Принцесса алтая мумия где находится. "алтайская принцесса" - научная сенсация и потревоженная святыня. Правда ли, что знаменитая мумия — принцесса

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

31 июля 1993 года во время раскопок кургана на плато Укок обнаружили мумию женщины. Впоследствии ее прозвали принцессой Кадын, «Белой госпожой» и алтайской принцессой. В годовщину находки сайт отвечает на самые важные вопросы о том, кто такая принцесса Укока и какие мистические силы(и почему) ей приписывают.

Мумия "принцессы Укока" Ак-Кадын.

Кто такая принцесса Укока?

Археологи нашли знаменитую алтайскую мумию в разграбленном одиноком кургане на плоскогорье Укок. Под разоренной могилой ученые обнаружили еще одно захоронение: под бревенчатым перекрытием находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь, пишет «Моя планета ».

В саркофаге под слоем льда нашли мумифицированные останки забальзамированной 25-летней девушки. Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, на голове был парик и головной убор. На левой руке мумии — четыре татуировки, самая крупная из них — олень с клювом грифона и рогами козерога.

Впоследствии исследователи выяснили, что молодая женщина умерла от рака груди примерно 2,5 тысячи лет назад.

Praeparator. ch

Правда ли, что знаменитая мумия — принцесса?

Вячеслав Молодин, академик РАН, считает, что знаменитую алтайскую мумию не следует называть «принцессой», пишет сайт «Алтай туристический ». По мнению исследователя, девушка принадлежала к среднему слою пазырыкского общества.

Ученые предполагают, что женщина была либо шаманкой, либо служительницей культа.

Praeparator. ch

Принцесса Укока была прародительницей алтайцев?

При помощи реконструкции антропологи смогли в 1995 году воссоздать лицо женщины, сообщает «Моя планета ». Ученые уверены: она — представитель европеоидной расы. Эти выводы подтвердили и исследования ДНК. Директор новосибирского музея археологии и этнографии СО РАН Ирина Сальникова уверена, что Белая госпожа не могла быть прародительницей алтайцев, пишет РИА Новости .

Татьяна Сажаева.

Проклятие мумии: какие катаклизмы связывают с гневом Белой госпожи?

Автор статьи сообщает, что он был участником раскопок, в ходе которых нашли мумию принцессы Укока. Он рассказал, что создатели фильма исказили много фактов так, как им было нужно. Например, придумали свидетельства несуществующих участников экспедиции и якобы найденные при раскопках алмазные шпильки.

В статье говорится, что создатели фильма представили вышеупомянутого Сергея Кыныева как историка, который заявил:

Задолго до открытия Полосьмак наши шаманы предсказали, что произойдет открытие, и нужно было предупредить, что после этого начнутся катаклизмы. На Алтае действуют другие законы, те, что рациональному объяснению не подлежат.

Фильм показывали по Первому каналу.

В этой статье мы постараемся затронуть тему, о которой немало написано, сказано, снято репортажей и даже фильмов. Мы не будем искать точных и однозначных ответов на множество вопросов, возникающих в связи с этой историей. Наша задача посмотреть на эту историю с другого ракурса, по возможности отвлечённым взглядом и, не вырывая из общего контекста.

2009 год. Голливуд. Чемпионат исполнительских искусств. На сцену выходят один за другим талантливые участники, показывая национальные наряды, исполняя музыку, танцуя. Они раскрывают народный дух и особую энергетику, скрытую за внешним антуражем. Точнее этот антураж — национальные костюмы, народные традиции в исполнении музыки, песни гармонично сочетается с духовной составляющей. 54 страны мира представлены здесь, в том числе 4 региона нашей страны.

Чейнеш Байтушкина — дочь алтайского народа – представляет Республику Алтай. Затаив дыхание, она вышла на сцену в полной тишине. Её наряд воистину необычен. Особенно впечатляет высокий и сложный головной убор и татуировки на плече. Девушка облачена в реконструированный наряд знаменитой Принцессы Укок. Знаменитой для многих, но возможно не для всех присутствующих в этом зале, не для всех членов жюри. Архаичный комус оказался тем дополнением, которое сделало эту картину полной. Жюри не устояло – Республика Алтай в лице Чейнеш получила три золотые медали и звание абсолютного чемпиона мира, победив в номинациях «Инструменталистка оригинального жанра» и «Национальный костюм». Такое необычное продолжение получила история с Укокской Принцессой.

