Формирование исследовательских навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание. Сказка Викентий Вересаев “Состязание”

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе не­который страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными го­лосами возвещали на перекрестках состоявшееся поста­новление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина ока­жется достойною украсить собою лучшую площадь вели­кого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с ко­томкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золо­том в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие гла­за смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж вино­градников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатлен­ную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секи­рою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, вы­прямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он пут­ника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обру­бок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, све­шивавших над их головами черные свои гроздья. С роб­ким благоговением поглядывая на великого, Зорька по­ставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно по­глядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат гла­шатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испу­гался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли па­стушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь вино­градаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь по­лучить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золоти­стые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторжен­но сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюб­ленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо оста­лось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздох­нул облегченно и успокоенно: единственный опасный со­перник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высох­шего горного ручья.

Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знат­ных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желан­ным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.

Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у го­родских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.

И подумал в колебании:

«Может быть, она?»

Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решитель­но зашагал дальше.

- Может быть? Значит, не она… Истинная красота, как светляк, - сказал он себе. - Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься - «Стой! Кажется, светляк!» Кажется?.. Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увяд­ший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветится светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!

Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноден­ственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше. Перед утреннею зарею выбегал из-за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом.

А Дважды-Венчанный странствовал.

Был месяц фиалок. Путник расположился, на ночлег на песчаном берегу бухты. Отпил из фляги вина, перекусил куском черствого ячменного хлеба с овечьим сыром, сде­лал себе ложе: нагреб для изголовья возвышение из мор­ского песку, разостлал волосяной свой плащ и склонился на ложе головою.

В теле была усталость, в душе - отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдет он того, чего ищет. Не найдет, потому что не способен найти.

С полуденной стороны, от гор, дул теплый ветер, и весь он был пропитан запахом фиалок. Там, на горных перевалах, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок. Сегодня вечером он шел тропинкою по этим пе­ревалам и любовался всем, что кругом, и вдыхал целомуд­ренные запахи ранней весны. А теперь, когда сумерки одели горы, когда в теплом ветре издалека несся запах фиалок, ему казалось: там все прекраснее, таинственнее и глубже, чем он сумел увидеть вблизи. А пойдет туда, - и опять красота отодвинется, и опять будет хорошо, но не то… Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и не­постижима и не укладывается целиком ни в какие формы природы?

Бурцева Даша

Доклад написан для участия в Республиканской конференции "Сибирская весна"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Тема «Христианство и литература» стала в последние годы одной из призванных и ведущих в отечественном литературоведении. Однако чаще всего обращают внимание на один ее аспект. Речь ведут в основном о христианских мотивах в творчестве наших писателей – классиков, о прямых и скрытых цитатах Священного Писания, о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, о диалогических отношениях писателя с Православной Церковью. Не всегда учитывается то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа проявляется не только в том, что он изображает в своих произведениях, но и в том, как он видит мир. Православная вера позволяет ему смотреть на жизнь бескорыстно и благоговейно. Она воспитывает в нем дар созерцания, являющийся основой эстетического восприятия. Православный человек воспринимает жизнь широко и полнокровно. По той же причине созерцательный взгляд его целен: в нем красота неразлучна с добром, а добро-с правдой.

У русской литературы всегда были особые внутренние цели. Не достижение какого-то «материального» идеала, а вопросы вечные - жизни и смерти, совести, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Эту мысль проводит В.В. Вересаев в литературно-философском трактате «Живая жизнь» (1910-1919г.). Автор трактата верил в то, что жизнь будет легче, светлее и чище, когда люди станут лучше. Эта проблема всегда актуальна . Вересаев всегда шел по выбранному пути, не страшась ломать традиции и каноны. Он часто предлагал новые совершенно неожиданные произведения своему читателю. Одним из таких является рассказ «Состязание», который он написал в традициях эллинской литературы.

Цель данного исследования - доказать, что рассказ «Состязание» написан в лучших традициях эллинской литературы.

Объект исследования – рассказ «Состязание».

Предмет исследования – понятие о красоте, основанной на эллинской культуре.

Задачи:

  1. Дать анализ сюжета рассказа.
  2. Определить идейное содержание.
  3. Выбрать доказательства основы написания рассказа на эллинских традициях.

Методы исследования : метод анализа и сопоставления.

Глава 1. Особенность эллинской литературы

Вересаев еще в гимназические годы увлекся философией и поэзией древних греков. Этот интерес особенно обострился у него в последние годы 19 века и был связан с разрабатываемой писателем теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия, Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу от Аполлона и Диониса, перевел стихами своего Архилоха и всю Сафо (Сапфо); работаю над переводами Гомеровых гимнов». С тех пор и до конца жизни писатель не расставался с Древней Грецией.

В лекциях для литературной студии «Что нужно для того, чтобы быть писателем?» Вересаев писал: «Не люблю римскую литературу. Горячо, до восторга, люблю литературу эллинскую. Потому что не люблю писательства и люблю художество. Все римские поэты – писатели, изумительные мастера слова. Это все время замечаешь и изумляешься, - как хорошо сделано! А у эллинов, - пусть и у них мастерство изумительное, - у них этого мастерства не замечаешь, дело совсем не в нём, а в том внутреннем горении, которым они полны».

