Истинная любовь – аргументы ЕГЭ. Тема любви в произведениях поэтов и писателей

Данная тема нашла свое отражение в литературе русских писателей и поэтов всех времен. Вот уже на протяжении более 100 лет люди обращаются к поэзии Александра Сергеевича Пушкина, находя в ней отражение своих чувств, эмоций и переживаний. Имя этого великого поэта, ассоциируется с тирады стихов о любви и дружбе, с понятием чести и Родины, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. Даже самый строгий читатель сможет открыть для себя в его произведениях что-либо близкое, потому что они весьма многогранны. Пушкин был человеком, страстно откликающимся на все живое, великим поэтом, творцом русского слова, человеком высоких и благородных качеств. В многообразии лирических тем, пронизывающих стихи Пушкина, теме любви отводится столь значительное место, что поэта можно было бы назвать воспевателем этого великого благородного чувства. Во всей мировой литературе не найти более яркого примера особого пристрастия именно к этой стороне человеческих отношений. Очевидно, истоки этого чувства заложены в самой натуре поэта, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. В 1818 году на одном из званых вечеров поэт встретил 19-тилетнюю Анну Петровну Керн. Пушкин восторгался ее сияющей красотой и молодостью. Спустя годы Позднее Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу Евгения Онегина, а между страниц вложил стихи, написанные специально для нее, в честь ее красоты и юности. Стихи, посвященные Анне Петровне "Я помню чудное мгновенье" знаменитый гимн высокому и светлому чувству . Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи пленят не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Любовь для поэта - источник жизни и радости, стихотворение "Я вас любил" - это шедевр русской поэзии. На его стихи написано более двадцати романсов. И пусть проходит время, имя Пушкина всегда будет жить в нашей памяти и пробуждать в нас лучшие чувства.

С именем Лермонтова открывается новая эпоха русской литературы. Идеалы Лермонтова беспредельны; он жаждет не простого улучшения жизни, а обретения полного блаженства, изменения несовершенства природы человека, абсолютного разрешения всех противоречий жизни. Вечная жизнь - на меньшее поэт не согласен. Однако, любовь в произведениях Лермонтова носит трагический отпечаток. На это повлияла его единственная, неразделенная любовь к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он считает любовь невозможной и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье "Душа моя должна прожить в земной неволе, Не долго. Может быть, я не увижу боле, Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других" .

Лермонтов подчеркивает свою отдаленность от всего мирского "Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом". Лермонтов понимает любовь как нечто вечное, поэта не на ходит утешения в рутинных, скоротечных страстях, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минутная слабость. "У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней".

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении "Я не унижусь пред тобою" он пишет, что вдохновение для него дороже ненужных скорых страстей, которые способны бросить человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет "Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет". В стихотворениях Лермонтова любовь - это высокое, поэтическое, светлое, чувство, однако всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении "Валерик" любовная часть, которая в последствии стала романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. "Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок но я вас помню", пишет поэт. Тема измены возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем становится традиционной в литературных творениях Лермонтова, связанных с его личным опытом.

Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство; любовь не приносит радость Лермонтову, он получает лишь страдания и печали: "Мне грустно, потому что я тебя люблю". Поэта беспокоят размышления о смысле жизни. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. В его поэтических размышлениях, жизнь ему ненавистна, но и смерть страшна.

Рассматривая тему любви в произведениях русских писателей нельзя не оценить вклад Бунина в поэзию данной тематики. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. В этой теме писатель имеет возможность соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе посвятил свои произведения не только духовной, но и телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений. Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа "Солнечный удар"). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она - и весна, и осень в жизни человека.

В разные периоды своего творчества Бунин говорит о любви с разной степенью откровенности. В его ранних произведениях герои открытые, молодые и естественные. В таких произведениях, как "В августе", "Осенью", "Заря всю ночь", все события на редкость просты, краткие и значительные. Чувства персонажей двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и осознаем по-новому собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных перемен. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, едва появившись, оно чаще всего исчезает. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное расставание с любимой завершают мечтательные грезы ("В августе "): "Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…" . Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: "Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной" ("Осенью"). А в рассказе "Заря всю ночь" Бунин повествует о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова подарить своему будущему возлюбленному. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Произведения Бунина показывают нам этот для многих мучительный разрыв между мечтами и явью. "После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека" .

Большинство ранних рассказов Бунина повествует о стремлении к красоте и чистоте - это остается главным душевным порывом его персонажей. В 20-е годы Бунин писал о любви, словно сквозь призму прошлых воспоминаний, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть "Митина любовь" (1924). В этой повести писатель последовательно показывает, духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести чувства и жизнь тесно переплетены. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной - красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.

В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж - жена - возлюбленный ("Ида", "Кавказ", "Прекраснейшая солнца"). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе "Кавказ" женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как "солнечного удара", ставший особой, звенящей нотой цикла "Темные аллеи".

