Любовный сюжет романа «Обломов» И. А. Гончарова. «Обломов» как роман о любви

Отношение к любви, способность любить в русской литературе XIX века стали своего рода мерилом человеческой ценности героев, их исчерпывающей характеристикой. Проходя через испытание любовью, личность проявляет свои сильные и слабые стороны, закаляется и побеждает в обстоятельствах окружающей жизни, утверждая высокие жизненные ценности, или терпит поражение, не сумев реализовать свои положительные качества, не открыв в себе животворных источников. Такой всесторонней проверке в романе А.И. Гончарова подвергаются все главные персонажи: Илья Ильич Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская и даже Агафья Пшеницина.

В центре повествования – отношения Ильи Ильича Обломова с Ольгой Ильинской. Познакомив Обломова с Ольгой, Штольц рассказал ей, как несчастлив его друг, как гибнет в нем все доброе от недостатка деятельности и дружеского участия. Своим рассказом он пробудил в Ольге интерес к своему незадачливому другу. Но истинная причина сближения героев была в них самих: естественность и одиночество среди светских людей было присуще им обоим.

Между Ольгой и Обломовым развертывается роман бурный и предельно духовный. Пенье Ольги, восхищение Обломова ее артистической красотой и природа в своей летней прелести сопутствуют им. Увлечение, охватившее героев, обнажило лучшее из того, что было в натуре каждого. Чистая душа Обломова, его сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли ее. Обломов же, чуждый самодовольства, удивляется, как можно любить его, «такого смешного, с сонным взглядом и дряблыми щеками». Однако он не уступает Ольге в душевной тонкости и также способен на высокие эмоциональные переживания.

Люди типа Обломова выдают всю прелесть и всю слабость своей натуры через любовь к женщине. Любовь к Ольге были самой яркой страницей в жизни героя. Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле своей возлюбленной, ставшей для него «путеводной звездой». Герой хватается за любовь как за смысл существования.
Ее книжная природа не раз приоткрывается в романе. Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова, но идеал для него всегда только мечта. Ольга и любима им как мечта. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных таят в себе опасность потерять ее вообще: романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность. Побуждая Обломова к действию, Ольга искушает их любовь, создавая неестественную для нее среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.

Кроме того, подобная любовь «оккупировала» сердце не юного Ленского, а тридцатилетнего Обломова, «душой целомудренного юноши, а в привычках старика». Обломова угнетает сознание собственного ничтожества. Он сомневается в своем праве любить, быстро устает от любовных перипетий. Экзальтация чувств легко сменяется у него апатией, восторг – разочарованием.

Причина несостоявшегося возрождения Обломова таится также в отсутствии самостоятельного, «позитивного» начала в его жизни, которая вся была сосредоточенная на любви и дублировала жизнь Ольги. Его «деятельность» могла быть охарактеризована лишь в отрицательных предложениях: не спит днем, не бранится с Захаром, не валяется на диване. «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина», - скажет позднее Штольц своему другу, пытаясь объяснить ему причину постигшей его неудачи.

Первым испытанием любви стал ее счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольге, и оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность и сразу начинает «линять, терять радужные краски». Обломов просто испугался, «когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе» и увидел, что это не только поэтический, но и практический шаг, связанный с выполнением строгих обязанностей.
В характере Ильи Ильича достоинства и недостатки неразрывно связаны, более того, они подчас предопределяют друг друга. «Задание» Ольги Обломов не выполнил: он не в состоянии стать деловым, гибким. Но ведь во многом благодаря этим качествам и существует тот Обломов, которого полюбила Ольга. Его нежная душа, нравственная чистота, честность сохранились во всей первозданности отчасти в силу особых «оранжерейных условий» его жизни, вдали от суеты, карьеры, добывания денег. Не ожесточившись, сохранив душу ребенка, он и в деловом отношении остался им. Когда, по настоянию. Ольги, Обломов попытался сразу включиться в деловые хлопоты, все его добрые качества и редкие свойства обратились против него. Честность, чистота обернулись инфантильностью, наивной беспомощностью.

