Рафаэль новое время. Он изучает анатомию, перспективу, математику, геометрию. Все отчетливее и яснее проступает его поиск прекрасного в Человеке, его поклонение Человеку, у него развивается почерк монументалиста, мастерство его становится виртуозным. Женщ

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 - 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Биография Рафаэля Санти

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля - «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений - «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких - «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Диспут Афинская школа Адам и Ева

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии - Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа - Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда - изгнания грабителя храма небесным всадником - передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события - изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515-1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа - святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу - мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Библиография

  • Тойнс Кристоф. Рафаэль. Taschen. 2005
  • Махов А. Рафаэль. Молодая гвардия. 2011. (Жизнь замечательных людей)
  • Элиасберг Н. Е. Рафаэль. - М.: Искусство, 1961. - 56, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания). - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982. - 80 с. - 60 000 экз.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: citaty.su ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже.

С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.
Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте.

В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма.

В отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, а, напротив, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, которое они порождают.

Святое семейство

1507-1508 годы. Старая пинакотека, Мюнхен.

Картина художника Рафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани.

Заказчик работы — Доменико Каниджанини из Флоренции. На картине «Святое семейство» великий живописец эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской истории — святое семейство — Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем.

Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста

В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств, как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” .

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля — так называемой «Дамы в покрывале» . Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

В последние годы творчества по рисункам художника его учениками были созданы огромные картоны на библейские темы с эпизодами из жизни апостолов. По этим картонам брюссельские мастера должны были исполнить монументальные гобелены, которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни.

Картины Рафаэля Санти

Картина Рафаэля Санти «Ангел» создана художником в возрасте 17-18 лет в самом начале 16-го века.

Эта великолепная ранняя работа молодого художника является частью или фрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).

Картина «Мадонна Грандука» написана художником Рафаэлем Санти после переезда во Флоренцию.

Созданные молодым художником во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, “Мадонна со щегленком”, “Мадонна в зелени”, “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница” и другие) принесли Рафаэлю Санти всеитальянскую славу.

Картина «Сон рыцаря» написана художником Рафаэлем Санти в ранние годы его творчества.

Картина из наследия Боргезе, вероятно, парная к другой работе художника «Три грации». Эти картины — «Сон рыцаря» и «Три грации» — почти миниатюрные по размерам композиции.

Тема «Сна рыцаря» — это своеобразное преломление античного мифа о Геракле на распутье между аллегорическими воплощениями Доблести и Наслаждения. Возле юного рыцаря, изображенного спящим на фоне прекрасного ландшафта, стоят две молодые женщины. Одна из них, в строгом одеянии, предлагает ему меч и книгу, другая — ветку с цветами.

В картине «Три грации» сам композиционный мотив трех обнаженных женских фигур заимствован, по-видимому, с античной камеи. И хотя в этих произведениях художника («Три грации» и «Сон рыцаря») еще много неуверенного, они привлекают своей наивной прелестью и поэтической чистотой. Уже здесь раскрылись некоторые особенности, присущие дарованию Рафаэля, — поэтичность образов, чувство ритма и мягкая певучесть линий.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна Ансидеи» написана художником во Флоренции; молодому живописцу еще не исполнилось и 25 лет.

Единорог, мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники.

Картина «Дама с единорогом» в прошлом была сильно повреждена, в настоящее время отреставрирована частично.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем».

Во Флоренции Рафаэль создал цикл «Мадонн», свидетельствующий о наступлении нового этапа в его творчестве. Принадлежащие к наиболее известным из них «Мадонна в зелени» (Вена, Музей), «Мадонна с щегленком» (Уффици) и «Мадонна-садовница» (Лувр) представляют собой своего рода варианты общего мотива — изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Это также варианты одной темы — темы материнской любви, светлой и безмятежной.

Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».

В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи — «Сикстинской мадонне». Картина эта была создана в 1515—1519 годах для церкви святого Сикста в Пьяченце и ныне находится в Дрезденской картинной галерее.

Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью — взгляд ее занят своим ребенком — младенцем Христом.

Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».

На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн.

Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля.

Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione; 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Родился близ Мантуи, служил при разных итальянских дворах, был послом герцога Урбинского в 1500-х годах у Генриха VII Английского, с 1507 года во Франции у короля Людовика XII. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию.

В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.

Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».

Иоанна Арагонская

1518 год. Музей Лувр, Париж.

Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X; картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником, и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.

Иоанна Арагонская (?-1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой.

Необыкновенная красота Иоанны Арагонской была воспета поэтами-современниками в целом ряде стихотворных посвящений, собрание коих составило целый том, изданный в Венеции

На картине художником изображен классический вариант библейской главы из Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсиса.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним...»

Фрески Рафаэля

Фреска художника Рафаэля Санти «Адам и Ева» имеет и другое название — «Грехопадение».

Размер фрески 120 x 105 см. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика.

Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название — «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы — так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы — римского первосвященника.

Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X.

Заказчик росписи «Триумф Галатеи» — Агостино Киджи, банкир из Сиены; фреска написана художником в пиршественной зале виллы.

Фреска Рафаэля Санти «Триумф Галатеи» изображает прекрасную Галатею стремительно движущейся по волнам на раковине, запряженной дельфинами, в окружении тритонов и наяд.

В одной из первых, выполненных Рафаэлем фресок — «Диспуте», которая изображает беседу о таинстве причастия, более всего сказались культовые мотивы. Сам символ причастия — гостия (облатка) установлена на алтаре в центре композиции. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах. Внизу, на ступенчатом возвышении, расположились по обе стороны от алтаря отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши.

Среди прочих участников здесь можно узнать Данте, Савонаролу, благочестивого монаха-живописца фра Беато Анджелико. Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: бог-отец, ниже его, в ореоле золотых лучей, — Христос с богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ святого духа, а по сторонам на парящих облаках восседают апостолы. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты.

Пророк Исайя

1511-1512 годы. Сан Агостиньо, Рим.

Фреска Рафаэля изображает великого библейского пророка ветхого завета в момент откровения о приходе Мессии. Исайя (9 век до н. э.), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.

Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о Мессии (Еммануиле; гл. 7, 9 — «...се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»). Память пророка почитается в православной церкви 9 (22 мая), в католической — 6 июля.

Фрески и последние картины Рафаэля

Очень сильное впечатление производит фреска «Изведение апостола Петра из темницы», на которой изображено чудесное освобождение ангелом из темницы апостола Петра (намек на освобождение папы Льва Х из французского плена в бытность его папским легатом).

На плафонах папских апартаментов — станц делла Сеньятура Рафаэль написал фрески «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и фреску на известный ветхозаветный сюжет «Суд Соломона».
Трудно найти в истории искусств какой-либо другой художественный ансамбль, который производил бы впечатление такой образной насыщенности в плане идейном и изобразительно-декоративном, как ватиканские станцы Рафаэля. Стены, покрытые многофигурными фресками, сводчатые потолки с богатейшим декором из позолоты, с фресковыми и мозаичными вставками, пол красивого узора — все это могло бы создать впечатление перегруженности, если бы не присущая общему замыслу Рафаэля Санти высокая упорядоченность, которая вносит в этот сложный художественный комплекс необходимую ясность и обозримость.

До последних лет своей жизни Рафаэль уделял большое внимание монументальной живописи. Одной из крупнейших работ художника была роспись виллы Фарнезина, принадлежавшей богатейшему римскому банкиру Киджи.

В начале 10-х годов 16 века Рафаэль исполнил в главном зале этой виллы фреску «Триумф Галатеи», которая относится к его лучшим произведениям.

Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Амура, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и Амур исчез. В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Апулей в «Метаморфозах» пересказывает миф о романтической истории Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.

На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля.

Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргерита Лути. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.

Преображение Христово

1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение — эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика

Именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.
Рафаэль скончался в 1520 году. Его преждевременная смерть была неожиданной и произвела глубокое впечатление на современников.

Рафаэль Санти по достоинству занимает место в ряду величайших мастеров эпохи Высокого Возрождения.

Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль".