Захоронение Алтайской Принцессы было найдено в 1993 г. на плато Укок. С тех не утихают споры о значимости этого открытия, о статусе самой Принцессы, и вообще — что делать дальше, чем эта история закончится и закончится ли вообще.

Плато Укок

Итак, плато Укок. Первое что стоит сказать. Термин «плато» здесь не совсем верен. Более правильно говорить «плоскогорье». Затерянная на юге Алтая, на стыке четырех государств: России, Монголии, Китая и Казахстана, эта уникальная природная территория одна из самых таинственных и загадочных. Южная граница – грандиозные купола массива Табын-Богдо-Ола, северная – долина реки Джазатор. На востоке хребет Сайлюгем и верховья всё той же реки Джазатор. Джумалинские ключи это собственно восточная граница плоскогорья. Более трудно определить западные границы. Здесь нет единого мнения. Они теряются где-то в верховьях Кара-Алахи и Коксу. Но эта ситуация с неоднозначным определением границ довольно часто встречается. Попробуйте провести четкую границу между Алтаем и Саянами!

Две котловины Калгутинская и Бертекская это сердце Укока. И часто именно их и называют Укоком! Именно здесь сосредоточены основные археологические памятники. Территория этих долин значительно ниже (2200-2400 м) окружающих хребтов (3000-4000 м). Она издревле использовалась для скотоводства, «была жилой». И здесь начинаются версии. По одной из них Укок всегда был местом святым, недосягаемым. Более того сюда привозили людей для захоронения. Это было некоемым кладбищем — акрополем Алтая и не только. В частности это касается скифского времени. Но есть и другие мнения.

Не умоляя особенностей и уникальности Укока, стоит отметить, что на Алтае мест сосредоточения памятников истории не мало и других. Это и Чуйская степь, и долина Чуи, и Пазырыкская долина, и Каракольская и др. Там не меньше, а где-то и больше памятников. Не меньше мест большой концентрации курганов (и др. артефактов) на всей территории Алтае-Саяна. И другое, что часто не укладывается в нашей голове – может ли место святое, сакральное использоваться для жизни, а не только для «смерти». Безусловно, на Алтае есть места, посещение которых у местного населения издревле под запретом. Таково ли плато Укок? В алтайском мировоззрении всегда хорошо уживаются «обыденная» жизнь и сакральные обряды. Более того храмом является как природа, так жилище. Поэтому возможно Укок был тем «небесным пастбищем», о котором мечтали люди. Все равно, что Беловодье для русских. И то и другое предназначено для жизни, но жизни чистой и праведной, жизни в благоденствии.

Кобдинский тракт

Теперь о другом – о труднодоступности Укока. Когда едешь по Чуйскому тракту, то думаешь, что путешествовать по Алтаю всегда было так легко и приятно. Сегодня дороги вполне благоустроены и Чуйский тракт, по сути, соединяет «восток» и «запад» (пусть даже в локальном смысле). Но ему менее 100 лет, а до этого был труднопроходимый Чуйский торговый путь, не доступный не только для колёсного передвижения, но и опасный для движения верхом. На пути стоял топкий Семинский перевал, крутой Чике-Таман, смертельные бомы и переправы на Катуни, а затем и на Чуе. Один из бомов на Катуни – Кор-Кечу – так и переводится «гибельная переправа». Конечно же, Алтай не был тупиком в связях соседствующих регионов. Но передвижения не могли иметь массовый и лёгкий характер. Алтай был некоей «крепостью», где можно было и отсидеться. Здесь «консервировались» идеи, устои, порядки. Но здесь, как показывает история, они и зарождались.

Территория Укока находится на крайнем юге Республики Алтай, но едва ли ни в центре Большого Алтая, хребты которого уходят в Казахстан, Китай и особо глубоко – в Монголию. Сегодня на плоскогорье есть лишь три дороги: через перевал Бугымуиз (Бугумуюс), через перевал Тёплый ключ и через старый перевал Тёплый ключ. Все они идут с севера и весьма сложны. Проехать по ним можно лишь 2-3 месяца в году и то со значительными трудностями. Требуется внедорожники и опытные водители. Другие два пути, через перевал Улан-Даба из Монголии и перевал Укок из Казахстана сегодня закрыты из-за отсутствия пограничных переходов. Но именно они ключевые в той теме, которой мы хотим коснуться.

