Жан огюст доминик энгр апофеоз гомера. Энгр, жан огюст доминик

Жан Огю́ст Домини́к Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780-1867) - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида . В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820-1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834-1835) и Французской Академии в Риме (1835-1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793-1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто . В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму . В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма , что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа , что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле , далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия - продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра - цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма , романтизма и даже реализма.

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755-1814) и Анны Муле (1758-1817). Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии. Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. École des Frères de l"Éducation Chrétienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач.

В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование, и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Académie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». В Тулузе Энгр провёл шесть лет - до 1797 года, и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. Рок в своё время совершил пенсионерскую поездку в Рим, во время которой познакомился с Жаком-Луи Давидом . Энгр преуспевал в живописи и получил несколько наград за годы учения, а также хорошо изучил историю искусства. На конкурсе молодых художников 1797 года в Тулузе Энгр удостоился первого приза за рисунок с натуры, а Гийом Рок внушал ему, что для преуспевающего художника важно быть хорошим наблюдателем и портретистом, способным достоверно воспроизвести натуру. Одновременно Рок преклонялся перед искусством Рафаэля и привил Энгру уважение к нему на всю жизнь. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils). Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана. В 1793-1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse) - оперного театра.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780—1867) — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Ортанс Резе

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия — продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра — цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма.

Принцесса де Бройли


Источник

Графиня д´Оссонвиль

Малая купальщица, интерьер гарема

Мадам Энгр, урожденная Рамель

Турецкая баня

Одалиска с рабыней


Жозеф-Антуан де Ножан

Мадонна Благовещения

Венера на Пафосе


Автопортрет

Купальщица

Мужской торс

Юпитер и Антиопа

Баронесса Бетти де Ротшильд

Венера Анадиомена (Рождение Венеры)


Каролина Мюрат, королева Неаполя


Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)


Мадмуазель Ривьер

Кондотьер


Въезд дофина, будущего короля Карла V, в Париж


Купальщица Вальпинсона


Анжелика, эскиз


Мадам Муатессье


Сон Оссиана


Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула

Портрет молодого человека


Наполеон на императорском троне


Король Карл X в коронационном облачении

Рафаэль и Форнарина


Эдип и Сфинкс


Паоло и Франческа

Мадам Гонс


Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббьены


Руджеро, спасающий Анжелику

Рафаэль и дочь булочника


Большая одалиска (деталь)


Мадонна с гостией

Автопортрет

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида , а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс , в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV ). В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.

Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика XIII , после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св. Симфорион, идущий на казнь , которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня , Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника , Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского , собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век , обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867)

Жан Огюст Доминик Энгр

Популярность Энгра росла с каждой его новой картиной. Художника очень ценили и часто заказывали ему портреты. Он же на протяжении всей жизни стремился создавать полотна на исторические сюжеты и отвлекался на портреты только по необходимости, стараясь как можно скорее закончить их и снова перейти к той теме, которая его интересовала. Однако именно портреты, благодаря его превосходному знанию натуры, стали шедеврами и принесли художнику мировую славу.

Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Кроме того, отец Жана Огюста был всесторонне образованным человеком и стремился научить сына всему тому, что знал и умел сам. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. В 1791 году Жан Огюст, которому было всего одиннадцать лет, поступил в Королевскую академию, которая находилась в Тулузе. Здесь он продолжал совершенствоваться в том, что уже узнал в родном доме: его учителем по живописи был Ж. Рок, скульптуру преподавал Ж.-П. Вигана.

Решив стать художником, Энгр не оставил занятий музыкой. Он брал уроки игры на скрипке и даже, стремясь заработать немного дополнительных денег, солировал в местном оркестре. Впоследствии он из двух искусств все же выбрал рисование, но занятия музыкой научили его лучше воспринимать ритм. Огюст даже говорил своим ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».

