Жанры которые можно включить в раздел. Тест по литературе на тему: "Проверка уровня начитанности".(4 класс). Игровые приговоры и припевы

«Принц и нищий» – первый и самый известный исторический роман Марка Твена. Произведение было создано в коннектикутском доме и опубликовано в Канаде в 1881 году. Первый опыт оказался более чем удачным. В Советском Союзе перевод романа неоднократно переиздавался.

Действие романа разворачивается в Лондоне в XVI веке. В королевской семье появился мальчик, рождения которого ожидала вся страна. Это был наследник престола принц Эдуард. В то же время в семье бедняков появился другой мальчик, рождения которого не желал никто. Его звали Том Кенти.

С первых дней жизни принц был окружён достатком и роскошью. Том Кенти живёт в нищете. Мальчик постоянно подвергается физическому насилию со стороны отца и бабушки. Тем не менее, Том не падает духом. В трущобах, где обитает семья Кенти, живёт старый священник, с которым Том проводит очень много времени. Старик обучает мальчика чтению, письму и даже латыни. Священник часто рассказывает Тому легенды о королях и принцах. Красивые сказки настолько захватывают воображение мальчика, что он начинает примерять на себя роль наследника престола. Постепенно в игру втягиваются приятели Тома. Кенти изображает принца, а его друзья – свиту.

Однажды Том оказывается возле королевского дворца, за воротами которого он увидел принца Уэльского. Мечта маленького попрошайки со Двора Отбросов посмотреть на настоящего принца наконец-то осуществилась. Часовой, заметивший мальчика, отбрасывает его в толпу. Грубость стражника привлекла внимание принца Эдуарда. Принц заступился за Тома, а затем пригласил его в свои покои. Оставшись наедине, наследник престола и попрошайка неожиданно замечают, что очень похожи друг на друга. Том рассказывает Эдуарду о своей жизни, об отце-воре и о сёстрах. Нищета кажется принцу настолько романтичной, что он предлагает Кенти поменяться одеждой. Заметив синяк на руке своего нового друга, наследник престола отправляется к стражнику, чтобы сделать ему выговор. Однако часовой, приняв принца за «оборванца», из-за которого ему досталось от Его Высочества, выталкивает Эдуарда за ворота, а встретившая его там толпа гонит принца по дороге до тех пор, пока он не оказывается далеко от дворца.

Том долго ждал Эдуарда в его покоях, но наследник так и не вернулся. Кенти пытается самостоятельно выбраться из дворца, убеждая прислугу в том, что он не тот, за кого они все его принимают. Весть о «помешательстве» юного принца доходит до короля Генриха, жестокого тирана и любящего отца одновременно. Король глубоко опечален внезапной болезнью сына. Он запрещает придворным реагировать на странное поведение наследника и каким-либо образом напоминать ему о его болезни.

Волею случая принц Эдуард попадает во Двор Отбросов, в семью своего двойника. Наследник престола в гневе от того, как с ним обращается Джон, отец Тома. Семья Кенти знала о болезненном стремлении мальчика играть роль принца. Именно поэтому когда уже настоящий принц пытается поставить на место Джона Кенти, у отца Тома это не вызывает ничего кроме ярости.

Семья Кенти была вынуждена бежать со Двора Отбросов. Джон случайно убил старого священника, вступившегося за принца. Воспользовавшись суматохой, Эдуард покидает «родственников». Ему нужно попасть во дворец, ведь король Генрих недавно умер. Это значит, что короновать могут не законного наследника, а самозванца. Однако до дворца он сможет добраться ещё очень нескоро. Эдуарду предстоит пережить множество приключений и тяжких испытаний.

Настоящий жизненный опыт

Наследник узнает о жизни простого народа, от которого он всегда был так далёк. Он также узнает о жестокости многих английских законов, о несправедливости по отношению к самым бедным его подданным. У принца появляется преданный друг Майлс Гендон, которой, будучи выходцем из богатой семьи, тоже стал жертвой несправедливости.

Эдуарду удаётся остановить коронацию Тома Кенти. Том не препятствует возвращению на престол законного наследника. Король Эдуард VI прожил короткую жизнь, но вошёл в историю Англии как один из самых милосердных правителей. Не забыл король позаботиться и о семье своего двойника. Том Кенти жил долго, до конца дней пользуясь почётом и уважением.