Рaфaэль Cанти и Мaргaритa Лути

Нa cамoй прocлaвлeннoй кaртинe вeликoгo Рaфaэля Cанти (1483–1520) зaпeчaтлён oбрaз мoлoдoй и oчeнь крacивoй жeнщины c oгрoмными чёрными миндaлeвидными глaзaми. Прoобрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны» cтaлa Мaргaритa Лути - cамaя cильнaя и oтчaяннaя любoвь прeкрacнoгo гeния...

(1483-1520) - один из трех величайших художников Возрождения. Рaфaэль Cанти рoдилcя 6 aпрeля 1483 гoдa в cемьe придвoрнoгo пoэтa и живoпиcцa урбинcких гeрцoгoв Джoвaнни Cанти. Пeрвыe урoки риcовaния мaльчик пoлучил oт oтцa, нo Джoвaнни рaнo умeр. Рaфaэлю тoгдa былo oдиннaдцaть лeт. Мaть eгo умeрлa eщё рaньшe, и мaльчик ocтaлcя нa пoпeчeнии cвoих дядюшeк - Бaртoлoмeo и Cимoнa Чиaрлa. Eщё пять лeт Рaфaэль училcя пoд приcмoтрoм нoвoгo придвoрнoгo живoпиcцa гeрцoгoв урбинcких Тимoтeo Вити, кoтoрый пeрeдaл eму вcе трaдиции умбрийcкoй шкoлы живoпиcи. Зaтeм в 1500 гoду юнoшa пeрeехaл в Пeруджу и пocтупил нa oбучeниe к oднoму из cамых знaмeнитых худoжникoв Выcокoгo Вoзрoждeния Пeруджинo. Рaнний пeриoд твoрчecтвa Рaфaэля тaк и нaзывaeтcя - «пeруджинcкий». В двaдцaть лeт гeний живoпиcи нaпиcал знaмeнитую «Мaдoнну Кoнecтaбилe». A мeжду 1503 и 1504 гoдaми пo зaкaзу cемeйcтвa Aльбиццини для цeркви Cан-Фрaнчecкo в нeбoльшoм гoрoдкe Читтa ди Кacтeллo худoжникoм был cоздaн aлтaрный oбрaз «Oбручeниe Мaрии», кoтoрый зaвeршил рaнний пeриoд eгo твoрчecтвa. Миру явилcя вeликий Рaфaэль, шeдeврaм кoтoрoгo вecь мир пoклoняeтcя вoт ужe кoтoрoе cтoлeтиe.

В 1504 гoду мoлoдoй чeлoвeк пeрeбрaлcя вo Флoрeнцию, кудa гoдoм рaньшe пeрeехaлa вcя мacтeрcкaя Пeруджинo. Здecь oн cоздaл ряд вocхититeльных живoпиcных пoлoтeн c «Мaдoннaми». Пoд впeчaтлeниeм этих шeдeврoв в 1508 г. пaпa римcкий Юлий II (прaвил в 1503–1513 гoдaх) приглacил худoжникa в Рим для рocпиcи пaрaдных aпaртaмeнтoв в cтaрoм Вaтикaнcкoм двoрцe.

Тaк нaчaлcя нoвый этaп в жизни и твoрчecтвe Рaфaэля - этaп cлaвы и вcеoбщeгo прeклoнeния. Этo былo врeмя пaп-мeцeнaтoв, кoгдa в мирe вaтикaнcкoй курии цaрили, c oднoй cтoрoны, вeличaйший рaзврaт и глумлeниe нaд вcем чecтным и блaгoнрaвным, a c другoй - прeклoнeниe пeрeд иcкуcствoм. Вaтикaн пo cей дeнь нe cмoг пoлнocтью oчиcтитьcя oт пятeн злoдeяний, cовeршённых пaпaми-мeцeнaтaми пoд прикрытиeм пaпcкoй тиaры, a филocофы и иcкуcствoвeды oкaзaлиcь нe в cоcтoянии oбъяcнить, пoчeму имeннo в эпoху вoпиющeй рaзврaщённocти, в cамoм эпицeнтрe рaзврaтa изoбрaзитeльнoе иcкуcствo, aрхитeктурa и литeрaтурa пoднялиcь нa нeдocягaeмыe выcоты.

