Антропологические признаки русских. Какие существуют типы русских? Зарождение русской этнографии

вологдо-вятский
валдайский
антропологический тип русского
архангельский
антропологический тип русского
вятско-камский
антропологический тип русского
ильменско-белозёрский
антропологический тип русского
десно-сейменский
антропологический тип русского

Антропологическое зонирование

На территории России антропологические признаки русских подвержены характерной географической изменчивости. Это позволяет выделить среди русского населения устойчивый набор антропологических типов, каждый из которых обладает устойчивыми отличиями присущими только ему. Названия этих типов даны в соответствии с их географической привязкой.

Антропологические данные были собраны Русской антропологической экспедицией, которая проводилась с 1955 по 1959 годы под руководством выдающегося русского антрополога Бунака Виктора Валериановича. Эта экспедиция преследовала своей целью изучение антропологических характеристик русского народа. На их основе результатов этой экспедиции, выделены следующие антропологические типы русских:

  • Ильменско-белозёрский - Головной указатель от 78 до 80, относительно узкое и довольно сильно профилированное лицо. Высокий процент светлых глаз (от 45 до 57), значительный процент светлых оттенков волос (от 29 до 40), сравнительно сильный рост бороды и довольно высокий рост.
  • Валдайский - Отличается высоким головным указателем (82-84), несколько меньшим ростом бороды, более низким и широким лицом. Доля светлых глаз составляет 50 %, волос - около 40 %.
  • Западный верхневолжский - Головной указатель 81. Близок к ильменскому, от которого отличается более тёмной окраской волос (37 % светловолосых), более сильным ростом бороды, более прямой спинкой носа, меньшей частотой складки верхнего века.
  • Восточный верхневолжский - По сравнению с ильменским и валдайским характеризуется меньшей длиной тела (166 см), более широким лицом, более тёмной окраской глаз и волос. Головной указатель несколько меньше, чем у валдайского, доля вогнутой спинки носа также меньше, чем у валдайского и ильменского.
  • Вологдо-вятский - Головной указатель 82,5. Отличается более светлой пигментацией. Процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 38, процент светлых волос - 33.
  • Вятско-камский - Головной указатель 81,5. По сравнению с ильменским и валдайским характеризуется меньшей длиной тела, более широким лицом, более тёмной окраской глаз и волос. Головной указатель несколько меньше, чем у валдайского (81,4), доля вогнутой спинки носа также меньше, чем у валдайского и ильменского.
  • Клязьминский - Головной указатель 81,5. Процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 38, процент светлых волос - 33. Характерной особенностью типа является сочетание русых волос, карих глаз, брахицефалии, прямых контуров носа и повышенного роста.
  • Центральный - Головной указатель 81,3, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 47, процент светлых волос - 30. Территория однородна антропологически. Средние величины признаков у населения разных районов этой территории очень близки к средним суммарного типа русских. Максимальное сходство с западным верхневолжским.
  • Дон-сурский - Головной указатель 79,6. Наиболее близок к верхнеокскому. От остальных региональных типов юго-восточной территории дон-сурский отличается более светлой пигментацией глаз (частота светлой радужины - 50 %).
  • Степной - Головной указатель 79,3, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 37 (минимальный по югу), процент светлых волос - 20 (минимальный по региональным типам). По комплексу признаков занимает промежуточное положение между дон-сурским и средневолжским.
  • Средневолжский - Головной указатель 79,6, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 42, процент светлых волос - 21. Не имеет аналогов в других группах (сочетание мезокефалии, небольших лицевых размеров и сравнительно сильного роста бороды).
  • Верхнеокский - Головной указатель 81,3, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 47, процент светлых волос - 25.
  • Десно-сейменский - Головной указатель 81,3, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 38, процент светлых волос - 26.
  • Архангельский - Головной указатель 79, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 53, процент светлых волос - 45. Очень близок к ильменскому, отличается лишь немного более широким носом, большей частотой светлых глаз, более интенсивным ростом бороды, более профилированным лицом в горизонтальной плоскости и реже встречающейся складкой верхнего века.
  • Псковско-поозёрский - Головной указатель 81,8, процент светлых радужин (без светлосмешанных) - 70,5, процент светлых волос - 34,4. Тип выявлен на основе исследований популяции на западном побережье Псковского озера. Население псковского поозёрья по комплексу особенностей относится к западно-балтийскому типу. Обнаруживает сходство с типом балтских племён ятвягов, пруссов и талабов.

