» – мемориал профессора Харольда Юкера – установлен в университете Хофстра в Хемпстеде, Нью-Йорк. В 2001 году в Лондоне открыт его монумент, посвященный трехсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». В 2003 году открываются его памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце в Стрельне.

Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В 2001 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга Шемякин ставит свою версию балета Чайковского «Щелкунчик». В 2005 -м году ставит новый балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» — со своим либретто и оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. В 2007 Михаил Шемякин организует «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра. Открылась выставка «Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее.

В 2008 году состоялось открытие памятника Владимиру Высоцкому в Самаре. Выставки «Театр и Метафизика» показывается во Владикавказе (Северная Осетия), в Ханты-Мансийске и в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко. В этом же году художник организует представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже.

В 2009 году Михаил Шемякин награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией. Тогда же открылись выставки: «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда» в Санкт-Петербурге и «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12». Начиная с 2009 года дважды в год Михаил Шемякин организует в своем Фонде в Петербурге выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” .

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создает новую версию балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе (Литва), открывает монумент «Жертвам террора» во Владикавказе (Северная Осетия) и выставку «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России в Париже.

В 2011 году были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, «Михаил Шемякин: эскизы к балетам» в Тель-Авиве (Израиль), «10 лет Щелкунчику» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Начиная с 2011 года ежегодно представляет выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” в Северо-Кавказском филиале музея искусств народов Востока. В этом же году выходит книга «Две судьбы», написанная Михаилом Шемякиным и посвященная его дружбе с Владимиром Высоцким.

В 2012 году Михаил Шемякин – Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», проходящего в Москве на Красной площади. Были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ в Санкт-Петербурге; «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен» в Государственном музее Востока в Москве.

В 2013 году открылись выставки в Санкт-Петербурге: «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце ГРМ и «Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды» в музейном комплексе «Вселенная Воды».

В 2014 году состоялось открытие памятников: «Человек-часы» в Щелково, Московская область и «Жертвам забытой войны, изменившей ход истории» в городе Гусеве. В этом же году Михаил Шемякин принимает курс живописи в Воронежской государственной Академии искусств.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических изысканий.

Работы Шемякина украшают постоянные экспозиции многих музеев в США, России, Франции, Польше и стран СНГ.

Биография в датах и фактах.

Основные даты в биографии и творчестве Михаила Шемякина (1943г. – по наст.вр.)

1943 год :

Родился в Москве. Отец - военный, мать - актриса.

1945-1956 годы :

Отец, военный офицер, служит комендантом различных городов Германии и СССР. Семья часто переезжает из города в город, следуя за отцом.

1956 год :

Шемякины возвращаются в Россию. Михаил поступает в Среднюю художественную школу при Академии художеств в Ленинграде.

1964 год :

Женится на Ребекке Модлиной. Рождается дочь Доротея.

1971 год :

Присуждается медаль в Венеции за иллюстрации к книге «Классическая испанская эпиграмма». Изгнан из СССР. Уезжает в Париж.

1975 год :

Присуждается премия Нишидо.

1976 год :

Организует выставку советского нонконформистского искусства «Современная русская живопись». Пале де Конгре, Париж. Выпускает пластинку цыганского певца Алеши Дмитриевича.

1977 год :

Издает альманах послесталинского нонконформистского искусства и литературы «Аполлон-77».

1978 год :

Выпускает пластинку «Владимир Поляков. Цыганские и русские песни».

1981 год :

Переезжает из Парижа в Нью-Йорк.

1984 год :

Присуждается почетная докторская степень Университета в Сан-Франциско. Становится членом Нью-Йоркской Академии наук.

1986 год :

Выход в свет двухтомной монографии «Михаил Шемякин» в издательстве «Мозаик-Пресс».

Иллюстрирует и издает сборник стихов Михаила Юппа «Пространство».

1987 год :

Присуждается почетная докторская степень Европейской Академии искусств, Франция.

1988 год :

Выпускает набор из семи пластинок Владимира Высоцкого в записях Михаила Шемякина. Иллюстрирует и издает (совместно с издательством «Руссика») четырехтомник «Владимир Высоцкий. Стихи и песни».

Издает книгу стихов Михаила Юппа «Зов». Переезжает из Нью-Йорка в Клаверак, штат Нью-Йорк.

