Проза. Роман. Вадим – художественный анализ. Михаил лермонтоввадим

Москва, Издательство "Правда", 1986 г.

Аудио неоконченный роман Михаила Юрьевича Лермонтова "ВАДИМ", 1832 - 1834 годы написания, Петербург и аудио очерк Лермонтова "Панорама Москвы", написанный в 1834 году, в Москве составляют нашу аудио книгу, озвученную по 4 тому СС Лермонтова, издательства Москва "Правда" 1986 года.
Роман "Вадим" - первый прозаический опыт Лермонтова, роман из эпохи подготовки пугачевского восстания, интересен вниманием писателя к теме социального протеста народа. Первая публикация - "Вестник Европы", 1873, № 10, под редакторским заглавием "Юношеская повесть М. Ю. Лермонтова". Авторское название романа неизвестно, так как утрачен первый лист рукописи. По свидетельству товарища по юнкерской школе Меринского, роман "Вадим" основан на истинном происшествии, что позже было подтверждено лермонтоведами.
Действие происходит в Пензенской губернии, в Нижнеломовском и Керенском уездах летом 1774 года, когда в июле Пугачев, уходя от преследователей, переправился на правый берег Волги и через Саранск и Пензу двинулся на юг к Саратову. Приход Пугачева вызвал восстание крестьян в Симбирской, Пензенской и Саратовской губерниях. Описанная Лермонтовым местность, с пещерой, где скрывался Палицын, оврагом "Чертово логовище" - это окрестности села Пачелма или Тархан. Монастырь, с описания которого начинается роман, - это мужской монастырь в старинном городе Нижнем Ломове, по дороге из Москвы в Пензу. Рассказы о расправе пугачёвцев с помещиками Лермонтов мог слышать от тарханских старожилов, а историю Вадима ему могла рассказать бабушка: среди примкнувших к пугачёвцам оказалось несколько помещичьих сыновей. Главный герой романа, демонический Вадим, отравлен ядом эгоизма. Проблема мести - важнейшая в демонизме.
Предлагаем вашему вниманию слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио роман Лермонтова "Вадим" и замечательное обозрение, экскурс в историю очерк "Панорама Москвы". Аудио роман "Вадим" озвучен по главам, к каждой главе можете прочитать краткое содержание, в котором прослеживается сюжетная линия романа, приводятся характеристики героев.

Аудио биография Михаила Юрьевича Лермонтова по статье Геннадия Иванова из книги "100 великих писателей", М, "Вече", 2013 содержит помимо биографических данных, размышления современных критиков и такого корифея литературы, как Лев Толстой, о миссии Лермонтова на Земле. Василий Васильевич Розанов, как и другие, считал, что вслед за Пушкиным...

Аудио книга М. Ю. Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 1, в которой дана характеристика внешности Вадима: "...В толпе нищих был один - он не вмешивался в разговор;.. он был горбат и кривоног; лицо его было длинно и смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был жёлт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 2. Характеристика Палицына. Вадим нанимается к Палицыну. "Представьте себе мужчину лет пятидесяти, высокого, ещё здорового, но с седыми волосами и потухшим взором, одетого в синее полукафтанье с анненским крестом в петлице; ноги его, запрятанные в огромные сапоги,...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 3. Борис Петрович Палицын привозит Вадима в имение. Характеристики внешности жены Палицына - Натальи Сергеевны и воспитанницы Ольги. Палицын в отсутствие жены домогается благосклонности Ольги. Вадим обещает Ольге открыть тайну её родителей.

Аудио роман Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 4 - указывается время описываемых событий - за два месяца до пугачевского бунта и причины его. "...Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь его могла смыть эти постылые летописи. Люди, когда...