Окончив Королевскую академию, Энгр в 1791 году отправился в Париж и поступил в мастерскую Давида. Он прожил в столице двенадцать лет, из них четыре года обучался в Школе изящных искусств и брал уроки у Давида. За эти годы мастер успел прекрасно изучить принципы композиции. Сохранились штудии начинающего художника, в настоящее время находящиеся в Париже, в Музее Монтаблана и в Школе изящных искусств.

Кроме того, Давид, сам долгое время увлекавшийся античным искусством, старался привить своим ученикам восторженное отношение к человеческой фигуре. Под его руководством Энгр достиг большого мастерства в изображении человека.

Не удовлетворяясь уроками Давида, Энгр самостоятельно изучал работы итальянских и фламандских художников; много времени проводил в библиотеке, читая средневековые трактаты. От Средневековья он обращался к статуям античности; внимательно взглянув на свои наброски со статуй, снова возвращался к Средним векам - гравюрам Дюрера и Гольбейна. В свободное время Энгр гулял по Парижу, делая зарисовки и наброски.

Ж. О. Д. Энгр. «Наполеон на троне», 1806, Музей армии, Париж

Энгр, как в свое время и Давид, в 1801 году принял участие в конкурсе на Римскую премию, представив историко-мифологическую картину «Послы Агамемнона» (Школа изящных искусств, Париж), и занял первое место. Теперь он мог поехать в Рим и изучать художественные, скульптурные и архитектурные шедевры знаменитых мастеров Возрождения, но из-за политических осложнений Энгр был вынужден отложить поездку на несколько лет.

Оставшись в Париже, художник продолжал работать. Он выполнил целую серию портретов, в том числе «Автопортрет» (1804, Музей Конде, Шантийи), цикл портретов, заказанных семьей Ривьер (1805, Лувр, Париж), и полотно исторического жанра «Наполеон на троне» (1806, Музей Армии, Париж).

Художник, как правило, выполнял поколенные портреты. Модель обычно располагалась на переднем плане, заполняя большую часть пространства. Лицо, фигуру, одежду Энгр изображал настолько подробно и точно, что казалось, будто модель живая и вот-вот пошевельнется, заговорит, сойдет с холста.

В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Работы привлекли к себе пристальное внимание, но реакция зрителей, и особенно критики, была отрицательной или, по крайней мере, удивленной. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». И действительно, эти работы были совсем не похожи на картины художников XVIII столетия или портреты Давида и все же оказались очень удачными. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Хотя в действительности сложно выбрать самую лучшую картину - все работы характеризуют его как талантливого мастера композиции и натуры.

Ж. О. Д. Энгр. «Обет Людовика XIII», 1824, собор, Монтобан

Лишь в 1806 году Энгр смог отправиться в Италию. Он приехал в Рим и прожил там четырнадцать лет. Художник продолжал регулярно получать заказы на портреты (портрет госпожи Девосе, 1807, Музей Конде, Шантийи; портрет госпожи Шовен, 1814 и портрет художника Тевенена, директора Французской академии в Риме, 1816, оба - в Музее, Байонна).

Однако Энгр приехал в Италию не для того, чтобы совершенствоваться в жанре портрета. Много времени он уделял изучению итальянского искусства античности и живописи эпохи Возрождения.

Первые картины, которые живописец послал в Париж, были написаны на мифологические сюжеты («Эдип и Сфинкс», 1808, Лувр, Париж; «Зевс и Фетида», 1811, Музей, Экс). Однако французские критики, увидев эти работы, заявили об отходе художника от античного искусства, несмотря на то что на одной из картин была изображена сценка с участием античных богов. Работы мастера все чаще называли готическими, а его самого считали слишком увлеченным натурой.

Однако именно увлечение Энгра натурой еще с тех пор, когда он обучался в мастерской Давида, помогло ему создать такие великолепные шедевры мировой живописи, как «Купальщица» (1808, Лувр, Париж) и «Большая одалиска» (1814, Лувр, Париж).

В Италии Энгр встретился с русским посланником, графом Николаем Дмитриевичем Гурьевым, и написал его поколенный портрет. Художник закончил работу в 1821 году. Сегодня этот портрет хранится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

Именно в то время Энгр, по всей видимости, заинтересовался историческим жанром. Причем, несмотря на любовь к Италии, он говорил, что история родной страны, Франции, «гораздо интереснее для наших современников, ведь для них Ахилл и Агамемнон, сколь они ни прекрасны, менее близки сердцу, чем Людовик Святой…».