На основе этой классификации были выделены и более крупные регионы: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток, в пределах каждого из которых обнаруживается большое единство антропологических типов.

  1. ильменско-белозёрская,
  2. валдайская,
  3. западная верхневолжская,
  4. восточная верхневолжска,
  5. вологдо-вятская,
  6. вятско-камская,
  7. клязьминская,
  8. центральная,
  9. дон-сурская,
  10. степная,
  11. средневолжская,
  12. верхнеокская.

Краткая антропология

Aнтропологические признаки русских подробно изучены.

Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении. Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп.

Можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций:

  • Доля светлых и средних оттенков волос и глаз повышена, доля тёмных - снижена,
  • Пониженный рост бровей и бороды,
  • Умеренная ширина лица,
  • Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья,
  • Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.

Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса. Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии.

По результатам исследований выделяются две группы русских популяций. В частности, северные русские по Y-хромосомным маркёрам имеют более выраженное сходство с отдалёнными балтами, чем с более близкими финноугорскими народностями. По мтДНК северные русские имеют сходство с генофондами Западной и Центральной Европы. При этом генофонд финских народов максимально отдалён от северных русских. Изучение аутосомных маркеров также сближает северных русских с другими европейскими народами и ставит под сомнение финноугорский пласт в северном русском генофонде. Эти данные позволяют выдвинуть гипотезу о сохранении на этих территориях древнего палеоевропейского субстрата, который испытал интенсивные миграции древних славянских племён.

По результатам исследований Y-хромосомных маркёров Южно-центральная группа, к которой относится подавляющее большинство русских популяций, входит в общий кластер с белорусами, украинцами и поляками. По результатам исследования маркёров мтДНК, а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы, выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов.

В русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций. Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе.

Своими корнями русские уходят к пяти средневековым племенам. Именно отталкиваясь от их облика и можно судить о расовых типах и вообще расовом качестве современных русских. Краниометрические данные наших далёких пращуров известны благодаря найденным останкам из захоронительных курганов с различных регионов Северо-Восточной Руси. Изложение темы начну с племени, которое дало начало русским центральной части России.
Вятичи - это племя занявшее просторы от Верхней и Средней Оки до Верхнего Поволжья вытеснив попутные народности на Восток, воздвигли одни из древнейших русских городов, такие как Владимир, Старая Рязань, Муром, а впоследствии совместно с кривичами Москву. Во время своей экспансии вятичи не ассимилировали местных автохтонов, благодаря чему их генофонд оставался целостным. Иногда эта было заслугой даже не их самих, а народов с которыми они сталкивались. К примеру, протская голядь противилась ассимиляции на протяжении всего соседства с вятичами вплоть до ёё уничтожения Изяславом Ярославичем в XII веке. Черепа вятичей были высокие и долихокранные, лица характеризовались лептопросопией, сильно выраженной профилировкой и высокой переносицей. Скульптурные портреты (по реконструкции Герасимова М.М и Г.В. Лебединской) так же свидетельствуют о нордическом расовом типе вятичей. Говоря об этом племени, нельзя не упомянуть их потомков отдельно. Так К. Кун выделил особую область “восточного великоруса” уроженцы которой характеризовались чертами свойственными изначальному кордид-типу (к примеру, тёмно-русые волосы в сочетании с голубыми глазами).