Воспоминания о молодости и Родине сближают с прозой 20-30-х годов цикл рассказов "Темные аллеи". Повествование этих рассказов ведется в прошедшем времени. Автор будто совершает попытки проникнуть в глубины подсознательного мира своих персонажей. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные в подлинной страсти. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе "Солнечный удар", то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем - к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов "Визитные карточки", "Темные аллеи", "Поздний час", "Таня", "Руся", "В одной знакомой улице". Писатель пишет об обычных одиноких людях и их жизнях. Именно поэтому прошлое, наполненное ранними, сильными чувствами, кажется поистине золотыми временами, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда - к смерти.

Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ "Чистый понедельник" предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей - не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье будет рассмотрена из литературы и сочинение ЕГЭ. В начале статьи будет предлагаться ряд аргументов, которые вы можете использовать для выполнения задания, а ниже вы найдете сочинение-рассуждение на вышеизложенную тему.

Аргументы из литературы

  1. А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье». Поэт делится переживаниями того мгновения, когда он увидел предмет своего обожания, сравнивая девушку с мимолетным видением и восторгаясь её красотой. Он переживает полную гамму тех чувств, которые характерны для любви, слыша повсюду голос своей возлюбленной и видя её в снах. Несмотря на то, что его переживания остыли за то время, которое Александр Сергеевич не встречал своего «гения чистой красоты», пробуждение настало – любимая вновь явилась. Для сердца поэта воскресли жизнь, любовь и слезы, вернулось вдохновение и вера.
  2. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Чувство, которое испытывает Маргарита к своему любимому человеку Мастеру, очень сильное и искреннее. Оно сильнее всех сомнений и страхов. Когда Мастер бесследно исчезает, героиня решается на сделку с дьяволом: соглашается стать королевой на его балу, терпит мучения и боль, преследуя лишь одну цель – найти своего любимого. Маргарита верит, что Мастер жив и не останавливается ни перед чем чтобы спасти его. Старания героини вознаграждаются – она добивается воссоединения и вечного покоя со своим возлюбленным
  3. Джек Лондон “Мартин Иден”. История бедного моряка из рабочего класса рассказывает о его сильной и трепетной любви к Руфи Морз: девушке, с которой Мартина разделяет большая интеллектуальная и социальная пропасть. Встретив девушку, чувства овладели героем с первого взгляда, и он решительно настроился сделать всё, чтобы быть с ней. Мартин начал углубляться в науки, читал каждый день, стал заниматься писательской деятельностью, что помогло ему повысить свой образовательный уровень до невероятных высот. Но ни Руфь, ни сестры героя не верили в возможный успех писателя, а редакторы отказывались публиковать работы. После шумного скандала вокруг Мартина по вине одного репортера, Руфь разрывает помолвку с героем. Иден уходит в себя, а мысль о писательстве отныне его лишь отталкивает. Однако вскоре везение буквально обрушивается на него, все ранее написанные произведения Мартина публикуют, что приносит ему славу и богатство. Руфь приходит к герою с извинениями и желанием пожениться, говорит, что совершила ошибку. Однако герой не может простить девушке такого отношения. На любовь Руфь влияло общественное мнение, когда чувство Мартина было искренним и чистым.
  4. М. Горький «Старуха Изергиль». В рассказе повествуется история о Данко, чья бесконечная любовь к людям спасла народ от неминуемой гибели. Когда племя, в котором жил герой, изгнали с родных земель враги, люди оказались в непроходимом лесу, обреченные на смерть. Данко отважился вести их сквозь лес, навстречу свободе. Но путь был очень тяжелым, люди умирали, выбивались из сил, теряли надежду и самообладание. Они обвинили Данко, желая его убить. Из-за большой любви к людям герой вырвал из своей груди горящее ярким светом сердце и повел всех сквозь тьму. Озаряя дорогу, герой вывел всех на свет, после чего упал замертво. Никто не признал столь отважный поступок подвигом, даже не заметил смерти героя. Ослепленные радостью, люди оказались неспособны на благодарность и признание тому человеку, чья любовь к людям была бесконечной и жертвенной.
  5. К. Симонов «Жди меня». Что может стать причиной долгих ожиданий и верности тому, от кого нет никаких вестей? Только истинная любовь. Возлюбленных разделяет война, но это не мешает Ей ждать Его, несмотря ни на что. Когда нет никаких известий и уверенности, когда не выдерживают даже друзья, проходят сезон за сезоном и охватывает отчаянье. Любовь возлюбленной помогает герою пройти огонь войны, победить смерть и вернуться к той, что спасла своим ожиданием.
  6. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”. Татьяна Ларина будучи мечтательной и тихой девушкой влюбляется в богатого дворянина Евгения Онегина. Она признается ему в своих чувствах, но молодой человек отвергает признания девушки. Он не воспринимает нежное отношение Татьяны всерьез, а она в свою очередь болезненно переносит отказ. Спустя годы Онегин встречает Татьяну на балу. Она замужем за богатым князем, но сердце её по-прежнему принадлежит Евгению. У героя вспыхивает ответное чувство, но Ларина отказывает ему в предложении уйти от мужа: честь для девушки оказалась важнее. Это решение далось ей нелегко, потому что любовь к Онегину всё ещё очень сильна.
  7. И. С. Тургенев «Когда меня не будет…». Любовь поэта к девушке настолько глубока, что задумываясь о своей смерти, он пишет ей послание: говорит о своих нежных чувствах и называет «единственным другом». Иван Сергеевич просит не приходить девушку на свою могилу, потому что не хочет затруднять спокойное течение её жизни, как-то мешать ей. Когда любовь к человеку искренна, явление эгоизма не возникает даже в мыслях, мы стараемся сделать всё для предмета своего обожания. Поэт вспоминает те моменты, когда он вместе со своей возлюбленной читал книги, как они переживали сильные эмоции и были близки. Он просит её открывать эти страницы и вспоминать его, протягивать ему руку, закрывая глаза. Ведь когда любовь бесконечна, она способна преодолеть любые трудности, и даже отличие этого мира и иного не может помешать ей хотя бы на мгновение воссоединить возлюбленных.
  8. Х. К. Андерсен «Русалочка». Детская сказка повествует нам историю любви маленькой русалки к человеку. Любви сильной, жертвенной. Русалочка спасает во время шторма Принца, влюбляется в него и не может больше думать ни о чем другом. Она готова пойти на все, чтобы воссоединиться с любимым. Русалочка решается на сделку со злой ведьмой, она отдает свой голос и соглашается на постоянные боли, а взамен обретает пару ножек и возможность находиться рядом с Принцем. Он привязывается к Русалочке, но не испытывает серьезных чувств, а после играет свадьбу с другой девушкой, обрекая тем самым героиню на гибель. По условию сделки (при первом луче солнца после свадьбы) Русалочка превратится в морскую пену. Благодаря своим сестрам, у морской жительницы появляется шанс выжить и вернуться домой, в море, но взамен она должна убить Принца. Русалочка не может этого сделать, потому что любит его всем сердцем, и она решает принести себя в жертву этому чувству.
  9. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Лиза встречает богатого дворянина по имени Эраст и влюбляется в него. Молодой человек отвечает ей взаимностью: невинная красота девушки покоряет его, отодвигая в сторону классовое неравенство. Начинается пора встреч, полных нежности и любви. Однако со временем Эраст охладевает, что не может не почувствовать Лиза. Вскоре он сообщает, что должен уехать на службу, девушка огорчается, но обещает ждать любимого. Однако воссоединению героини с Эрастом не бывать: девушка встречает его на улице, бросается в объятия, но герой отталкивает её и сообщает о своей помолвке. Лиза не в силах пережить предательства любимого человека, ведь её чувства были настоящими, искренними. Девушка решается на самоубийство, в чем Эраст винит себя всю жизнь.

Проблема истинной любви: сочинение ЕГЭ

Любовь дарит человеку ощущение счастья, возвышает его над обыденностью, вселяет чувство уверенности и силы. В каждом сердце есть любовь и потребность в ней. Встретив человека, которому хочется дарить любовь, мы готовы на все ради его счастья. Столь глубокое чувство меняет нас самих и нашу жизнь. Необходимо беречь нежность в нашей душе и ценить того, кому любовь адресована.

В романе Джека Лондона «Мартин Иден» настоящее чувство любви мы можем увидеть со стороны главного героя Мартина к девушке по имени Руфь. Социальное неравенство и разница в уровне образования не пугают молодого человека, он готов на все ради любимой. Мартин упорно трудится, жертвует сном и нормальным питанием, чтобы отправлять редакторам свои труды, старается ради Руфи и их будущего. Он прощает девушке те моменты, когда она огорчает его, мечтает о времени, когда влюбленные будут постоянно вместе.

Иден готов ради любимой на все, но не встречает с её стороны такого же отношения в нужный момент. Предательство и отсутствие веры любимого человека способно разрушить даже самые сильные чувства.

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с Татьяной, чье сердце способно на истинную любовь. Влюбившись в равнодушного дворянина Евгения Онегина она решается на признание, открывает свою душу человеку, который не способен оценить это. Татьяна не испытывала ранее таких чувств: сильных, всепоглощающих, однако девушке не повезло встретить взаимность со стороны Онегина.

Но ни отвержение любимого, ни годы не способны потушить ту любовь, которую испытывает девушка по отношению к Евгению. Она прощает ему всё, не держит зла, лишь переживает горечь упущенного времени. Онегин слишком поздно смог ответить на чувства Татьяны.

Подводя итог, стоит сказать, что любовь – самое сильное и благородное чувство в нашей душе. Оно воодушевляет нас и меняет к лучшему, учит прощению и терпению. Необходимо беречь нашу способность к любви, не бояться этого чувства и не тушить его огонь в сердце.

В данной статье была рассмотрена тема проблема истинной любви: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ. Вышеприведенные материалы вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену. Желаем успешной подготовки!

Тема любви в русской литературе

Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место; ее "удельный", скажем так, вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской литературах (хотя "любовные истории" в чистом виде в русской литературе встречаются не столь уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами). Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира. Рассмотрим, в чем именно заключается данное своеобразие.

Прежде всего, для русской литературы характерен серьезный и пристальный взгляд на любовь и, шире, интимные отношения между мужчиной и женщиной. Девизом такого отношения может служить известная пословица "с любовью не шутят". Русская сатира мало и неохотно вторгается в область личного. Минутная влюбленность Чичикова в тоненькую и прозрачную институтку, оказавшуюся дочерью губернатора, имеет также мало отношения к любовной теме, как и "страдания" овдовевшей дамочки из раннего чеховского рассказа "Загадочная натура", бросившей когда-то любимого человека ради богатого генерала и теперь не имеющей силы отказаться во имя своих чувств от другого богатого генерала.

Причина такой серьезности одна: любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины - в прозе ли, в поэзии - дает повод для веселья. "Хэппи энд", любимый Диккенсом и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе не просто отсутствует, он столь же чужероден ей, как чужеродны вальсы Шопена и южнокитайская народная музыка. Все знаменитые любовные истории русской классики, от "Бедной Лизы" Карамзина до "Темных аллей" Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются очень плохо. "Хэппи эндом" в таком контексте можно считать финал "Евгения Онегина" - Татьяна, будучи верной женой другого, будет вечно любить человека, недостойного ее, Онегин вечно будет одинок, но по крайней мере они остались живы.

Можно ли считать, что на столь мрачную окраску любовной темы в русской литературе повлияли какие-то более общие закономерности, например, какой-то особенный надрыв и трагизм, ей присущий? Подобная постановка вопроса представляется спорной. Бердяев когда-то назвал русскую литературу "профетической", и это действительно так, но вряд ли ее можно упрекнуть (как и всю русскую культуру в целом) в безысходной мрачности. (Сомневающимся рекомендуем сравнить "Песни западных славян" с русским фольклором, записанным тем же Александром Сергеевичем). Конечно, реализация данной темы соприкасается с общей духовной доминантой и философской парадигмой русской литературы, но происходит это несколько иначе.

Трагизм в разработке любовной тематики вытекает из нескольких источников, наиболее давним и полноводным из которых является, конечно же, народная традиция. Только в русском фольклоре любовные частушки называются "страдания", только в русской деревне синонимом слова "любить" было слово "жалеть". Заметьте, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится не половое желание (что не означает, конечно, отсутствия в том же фольклоре особой субкультуры, описывающей "срамное" - сказки, частушки и т.д.), но духовное начало - жалость. Вслушаемся в смысл слова "супруги": это не узаконенные любовники, это "соупряжники", тянущие в одной упряжи общий воз. Здесь народное, может быть, еще языческое понимание брака и любви перекликается с христианским, православным пониманием брака как испытания прочности духовных и физических сил человека, тяжкого труда во имя высшей цели. Из языческого прошлого шли свадебные обряды на русском Севере: в архангельских селах невеста, пышно наряженная на свадебном пиру, под венец шла в том же "синяке", простом синем сарафане, в котором кладут в гроб. Таким образом, вступление в брак по значению находилось на том же уровне, что и рождение и смерть. (Заметим в скобках, что интересно сопоставить этот обычай с мыслью Толстого, что жениться надо как умирать, только когда нельзя иначе.)

Древние обычаи и реалии позднейшего времени находят мощную подпитку в особенностях средневековой русской культуры. Не стоит переоценивать глубину петровских преобразований именно в области интимной, личной жизни человека. Тысячелетние устои невозможно переменить вместе с платьем. Средневековой русской (и не только русской) культуре присущ известный дуализм, разделение человека на грешную плоть и стремящийся горе дух. В Европе этот дуализм был преодолен рождением полнокровного человека Возрождения, героя Рабле и Боккаччо. Противопоставление телесного и плотского, низменного и высокого снимается. Новый человек целен и жизнерадостен, он спокойно смотрит на желания плоти, считая их естественными, и не видит большого греха в удовлетворении этих желаний.

В русской культуре Возрождения не было.

Средневековое противопоставление плоти и духа пережило петровские реформы и радикальные эксперименты позитивистов-нигилистов XIX века, дожило до XX века и все еще неплохо чувствует себя сегодня. Если кто сомневается, почитайте газеты: там время от времени публикуют письма женщин, оскорбленных рекламой прокладок по телевидению (массовое сознание, базирующееся на стереотипах, шокирует вторжение "запретных", "низовых" тем в "высокие", "культурные" сферы).

Итак, плоть противостоит духу. Плоть греховна, ее нужно смирять, ее бунт чреват роковыми последствиями. Что лежит в основе грехопадения русского Фауста XVII века, Саввы Грудцына? Не жажда познания и не гордыня, как у доктора Агриппы Нестгейльмского, нет, его губит плотская страсть к чужой жене. "И, захваченный обманчивою лаской женщины той, а подлинно сказать - завистью дьявола, попал Савва в сеть прелюбодеяния с этой женщиной". В обмен на ее благосклонность он продает свою душу.