Монгольским путём раньше пользовались пограничники – так значительно проще добраться до находящихся на Укоке застав. Со стороны Казахстана на Укок поднимались археологи, когда занимались раскопками. Всё это говорится к тому, что этот сквозной путь Монголия-Казахстан был и есть относительно простым для передвижения восток-запад. В свое время он даже получил название Кобдинский тракт. Из монгольского Кобдо (Ховд) путь проходил по территории Укока и далее в Бухтарминский край и Прииртышье. Позднее это был китайский почтовый тракт. А в советское время по этому пути перегоняли скот из Монголии в Семипалатинск, на самый крупный в СССР Семипалатинский мясокомбинат. Кобдинский тракт, существовавший издревле, представлял собой ни что иное, как самую северную ветвь Шёлкового пути. И это была довольно оживлённая «магистраль».

Здесь и возникает вопрос: жили здесь люди или только передвигались и использовали его для захоронений? Многие урочища Укока (такие, как Бертек), покрыты хорошей травой и богаты солончаками, они являются прекрасными зимними пастбищами. Снега на открытой нагорной равнине выпадает не-много, да и тот скоро разносится ветром. Зимовки пастухов стоят по краям долины у северной и южной подошвы горных склонов, где есть защита от ветра и непогоды. Ежегодно на плоскогорье Укок осенью и зимой живут около 20 семей пастухов. Большинство их из Джазатора. И каждая из них имеет десятки и сотни животных — овец, лошадей, коров и яков. Стада пасутся только на своей территории, граница которой проходит по ручью, озеру или скале. Древние скотоводы издавна пасли здесь скот.

Раскопки

Лето 1993 года. Укок. Идут раскопки небольшого кургана. Он разграблен ещё в древности, сильно повреждён позднее при строительстве дороги. Это было захоронение воина кара-кобинца, при котором сохранились два железных ножа, два глиняных сосуда, фрагменты золотой фольги. С ним были погребены три лошади. На этом всё могло бы и закончится, но Наталья Полосьмак, руководившая раскопками проявила интуицию не только в выборе этого кургана, но в том, чтобы копать дальше. А дальше было самое интересное – сруб, мерзлота. А это значило многое. Значило, что нижнее захоронение нетронутое и может стать настоящим открытием. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. На самом дне ямы стояла срубленная из лиственницы погребальная камера, снаружи украшенная кожаными аппликациями, изображающими оленей. За северной стенкой её лежали костяки шести лошадей. Таким количеством ездовых коней мог обладать лишь человек весьма высокого социального статуса.

Перед саркофагом стояли блюдо, на котором лежал кусок мяса с воткнутым в него бронзовым ножом, сосуды из дерева, рога и керамики. Тело Принцессы практически не тронуло тление. Она была высокого роста, одета в поношенную шёлковую рубаху и красно-белую шерстяную юбку, обернутую вокруг бёдер. На поясе висела сумочка с косметическими принадлежностями и серебряное зеркальце в деревянной оправе. На ногах – высокие войлочные сапоги, в ушах – золотые серьги. На её бритой голове под головным убором высотой 90 см был парик из конского волоса. Её руки покрывали искусно выполненные татуировки, а рядом стояла чашка с семенами кориандра.

По множеству свидетельств во время раскопок наблюдались странные природные явления в виде небольшого землетрясения и грома. По странному стечению обстоятельств ни одна из машин из находившихся в распоряжении археологов не оказалась в исправном состоянии. Археологов вместе с находками эвакуировали домой на двух вертолётах. Между Барнаулом и Новосибирском вертолёт, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку — заглох один из двигателей. До Новосибирска добрались машинами.

Курган

Курган Принцессы довольно скромных размеров – всего 18 м в диаметре. Царские курганы на Алтае достигают 50 м в диаметре и более. На том же Укоке есть не один курган, имеющий размеры значительно больше 18 м. Если же взять в рассмотрение всю территорию Алтае-Саяна, то размеры крупнейших захоронений и вовсе не идут ни в какие сравнения. 120 м – размер крупнейшего скифского кургана на данной территории, находящегося в «Долине царей», в Туве. Об этом можно почитать в статье одного из выпусков интернет-журнала «АРУ-КЕМ» (). Особенностью же кургана Принцессы было то, что это было двойное захоронение. А это встречается не так часто. Нередко в курганы «дозахоранивали» позднее родственников, но это кардинально отличается от нашего случая. Верхнее захоронение было самостоятельным, оно словно скрывало то, что было ниже.

