Евгений онегин смысл названия. Почему роман Пушкина «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни. Краткое описание сюжета

Диктант


Весенний вечер.
Подходит время ночи. За вершинами высоких сосен и елей скрывается солнце. Дышит и оживает земля, сходит снег. Пушистые шапки одна за другой падают с сосен и елей. Пахнет весенними почками. Пробудилась талая земля от зимнего сна.

Много звуков в весеннем лесу. Заливаются на деревьях певчие дрозды. На вершине высокой сосны громко воркует дикий голубь. Страшно ухнул и захохотал филин. Наступила тишь.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Задания:


  1. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения. Дать характеристику предложению.

  2. Выполнить морфемный (по составу) анализ слова - наступила

  3. Во втором предложении у существительных указать падеж.

^ Схема анализа проверки читательских умений работать с текстом художественного произведения уч-ся 4 классов
Дата проверки: ________________

Класс___________ УМК ____________________________


^ Кол-во проверенных учащихся

Выполнили работу без ошибок

Допустили ошибки в заданиях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Отметка «5»_______________________________________ чел _____%

Отметка «4» _______________________________________ чел. _____%

Отметка «3»_____________________________________­­___чел._____%

Отметка «2»________________________________________чел. ____%
Процент успеваемости ______%

Процент качества знаний ______%

Учитель: ____________________ Ассистент: ___________________

4 класс

^ КАРТОЧКА УЧЕНИКА.
Ф.И. ученика _____________________УМК ________________________________
Две лягушки.

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.

Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.

«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».

И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.

«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
(Л. Пантелеев)
^ Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где жили подруги-лягушки? Подчеркни правильный ответ.

В погребе;

в канаве;

в парке.
^ 2. В какое время суток подруги вышли погулять?

вечером;

3. Зачем лягушки забрались в погреб?

Чтобы полакомиться сметаной;

из погреба очень вкусно пахло;

лягушкам захотелось узнать, что в погребе.
^ 4. Почему одна из лягушек утонула?

Ответ: __________________________
5. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

решила доплыть до края горшка;

решила бороться до конца со смертью;

решила сбить масло из жидкой сметаны.
^ 6. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

ничего у тебя не выйдет;

придумываешь;

фантазируешь.
7. О чём главном хотел сказать нам автор?

Об опасности, которая может подстерегать в погребе;

о вкусных запахах из погреба;

о правилах поведения в сложных ситуациях;

о том, что никогда не нужно падать духом.
^ 8. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

«Сказочные истории»;

«Рассказы о природе»;

«Рассказы о животных».
^ 9. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка уровня начитанности:
^ 1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества. Правильный ответ подчеркни.
Сказки;

летописи;

пословицы;

^ 2. Определи жанр произведения. Правильный ответ подчеркни.
Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри:

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядились.
Сказка;

летопись;

^ 3. Запиши имя одного из былинных героев.

________________________________
4. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ 5. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина? Правильный ответ подчеркни.
«О братьях наших меньших»;

«Делу время – потехе час»;

«Доброе братство дороже богатства».

Контрольная работа по математике

для учащихся 4 классов

1 вариант
^ 1. Расположи числа в порядке возрастания:

7864, 7564, 795, 7964, 7664, 74645
2. Выполните вычисления «столбиком»:

23562 + 32541 70963 – 14632

345 х 73 6588: 36
3. Выполни действия:

672 – 96: 4 + 200

1т 4ц  1т 400 кг

17 км 100 м  17 010 м
^

Начертите прямоугольник АBCD ширина, которого 40 мм, а длина на 2 см больше. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

^ 6. Решите задачу:

Из городов, расстояние между которыми 861 км, одновременно выехали навстречу друг другу две машины и встретились через 7 часов. Скорость одной машины 59 км/ч. Определи скорость второй машины.
2 вариант


  1. Расположи числа в порядке убывания:

6792, 6492, 679, 6892, 6565, 64565


  1. Выполни вычисления
«столбиком»:

24643 + 42561 80979 – 16823

263 х 65 8320: 65


  1. Выполни действия:
583 – 69: 3 + 300
^ 4. Сравните и запишите результат с помощью знаков или =

3 дм 8 см 3дм 80 мм

72 ц  7 т 20 ц
5. Решите задачу и начертите прямоугольник:

Начертите прямоугольник ABCD длина, которого 40 мм, а ширина на

2 см короче. Найдите периметр и площадь прямоугольника.

^ 6. Решите задачу:

Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Определи расстояние между посёлками, если один пешеход двигался со скоростью 5 км/ч, а второй – 6 км/ч.

* Дополнительные задания


  1. Предложи способ нахождения значение выражения. Вычисли его.

4т 150 кг * 69 – 4 т 15 кг * 69 + 7 т 900кг *69 =
2. Который теперь час, если прошедшая часть суток на 4 часа больше оставшейся?

^ АНАЛИЗ

итоговой контрольной работы за курс начальной школы по русскому языку

за 2010 -2011 учебный год

МОУ СОШ № _

^

Система, УМК






1. Диктант:

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл за диктант:

% качества выполнения работы

^ 2. Общий анализ ошибок (кол-во уч-ся):

  • Безударная гласная, проверяемая ударением

  • Безударная гласная, непроверяемая ударением

  • Оформление предложений

- знаки препинания (в конце предложения)

- большая буква в начале предложения

  • Обозначение мягкости согласными и, е, ё, ю, я

  • Написание ь – показателя мягкости

  • Правописание ь после шипящих на конце слова

  • Правописание сочетаний: чк, чн, нч, нщ, жи, ши, ча, ща, чу, щу,

  • Правописание непроизносимых согласных

  • Правописание парных согласных

  • Правописание удвоенных согласных

  • Правописание приставок

  • Правописание предлогов

  • Пропуск, замена, искажение

- существительных

- прилагательных

- глаголов

^ 3. Грамматическое задание:

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл за грамматическое задание:

^ 4. Анализ ошибок.

Ошибки в задании №1 (чел.)

Ошибки в задании №2 (чел.)

Ошибки в задании №3 (чел.)

^ АНАЛИЗ

итоговой контрольной работы за курс начальной школы по математике

за 2010 -2011 учебный год

МОУ СОШ № _

Система, УМК


^ Количество учащихся по списку

Количество учащихся, выполнявших работу

^ 1. Качество основной части

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл основной части

% качества выполнения работы

^ 2. Допустили ошибки в основной части работы.

  • Нумерация

  • Задача

- кол-во уч-ся, не решивших задачу

- допустили ошибки в вычислениях

- допустили ошибки в выборе действия

  • Ошибки в выражениях

- на вычитание

- сложение

- умножение

- деление

На порядок действий:


- выбор действия

- ошибки в вычислениях

  • Геометрический материал

- нахождение периметра

- нахождение площади

- выполнение чертежа

  • Примеры с именованными числами

- преобразования

- сравнение

^ 5. Выполнили правильно задание повыш. трудности

(кол-во уч-ся)

Учитель: ________________ Ассистент: __________________
Таблица итогового анализа чтения уч-ся 4 классов, МОУ СОШ № ______ за 2010 – 2011 уч.год
Система, УМК _____________

Дата проверки: _____________

Кол-во учащихся в классе _________ чел.

классы

читав-ших


Понимание прочитанного

(чел. - %)


Способ чтения

Правильность чтения

по буквам

По слогам

Слог + целое слово

Целыми словами

Читают без ошибок

Замена, пропуск, искажение

Повтор слов и слогов

Постановка ударения

Ошибки в окончаниях

выразительность

Речевые отклонения

4 - ые

Учитель:____________________________ Ассистент: _______________________

Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи. Все это потребовало преодолеть не только тесные рамки классицизма, но и отказаться от романтического подхода. Пушкин стремится максимально приблизить свое произведение к жизни, которая не терпит схематичности и заранее заданных конструкций, а потому и форма романа становится «свободной».