Единственный дозволенный путь реализации грешных помыслов - брак, но и к нему отношение строгое. Интересно противопоставление самоощущения современников, Генриха VIII в Англии и Ивана Грозного в России, женатых по 6-7 раз. Иван Грозный, собственноручно душивший своих незаконнорожденных детей (он считал, что они не угодны Господу), в периоды раскаяния чувствует себя страшным грешником. Он пишет в обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря: "А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати, в чем просветити? Сам бо всегда в пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе". Подобных настроений у Генриха VIII современники никогда не отмечали. Ощутимое падение возможно только с высокой точки, и этой высокой точкой было традиционное отношение к любви и браку.

В нем нераздельны верхи и низы, по крайней мере, до Петровской эпохи; в русском фольклоре, в отличие от французского или древнеиндийского, отсутствует образ женщины-возлюбленной. Героиня его либо незамужняя, невинная девица, либо жена, либо вдова, добрачные отношения - отношения жениха и невесты. И, разумеется, в мире, расколотом на тьму и свет, на святость и грех, невозможно и непредставимо "облегченное" отношение к сексуальной стороне жизни. Все, что происходит вне супружеского ложа, определяется не как страсть и не как естественная потребность. Для него есть только одно слово - блуд.

Наиболее полно и ярко это средневековый дуализм воплощен, конечно, в Катерине из "Грозы". Не протест против общества, как казалось мальчикам-критикам, загнал ее на крутой обрыв над Волгой. Для Катерины нет оправдания ее грешной страсти, потому что такого оправдания в рамках традиционной, патриархально-средневековой этики не существует. Она может либо падать дальше, все ниже и ниже (оттого и просит Бориса забрать ее, оттого и готова жить с ним в незаконной связи - все равно обратной дороги нет!), либо искупить страшный грех - долгим покаянием (может быть, пожизненным) либо смертью, что и происходит. Для "павшей" женщины или девушки в патриархальном обществе нет легитимной роли, как нет чего-то среднего между возвышенной и чистой любовью и блудом.

"Чего-то среднего" нет и во всей русской литературе. Отношения между возлюбленными - героями русской классики - либо накалены до такого уровня чистоты и высоты, который уже третий век продолжает изумлять прочую ойкумену, либо это гнусный разврат, либо то и другое вместе (что особенно характерно для героев Достоевского). Но очень трудно, живя на Земле в реальном мире, сохранить запредельную святость чувств, и оттого каждая вторая русская "love story" - трагедия. Кто-то погибнет, кто-то сойдет с ума, кто-то пойдет на каторгу, а многие расстанутся навеки.

Перережет себе горло робкий мечтатель Пискарев, обнаружив в своем идеале красоты обыкновенную проститутку; пойдет на каторгу леди Макбет Мценского уезда и туда же, искупать давний грех, поедет за Катюшей Масловой Нехлюдов. Убьет Рогожин Настасью Филипповну, Карандышев - бесприданницу Ларису, Казбич застрелит бедняжку Бэлу и Алеко своей рукой оборвет жизнь вольнолюбивой Земфиры. В монастыре встретит Лаврецкий Лизу, умрет на руках у Елены Инсаров, под колесами поезда погаснет свеча жизни Анны Карениной. Желающие могут дополнить список - Ниной ли, отравленной Арбениным, Хромоножкой ли, сошедшей с ума от любви к Ставрогину или славным казаком Андрием, погубленным любовью к прекрасной полячке, или иными героями по своему вкусу.

Вчитываясь в страницы, повествующие о "погибших от невиданной любви" (Высоцкий), поневоле удивишься во многом умышленной запутанности чувств и усложненности коллизий. Встает вопрос: неужели нельзя попроще, неужели нельзя не закручивать узлы до крайности? Но надрыв столь же обязателен для любовных историй героев классики, как и противопоставление "высокого" и "низкого". Они не то чтобы не могут не страдать, они именно хотят страдать (помните "страдания"?).

Исчерпывающе полно это формулирует Наташа из "Униженных и оскорбленных" "Но что же делать, если мне даже муки от него - счастье? Разве я на радость иду к нему?" И здесь уже непонятно, где страдание и где счастье, и можно ли их разделить. Страдание - неотъемлемая, а может быть, и главная часть любви. Не спешите произносить слово "мазохизм". Страдание тесно связано с концепцией греховности плотской любви. Пострадав, такой грешный влюбленный очищается этим самым страданием, и любовь его делается чистой. Очень хорошо показано это в "Войне и мире": воспылав физическим влечением к Анатолю Курагину, Наташа платит за это болезнью и месяцами страданий, а вот более правильная любовь к Пьеру страданий почти и не несет. Но, конечно, не обязательно трагизм заложен внутри отношений, он может придти и извне, например, героиня страдает не от того, что любит "неправильно" и хочет помучиться, а от того, что возлюбленный, скажем, погиб на войне. Но такая ситуация бывает куда реже.

В страданиях, мучительстве и самомучительстве ("Побранить меня некому - милого нет...") почти не остается времени для счастья. Но формула русской любви и не содержит такого элемента. Здесь мы видит поистине уникальное отношение к счастью:

Но чем бы я могла помочь?

От счастья не исцеляю.