Если рассуждать с точки зрения популяционной антропологии, самыми нордоидными по основополагающим признакам (таким как рост, головной указатель, лицевой указатель, горизонтальная профилировка лица, процент выпуклых спинок носа, цвет глаз и рост бороды) являются русские нижнеокского варианта дон-сурского типа, затем русские западного, восточного верхневолжского типов и верхнеокского варианта верхнеокского типа. Напомню, что дон-сурской тип и верхнеокский типы совпадают с расселением вятичей (согласно тому же Куну - это потомки "изначальных древних иранцев (индо-ариев), смешанных со славянскими переселенцами" - примеч. И.Т. )

Характеристика, данная вятичам, может в значительной мере быть отнесена к северянам - их западным соседям. Необходимо оговорится, что племя северян участвовало в этногенезе русских не целиком, другая весомая часть этой народности обитала на территории Северной Украины и соответственно формировала украинцев. Земли северян были прозваны Северщиной, одни из древнейших городов были Чернигов и Курск. Внешне они имели аналогичные вятичам черты, такие как долихокрания, лептопросопия, почти неразличимая узость скул (у северян 130 мм у вятичей вирируются от 127-130,4 мм) и средняя высота головы (135,5 мм и 135,8 мм), однако об их фенотипе не стоит говорить однозначно. По мнению Бунака северяне относились к понтийскому типу средиземноморской расы. С этим мнением вполне можно согласиться, однако для полной объективности стоит обратить внимание на такую этнографическую группу русских, как саяны (или на старый лад - севрюки). Они являются потомками северян и сконцентрированы в Курской области. Их характерная черта - это повышенная светлопигментированность которая, как известно не характерна для средиземноморцев, это может говорить о наличие среди северян так же и нордической расы с учетом того, что некоторые серии черепов неотличимы от принадлежавших соседним вятичам. (Северяне, как и вятичи, были преимущественно северными понтидами и являлись потомками северочерноморских ираноязычных племён - даже само название сѣверъ /с ѣверо восходит к иранским (арийским) языкам, где seu-, sew означает "черный". На основании этого многие исследователи делают вывод о меланхленах Геродота как предках северян - примеч. И.Т. ).

Население же Русского севера формировалось из кривичей и ильменских словен. Кривичи были пионерами колонизации будущих древнерусских земель, они же являлись одним из самых многочисленных восточнославянских племён. Принято разделять кривичей на полоцких и смоленских. Так полоцкие кривичи впоследствии будут участвовать в формировании белорусов, а смоленские продвинутся на Северо-восток, образуя Псков, Ростов и Ярославль. Как и вятичи, на своём пути они столкнулись с племенами балтов и финно-угров. Исходя из археологических данных, кривичей на антропологическом уровне можно разделить на западных и восточных. Западные кривичи занимают промежуточное положение между долихокефальным узколицым и долихокефальным широколицым типами. В этом они схожи с радимичами и дреговичами, но если в случае с последними двумя племёнами это вероятно свидетельствует о влиянии балтских племён, то у кривичей это обуславливается близким соседством с широколицыми ильменскими словенами. С восточными кривичами дело обстоит иначе: ярославская, костромская и владимиро-рязанская серии черепов из курганов XI-XIII вв. образуют особую северо-восточную “кривичскую” группу с несколько ослабленными европеоидными чертами (слабо выступающий нос в купе с уплощенным лицом и нехарактерной для средневековых славян мезоцефалией).

Можно ли, на основании этих данных утверждать, что население этих земель в последсвтии, а тем более их сегодняшние потомки являются ославяненными финно-уграми? Разумеется нет, поскольку почти все изученные краниологические серии происходят из местностей, занимающих периферийное положение по отношению к демографически освоенным районам со старыми городскими центрами - ядра Владимирской земли. Процесс ассимиляции мерянских групп на этой территории протекал в условиях активной древнерусской колонизации, определившей, судя по материалам археологии, явное преобладание славяно-русского этнического элемента. С учётом такого потрясения как татаро-монгольское нашествие, которое резко сократило численность прежнего населения восточных княжеств (в том числе метисного) и последующей замены прежнего населения, выходцами из северных земель можно говорить о крайне низкой связи современных обитателей самых верховий Волги и Оки.
Самое северное племя - словене проживали в районе озера Ильмень. Возникновением своих первых геополитических центров Русь обязана именно им. Такие города как Новгород, Старая Русса, Изборск были основаны словенами, а к примеру речной “блок-пост” Альдейгьюборг был отбит у норманнов и послужил основой городу Ладога. С IX века словене плотно контактируют со скандинавами и соседними финно-угорскими народами. Изначальный тип словен можно охарактеризовать как долихокефальный, широколицый, с сильно выступающим носом. Разумеется, имело место влияние финского субстрата на локальные популяции словен судя по всему выражавшееся в суб-брахицефалии, однако из-за преобладания первого типа, нельзя говорить о какой-то существенной ассимиляции местной "чухны".
К сожалению, о племени русов мы знаем вообще-то немного. Вопреки распространенному мнению, русы - это не обобщенное название всех славян Руси, а конкретное племя, которое в процессе активных политических ристаний объединило и возглавило Древнерусское государство на ранних этапах. Уже впоследствии от слова “рус/русин” возник всеобъемлющий этноним “русич”, который распространялся на остальных славян. Сразу стоит пояснить, что сведений о внешности русов не имеется никаких. Подобная неясность стала почвой для множества споров и спекуляций на тему происхождения этого племени (пресловутый норманизм и антинорманизм). Разные историки называли разное местоположение русов. Так Седов локализовал их на территории Курской, Орловской, Белгородской областей России и Черниговской, Сумской и Полтавской областей Украины. При этом имеются основания располагать ареал обитания русов в районе реки Пинеги Архангельской области. Однако весьма говорящим аспектом касательно этой проблемы, является отсутствие каких либо следов, которые бы не вписывались в общую физическую и генетическую картину древнерусского населения, что может говорить о тождественности племени русов в генетическом и антропологическом по отношению к другим славянским племенам.
На основании изложенных фактических данных, антропологичексий тип предков русских можно охарактеризовать как узколицый и длинноголовый.

Что же касается фенотипа современных русских - безусловно, его фундаментом и сегодня является Восточно-нордический тип (кордид тип по Куну или дон-сурский тип в советской антропологии), который особенно широко распространен главным образом среди русских междуречья Оки и Волги.
Немного о возникновении и особенностях вышеуказанного восточного нордида. Этот антротип, распространившийся в первой половине II т. л. до н. э. на территории Волжско-Окского междуречья и Прибалтики, генетически связан с кроманидом: согласно Денисовой, исходная территория его расселения находилась несколько южнее Прибалтики, между Эльбой и Днепром, откуда ранее (в мезолите) произошла миграция кроманида в Прибалтику, а далее на территорию Русской равнины. Очевидно, что восточно-нордический тип является итогом развития кроманоидного типа. Восточно-нодический тип являлся основным для средневековых славян и балтов (для славян как описано выше, он был преобладающим). С балтами ситуация иная: Денисова показывает неразрывную связь между прибалтийскими племенами энеолита - эпохи железа и бронзы - средневековыми и современными балтами. Средневековые славянские серии, согласно Алексеевой, показывают наибольшее сходство с синхронными балтскими сериями и с энеолитическими черепами племён Фатьяновской культуры и культуры боевых топоров Приблтики. Былты отличались от славян несколько более длинным черепом и несколько более широкий лицом (т.е. демонстрировали большее сходство с типом позднего неолита).

Таким образом, для русского населения характерен изначальный нордоидный подтип, избежавший влияния извне и формировавшийся самостоятельно. Для сравнения классический германский Хальштадский нордид который принято считать эталоном, сформировался позже при воздействии дипегментированных средиземноморцев дунайской культуры, а северогерманский мезоцефал (так же известный как Трёндер) возник от смеси изначального кордида с архаичными северными кроманидами вроде фалида, борреби и прочих. Другие характерные типажи русских окончательно образовавшиеся чуть в более поздний период (балтид и западный балтид) так же восходят к восточному нордиду и являются его своеобразной “модификацией”. Их возникновение обуславливается процессами балтизации и эпохальной брахицефализации (смягчением, инфантилизацией и уширением внешних черт). Среди периферийных типов русских можно выделить восточного балтида. Он имеет далёкие корни и возник (точнее перенят), вероятно, ещё в эпоху активной экспансии кривичей на Северо-восток и последующей ассимиляцией финно-угорских племён гребенчатой керамики. Морфологически этот тип сходен с балтидом (от которого по большей части присходит) но так же содержит в себе лаппоидные черты (другими словами обладает монголоидным влиянием). Тип встречается среди некоторых Северных, Восточных и Северо-Восточных популяций русских. Завершая первую часть, добавлю, что в совокупности, современные русские не особо отличаются от изначального древнеславянского расового типа.

Теперь по генетике.

Опубликованное в июне исследование о популяционной геномике Евразии бронзового века (http://www.nature.com/nature/journal/v522/n7555/full/nature14507.html) пока не является общедоступным, но некоторые важные сведения из него почерпнуть уже можно. Авторы изучили генетический материал из останков более чем сотни людей, живших в разных местностях Европы и Азии, и пришли к следующим общим выводам: Происхождение племён шнуровой керамики и боевых топоров от южнорусских ямников было уже доказано в более раннем исследовании, теперь же генетики подтвердили происхождение от ямников и алтайских афанасьевцев, о котором уже давно говорили археологи и антропологи. Не менее важны новые генетические данные о происхождении племён синташтинской и андроновской культур, в которых большинство учёных видят языковых предков индоиранцев, т.е. ариев в узком лингвистическом смысле этого слова. Опубликованное несколько лет назад исследование установило, что абсолютное большинство андроновцев принадлежало к мужской гаплогруппе R1a. Единственныйандроновец, мужская гаплогруппа которого определена в этом новом исследовании, принадлежал к той же самой гаплогруппе, кроме того, к ней же принадлежали двое синташтинцев. Что касается аутосомных генов, то по ним синташтинцы и андроновцы оказались ближайшими родственниками племён шнуровой керамики:

Впервые в истории опубликованный аутосомный геном синташтинцев даёт возможность поместить их на генетическую карту современных европейских популяций: на этой карте они попадают внутрь четырёхугольника, образуемого русскими Курска, Воронежа, Смоленска и Каргополя, т.е. генетически ничем не отличаются от современных русских:

В заключение процитирую процитирую Aquilaaquilonis:
“Что касается русских, то у нас есть твёрдое арийское ядро в виде преобладающей гаплогруппы R1a и аутосомной мезолитической северноевропейской генетики. В расовом отношении оно выражается преобладанием восточнонордического-северопонтийского типа с его балтидными вариантами, в лингвистическом - языком, восходящим по прямой к общеиндоевропейскому без каких-либо инородных субстратов...”

Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность и военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения фактических данных Так, еще в античное время сложилась гипотеза «трехступенчатого» развития хозяйства: от собирательства и охоты к скотоводству, а затем к земледелию. Она получила широкое распространение и оказывала влияние на взгляды многих ученых до конца прошлого века. В средние века продолжалось накопление этнографических наблюдений, но в условиях засилья церкви они не получили теоретического осмысления.

Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках. «Хождения» русских паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Ближнего Востока. Во 2-й половине 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны («Хожение за три моря»).

Возникновение многонационального Русского государства в 15-16 вв. привело к расширению этнографических знаний. В 17 в. русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения о сибирских народах. Особенно важны труды С.У. Ремезова, составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах нанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах...» (сохранилось в отрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны. Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1-4, СПБ, 1890-92.с. 52.