1989 год :

Приезжает на открытие своей ретроспективной выставки в Москве (впервые после изгнания из СССР). Иллюстрирует и издает цикл стихов Дмитрия Бобышева «Звери святого Антония». Издает первый номер журнала «Искусство России и Запада».

Присуждается почетная докторская степень колледжа Сидар-Крест, Аллентаун, Пенсильвания.

Ведет мастер-класс «Аналитический метод Павла Филонова» в Музее Ашмолиан, Оксфорд.

1990 год :

Премьера документального фильма «Михаил Шемякин: исповедь художника».

1991 год :

Открытие памятника Петру Первому в Петропавловской крепости, Ленинград. Открытие памятника Петру Первому в Шато де Васкей, Нормандия.

Поездка в Пакистан и Афганистан на переговоры об освобождении русских военнопленных.

1993 год :

Указом Президента Ельцина присуждается Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

1994 год :

Награждается орденом Рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции.

Ведет мастер-класс «Метафизическая голова. Метаморфозы и деформации» в университете Сан-Франциско.

Публикация книги «Метафизическая голова. Метаморфозы и деформации», Нью-Йорк.

1995 год :

Установка памятника «Жертвам политических репрессий», Санкт-Петербург.

Установка памятника «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург.

1996 год :

Получает почетные докторские степени в Российском государственном Гуманитарном университете и универ­ситете Кабардино-Балкарской республики.

Мастер-класс «Метафизическая голова. Деформация и метаморфоза» в университете Юты, Солт-Лэйк-Сити, штат Юта. Мастер-класс в РГГУ.

1997 год :

Выходит документальный фильм режиссера А. Загданского «Сферы» по исследованиям М. Шемякина.

Установка памятника киноактеру Савелию Крамарову, Сан-Франциско.

1998 год :

Открытие памятника Джакомо Казанове на площади Св. Марка в год двухсотлетия со дня его смерти, Венеция.

Оформляет сцену на площади Св. Марка на период Карнавала.

Организует «Метафизическое шествие» вместе с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским на площади Святого Марка на венецианском карнавале.

С Анваром Либабовым и Онофрио Колуччи организует процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга» во время карнавала в Венеции.

Публикация книги В. Рецептера «Возвращение пушкинской “Русалки”» с иллюстрациями М. Шемякина.

Присуждается золотая медаль Российской императорской Академии художеств «Достойному».

Мастер-класс «Метафизические головы и бюсты», Франклин и Маршал Колледж, Ланкастер, Пенсильвания.

1999 год :

Установка скульптурной композиции «Диалог между Платоном и Сократом» (памятник профессору Г. Юкеру), Университет «Хофстра», Хемпстед, Нью-Йорк.

Установка памятника на могиле Михаила Маневича, Санкт-Петербург.

2000 год :

Закладка вместе с принцем Майклом Кентским памятника Петру Первому, Лондон.

Организует выставки «Шар в искусстве». Музей воображения. Хадсон, США.

2001 год :

Премьера балета «Щелкунчик» (либретто, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Публикация книги «Создание нового “Щелкунчика”», Нью-Йорк. Открытие памятника «Дети - жертвы пороков взрослых», Москва.

Открытие памятника Петру Первому, Лондон.

М. Шемякин за работу над балетом «Щелкунчик» получает приз «Золотой софит».

Присужден приз «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга.

Европейская премьера «Щелкунчика» в Баден-Бадене.

2002 год :

М. Шемякин за работу над балетом «Щелкунчик» получает приз «Золотая маска» за лучшую работу художника в музыкальном театре.

Присужден приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в Мариинском театре.

На канале «Культура» показаны шесть фильмов из серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

2003 год :

Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» (либретто Михаила Шемякина по мотивам сказки Гофмана, музыка Сергея Слонимского, хореография Кирилла Симонова, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Установка памятника «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне под Санкт-Петербургом.

Установка надгробного памятника Анатолию Собчаку, первому мэру Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург.

Организует выставки «Жнец. Образ смерти в искусстве» и «Рука в искусстве» в Музее воображения, Хадсон, Нью-Йорк.

Создан и показан второй цикл из семи программ для канала «Культура» (Россия) в серии «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

Американская премьера «Щелкунчика», Кеннеди-центр, Вашингтон.

2004 год :

Женитьба на Саре де Кэй.