Аудио книга Михаила Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 5, в которой Вадим сообщает Ольге о том, что её отец был богатым и счастливым дворянином. Его разорил и погубил бывший его друг, Борис Петрович Палицын за то, что однажды на охоте собака Ольгиного отца обогнала собаку Палицына, и тот посмеялся над Палицыным. С этой минуты...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова аудио роман "Вадим", часть 1, глава 6. "Борис Петрович был чрезвычайно доволен своим горбачем (так в доме называли Вадима). Горбач везде почти следовал за ним, на охоту, в поле, на пашню, - исполнял его малейшие желания, предугадывал их... Если Борис Петрович хотел наказать кого-нибудь из слуг, то Вадим...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 7. Палицын принимал богатого соседа Геннадия Василича Горинкина. Разодетая и распудренная Наталья Сергеевна поминутно подносила ему тарелки со сластями. Он был высокого росту, белокур и довольно ловок. Он служил в лейб-кампанцах, 25-ти лет вышел в отставку, женился и нажил двух...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 8. После потасовки с пьяным Палицыным, Ольга поднялась к брату на чердак, рассказала ему о нанесённом оскорблении мерзавца и о своей решимости отомстить убийце отца. Вадим излил ей свою душу.

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио неоконченный роман "Вадим", часть 1, глава 9. В поместье приезжает Юрий Борисович Палицын, милый "Юринька", - единственный сын Бориса Петровича и Натальи Сергеевны. Красавчик Юрий Палицын сразу стал ненавистен Вадиму. Демон вселился в его душу и не отпускал её. Мщение всей семье Палицыных стало его...

Аудио книга Михаила Лермонтова, роман "Вадим", часть 1, глава 10 - характеристика Юрия. Вадима Палицын назначает своим стремянным. "...Юрий был так хорош!.. - именно таковые лица нравятся женщинам: что-то доброе и вместе буйное, пылкость без упрямства, весёлость без насмешки; он не был напудрен по обычаю того века; длинные русые волосы вились...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 11 - зарисовки из жизни в поместье Палицыных. "Борис Петрович отправился в отъезжее поле с новым своим стремянным и большою свитою... Даже в старости Палицын любил охоту страстно... Что делать Юрию? - в деревне, в глуши? - следовать ли с отцом! - нет, он не находит...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 12 - Юрий и Ольга признаются в любви друг к другу. Слушайте онлайн или скачайте бесплатно и без регистрации аудио неоконченный роман Лермонтова "Вадим". Читает Надежда Прокма.

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 13. Краткое содержание. "...Ольга не считала свою любовь преступлением; она знала, хотя всячески старалась усыпить эту мысль, знала, что близок ужасный, кровавый день... и... небо должно было заплатить ей за будущее - в настоящем; она имела сильную душу, которая не...

Аудио книга М. Ю. Лермонтова, неоконченный роман "Вадим", часть 1, глава 14. Народная песня пугачёвского повстанческого казачества: "Моя мать родная/ Кручинушка злая;/ Мой отец родной/ Назывался судьбой;/ Мои братья, хоть люди,/ Не хотят к этой груди/ Прижаться,/ Им стыдно со мною,/ С бедным сиротою,/ Обняться. Но мне богом дана/ Молодая...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 15. Для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. Атмосфера перед монастырём всё более накалялась: "...перед вратами монастырскими собиралась буйная толпа народа; кое-где показывались казацкие шапки, блистали копья и ружья; часто от общего ропота отделялись грозные речи,...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 16. В избе, где ночевал Борис Петрович Палицын "была одна хозяйка, вдова, солдатка лет тридцати, довольно белая., здоровая, большая, русая, черноглазая, полногрудая, опрятная, - и потому вы легко отгадаете, что старый наш прелюбодей... старался всячески выиграть её...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 17. Читает Надежда Прокма. Юрий укрыл Ольгу в заброшенной бане в селе имения Палицына. Простился с Ольгой на несколько часов, надеясь за это время перевести в безопасное место отца своего, Бориса Петровича Палицына. Как только он отъехал, в баню вошёл Вадим. Между ним...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 18 - о пещерах Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской губерний, в которых наши предки искали убежище от набегов татар, крымцев и впоследствии от киргизов и башкир, угрожавших мирным деревням даже в царствование императрицы Елизаветы Петровны; последний...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 19 - вся жизнь, или биография Юрия Борисовича Палицына. Юрий скакал в село Палицыно, чтобы забрать оттуда Ольгу и вместе с нею скрыться где-нибудь от восставших разъяренных и обезумевших от пролитой крови крестьян. Его догнал верный холоп Федосей, коротко объяснил, что...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 20, в которой Вадим ошибочно убивает не Юрия, а старого ловчего помещика Палицына Федосея. Он ударил топором, выглянувшего в дверь человека, будучи уверенным, что это Юрий Палицын. В отличие от Вадима, незадолго до этого, Юрий в обстановке творимого крестьянами...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 21. Читает Надежда Прокма. Пока Вадим приходил в себя, плакал над телом убитого им невинного человека, Ольга выбралась из заброшенной бани и побежала на гумно, где по словам Федосея, её ожидал Юрий. Молодые люди встретились, переплыли реку, долго блуждали...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 22. Для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. В селе Палицыно на широкой и единственной улице деревни толпился народ в праздничных кафтанах, с буйными криками веселья и злобы вокруг тридцати казаков, которые, держа коней в поводу, гордо принимали подарки...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 23, в которой автор поэтично описывает природу, а также описывает новые жестокие убийства пьяной толпы, умело подстрекаемой жестоким, кровожадным, беспощадным уродцем. Отряд Орленко встретил другой отряд повстанцев, следовавших из села Красное, где...