К началу 18 в. относится одна из первых в мире специальных этнографических работ - книга Г.И. Новицкого о хантах («Краткое описание о народе остяцком...»). В 18 в. было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи которой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на анкете, составленной В.Н. Татищевым, который первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и современной классификации). Г.Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд «История Сибири»; участник экспедиции С.П. Крашенинников оставил ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы по Этнография России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников - «Дневные записки» И.И. Лепехина, описание остяков и самоедов В.Ф. Зуева, историко-этнографические сведения о монгольских народах П.С. Палласа. Накопленные данные позволили И.И. Георги подготовить 4-томный сводный труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...» (1776-80). В конце 18 в. усилился интерес к Этнография русских; появились первые публикации русского фольклора (М.Д. Чулков, М.В. Попов и др.).

В начале 19 в. крупным событием в истории русской Этнография стали кругосветные плавания (И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский и др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф.П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. В России по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М.М. Сперанского собирались сведения о народных обычаях (1819-21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух главных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф.Н. Глинка, Н.А. Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И.М. Снегирев, И.П. Сахаров, А.В. Терещенко, ими был собран большой этнографический материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Этнография как самостоятельной науки; в журналах появился термин «Этнография». В 1845 по почину передовых русских интеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем - Отделение Этнография (руководитель К.М. Бэр, затем Н.И. Надеждин). Русская Этнография стала развиваться в системе географических наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) стал публиковаться «Этнографический сборник» (1853-64), позже - «Записки РГО по Отделению Этнография».

В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельных ученых по разным областям страны: М.А. Кастрен собрал материал по Этнография и языкам народов Севера и Сибири; А.Ф. Миддендорф исследовал Восточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856) - писатели и этнографы (А.Ф. Писемский, А.Н. Островский, С.В. Максимов) - публиковали материалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал (1860--70) тюркские народы Южной Сибири и Средней Азии.

Продуктивной была деятельность собирателей русского фольклора - В.И. Даля, П.В. Киреевского, П.Н. Рыбникова, А.Ф. Гильфердинга, А.Н. Афанасьева и др. Материалы по крестьянскому быту собирали П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, И.Г. Пыжов и др.

С середины 19 в. началась разработка теоретических основ Этнография Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин, К.Д. Кавелин) ограничивали задачи Этнография историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народные верования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов) видели в Этнография средство познания современной жизни народа. Н.Г. Чернышевский среди других исторических дисциплин первое место отводил Этнография, которая давала понятие о «первоначальном виде» современных учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и других эволюционистов, он писал, что «каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).

Эти правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской Этнография распространилось влияние мифологической школы (Афанасьев, А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, О. Миллер и др.).

После крестьянской реформы 1861 стала издаваться краеведческая литература, возникли местные научные и краеведческие общества. Новыми центрами Этнография стали общество любителей естествознания, антропологии и Этнография при Московском университете (ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и Э. при Казанском университете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всероссийская этнографическая выставка (1867), материалы которой были переданы в Румянцевский музей.

Главным направлением Этнография в пореформенную эпоху стало изучение общественного и семейного быта, сельской общины, юридических обычаев - проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С.В. Максимов, П.В. Шейн, Е.Р. Романов, В.Н. Добровольский, П.П. Чубинский и др.). В Сибири большую научно-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров, Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И.А. Худяков, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг и др.).

С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина и других по Центральной Азии, И.П. Минаева - в Индию, В. Юнкера - в Африку). Особое место в истории Этнография занимают исследования Н.Н. Миклухо-Маклая, посвятившего всю жизнь антропологическому и этнографическому изучению населения Океании.

Главным течением в Этнография стал эволюционизм: видные его представители - М.М. Ковалевский, семья Харузиных, Штернберг и Д.Н. Анучин, использовавший комплексный метод в исторических исследованиях (данные археологии, Этнография и антропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнул Энгельс). Н.И. Зибер в «Очерках первобытной экономической культуры» (1883) проанализировал первобытно-коллективистские производственные отношения.