Том Кенти

Том с детства отличался от своих сверстников. Он как будто одновременно жил в двух мирах. Реальный мир, в котором ему приходилось голодать, терпеть унижения и оскорбления, был слишком непохож на тот лучезарный блистательный мир, который существовал в его сердце. В то время, как все остальные дети приспосабливались к жизни, унаследованной от родителей, Том получал образование доступным ему способом. Несмотря на нелёгкое, полное лишений существование, мальчик не обвиняет в своих бедах короля, как это делают другие. Наоборот, образы королей и принцев полны благородства в глазах Тома.

По-настоящему характер мечтателя Кенти раскрывается только тогда, когда он попадает на место своего двойника. Том проявляет мудрость и находчивость. Он не стремится воспользоваться своим новым положением ради личных нужд. Том быстро понимает, что привлекательной жизнь во дворце кажется только со стороны.

Принц Эдуард

С самого рождения Эдуард жил так, как обычно живут наследники престола. То, что тысячам детей в его стране казалось пределом мечтаний, было для наследника престола каждодневной рутиной. Эдуард живёт в закрытом мирке достатка и материального благополучия, даже не подозревая о нуждах подданных. Встретив своего двойника, юный принц наивно расспрашивает об отношении его сестёр к прислуге. Эдуарду и в голову не приходит, что кто-то в его стране не имеет не только слуг, но и куска хлеба.

Обязательно прочитайте биографию Марка Твена – американского писателя, чьими произведениями зачитываются многие поколения детей и взрослых, и которые могут отвлечь от любых проблем и уныния.

Еще одной невероятно увлекательной и легкой книгой является повесть Марка Твена “Приключения Тома Сойера” , изображающая увлекательное и почти беззаботное детство мальчика Тома.

Характер принца, как и характер Тома, раскрывается лишь после того, как он оказывается на месте бедняка. Читатель замечает в Эдуарде обострённое чувство справедливости. Наследник престола, в отличие от своего отца-тирана, не может оставаться равнодушным, когда в его присутствии обижают беззащитного.

Храбрость и отвага – две достойные черты характера, присущие молодому принцу. Наследник престола не боится в одиночку бороться со своими обидчиками, даже зная о том, что никто из его слуг теперь не придёт ему на помощь. Жизнь среди беднейших слоёв населения помогла Эдуарду познать самого себя. Став королём, он точно знал, что он должен сделать для своих самых обделённых подданных.

Необычность ситуаций, в которых оказываются вполне заурядные персонажи, в основе успеха романа. Яркий контраст между королевским дворцом и жалкими лачугами во Дворе Отбросов сразу же вызывает интерес к книге и желание дочитать её до конца.

Несмотря на мрачные сцены из жизни обитателей Лондона середины XVI века, роман вселяет оптимизм в того, кто его читает. Пример бедняка Тома показывает, что место рождения человека и достаток его семьи не имеют решающего значения для его будущего. Главное не то, каким человека видят окружающие, а то, каким он является в душе. Маленький бедняк всем сердцем полюбил мир, который сам же и создал. Он не задавался вопросом о том, доступен ли ему этот мир в действительности, он просто жил в созданной в душе реальности. И однажды дерзкая мечта сбылась…