В той же Туве, в той же «Долине царей» в 2002 г. был вскрыт курган Аржан-2, где оказалось не потревоженное захоронение царя и царицы. Такого богатства в скифских курганах Сибири археологи ещё не видели. Даже непонятным стало, каким образом подсчитать золотые изделия. Одежды были покрыты тысячами бляшек из золота, а штаны неисчислимым количеством мелкого золотого бисера. Золотых изделий набралось на 20 кг. Захоронение Принцессы в данном случае выглядит очень скромным. Но, как и подобает особам, приближённым к культу, её одежда и сопровождение имеют, прежде всего, сакральное значение. И шестёрка лошадей золотистой масти и уникальный головной убор. Одежда из тончайшего шёлка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс — знак воина и посвящённого. А найденная в её руках палочка-мешалка из лиственницы — крайне важный ритуальный символ: такие палочки ещё в добуддийские времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Ну и, конечно же, уникальным являются татуировки и обряд мумификации – об этом ниже.

Уникальный головной убор

Несколько слов об уникальном головном уборе. И снова не поразишь читателя тем, сколько много золота было выделено на его изготовление, дело в другом – в его размерах, сложной конструкции и, безусловно, впечатляющем виде. Головной убор-парик занимал почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нёс самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал. К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закруглёнными краями (61 см), покрытое чёрной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу.

Мумии

Насколько уникален факт мумификации в мировой культуре и культуре скифов? Мумий в мире найдено множество. Это отдельная и большая тема. Здесь стоит сказать лишь, что существует как естественная мумификация так и ритуальная. Нередко мумия сохраняется благодаря их сочетанию. И это как раз наш случай. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Другой нюанс — бальзамирование не было какой-то привилегией знати - бальзамировали и рядовых воинов. Кроме сакральных причин, возможно, были и вполне естественные. Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год - весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. Устройство кургана, где создавалась линза мерзлоты – льда законсервировавшего захоронение на тысячи лет – сыграло дополнительную, а возможно и решающую роль в его сохранении.

Мумия Принцессы получила особую известность, но одинока ли она среди археологических открытий скифского мира Сибири? Далеко нет! В алтайских курганах и раньше находили мумий, многие из которых сегодня хранятся в Эрмитаже. Но в советские времена из-за недоступности технологий консервации все они сохранились не так хорошо, – потемнели и высохли. Прежде всего, это относится к открытиям в Больших Пазырыкских курганах. На том плато Укок через 2 года после открытия захоронения Принцессы, в 1995 году на памятнике Верх-Кальджин-ll была найдена мужская мумия с прекрасно сохранившейся прической, татуировкой огромного «скифского» оленя на плече. Воин был похоронен в одежде, с полным набором вооружения и в великолепной шубе-дублёнке, украшенной кожаной аппликацией и широким «хвостом».

Позже было сделано открытие, больше известное как «Бусы Клеопатры». Недалеко от села Манжерок в Республике Алтай, новосибирские археологи обнаружили в кургане скифского периода мумию женщины, на шее которой надеты бусы. По мнению археологов, бусы были изготовлены в Египте в эпоху правления там династии Птолемеев. Такое предположение позволяет сделать оригинальная техника изготовления бус, которая практиковалась в то время египтянами.

В 2008 г. скифский воин был найден в Монгольском Алтае, в неповреждённом могильном кургане, в зоне, близкой к ледниковой. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповреждённая кожа на его верхней части его тела покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко-выраженным блондином. Правда, волосы могли пожелтеть уже после смерти. Две лошади с богато украшенными сёдлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь.

Большинство мумий скифо-сибирского мира находятся высоко в горах, в условиях, где сохраняется мерзлота. И вот совсем недавно, в Рубцовском районе Алтайского края, в одном из Царских курганов памятника «Бугры» обнаружена уникальная мумия скифского периода. В этом случае всех удивлял сохранившийся маникюр на руке женщины. Хорошо сберечься телу женщины, умершей в IV веке до нашей эры, помогла одежда, покрытая медными бляшками, окислы которых способствуют сохранению органического материала. Это одна из немногих, если не единственная из находок мумий, сделанных в Сибири в лесостепной зоне.