2005 год :

Премьера двухактного балета на музыку С. Слонимского «Волшебный орех» (либретто, сценография, костюмы М. Шемякина, хореография Д. Пандурски) в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Публикация альбома «Волшебный орех» (эскизы костюмов и декораций к спектаклю), издательство «Скира», Милан.

2006 год :

Премьера трех одноактных балетов: «Метафизика» (на музыку С. Прокофьева), «Кроткая» (на музыку С. Рахманинова), «Весна священная» (на музыку И. Стравинского) (декорации и костюмы М. Шемякина, хореография Д. Пандурски) в Государственном театре оперы и балета в Софии и в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Премьера мультипликационного фильма «Гофманиана», Дом кино, Санкт-Петербург.

2007 год :

Организует «Посольство Петра Великого» на пл. Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, Венеция (Италия).

В рамках Славянского базара выставка Михаила Шемякина (30 графических работ из серий «Чрево Парижа», «Люди птицы»,«Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого»), Витебск (Беларусь).

Выставка «Шар в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в рамках Первого фестиваля современного искусства, Ханты-Мансийск.

«Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирск.

2008 год :

Организует представление «Посольство Петра Великого в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра.

Открытие памятника Владимиру Высоцкому, Самара.

Выставка «Михаил Шемякин: Театр и Метафизика», Владикавказ (Северная Осетия).

Выставка «Параллельные миры Михаила Шемякина», Ханты-Мансийский государственный музей природы и человека, Ханты-Мансийск.

Выставка «Метаморфозы Михаила Шемякина» в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко, посвященная 100-летию со дня рождения отца художника, Краснодар.

Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен»» в Национальном музее, Нальчик (Кабардино-Балкария).

Выставка «Михаил Шемякин: Метаморфозы», Краснодар.

2009 год :

Награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией.

Выставка «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда», Санкт-Петербург.

Выставка «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12», Санкт-Петербург.

Выставка «Квадрат в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Шар искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

2010 год :

Премьера новой версии балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета, с хореографом Кириллом Симоновым, Вильнюс (Литва).

Открытие монумента «Жертвам террора», Владикавказ (Северная Осетия)

Выставка «Образ смерти в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Крик в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» в рамках Фестиваля японской культуры «Сад удовольствий» в павильоне Роз ГМЗ «Павловск», Санкт-Петербург.

Выставка «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России, Париж.

Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен», Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств, Краснодар.

Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» Северо-Кавказский филиал ГМИ народов Востока, Майкоп.

Коллективная выставка «Возращение легенды. Императорский фарфор» в ГМИИ им. Пушкина, Москва.

Коллективная выставка «Искусство куклы (Куклы Гофманиады)» в ЦВЗ «Манеж», Москва.

2011 год :

Выставка «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Выставка «Михаил Шемякин: эскизы к балетам», Тель-Авив (Израиль).

Выставка «Михаил Шемякин: Щелкунчик» в Мариинском театре, Санкт-Петербург.

Выставка «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле дзен» в Сочинском художественном музее, Сочи.

Выставка «Монстры. Мифологические персонажи» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» «Рука в искусстве» Фонд художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Крик в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Северо-Кавказском филиале Музея искусств народов Востока, Майкоп.

Выставка «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

2012 год :

Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», Москва.

Выставка «Башмак в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Стул в искусстве» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Фонде художника Михаила Шемякина, Санкт-Петербург.

Выставка «Монстры. Мифологические персонажи» из научно-исследовательского проекта Михаила Шемякина «Воображаемый музей. АНТОЛОГИЯ ФОРМ» в Северо-Кавказском филиале Музея искусств народов Востока, Майкоп.

Выставка «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ, Санкт-Петербург.


Имя: Михаил Шемякин (Mihail Shemyakin)

Возраст: 75 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: художник, скульптор

Семейное положение: женат

Михаил Шемякин - биография

За 18 лет жизни за границей талантливый недоучка с диагнозом вялотекущая шизофрения стал одним из известнейших художников современности. Но сердце его всегда принадлежало России.

Михаил появился на свет 4 мая 1943 года в Москве и почти сразу уехал с матерью, актрисой Юлией Предтеченской, в действующую армию к отцу. Михаил Шемякин-старший, по происхождению кабардинец из известного на Кавказе рода Кардановых, был кадровым военным. С боями дошел до Кёнигсберга, стал комендантом нескольких городов в Восточной Германии. Для сына он хотел такой же судьбы. А мальчик бредил искусством, изучая его по альбомам, увлекался , Босхом, Гогеном... И находил поддержку у матери.


В 1957 году Шемякины вернулись в Советский Союз и осели в Ленинграде. Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодар. А Миша, сумевший за одну ночь нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина - сразу на 2-й курс. Ходил на занятия, а вечерами сидел в библиотеке, выискивая запрещенные книги по западному искусству, считавшемуся нездоровым, а потом делился полученными знаниями с сокурсниками.

Последовал донос, и в 1961-м юношу исключили из школы с формулировкой за «эстетическое развращение сокурсников». Люди из КГБ сказали: «Тебя никуда больше не примут!» Оставалось одно - идти работать. И Михаил устроился такелажником в Эрмитаже. Днем таскал тяжести, вечером копировал старых мастеров, а по ночам экспериментировал на холсте и бумаге.

К нему часто заходили друзья. Однако соседям по огромной, на 38 комнат, коммуналке такие визиты показались подозрительными. И они принялись писать доносы. Молодого художника вызвали в Большой дом, расспрашивали об отношении к богу и дьяволу, а через 2 дня с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отправили в психиатрическую больницу - экспериментальную клинику им. Осипова.

Шесть месяцев уколов, таблеток и - первая в жизни выставка: психиатр Случевский демонстрировал студентам на примере «больного» Шемякина и его иллюстраций к Дрюону опасность и течение шизофрении. Если бы мать не добилась освобождения Михаила, он стал бы инвалидом.

Последствия «лечения» были тяжелейшими: аллергия на краски, непрекращающиеся кошмары... Почти 2 года ушло на реабилитацию - сначала в горах Абхазии, потом - в Псково-Печерском монастыре. Вернулось желание жить и творить.

Биографию личной жизни Михаила Шемякина совсем нельзя назвать бурной: женился, родилась дочь Доротея, а Евгений Кибрик, один известнейших книжных иллюстраторов СССР, дал ему несколько советов, что и как изучать самостоятельно. И вновь Шемякин оказался в Эрмитаже - теперь разнорабочим. Почти все в бригаде, как и он, были не признанными властью художниками.

В 1962 году журнал «Звезда» пригласил Михаила принять участие в выставке. Его картины оценили десятки людей: журналисты, писатели, режиссеры, музыканты, в их числе - , Шнитке, . А в марте 1964-го известность стала скандальной. За выставку современного искусства рабочих Эрмитажа, которую организовал директор и в которой участвовал Шемякин, поплатились все - и гости, и руководство, и художники.


«Начались травля, обыски, постоянные вызовы в милицию. Никуда не берут. Угрозы высылки за тунеядство... Конфискация книг, религиозных репродукций, писем от мамы...» - вспоминал позже то время своей биографии Шемякин. Только после смерти Хрущева художник смог устроиться на работу. Ему даже позволили разработать этикетку для галош!

А за рубежом слава Шемякина росла - его петербургскими пейзажами заинтересовалась владелица галереи Дина Верни. Дочь эмигрантов, она не понаслышке знала, как в СССР поступают с теми, кто смеет двигаться против течения, и в 1971 году помогла выехать за рубеж жене Михаила (предварительно им пришлось оформить развод) и его дочери.


А вскоре художника арестовали. Высокопоставленный офицер КГБ, как выяснилось, коллекционировавший его работы, сказал: «У вас есть только одна возможность остаться живым - тихо, никому не сообщая, уехать навсегда. Старайтесь поменьше выступать на Западе. Есть предположение, что Россия станет другой, может, вам еще удастся вернуться...» Шемякин уехал с одним пакетом в руках и 50 долларами в кармане.

В парижском аэропорту Михаила встретили жена, дочь и Дина Верни - в ее галерее как раз шла выставка его работ. Она предложила Шемякину 10-летний контракт, но, выслушав условия, тот отказался. Копировать себя прошлого? Да лучше голодать! В чужой стране, без копейки в кармане - так началась новая жизнь.

Писательница Сюзанна Масси помогла семье Михаила обрести жилье - заброшенный бильярдный клуб без отопления, с удобствами во дворе. Потом ему удалось заключить первый контракт - всего за 150 долларов в месяц. Художник продолжил учиться - вокруг столько книг по искусству, недоступных в СССР! Тогда было положено начало всемирно известным сериям его произведений: «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа», «Тротуары Парижа».