Но и более практичный и энергичный Штольц также не является идеалом автора, мечтавшего об одухотворенной личности, способной соединить в себе и чистоту сердечных помыслов, и действенность добра. Сердечная черствость и несостоятельность Штольца перед высокими запросами человеческого духа очень быстро обнаружили себя. Ему нечего сказать Ольге, обеспокоенной тревогой «мятежных вопросов» о смысле жизни. Он только предостерегает ее, говоря о возможных суровых испытаниях в будущем.

Разрывом с Ольгой завершается динамическое повествование романа. Жизнь Обломова на Выборгской стороне в своей статике прямо перекликается с жизнью его на Гороховой улице. Круг завершился – возрождение героя не состоялось.

Однако однозначность характеристики героя подрывается его отношениями с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Не обнаружив в себе энергии для активной деятельности, устранившись от нарушавшей его покой жизни, Обломов все-таки отчасти реализовал тот природный потенциал добра и человечности, который был заложен в него.
Из «хозяйки» она стала человеком, личностью. Самопознание, осенившее ее у гроба мужа, резко изменило и представление Пшеницыной о мире: она поняла, что потеряла, и это потерянное стало для нее мерилом человеческой стоимости.

Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле, Обломов обладал тем талантом доброты, который неожиданно превращал его в активную по отношению к другим людям натуру. На его честную и добрую душу отзывалось лучшее в них. Вызванное им чувство оказывалось подлинно воспитывающим. Рядом с Обломовым расцвела Ольга. Агафья Матвеевна только и жила те семь лет, что протекли рядом с ним.

История любви каждого из героев романа проявляет сильные и слабые стороны их человеческой природы, позволяет судить о степени зрелости их личности и способности нести практическую и нравственную ответственность за свою жизнь и жизнь людей, судьба которых связана с их судьбой. Ни одного из героев романа Гончарова нельзя назвать безупречным. Мечтая о гармонии ума и сердца, об одухотворенном бытии, писатель не находит воплощения своего идеала ни в одном из изображенных им героев. Однако с правдивостью художника-реалиста он изображает человеческие типы и характеры, которые можно встретить в действительности.

Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь - гармония... Л. С.Пушкин Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нём подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя - Ильи Ильича Обломова, причём никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырёх частей: в первой лежит на диване; во второй ездит к Ильинским, влюбляется в Ольгу, а она - в него; в третьей части выясняется, что оба ошиблись друг в друге, и они расстаются; четвёртая часть является как бы эпилогом к истории любви: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на своей квартирной хозяйке и тихо угасает. Его жизнь сводится к обильной, жирной и вкусной пище, к лежанию на диване. Обломов трусливо отгораживается не только от тревог и забот, но и от разнообразных радостей окружающей жизни. Однако роман, изображающий эту заурядную историю, получился необыкновенно содержательным: это произведение о России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову.

Автор в "Обломове" раскрыл тему оскудения и деградации поместного (крепостнического) дворянства, столь актуальную для своего времени. Писатель убедительно показал, как условия помещичьего быта и нетребовательное дворянское воспитание порождают в главном герое апатию, безволие, страх перед жизнью. Обломов, в силу указанных обстоятельств, не способен к деятельности, а там, где нет созидательного труда, начинаются застой и распад личности. Таким образом, идея романа состоит в критике основ крепостнического строя, уродующего человека.

Гончаров психологически убедительно показал эволюцию Обломова: от гордой уверенности, что он не "всякий" человек, а барин и живёт как надо (1, VIII), до трагического осознания своей полной никчёмности и несостоятельности (3, IX). Поскольку Обломов не занимается ничем и вообще презирает труд; поскольку он мало общается с людьми, так как больше всего на свете ценит покой; постольку его характер может быть раскрыт только в любви, как и характер всех героев - "лишних людей" (Онегина, Бельтова, Рудина и т. д.). Следовательно, любовный сюжет играет в романе важнейшую роль и занимает три из четырёх частей, помогая раскрыть, во-первых, образ главного героя и, во-вторых, авторское понимание любви как самой большой ценности в человеческой жизни. Вторую часть романа сам Гончаров назвал "поэмой", так как в ней он описал счастливую пору в жизни Ильи Ильича - зарождение его любви к Ольге.

Героине удалось расшевелить Обломова, заставить его думать, читать, беспокоиться, забыть о диване и халате, которыми ограничивалось его существование на Гороховой улице. В этой любви герой проявил свои лучшие качества: чуткую душу, понимание природы, высокую нравственность, всесторонний ум. А писатель продемонстрировал своё блестящее мастерство психолога: он убедительно показывает разнообразные чувства влюблённых в сценах признаний, ссор, примирений и т. д.