Художник создал несколько полотен на литературные и исторические сюжеты: «Сон Оссиана» (1813, Музей, Монтобан); «Паоло и Франческа» (1814, Музей Конде, Шантийи); «Дон Педро, целующий шпагу Генриха IV» (1820, частное собрание, Осло). Эти работы наиболее близки к романтизму, несмотря на то что впоследствии Энгр высказывался об этом течении отрицательно и создавал полотна в классицистическом стиле.

Ж. О. Д. Энгр. «Апофеоз Наполеона I», 1853, музей Карнавале, Париж

В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию, где провел четыре года. Там он посещал соборы и рассматривал фрески, особенно восторгаясь работами Мазаччо. Вероятно, тогда художнику и пришла в голову мысль обновить французскую живопись, став вторым Рафаэлем.

В 1824 году Энгр вернулся в Париж, где прожил десять лет. Среди прочих работ он привез из Италии картину «Обет Людовика XIII» (собор, Монтобан) и экспонировал ее в Салоне. Это полотно принесло художнику большой успех: он получил официальное всеобщее признание, множество новых заказов, был назначен членом Академии и награжден орденом Почетного легиона.

Энгр стремился к созданию монументальных работ на исторические сюжеты. Однако выполненные им две крупные работы - плафон «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр, Париж) и «Мученичество Симфориона» (1834, собор, Отен) - не были отнесены к числу его лучших полотен. Особенно много споров возникло из-за первой работы - одни утверждали, что плафон повторяет «Парнас» Рафаэля, другие полагали, что Энгр подражает творчеству Перуджино.

Все чаще художник стал получать заказы на портреты. Он выполнил портрет мадемуазель Лоримье (1828, ГМИИ, Москва), портрет основателя «Журналь де Деба» Бертена-старшего (1832, Лувр, Париж) и др.

В 1834 году художник был назначен на должность директора Французской академии в Риме. Он переехал в Италию и прожил там семь лет.

В 1841 году Энгр вернулся в Париж и больше никуда не выезжал до конца жизни. В начале 40-х годов герцог де Люинь заказал художнику декоративное панно для своего замка в Дампьере. Над его выполнением Энгр трудился четыре года, с 1843 по 1847. Заказчик остался доволен работой и даже устроил в честь Энгра банкет.

Заказы поступали регулярно, но Энгр продолжал большую часть времени уделять созданию исторических композиций. Он написал полотна «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» (1845, Лувр, Париж) и «Апофеоз Наполеона I» (1853, музей Карнавале, Париж). Однако эти работы отличались от портретов неестественными, театральными, неправдоподобными композициями, несмотря на то что выполнены были с большим мастерством.

Среди множества портретов, созданных в этот период, необходимо упомянуть работы «Графиня Оссонвиль» (1845–1852, Музей, Монтобан) и «Мадам Муатессье» (стоящая - 1851, Национальная галерея, Вашингтон, сидящая - 1856, Национальная галерея, Лондон).

Однажды, провожая после очередного сеанса модель до кареты, художник простудился, заболел, слег в постель и больше не встал. Жан Огюст Доминик Энгр умер в Париже на восемьдесят седьмом году жизни.

Он был талантливым рисовальщиком, портретистом, создателем картин на мифологические и исторические сюжеты. Его творчество повлияло на формирование художественной манеры таких знаменитых мастеров живописи, как Дега и Пикассо.

