Forum стиль архитектуры 19 века. Основные архитектурные стили XIX века

В архитектуре 19 века романтизм не создал собственной школы. Однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-е годы 19 века вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца 19 столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых домов и транспортных артерий. В 1853 году началась перепланировка Парижа, которая полностью изменила город. Начиная с 30-х годов классицизм постепенно изжил себя. Начинается период эклектики в архитектуре – использование различных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившееся до конца 19 века и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы – увлечение готикой, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность, строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки и т.д. Ярким событием того времени – создание в 1889 г. Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Одним из направлений в архитектуре на рубеже 19- 20 веков был модерн (ар нуво в Бельгии, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, либерти в Италии и т.д.) – художественный стиль, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатлений изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому облику зданий. Но для модерна была характерна склонность и к иррационализму (творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне). Стремление модерна к синтезу искусств, необычайно раширило выразительность архитектуры.

В начале 20 века, под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы становится конструктивизм (функционализм) архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработавшее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрической, упрощенной формы. Основоположником направления считается немецкий архитекторВ. А. Гропиус (1883 – 1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Вемаре. Распространению традиции конструктивизма во многом способствовалЛе Корбюзье (1887 – 1965), один из крупнейших архитекторов 20-го века, разработавший принципы, которыми пользуется архитектура по сей день. Советский архитекторКонстантин Мельников (1890 – 1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода Каучук в Москве относятся к шедеврам мировой архитектуры 20 в. По принтипу клуба им. РусаковаДж. Стирлинг построил один и корпусов Лестерского университета в США. Современная архитектура обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономических квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-е – 30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первойЛе Корбюзье в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге «Завтра», о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в центре административными и культурного назначения зданиями, с жилыми зданиями индивидуального плана, с неподлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.

В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.

Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, много­этажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.

Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным мате­риалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.

Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.

Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.

Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. , М. А. , А. Н. , И. Э. , С. В. , А. С. .
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. (1859-1926), А. В. (1879-1949).

В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.

В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).

Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорус­ском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.




Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.

Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требования­ми новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остро­умовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.

В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).

Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX - начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказы­вались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.

Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений - и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).

В связи с общим кризисом русской империи и развитием капитализма с 40-х годов XIX в. в русской архитектуре заметен отход от ансамбля в композиции, развитие эклектики. В архитектуре Петербурга отход от русской классической школы виден в Исаакиевском соборе (1817-1857, А. Монферран, рис. 42), в котором нарушен архитектурный масштаб из-за обобщенной деталировки, крупных скульптур и т. п.; в архитектуре Москвы -в соборе Богоявления в Елохове (1835-1845, Е. Тюрин), где смешались разные стили.

В дворцовой архитектуре появилось реакционно-монархическое официальное направление, провозгласившее «русско-византийский»стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (1839-1849, К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Другое направление в архитектуре применяло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральная часть фасада Московского Политехнического музея, 1875-1877, И. Монигетти, Н. Шохин).

Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве здание Исторического музея (1873-1883, В. Шервуд, А. Семенов) с симметричной усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в.

Важным фактором, оказавшим влияние на развитие архитектуры, явилась потребность в строительстве новых типов зданий (крупных корпусов фабрик, заводов, больших многоквартирных доходных домов) и соответственно в новых строительных материалах, конструкциях (чугун, прокатное железо, позднее железобетон) и новой строительной технике.

С начала XIX в. вместо кирпичных и каменных столбов стали применять чугунные, вместо деревянных балок, каменных и кирпичных сводов - железные прокатные балки в качестве перекрытий лестниц, несущих частей балконов, ферм для мостов и большепролетных помещений. При постройке производственных, больших торговых и конторских зданий применяли каркасные стены, плоские ребристые железобетонные перекрытия, а с 1910 г. - безбалочные. Примером использования железных и железобетонных конструкций для перекрытий, внутренних переходов, мостиков служит здание Верхних торговых рядов (1889-1893, А. Померанцев), ныне ГУМ. Появились новые типы камневидных штукатурок, облицовочных кирпичей и плиток.


Другим фактором, повлиявшим на архитектуру, был буржуазный вкус заказчика. Космополитический характер капитализма привел к частичной потере русской архитектурой своего национального лица, к механическому смешению форм и принципов архитектурного построения разных исторических стилей. Во второй половине XIX - начале XX в. каждому разрешалось строить и благоустраивать свой дом, не вписывая его в существующее архитектурное окружение.

Появившийся новый архитектурный стиль модерн возник как реакция на эклектические заимствования из архитектурного наследия прошлого. Характерные черты стиля модерн: стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач, вычурность, изломанность «текучих» форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров.

Среди наиболее характерных зданий модерна в Петербурге - доходные дома (Ф. Лидваль) на Каменноостровском проспекте с текучими линиями карнизов и фронтонов, с различными по форме и размерам окнами. Черты стиля модерн в московском зодчестве наиболее отчетливо проявились в произведениях Ф. Шехтеля (1859-1926): бывший особняк Рябушинского (1900), ныне музей-квартира М. Горького (рис. 43) - асимметричное здание с ползучими арками входа, многоплановое, полное трагической гармонии. Композиция особняка динамична, она воспринимается в процессе движения вокруг здания. Решетки оград, переплеты окон резко противопоставлены жесткой линии плоского металлического карниза.