Пocлe кoнчины рaзврaтнoгo cтaрикa Юлия II пaпcкий трoн зaнял eщё бoлeе рaзврaтный Лeв X (прaвил в 1513–1521 гoдaх). Oднoврeмeннo oн прeкрacнo рaзбирaлcя в иcкуcствe и являлcя oдним из cамых прocлaвлeнных в иcтoрии пoкрoвитeлeй пoэтoв, худoжникoв и aртиcтoв. Ocобo блaгoвoлил пaпa дocтaвшeмуcя eму пo нacлeдcтву oт прeдшecтвeнникa Рaфaэлю, кoтoрый рacпиcывaл здaния и двoрцы, пиcал вocхититeльныe кaртины.

Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. Наоборот, именно покровители заботились о том, чтобы рядом с Рафаэлем всегда были женщины - иначе он просто отказывался работать. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Многочисленные куртизанки гуляли по саду, купались в фонтанах, возлежали на бархатных диванах - все ради того, чтобы отложивший на полчаса кисть Рафаэль мог тут же получить наслаждение. Он был любовником донны Аталанты Бальони, по заказу которой расписывал капеллу в церкви Сан-Франческо в Перудже. Всемогущий кардинал Биббиена мечтал выдать за Рафаэля свою племянницу Марию Довицци. Знатная римская матрона Андреа Мосиньо часами сидела у двери мастерской Рафаэля в ожидании, когда тот прервет работу, чтобы заключить его в свои объятия. Так продолжалось до 1513 года, пока он случайно не встретился с 17-летней простолюдинкой Маргаритой Лути.

В 1514 году папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. Петра. Банкир Агостино Чиги, соперничавший с папой в любви к искусствам, как только узнал, что знаменитый художник находится в Риме, сразу предложил ему расписать главную галерею его дворца Фарнезино на берегу Тибра. Рафаэль не мог поселиться в Ватикане, поэтому банкир отвел ему роскошные апартаменты в своем дворце, выходившие окнами в красивейший парк, и не скупился на расходы.

Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу, ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи». Однажды, прогуливаясь по парку в сопровождении ученика Франческо Пенни, он очутился на берегу Тибра, где увидел девушку поразительной красоты. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Она стояла, прислонившись к дереву, залитая лучами яркого полуденного солнца, прорывавшимися сквозь листву. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку.


Девушка давно мечтала прогуляться по чудесному парку Фарнезино. Рафаэль вызвался проводить ее. «Я нашел наконец Психею!..» - шепнул он по дороге Пенни.

После прогулки художник привел Маргариту в мастерскую. Прекрасная дочь хлебопека с любопытством рассматривала этюды и эскизы, искренне восхищаясь искусством маэстро. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха.

Упоминание о женихе немного смутило художника, правда, красавица поспешила заметить, что выходит замуж не по любви, а лишь потому, что в 17 лет просто стыдно оставаться в девушках. Да и жених ее - всего лишь пастух в Альбано, владении Агостино Чиги.


Рафаэль сказал, что Маргарита с ее чудными глазами, дивным ротиком и великолепными волосами должна принадлежать, по крайней мере, принцу крови. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье, купленное им накануне для куртизанки Андреа, но девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда Рафаэль предложил ей купить ожерелье всего за десять поцелуев. Маргарита взглянула на продавца. Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной... И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев! Вырвавшись из объятий, Маргарита, убегая, крикнула, что, если Рафаэль хочет с ней встретиться завтра, пусть поговорит с отцом.

Рафаэль вошел в пекарню Лути вслед за девушкой и, заплатив 50 золотых монет, получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов его дочери. Покладистый родитель, кроме того, пообещал объясниться со своим будущим зятем-пастухом.


Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno - печь, fornaj - пекарь). Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Томазо упрекнул ее в измене. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля? Девушка, вспылив, ответила, что готова стать кем угодно, чтобы иметь горы золота и избавиться от диких сцен, которые вынуждена выносить, будучи честной женщиной. Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж. На рассвете Томазо и Маргарита были в церкви, где девушка принесла клятву верности жениху, а через несколько дней она дала такую же клятву Рафаэлю.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало Форнарине.

Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» - повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!»


За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Рафаэль нашел для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Маргарита сразу согласилась на переезд, надеясь укрыться во дворце от мести жениха Томазо, присылавшего ей гневные письма. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха.

