Рисование дары осени. Конспект занятия по рисованию «Ветка с осенними листьями» (натюрморт). Типичные ошибки пр рисовании натюрморта и их преодоление

Цель: учить рисовать натюрморт.
Задачи:
-познакомить с художественным жанром «натюрморт», учить передавать красоту осенних листьев, соблюдать пропорции, учить подбирать нужную цветовую гамму, пользоваться палитрой;
— развивать воображение, память, моторику рук, глазомер;
— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением осенних букетов в вазе, листы бумаги, кисти, палитра, краски, баночки с водой, простые карандаши, постановка ваза с веточкой с осенними листьями.

Предварительная работа:
Рисование осенних листьев по — сырому, наблюдения за осенними деревьями, чтение художественных произведений на тему красоты природы осенью.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года?
— осень.
А что происходит осенью?
— листья становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, опадают.
На прошлом занятии мы рисовали с вами осенний листок. Как мы передали красоту осеннего листочка?
— раскрасили разными цветами.
А как это делали?
— пока одна краска не высохла, добавляли другую и они сливались.
Правильно.
А сегодня я предлагаю нарисовать натюрморт.
Натюрморт это французское слово, переводится как «мертвая природа».
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов. На картине или фотографии могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция. Традиционный натюрморт рисуют в реалистичном стиле с натуры (глядя на оригинал).

Посмотрите на эти картины

Проводится беседа по этим картинам.

А натюрморт наш будет называться «Ветка с осенними листьями».
Посмотрите, перед вами ваза с осенней веточкой.
Давайте разглядим нашу постановку.
На чём стоит ваза?
Какая ваза?
Какой формы?
Какой формы листочки?
Какого цвета листочки?
Приступим к работе. Сначала выполним эскиз в простом карандаше.
Наметим стол, высоту и середину вазы:

Это вспомогательные линии для вазы, поэтому рисуем их тонко, не нажимая сильно на карандаш.
Теперь прорисовываем вазу:

Веточку, листочки:

А теперь отдохнём.

Физкультминутка:

Дождик осенний из туч моросит,
(броски расслабленными кистями рук)
Дерево, сбросив листочки, стоит
(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))
Ветер осенний ветви качает
(плавно покачивают руками)
Листья под деревом ветер гоняет.
(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)
Дует ветер, дует, дует, задувает
(махи руками на себя)
Желтые листочки с дерева срывает
(кружатся на месте)
и летят листочки,
Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)
Падают листочки прямо к нам под ножки. (повернувшись вокруг себя на мест, приседают).

Теперь выполним наш рисунок в цвете. Сначала прорисуем веточки. Какой цвет и кисточка нам понадобится?
— Коричневый или чёрный, тонкой кисточкой.

Прорисовываем листочки:

1 вариант: покрываем зелёной краской весь листок, затем пока краска не высохла, наносим с краю или по — середине жёлтую краску. И наоборот.
2 вариант: покрываем красной краской, затем добавляем жёлтую и наоборот.
3 вариант: покрываем зелёной краской, затем добавляем красную и наоборот.
Приступаем к работе.
Теперь закрашиваем вазу и стол. Наш натюрморт готов.

Итог занятия:
Ребята, скажите, что мы сегодня рисовали? Что оказалось сложным, а что легко далось? Как вы думаете, получилось у нас побыть самыми настоящими художниками? Ваши натюрморты такие красивые, что я предлагаю устроить выставку.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»

«овощи» и «фрукты» осенью

Материалы

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»»

Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»
Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени»

Цели. Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты» , характерные свойства овощей и фруктов. Формировать умение изготавливать листья в технике оригами. Систематизировать знания о труде людей осенью , воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

Материалы : макеты овощей и фруктов, обруч, листы цветной бумаги квадратной формы со стороной 6 см, дерево без листьев, нарисованное на ватмане.

Ход занятия.

Воспитатель : Предлагаю вам отправиться в гости к осени , она приготовила всем удивительные подарки. Ребята, послушайте стихотворение об осени и подумайте , какие дары она преподносит нам .