Счастье - не вожделенное состояние души и тела, а постыдная болезнь глухих и сытых. "Доколе нам страдать?" - спрашивает жена Аввакума и ответ протопопа "До самой смерти" сразу придает ей бодрости, так же как и ответ Мандельштама жене Надежде в аналогичной ситуации: "Почему ты думаешь, что должна быть счастлива?". В самом деле, а обладает ли счастье самоценностью? Применительно к личной жизни - явно нет, потому что нет ничего тошнотворнее семейного, скажем, единственного "правильного" личного счастья в русских романах. Да и много ли его? Женитьба господина Быкова на Вареньке Доброселовой, не несущая ей особой радости, Наташа с вечной загаженной пеленкой (ударным аргументом современных феминисток) да тщательно дрессируемая Штольцем Ольга. Ну, Пушкин, как всегда, пытается внести немного солнца в холодную атмосферу и дарит нам изумительную насмешку над стереотипами - финал "Станционного смотрителя"; но только один Пушкин. У всех прочих мы видим не семейное счастье, а разные виды несчастья, либо до брака и вовсе дело не доходит. Любопытно, что великая литература с крайне низким процентом брачности и рождаемости создавалась в эпоху и в стране, где нормой были 8-9 детей у простонародья и 3-4 у аристократов!

Нежелание быть счастливым и принципиальный трагизм любовных историй невозможно объяснить только средневековой этической парадигмой или влиянием русского фольклора. Трагическая тема любви в русской классике неразрывно связана с общими ее тенденциями, такими, как мучительный поиск гармонии в мире хаоса, жажда веры и стремление к недостижимым идеалам во всех областях духовного и физического бытия. "Нельзя ли идеалов посвятее?" - восклицает Достоевский. Если есть идеал любви, то это любовь как высшее воплощение совершенной гармонии, как апофеоз веры ("Бог есть любовь") и синоним идеального бытия ("Только влюбленный имеет право на звание человека"). Но вопрос, возможно ли торжество гармонии в раздираемом противоречиями макрокосме, также риторичен, как вопрос, возможна ли окончательная победа добра над злом. Мир русской литературы - мир трагичный, мир вечных вопросов, не имеющих ответов, в нем колеблются онтологические сваи бытия и торжествует энтропия, и в этом мире любая попытка противопоставления отдельного, личного уютного уголка со счастливой любовью и хэппи-эндом срывающему покровы ветру хаоса с головой выдает философскую несостоятельность и творческую бездарность автора, если не полный его непрофессионализм.

В знаменитом 66-м сонете Шекспира именно любовь выступает силой, способной примирить человека с хаосом действительности, она то, что удерживает над бездной.

Tired with all these, for restful death J cry...

Помните? После перечня всех несправедливостей мира и тягот жизни поэт говорит:

Tired with all these, from these J would be gone,

Save that, to die, J leave my love alone.

любовный литература русский

Такое понимание любви есть и в русской традиции, когда через любовь и страдание человек поднимается к более высоким уровням сознания, обретает смысл жизни и путь к истине. Но никогда чувство не превращается в один из кирпичиков успешного домостроительства: независимо от финала отношений оно всегда поднимается до космических масштабов ("Любить - это с простынь, бессоницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику..."), превращая судьбы обитателей заштатных скотопригоньевсков и безвестных деревень в легенды и жития, а их самих - в главных участников вселенской мистерии, "Где Бог с Дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей".

Московский Городской Педагогический

Университет

Реферат

по предмету:

«Философия»

«Тема любви в русской литературе

и философии»

Работу выполнила

Петрова Юлия Евгеньевна

Студентка 2 курса

Заочного отделения

Факультета Психологии

Преподаватель: Кондратьев В.М.

телефон: 338-94-88

2005 год

1. Введение ………………………………………………………..…… 2

2. Любовь в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»…….……3

3. Тема любви в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»…………..…5

4. Философия любви по В.Соловьеву «Смысл любви……..….……. ..9

5. Заключение…………………………………………………………….11

6. Список литературы ………………………………………………….. 13

1. Введение

«Мы все в эти годы любили,

Но, значит, Любили и нас».

С. Есенин

Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.

Хотя ранняя русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, но в конце XIX – начале XX века тема любви врывается в русскую литературу с вулканической энергией. За несколько десятилетий в России о любви пишется больше, чем за несколько веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью мышления. Я хотела бы остановиться, к сожалению, только на некоторых из них.

2. Любовь в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным» «Мастер и Маргарита» может быть назван русской энциклопедией. Этот роман занимает особое место в русской литературе М. Булгакова, который можно назвать книгой его жизни. Здесь мы непременно наткнёмся на любовь, ради которой герои также идут на жертвы, как и в «Ромео и Джульетте». Любовь мастера и маргариты будет вечной, только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. Одна из главных линий романа связана с «вечной любовью» Мастера и Маргариты.

«По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!», - так вспоминал Мастер о своей любимой.

В своем романе автор затрагивает тему любви лишь во второй части, но почему? Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, так как для автора любовь не однозначна, у него она многогранная. В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.