Безусловно, очень удачно представлено объяснение Ольги и Обломова, когда ни одного слова о чувствах не было сказано, но потому, как барышня обращается с веткой сирени, кавалер догадывается о её любви (2, VI). Любовь всегда учитывалась и предполагалась Обломовым - ей отведено почётное место в плане жизни, который герой обдумывает, лёжа на диване в квартире на Гороховой улице. По плану у него обязательно должна быть жена, с которой он обедает и гуляет по имению, попутно лаская красивых крестьянок (2, IV). Но не этот придуманный идеал сначала увлёк Обломова в жизни: он влюбился в замечательную девушку - цельную, тонко чувствующую, умную, решительную. Такая высокая любовь, как считает Гончаров, одухотворяет и гармонизирует всю жизнь человека, иными словами, такая любовь - счастье. И Ольга Ильинская раскрывается в любви к Обломову.

Героиня называет своё чувство долгом: "Мне как будто Бог послал его и велел любить" (2, IX). Ольга становится для Обломова "путеводной звездой, лучом света" (2, VIII), а её любовь близка к христианскому пониманию этого чувства. Недаром герой смотрит на девушку как на своего духовного спасителя: "Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идёт на гору..." (2, XII).

Третью часть романа Гончаров назвал "драмой", потому что история любви Ольги и Обломова заканчивается, как и следовало ожидать, весьма драматично - полным разрывом. Ольге, с её жертвенной любовью-долгом, удалось совершить чудо - расшевелить героя, только на время. Автор замечает, что, с одной стороны, благодаря общению с Ольгой Илья Ильич "догнал жизнь, то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно" (3, XI). Но, с другой стороны, герой "усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах. Всё остальное утопало в сфере чистой любви" (там же).

После взаимных признаний в любви наступил черёд практической деятельности: Обломову необходимо было решить вопрос с домом, с имением, ведь Илья Ильич чувствовал ответственность мужчины и мужа за свою семью, что характеризует его как человека серьёзного. Но сделать что-нибудь из перечисленного, как и раньше, было не под силу барину-лежебоке. И вот он отдаляется от Ольги, боится встречаться с ней и, наконец, в решительном объяснении признаётся, что не способен, как она того желает, кардинально изменить свою жизнь. Оба тяжело переживают разрыв: у Ольги было нервное потрясение, у Обломова - горячка.

Крах этой любви вполне закономерен: герой не способен бороться с жизнью, преодолевать какие-либо препятствия, он, как писал Добролюбов, "постоянно остаётся рабом чужой воли - и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, каждого мошенника, который захочет взять над ним волю" ("Что такое обломовщина?"). В четвёртой части романа писатель рассказывает о дальнейшей судьбе Обломова и Ольги. Обломов женился на Агафье Матвеевне, прекрасной хозяйке, которой удалось в собственном домике на Выборгской стороне устроить быт, похожий на обломовский: здесь живут замкнутым мирком, ни о чём не заботясь, кроме пищи и тихого покоя. Ольге Ильинской, в которой выразилась "говорящая мысль" (2, V), богатство внутренней жизни, противостоит вдова Пшеницына, с простыми интересами и потребностями, не идущими дальше глажения, стирки, приготовления еды и т. д. Но и жизнь Агафьи Матвеевны получила "новый, живой смысл" (4,1), когда она почти с материнской нежностью полюбила Илью Ильича.

С этим чувством в ней пробудилась живая душа, о чём автор рассказывает с искренней симпатией. Вряд ли стоит винить Агафью Матвеевну в том, что она своей преданной и нетребовательной любовью погубила Обломова. Как показано в романе, Обломова ничто не может обратить к здоровой, деятельной жизни. Ольга выходит замуж за Штольца, который, получив её согласие, восклицает: "Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии души!