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР о РАФАЭЛЕ, ТИЦИАНЕ и ПУССЕНЕ Рафаэль был не только величайшим живописцем, он был прекрасен, он был добр, он был все!.. Рафаэль писал людей добрыми; все его персонажи имеют вид честных людей.…Рафаэль был счастлив. Да, но это

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Глава 18 1863 – 1867 В течение двух летних месяцев 1863 года жизнь на вилле в Пасси протекала менее гладко, чем за последние несколько лет. Россини стал нервным и порой ворчливым. Олимпия ужесточила строгость своей опеки. Ее муж впервые с тех пор, как завершил «Стабат матер»

Из книги Мастера и шедевры. Том 1 автора Долгополов Игорь Викторович

Глава 19 1867 – 1868 Приехав в Париж в марте 1867 года для того, чтобы посетить премьеру оперы Верди «Дон Карлос», состоявшуюся 11 марта в «Опера», Тито ди Джованни Рикорди и его двадцатишестилетний сын Джулио, естественно, нанесли визит Россини. Они приехали к нему по просьбе

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

ОГЮСТ РЕНУАР По Парижу бредет юноша в потертой рабочей блузе. Башмаки его стоптаны. Нескладный, рыжий, худой, он вдруг останавливается и долго смотрит на вечернее небо, на темные кроны каштанов, на игру света и тени.Его толкают прохожие, над ним шутят мальчишки, хихикают

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Алексей Венецианов 1780-1847 Алексей Венецианов был одним из немногих, кто даже не делал попыток поступить в Академию художеств. Переехав в Петербург из Москвы, он обратился за помощью к Боровиковскому и под его началом постигал основы живописи. Копировал произведения

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Строгий классицизм (1780–1790-е гг.) Русская реплика традиций Андреа Палладио - человека, в конце XVI века заново придумавшего архитектуру древних греков и адаптировавшего стиль античных руин к актуальному строительству. Первым в русскую столицу этот стиль принес Чарльз

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867) Портрет мадемуазель Каролин Ривьер 1805. Лувр, ПарижЖивописец, рисовальщик, музыкант Энгр был любимым художником королей Карла X и Луи-Филиппа, императоров Наполеона I и Наполеона III. Преклонение перед искусством античности и эпохи

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Теодор Руссо (1812–1867) Просека. Лес л’Иль-Адам 1849. Музей д’Орсе, ПарижРуссо, глава барбизонской школы, вдохновляясь работами Рёйсдала и других голландских пейзажистов XVII века, а также Констебла, стремился создать во французской пейзажной живописи более свободный,

Из книги автора

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Ложа 1874. Галерея института Курто, ЛондонРенуара справедливо называют «живописцем счастья». Его произведения, полные солнечного света, тепла и радости, вызывают оптимистичное отношение к миру. На первую выставку импрессионистов в 1874 году Ренуар

Из книги автора

Николай Иванович Уткин 1780–1863 Уткин был незаконнорожденным сыном М. Н. Муравьева и дворовой девушки. Отец М. Н. Муравьева был тверским вице-губернатором. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего

Из книги автора

Иван Семенович Бугаевский-Благодарный (Богаевский) 1780–1860 Бугаевский-Благодарный родился в Кременчугском уезде Полтавской губернии. В 1779 году он поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого портретиста С. С. Щукина. В 1824 году за

Из книги автора

Григорий Карпович Михайлов 1814–1867 Михайлов родился в Можайске. Он происходил из семьи крепостного, жил в Твери, где окончил гимназию. Приехав в Петербург с целью поступить в Медико-хирургическую академию, Михайлов случайно познакомился с художником А. В. Тырановым, а

Из книги автора

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) Девушка в платке Алексей Венецианов – один из основоположников реалистического бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Он считал, что ничего в живописи не нужно «изображать иначе, чем в натуре является,

Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 — 1867) — родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, — мать его была полуграмотной. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).

В 1791 году переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры. Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена. С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.

В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи.

В октябре 1799 года Энгра приняли в Школу изящных искусств на живописное отделение. В 1800 году он пишет картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла», благодаря которой в 1801 г. получил гран-при для поездки в Рим. Однако это событие было отложено до 1806 года из-за нехватки финансовых средств.

Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.

Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. В этом ему помогали предметы искусства, которыми наполнялся Лувр, благодаря военным походам Наполеона: он мог изучать и сравнивать древние шедевры и образцы европейской живописи. Такую реакцию Энгр узнал, уже находясь в Риме, и дал зарок больше никогда не участвовать в выставках.