Красота как гармоническое сочетание в человеке телесного и душевного была главным у древних греков. Тимей Локрский писал: «Начала красоты заключаются в симметрии одинаковых частей тела и в их симметрии с самой душой». Это главное достоинство эллинской литературы Вересаев положил в содержание рассказа «Состязание».

Глава 2. Сюжет рассказа «Состязание»

Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле (дачный поселок в Крыму) в 1919 году и состоит из четырех глав. По словарю В. И. Даля: «Состязаться – спорить, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прения, в борьбу. Соперничать, соревновать, соискивать».

Рассказ небольшой по объему, но глубокий по содержанию. Сюжет его прост: два художника, состязаются на лучшую картину, изображающую красоту женщины.

В экспозиции заявлена цель состязания: художники должны так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость». Вероятно, этими художниками могли быть Аполлодор из Афин, Зевкис из южноиталийской Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые стремились к созданию живых человеческий образов, разработав воздушную и линейную перспективу, светотеневую моделировку, более тонкий и богатый колорит.

Первая глава знакомит нас с главными претендентами на звание «Трижды-Венчанного»: «дважды-Венчанный» - великий художник, равного которому нет, пример для подражания и зависти, и его ученик Единорог, молодой, малоопытный юноша. Между соперниками происходит диалог о предстоящем состязании. Великий художник втайне боится своего ученика, но скрывает свой страх. В разговоре с учителем в словах Единорога нет гордыни и высокомерия, нет торжества ожидаемой победы, как в мыслях и речах учителя, а есть твердая уверенность в необходимости тяжелого, повседневного труда и борьбы, прежде всего с самим собой. Единорог привлекает серьезностью, сосредоточенностью, желанием бороться, во имя искусства; в то же время герой внимателен и почтителен к наставнику, стремясь во всем угодить ему как самому дорогому гостю. Ни капли фальши, зависти, корысти нет в любом ученике «Дважды Венчанного»; он не такой, как все, он - Единорог. Во время диалога «Дважды-Венчанный» переживает разное состояние души: чувство страха, зная силу Единорога, страх побежденного своим учеником, узнав, что Единорог уже нашел ту наивысшую красоту, и чувство победы, увидев Зорьку - наивысшую красоту, по мнению Единорога. «Как слепы влюбленные» - подумал учитель, в его груди забился ликующий смех. Великий художник вздохнул облегченно и успокоено - такова завязка в рассказе.
Вторая глава повествует о трудном путешествии учителя, ибо «искал он ту, в которую природа вложила лучшую свою красоту». Поиски давались ему нелегко, в бесконечном странствии художника настигает отчаяние: «противно стало ему и стыдно за неумелые его намеки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами». Но странствующий не был оставлен: в лучах солнца с предгорного холма сходит дева в венке из фиалок. И вот тогда «сотряслась душа художника», который «в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве». На этом мучения «Дважды-Венчанного» заканчиваются.

Третья глава - кульминация - рисует привычную обстановку древнего собрания: место общего судилища, где в центре два завешанных полотнами прямоугольника; толпа с восторгом провозглашает великого художника и, посмеиваясь, поглядывает на Единорога.
Состязание между «дважды-Венчанным» и Единорогом законченно, осталось только оценить работы. «Старец простер палочку к картине Дважды-Венчанного. Полотно скользнуло вниз».(1) Увидела толпа Фиалковенчанную, в глазах зрителей наблюдалась печаль. Да, девушка, действительно, обладала наивысшей красотой, но такой красоты еще никто не видел, это не земная красота, а божественная, чуждая простому народу. Юноши и мужчины, глядя на Фиалковенчанную, не скрывают разочарованья от присутствия своих избранниц. Апогеем градации настроения подавленности и печали выступает психологическое состояние погонщика мулов, который, поперечно поглядывает на божественную красавицу и свою «жирную, с отвисшим подбородком и огромной грудью» жену, чье лицо было красным от кухонного чада, ужаснулся, хотя сердце у него жестокое, как подошва: с кем ему суждено проводить трудную, серую жизнь.
Четвертая глава является противопоставлением третьей. Увидев работу Единорога, враждебно настроенная толпа подняла свист, смех, вопль: «Камнями его!». На картине была изображена Зорька, возлюбленная Единорога. Зорька проста и обычна. Таких, как она, можно встретить десятки. Зорька, обычная женщина, ходит на рынок, покупая рыбу, чеснок и петрушку, мотыжит виноградник, а по вечерам доит коз. По началу зрители приняли эту работу, как оскорбление, и решили расправиться над Единорогом.
«Но вдруг стало тихо». Волшебная сила искусства и любви остановила расправу. «Радостный и греющий свет лился от картины и озарял все кругом». Каждый присутствующий вспоминал лучшие минуты его любви, сияние света любви от Зорьки отражалось на лицах дев и жен. И, наконец, согласно кольцевой композиции, впечатления погонщиков мулов: его лицо прояснилось, он улыбнулся старухе, предложив ей вспомнить первое свидание, когда они были молоды, красивы, счастливы и молодой месяц стоял над головой, цвели дикие сливы. Погонщик вдруг понял: он сам, не сумев оценить дивного дара, сделал жизнь серою и безрадостною.
Развязка как бы предопределена: именно погонщик мулов, переживший духовное страдание и очищение, первым крикнет на всю площадь: «Да будет Единорог Трижды-Венчанным!»
По единодушному решению толпы, выиграл не убеленный сединами Дважды-Венчанный, исходивший полсвета в поисках идеальной высшей красоты, а его ученик Единорог, для которого подлинно прекрасной оказалась обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки. Истинное искусство видит наивысшую красоту земли в простом, главный судья для художника народ. Таков символ веры Вересаева.