Как долго я ждал - всё награждено: вот оно, последнее счастье человека!" (4, IV). Образ Штольца, по замыслу Гончарова, противопоставляется образу Обломова и демонстрирует необходимое согласие между умом и сердцем, сознанием и действием, то есть показывает "равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа" (2, II). Подробному описанию семейной жизни Штольцев Гончаров посвятил целую главу. , в отличие от Обломова, не побоялся острого ума и серьёзных духовных запросов Ольги: он начал советоваться с ней о своих делах и увидел, "что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его" (4, VIII). Это не оскорбило Штольца, как оскорбляло Захара, что его жена Анисья очевидно сообразительнее, аккуратнее, ловчее его во всём. Штольц был счастлив, что Ольга стала не только матерью его детей, но верным и умным другом для него самого.

Такое понимание любви близко самой Ольге, но даже в счастливом замужестве её иногда посещают грусть и сомнения. Тогда утешает её тем, что эти чувства отражают вполне нормальное и понятное стремление человека к духовному идеалу. Итак, можно сказать, что "Обломов" не просто роман с любовным сюжетом, но роман о любви в разных её проявлениях. Ведь это чувство, по мнению Гончарова, - самое главное не только в отдельной человеческой жизни, но и в семейной и общественной. Штольц, безусловно, высказывает убеждение самого автора, когда говорит: "Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром; в ней столько неопровержимой истины и блага" (4, VIII).

Внимание Гончарова к любви объясняется его убеждением, что прогресс общества возможен на основе нравственного совершенствования человека. Поэтому в философии любви, которая сложилась у Гончарова, исследователи (например, В. А.Недзвецкий "Романы И.

А.Гончарова" М., 1966) видят сложное переплетение идей древнегреческого философа Платона и христианских заветов о любви-долге, о сострадательной-спасительной любви. Всё это можно найти в романе: любовь-спасение присуща Ольге, любовь-сострадание - Агафье Матвеевне, любовь рациональная - Штольцу, любовь-прозрение - Обломову. Любовь характеризует, по Гончарову, саму сущность героев.

Например, в Обломовке боялись и избегали сердечных страстей какогня, а главные герои романа не бегут от любви, считая её украшением человеческой жизни. Судьбинский, бывший сослуживец Ильи Ильича, сообщает о своей женитьбе и сразу перечисляет выгоды: приданое, казённая квартира, казённая обстановка, бесплатные дрова и свечи (1, II). Положительные герои романа Гончарова ищут в любви не материальные выгоды, а уверенность в жизни, душевное понимание, нравственную поддержку - словом, высокое счастье.

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Роль любовного сюжета в романе Обломов Гончарова И. А.

25 Июль 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

Появившись в 1859 году в «Отечественных записках», роман Гончарова «Обломов» сразу же привлек к себе внимание читающей публики. Все признали «Обломова» выдающимся художественным явлением, однако в понимании основного пафоса романа нет единства во мнениях и по сей день.

Прочитав роман, Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». Другими словами, Толстой видел в романе общечеловеческий смыл.

Иной позиции придерживался Н.А. Добролюбов, считавший, что «Обломов» представляет интерес только как отражение времени и социальных коллизий, как «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.

Тем не менее, как бы ни относились критики к роману, непреложным остается тот факт, что сюжетную основу «Обломова» составляет история судьбы главного героя, его любви к Ольге Ильинской, девушке с цельным и сильным характером.

Встает вопрос о том, почему ни дружба, ни сама любовь не смогли победить лень Обломова, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем». Что сыграло решающую роль в духовном «сне» Обломова: жизнь и воспитание в Обломовке или иные враждебные обстоятельства, помешавшие одухотворенной личности реализовать себя?

Во-первых, объяснение характера и пристрастий Обломова заключено в его воспитании и образе жизни в его родной Обломовке. Картина детства, описанная во сне Обломова, дает исчерпывающий ответ. Сам же Гончаров писал, что «в этой первой части заключается только введение, пролог к роману…, а романа нет!» На самом деле, это действительно так, потому что Обломов, лежащий на диване, совсем не тот человек, которого мы видим в отношениях с Ольгой.

Главный герой узнает Ольгу в начале второй части, следовательно, сюда перемещается композиционный центр произведения, ведь только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. В начале второй части Обломов дает объяснение своей жизненной апатии. В разговоре со Штольцем Илья Ильич жалуется на отсутствие цели в своей жизни, на мелочность и пустоту всего его окружающего. Обломов говорит, что в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Всю вину за свою бездеятельность Обломов перекладывает на безнравственное общество.