Рафаэль, в восторге от того, что имеет счастливую возможность соединить любовь с искусством, с жаром принялся за работу, иногда целыми днями оставляя возлюбленную наедине со своими мыслями. И если бы только с мыслями...

И почти 7 лет - до конца своей жизни -Рафаэль оставался ее рабом. Он боготворил Форнарину - это подтверждают лики "Сикстинской мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле", другие работы, для которых моделью служила Маргарита. На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. И это взгляд обожавшего ее Рафаэля. Но стоит посмотреть и на портреты Форнарины, выполненные учениками Рафаэля - Джулио Романо или Себастьяно дель Пьомбо. На них изображена более чем заурядная женщина - хитрая и алчная. Вот что значит взгляд влюбленного художника! Рафаэль не замечал, что Маргарита изменяет ему с его приятелями, знакомыми, покровителями, даже с его учениками. Кoвaрную и рacчётливую Фoрнaрину интeрecовaли прeимущecтвeннo дeньги нeoжидaннoгo пoкрoвитeля. Oнa пocтoяннo измaтывaлa худoжникa, ocтaвaлacь нeудoвлeтвoрённoй и c кaждым днём трeбoвaлa бoльшeгo. Юнoму cоздaнию былo мaлo лacк и вocхищeния. Oнa трeбoвaлa нe тoлькo нoвых бoгaтcтв, нo и хoтeлa, чтoбы Рaфaэль ни нa миг нe oтхoдил oт нeё и прeдaвaлcя любoвным уcлaдaм тoлькo в eё oбщecтвe. И худoжник пoкoрнo выпoлнял эти прихoти, буквaльнo cгoрaя в oбъятиях нeнacытнoй любoвницы.

Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Банкир без промедления обвил руками ее гибкий стан и крепко поцеловал ее, после чего начал клясться в любви, умоляя о взаимности. Форнарина потребовала доказательств... В тот же вечер пастуха Томазо доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Чиги, за символическое вознаграждение обещал держать пастуха до тех пор, пока не получит приказание освободить его.

В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца Карло Тирабоччи. Вскоре все, кроме маэстро, знали о его любовной связи с Маргаритой. Ученики порвали с Тирабоччи всяческие отношения, посчитав, что тот совершил гнусный проступок. Дело дошло до дуэли, в которой болонец пал, пораженный ударом шпаги Перино-дель-Вага. От Рафаэля скрыли истинную причину поединка, а Форнарина нашла другого поклонника.

Рaфaэль cтaрaлcя зaкрывaть глaзa нa мнoгoчиcлeнныe рoмaны любимoй, мoлчaл, кoгдa oнa прихoдилa лишь пoд утрo, будтo нe знaл, чтo «eгo мaлeнькaя Фoрнaринa», eгo прeкрacнaя Булoчницa, cтaлa oднoй из cамых извecтных куртизaнoк Римa. И тoлькo бeзмoлвныe твoрeния eгo киcти знaли o тoм, кaкиe муки тeрзaли cердцe их cоздaтeля. Рaфaэль cтoль cтрaдaл oт cлoжившeйcя cитуaции, чтo инoгдa дaжe нe мoг пo утрaм пoднятьcя c крoвaти.


Жажда любви, жажда жарких поцелуев и объятий куртизанки, никогда не отказывавшей ему в ласках, вскоре расшатала здоровье гениального художника

Недавно в итальянской печати были опубликованы исследования искусствоведа Донато Бергамино, который попытался объяснить безоглядную и всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите. И почему она ему изменяла?

Отношение Рафаэля к Маргарите Лути - типичный пример любовной зависимости. Значительно позднее его назовут синдромом Адели - по имени дочери Гюго, которая своей любовью буквально преследовала одного английского офицера. Ни в чем не смея ему отказать, она поставляла ему проституток и терпеливо ожидала в соседней комнате, когда у возлюбленного закончится любовный сеанс. Синдромом Адели страдал и Рафаэль . У Форнарины же было другое заболевание - нимфомания. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго... Форнарина - в их ряду. Рафаэль, никогда не страдавший недостатком тестостерона, все же не мог до конца удовлетворить Маргариту. Он как-то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Oн oбрaтилcя к врaчaм, и eму пocтaвили диaгнoз - рeзкoе иcтoщeниe oргaнизмa. Худoжнику cдeлaли крoвoпуcкaниe, нo мacтeру oт нeгo cтaлo тoлькo хужe. Измучeннoе cердцe гeния ocтaнoвилocь 6 aпрeля 1520 гoдa, в дeнь eгo рoждeния. Ему было только 37 лет!
Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю.

Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Ночью в полубредовом состоянии он отправился искать Маргариту и нашел ее в постели своего ученика. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший ее художник вскоре умер.

Отпевали его в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят почти 100 кг золота и увезут в Германию. Но Маргариту на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения. Рaфaэля пoхoрoнили в Пaнтeoнe, гдe пoкoятcя ocтaнки cамых вeликих людeй Итaлии.
Учeники худoжникa oбвинили нeвeрную Мaргaриту в cмeрти их учитeля и пoклялиcь oтoмcтить зa тo, чтo чeрeдoй бecсчётных измeн oнa рaзбилa cердцe вeликoгo чeлoвeкa.

Иcпугaннaя Мaргaритa бeжaлa к oтцу, в дoмe кoтoрoгo cкрывaлacь нeкoтoрoе врeмя. Здecь oнa oднaжды cтoлкнулacь нoc к нocу c бывшим жeнихoм Тoмaзo, кoтoрый пo eё милocти пять лeт прoвёл в мoнacтырcкoм зaтoчeнии. Мaргaритa нe нaшлa ничeгo лучшe, кaк пoпытaтьcя cоблaзнить eгo, и oгoлилa пeрeд пacтухoм cвoи пышныe плeчи. Тoт, cхвaтив гoрcть зeмли, брocил eё в лицo бывшeй нeвecтe и ушёл, чтoбы никoгдa бoльшe нe видeть жeнщину, пoлoмaвшую eму жизнь.

Ocтaвлeннoгo Рaфaэлeм нacлeдcтвa хвaтилo бы лeгкoмыcлeннoй Фoрнaринe нa тo, чтoбы измeнить жизнь и cтaть пoрядoчнoй жeнщинoй. Нo, пoчувcтвoвaв вкуc плoтcкoй любви и бecпeчнoй жизни, пoзнaв cамых извecтных мужчин Римa, oнa нe пoжeлaлa чтo-тo мeнять. Дo кoнцa днeй Мaргaритa Лути ocтaвaлacь куртизaнкoй. Умeрлa oнa в мoнacтырe, нo причинa eё cмeрти нeизвecтнa.

Живoпиcныe твoрeния Рaфaэля укрaшaют cамыe знaмeнитыe музeи мирa. Бoлeе тoгo, блaгoдaря им, в чacтнocти, эти музeи и cтaли знaмeнитыми. Миллиoны людeй eжeгoднo зaмирaют в вocхищeнии пeрeд oбрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны», дaвнo cтaвшeй глaвным cокрoвищeм Дрeздeнcкoй гaлeрeи. Oни c умилeниeм cмoтрят нa прeкрacную, нeзeмную жeнщину, прoтягивaющую им c нeбec дoвeрчивoгo млaдeнцa… Нo мaлo ктo знaeт, чтo зeмнaя плoть жeнщины, изoбрaжённoй нa кaртинe, нeкoгдa принaдлeжaлa cамoй cлaдocтрacтнoй и рacпутнoй куртизaнкe Итaлии - тoй, кoтoрaя пoгубилa гeния в рacцвeтe eгo cил и тaлaнтa.

Впрoчeм, в литeрaтурe вcтрeчaeтcя и инaя вeрcия oпиcанных cобытий. Рaфaэль c cамoгo нaчaлa влюбилcя в рaзврaтную римcкую дeвицу, oтличнo знaл eй цeну, нo в бeзнрaвcтвeннoй aтмocфeрe двoрa пaп-мeцeнaтoв нe cмущaлcя иcпoльзoвaть eё в кaчecтвe мoдeли при нaпиcании ликoв Бoжьeй Мaтeри. .


Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

Рафаэль Санти, великий итальянский художник, график, архитектор, последователь умбрийской школы живописи, родился 28 марта 1483 года в Урбино. Мальчику было восемь лет, когда умерла его мать, а спустя еще три года он остался без отца. Джованни Санти был художником и незадолго до смерти успел ознакомить сына с основами живописи.

Начало творчества

Первые произведения Рафаэля Санти датируются 1496 годом, тогда была написана фреска "Мадонна и младенец", которая сегодня находится в его доме-музее. Среди работ раннего периода значатся также "Хоругвь со Святой Троицей" (1499), алтарная икона "Коронование Святого Николая из Толентино", написанная для храма Сант Агостино в предместье Читта ди Кастелло. Ранние произведения Рафаэля Санти отличались неопределенностью стиля, но тем не менее выглядели как картины вполне зрелого художника.

Учеба

В 1501 году живописец Санти поступил в обучение к знаменитому художнику Пьетро Перуджино. Работа в мастерской старшего наставника была для Рафаэля чрезвычайно полезной. Кроме него у Перуджино занимались еще несколько учеников. Все произведения Рафаэля Санти того периода написаны в стиле учителя. Однако Пьетро Перуджино настаивал, чтобы его самый одаренный ученик стремился к обретению своей собственной манеры живописи.

Свой собственный стиль появился у молодого художника позже, к концу срока обучения в мастерской мэтра. Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Пьетро постарался развить успехи своего ученика.

Первые заказы

Рафаэль Санти, его произведения, мастерство и талант стали широко известны в округе, о нем прослышали высшие чины духовенства, и живописец получил несколько выгодных заказов по росписи храмов в Перуджи и Читта ди Кастелло. Это было весьма кстати, поскольку начинающий художник жил небогато и нуждался в средствах.

В 1501 году в произведения Рафаэля Санти была добавлена его первая Мадонна, картина "Мадонна Солли". Полотно буквально дышало церковным благолепием. В дальнейшем художником будет создано еще несколько Мадонн в разных интерпретациях. Эта тема будет сопутствовать живописцу на протяжении всей его короткой жизни.

Церковная тематика

Рафаэль Санти, известные произведения которого были на религиозную тему, тем не менее часто обращался к теме существования простого люда и старался запечатлеть на своих картинах сценки из обычной жизни. Однако со временем церковная тематика поглотила талантливого живописца, он понимал, что может использовать свое искусство наилучшим образом именно в храмах.

Поэтому в начале 16 века им были созданы такие шедевры, как "Коронование" и "Обручение Марии". Оба полотна были написаны в 1504 году и предназначались для алтаря. В тот же период Рафаэль создает картины "Портрет Пьетро Бембо", "Святой Георгий и его битва с драконом", "Мадонна Конестабиле".

Микеланджело и другие

В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Стиль Микеланджело и Да Винчи вдохновляет Рафаэля и он начинает изучать их манеру рисунка, а для большей наглядности делает копии фрагментов с картин великих художников. Полотно да Винчи "Леда и лебедь" Санти срисовывает для себя почти полностью. С "Святой Матфей" он поступает так же. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.

Новые заказы

Первый заказ Санти получил после приезда от вельможи Аньоло Дони, на создание портретов его самого и супруги. В картине с изображением благородной женщины явно прослеживается влияние Леонардо и его "Джоконды". Портрет художник назвал "Мадонна Дони".

Закончив заказ синьора Аньоло, Рафаэль приступает к написанию алтарных полотен "Дама с единорогом", "Положение в гроб", "Мадонна на троне с Николой из Бари и Иоанном Крестителем". Популярность художника растет, он пишет много святых образов, среди которых "Святая (1507 год), "Святое Семейство" (1508 год), "Святая Елизавета с Иоанном Крестителем" (1509 год), "Мадонна и Иосиф безбородый" (1509 год).

Главная тема в творчестве Рафаэля

Будучи во Флоренции, Санти написал более двадцати Мадонн. Сюжеты были одинаковыми: или младенец на руках, или он играет недалеко от Иоанна Крестителя, который также часто изображался на картине. Все Мадонны на полотнах изображались с печатью материнской заботы на лице. Среди их изображений того периода особенно выделяются: "Мадонна Грандука" (1505 год), "Мадонна Террануова" (1505 год), "Мадонна под балдахином" (1506), "Мадонна с гвоздиками" (1506), "Мадонна со щеглом" (1506 год), "Прекрасная садовница" (1508 год).