И дело не только в том, что автор лишь в конце 7 главы помещает «вступление», иронично замечая: «…Хоть поздно, а вступленье есть». И даже не в том, что роман открывает внутренний монолог Онегина, размышляющего о своей поездке в деревню к дяде за наследством, который прерывается рассказом о детстве и юности героя, о годах, проведенных в вихре светской жизни. И даже не в том, что автор часто прерывает сюжетную часть, помещая то или иное лирическое отступление, в котором может говорить о чем угодно: о литературе, театре, своей жизни, о чувствах и мыслях, которые его волнуют, о дорогах или о женских ножках, - а может просто побеседовать с читателями: «Гм! гм! Читатель благородный, / Здорова ль ваша вся родня?». Недаром Пушкин утверждал: «Роман требует болтовни».

Он действительно как будто не создает художественное произведение, а просто рассказывает историю, случившуюся с его добрыми знакомыми. Вот почему в романе рядом с его героями Онегиным, Татьяной, Ленским, Ольгой появляются люди, которые жили во время Пушкина - Вяземский, Каверин, Нина Воронская и другие. Более того, сам Автор становится героем своего же романа, оказываясь «добрым приятелем» Онегина. Автор хранит письма Онегина и Татьяны, стихи Ленского - и они тоже органично входят в роман, нисколько не нарушая его цельность, хотя написаны не «онегинской строфой».

Кажется, что в такое произведение - «свободный роман» - может войти что угодно, но при всей «свободе» его композиция стройна и продуманна. Главное же, почему создается это ощущение свободы, состоит в том, что роман Пушкина существует, как сама жизнь: непредсказуемо и в то же время согласуясь с неким внутренним законом. Иногда даже сам Пушкин удивлялся тому, что «вытворяли» его герои, например, когда его любимая героиня Татьяна «взяла и вышла замуж». Понятно, почему многие современники Пушкина пытались увидеть в героях романа черты своих друзей и знакомых - и находили их! В этом удивительном произведении жизнь пульсирует и вырывается наружу, создавая и сейчас эффект «присутствия» читателя в момент развития действия. А жизнь всегда свободна в своих многочисленных изгибах и поворотах. Таков и подлинно реалистический роман Пушкина, открывший дорогу новой русской литературе.

«Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»

В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру или ).

Роман начинается знакомством с , летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.

Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.

Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.

Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.

Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.

Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.

Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».

Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.

Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.

Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.

Начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.

Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – . Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.

И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.

Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.

Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.

Но шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался,
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.

В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.

Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.

Наверное, многие читали знаменитый роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и задумывались над его названием. Почему роман назван "Евгений Онегин"?

Этот роман назван именем того героя, которого Пушкин представлял центральным персонажем своего романа в стихах, именно о его жизни повествуется на протяжении всего произведения. Евгений - молодой человек, представитель "золотой дворянской молодежи", свою жихнь проводит праздно и пестро на балах, в ресторанах и в театрах. Но тем не менее, он не глуп, и такая жизнь ему быстро наскучивает, он ищет себе новые интересы. В образе главного героя заключен конфликт между средой и личностью, который был не только у одного Онегина, но и у многих людей тоже. Онегин - это собирательный образ молодых дворян его времени. Благодаря этому роман также назван "Евгений Онегин".

Теперь обратимся к значению имени главного героя. С греческого имя "Евгений" значит "благородный", а его фамилия происходит от названия реки Севера "Онега". Сочетание именно этой фамилии и имени очень мелодично, что важно для любого стихотворения, а этот роман, как известно, написан в стихах. Кроме того, фамилия "Онегин" как бы подчеркивает расчетливость и холодность главного героя этого романа.

Подведем итог в вопросе о том, почему роман назван именем Онегина:

  • Евгений Онегин - главный герой романа, в произведении рассказывается о его жизни, повествование строится вокруг этого персонажа;
  • Евгений Онегин - собирательный образ молодых людей-дворян своего времени, он олицетворяет собой конфликт между средой и личностью;
  • Звучание имени и фамилии "Евгений Онегин" мелодично и красиво, что очень важно для стихотворной формы романа.