С конца 19 в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан этнографический отдел Русского музея (во главе с Д.А. Клеменцем). Появилась этнографическая периодика: «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Живая старина» (с 1890) и до. Много материала было собрано частным «Этнографическое бюро» кн. В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались научные принципы изучения фольклора (Б.М. и Ю.М. Соколовы, А.Н. Веселовский, Миллер), народной музыки (Е. Этнография Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе Музыкальной этнографической комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев и др.

С начала 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е.И. Водовозова, Д.А. Коропчевский, Я.А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1-4, 1903-11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание «Россия» (под ред. В.П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).

Накануне Октябрьской революции 1917 общая картина состояния Этнография в теоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А.Н. Максимов).

Первые описания внешности русских людей.

Геродот в «Истории» пишет живущих на Борисфене (река Днепр) и на Танаисе (река Дон): «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание царских скифов - сколоты (skolot, skolt… ).

Историк, славист Любор Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.» «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной). .

Во время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной ».

Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири.

Сохранились средневековые письменные документы, в которых арабские путешественники и учёные оставили в своих записках наблюдения о народах Руси. В архивах есть записи и о русских людях, их внешних и поведенческих особенностях. Особенно интересны высказывания арабского путешественника Ибн Фадлана,описавшего в 992 году совершенное тело и привлекательный внешность руссов: они «…белокуры, красны лицом и белы телом».

Красотой русских восхищался Марко Поло, говоря о них в своих мемуарах как о простодушном и очень красивом народе, с белокурыми волосами и голубыми глазами.

Сохранились записи и ещё одного путешественника — Павла Алепского. Согласно его впечатлениям о семье русских, в ней больше 10 детей с «белыми волосами на голове», которые «походят на франков, но более румяны…». Уделено внимание женщинам — они «красивы лицом и очень миловидны».

Характерные черты русских

В XIX столетии известный учёный Анатолий Богданов создал теорию о характерных чертах русского человека. Он говорил, что каждый вполне четко представляет себе облик русского. В подтверждение своих слов учёный приводил устойчивые словесные выражения из обихода людей — «чистая русская красота», «вылитый русак», «типичное русское лицо».

Мэтр отечественной антропологии Василий Дерябин доказал, что по своим признакам русские — типичные европейцы. По пигментации они средних европейцев — у русских чаще наблюдаются светлые глаза и волосы.

Авторитетный антрополог своего времени Виктор Бунак в 1956-59 годах в рамках своей экспедиции изучил 100 групп великороссов . По итогам было составлено описание внешности типичного русского — это светлый шатен с голубым или серым цветом глаз. Интересно, что курносый нос был признан не типичным признаком — им обладают всего 7 % русских, а у немцев этот показатель — 25%.

Обобщенный антропологический портрет русского человека

Исследования, проведенные учёными с применением разных научных методов, позволили составить обобщенный портрет среднего русского человека. Для русского свойственно отсутствие эпикантуса — складки у внутреннего глаза, которая прикрывает слезный бугорок. В список характерных черт русских мужчин вошли средний рост, коренастое телосложение, широкие грудная клетка и плечи, массивный скелет и развитая мускулатура.

У русского человека правильный овал лица, преимущественно светлые оттенки глаз и волос, не слишком густые брови и щетина, умеренная ширина лица. В типичных внешностях преобладает горизонтальный профиль и переносица средней высоты, при этом лоб с небольшим наклоном и не слишком широкий, надбровье развито слабо. Русским свойственен нос с прямым профилем (он выявлен в 75% случаев). Кожа преимущественно светлая или даже белая, что отчасти объясняется малым количеством солнечных лучей.

Характерные типы внешности русских людей

Несмотря на целый ряд морфологических признаков, свойственных русскому человеку, ученые предложили более узкую классификацию и выделили среди русских несколько групп, каждая их которых имеет отличительные внешние черты.