Глава 3. В чем истинная красота?

Свои переживания автор вложил в дела, поступки, мысли героев. Мудрого, прославленного на весь мир художника, гордость города и молодого, начинающего, малоопытного ученика, Единорога. Оба художника справились с заданием, но какой ценой?

Дважды - Венчанному потребовались месяцы трудных путешествий, на поиск той, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Аскетизм, неприхотливость, глубокое равнодушие к внешней стороне бытия питал огонь его внутренней одержимости в странствиях. Автор подчеркивает: «В теле была усталость, в душе - отчаяние». Ему противопоставляется его ученик Единорог. Это «чернокудрый юноша», которому не чужда грубая работа (рубит хворост у своей хижины - талантлив, но беден), он только утверждается на жизненном и творческом пути. В обращении с учителем нет ни тени гордости, зазнайства, сознания собственного величия, только трепетное поклонение. Он молод и любит жизнь, воплощение его любви Зорька - обыкновенная девушка, но прекрасная для него. Почему же Единорог не отправился на поиски красоты, как и его учитель? Он понимал, что жизнь не вечна и бежит быстрой рекой. Прекрасного очень много, но прекраснее то, чем заполнено сердце, то, что ты любишь больше жизни, и готов пойти за ним на край света. Поэтому Единорог без особых усилий написал картину.
Работа Дважды-Венчанного не была принята зрителями. Никто и никогда еще не видел в мире такой красоты. Она слепила взгляд, излучала блаженную, нездешнюю печаль. Фиалковенчанная была неземной красоты, чуждой для народа, являющейся для них недосягаемой и невозможной мечтой, сладкой грезой. Она для них далека и не возможна, хотя никто не отрицал, что она прекрасна.

Вывод: любовь, переполнявшая сердце молодого Единорога вылилась в холст. Обычная Зорька стала воплощением земной красоты. Красотой находившейся рядом, понятной как Бог, который мог их охранять, защищать и поддерживать. Можно сказать, что рассказ Вересаева основан на лучших традициях эллинской культуры.

Глава 4. В чем суть эллинской культуры.

Античная традиция высоко ценила поэтические опыты Архилоха из Пароса, который впервые обратился к индивидуальности, продемонстрировав субъективность в отношении поэта к окружающему миру. Темой стихов Архилоха были высокие чувства к прекрасной женщине Необуле. Подобное восхищение своей возлюбленной, вероятно, отзвук впечатления, произведенного поэзией Архилоха на Вересаева. Чарующий свет в облике Зорьки – это «скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная природой во всякую без исключения женщину». Это четко сформулированная автором идея рассказа. Зорька очаровала зрителей счастливой улыбкой, стыдливым испугом и блаженным недоумением. Она вся светилась изнутри. Как будто давно любимый ей наклонился и прошептал: «Зорька! Люблю!»

Если божественная дева нисходит в лучах солнца, то Зорька – это само солнце. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. В первой главе автор повествует о восхищении Единорога своей возлюбленной, когда тот в беседе с учителем называет Зорьку идеалом красоты. «Да, именно та самая. Нет в мире, и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки!» – восторженно сказал Единорог.(1)

Сам Вересаев по этому поводу писал: «Художество делает самое малое большим. Как будто заглянешь в маленькое окошечко – и вдруг раскинутся перед глазами широчайшие дали, и сердце дрогнет от волнения… Художник – человек, «специальность» которого – глубоко и своеобразно переживать впечатления жизни и, как необходимое из этого следствие, - воплощать их в искусстве».

Смысл творчества истинного художника Вересаев видит в умении находить прекрасное рядом, воплощать его на холсте так, чтобы оно проникало в сердца людей, чтобы заставляло людей по-другому смотреть на жизнь. Истинное искусство должно быть наполнено оптимизмом. В этом суть эллинской культуры, она положена в основу рассказа «Состязание».

Глава 5. Выразительные средства языка.

«Искренность - дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большего душевного такта. Маленький уклон в одну сторону – и будет фальшь; в другую – и будет цинизм. Способность к подлинной искренности, правдивой и целомудренной, - великий и очень редкий дар.» (3) Очень редким даром, из простого создавать великое, обладал автор рассказа «Состязание» В.В. Вересаев. Этот рассказ создан в лучших традициях эллинской культуры. Сюжет простой, но читается с большим интересом. Это достигается благодаря мастерству Вересаева как писателя. Чтобы обратить внимание читателя на античную литературу, как основу для последующего развития не только европейской, но и мировой культуры, автор местом событий определяет древний мир античности. Этим самым он показывает начало понятия человеком истинной красоты.

Высокий стиль речитатива, слова возвышенной лексики, древнегреческие города-полисы, глашатаи и место состязания – площадь красоты – все это уводит читателя в мир древней цивилизации.