Хотите чувствовать себя на дороге уверенно и в безопасности? В этом случае вам стоит купить резину высокого качества на Asshina. Огромный выбор шин только тут.

Послы Агамемнона в шатре у Ахилла

Портрет Бонапарта

Портрет мадемуазель Ривьер

Портрет Филибера Ривьера

Портрет Фредерика Демаре

Наполеон I на императорском троне

Портрет мадам Аймон

Находясь в Риме, Энгр как обладатель «стипендии» был обязан направлять свои работы в Париж, чтобы показывать прогресс в своих умениях: в1808 картины «Эдип и Сфинкс» и «Купальщица» продемонстрировали мастерство художника в обнаженной натуре. В 1807 году он начала работу над картиной «Венера Андиомеда», но он смог закончить ее лишь в 1848 году. Он не прекращал свою работу и над портретами.

В 1810 г. его грант закончился, но Энгр решает остаться в Риме, найдя поддержку в оккупационном французском правительстве.

В 1811 году Жан-Огюст-Доминик закончил свою картину «Юпитер и Фетида», которая в очередной раз получила резкое осуждение в Париже. Энгр был уязвлен, общественность равнодушна, а его коллеги считали его ренегатом. Только лишь некоторые представители романтического движения признавали его талант, чему Энгр противился.

В 1813 г. Энгр женился на Мадлен Шапель, с которой был счастлив в браке: мадам Энгр беззаветно верила в своего мужа, что дало ей сил стойко переносить все неприятности. Он продолжал переносить пренебрежительные отзывы, а его «Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV», «Рафаэль и Форнарина», несколько портретов, а также работы в Сикстинской капелле встретили в 1814 году враждебную критику.

В 1812 году Жан Огюст Доминик пишет «Вергилий читает Энеиду» для резиденции французского губернатора в Риме, в 1813 - «Ромул - победитель Акрона», «Сон Оссиана» — эти колоссальные работы были написаны для римского дворца Наполеона. Эти картины по сути стали воплощением той исторической живописи, которую Энгр хотел показать миру.

Весной 1814 году Энгр отправился в Неаполь, где рисует портреты королевы Каролины Мурат и ее семьи, а также три работы: «Обручение Рафаэля», «Большая Одалиска» и «Паоло и Франческа».

В 1815 г. вместе с крахом Наполеона, потерпел поражение и режим Мурата, отчего Энгр оказался Риме без покровительства французских властей. Он вынужден был зарабатывать на жизнь рисованием небольших портретов, что считал унизительным занятием. Надо отметить, что эти портреты были очень хорошо выполнены, и в настоящее время очень ценятся как бесценные предметы изобразительного искусства.

В 1817 году Энгр выполняет «Генрих IV играет со своими детьми», и на следующий год — «Смерть Леонардо да Винчи». В Риме была по достоинству оценена картина «Христос дает ключи Петру» (1817-1820), но власти Ватикана запретили ему отправить эту работу в Париж на выставку.

В 1816 г. Энгр получает заказ на выполнение портрета «Фернандо Альвареса де Толедо, герцог Альбы» — в качестве награды герцогу от Римского Папы за подавление протестантской Реформации. Жан Огюст Доминик, несмотря на свою неприязнь к этому человеку, выполняет некоторые эскизы, но в конце концов отказывается от работы, желая остаться верным своим убеждениям.

В течение этого времени у Энгра складываются дружеские отношения с музыкантами, в том числе Паганини, и он регулярно упражнялся в игре на скрипке. В 1819 году он отправляет в Париж свои работы «Большая одалиска», «Филипп V и маршал Бервик» и «Рожер, освобождающий Анжелику», которые получили все те же нелестные отзывы.