Здравствуй, здравствуй, осень золотая .

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень , как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая .

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много мёда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

Воспитатель : Какие дары приносит нам осень ? (Ответы детей)

Воспитатель : Отгадайте загадки о дарах осени .

1. Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко : под кустом (картошка) .

3. Над землёй трава,

Под землёй – малиновая голова. (Свёкла)

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют . (Помидоры)

5. Лежат на грядке телятки гладки,

Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)

6. Красна, да не девица,

С хвостом, да не мышь.

Сидит в темнице,

А хвост на улице. (Морковь)

7. Стоит Матрёшка

На одной ножке,

Закутана в одёжки.

Без счёта одёжек и все без застёжек. (Капуста)

8. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка) .

9. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)

10. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

11. Плод на лампочку похож,

Но его ты не зажжёшь.

Жёлтый, сочный он, медовый,

Растёт на дереве садовом. (Груша)

12. Золотая голова-велика, тяжела.

Золотая голова-отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

13. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

14. Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Воспитатель : Вот сколько подарков принесла нам осень . Давайте сварим из них овощное рагу. Что для этого нам потребуется.

Дети : Овощи.

Игра «Овощное рагу» . Цель игры : закрепить названия овощей, внимательно слушать других игроков, быстро реагировать на происходящее.

Описание игры. Каждый ребёнок загадывает, какой он овощ (помидор, баклажан, картофель и т. д.) и сообщает об этом всем. В центре игровой площадки кладётся обруч, изображающий сковороду, на которой в случае ошибки овощи будут «жарится» .

Первый игрок забегает внутрь обруча, быстро произносит название любого овоща, выбранного другим участником игры, и выбегает обратно.

Игрок, овощ которого назвали, должен также быстро забежать внутрь обруча и назвать ещё какой-нибудь овощ и т. д. Тот, кто замешкается, остаётся «на сковороде» жарится для рагу. Через несколько минут подобной игры можно поздравить детей, не попавших в блюдо, и перечислить овощи, из которых удалось «приготовить» рагу.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какая красота за окном, как осень всё украсила . Отгадайте ещё одну загадку о дарах осени .

Лето красит зелёной нас краской,

А художница-осень , как в сказке,

И оранжевой, и золотой,

И багряной, и просто цветной. (Листья)

Воспитатель : Посмотрите на доску, почему изображённое здесь дерево выглядит грустным?

Дети : На нём нет листьев.

Воспитатель : Давайте украсим его разноцветными листочками. Сделаем их из бумаги в технике оригами.

Попробуем разобраться по пооперационной карте, как сделать лист. Посмотрите, какой формы надо взять лист бумаги, чтобы получилась фигурка? (Квадратной)

Правильно, необходимо взять бумагу квадратной формы. Что надо сделать на первом этапе работы? (Воспитатель совместно с деть проговаривает последовательность изготовления фигурки, постоянно обращаясь к пооперационной карте. Дети самостоятельно мастерят фигурку, используя пооперационную карту. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Листья прикрепляют к дереву.)

Воспитатель : Полюбуйтесь, какой замечательный осенний наряд изготовили мы для дерева. Оно очень радо и говорит вам : «Спасибо!»

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Художественное творчество», «Познание: расширение кругозора», «Коммуникация»

на тему: «Дары Царицы осени»

Авторы:
Воспитатели подготовительной группы
МАДОУ детский сад №2 «Вишенка»
Никишина Ольга Геннадьевна,
высшая квалификационная категория
Блинова Алина Юрьевна,
первая квалификационная категория
МАДОУ детский сад
комбинированного вида №2 «Вишенка»
Пушкинского муниципального района

Предварительная работа: В течение года дети систематически знакомились с разными нетрадиционными техниками рисования, а именно:

1. Акварель с солью. Тема: «Бабочки».

2. Жёсткая полусухая кисть. Тема: «Ёжик»

3. Метод волшебного рисунка. Тема: «Грибочек»

Цель: Закреплять представления детей о плодовых деревьях, грибах, фруктах, овощах.