Последняя глава неоконченного аудио романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 24, в которой солдатка и её глупый семнадцатилетний сын Петруха выдерживают пытки казаков сотника Орленко и приведшего их злого Гения - Вадима. Бедные люди не выдали на неминучую смерть Бориса Петровича и Юрия Борисовича Палицыных. Можете читать...

Аудио очерк Лермонтова "Панорама Москвы" - великолепное пафосное произведение - обозрение, путеводитель по Москве XIX века написано в 1834 году во время обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Подписан очерк: "Юнкер Л. Г. гусарского полка ЛермАнтов." В очерке по аналогии с описанием архитектуры Парижа в известном...

Вадим (с. 275) - Незаконченный юношеский роман.

Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: «Горбач- Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта (юношеская повесть)»; «Вадим. Неоконченная повесть».

Датируется 1833-1834 гг, на основании свидетельства Мерин-ского, учившегося в это время вместе с Лермонтовым в юнкерской школе: «Раз, в откровенном разговоре со мной, - вспоминал Мерин-ский, - он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой, и три главы которого были тогда уже им написаны...

Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе... Он не был окончен Лермонтовым...»

Роман о пугачевском движении (1773-1775 гг.), охватившем в летние месяцы 1774 г. ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию и ряд северных уездов (Краснослободский, Керенский, Нижнеломовский), имел в своей основе материал устных преданий, легенд, воспоминаний старожилов. Многое Лермонтов почерпнул «из рассказов бабушки» - об этом он сам говорил Ме-ринскому.

Среди пензенских помещиков, пострадавших от Пугачева, были родственники Е. А. Арсеньевой и родственники ее знакомых, в том числе убитый в Краснослободске капитан Данило Столыпин, подпоручик Василий Хотяинцев, сын которого Фома был крестным отцом Лермонтова, семьи Мартыновых, Мансыревых, Киреевых, Мещсри-повых, Мосоловых.

Ряд сцен (бегство п лес Палицына, спасавшегося от пугачевцев в пещерах, казнь его жены, расправа с «упрямыми господами села Красного») восходит к подлинным эпизодам, подлинным событиям «пугачевского года».

История Вадима могла иметь в основе свидетельства очевидцев о том, что среди пугачевцев оказалось несколько пензенских дворян: отставной корнет В. Д. Васильев (Шацкий уезд), А. Л. Евсюков и отставной поручик Н. Н. Чевкин (Нижнеломовский уезд). Примечательно, что Чевкин примкнул к мятежникам, желая отомстить соседу, помещику Левашову.

Место действия романа - Пензенский край, где Лермонтов вырос. Описывая поместье Палицына, расположенную недалеко от него деревню, где находился крутой и глубокий овраг, известный под названием «Чертово логовище», Лермонтов имел в виду местность, ему хорошо знакомую. Это окрестности Тархан, сел Нижние Поляны и Тархово, лесистый овраг Гремучий, лежащий к востоку от Тархова, пешеры около Пачелмы Пензенской области.

С. 275. У ворот монастырских...- Лермонтов описал здесь мужской монастырь в Нижнем Ломове, старинном городе, стоявшем на пути из Москвы в Пензу. С Тарханами его связывала короткая прямая дорога, сохранившаяся и до настоящего времени.