3.7 (73.33%) 9 votes


Повесть американского писателя Марка Твена «Принц и нищий» состоит из тридцати трех глав.
Действующие лица повести – принц Эдуард Тюдор, нищий мальчик Том Кенти, благородный Майлс Гендон, впоследствии ставший графом.
Произведение начинается с описания великого празднества королева Англии, наконец-то подарила своему супругу, Генриху VIII наследника. В этот же день на окраине Лондона на свет появился другой ребенок - Том Кенти. Его появление на свет никто не праздновал. Жизнь будущего короля и маленького нищего Тома протекала в абсолютно разных условиях. Если принца лелеяли и опекали, то за Томом почти не ухаживали. Время шло. Мальчики подрастали. Эдуарда учили фехтованию и латинскому, а Тома приучали просить милостыню. В том же доме, где жил Том, проживал некий священник, он обучал мальчика, прививал любовь к книгам. Читая книги, мальчик забывал о своей настоящей жизни, мечта о графах, королях и принцах, воображал себя на престоле или со шпагой. Вскоре мечта о встрече с королем затмило все его существование, и Том даже объявил себя королем, «королем Двора Отбросов».
…А однажды его мечта осуществилась. Гуляя по городу, мальчик увидел в королевском саду принца Эдуарда. Захваченный зрелищем, он прижался к ограде лицом. В это время солдат – часовой оттащил его от ограды и наградил оплеухой. Произошедшее увидел принц и приказал впустить мальчика в сад. Когда ребята познакомились, принц пригласил Тома в свои покои, накормил. Здесь же Том и поведал принцу о своей мечте: хотя бы на секунду почувствовать себя королем. А принц рассказал о своем желании хотя бы на миг стать беззаботным мальчишкой – искупаться в Темзе, поваляться в грязи, погулять по ночному Лондону. Не долго думая, мальчики переоделись; тут они и заметили, что Эдуард как две капли воды похож на Тома, а Том – на Эдуарда. Затем принц сказал Тому ждать его, сам же он направился в сад, желая наказать солдата за оплеуху Тому. Когда принц оказался в саду, толпа встретила его улюлюканьем, солдат схватил за руку и швырнул в толпу. Не было сомнения – принца приняли за Тома, который в это время в королевском наряде находился в покоях Эдуарда. Так начались приключения Тома Кенти в королевском дворце и настоящего принца на улицах Лондона.
…И тому, и другому было трудно. Том убеждал окружающих, что он не принц, но ему не верили, по дворцу разнесся слух, что у принца – недуг, временное помешательство. А Эдуарду, который утверждал, что он – король, так же не верили и поднимали все его высказывания на смех. Вскоре Эдуард оказался в семье Тома. Мать Тома конечно же догадалась, что это не ее сын, он и ей, так же как и Эдуарду, никто не верили. А Том в это время общался с сестрами принца, молодыми принцессами, гулял по дворцу, обучался фехтованию. И даже король не догадался, что Том – не настоящий принц. Постепенно Том привык к новой жизни, но Эдуард к своему существованию привыкнуть не мог. Как-то он оказался среди бродяг, они пытались заставить его просить милостыню «потому что он это делал всегда» и везде таскали за собой. Тогда же Эдуард познакомился с Майлсом Гендоном, который спас его от бродяг. Позже он не раз спасал принца от плетней королевского стражника, от сумасшедшего аббата. В благодарность Эдуард заявил Гендону о привилегии – отныне и навсегда Майле Гендон имел право сидеть в присутствии короля. Конечно, Гендон так же не верил, что Эдуард – настоящий король, но он искренне полюбил этого «безумного» мальчика, как сына.
Вскоре умер Генрих VIII. Настал день коронации наследника, в роли которого выступал Том Кенти. И в этот момент, когда корону уже должны были возложить на голову нового короля, в зале появился другой, оборванный и босой мальчик, и закричал «Я – король!» Толпа придворных возмутилась, но тот, кто сидел на троне, мигом вскочил с него и подтвердил слова оборвыша. Истинному королю стали задавать множество вопросов, касающихся родственных связей королевского семейства, расположения комнат – на все вопросы мальчик отвечал верно. Никто не хотел верить в произошедшее, но это было так. Через несколько минут церемония продолжилась, а на троне сидел уже настоящий король – Эдуард.
На этом история не закончилась. Майлс Гендон действительно получил титул графа и право сидеть в присутствии короля, Том Кенти был объявлен королевским воспитанником и до конца жизни носил особые одежды. Когда он был глубоким старцем, перед ним расступался народ и слышался шепот: «Было время, когда он был королем».
Так завершается повесть Марка Твена «Принц и нищий».

Лондон, середина XVI столетия. В один и тот же день рождаются два мальчика – Том, сын вора Джона Кенти, ютящегося в вонючем тупике Двор Отбросов, и Эдуард, наследник короля Генриха Восьмого. Эдуарда ждет вся Англия, Том не очень-то нужен даже собственной семье, где только отец-вор и мать-нищенка имеют что-то вроде кровати; к услугам остальных – злобной бабки и сестер-двойняшек – лишь несколько охапок соломы и обрывки двух-трех одеял.