Вдруг Обломов встречает Ольгу Ильинскую. Она завораживает его настолько, что он забывает о своей апатии, его душа наполняется глубоким и всепоглощающим чувством. Причем чувство Обломова настолько естественно и чисто, настолько правильно, что оно не противостоит практическим заботам, общественным делам, вливает в них новую жизнь.

Сама Ольга очень органично врисовывается в эту жизнь. Она выросла вне каких-либо сословных рамок и запретов и сформировалась в цельную, одухотворенную личность. По мысли романиста, Ольга должна была сочетать конкретно-историче-

Ские черты с христианским началом.

Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Обломову при их знакомстве и при развитии их дальнейших отношений. Ольга называет свою любовь к Обломову долгом, ниспосланным ей Богом. Сама же она уподобляется «путеводной звезде», ведущей Обломова вперед к духовному возрождению. «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идет на гору, – пишет о своей героине автор. – Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает».

Ольге удается на время пробудить Обломова. Она заставляет его сбросить халат. Начать активно двигаться и жить. Такие изменения в ритме жизни благотворно сказались на герое:

«Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности».

Полюбив Ольгу, Обломов начинает все очень чутко чувствовать. Илья Ильич открывает новые грани своей души, глубже понимает сущность отношений между мужчиной и женщиной, необходимым финалом которых является брак. В отношении семейного союза у Обломова очень рано складывается собственное мнение. Взрослея в Обломовке, герой очень быстро впитывал идиллическую картину жизни своих родителей.

Повзрослев, Илья Ильич не изменил своим предпочтениям, добавив к ним «ноты, книги, рояль». Он по-прежнему хотел жить в патриархально-идиллическом духе на лоне природы. В такой жизни не оставалось места практической стороне, потому что, по мысли Обломова, занятия хозяйством заставляют спускаться с заоблачных высот на «пошлую» действительность, так болезненно «трогающую» Илью Ильича.

Именно потому Гончаров замечает в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять то, от чего отстал давно», добавляя, что Обломов «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах… Все остальное утопало в сфере чистой любви».

Постепенно практическая сторона жизни все же заставляет обратить на себя внимание. Постройка дома в Обломовке, нехватка денег очень тяготят Илью Ильича. Он перестает верить в свои силы, сомневается в истинности чувств Ольги, в возможность реализации своей мечты о женитьбе. В результате он оказывается на Выборгской стороне, реже посещает Ольгу, все больше нравственно погибая. Герою его новое жилье напоминает Обломовку, душевные порывы все больше смиряются, уступая место прежней апатии и бездеятельности. В конце концов он женится на хозяйке дома Агафье Пшеницыной.

Очень болезненным был разрыв Обломова с Ольгой. Оба героя перенесли большое душевное потрясение. Они оба пронесли через всю жизнь теплые воспоминания о своей любви. Однако такой исход был не случаен. Он был уготован самой жизнью, невозможностью гармоничной личности реализоваться в условиях современной действительности. Мотив суетности жизни, присутствующий в сценах посещения Обломова визитерами еще в первой части, вызывает негодование как Обломова, так и самого автора. В этой суетности, лжеактивности очень просто потерять основные человеческие качества. С другой стороны, в бездеятельности можно их «усилить». Поэтому так сложно придерживаться нормы, сохранять равновесие в такой жизни.

Понять эту мысль помогает гончаровская философия любви. Писатель считал, что «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром», что это главное начало бытия. Вот почему можно сказать, что «Обломов» – роман о разнообразных видах любви. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, всю жизнь занимавшийся делами, получив согласие Ольги, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»

Многие критики относились к Штольцу негативно. В нем находили много сухости, эгоизма. Быть может, они были правы. Однако этот персонаж задумывался как идеальный, умеющий сочетать различные национальные и культурные элементы. Его отец – немец. Он привил сыну любовь к труду, рассудительность. Мать – русская дворянка – передала Андрею многие духовные качества. Казалось бы, Штольц должен гармонично все это сочетать в себе.

На деле же Штольц не оправдал ожиданий писателя. Его «последнее счастье» не оказывается идеальным, хотя он прилагает массу усилий. Любовь теряет свой главный, по мнению Гончарова, смысл – гуманизировать, смягчать общественные «острые углы». Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Хотя внешне их любовь может показаться идеальной.