В 1974-м одна из работ Шемякина попала на вернисаж молодых художников в Гран-Пале и даже нашла покупателя, картину похитили прямо с экспозиции. Однако судьбе было угодно свести Михаила и поклонника его творчества. Им оказался дизайнер-модельер Жан-Клод Гобер. Он уговорил своих богатых заказчиков открыть для Шемякина галерею. Там и состоялась первая зарубежная выставка, которая принесла художнику настоящую славу. Посыпались предложения, контракты.

Шемякин в Нью-Йорке

Но почивать на лаврах Шемякину было неинтересно, да и художественный мир Франции казался ему мелкобуржуазным, скучным. Он много работал - маслом, пером, начал заниматься скульптурой, задумал издать альманах «Аполлон», посвященный оставшимся в СССР авангардистам. За материалами Шемякин отправился в Нью-Йорк - и внезапно понял, что это его город: «Он весь был наполнен многоликим творческим людом, жившим в бешеном ритме, в постоянном поиске новых форм в искусстве, в бесконечном экспериментаторстве».

Переехать удалось в 1981 году. Одному - жена и дочь предпочли Грецию. Первые 8 лет художник прожил в Сохо - там вечером нельзя было выйти из дома без биты или ножа. Зато его окружали друзья, а в голове роились гениальные замыслы - все так, как в его автобиографическом спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы».

Получив американское гражданство, Шемякин подыскал более тихое пристанище - заброшенный замок в местечке Клаверак. В замке разместились скульптурные мастерские, где были созданы и Петр I, и Казанова. Художник стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы, выставлялся почти во всех странах мира - кроме одной... Россия увидела его многогранное творчество только в конце 1980-х.


Теперь почти все проекты Шемякин осуществляет на родине: в разных городах идут оформленные им спектакли, возводятся памятники, проходят выставки. Он - создатель фонда содействия отечественным талантам, а также один из организаторов Международного кавалерийского (в память об отце!) музыкального фестиваля «Спасская башня». Михаил Михайлович задумал создать Институт философии и психологии творчества со штаб-квартирой во Франции и филиалами в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге и - в Нальчике: там родина его предков. Все эти дела и заботы художник совмещает с преподаванием, творчеством. И порой в шутку жалуется: «Живу в самолете!»


Шемякину со второй женой пришлось перебраться поближе к России, во Францию. У него по-прежнему американский паспорт, но это не мешает ему быть патриотом. Он уверен: его задача - приобщать соотечественников и к хорошей музыке, и к высокой литературе, и к настоящему искусству.

Интервью Михаила Шемякина

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.
Учась в школе при Академии художеств, М.Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного «лечения» в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками. По возвращении в Петербург, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою «Академию художеств» в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, — стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах. Шемякин создал причудливый мир образов, не затронутый разрушительными влияниями коммунального быта. Он продемонстрировал одну из главных особенностей своего творческого склада: прирожденное чувство красоты, совершенно не зависимое от внешних влияний, идеологий, требований моды и художественного рынка.
Если обычно художники иллюстрируют те или иные произведения по заказу издательств, то Михаил Шемякин руководствовался в выборе сюжетов исключительно внутренними импульсами и мотивами. Со школьных лет в нем живет потребность делать зримыми образы близких по духу писателей. В этом смысле его «иллюстративные» серии во многом носят автобиографический характер, отражая существенные моменты собственного творческого развития. Они — проекции «магического театра», актеры которого объективируют мир, поднимающийся из глубин подсознания художника. Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию», выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.
Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми «галантными сценами». В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым «мирискусникам». Однако если художники «Мира искусства» были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая «галантные сцены» в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.
Над этой темой «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.


Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987. Цветная литография


Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966


Биржа. 1965. Раскрашенный офорт


Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт


Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт


Введенский канал. 1966. Раскрашенный офорт


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт


Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш



Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель


Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж


Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Прогулка». 1989. Бумага, смешанная техника



Из серии «Прогулка». 1988. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1990. Бумага, смешанная техника


Карнавал с утками. Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1993. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1991. Бумага, тушь, акварель



Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1990. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1980. Бумага, смешанная техника


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1979. Бумага, смешанная техника

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007