Известно, что вблизи от Нижнеломовского монастыря в августе 1774 г, неоднократно появлялись повстанческие отряды.

С. 278. ...за два месяца до Пугачева.- Первые отряды пугачевцев появились на территории Пензенского края в конце июля 1774 г. Пенза была взята 1 августа. Волнения пензенско-воронежских крестьян начались еще до появления там Пугачева.

С. 297. ...разрушить естественный порядок...- Выражение «естественный порядок» здесь означает - установленный природою, не зависящий от воли и разума человека (ср. в «Странном человеке»: «Я создан, чтоб разрушать естественный порядок», наст, изд., с. 102).

С. 301. ...на дне этого удовольствия шевелится неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил...- Это сравнение восходит к повести Шатобриана «Атала». Оно встречается также в главе третьей «Княгини Литовской», но употреблено в ироническом смысле.

С. 302. Таково предание народное...- Рассказ о женихе-призраке восходит к немецкой народной песне. Этот сюжет был использован Г. Бюргером в балладе «Ленора», в русской литературе известной по подражаниям и переводам В. А. Жуковского («Людмила», 1808, «Светлана», 1808-1812, «Ленора», 1831). Ср. балладу Лермонтова «Гость».

С. 308. Этот галванизм...- Явление, открытое основоположником электрофизиологии итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (1737-1798). Позднее гальванизм был определен как физиологическое действие электрического тока.

Таков был ужас Макбета...- Лермонтов напоминает 4-ю сцену III акта «Макбета» Шекспира, где появляется призрак убитого Банко.

С. 312. Песня «Воет ветер» встречается также в поэме Лермонтова «Азраил» с разночтениями в двух первых стихах.

С. 315. «Ты черт или Гуммель», - сказал Фильд...- Гуммель Иоганн (Ян) Непомук (1778-1837); Филд Джои (1782-1837) - известные пианисты-виртуозы и композиторы. Гуммель, уроженец Братиславы, выступал с концертами в Петербурге и в Москве в 20-х гг. XIX в. Филд, ирландец, приехал в Россию в 1802 г. В 1831- 1835 гг. концертировал в Западной Европе (Лондон, Париж). Умер в Москве.

Песня была дика...- Лермонтов ввел в текст романа юношеское стихотворение «Воля» (1831) в несколько измененной редакции (см. наст. изд. т. 1, с. 91).

С. 316. ...поезжай скажи Белбородке...- Белбородко - вероятно, от фамилии пугачевского полковника Ивана Наумовича Белобородова, одного из наиболее талантливых сподвижников Пугачева.

С. 317. ...когда турки угнетали потомков Леонида...- Потомки Леонида - греки. Леонид - спартанский царь, возглавив ший объединенное войско греческих полисов против персидского царя Ксеркса. Героически погиб при защите Фермопильского ущелья (480 г. до п. э.). Греция освободилась от турецкого ига, длившегося 400 лет, в 1829 г.

С. 320. ...рисуются под Адамовой головой.- Адамова голова- христианский религиозный символ в виде черепа и скрещенных под ним костей.

С. 338. Lasciate ogni speranza voi ch"entrate\ - стих из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь 3, стих 9).

С. 341. ...в колючие объятья мадонны долорозы...- «Мадонна долороза» (матерь скорбящая) .- наименование средневекового орудия пытки.

С. 346. ...как семена притчи...- Лермонтов имеет в виду притчу о сеятеле, изложенную в Ева, нгелии от Матфея (XIII, 3-23), от Марка (IV, 3-20), от Луки (VIII, 4-15).

С. 348. ...поход! в Турцию...- Турция объявила войну России 25 сентября/6 октября 1768 г. Военные действия начались в январе 1769 г. Через Дунай русские переправились под начальством Суворова в мае 1773 г.

С. 350. ...прощай, роза Гулистана.- «Гулистан» в переводе с персидского значит «розовый сад». Так озаглавлено произведение персидского поэта и мыслителя Саиди (р. между 1203-1210, ум. 1292).

Не одна тридцатилетняя вдова рыдала у ног его...- В этой фразе содержится намек на роман Бальзака «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834), упоминание о котором есть и в «Герое нашего времени» (см. наст, том, с. 493).