Задачи:
1.Закреплять умение детей рисовать с использованием техники «Ладошка» (аккуратно обводить ладошку и дорисовывать до цельного образа);
2. Развивать воображение и творческое мышление;
3. Пробуждать интерес к природе и внимание к ее сезонным изменениям;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материал: посылка от Осени, диск с презентацией, ноутбук, широкий платок, магнитофон, диск с мелодией «Осенний вальс», образцы рисунков, листы А4, набор цветных карандашей на каждого ребенка, мольберт.

Ход занятия.

Столы стоят полукругом, напротив столов расположен столик с ноутбуком закрытый платком, слева от него мольберт с образцами рисунков.

Введение.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, я получила от почтальона посылку. Хотите узнать, какой сюрприз нас ожидает?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим (достаю диск и письмо). Здесь письмо от Царицы Осени. Что же она нам написала?

Читаем письмо: «Дорогие ребята, здравствуйте! Побывав у вас на празднике Осени, я увидела какими вы были красивыми, нарядными, ловкими, умелыми. Мне так было весело вместе с вами. Я подумала и решила показать вам осень во всей её красе».

Показ презентации «Дары осени» (1 мин. 30 сек.).

Гимнастика для глаз «Проследи за листочком».

Воспитатель: Понравились вам пейзажи? Ребята, а какие краски у осени?
Дети: Оранжевые, золотистые,багровые и т. д.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие дары нам осень преподнесла.
Дети: Фрукты, овощи, грибы.
Воспитатель: Ребята, давайте Царице Осени тоже ответный подарок преподнесём. Как вы думаете, что это может быть?
Дети: Нарисовать рисунки.
Воспитатель вывешивает образец рисунка. Посмотрите, как вы можете свои ощущения о красоте осени выразить в рисунке. Здесь нарисован фруктовый сад, огород, грибная поляна.

Воспитатель читает стихи Г. Утробина
За рекою, говорят,
Есть, большой фруктовый сад,
Фрукты в нём сочны и сладки,
Обожают их ребятки.
Воспитатель: Какие фрукты в саду? (яблоки, груши и т. д.)

«Огород»
Заходи, честной народ,
К нам скорей на огород.
Вырос знатный урожай
Не ленись, а собирай.
Воспитатель: Какие овощи растут на огороде? (морковь, капуста, и т. д.)

«Грибы»
На поляне дружно в ряд
Пять грибов растут – стоят
Не пора ли брать корзинки
И бежать в лес по тропинке.
Воспитатель: Давайте, с вами немного отдохнём. Пойдем во фруктовый сад.

Физ. минутка

Мы идём в фруктовый сад (Ходьба на месте или по группе)
Вдыхаем яблок аромат (Дыхательная гимнастика)
Хотим сорвать яблоки с дерева (Поднимаются на носочки, тянут
поочерёдно то одну, то другую руку вверх)
Может быть, допрыгнем до них. (То же, только с прыжком)
Подумаем, как же сорвать яблоки? (Приседание, руки чуть в стороны)
Нужно поставить лестницу! (Имитируют подъём по лестнице).
Срываем яблоки и складываем (Иммитируют сбор яблок в корзину)
Яблоки собрали, теперь отдохнём (Садятся на пол, закрывают глаза)
Воспитатель: Ребята, подумайте и представьте, чтобы вы хотели нарисовать? Занимайте свои места.
Давайте, вспомним, с чего начнём рисовать? (обводим ладошку, крону деревьев и т. д.)

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Заключение.

Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились. Давайте вместе с вами их рассмотрим.


.
Воспитатель: А кто из вас помнит стихи про плоды?
Что за чудные плоды-
Нет вкусней, сочней еды!
Цветом желтым, цветом красным
Осень щедро красит их.
Невозможно мимо них
Пройти рядом равнодушно.
Так и хочется их скушать.
А они, налившись соком
С веток спелым своим боком
Манят нас, собой дразня
Будто молвят: «Съешь меня».
(Г. Утробин)

Воспитатель: Я думаю, что Царице Осени ваши рисунки понравятся, и она немного повеселеет. Сегодня вечером, я зайду на почту и отправлю ваши рисунки. Спасибо!