На древность указывают имена героев. Дважды – Венчанный (значит, дважды увенчан знаком высшего отличия – лавровым венком) – великий художник, равного которому нет, пример для подражания и зависти. Лавровый венок – у греков лавр был посвящен Аполлону, считался символом силы и славы; венками из лавра украшали победителей, поэтов и певцов. Единорог - многосмысловой символ различных культурных традиций Название производно от наиболее характерного признака – длинного рога на лбу. В европейской геральдике изображался в виде лошади с белым туловищем, с темно-красной головой, козлиной бородой, ногами антилопы, хвостом льва и с рогом в центре лба. Его сила и быстрота движений очень велики.

В произведении широко представлен словообразовательный ряд: «заря», «озаренная», «озарилась», «озарение», но исключительно Зорька, как имя собственное, полно любви, ласки и восхищения. Уважительное, благоговейное отношение к женщине отразилось и в других произведениях писателя, воспитанного в глубоко религиозной семье. В частности, тема жертвенного служения женщины пронизывает рассказ «Туча и зорька», где героиня, мать дочерей-инвалидов, посвятила себя терпеливой и нежной заботе о несчастных детях при вечно раздраженном, недовольном муже («туча»). Когда ласковая, сияющая светом любви («зорька») женщина умирает, вся семья погибает.

Фиалковенчанная – красавица признанного художника, дева, озаренная восходящим солнцем, снисходит к простым смертным с высоты. Образ избранности, недоступности дополняют «темно-серые выступы суровых гор». Дева была «божественно-спокойная», «слепила взгляд, как солнце»; причем все вокруг «казалось темными смутным». В облике девы было «молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль». Слово «фиалка» становится цветочной доминантой во второй главе: «месяц фиалок», «запах фиалок», «ковры фиалок» - все это «целомудренные вестники ранней весны».[I] Фиалка – символ возрождения природы, невинности, скромности, девственности. Именно поэтому фиалками посыпают ложе новобрачных и украшают могилу безвременно погибшей невесты. Юноши и мужчины, глядя на Фиалковенчанную, не скрывают разочарования от присутствия своих избранниц. Эпитеты, метафоры и сравнения призваны показать этот яркий контраст: «нескладные тела», «глаза тусклые, как коптящий ночник»! Это не богини, а обычные женщины, чью молодость и красоту не щадят годы, беды и страдания. Верно, заметил Бион Борисфенит, древнегреческий поэт-философ: «Телесная красота – отчужденное благо».

Автор выступает тонким психологом, он не анализирует поступки, дела героев, а в поступках и делах обращает внимание на психологическое состояние героев. «Сердце Дважды-Венчанного забилось сильными толчками, стало мало воздуху, а седая голова задрожала». Он шокирован, побежден без борьбы! Еще очень важная деталь: во взгляде Единорога, указавшего как на высшую красоту – свою возлюбленную Зорьку, не было «лукавства». Ключевые слова в описании Единорога – «радостно», «ликуя», «весело». Юноша приветствует никем не побежденного художника в традиции древности: «Учитель радуйся!» (древнегреческое «хайре»). И в обращении к наставнику нет ни тени гордости, зазнайства, сознания собственного величия, а только трепетное поклонение. Психологический портрет дополняет и внешняя сторона: котомка за плечами (всегда в пути), кизилевая палка в руках (кизил – дерево, растущее в Крыму и на Кавказе), «золото в поясе» (бедняком назвать нельзя). Но главное: «…сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика».(1) И еще одну деталь отмечает автор – «всегда тоскующие глаза (жизнь гениального художника – вечный поиск ускользающей, неповторимой, мгновенной гармонии, а волнение перед состязанием вносит еще больший разлад в его душевный мир).

Принцип антитезы присутствует в названии рассказа. В состязании всегда есть победитель и побежденный. Третья и четвертая главы построены тоже по принципу антитезы. В третьей главе рассказ о Фиалковенчанной противопоставляется рассказу о Зорьке в четвертой главе. Использование кольцевой композиции показывает способность простых людей понять истинную земную красотуПогонщик мулом, увидев Фиалковенчанную, ужаснулся, с кем ему суждено проводить свою жизнь. А Зорька заставила его посмотреть на свою жену совсем другими глазами. И жизнь его наполнилась целью, оптимизмом.

Использование традиций эллинской культуры и мастерства выразительных средств литературы писателем дают возможность рассказу производить на читателя глубокое впечатление. Читатель радуется вместе с толпой успеху Единорога.

Заключение

«Жизнь – не бремя, а крылья творчества и радость…» - эти слова принадлежат В.В. Вересаеву, русскому писателю и литературоведу. Началом его творчества стал рассказ «Загадка», своеобразный эстетический манифест. И только сегодня зазвучала центральная тема творчества писателя – поиск человеком эстетических, нравственных и социальных идеалов. Лишь в любви (думает писатель в рассказе «Состязание») возможна чистота и возвышенность человеческих отношений. Да еще в искусстве: оно, как любовь, способно облагородить человека. Обращение к античности в рассказе тоже неслучайно. Античное искусство начало начал человеческой цивилизации, отсюда и понятие настоящей любви, способной понять и почувствовать истинную красоту, лежит в основе человеческой жизни. А долг художника донести эти понятия до каждого простого человека. Заключением работы станет напутствие замечательного древнегреческого философа Диогена Синопского: «Старайся, чтобы те, кто любит красоту своего тела, полюбили красоту твоей души».

Литература

  1. Вересаев В.В. Состязание, 1990 г.
  2. Корчагина Л.М. Рассказ В.В.Вересаева «Состязание». Литература в школе, №7, 2003 г.
  3. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы. Литература в школе, №1, 2002 г.
  4. Тураев С.В. Литература. Справочные материалы, 1988 г.
  5. Тюрморезова С.А. Возвращение к духовным источникам. Литература в школе, №2, 2006 г.

Викентий Викентьевич Вересаев

Состязание

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе не­который страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными го­лосами возвещали на перекрестках состоявшееся поста­новление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина ока­жется достойною украсить собою лучшую площадь вели­кого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с ко­томкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золо­том в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие гла­за смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж вино­градников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатлен­ную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секи­рою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, вы­прямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он пут­ника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обру­бок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, све­шивавших над их головами черные свои гроздья. С роб­ким благоговением поглядывая на великого, Зорька по­ставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно по­глядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат гла­шатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испу­гался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли па­стушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь вино­градаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь по­лучить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золоти­стые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторжен­но сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюб­ленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо оста­лось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздох­нул облегченно и успокоенно: единственный опасный со­перник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высох­шего горного ручья.

Очень добрая и поучительная сказка “Состязание” написана Викентием Вересаевым уже не в молодые годы. Она посвящена вечной теме мирового искусства – красоте. Своему читателю, как совсем юному, так и уже пожившему взрослому человеку, автор дает нравственный урок отношения к красоте, показывает – что есть красота для человека.

В основе рассказа лежит история соревнования двух художников разных поколений. Им было дано время для написания картины, изображающей красоту женщины. Один из них – Дважды – Венчанный, всеобще признанный мастер, Учитель. Второй – его ученик Единорог. Победителю полагалось щедрое вознаграждение и титул Трижды – Венчанный.

Учитель, да и не только он, а и горожане были уверены, что с такой задачей способен справиться лишь он. Дважды – Венчанный избрал путь поиска невероятной красоты, “запечатленной в женском образе”, исходил полмира, пока не нашел свой идеал. Главное для него было – идеальные женские формы и красивое лицо.

Единорог же к моменту объявления состязания имел возлюбленную Зорьку, красота которой казалась ему идеальной, ее портрет он и выставил на всеобщее обозрение.

И вот настал момент, когда народ, собравшийся на площади, был готов оценить предложенные работы. Портрет “светозарной Фиалковенчанной” потряс публику, люди не видели до сих пор такой красоты. Но эта красота ввергла их в тоску: мужчины вдруг увидели все несовершенство своих жен, и с ужасом думали, как они могут жить с такими некрасивыми женщинами.

Портрет же Зорьки вызвал сначала смех, девушка обладала совершенно обычной внешностью, которая, конечно же, меркла по сравнению с предыдущим портретом. Единорога чуть было не побили камнями, но вдруг зрители разглядели глаза Зорьки, идущий от них свет любви и добра. Все вдруг увидели то, что видел и влюбленный художник, девушка светится изнутри, и этот ее внутренний свет озарил и лица присутствующих. Их лица стали красивыми. И мужья успокоились, они поняли, что живут с прекрасными женщинами, и красота с ними рядом и в них самих…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В сказке В. Вересаева “Состязание” сравниваются взгляды разных людей на красоту. Прочитав это произведение, можно увидеть удивительную связь внутреннего мира человека с искусством. Дважды-Венчанный видел высшую красоту только во внешности. Он считал, что красива лиши та, чья фигура стройна, а Read More ......
  2. Викентий Викентьевич Вересаев Вересаев (настоящая фамилия – Смидович) Викентий Викентьевич (1867 – 1945), прозаик, литературовед, критик. Родился 4 января (16 н. с.) в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной Read More ......
  3. Смысл жизни в красоте и силе стремления к цели… М. Горький Максим Горький одна из самых загадочных личностей отшумевшей революционной эпохи. В сознании моем он несколько раз менял свой образ. То он безродный бродяга и писатель. То сын волжского богача. Read More ......
  4. Мастер “Мастер” Василия Шукшина поражает читателя своим повествованием. Ведь, для писателя главным передать весь смысл рассказа, показать разнообразие героев и их характеры. В произведении персонажи поражают читателя своей живостью. Так, герой рассказа “Мастер” – Семка Рысь читателя не впечатляет, его Read More ......
  5. Дым отечества Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над фресками Троицкой церкви и вместе со своим напарником и учеником Пахомовым отправился к Швейцеру, рывшемуся в фондах Михайловского Read More ......
  6. Ратнавали Буря разбила корабль, на котором плыла дочь царя Ланки (Цейлона) Ратнавали, предназначенная в жены царю ватсов Удаяне. Ухватившись за доску, Ратнавали спаслась, и, найденную на берегу, ее под именем Сагарики (от санскритского “сагара” – “океан”) отдали на попечение первой Read More ......
  7. Портрет Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный Read More ......
  8. Снег идет Стихотворение с самого начала насыщено “ожившими” в представлении автора неодушевленными предметами окружающего мира. Добро, красота и истина здесь в одной связке. Описываются все прелести природы в лирическом образе. Видится явное сближение красот природы с культурой, с настоящим поэтическим Read More ......
Краткое содержание Состязание Вересаев

на республиканскую ярмарку методической продукции

«Методическая ярмарка: Развитие детской одарённости»

Методическая разработка

Формирование исследовательских навыков в процессе

изучения произведения.

Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

имени Героя Советского Союза »

с. Большая Шатьма -2012 г.

Пояснительная записка.

Представленный урок – один из этапов работы над комплексным анализом текста в средних классах. Комплексный анализ текста – это один из видов олимпиадных работ на всероссийской олимпиаде по русской литературе . Разбор текста, будь то прозаического или стихотворного – один из сложнейших видов олимпиадных заданий. Как показывает практика, зачастую с этим не справляются даже отличники. Эта разработка создана в помощь учителям, а также обучающимся среднего и старшего звена.

Это самостоятельный анализ рассказа Вересаева «Состязание». Урок был дан на занятии районного методического объединения учителей русского языка и литературы, тема которого была «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

С творчеством Вересаева восьмиклассники ещё не были знакомы. До этого урока были проанализированы рассказы Л. Улицкой, Бунина, Е. Габовой. Рассказ «Состязание» был прочитан заранее. Дискуссии были и до урока. И заранее выполнялись задания, данные каждой группе учащихся.

Анализ рассказа вызвал желание перечитывать его снова. Гости, присутствовавшие на уроке, тоже не остались равнодушны – после урока пожелали познакомиться с рассказом и провести такой же урок со своими учениками.

Цель: Подготовить обучающихся к комплексному анализу текста.

Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать тексты.

2. Развивать умение оперировать необходимыми литературными понятиями, умение формулировать развёрнутые ответы.

3. Закрепить умение обобщить материал, наработанный всей группой, строить ответ по плану, делать выводы.

Предполагаемые формы и методы обучения:

Ø чтение текста;

Ø составление плана;

Ø самостоятельная работа в группах по вопросам карточек;

Ø исследовательские задания по тексту рассказа;

Ø создание иллюстраций к произведению

Оборудование, оформление:

ØПК с мультимедийным проектором;

Øпрезентация « Подготовка к сочинению-рецензии;

Øстенд с портретом Вересаева и иллюстрациями учащихся;

Øтексты на партах учащихся;

Øречевые образцы для написания рецензии.

ØЭпиграф к уроку: «Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это даёт красоту и силу ему.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовительный период – самый трудный период. Задания должны распределяться в соответствии со способностями детей. Ребята работают с карточками-инструкциями. Составляют свои презентации.

ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК – ИНСТРУКЦИЙ

Каковы особенности сюжета рассказа?

Для справки.

Мотив (лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета Фольклорно-мифологический мотив (по) - образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба1.

Экспозиция – сообщение о том, кто такие герои и в какой обстановке будут происходить события.

Завязка – событие, с которого начинает развёртываться цепь последующих событий.

Развитие действия – эпизоды, в которых происходят события, герои совершают поступки, общаются, высказывают свои мысли.

Кульминация – самый напряжённый момент в развитии действия.

Развязка – разрешение конфликта. 2

Опорные вопросы.

По каким законам развивается сюжет?

С какими известными сказками можно сравнить рассказ?

Какой известный мотив в рассказе можно выделить?

Из скольких частей состоит рассказ? О чём рассказывается в экспозиции? Как развивается действие? Выделите кульминационный момент, завязку.

Каковы особенности композиции рассказа?

Для справки.

Композиция – построение произведения с помощью системы языковых

средств, которые организуют текст как словесное выражение художественного содержания. Если сюжет - цепь событий, то композиция – соединение не только событий, но всего, что есть в произведении, в единое целое, сопоставление и противопоставление эпизодов, образов, высказываний. Система образов, взаимосвязь сюжета с внесюжетными элементами, организация словесного материала. Всё это служит воплощению идеи произведения. 3

Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее определённый эффект. 4

Художественный повтор – повторение слов, деталей, образов, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и усиливается их роль в тексте, эмоциональное воздействие, подчёркиваются важнейшие мысли. 5

Опорные вопросы.

- Какие бывают виды композиций (ведущий композиционный принцип)?

Каков композиционный принцип рассказа «Состязание»?

Какие композиционные приёмы использованы в рассказе?

Жанровое своеобразие.

Для справки.

Жанр - (от франц. genre - род, вид) в литературе может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма) 6

Притча - малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). 7

Опорные вопросы.

Какую известную притчу напоминает рассказ?

Какой поучительный вывод можно извлечь из рассказа?

Каков образ повествователя?

Для справки.

Образ повествователя – особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа – присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение.

Рассказчик – художественный образ, персонаж. От лица которого ведётся повествование в эпическом и лиро-эпическом произведении. Он обозначен местоимениями и глаголами в первом лице. Это художественный образ, созданный писателем, лицо, часто обладающее имерем и характером, его позиция может совпадать или не совпадать с авторской. 8

Опорные вопросы.

Есть ли имя у повествователя?

Раскрывает ли себя рассказчик? Что нам о нём известно?