Он показывает своим читателям, что любовь земная - это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, о которой две ты­сячи лет тоскует прокуратор Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», - гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, про­шедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, - Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Любовь - именно она придает книге загадочность и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая- это та сила, которая движет всеми события­ми романа. Ради нее все меняется и все происходит. Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

И любовь, и вся история Мастера и Маргариты – это главная линия романа. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнены действия, - и быт, и политика, и культура, и философия. Все отражается в светлых водах этого ручья любви. Счастливой развязки в романе Булгаков придумывать не стал. И лишь для Мастера и Маргариты автор приберег, по – своему, счастливый финал: их ожидает вечный покой.

3. Тема любви в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Художественная литература, создавая живое и богатое изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких рассуждений, которые – собранные вместе – могли бы составить целые тома. Такроман «Анна Каренина», автор которого является великий Л.Н. Толстой, создавался в период 1873-1877 годов.Анна появляется в романе «ищущей и дающей счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых, в конечном счете, она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман.Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на московском балу мы видим, что “Анна пьяна вином возбуждаемого ею восхищения…” Анна принимает решение покинуть Москву и вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на остановке, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского… Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Аристократ и джентльмен, “один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской”, он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Решительно и прямо “объявляет он брату, что смотрит на свою связь с Карениной, как на брак…” Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна узнавала Вронского, “тем больше она любила его”; и за границей она была непростительно счастлива. Но “Вронский, между тем, несмотря на полное осуществление того, что он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что в душе его появилась тоска”. Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Открытую связь Анны и Вронского светское общество прощало Вронскому, но не Анне. Все дома прежних знакомых были для нее закрыты. Вронский же, найдя в себе силы пренебречь предрассудками своей среды, не порывает окончательно с этой средой даже тогда, когда светское общество стало травить любимую им женщину. Военно-дворцовая среда, в которой он долгое время вращался, повлияла на него не менее чем служебно-бюрократические сферы на Каренина. И как Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, “что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Мальчик этот чаще всех других был помехой их отношений”. В сцене свидания Анны с сыном Сережей Толстой с непревзойденным мастерством художника-психолога раскрыл всю глубину семейного конфликта. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для нее несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к мужу:

«Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь - она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся». «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она также не способна была более переносить.

Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и там. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во всем своем страшном облике.

По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, вскоре поняла, что все они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.

Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним, и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же «неблагоразумии» Анны.

В поместье Вронского разыгрывается, в сущности, заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной.

Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна.

За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?»

Исторически тема любви оказалась связанной с философией и другими науками. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обитания. О том, что называется любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять почему человеку невыносимо жить без любви и почему так трудно любить. Разные философские учения, различные религии стремятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она – плохо осмысленная философией область человеческого бытия. Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев Толстой, В. Розанов, И. Ильин, Э. Фромм и многие другие.

4.Философия любви по В.Соловьеву «Смысл любви»

Среди философских размышлений о любви, заметная роль принадлежит русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. Его работа «Смысл любви»- самая яркая и запоминающаяся из всего написанного о любви. Обычная забота о самом себе как бы вдруг резко меняет направление, переходя на другого человека. Его интересы, его заботы делаются теперь твоими. Перенося свое внимание на другого человека, проявляя трогательную заботу о нем, происходит любопытная ситуация – эта забота о любимом как бы проходит сквозь мощный усилитель и делается намного сильнее, чем забота о самом себе. Более того, только большая любовь раскрывает духовно-творческий потенциал личности. Это признается почти каждым, даже никогда не испытавшим на себе этого высокого чувства. Владимир Соловьев понимает любовь не только лишь как субъективно-человеческое чувство, любовь для него выступает как космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Человеческая любовь, прежде всего любовь половая, есть одно из проявлений любви космической. Именно половая любовь, по мнению великого русского философа, лежит в основе всех других видов любви – любви братской, родительской, любви к благу, истине и красоте. Любовь, согласно Соловьеву, помимо того, что ценна сама по себе, призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции.

*Только через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности – своей и чужой. « Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма». Ложь эгоизма не в абсолютной самооценке субъекта, « а в том, что, приписывая себе по справедливости безусловное значение, он несправедливо отказывает другим в этом значении; признавая себя центром жизни, каков он и есть в самом деле, он других относит к окружности своего бытия…». И только через любовь человек воспринимает других людей в качестве таких же абсолютных центров, каким он представляется себе.

*Сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще. Любя, мы видим предмет любви таким, каким он «должен быть». Мы обнаруживаем его лучшие качества, которые при равнодушном отношении остаются незамеченными. Любящий, действительно, воспринимает не то, что другие. Только любя, мы способны усмотреть в другом человеке, возможно, еще не реализовавшиеся черты характера, способности и таланты. Любовь не вводит в заблуждение. « Сила любви, переходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает нам свою объективную мощь, но затем уже дело за нами; мы сами должны понять это откровение и воспользоваться им, чтобы оно не осталось мимолетным и загадочным проблеском какой-то тайны».

*Половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола. Вне половой любви человека как такового нет: существуют лишь раздельные половины человека, мужская и женская, которые в своей отдельности не представляют человека как такового. «Создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви».

*Любовь - не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Любовь укрепляет интерес человека к социальной жизни, пробуждая у него заботу о других людях, вызывая душевный трепет и изъявление высоких чувств. Это происходит потому, что любовь проявляется как внутренняя, чисто человеческая потребность «отдать самого себя» другому человеку и одновременно сделать его «своим», а в эмоциональном пределе и «слиться» с ним.

5.Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл.

На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему любви в литературе и философии, используя взгляд на нее разных писателей и знаменитого философа.

Так, в романе «Мастер и Маргарита», Булгаков видит в любви силу, ради которой человек может преодолеть любые преграды и трудности, а так же достичь вечного покоя и счастья.

Толстой работал над своим романом более четырех лет, в связи с чем произведение претерпело большие изменения. Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, она остается, одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной, и все это из-за огромной любви.

В своей работе «Смысл любви», Владимир Соловьев заметил: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни. Это свойственно всякой любви. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае любовь ничего не значит».

Любовь сильнее всего на свете. Любовь многообразна и противоречива, как сама жизнь. Ей присущи всевозможнейшие вариации, хитрости, фантастические требования, проявления разума, иллюзии. Мы часто разочаровываемся в любви оттого, что ждем от нее чуда. Однако любовь лишь более свободно и вдохновенно выражает саму личность. А чудо надо искать в людях! И в завершении, мне хотелось бы закончить свою работу стихотворением одной моей знакомой, которая к 33 годам своей жизни, казалось, уже так разочаровалась в любви, что ничего и не ждала. Но как написано в одной песне: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь»!

Мне надежда мой путь освещала,

Да удача меня обошла,

Если б знать, где конец, где начало,

Я б любовь от себя не гнала.

Если б вернуть мне то время,

Когда так звенела душа,

То первой любви моей бремя

Я б храбро и гордо несла.

Прочь гоните земные печали,

Прочь гоните вы зависть и зло,

Ведь вы тоже когда-то мечтали,

И ЛЮБИТЕ всем бедам назло!

Г. Таибова

6. Список литературы:

1. «Мастер и Маргарита» - М. Булгаков

2. «Анна Каренина» - Л.Н. Толстой; Москва издат-во «Правда», 1984 г.

3. Соловьев В. С. Смысл любви. – В кн.: Мир и эрос: антология философских текстов о любви. - М.: Политиздат, 1991.

4. « Философия любви» - А.А. Ивин», «Политиздат», М. 1990 г.

5. «Любовь» - К. Василев, 1992 год

6. Н.М. Велкова «Русский Эрос, или Философия любви в России», «Просвещение», М.1991 г.

7. В.Г. Боборыкин «Михаил Булгаков», Просвещение, М. 1991 г.

8. Г.Д. Таибова «Седьмое чувство»

Тема любви всегда играла первостепенную роль в творчестве писателей и поэтов. Восхищаясь красотой и изяществом, своих муз, из-под перьев талантливых творцов выходили стихотворения, баллады и поэмы, рассказы и повести, целые романы.

Русская пропитана этим возвышенным чувством – любовью, порою трагической и печальной, но полной самозабвенной преданности и нежности.

Великие поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, в большинстве своем говорили языком любви. Поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – полон любви неразделенной и погасшей – главные герои Евгений и Татьяна, чьи сердца так и не соединились, столкнулись с реалиями жестокого мира, непонятые друг другом, в конце концов, отвернулись от прошлого и постарались забыть.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» рассказывает о неземной любви, пылкой страсти демона к земной девушке, милой и нежной, невинной Тамаре. Но любовь эта невозможная и неестественная, была погублена самим демоном, жестоким и отверженным, который так и не смог отбросить зов своей природы и злые умыслы, мучавшие его душу.

Эти литературные творения кажутся мне весьма драматическими и угнетающими, и все-таки светлое чувство любви, в которое верят творцы поистине многолико.

Пусть мимолетны мгновения любви, но счастливы. Недолго существует идиллия, так как ей угрожают завистники, роковые обстоятельства. Любовь, по мнению писателей, тяжелый труд и талант, дарованный не каждому. Упустить птицу Любовь из рук легко, вернуть непросто.

Произведения Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Бунина («Темные Аллеи») также трагичны и оканчиваются победой жестокой реальности и крахом мечтаний и надежд.

Необычно и пронзительно правдиво стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» – лирический герой полон безумной, одержимой и исступленной любви к женщине. Слова словно, выточенные из камня пронзают, пробивают броню, «режут» по сердцу.

Также по душе мне стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король», повествующей о боле и печали утраты тайного возлюбленного, любви всей жизни лирической героини.

Н. Гумилев в воем стихотворении «Она» рисуют возлюбленную женщину, простую и в то же время загадочную, непостижимую и яркую.

Поэзия и проза творит во имя любви, именно этого высоконравственного и глубокого чувства, и я уверена, что пока живо человечество, будет писаться и слагаться любовная лирика.