В той же трущобе среди всяческого отребья живет старый священник, который обучает Тома Кенти чтению и письму и даже начаткам латыни, но упоительнее всего стариковские легенды о волшебниках и королях. Том нищенствует не очень усердно, да и законы против попрошаек чрезвычайно суровы. Избитый за нерадение отцом и бабкой, голодный (разве что запуганная мать тайком сунет черствую корку), лежа на соломе, рисует он себе сладостные картины из жизни изнеженных принцев. В его игру втягиваются и другие мальчишки со Двора Отбросов: Том – принц, они – двор; все – по строгому церемониалу. Однажды, голодный, избитый, Том забредает к королевскому дворцу и с таким самозабвением взирает сквозь решетчатые ворота на ослепительного принца Уэльского, что часовой отбрасывает его обратно в толпу. Маленький принц гневно вступается за него и приводит его в свои покои. Он расспрашивает Тома о его жизни во Дворе Отбросов, и безнадзорные плебейские забавы представляются ему такими лакомыми, что он предлагает Тому поменяться с ним одеждой. Переодетый принц совершенно неотличим от нищего! Заметив у Тома синяк на руке, он бежит сделать выволочку часовому – и получает затрещину. Толпа, улюлюкая, гонит “полоумного оборванца” по дороге. После долгих мытарств его хватает за плечо огромный пьянчуга – это Джон Кенти.

Тем временем во дворце тревога: принц сошел с ума, английскую грамоту он еще помнит, но не узнает даже короля, страшного тирана, но нежного отца. Генрих грозным приказом запрещает любые упоминания о недуге наследника и спешит утвердить его в этом сане. Для этого нужно поскорее казнить подозреваемого в измене гофмаршала Норфолька и назначить нового. Том исполнен ужаса и жалости.

Его учат скрывать свой недуг, но недоразумения сыплются градом, за обедом он пытается пить воду для омовения рук и не знает, имеет ли он право без помощи слуг почесать свой нос. Между тем казнь Норфолька откладывается из-за исчезновения большой государственной печати, переданной принцу Уэльскому. Но Том, разумеется, не может вспомнить, даже как она выглядит, что, однако, не мешает ему сделаться центральной фигурой роскошного празднества на реке.

На несчастного принца разъяренный Джон Кенти замахивается дубиной; вступившийся старик-священник под его ударом падает замертво. Мать Тома рыдает при виде обезумевшего сына, но затем устраивает испытание: внезапно будит его, держа перед его глазами свечу, но принц не прикрывает глаза ладонью наружу, как это всегда делал Том. Мать не знает, что и думать. Джон Кенти узнает о смерти священника и бежит со всем семейством. В суматохе упомянутого выше празднества принц скрывается. И понимает, что Лондон чествует самозванца. Его негодующие протесты вызывают новые глумления. Но его со шпагой в руке отбивает у черни Майлс Гендон – статный воин в щегольской, но потрепанной одежде.

К Тому на пир врывается гонец: “Король умер!” – и вся зала разражается кликами: “Да здравствует король!” И новый владыка Англии велит помиловать Норфолька – кончилось царство крови! А Эдуард, оплакивая отца, с гордостью начинает именовать себя уже не принцем, а королем. В бедной харчевне Майлс Гендон прислуживает королю, хотя ему не дозволяется даже сесть. Из рассказа Майлса юный король узнает, что тот после многолетних приключений возвращается к себе домой, где у него остался богатый старик отец, находящийся под влиянием своего вероломного любимчика младшего сына Гью, еще один брат Артур, а также любимая (и любящая) кузина Эдит. В Гендон-холле найдет приют и король. Майлс просит одного – права ему и его потомкам сидеть в присутствии короля.

Джон Кенти хитростью уводит короля из-под крылышка Майлса, и король попадает в воровскую шайку. Ему удается бежать, и он попадает в хижину безумного отшельника, который едва не убивает его за то, что его отец разорил монастыри, введя в Англии протестантизм. На этот раз Эдуарда спасает Джон Кенти. Покуда мнимый король творит суд, удивляя вельмож своей простонародной сметкой, истинный король среди воров и прохвостов встречает и честных людей, ставших жертвами английских законов. Смелость короля в конце концов помогает ему завоевать уважение даже среди бродяг.