Первая из них — нордиды . Этот тип относится к европеоидному типу, распространена в Северной Европе, в северо-западной России, к ней относится часть эстонцев и латышей. Внешности нордидов свойственны глаза голубого или зеленого цвета, продолговатая форма черепа, кожа розового оттенка.

Вторая раса — уралиды . Она занимает среднее положение между европеоидами и монголоидами — это население Поволжья, Западной Сибири. У уралидов прямые или курчавые темные волосы. Кожа имеет более темный оттенок, чем у нордидов, цвет глаз — карий. Представители этого типа имеют плоскую форму лица.

Третий тип русских — балтиды. Их можно узнать по средней ширине лиц, прямым носам с утолщенными кончиками, светлым волосам и коже.

Понтиды и гориды — также встречаются среди русских. У понтидов прямые брови и узкие скулы и нижняя челюсть, высокий лоб, карие глаза, тонкие губы и прямые в светло- или темно-каштановые волосы, лицо узкое и вытянутое. Их светлая кожа хорошо воспринимает загар, поэтому можно встретить и светлокожих, и смуглых понтидов. Гориды имеют черты более резко выраженные, чем у балтидов, а пигментация кожи чуть темнее.

Существует множество мнений по поводу внешних черт, характерных для русских людей. Все они отличаются по критериям и морфологическим признакам, но, тем не менее, имеют ряд общую гаплогруппу.

Гаплогруппа R1a1a - это генетический маркер русского народа.

99% R1a - принадлежат к субкладам из R1a1a1 (R1a-M417), который разделён на следующие субклады:

R1a-L664 по сути Северо-запад Европы, нашли в основном в Западной Германии, странах Бенилюкса и на Британских островах.
R1a-Z645 составляет множество носителей R1a, проживающих на территориях от Центральной Европы до Южной Азии.
R1a-Z283 является основным Центральной и Восточной Европы.
R1a-Z284 является скандинавской субклад с центром в Норвегии. Установлен также в местах колонизированных норвежскими викингами , как и некоторых частях Шотландии, Англии и Ирландии.
R1a-M458, в первую очередь славянский субклад , с максимальными частотами в Польше, Чехии, Словакии, но также довольно распространены на юго-востоке Украины и на северо-западе России.
его субклад R1a-L260 явно славянское население на Западе, с пиком частоты в Польше, Чехии и Словакии, и излучающих на более низких частотах в Восточную Германию, Восточную Австрии, Словении и Венгрии.
R1a-Z280 — балто-славянский маркер, найденный во всей центральной и Восточной Европе (за исключением Балкан), от западной границы, идущей с востока на юго-запад Германии и в Северо-Восточной Италии (область Венето). Его можно разделить на многих кластеров: восточнославянских, прибалтийских, Померании, польскими, Карпатских, Восточно-альпийский, чехословацкие, и так далее.
его субклад R1a-L365 является Поморский кластер найден также на юге Польши.
R1a-Z93 является главной азиатской ветвь R1a белого населения Азии . Носители этого субклада находятся в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Западной Азии (в том числе среди евреев ашкенази ). R1a-Z93 является маркером исторических народов, таких как индо-ариев, персов, Мидии, Митанни (откуда родом ) , и проникнут генофонд арабов и евреев. видит очевидное повторение самоназвания приазовских индоарийских меотов — эпиграфическое МАIТАI, в названии хуррито-арийского государства на севере Месопотамии Митанни, точнее Маitanni (maita-«меоты” + хурритский формант -nni), и утверждает, что приазовские меоты участвовали в создании митаннийской государственности.
его субклад R1a-M434 составляет небольшой процент населения Пакистана. Следы были также найдены в Омане.

Русские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Совместные исследования российских и британских ученых-генетиков поставили крест на русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей ‑ дескать, “поскреби русского и обязательно найдешь татарина”. Сейчас можно говорить: «Поскребёшь европейца - найдёшь русского по крови!»