Оборудование и материалы: бумага для черновиков (любого размера и качества); бумага плотная для живописи формата А-3, (или А-4); простой карандаш, стирка, точилка; наглядные пособия: несколько известных, простых по форме, овощей (картофель, морковь, луковица, свёкла), или их муляжи или изображения; гуашь не менее 9-ти цветов; баночки для воды; беличьи кисти (толстая — для фона, средняя — для предметов, тонкая — для обводки и мелких деталей): репродукции натюрмортов с овощами (простые но композиции), отрицательные схемы-примеры с типичными композиционными ошибками.

Цели занятия: закрепить понятие об овощах, познакомить с понятием «натюрморт», закрепление полученных знаний о компоновке главных предметов изображения, дальнейшее знакомство с законами композиции — учить гармонично располагать предметы на плоскости листа во фронтальной композиции с учётом свободного пространства и формата, учить рисованию простых геометрических форм и чувствовать их связь с реальным предметом, ознакомить с приёмами работы гуашью, ознакомить с последовательностью работы при рисовании красками, развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкую моторику руки.

Ход занятия

1. Оргмомент: проверяем наличие материалов и их готовность к работе. (Краски закрыты, вода не набирается. Открываем краски и набираем воду непосредственно перед раскрашиванием!)

2. Сообщение темы занятия. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом занятии? А яблоко — это фрукт или овощ? А какие вы знаете овощи? Чем они отличаются от фруктов? Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт с овощами, как настоящие художники.

Преподаватель показывает репродукцию живописной картины или фото­натюрморт с изображением овощей.

Что такое натюрморт? Это изображение не живых предметов: фруктов, посуды, цветов, овощей, или сразу всего вместе. Мы с вами будем рисовать овощи. Показывает — какие именно.

3. Тренировка. Для того, чтобы картина получилась красивой, сначала потренируемся — на листочках-черновиках попробуем нарисовать форму разных овощей. Посмотрите, ребята, какой формы картошка? Это неровные круги или овалы. Давайте нарисуем картошку одним движением (показывает на своём листе). Теперь попробуйте нарисовать её постепенно, из многих штрихов (показывает). Пока ребята пробуют рисовать на черновике, педагог помогает, напоминая, что рука расслаблена, что на карандаш не нужно сильно давить, что линия должна вернуться в ту точку, из которой вышла.

Молодцы! Теперь, посмотрим какой формы морковь. Она похожа на сильно вытянутый треугольник, только уголки у неё не острые, а скруглённые. Преподаватель показывает на своём листе, ребята тренируются — рисуют несколько морковин разного размера.

Примечание: для маленьких деток, с невысоким уровнем подготовки, двух видов овощей простой формы достаточно. Если занятие проводится с детьми постарше, с более высоким уровнем знаний, умений и способностью к концентрации внимания, тогда можно усложнить задачу: добавить овощей и, даже, ввести в композицию простые предметы.

4. Исполнение работы. Преподаватель раздаёт бумагу для работ. Для отработки навыков компоновки, свободного чувства пространства листа, лучше взять для этой работы бумагу формата А-3. Педагог проводит посередине своего листа прямую линию и, сравнивая с репродукцией, спрашивает: Ребята, что за линию я провела? Что я нарисовала? Затем объясняет, что так обозначается плоскость стола, когда рисуем много предметов. Далее, показывает, как расположить овощи на столе в свободном порядке, напоминая о законе расположения главных героев в центре картины.

Знакомит с несколькими новыми законами: о взаимосвязи горизонтального расположения предметов и горизонтального расположения листа бумаги, об эффекте загораживания дальних предметов ближними. Так как в этом возрасте изобразительные способности ребят только формируются, они могут плохо чувствовать связь формы, размера и взаиморасположения предметов со свободным пространством листа. В задачи обучения входит постепенное формирование этого чувства. С этой целью на первых занятиях педагог постепенно объясняет и показывает простейшие законы компоновки и, затем мягко контролирует их выполнение (через напоминание и обращение внимания ребёнка на ошибки) до тех пор, пока ребята не усвоят их.

Типичные ошибки пр рисовании натюрморта и их преодоление:

  • Предметы рисуются слишком маленькими — исправляем их размер до гармоничной связи со свободным пространством листа.
  • Предметы «слеплены в одну кучу», или сильно смещены в каком либо направлении так, что в других местах лист выглядит неоправданно пустым — свободно и гармонично перераспределяем их по листу, с акцентом в центре.
  • Предметы неоправданно сдвинуты к краям листа, «выпадают» из листа, или даже обрезаны краем листа — сдвигаем их к середине так, чтобы заполненной была центральная зрительная зона, и все предметы были видны полностью.
  • Для того, чтобы избежать этих трёх типичных ошибок компоновки, целесообразно иметь схематически нарисованные отрицательные примеры таких ошибочных композиций, и показать их при объяснении -как делать неправильно.
  • Контуры предметов не замкнуты — убираем зазоры, доводим линии до точки, из которой они вышли.
  • Постоянно приходится напоминать о необходимости вытирать лишние линии там, где ближний предмет закрывает собой дальний. (Этой теме может быть посвящён отдельный урок).

Варианты занятия: может ставить более сложную композиционную задачу -компоновка мелких овощей по периферии более крупного предмета в центре — картошка вокруг качана капусты.

После того, как натюрморт закомпанован, можно набрать воду, открыть гуашь и приступать к раскрашиванию. На этом этапе отметим следующие существенные моменты:

Качество бумаги, кистей и гуашевых красок — бумага должна быть плотная, подходящая для живописи; гуашь должна быть свежая, пластичная, не менее 9 цветов; кисти беличьи, мягкие, нескольких размеров для разных видов работ. Если качество материалов для рисования низкое (тонкая писчая бумага, синтетические кисти и 6 баночек старой засохшей гуаши, оставшихся в наследство от бабушки), ребёнок испытает радость творчества, но какого либо эстетического результата от таких занятий ждать нелогично.

Малыши, обычно, начинают раскрашивать работу не от крупных деталей к мелким, а наоборот — не само яблоко, например, а хвостик яблока, не пейзаж за человеком, а глазки и ротик на лице человека и т.п. Эту особенность детского восприятия необходимо перестроить. Живописные композиции любого содержания начинаем раскрашивать с фона, последовательно переходя от. всё более крупных предметов, к мелким деталям! В данной теме, это фон за столом и плоскость стола. К главным «героям» композиции, в данном случае — овощам, мы переходим в последнюю очередь.

Сразу, с первых уроков живописи, важно приучить ребят смешивать краски! Для этого педагог предлагает ребятам выбрать свой любимый цвет для фона, затем подобрать родственные цвета (например, все синие и зелёные, или все тёплые — жёлтый, оранжевый, охра) и, смешивая их в любой последовательности, закрасить фон так, чтобы создалась красочная вибрация, перетекание одного цвета в другой, соседство разных оттенков одного или нескольких цветов.

На первых уроках педагог сам показывает, как это делается, и, затем следит и помогает ребятам освоить это живописное правило. То же проделывается со столом: если это деревянный стол — выбираются все цвета соответствующие дереву (все тёплые, плюс оттенки зелёного), и раздельными мазками разных оттенков передаётся фактура дерева. Если планируется изображать скатерть или салфетки, подбираем цвета исходя из фона и цвета овощей, с элементами несложного узора.

  • Мазки краски, как и штрихи карандашом, кладутся по форме предметов!
  • Ненавязчиво обращаем внимание ребят на наличие теней, и делаем их, добавляя холодные синие тона, или через добавление чёрного.
  • Если ребятам трудно добиться тонового и цветового контраста, и предметы «смешались» и трудно различимы — можно и нужно использовать приём обводки тёмным тоном тонкой кистью.