Штольц поселился с женой в Крыму в собственном доме. Выбор этого места не случаен: он символизирует гармонию в природе. В их доме постоянно присутствует «недремлющая мысль», его наполняют изящные вещи, дары цивилизации, а вокруг царит «вечная красота» природы. Но все-таки нет гармонии этом доме, а значит, нет и идеальной любви. Это означает, что надежда Гончарова воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда».

Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта задача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность.

Выбор идиллического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».

Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование.

Таким образом, в «Обломове» показана драматическая история любви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.

Роман Гончарова «Обломов» повествует о судьбе «лишнего» человека Ильи Ильиче Обломове, персонаже мечтательном, рефлексирующем, живущем в мире собственных иллюзий. Произведение интересно своей многогранностью, неоднозначностью суждений, яркими образами и широтой раскрытых автором вопросов. Особого внимания требует тема любви в «Обломове», раскрытая Гончаровым с разных ракурсов на примере отношений главных героев.

Обломов и Ольга – любовь как недостижимость

Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.

Долг и любовь

Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.

Любовь и мир иллюзий

Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины».

Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

Обломов и Пшеницына – любовь как обожание

Отойти от душевного потрясения Обломову помогает Агафья Пшеницына – хозяйка квартиры, в которой на тот момент жил Обломов. Тихая, спокойная, хозяйственная женщина становится для Обломова идеалом того женского начала, которое он почерпнул из детских воспоминаний в Обломовке и, возможно, сравнивал со своей матерью. Именно Агафья создает вокруг Ильи Ильича атмосферу долгожданной и желанной «обломовщины», спокойного, полусонного семейного счастья, покоя и созидания, словно застывшего на месте и прерывающегося только теми самими «обломовскими» обрядами – приемами пищи и праздниками.

Пшеницына относится к Илье Ильичу с обожанием, она готова на все ради своего мужа, ради его душевного комфорта и спокойствия – даже вопреки указаниям врача о необходимости соблюдения диеты, Агафья продолжала готовить Обломову его любимые кушанья, словно дополнительно отгораживая его от реальных проблем и окутывая сонной паутиной «обломовщины». Изображая заботу Пшеницыной, автор раскрывает такую проблему любви, как чрезмерное обожание, приводящее к неосознанному «умерщвлению» объекта любви – как в душевном плане, так и в физическом.

Штольц и Ольга – любовь как дружба

Особого внимания для анализа темы любви в романе «Обломов» Гончарова требует история отношений Ольги и Штольца – двух старых друзей, которые хорошо и давно понимали друг друга, восхищались друг другом и имели схожие взгляды на мир. Не удивительно, что после расставания с Обломовым Ольга находит утешение именно в отношениях со Штольцем. Андрей Иванович является полной противоположностью Обломова – человеком, который воплощал в себе мечты девушки об идеальном возлюбленном, с которым каждый новый день можно сделать непохожим на предыдущий, которого не нужно тянуть за собой и которым она будет восхищаться до конца жизни. Однако выйдя замуж за Штольца, девушка часто тоскует по тому, что нашла в Обломове и чего нет в Андрее Ивановиче – мечтательности и поэтичности, столь важных для Ольги. Их отношения остаются нежной любовью двух друзей, прекрасно понимающих друг друга, но не дающих друг другу полного ощущения счастья.

«Обломов» как роман о любви

В романе «Обломов» Гончаров раскрывает разные, в какой-то мере противоположные воплощения любви – основанной на дружбе, обожании и даже собственных фантазиях. Тонкий авторский анализ контрастирующих, но дополняющих друг друга образов любви, позволяет не только раскрыть автору неожиданные стороны персонажей, но и помогает читателю лучше понять суть этого великого чувства как в гениальном романе, так и в собственной жизни.

Описание истории любви Обломова к Ольге, обожания Обломова Пшеницыной и любовных отношений других персонажей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе Гончарова «Обломов»».

Тест по произведению

В «Обломове» слабость героя сознается любящей его женщиной с самого начала. Не учителя и старшего друга, а объект приложения своей энергии видит Ольга в любимом ею человеке, она хочет руководить мужчиной, возродить его. Если тургеневские женщины требуют от своего избранника способности на подвиг, на конфликт со средой, Ольга предъявляет к Обломову вполне практические и простые требования.