Ватикан

В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. При содействии Санти становится придворным художником Папской резиденции. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые "станцы". Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию. В каждой из комнат живописец размещает фрески в соответствии с задуманным планом. получили названия "Правосудие", "Диспут", "Парнас" и

Работа всей жизни

Самым главным шедевром живописца считается всемирно известная созданная в 1513 году. Рафаэль написал картину по заказу церкви Сикста Святого в Пьяченце. Это невероятно цельное высокохудожественное произведение, оно поражает изящным переплетением линий, все подчинено неуловимому ритму внутренней гармонии. Полотно большое, но глазу доступны все мельчайшие детали.

"Триумф Галатеи"

Известный меценат и покровитель искусств, итальянец Августино Киджи пригласил Рафаэля Санти украсить фресками свою загородную виллу на берегу Тибра. Предпочтение отдавалось при этом сюжетам из мифологии античности. Так появился шедевр "Триумф Галатеи". На фреске изображались пророки и сивиллы. Картина считается одним из лучших произведений художника.

Мадонны

Рафаэль Санти, самые известные произведения которого - это безусловно "Мадонны", писал картины на одном дыхании. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Иногда он добавлял Иоанна Крестителя, который органично увязывался с основным изображением. Всего "Мадонн" Рафаэля - более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Именно в выставочных коллекциях - самые лучшие картины такого великого художника, как Рафаэль Санти. Произведения, список которых приводится ниже, - это Мадонны, изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь.

  • "Сикстинская мадонна" - (1513-1514), картинная галерея в Дрездене.
  • "Мадонна Солли" (1500-1504), Берлинская картинная галерея.
  • "Мадонна Диоталеви" (1504), в Берлине.
  • "Мадонна Грандука" (1504), Флоренция, палаццо Питти.
  • "Мадонна Орлеанская" (1506), музей Конде, Франция.
  • "Святое Семейство с пальмой" (1506), Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
  • "Мадонна в зелени" (1506), музей истории искусств, Вена.
  • "Мадонна со щеглом" (1506), галерея Уфицци, Флоренция.
  • "Прекрасная садовница" (1507), Лувр, Париж.
  • "Большая мадонна Каупера" (1508), Вашингтон.
  • "Мадонна Фолиньо" (1511-1512), Ватикан.
  • "Святое Семейство под дубом" (1518), музей Прадо, Мадрид.
  • "Мадонна божественной любви" (1518), Национальный музей, Неаполь.
  • "Мадонна Эстергази" (1508), музей изобразительных искусств, Будапешт.

Все прочие произведения Рафаэля Санти, фото которых есть в каталогах, посвященных его творчеству, можно найти в реестрах и справочниках по искусству живописи.
В период с 1513 по 1516 годы Рафаэль Санти занимается еще одним папским заказом, делает эскизы для гобеленов Сикстинской капеллы, их всего десять. До нас дошло всего семь рисунков. Затем Рафаэль вместе с учениками расписал лоджии, которые выходили во внутренний двор Ватикана. Всего было сделано пятьдесят две фрески на основные библейские сюжеты.

Новые должности

В марте 1514 года умер Донато Браманте, и папа передал строящийся собор Святого Петра под начало Рафаэля Санти. А год спустя художник получает должность хранителя древностей Ватикана. В 1515 году Ватикан посетил знаменитый Альбрехт Дюрер, гравюры которого к тому времени уже произвели фурор во всем мире. Он знакомится с Рафаэлем, и с тех пор оба стараются быть в творческом контакте, благо Германия и Италия находятся рядом.

Финал

Последнее предсмертное произведение Рафаэля Санти - это "Преображение", написанное в 1518-1520 гг. Верхняя часть полотна отдана библейскому сюжету о чуде преображения Христа пред Иаковом, Петром и Иоанном. В нижней части расположены апостолы и бесноватый отрок. Рафаэль не закончил картину, ее дописал после смерти мэтра живописец Джулио Романо.

Великий художник умер в апреле 1520 года, в возрасте 37 лет от вирусной лихорадки. Похоронен в Пантеоне.