Молодой мошенник Гуго, которого король поколотил палкой по всем правилам фехтовального искусства, подбрасывает ему краденого поросенка, так что король едва не попадает на виселицу, но спасается благодаря находчивости появившегося, как всегда, вовремя Майлса Гендона. Зато в Гендон-холле их ждет удар: отец и брат Артур умерли, а Гью на основании подделанного им письма о смерти Майлса завладел наследством и женился на Эдит. Гью объявляет Майлса самозванцем, Эдит тоже отрекается от него, испуганная угрозой Гью в противном случае убить Майлса. Гью так влиятелен, что никто в округе не решается опознать законного наследника,

Майлс и король попадают в тюрьму, где король вновь видит в действии свирепые английские законы. В конце концов Майлс, сидя в колодках у позорного столба, принимает на себя еще и плети, которые навлекает своей дерзостью король. Затем Майлс с королем отправляются за правдой в Лондон. А в Лондоне во время коронационного шествия мать Тома Кенти узнает его по характерному жесту, но он делает вид, что не знает ее. От стыда торжество меркнет для него. В тот миг, когда архиепископ Кентерберийский готов возложить на его голову корону, является истинный король. С великодушной помощью Тома он доказывает свое королевское происхождение, припомнив, куда он спрятал исчезнувшую государственную печать. Ошеломленный Майлс Гендон, с трудом попавший на прием к королю, демонстративно садится в его присутствии, чтобы удостовериться, что ему не изменяет зрение. Майлс получает в награду крупное состояние и звание пэра Англии вместе с титулом графа Кентского. Опозоренный Гью умирает на чужбине, а Майлс женится на Эдит. Том Кенти доживает до глубокой старости, пользуясь особым почетом за то, что “сидел на престоле”.

А король Эдуард Шестой оставляет о себе память царствованием на редкость милосердным по тогдашним жестоким временам. Когда какой-нибудь раззолоченный сановник упрекал его в излишней мягкости, король отвечал голосом, полным сострадания: “Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты”.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание романа Твена “Принц и нищий”

Другие сочинения по теме:

  1. В “Принце и нищем” изображается Англия первой половины XVI в. В стране царит нищета. Жестокие законы тяжелым бременем легли на...
  2. События романа происходят в 1968 – 1972 годах. Через весь роман рефреном проходят отрывки из дневника Билли Эббота. Он со...
  3. Текст книги Брэдли Пирсона “Черный принц, или Праздник любви” обрамлен предисловием и послесловием издателя, из коих следует, что Брэдли Пирсон...
  4. В основе пьесы лежат подлинные исторические события – неудачный поход в Африку португальских войск под командованием инфантов Фернандо и Энрике,...
  5. В центре драмы – битва при Фербеллине (1675), во многом определившая дальнейшую судьбу Германии. Принц Фридрих Артур Гомбургский, генерал от...
  6. Великий американец Марк Твен – автор многочисленных рассказов, повестей, романов, памфлетов, публицистических статей, путевых очерков, ценнейших автобиографических записок и литературных...
  7. Глава I-VII Гекльберри Финн, от лица которого ведется повествование, разбогател и живет у вдовы Дуглас. С помощью своей сестры, старой...
  8. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  9. Отгремела на экранах экранизация шестой части саги о Гарри Поттере, оставив у многих в душе осадок в виде недоумения и...
  10. Я переехал в старый дом в центре Бродвея. Верхние этажи дома, где я снял квартиру, давно пустовали. Это было царство...
  11. Маленький принц ребенок, живущий на астероиде Б-12,- символизирует для писателя чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает...
  12. Счастливый Принц Покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура Счастливого Принца стояла на колонне над городом. Все восхищались прекрасной статуей. Однажды...
  13. Свое последнее произведение французский пилот Антуан де Сент-Экзюпери написал о красоте в мире, разбитом войной. Он видел много с борта... “Маленький принц” – трогательная, наполненная тонким лиризмом сказка, которую сразу же полюбили взрослые и дети. Маленьких читателей она захватывает интересным...
  14. Цель: осуществить контроль учебных достижений учеников; развивать навыки выполнения тестовых задач; воспитывать у учеников способность и навыки объективной самооценки и...

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец I четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

СТАРЫЙ ПЁС

Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.

(94 слова )
(В. Сухомлинский )

Вопросы и задания

1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?