Ещё одна мужская мумия была найдена в далёком уже 1969 г. в Хакасии. «Оглахтинский» мужчина принадлежал таштыкской археологической культуре, распространенной в Минусинской котловине около двух тысяч лет назад. На мумии из Хакасии были татуировки. И об этом далее.

Татуировки

Татуировки на мумии из Хакасии были различимы невооружённым взглядом. Но плотные исследования находки не производились, а она, оказавшись в одеждах, сразу миру татуировок не явила! На мумиях из Пазырыкских курганов татуировки были, но едва различимые лишь на одной из них. И тогда на этот факт особого внимания также не обратили. Вопрос о татуировках встал острее после открытия всё той же Принцессы. Несколько татуировок на ней были видны настолько отчётливо, что этот вопрос получил новый стимул для исследования. У Принцессы татуированы обе руки от плеч до кистей. Изображения нанесены также на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное — олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога – алтайский ушастый грифон. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Это открытие подтолкнуло учёных к тому, чтобы возобновить исследования татуировок на найденных ранее мумиях. И по счастливой случайности был найден метод их обнаружения на изрядно истлевшей коже. Уже упомянутая мумия из Хакасии была рассмотрена и сфотографирована в отражённых инфракрасных лучах. То же было проделано и с тремя мумиями из Второго и Пятого Пазырыкских курганов. Оказалось, что на всех мумиях имеются татуированные рисунки. Метод работает благодаря саже, входящей в состав использованного для татуировки красителя. На снимках тёмная кожа мумий выглядит совсем светлой, а татуировки выделяются на ней контрастно и чётко. На мумиях, найденных позже на Укоке и Монгольском Алтае, также оказались татуировки. Но всё же, наиболее красивые, таинственные и очевидно наделённые особым сакральным смыслом тату принадлежат Принцессе. Это было ещё одним поводом для разговоров об особом статусе женщины. Хотя точное значение рисунков пока никто не объяснил.

История продолжается

Особый всплеск интереса к Алтайской Принцессе произошёл после землетрясения 2003 г. Тогда местное население обвинило археологов в том, что страшные события не что иное, как последствия раскопок на Укоке. С тех пор и по сей день не утихают споры о том, кем же была эта женщина и том, что её необходимо вернуть в Республику Алтай. И требования вернуть здесь имеют разные «оттенки» — от того что мумию необходимо закопать снова в курган до того, чтобы она была просто в Горно-Алтайске. Мы же не будем вдаваться в эти споры. Более того автор не желает столь тонкие вопросы обсуждать в данной статье. Возможно это вопрос будущих статей.

Каково же фактическое положение дел сегодня? Сейчас мумия в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по её изучению продолжается. Но уже в 2012 г. она должна вернуться в Республику Алтай. На сегодняшний день ведётся реконструкция национального музея в Горно-Алтайске, возводится специальная пристройка, где собственно и будет устроена усыпальница. Здесь будут созданы условия для обеспечения сохранности мумии как культурного и биологического объекта. Деньги выделил «Газпром», который лоббирует постройку газопровода через Укок. Так и не завершившись, одна история тянет за собой следующую.

Мы не коснулись таких вопросов как расовое происхождение Принцессы, её места в алтайских легендах, этических вопросов раскопок, того вопроса — могла ли она вообще быть «принцессой». Последний вопрос особо раздражает учёных, поскольку приписанный прессой статус никак не вписывается в их представления. Но мы не учёные – нам проще. Но самое важное, что такие открытия будоражат общество, поднимают острые и важные вопросы. История продолжается!

Видеоматериалы по теме Укока и Принцессы:




Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

    Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов XVIII в. до н. э. II в. н. э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины, в Синьцзян… … Википедия

    Мумия египетского фараона из музея в Каире Мумия сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой… … Википедия

    Полосьмак, Наталья Викторовна Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) … Википедия

Файл:Ukok princess reconstruction.jpg

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

Файл:Mumiya-3.jpg

Фотография мумии принцессы Укока

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет