Исследовательский проект по русскому языку имя и характер. Исследование проводилось в три этапа. Работа над проблемными вопросами в группах

"Тайна имени" исследовательский проект по русскому языку

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

Цель проекта : 1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они

обозначают.

Задачи проекта : 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего

имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемый результат : Углубить знания о своих именах

Создать именной альбом обучающихся 3 класса

1. Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?

Мы учимся в 3 классе МОБУ «Академическая СОШ»18 девочек и мальчиков.

Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах.

Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена.

Цель нашей работы.

Мы поставили перед собой цель: узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

лайд 5.Гипотеза

Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии.

Как мы проводили исследование.

1.Изучали литературу.

2.Беседовали с родителями

3. Искали информацию в Интернете;

4. Проводили опрос учащихся школы, анкетирование, наблюдение, собирали информацию из литературных источников.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 18 человек.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия

и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека –Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера – Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье – Первый, Второй, Третьяк и другие,

Анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

50% обучающихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

5%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала
об именах

Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20- 30 х годов:

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

Мы подбирали пословицы и скороговорки об именах

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

« Не имя красит человека, а человек имя»

Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ЭТИМОЛОГИЯ

Когда на Руси появились имена, которые мы носим? У имён, как и у всех слов в языке, - своя биография, история, судьба. Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая носит название антропонимика (от греческих слов anthropos - человек и опота - имя). Истории собственных имён, их происхождению и употреблению посвящены многие исследования и книги. Существуют и специальные словари русских личных имён.

Наши имена, которые мы привыкли считать исконно русскими, такие как Иван, Андрей, Пётр, Александр, Мария, Татьяна, Елена, Анна и другие, и которые составляют основу современных русских имён, пришли на Русь из Византии в конце X века вместе с принятием христианства и обрядом крещения. Эти имена разные по происхождению: греческие, латинские, арабские, древнеиудейские и другие. Все они были канонизированы церковью, то есть внесены в святцы - в церковный календарь имён.

Известно, что имена собственные произошли от имён нарицательных. Канонические имена в тех языках, из которых они взяты, имели своё значение, были понятны тем, кто их носил. Вот, например, значение некоторых греческих по происхождению имён:

Александр - защитник людей;
Алексей - защитник, помощник;
Андрей - мужественный, храбрый;
Анфиса - цветущая;
Арсений - мужественный;
Василий - царственный;
Евгений - благородный;
Екатерина - чистая;
Зоя - жизнь;
Макар - счастливый;
Раиса - лёгкая;
Татьяна - устроительница, учредительница.

Имели свой смысл и латинские имена:

Валентин - здоровый, сильный;
Виктор - победитель;
Виталий - жизненный;
Иннокентий - невинный;
Константин - постоянный, стойкий;
Максим - самый большой;
Наталия - родная;
Павел - маленький.

С течением времени в составе христианских канонических имён произошли значительные изменения. Одни из них совсем исчезли из обихода (такие, как Феогнид или Елезвой), другие - были оттеснены своими производными формами. Например, бывшие разговорные варианты Сергей, Алексей стали официальными именами, а старые формы Сергий, Алексий остались лишь в церковном лексиконе. И только сравнительно небольшая часть старых христианских имён сохранилась до наших дней без существенных изменений: Константин, Анатолий и другие.

Были у русских людей свои имена и до принятия христианства, которые непосредственно происходили от слов русского языка. Они делились на 2 группы: так называемые "низшие" (для простого люда) и княжеские. Имена первой группы могли указывать на какой-то внешний признак или черту характера человека: Молчан, Буян, Первуша (рождённый первым), Третьяк (третий ребёнок или сын в семье). Иногда имена возникали в результате переноса на человека названий растений и животных: Волк, Заяц, Берёза. В такого рода переносах проявлялись языческие, мифологические представления древних славян-язычников. С принятием христианства эти имена постепенно перешли в разряд прозвищ и сохранились в таких фамилиях, как Волков, Зайцев, Молчанов, Третьяков и т. п.

Что касается княжеских имён, то они возникали на русской почве, но в основном носили общеславянский характер: Будимир, Ярослав, Владимир, Всеволод. Многие из этих имён сохранились до наших дней вместе с другими старорусскими или общеславянскими именами, например: Любим, Вера, Ванда, Людмила.

К древнеславянским по происхождению христианским именам в более позднее время прибавились имена, заимствованные из западноевропейских языков. Например, такие: Артур, Изольда, Жанна, Марта, Эдуард. Процесс заимствования имён из других языков продолжается и сейчас.

Имена могут отражать целые исторические эпохи. В качестве примера можно привести русские имена, появившиеся после Октябрьской революции 1917 года. В первые же месяцы существования советской власти в нашей стране был подписан декрет об отделении церкви от государства. Теперь официальная регистрация новорождённых происходила не в церкви, а в загсах. Родители выбирали ребёнку имя по своему желанию и вкусу, а не в строгом соответствии со святцами, как это было принято раньше. Тогда-то и появились так называемые "новые" имена. Родители хотели, чтобы их дети носили имена, в которых запечатлелась бы революционная эпоха, имена вождей. Появились такие имена: Октябрина, Ноябрина, Тракторина, Баррикада, Шестерёнка, Трудомир, Сталина (в честь Сталина), Вилен (в честь Владимира Ильича Ленина), Ревмира (революция мира), Пятвчет ("Пятилетку в четыре года!" - таков был один из девизов времени), Оюшминальда (в честь Отто Юлье-вича Шмидта) и многие другие. Конечно, со временем эти славные и звучные имена ушли в прошлое, перестали быть популярными.

У каждого времени есть свои любимые имена. Но не обходится и без казусов. У народов современной Западной Европы до сих пор принято давать новорождённому ребёнку сразу 2-3 имени: Анна-Мария, Эрнест-Триори-Амадей и т. д. Известен случай, когда один английский торговец дал своему сыну 7 имён в честь любимой футбольной команды ВЭСТ-ГЭМ: Вильям-Эдуард-Стюард-Тревор-Генри-Эдвард-Мартин.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

По русскому языку ученикам 3 класса по программе предлагается выполнить исследовательский проект «Тайна имени». Как сделать проект Тайна имени в форме сообщения или реферата, план проекта и основные требования к его выполнению.

Цель проекта: ознакомление учеников с миром имен, историей возникновения имени, значением и своеобразием. При выполнении проектной работы учащиеся проводят исследование своего имени (или имени на выбор), развивают умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом.

Как выполнить проект «Тайна имени». План

Проект Тайна имени можно выполнять в виде презентации, сообщения или исследования.

План проекта

  1. Цель и задачи проекта.
  2. Откуда приходят имена.
  3. Тайна моего имени: в истории, в разных странах.
  4. Результаты анкетирования.
  5. Выводы.
  6. Список используемой литературы

Лучше всего начинать проект с эпиграфа. Он обращает внимание на основную мысль проекта, показывает отношение автора к данной теме. Эпиграф помещается перед основным текстом, не выделяется кавычками и в точности повторяет авторский текст, включая пунктуацию. Ниже указываются инициалы и фамилия автора, чьи слова приведены в эпиграфе.

Для данного проекта можно использовать например такие эпиграфы:

Имена, имена, имена -
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна -
Так и имя - загадка и тайна.

Наш исследовательский проект «Тайна имени»
Что имя - звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченья.

Цель проекта Тайна имени: раскрыть тайну и значение своего имени, выявить происхождение, узнать больше сведений о выбранном имени.

В начале основной части следует дать определение понятию ИМЯ, использую словари и энциклопедии. Выяснить откуда появлялись имена людей. Рассмотреть значение выбранного имени. Дать свою оценку связи имени с судьбой человека.

В проекте желательно дать краткую историческую справку об старославянских языческих именах. Рассказать об именах оберегах, именах кличках. Выяснить почему некоторым детям давали несколько имен, и отчего имя малыша держали в секрете.

Рассказать о своем имени, его значении в истории нашей страны. Перечислить великих людей, носивших такое имя.

Можно привести стихи об имени.

Стоит рассказать как изменяются имена в истории. Почему некоторые имена исчезают и откуда приходят новые.

Сделать выводы по проделанной работе об индивидуальности и неповторимости каждого человека и его связи с именем.

Привести список используемой литературы (словари, энциклопедии, книги, ресурсы интернета).

Учитель может предложить выполнить данный проект в группе. Тогда каждый учащийся будет представлять свою часть проекта. В таком виде работы желательно провести исследование или анкетирование о том, как часто встречается данное имя среди учащихся класса и школы.

Отличную оценку за проект можно получить, если дополнить работу слайдами и фотографиями, которые легко воспроизвести на экране для всех учащихся.

Оформление титульного листа для проекта

На титульном листе указываются

  • Название образовательного учреждения.
  • Тема Проекта (дозволяется небольшой подзаголовок 4-6 слов).
  • Фамилия, имя и класс учащегося, написавшего проект..
  • Фамилия и инициалы учителя, консультирующего проект.
  • Город и год написания.