Главное из них — упорядочить свое состояние. Это требование вынуждает Обломова заняться делом, хлопотать, вникать в документы, подсчитывать и проверять. Он не может принудить себя к такому образу жизни. К тому же любовь их, которая развилась летом, на даче, при возвращении осенью в город блекнет и увядает.

Подобно Александру Адуеву, Обломов любит возвышенно, поэтично, но отвлеченно. В любви героев выражаются их характеры. Обломов проявляет свою поэтическую натуру и неприспособленностьк жизни, свою деликатность, правдивость, но и эгоистическую трусость. Ольга — пытливый ум, женское самоотвержение и юношескую самоуверенность.

Ее волевой нажим в конечном счете утомляет героя, и со свойственной ему чуткостью он начинает ощущать рационалистическое начало, «заданность» их отношений. Вдали от цветущего пригорода, в деловом осеннем Петербурге Обломова начинают преследовать практические вопросы, его обступают страх перед собственной решимостью и опасения, как бы предполагаемая свадьба не подверглась огласке (ср. в «Женитьбе» Гоголя: «Не говорил ли: не затевает ли, дескать, барин жениться?»).

Если вторая часть романа заканчивается любовным объяснением Обломова и Ольги в разгар лета, то третья, повествующая об увядании чувств героев и их разрыве, заканчивается снегопадом на Выборгской стороне, болезнью героя и появлением в его жизни новой женщины — Агафьи Матвеевны.

Уже в образе Александра Адуева Гончаров показал, что патриархальная дворянская культура, сохраняющая и консервирующая устарелые литературные формы и этико-психологические комплексы, «узаконивает», с одной стороны, сентиментально-романтическую, отвлеченно-целомудренную любовь как норму отношений дворянина с возлюбленной «своего» круга и, с другой — грубо чувственную «барскую любовь» в отношении к крестьянке и вообще женщине низшего сословия.

Когда Александр Адуев после ряда любовных неудач возвращается в деревню, его заботливая мать берет из деревни и определяет «ходить за барином» приглянувшуюся ему крепостную девушку.

В своих отношениях с Ольгой Обломов проявляет предельную деликатность, с Агафьей Матвеевной вскоре после знакомства с нею его свяжет «барская любовь».

Дом на Выборгской стороне, хозяйкой которого является Агафья Матвеевна, — последнее прибежище героя — новая замена Обломовки, воплощение житейского застоя, в котором суждено окончательно погрязнуть Илье Ильичу (первой «заменой» Обломовки была квартира на Гороховой).

Завершив в третьей части романа повествование о возвышенной любви героя, выявившей его несостоятельность, Гончаров вводит в свой роман совершенно новый сюжет. В жизни Обломова происходит поворот, он попадает в иную ситуацию.

Сюжет, развертывающийся в последней части романа, был широко распространен в литературе 40-х — начала 50-х гг. Но у Гончарова этот привычный и ставший уже знаком определенной идеи сюжет приобрел совершенно неожиданный смысл.

Чувство Обломова к Агафье Матвеевне зарождается в одно время с угасанием любви к Ольге. Поверяя Штольцу свою мечту об идеальной помещичьей жизни, Обломов видел рядом с собою прекрасную женщину — жену (впоследствии в этой роли ему воображалась Ольга), но высокая любовь даже в его мечтах могла совмещатьсяс «барской любовью».

Обломов развертывает перед Штольцем поэтическую картину воображаемой счастливой жизни: летний вечер, прогулка в поле с гостями, родные поля, женщины-крестьянки идут с сенокоса. «Одна из них, с загорелой шеей, с голыми локтями, с робко опущенными, но лукавыми глазами, чуть-чуть, для виду только, обороняется от барской ласки, а сама счастлива... тс!.. жена чтоб не увидела, боже сохрани!».

Вдова Пшеницына тоже производит впечатление на Обломова простой, здоровой красотой. Как в своей мечте, он и в реальности замечает голую шею и локти простой женщины и легко отваживается в отношении ее на «барскую ласку», не встречая сопротивления. Таким образом, если в Ольге Обломов видит воплощение своего идеала невесты, будущей жены, то в Агафье Матвеевне Пшеницыной он находит, хотя и не сознает этого вполне, идеал предмета «барской любви».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.