Соответствие черт евгения онегина типу лишнему человеку. Евгений Онегин — лишний человек

Самое значимое имя в истории русской литературе. До него никто не соединял два жанра в одном произведении, а он смог создать превосходный роман в стихах «Евгений Онегин». Написанное в первой половине 19-го века, оно прекрасно описывает быт и нравы дворянского сословия того времени. Главным героем произведения является молодой дворянин, наследник всех своих родственников и беспечный повеса Евгений Онегин . Есть версия, что именно этот персонаж стал родоначальником всех последующих «лишних людей» в русской литературе.

Несмотря на то, что он был хорошо воспитан и в меру образован, жизнь Онегина была сплошным праздником и никакого труда:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Герой был вхож в светское общество, умел грамотно вести беседу, был последователем моды и читал современную литературу. Однако единственное, в чем он добился совершенства, это «наука страсти нежной». Онегин много гулял, посещал все балы и светские рауты, приходил домой под утро и так изо дня в день. Как отмечает сам автор, он жил «без цели, без труда». Он не видел никакого смысла в своем существовании, а просто бесцельно прожигал свою жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в деревню, где покойный дядюшка оставил ему в наследство большое имение и целый двор крестьян. Несмотря на его скептическое отношение к жизни, были в Онегине и положительные черты. Например, он хорошо относился к крестьянам и дабы облегчить им участь, заменил барщину оброком. После таких нововведений соседи стали называть его «опаснейшим чудаком».

Вскоре в деревню из Германии приехал еще один молодой дворянин, читающий современную литературу и имеющий хорошее образование. Ленский быстро подружился с Онегиным, несмотря на разницу в характерах и мировоззрении. Это был полный антипод главного героя. Романтичный, открытый, чувствительный Ленский видит высшее предназначение каждого на земле и верит в настоящую любовь. В противовес ему Онегин не знал и не знает любви. Ему так наскучили жеманные столичные барышни, что он просто устал лицемерить и отказался от всяческих отношений.

На мой взгляд, этот герой чувствует себя лишним в сложившемся к началу 19-го века обществе. Он сторонится соседей-помещиков, не хочет заводить серьезные отношения с дамами, не строит планов на будущее. Таким образом, единственным человеком, с которым он хоть время от времени общается, становится Ленский. Но и эта дружба к хорошему не приводит. Впоследствии между ними завязывается конфликт и Ленский умирает во время дуэли от руки друга.

Другой человек, который чувствует себя лишним в обществе, это Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она могла бы стать верной спутницей Онегина и озарить собой его жизненный путь. Ведь, в отличие от него, она умела любить и не отрицала этого чувства. Но так как герой выбрал оставаться эгоистом и закоренелым холостяком, он отказал ей во взаимности, о чем потом сильно жалел. Все изменилось со смертью Ленского. Этот несчастный случай заставил Онегина пересмотреть взгляды на жизнь. Возможно, со временем он даже смог найти свое счастье, но мы его видим только в рамках пушкинского романа, где он до конца так и остается «лишним человеком», не находящим применения своему уму и способностям.

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

В русской литературе есть произведения, в которых главные герои представляют собой тип «лишнего человека». Одним из таких произведений является роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Считается, что именно в пушкинском романе и появился первый в литературе «лишний человек».

Само понятие «лишний человек» было сформулировано И.С.Тургеневым в середине XIX века. «Лишним» называли героя из дворянской среды, находящегося в конфликте с обществом, неспособного реализовать себя в соответствии со своими знаниями и способностями. Он всегда был умнее других, поэтому не мог существовать в гармонии с обществом, которое и воспитало его по своим законам.

Евгений Онегин - главный герой романа А.С.Пушкина - как раз и является таким «лишним человеком». Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Почему же Онегин относится к этому типу людей? Кто он такой? Какое место занимает в обществе?

Евгений Онегин - выходец из дворян. Он получил хорошее образование, хотя мы чувствуем и иронию в некоторых пушкинских строках: «…француз убогой, / Чтоб не измучилось дитя, / Учил его всему шутя…» Онегин «острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет», знает французский, латынь, красиво говорит, умеет танцевать, может поддержать любой разговор. Светское общество приняло Евгения с распростертыми объятиями: «Свет решил, / Что он умен и очень мил». Онегин с головой окунулся в светскую жизнь. Он каждый день разъезжает по гостям, по балам, по маскарадам. Ему везде рады, женщины его любят и ждут его внимания. Но все эти праздные дни, развлечения, пустые разговоры наскучили Евгению. Он не может найти себе места в этом обществе.

Случайно «волею судьбы» попав в деревню, Онегин мог бы начать новую жизнь. Он пытается писать, но ничего путного не выходит из-под его пера, берется за книгу, но тоже долго не может заниматься этим делом. Хотя в деревне Онегин берется за ведение своего хозяйства. Он даже облегчает крестьянскую «дань»: «Ярем он барщины старинной / Оброком легким заменил». Но длится это недолго. Онегин не способен постоянно заниматься каким-то делом. Все становится скучным и однообразным. Это отпечаток того самого общественного воспитания. Даже в любви Онегин не может быть самим собой. На искреннее признание Татьяны Лариной он отвечает нравоучительной речью о том, как должна себя вести девушка. Он не принимает ее любви, говоря о своих светских манерах и предпочтениях. А спустя два года будет горько об этом сожалеть.

Онегин умнее и образованнее того общества, в котором живет. У него есть свой талант, но он не способен его применить. Те законы, убеждения, порядки, которые живут в свете, не сделали Онегина счастливым. Он «лишний человек». И вряд ли уже сможет жить в гармонии с собой и обществом. А.С.Пушкин дает возможность читателю представить, каким будет Онегин впоследствии, он оставляет открытым финал романа. Но, на мой взгляд, Евгений Онегин сохранит тип «лишнего человека».

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».