Проект «Тайна имени» поможет ребятам больше узнать о своих именах, научиться работать в коллективе, вести опросы и анкетирования.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Яровое

Алтайский край

Выполнили обучающиеся

3 Б класса.

Руководитель Марченко Н. Н. ,

учитель начальных классов

2014г.

Цель проекта : 1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они

обозначают.

Задачи проекта : 1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего

имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты

употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

Планируемый результат : Углубить знания о своих именах

Создать именной альбом обучающихся 3 «Б » класса

Слайд 2

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна .

Слайд 3 1. Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта? Мы учимся в 3 «Б» классе средней школы №12 г. Яровое. Мы- это 30 юных россиян: 18 девочек и 12 мальчиков. Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Нам захотелось узнать больше о наших именах. Мы поставили перед собой вопрос – что же означают наши имена? Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Слайд 4.

Цель нашей работы.

Мы поставили перед собой цель: узнать, какие имена носят ребята в нашем классе, школе.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе, школе?

Слайд 5.Гипотеза Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии. Слайд 6.

Как мы проводили исследование.

1.Изучали литературу.

2.Беседовали с родителями

3. Искали информацию в Интернете;

4. Проводили опрос учащихся школы, анкетирование, наблюдение, собирали информацию из литературных источников .

Слайд 7

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 29 человек.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Слайд 8 Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия

и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

Слайд 9.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена - ОНОМАСТИКА

Слайд 10

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека –Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера – Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье – Первый, Второй, Третьяк и другие,

Слайд 11

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 4-Анастасии, 2-Милены, 2-Никиты,2- Кирилла, 2 –Елизаветы, 2 – Виктории, 1-Екатерина, 1- Юлия, 1-Яна,1- Ульяна,1- Роман,1-Дмитрий,1- Александр,1- Евгений, 1-Мария,1-Владимир,1-Иван,1-Даниил,1-Кристина,1- Карина,1-Софья,1- Наталья

Перед нами встал вопрос: «Наталью Николаевну считать?». Наталья Николаевна всегда нам говорит: «Мы- одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Наталья у нас тоже одна.

Слайд 12

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

    13 букв русского алфавита являются заглавными в наших именах.,20 букв у нас оказались «не занятыми».

    Больше всего имен на букву

«А»- 5 имён.

«В» -3 имени

«К» - 3 имени

Слайд 13

Исследование имен учащихся 3 «Б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен-11 ( Анастасия, Александр, Дмитрий, Екатерина, Кирилл, Никита, Евгений, Кристина, Софья);

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение- 7 (Юлия, Карина, Роман, Виктория, Ульяна, Наталья);

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение– 5 - ( Елизавета, Данил, Иван, Мария);

славянское – 4 (Владислав, Милена, Владимир, Яна);

тюркские – 3

Слайд 14.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

50% обучающихся назвали в честь близких родственников;

20% - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

5%- были названы именами, потому что они редкие;

5% - не смогли ответить на этот вопрос.

26 ребятам нашего класса имена дали родители,

а 4 – бабушки и дедушки.

Слайд 15

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Так у нас появились именные альбомы, которые мы дарим своим одноклассникам на день рождения. В альбоме у нас пока 3 страницы, (имена: Ульяна, Дмитрий, Карина). Это очень трудоёмкая работа, но до конца учебного года мы планируем закончить работу над альбомом.

Слайд 16

Мы провели социологическое исследование имён нашей школы и выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя,
какие имена занимают по частоте употребления
первых три места.

Всего в школе 486 обучающихся.

По частоте употребления имена распределились следующим образом:

Девочки :

1м. Анастасия

2м. Юлия

3м. Виктория

Мальчики:

1м. Никита

2м. Кирилл

3м. Дмитрий

Кроме того, 1 девочка в нашей школе носит имя Снежанна, 1 мальчик -Ренат

Слайд 17

Занимаясь проектной деятельность мы также собрали немало дополнительного материала
об именах

Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20- 30 х годов:

Велиор - ВЕЛИкая Октябрьская Революция

Донэра - Дочь Новой ЭРы

Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

    Ворс - ВОРошиловский Стрелок

Слайд18

Пословицы об именах

Слайд 19

Скороговорки об именах

Слайд 20

Ребусы

Слайд 21 ВИКТОРИНЫ

Слайд 22

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

« Не имя красит человека,

а человек имя»

Литература:

1.Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

2.С.И. Ожегов «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.

3.Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.

4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.

5. http :// www . imena . org