Подобно плодам, растущим на берегах Мертвого моря...- В «Иудейской войне» Иосифа Флавия есть описание страяных деревьев, растущих в окрестностях Асфальтового озера (Мертвого моря). Плоды их, съедобные на вид, но негодные к пище, рассыпаются в пепел при первом к ним прикосновении (IV, 8, 4). Этот сюжет использовал Д. Мильтон в «Потерянном рае» (кн. 10, ст. 760-767) и Томас Мур в «восточной» поэме «Лалла-Рук». Наиболее вероятно, что сравнение, употребленное здесь Лермонтовым, пришло к нему именно от Мура.

Сюжет юношеского романа Лермонтова построен на рассказе о том, как Вадим, сын мелкопоместного дворянина, разоренного богатым соседом (явное сходство с повестью Пушкина «Дубровский»), примыкает к восставшим пугачевцам и мстит за честь своей семьи, несправедливость, свидетелем которой он был с детства. Роман не был закончен Лермонтовым. Несмотря На незавершенность, произведение представляет интерес как наиболее ранняя попытка осветить в литературе тему Крестьянского восстания под руководством Пугачева. Вспомним, что Пушкин приступил к интенсивному сбору Материал для «Истории Пугачева» в 1833 г., а роман о народном восстании был закончен им к 1836 г. Дело, конечно, не в хронологическом опережении. Надо обрати, внимание на позицию авторов, оценку ими крестьянского восстания. Пушкин, как мы знаем, не мог до конца принять «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Роман создавался с учетом реалистических и романтических традиций русской и западноевропейской прозы 30-х годов XIX в. Так, образ Палицына, деспота и самодура, во многом напоминает пушкинского Троекурова. В изображении Вадима чувствуется влияние французской школы «неистовых» романтиков (Гюго, Виньи и др.). Но основу повествования составили личные впечатления начинающего автора. При изображении помещичьей жизни отразились случаи бесчеловечного отношения дворян Пензенской губернии к своим крепостным. Еще более заметна опора на реальные факты в разработке исторической линии. Лермонтов пользовался изустными преданиями о расправе пензенских крестьян-пугачевцев над помещиками. В романе запечатлены эпизоды, происходившие в 9-10 километрах от Тархан, близ Нижнеломовского монастыря, в селе Красном и т.д.

Лермонтов горячо убежден в том, что именно восстание призвано «дерзко» и «хмельно» отменить прежние нормы социальных отношений. Правда, писателя привлекает в восстании, быть может, не сам результат и его последствия, а энергия, «неистовство» масс, романтическое упоение свободой, но факт остается фактом: юный прозаик безоговорочно принимает сторону народа, поэтизирует «бунт» крестьян и самую неизбежность грозной, жестокой расправы утесненных «низов» над «верхами». В этом необычность лермонтовского романа, объективно подводившего к мысли о необходимости перехода лучших представителей образованного сословия на сторону народа.

В 18 столетии дворянство, потеряв уже прежнюю неограниченную власть свою и способы ее поддерживать,- не умело переменить поведения: вот одна из тайных причин, породивших пугачевский год!»

Все это говорит о том, что Лермонтов одновременно с Пушкиным складывал основу документализма как нового способа художественного раскрытия исторической темы. Но осветить пугачевское восстание с той же широтой и конкретностью, какие свойственны роману Пушкина «Капитанская дочка», юному Лермонтову не удалось. Не хватало художнического опыта. Затрудняло развитие темы и то, что центральный персонаж романа Вадим – романтический герой. Характер его не мотивирован, свойства натуры и поступки преувеличены до крайности. Он – гонимый в мире, несчастный человек (горбат, лишен крона, семьи, дружеской ласки). Понимание действительных мотивов пугачевского восстания ему чуждо. Вадим перешел на сторону Пугачева вследствие романтического протеста против «всеобщего» человеческого зла. Все это вносило в роман элементы загадочности, не давало возможности глубоко раскрыть движущие силы национальной истории. Но Лермонтов шел верной дорогой. Он осознавал правоту народного восстания. Роман приобрел острый политический смысл. Не надеясь на публикацию, Лермонтов приостановил работу над произведением. Роман увидел свет уже после смерти поэта – в 1873 г.