Наряду с поисками новых архитектурных форм продолжалось изучение архитектуры прошлых эпох. Началу XX в. свойствен интерес к глубинным истокам русской культуры - ее языческому прошлому. Сторонники национального романтизма обращались к неорусскому стилю в ретроспективном плане, применяя формы и детали древнерусской архитектуры (например, Казанский вокзал в Москве, 1914-1919, А. Щусев). Другие ретроспективисты выражали свои идеи в формах ордерных стилей, прибегая или к итальянскому Возрождению (особняк Тарасова в Москве, 1912, И. Жолтовский), или к традициям русской классической архитектуры XVIII-XIX вв. (особняк Абамелек-Лазарева в Петербурге, 1912, И. Фомин).

Многообразие и противоречивость архитектуры XX в. объясняются существованием ориентаций на модели будущего, предполагающие, с одной стороны, непрерывность и устойчивость процессов развития культуры, с другой - самоценность новизны, порывающей с известным и привычным.

Какой была 19 века в России — времени государственных тревог и потрясений? Покосившееся самодержавие, восстания крестьян и представителей интеллигенции, истощающие землю русскую войны… И все та же претензия на власть во всем мире.

Величие империи мог отразить только один стиль – русский (ампир) с его сдержанной помпезностью, вычурностью в деталях и перегруженностью архитектурными элементами. Именно это архитектурное направление и господствовало в п. п. ХIХ века.

В это время создают свои архитектурные шедевры известнейшие мастера:

  • А.Н. ;
  • А.Д. ;
  • К.И. ;
  • В.П. .

Изменяется архитектура Москвы 19 века: пожар 1812 года уничтожил многие постройки. Засучив рукава за восстановление современной столицы взялся О.И. . Благодаря ему сегодня Москва может похвастаться перед туристами своими достопримечательностями:

  • Ансамбль Красной площади;
  • Ансамбль Театральной площади;
  • Здание Манежа;
  • Кремлевский (Александровский) сад;
  • Триумфальные ворота.

Практически параллельно с Бове работал Д.И. . Этот увековечил свое имя в проектах:

  • Московского университета;
  • Опекунского совета;
  • Дома Луниных на Никитском бульваре.

Русская архитектура в первой трети XIX в. достигает высокого расцвета. Период 1810-1830-х гг. - блестящий и вместе с тем завершающий этап русского классицизма.

После окончания войны 1812 - 1814 гг. в стране ведется обширное строительство и под контролем государства успешно решаются большие градостроительные задачи, создаются величественные ансамбли улиц и площадей, в архитектуре которых зодчие стремились выразить триумф победы русского народа.

Особенности последнего этапа архитектуры классицизма, сказавшиеся в начале XIX в. лишь на отдельных постройках Петербурга и Москвы, теперь проявляются в масштабах всей страны в области гражданского, промышленного и сельского строительства. Этому способствовали и новые формы организации строительства, в частности широкое применение единых норм и правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов. По-новому теперь создавались и архитектурные ансамбли. Если ранее они складывались вокруг большого, центрального здания, то теперь главным становились площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями.

Господствовавший в архитектуре русского классицизма предшествующего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий - жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в Петербурге. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры общественных зданий конца XVIII - начала XIX в..

Продолжает развиваться строительная техника, разрабатываются и применяются металлические конструкции в общественных и производственных сооружениях.

Достижения русской архитектуры этого периода связаны с творчеством выдающихся зодчих позднего классицизма, таких как Росси, Стасов, Михайлов - в Петербурге, Бове, Жилярди, Григорьев - в Москве, Свиязев, Комаров и другие-в горно-заводских районах и городах России.

Начиная с 30-х гг. XIX в. появляются первые признаки распада архитектуры классицизма, разобщения ее технического, утилитарного и художественного начала. В 1830-1840-х гг. возникает деление архитектуры на «высокую» и «низкую». Гражданская архитектура начинает рассматриваться как «изящное искусство». Это было чуждо прогрессивным принципам архитектуры русского классицизма. Такие тенденции вели к снижению художественных требований в архитектуре массовых зданий.

Русский классицизм с его столетним прогрессивным развитием к концу первой половины XIX в. исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения привели в 1840-1850-х гг. к распространению стилизаторства и эклектики.

С середины ХIХ века тенденция изменяется. На первый план выходят древние традиции в искусстве и архитектуре. В результате появляется «русско-византийский» стиль. Одним из основателей направления стал К.А. Тон. Именно он создал храм Христа Спасителя, который и по сей день считается архитектурным шедевром. А архитектор К.А. Тон снискал себе славу основателя направления.

На почве смешения древнерусских и византийских традиций появляются многочисленные ответвления:

  • «Псевдорусский стиль»;
  • «Русский стиль»;
  • «Неорусский стиль».

Активная деятельность народников и их стремление возродить русскую культуру привели к широкому использованию:

  • Окон в традициях русского зодчества;
  • Мелкой кирпичной орнаментики;
  • Шатров, кокошников, крылечек.

Над возрождением культуры работали такие мастера, как:

  • Резанов;
  • Горностаев;
  • Ропет.

Последние годы XIX в. ознаменовали собой стремительное развитие «неорусского стиля».

XIX век оказался для русской земли насыщенным: войны, восстания и бунты, подрыв самодержавной власти… Это все не могло не отразиться на архитектуре этой эпохи, которая стала строгим продолжением классики и наполнилась древнерусскими мотивами.