5. Итог занятия. Дети должны закрепить понятие о фруктах и овощах, знать что такое «натюрморт», знать вышеперечисленные правила компоновки, порядок выполнения живописной работы, правило смешивания цветов, освоить рисование нескольких простых по форме овощей. В конце занятия устраивается общая выставка, работы обсуждаются. Похвалы заслуживают все, кто старался, независимо от результата.

6. Завершение занятия: уборка рабочих мест.

Цель:

Вызвать у детей активный интерес к произведениям живописи и эмоциональный отклик на художественные произведения; учить анализировать и давать оценки полотнам художников; мотивировать желание самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью.

Задачи:

  • продолжать знакомить с жанром живописи – натюрморт;
  • продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;
  • совершенствовать навыки работы акварелью;
  • учить подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путем смешивания красок;
  • развивать чувство композиции;
  • развивать чувство эстетического восприятия;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
  • обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами;
  • развивать самостоятельность и художественно-творческие способности в продуктивной деятельности.

Материал:

Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Летунова «Овощи»,

П. Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И. Петрова-Водкина «Яблоки и лимон», И. Ф. Хруцкого «Цветы и фрукты».

Бумага для акварели, акварельные краски, кисти, банки с водой, подставки для кистей.

Посылочная коробка, муляжи фруктов, вазы разной формы.

Запись мелодии «Сентиментальный вальс».

Предварительная работа.

Рассматривание репродукций натюрмортов, объяснение значения слова «натюрморт», знакомство с дидактической игрой «Натюрморт» и законами составления композиции для натюрморта.

Организационный момент.

Педагог: Ребята, нам прислали посылку! Но самое интересное, что группа указана наша, а вот «кому» здесь указано: художникам. Вы помните, кто такие художники? (Ответы детей ). Как вы думаете, что в ней может быть? (Предположения детей ). Давайте, не будем больше гадать, а скорее ее раскроем.

(Открывают коробку и рассматривают муляжи фруктов и вазы )

Основная часть.

Педагог:

Что же нам со всем этим делать, и причем здесь художники? (Предположения детей ). Конечно, эти все предметы можно нарисовать! Давайте внимательно рассмотрим каждый предмет.

Игра «Какой, какая».

Воспитатель: яблоко какое? (круглое, сочное, желтое), апельсин какой? (круглый, оранжевый, вкусный), слива какая? (темная, продолговатая, спелая), груша – какая? (вытянутая, двухцветная, ароматная), ваза какая? (керамическая, длинная, плоская, светлая).

Педагог:

Друзья, но если мы с вами будем все эти предметы на отдельных листах рисовать, у нас времени не хватит до вечера работу закончить. Как же быть? (Предположения детей). Конечно, можно нарисовать сразу все! Как называется вид живописи, в котором изображено несколько неживых предметов? (Ответы детей). Правильно, натюрморт.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай что это натюрморт.

Сейчас мы все эти предметы сложим вместе и нарисуем!

(Воспитатель расставляет вазы и фрукты и предлагает детям оценить, правильность композиции. Предлагает детям переложить предметы)

Педагог:

Друзья, давайте обратимся за помощью к великим художникам. Мы отправимся в художественную галерею, рассмотрим некоторые натюрморты и поймем, как надо разложить предметы, чтобы натюрморт был красивым.

Презентация «Натюрморты».

Педагог:

Перед нами картина Ивана Фомича Хруцкого «Цветы и фрукты». Что же мы здесь видим? (вазу с цветами… ) Да, первое, на что обращаешь внимание – это огромный, пышный букет. Где изображен букет? (в центре картины ). Что и где еще находится на этой картине? (справа в корзине - виноград и рядом на столе кисть винограда и лимон ). В центре перед букетом стоит стакан с водой, разрезанный персик. Обратите внимание, как много разных плодов нарисовал художник! Какие цвета он использовал для рисования цветов? (георгины – белый и розовый; гвоздики – красный; розы – светло-розовый ). А какие цвета художник не использовал для рисования фруктов? (желтый, светло-зеленый, оранжевый ). Вся картина написана в холодных зеленовато-желтых тонах. Как можно назвать картину? Художник использовал много красок! Поэтому картина и звучит так нарядно и красиво, и празднично!