3 класс

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

(122 слова )
(В. Бианки )

Вопросы и задания

1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?

4 класс

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

(158 слов )
(Н. Сладков )

Вопросы и задания

1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

Проверка уровня начитанности

4 класс

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.

2. Назови героя и жанр произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.

3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.

4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.

5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?

6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

А) А.С. Пушкин;
Б) Г.Х. Андерсен;
В) П.П. Бажов;
Г) П.П. Ершов.

7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.

8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.

9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».

10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?

11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

А) Повести;
Б) басни;
В) стихи;
Г) сказки.

12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

(103 слова )
(Л.Н. Толстой )

Вопросы и задания

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.

А) Скучно;
Б) плохо;
В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?

8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?

9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?

10. Понравилось ли тебе произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

3 класс

КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ

Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

(226 слов )

Вопросы и задания

Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?

А) На лугу;
Б) в лесу;
В) в поле;
Г) в деревне.

2. Определи персонажей произведения.

А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.

3. Из-за чего у животных возник спор?

А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.

А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.

5. Кто вершил суд в этом лесу?

А) Лиса;
Б) медведь;
В) волк.

6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?

А) Хитрая;
Б) плутовка;
В) рыжая разбойница.

7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?

А) Жадность;
Б) хитрость;
В) трусость.

8. Подумай: что вынесено в заглавие?

А) Основная мысль;
Б) тема.

9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?

10. Выпиши главную мысль этого произведения.

11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.

12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?

Правильные ответы к заданиям

Последнее предложение текста

«Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка»

4 класс

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».

(398 слов )
(Н. Надеждина )

Вопросы и задания

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-батун;
В) лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветёт?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

А) Лук-слизун;
Б) лук-батун;
В) лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75;
Б) 57;
В) 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг :

А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.

12. О чём этот текст?

13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.

14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?

15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.

Правильные ответы к заданиям

Предпоследнее или последнее предложение

Справочник, энциклопедия

За I четверть

Работа № 1

Проверка навыка чтения вслух

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

(158 слов )
(Н. Сладков )

Вопросы и задания

1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

Проверка уровня начитанности

А) Сказки;
Б) былины;
В) басни;
Г) летописи.

2. Назови героя и жанр произведения:

Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.

3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

А) Скороговорка;
Б) считалка;
В) загадка;
Г) дразнилка.

4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.

5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?

6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?

А) ;
Б) ;
В) ;
Г) .

7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.

8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.

9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».

10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?

11. С какими жанрами произведений ты знаком?

А) Повести;
Б) басни;
В) стихи;
Г) сказки.

12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».

(398 слов )
(Н. Надеждина )

Вопросы и задания

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-батун;
В) лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветёт?

А) Многоярусный лук;
Б) лук-слизун;
В) лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своё имя?

А) Лук-слизун;
Б) лук-батун;
В) лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75;
Б) 57;
В) 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг :

А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.

12. О чём этот текст?

13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.

14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?

15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.

Работа № 2

Проверка навыка чтения вслух

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

(отрывок )

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(140 слов )

(М. Пришвин )

1. Почему луг называли золотым?

2. В какое время суток луг зеленел?

3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?

Проверка уровня начитанности

1. Продолжи ряд (1–2 слова):

потешка, небылица, загадка, ... .

2. Определи жанр произведения.

а) Жить – Родине служить.

б) Золотое решето чёрных домиков полно.

в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

3. Укажи жанр произведений, часто начинающихся словами:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

4. Запиши название сказки:

а) о животных – ... ;
б) волшебной – ... .

5. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png"> сказка;
былина.

6. Укажи фамилию писателя-сказочника:

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png"> ;
.

7. Укажи, в каком жанре произведений всегда есть мораль:

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png"> басня;
пословица.

8. Продолжи ряд (1–2 фамилии):

9. Запиши название запомнившегося тебе стихотворения.

10. Продолжи ряд:

,
-Микитов,
,
... .

11. Запиши 2–3 фамилии детских писателей.

12. Напиши название книги, особенно полюбившейся тебе.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Прочитай текст «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.

4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.

6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою ?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.

7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.

10. От чьего лица ведётся повествование?

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

Контрольные работы по литературному чтению (4 класс)

Контрольные и проверочные работы за II четверть.