Купальщица

Портрет мадам Дюваши

Купальщица

Эдип и Сфинкс

Портрет Жозе-Антонио Молтедо

Портрет мадам Панкук

Портрет Чарльза-Жозефа-Лорена Корде

Юпитер и Фетида

Вергилий читает Энеиду

Ромул — победитель Акрона

Портрет барона Жака Марка

Сон Оссиана

Большая одалиска

Дон Педро Толедо целует шпагу Генриха IV

Портрет мадам Сеннон

Рафаэль и Форнарина

Сикстинская капелла

Генрих IV играет со своими детьми

Смерть Леонардо да Винчи

Паоло и Франческа

Рожер, освобождающий Анжелику

Жан-Огюст-Доминик Энгр с женой переехал во Флоренцию в 1820 году по приглашению скульптора Лоренцо Бартолини, его старого парижского друга. Но его отношения с Л.Бартолини были достаточно напряженными, так как контраст между успехом скульптора и бедностью Энгра стал слишком резким. В 1821 году он закончил картину «Въезд Карла V в Париж». Но основным занятием Энгра в этот период было полотно «Обет Людовика XIII». Он усердно работал над ним четыре года и в 1824 году он отправляется с ней в Париж.

Эта выставка приносит Энгру ошеломительный успех, критики были в восторге от его работы: задуманная в рафаэлевском стиле, она была свободна от архаизмов. В 1825 году Энгр был награжден крестом ордена Почетного легиона. С 1826 по 1834 год Энгр пишет множество картин, которые очень хорошо были приняты общественностью. Критики стали рассматривать живописца как знаменосца классицизма: реализм его полотен завораживал, но некоторые критики считали чрезмерный натурализм вульгарным.

В 1834 г. Энгр вернулся в Рим, заняв должность директора École de France. Несмотря на свои административные обязанности, живописец не перестает рисовать: из-под его кисти выходят «Антиох и Стратоника», «Портрет Луиджи Керубини», «Одалиска с рабом» и пр.

Обет Людовика XIII

Одалиска с рабом

Портрет мадам Мари Маркотт

Апофеоз Гомера

Портрет Луи-Франсуа Бертена

Антиох и Стратоника

Портрет Луиджи Керубини

Энгр возвращается в Париж в июне 1841 года. Одной из первых его работ после возвращения становится «Портрет герцога Орлеанского». Герцог погиб через несколько недель после завершения портрета, и Энгр выполнил несколько копий картины.

В 1843 Жан Огюст Доминик с энтузиазмом начал роспись большого зала в Шато де Дампьер. Но к 1849 году его пыл угас из-за смерти жены Энгра, и роспись не была завершена. В 1851 он еще напишет «Юпитер и Антиопа», но в июле того же года станет профессором Школы изящных искусств.

В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Этот брак придал сил живописцу, и в следующем десятилетии Энгр выполнил несколько важных работ. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна д\’Арк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ.

В последние годы своей жизни Энгр выполнил ряд полотен на историческую тему и религиозных картин, многие из которых явились детализацией ранее написанных работ.

Энгр умер от воспаления легких 17 января 1867 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра.

Жанна Д\’Арк на коронации Карла VII

Портрет мадам Монтессью

Источник

Свою манеру письма Жан Огюст Доминик Энгр сформировал еще в начале своего творческого пути и он сравнительно мало изменялся: соблюдение четкости контуров и теневой формы.

Он не признавал фактурного нанесения краски, крупных мазков, преувеличения эффекты света и цвета (что характерно для романтической школы). Он предпочитал локальные цвета, лишь слабо переходящие в полутона, поэтому наиболее выразительны его картины, где изображены одна или две фигуры.

Герои картин Энгра полностью отражают его ограниченные литературные пристрастия: он читал и перечитывал Гомера, Вергилия, Плутарха, Данте, истории жизни художников. Он использовал в своих картинах лишь несколько тем из своих любимых произведений. Энгр умел быстро выполнять свои работы, но чаще всего над одной картиной он работал на протяжении нескольких лет.

Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. Наиболее известный из всех портретов французского живописца является портрет журналиста Луи-Франсуа Бертена, он быстро стал символом растущей экономической и политической власти буржуазии. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».

Все любители новинок мирового кинематографа, на сайте russianseriali можно . Потрясающее качество фильма и захватывающий сюжет.