Чувствуем ли мы его присутствие?

Кто задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?»

Герои рассказа.

Для справки.

Литературный герой- тот, о ком рассказывается в произведении словесности, персонаж. Созданный автором посредством языка. 9

Опорные вопросы.

Кто главные герои рассказа?

Можно ли сказать, что их имена «говорящие»?

Что выражает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Какие ключевые слова можно выделить в описании Единорога?

Какова речь Единорога, как относится он к учителю?

Каков психологический портрет учителя?

Почему Единорог называет свою Зорьку золотой?

Символы и детали в рассказе?

Для справки.

Символ – это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Федор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница "между знаком и символом", между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.10

Деталь - (фр.detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие о подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А. Чехова и Н. Гоголя. 11

Опорные вопросы.

Какие детали в описании героев вы бы выделили?

Символом чего является ручей? Высохший ручей?

Какие краски преобладают в изображении пейзажа?

Символом чего является фиалка? Виноград?

Почему на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья», «горячая, напоенная солнцем тень»?

Каков стиль рассказа?

Для справки.

Стиль – это разновидность употребления языка, отбор и организация языковых средств выражения содержания12.

Опорные вопросы.

Какую лексику употребляет писатель?

Можно ли выделить элемент психологизма в рассказе?

Каким языком написан рассказ?

Какие изобразительно – выразительные средства использованы автором? Что они выражают?

Ход урока.

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему.

(М. Горький)

Учитель : «Искусство писать?.. нет никакого искусства писать…искусство писать есть искусство видеть, есть искусство чувствовать всеми своими органами, всеми нервными окончаниями и ничего больше» 13, - так писал Вересаев о творчестве в своей статье «Что нужно для того, чтобы быть писателем». Но искусство вечно. И любая толпа подвластна ему. Но какое искусство?

Сегодня мы будем анализировать рассказ «Состязание» с точки зрения сюжета и композиции, системы образов, проблематики, особенностей языка писателя, постараемся понять, как всё это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения. Какие непреходящие ценности воспевает автор.

Рассказ ученика о писателе:

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского врача. Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршина, В. Короленко И Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова…

Талант Вересаева был на редкость многогранен. Он писал романы, повести, рассказы, очерки Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник, стихи, пьесы, литературно - философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет . В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» 14 - так позднее в автобиографии объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине.

В 1901 году вышли знаменитые "Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"

Два года ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".

С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
В годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою".

Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.

Вересаев ещё в гимназические годы увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило его в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу об Аполлона и Дионисе, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровых гимнов.» 15

Влияние античных преданий и притч чувствуется и в рассказе Состязание»

Учитель:

Анализ рассказа Вересаева начнём с заглавия. Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения. Какие же типы заглавий в литературе можно выделить?(слайд- шоу)

Заглавия(по мнению литературоведа Ламзиной) могут быть символические, метафорические, аллюзийные , пословичные, цитатные, антонимичные , а также

· Заглавия, представляющие основную тему и проблему произведения.

· Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. В свою очередь они делятся на 2 группы:

· Заглавия пространство. («Утро помещика» , («Вечера на хуторе близ Диканьки»)., представляющие весь сюжетный ряд или фабульные;

· заглавия, выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (или кульминационные).Такие заглавия отмечают кульминационный момент повествования и делят текст на 2 части: "до" и "после" заявленного в заглавии события (например "После бала"). заглавии может быть обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки, развития или развязки действия

· Персонажные заглавия. («Тарас Бульба» ,"Макар Чудра" М. Горького, "Олеся" и. т.д).

· Заглавия, обозначающие время и пространство16.

Каков же смысл заглавия «Состязание»? К какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции. Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста.

Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор?

Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.

Рассказ вами прочитан, группы получили индивидуальные задания. В ходе выступлений вам необходимо будет делать записи в тетради. Тем самым подготовиться к написанию рецензии или отзыва по данному рассказу.

Выступления учащихся(исследовательская работа в группах)

Сюжет.

Мне показалось, что сюжет развивается по законам сказки. В некоторых сказках глашатаи также на центральной площади возвещают царский указ – найти царевну, наполнить корзину подснежниками зимой. Убить дракона или совершить ещё какой-нибудь подвиг. Вот так появляется мотив дороги или пути, очень часто встречающийся в литературе или в сказках. (слайд)

Путь, в который отправляются герои в поисках истины, всегда завершается победой доброго, не богатого, а скорее бедного.

В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога. Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем. Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога. Развязка – победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.

Композиция. Композиционные принципы и приёмы.

Какие же бывают виды композиций? Или ведущий композиционный принцип? Слайд)

· Линейная - композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.

· Обратная - в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.

· Кольцевая - характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т. е. действие пьесы, начинается с того, чем заканчивается.

· Детективная - называется так, потому, что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.

· Монтажная - состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа.

· Коллажная - одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.

· Парадоксальная - этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. 17

Ведущим композиционным принципом рассказа Вересаева является линейная композиция. Сюжет излагается в хронологической последовательности.

Хочу отметить такой композиционный приём, как антитеза – противопоставление. Противопоставляются учитель и ученик. Вечно тоскующий, пытающийся понять истину г. Дважды - Венчанный и всегда радостный, спокойный и уже нашедший свой идеал Единорог. Учитель стар и богат(золотой пояс), а ученик молод и беден(сам колет дрова).