Работа № 1

Проверка навыка чтения вслух

ЧЕРЕПАХА

Черепаха носит свой домик на спине. C ним она повсюду ходит и спит, где хочет. Не торопится вернуться домой, как мы! Как только стемнеет, черепаха укладывается в своём домике и спит. А как только взойдёт солнце, домик нагревается, и черепаха понимает, что уже день. Из домика видна её головка. Черепаха смотрит вокруг своими красивыми глазками. Она радуется зелёной траве и цветам. Черепаха ходит очень медленно. Ведь домик носить тяжело. Мы бежим за ней и догоняем её. И Шарик бежит за нами. Он стоит возле черепахи и лает. Она не пугается. Шарик вдруг бросается на неё. Но она быстро прячет головку. Шарик ждёт, когда головка снова покажется. Как только она выглядывает, он бросается на неё и лает. И головка снова прячется. Шарик обиделся, отошёл в сторону. Черепаха осторожно выглянула. Шарик не тронулся с места. Она оглянулась и медленно поползла по зелёной траве. Шарик признал себя побеждённым!

(145 слов )

(Д. Габе )

Вопросы и задания

1. Какое животное носит свой домик на спине?
2. Почему черепаха ходит медленно:
3. Куда она прячет свою голову в случае опасности?

Проверка уровня начитанности

1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> летописи;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> былины;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> _______________

2. Определи жанр произведения.

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> былина;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> ...

3. Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> летописи;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> ...

4. Запиши имя одного из былинных героев.

5. Какие персонажи (2–3) тебе встречались чаще всего в сказках о животных.

6. Запиши традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Из какой сказки к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> «Сказка о рыбаке и рыбке»;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> «О братьях наших меньших»;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> «Доброе братство дороже богатства».

10. С какими жанрами произведений ты знаком?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> повести;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> стихи;
DIV_ADBLOCK50">

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью вышли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула. А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».
И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л. Пантелеев )

Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где жили подруги-лягушки?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> в канаве;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> в парке.

2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> трусиха;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> лентяйка;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> весёлая.

3. В какое время суток подруги вышли погулять?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> вечером;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> утром.

4. Зачем лягушки забрались в погреб?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> из погреба очень вкусно пахло;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> решила доплыть до края горшка;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> решила сбить масло из жидкой сметаны.

7. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть ?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> ничего у тебя не выйдет;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> фантазируешь.

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> о вкусных запахах из погреба;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> о том, что никогда не нужно падать духом.

9. Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве.
2) ... .
3) ... .
4) ... .
5) Победа!

10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> «Басни»;
https://pandia.ru/text/80/255/images/image001_7.png" height="1 src="> «Рассказы о животных».

11. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

Работа № 2

ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВСЛУХ

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля.
Ваня молчал.

(152 слова )

(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего ссорились мальчики?
2. Кто напал на Жука в лесу?
3. Чем закончился спор?

ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ

1. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.

2. Почему ряд жанров устного народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?

3. Приведи пример малого фольклорного жанра особенно запомнившегося тебе.

4. Распредели с помощью цифр имена былинных героев в порядке старшинства:

А) Илья Муромец;
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович;
Г) Добрыня Никитыч.

5. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?

А) Младший;
Б) средний;
В) старший.

6. Назови имена традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Запиши названия (1–2) сказок с участием животных, где слабые, объединившись, побеждают сильных, злых.

А) ;
Б) ;
В) ;
Г) Жан де Лафонтен.

9. Запиши название басни, которая тебе особенно запомнилась.

10. Перечисли фамилии поэтов (2–3), чьи произведения о зиме ты читал.

11. В какой из сборников ты поместишь В. Бианки?

А) Повести;
Б) рассказы;
В) сказки-несказки.

13. К чьим советам при выборе книг ты особенно прислушиваешься?

А) Товарищей;
Б) учителя;
В) библиотекаря;
Г) родителей.

14. Книги по какой тематике ты любишь больше читать и почему?

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Суд Соломона

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем , и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.

(356 слов )

(Пересказала В. Смирнова )

Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время происходят события, описанные в тексте?

А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?

А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.

А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек ?

А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А) Быть могущественным властелином ;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?

А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?

12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?

13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?

14. Объясни значение выражения соломоново решение .