Динамическая пауза. Игра «Маляр»

(Дети берут цветные карточки и встают в круг, в центре ребенок – Маляр )

Мы позвали маляра:

Не покрашена стена,

Дверь, окно и потолок

Он докрасить нам помог.

Маляр:

Чтоб закончить все дела,

Краска мне, друзья, нужна …

(называет не основной цвет; розовый, оранжевый, фиолетовый и проч.)

Дети собираются группами так, чтобы набор их цветов давал нужный маляру цвет.

Педагог:

Ребята, мы с вами снова возвращаемся в картинную галерею. И сейчас рассмотрим натюрморты других знакомых художников.

Дети рассматривают натюрморты подгруппами и проводят их анализ. Педагог задает вопросы:

Что больше привлекло в картине?

Какие цвета использовал художник?

Что нравится и что не нравится в картине?

Психогимнастика Чистяковой «Цветок».

Под музыку дети выполняют движения по указанию воспитателя. «На лесной полянке проснулось семечко цветка, и появился из него росток, прошел сквозь землю и увидел вокруг... Солнце яркое. Оно обогрело росток. Тучку серую, она полила дождиком росток. Росток тянулся к небу, распускал листочки, и вот появился у него нежный бутон. В один прекрасный момент бутон раскрылся и превратился в цветок. Увидел цветок яркое солнце, сочную траву и море цветных лепестков своих соседей – других цветов. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Теперь он вместе с другими цвел и радовал жужжащих и звенящих насекомых»

Педагог:

Друзья, нас многому научили у великие художники. Теперь мы сами сможем составить композицию для нашего натюрморта.

Дети работают по 4 человека, договариваются между собой, какие предметы и вазы будут присутствовать в их композиции. После составления натюрмортов дети рассказывают о своей позиции. (Какие использовали предметы, где они находятся – слева, справа; дают название своему натюрморту).

Педагог:

Какие удивительные натюрморты вы составили! Теперь можно эту красоту запечатлеть в своих рисунках. Давайте пройдем в нашу художественную мастерскую. Все ссели правильно: спина прямая, грудью об стол никто не опирается, ноги под столом вместе, правая рука держит карандаш, левая - придерживаем лист бумаги. Можно приступать к работе. (Показ изображения воспитателя сопровождается рассказом и работой детей )
Не забывайте, что ориентиром натюрморта является разделяющая линия. Она поможет вам правильно распределить предметы на листе.

Звучи спокойная музыка, дети рисуют педагог помогает наводящими вопросами или советами, отвечает на возникающие у детей вопросы.

Педагог:

Если кто-то закончил работу, ее можно выставлять в галерею. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт ) От ваших рисунков стало вокруг так светло, весело, празднично. Посмотрите, какие сочные фрукты лежат в вазах, словно настоящие. Выберите натюрморт, который вам нравиться больше других. Чем он вас поразил? (Спросить 2-4 детей .) Сегодня вы все постарались, работы великолепны! А, если у кого-то не все получилось, не огорчайтесь, мы после занятия исправит ошибки, и, непременно, получится хорошая работа.

Ребята, что вы сегодня составляли из предметов? (Композицию). Как называется вид живописи, которым вы занимались сегодня? (Натюрморт) Что вам больше всего понравилось на занятии? Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.

Литература.

  1. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:/Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Г.Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000.-300 с
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Комарова Т.С. - М. : Педагогика, 1990.- 326 с.
  3. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников/Л.Прохорова// - Дошкольное воспитание. – 1996.- №5. - стр. 21-27.
  4. Силивон, В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект)/В.А. Силивон. Монография. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2000. – 183 с.
  5. Трофимова, М.В.Изобразительное искусство/М.В. Трофимова, Т.И. Тарабанова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
  6. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста/Е.А. Флёрина. - М. : 1956. - 297 с.
  7. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: 1974. – 452 с.