Противопоставлены их женщины: Фиалковенчанная, светозарная, царственная дева и простая, добродушная, работящая Зорька. Когда увидели картину учителя, всех охватила «блаженная, нездешняя печаль, а картину Единорога встретили свистом и криками.

Темно стало от картины Дважды-Венчанного, «пристыженно отвращали все лица в сторону». Чудесный свет исходит от картины Единорога. Все лица прояснились, радость и любовь переполнила души горожан.

Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,– это повтор. Повторяются много раз образы темноты и света, тоски и радости. Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.

Жанровое своеобразие.

Выше уже было сказано, что рассказ построен по законам сказки. Но мне хочется отметить, что рассказ в чём-то похож на притчу. В притче о блудном сыне сын уходит от отца в другие края в поисках счастья и богатства, но возвращается домой, к отцу, бедный и несчастный. И только в родительском доме понимает, что счастье только здесь. В родительском доме, на Родине. Рассказ Вересаева тоже имеет поучительный характер – счастье может подарить женщина, умеющая любить, а не женщина, ждущая поклонения и преклонения.

Образ повествователя.

Рассказчик остаётся для читателя безымянным. Он не раскрывает себя. Следит за героями как бы с высоты птичьего полёта. Но мы чувствуем его присутствие в отношении к героям. Он переживает и тоскует вместе с Дважды-Венчанным, радуется вместе с Единорогом за его Зорьку. Именно автор-повествователь задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?

Герои.

Главные герои рассказа - художники Единорог и Дважды-Венчанный, и их возлюбленные, Фиалковенчанная и Зорька. Наши герои живут в древнем мире, на что указывают глашатаи и место состязания – площадь Красоты. Интересны их имена. Единорог – животное, сильное, благородное, таинственное. Корень этого слова единый – у него цельный характер. Любит одну женщину, живёт в трудах и радости, сумел обрести покой и гармонию. Дважды-Венчанный – значит дважды удостоен высшей награды – лаврового венка . В описании учителя примечательны такие детали: «котомка за плечами»(всегда в пути); «золото в поясе»(богат); «тоскующие глаза»(в вечном поиске гармонии). Но главное – он испытывал страх пред Единорогом, на что указывает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Ключевые слова в описании Единорога – «радость», «беззаботно », «блажен», «взгляд прям», «слеп». Лукавствовал учитель, а во взгляде ученика не было и тени лукавства.

Речь Единорога возвышенна, к учителю он относится с почтением. Он приветствует его в традиции древности. Но Вересаев, замечательный психолог, недаром же он был ещё и врачом, показывает нам психологический портрет учителя. Когда наставник увидел Зорьку, он перестал сомневаться в своей победе. Тогда заговорило в нём чувство учителя, но за внешней серьёзностью его скрывался ликующий смех и лукавая улыбка.

Имя Зорька – простое, народное, русское. Обыкновенная девушка с широким лицом, косо оставленные глаза, редкие зубы. Но как дорога она своему мужу, недаром он называет её золотой. Она и на рынок сходит, и коз подоит, и за виноградником ухаживает. И, главное, мужа своего любит. Такая сделает счастливым своего суженого.

Символы и детали

Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных егопоисков. Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак. Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен? И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.

Символическая деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград. Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень». В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».

Стиль

Стиль рассказа возвышенный. Писатель употребляет возвышенную лексику – «возвещали», «осушим», «постановление», «славить творца», «вдыхал» и т. д.

Стиль спокойный, сказовый. Можно говорить об элементах психологизма в рассказе. Используется приём умолчания.

Рассказ написан образным языком. В описании Зорьки использованы эпитеты «стройные золотистые руки», «золотой Зорьки», «огромное счастье», аФиалковенчанной –«божественно-спокойная». Свет, исходящий от картины Единорога, писатель сравнивает с солнцем.

Используя многообразные средства словесного рисования, Вересаев создал гимн красоте простой девушки, красоте, озарённой светом любви.

Ученики: Истинная красота в простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения – рецензии.

Методические советы на период ближайшего последействия: Итоги можно подвести, когда ребята напишут свои рецензии - анализы рассказа. Конечно, в первый раз бывает трудно писать, поэтому учащимся нужно будет раздать речевые образцы для написания комплексного анализа текста. Их может составить учитель, учитывая все вышеназванные аспекты анализа текста. Можно включить туда же такие категории, как время и пространство. После того, как будут проанализированы недостатки и достоинства сочинений, предложите проанализировать один из рассказов И. Полянской, В. Крупина, Е. Габовой.

Список использованной литературы:

1. http://ru. wikipedia. org

2.Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.206.

3. Там же. – С. 207.

4 -7 .http://ru. wikipedia. org

8. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.355.

9. Там же. – С. 347.

10,11. http://ru. wikipedia. org.

12. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С. 358.

13. ФОХТ-БАБУШКИН Ю. – легенды и реальность. В. Вересаев. Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 4-5.

14,15СМИДОВИЧ справка Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 40.

16 Заглавие//нЛитературоведеие. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец. М.,2001.

17. http://wiki. kspu. *****/index. php/