Роман отличается антикрепостническим пафосом. Изображая взаимоотношения богатого помещика Палицына с окружающими его людьми, Лермонтов по-ради-щевски остро обнажил язвы дворянско-усадебного быта. Невежество, разгул барской спеси, раздоры из-за земель, бесчеловечное отношение к крестьянам – таковы черты крепостнического уклада, который осознан писателем как бедствие нации и тормоз на пути ее дальнейшего исторического развития. Отсюда и поражающее своей точностью объяснение причин вызвавших восстание: «Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь (его) могла смыть эти постыдные летописи.

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского об...

Конспект прогулки осенью в подготовительной группе «Наблюдение за листопадом»... Конспект прогулки осенью в подготовительной группе «Наблюдение за листопадом» Осенняя прогулка в детском саду. Подготовительная группа Цели: - расши...

Оба произведения - повесть “Капитанская дочка” и роман “Вадим” - объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории - личность или народ? Можно сказать, что авторы, изучая историю, попытались обнажить противоречия русской жизни. Показывая постоянные выступления крестьянства против крепостного права, они натолкнули следующие поколения дворянских революционеров на мысль о ликвидации рабства в России.
Сближает эти два произведения также примерно одинаковое время описания событий: в “Вадиме” - за два месяца до пугачевского бунта в, “Капитанской дочке” - непосредственно само пугачевское восстание.
Заслуга А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова состоит в том, что они не только показали нам глубокую картину развития крестьянского движения, но и вскрыли его несостоятельность.
Стихийные выступления крестьян были заранее обречены на провал. В России, в отличие, например, от Франции, не оказалось той движущей буржуазной силы, которая смогла бы привести народ к победе. Слишком большая пропасть лежала между крестьянами и передовым дворянством. Вот как писал об этом Лермонтов в “Вадиме”: “Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость И надменность своего повелителя, чем слабость его... В столетии дворянство потеряло уже прежнюю неограниченную власть свою и способ ее поддерживать, не умело переменить поведения. Вот одна из тайных причин, породивших пугачевский год”.
Герой повести Пушкина “Капитанская дочка” Гринев выразил эту же мысль более кратко: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Вадим - главный герой одноименного романа тайком сообщает своей сестре: “Мы довольно долго ждали... но зато не напрасно. Бог потрясает целый народ для нашего мщения. На Дону родился дерзкий безумец, который выдает себя за государя”. Так стихийно, неосознанно зрел бунт крестьян в селении благополучного барина Палицына. Весть о новом царе быстро распространялась среди народа. Вот как пишет об этом Лермонтов: “Слуги шепотом сообщали друг другу разные известия о самозванце, о близких бунтах, о казни многих дворян - и тайно или явно каждый радовался...
...Потихоньку все перешептывались:
- Да скоро ли? - спросил первый голос.
- На днях, уж в округе начинается кутерьма...”
У Пушкина в “Капитанской дочке” образ мятежного народа - еще случайный, возникающий только из разговоров. Гринев, приехав в крепость, при первой же встрече с капитаном Мироновым заводит речь о восстании: “Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы”. “Пустяки! - сказал комендант. - У нас давно ничего не слыхать!” Но потом события развивались так, что далекий мятеж, не тревоживший офицеров крепости, получил название “пугачевщина”.
В романе “Вадим” сын помещика Палицына Юрий, разыскав отца на охоте, с волнением сообщает: “Мы погибли! Народ бунтует. Я видел... на улице села и вокруг церкви толпились кучи народа. Они ждут если не самого Пугачева... то казаков его... спасайтесь!”
Угнетенный народ пошел за Пугачевым, несмотря на жестокие меры правительства по усмирению бунта.
В повести “Капитанская дочка” вооруженный народ подступил к Белогорской крепости. Штурмующих не испугали залпы пушек - они ворвались в крепость. Весь гарнизон (за исключением Миронова, Гринева и одного поручика) сдался и бросил оружие. Гринев становится свидетелем массового восстания: “Жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь”.
В романе “Вадим” Лермонтов очень точно рисует нам страх помещика Палицына перед грозной силой: “О господи!., куда мне деваться... все против нас... бог и люди. И
кто мог мне отгадать, что этот Пугачев будет губить кого же - русское дворянство! - простой казак!.. боже мой!” Крестьянское восстание Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь заставила их пойти на бунт.
Пушкин в повести “Капитанская дочка” сумел покарать внутренний мир этих простых людей. Вот как он описывает их взаимоотношения со своим предводителем: “Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева. И на сем странном “военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое...”.
В романе “Вадим” озлобленные крестьяне ищут своего скрывшегося обидчика - помещика Палицына. Опьяненные своей победой, они не думают, как будут жить дальше: “Ведь мы с утра только по чарке выпили, и теперь едем искать Палицына... нам до вечера не добраться к месту... иль делать привал... своих обделять не надо... мы попируем, отдохнем - а там, что будет, то будет!..
...Между тем казаки разложили у берега речки несколько горящих огней и расположились вокруг, прикатили первую бочку - началась пирушка... сначала веселый говор пробежал по толпе, смех, песни, шутки, рассказы - все сливалось в одну нестройную неполную музыку”.
В повести “Капитанская дочка” Пушкин также следовал народным представлениям о смелых людях, поднимавших бунт, использовал поэтические представления народа

Пренест и Вигор, посадники Новгорода, ожидают Вадима, обсуждая, почему он захотел приехать в город тайно. Тут прибывает Вадим с военачальниками. Он произносит перед последователями пламенную и полную грусти речь о том, что Новгород, бывший всегда свободным городом, теперь находится под пятой проклятого Рурика (Рюрика). Вадим не может в толк взять, как получилось, что Рурик, некогда просивший у города помощи, теперь им правит. Вигор рассказывает, что после отъезда Вадима с войском, местная знать, забыв все клятвы, начала борьбу за власть. Гостомысл, старейший и пользующийся почетом горожанин, потерял всех сыновей в междоусобной войне, потому убедил народ пригласить на власть Рурика, проявившего себя как храбрый и мудрый правитель.
Вадим в недоразумении. Если Рурик обнажил меч ражи прекращения кровопролитной междоусобицы, то так он возвратил долг за всю помощь, оказанную ему Новгородом, но свобода - слишком дорогая цена за это. Гостомысл не имел права решать, кто будет править городом. Вадим предлагает руку своей дочери Рамиды тому, кто освободит Новгород от власти Рурика. Пренест и Вигор проявляют необычайную решимость - оба питают чувства к Рамиде. Тогда Вадим отпускает всех, кроме Пренеста. Он говорит, что в зятьях предпочел бы видеть именно его, Пренест же отвечает, что, даже будучи отвергнутым Рамидой, сохранит верность Вадиму. Такая позиция удивляет Вадима, ведь дочь сделает только то, что он ей прикажет.
Наперсница Рамиды Селена опасается, что после свадьбы с Руриком она может пренебречь их дружбой. Рамида в свою очередь успокаивает подругу, что трон для нее не важен и не желанен, она любит самого Рурика, и ей нужен только он, даже не будь он князем. Селена предупреждает Рамиду, что отец ее очень дорожит свободой города и вряд ли благосклонно воспримет ее венчание с Руриком, которое лишь укрепит его власть. Но Рамида успокаивает наперсницу, говоря, что не пойдет против воли отца, но надеется, что Вадим увидит в Рурике достойного мужа. Тут заходит Рурик. Он делится новостью, что Вадим снова в Новгороде. Эта новость его радует, так как наконец решится вопрос, его тяготящий. Знать города на его стороне, но благосклонна ли к нему Рамида? Девушка заверяет князя в чистоте своих чувств.
Узнав, что Рамида любит ненавистного врага, Вадим ужасается и отталкивает дочь. Рамида не понимает, что могло так разозлить отца? Вадим спрашивает у подошедшего Пренеста, что можно сделать в сложившейся ситуации. Пренест рассказал, что обратился к новгородской знати с призывом сместить тирана, варягами которого кишит уже весь город. Знать образумилась и проявила готовность тотчас же расправиться с князем, но Пренест посоветовал сначала дождаться подхода Вадима с войском. Вадим указывает дочери, что она предназначена Пренесту, Рамида не смеет ослушаться отца.
Вигор услышал последние слова, и затаил обиду за такое несправедливое решение, пообещав отомстить за это.
Рамида в отчаянии, что вынуждена отказаться от любимого, подчиняясь долгу. Селена советует рассказать обо всем Рурику, но Рамида лучше погибнет, чем предаст отца. Подошедший Рурик спрашивает, почему возлюбленная его так переменилась и избегает его, хотя к свадебной церемонии, которую отложили до приезда Вадима, все готово. Рамида убегает, пожелав ему счастья, но уже не с ней.
Рурик делится произошедшим со своим наперсником Изведом. Он советует князю не поддаваться чувствам, которые могут унизить того, кто пользуется уважением всего города. Рурик согласен с советником, а тот также обещает разузнать причину поведения Рамиды. Тут появляется Пренест, и Извед делится слухами по поводу планируемой его свадьбы с Рамидой.
Рурик требует подчиниться ему и признаться во всем. Пренест гордо советует умерить гордости порывы, он не страшится смерти и готов погибнуть за свободу Новгорода. Рурик обвиняет в мятеже Пренеста и знать новгородскую, желающих только власти.
Пренест корит себя за вспыльчивость, которая могла вызвать у Рурика подозрения в лояльности Вадима. Размышления о том, кто мог его сдать, привели его к Вигору. Пренест, как на духу, задает ему прямой вопрос, но Вигор не сознается. Тогда он добавляет, что они соратники, пока Новгород находится в руках неприятеля, как только от него избавятся, все разногласия решит поединок.
Извед возвещает Рурика о раскрытии заговора, о том, что Пренест бежал, и что воины Вадима, во всем сознавшиеся, взяты в плен. Рурик совершает великодушный поступок и велит освободить врагов. Наперсник предупреждает, что такой ход может дорого обойтись князю, но тот стоит на своем.
Рамида спрашивает Рурика о беспокойстве, тяготеющем над городом, и упрекает его, что закрыл от нее свое сердце. Рурик отвечает, что не попадется в ее ловушку еще раз, и хочет жить без нее. В отчаянии Рамида просит о смерти, раз любимым отвергнута она. Рурик говорит о желании биться с Вадимом, чтобы они с Рамидой могли быть счастливы вместе. Девушка, видя безвыходность положения, рассказывает, что отец велел ей идти под венец с Пренестом, а волю отца она отвергнуть не может. Рамида призывает Рурика подружиться с Вадимом, отказавшись от власти.
Рурик отвечает твердым отказом, так как однажды отдав бразды правления, был снова призван людьми на властвование, и отвергнуть власть - значит обречь народ на беды. Рамида не может сказать ничего против, и оба убеждаются, что у их любви нет будущего.
Извед сообщает Рурика о войсках Вадима, стоящих у стен города. Князь идет на битву, и просит возлюбленную оплакать его, если суждено ему пасть в сражении. Рамида же отвечает, что не слезы лить она будет, о кровь себе пустит.
Рамиду мучают мысли о суровом роке, заставляющем ее балансировать между отцом и любимым, оба возможных исхода боя пугают ее. Наконец, битва заканчивается.
Появляются плененные Вадим и его воины в сопровождении Руриковой стражи. Рамида было бросилась к отцу, но тот отмахнулся от нее со словами, что не отец ей раб Рурика. Вадим желал скорее быть убитым в бою, как Пренест и Вигор, и корит дочь за любовь к тирану. Рамида дает клятву сохранять верность отцовскому слову. Вадим же просит казнить себя, милосердие Рурика только оскорбит его.
Входит Рурик в окружении воинов, знати, народа, и предлагает Вадиму забыть разногласия, подписав мир. Вадиму претит сама мысль о союзе с захватчиком. Тогда Рурик напоминает, что междоусобицы побудили его взять власть в Новгороде в свои руки. Желая доказать искренность своих намерений, он снимает с головы венец и обращается к народу с просьбой решить, царствовать ли ему над ними. Народ встает на колени в знак согласия. Рурик спрашивает у Вадима, чего он теперь желает. Вадим требует себе меч и получает его. Со словами, что теперь довольны будут все, он замышляет убить себя. Рамида умоляет его не делать этого, и, желая доказать свою верность отцу, закалывается. Возликовав, Вадим следует за дочерью.
Рурик попрекает богов за то, что власть стоила ему столь дорого. И хотя венец очень тяжел, князь более не откажется от него.
Автор - Кращенко А.В.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Вадим Новгородский». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.