Бахтин, михаил михайлович. Мемория. Михаил Бахтин

Бахтин Михаил Михайлович - русский философ, историк культуры и теоретик литературы, родился 17 ноября 1895 года в семье служащего Орловского коммерческого банка. Учился в гимназиях Орла, Вильны (1906—1912) и Одессы.

В 1913—1918 — на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе, а затем Петроградского университета, где занимался на кафедрах классической филологии и философии

Михаил Михайлович Бахтин - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность.

В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского "диалогична". Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.

Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой. Сейчас становится ясно, что дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины веков "живым примером", вне письменной фиксации.



Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В. Н. Волошинов" - книга "Философия и социология гуманитарных наук" и "П. Н. Медведев" - "Формальный метод в литературоведении". В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон, например, журнал "Диалог, Карнавал, Хронотоп". Наблюдается и определенное недопонимание позиции и представлений Бахтина - ряд западных исследователей упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления о карнавализации бытия, к воспеванию "телесного" и индивидуалистического начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе "К философии поступка" ясно говорил об "архитектонике личности" как необходимости жить не в сфере абстракций, а в реальном мире - и отвечать за свои поступки. Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин - и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают развитие и продолжение в работах целых научных школ.

Михаил Михайлович писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX века - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной", исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.

С 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске.

Нечипоренко Ю. Д.



Литературовед о Бахтине:

Впрочем, достаточно часто сталкиваешься с мнением, что Бахтин-де вообще мыслитель западного, а не русского склада. В том же самом номере "Вопросов философии" об этом (правда, с определенными оговорками) пишет Бонецкая, которая, в частности, утверждает: "Русские литературоведы, "открывшие" Бахтина и общавшиеся с ним в последние годы его жизни, свидетельствуют о том, что сам Бахтин признавал основополагающими для своего философского становления идеи Германа Когена". Одним из тех литературоведов, которые здесь имеются в виду, был я. Но цитируемый автор явно невнимательно восприняла мой рассказ. Я говорил со слов самого Бахтина о том, что труды ряда германских философов конца XIX — начала XX века, в число которых, помимо Когена, входят Эдмунд Гуссерль и Макс Шелер, оказали большое воздействие на становление способов и приемов постижения бытия и сознания, вырабатываемых Бахтиным; в частности, эти труды помогли ему преодолеть различные типы "психологизма", очень характерного для мыслителей тогдашней России и мира в целом. Но едва ли уместно утверждать (как это делает Н.К.Бонецкая), что для "философского становления" Бахтина основополагающими были идеи (то есть самое ядро философствования) Когена или каких-либо других западных мыслителей.

Кожинов В. В.

Бахтин Михаил Михайлович - ученый, исследователь творчества Достоевского и Рабле, а также проблем эстетики, истории и теории литературы, социологии личности, аксиологии... Но сам он считал себя прежде всего философом, разрабатывавшим, начиная с ранних работ и на протяжении всей жизни, проблемы диалога как широкой мировоззренческой концепции гуманитарного исследования. С этих позиций он рассматривал поэтику Достоевского и смеховую, карнавальную культуру Рабле, а также фундаментальные проблемы человеческой жизни. Еще в 20-е он подверг критике психологическую концепцию понимания как перевоплощения и вживания в мысли и чувства автора текста. Он настойчиво подчеркивал, что понимание имеет диалогический характер и этим отличается от объяснения. «При объяснении только одно сознание, один субъект, при понимании — два сознания, два субъекта. К объекту не может быть диалогического отношения... Понимание всегда диалогично». Поэтому гуманитарные науки опираются именно на диалог, на выражение мыслей его участников. «Человек... всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст. Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека)». Сам текст Бахтин рассматривает как знаковую систему, созданную человеком. В отличие от природных объектов знаки имеют смысл, и поэтому изучение текста всегда начинается с осмысления и понимания, которым предшествует интерпретация. В своих литературоведческих трудах Бахтин подчеркивал, что понимание всегда имеет контекстуальный и исторический характер, ибо осмысление предполагает как «открытие наличного» смысла, так и «п В концепции полифонического романа Бахтина достигает цели своей “философии поступка” — примиряет “мир культуры” и “мир жизни”; роман Достоевского является в глазах Бахтина “культурной ценностью” совершенно особого, высшего порядка.

Вывод о романе Достоевского как о своеобразной духовной действительности, причастной реальному бытию (утверждение более сильное, чем традиционное представление о “жизнеподобии” романного мира), в 30-е годы Бахтин переносит на жанр романа в целом. Роман в его концепции оказывается живой проекцией не только современного ему национального языкового универсума, но и основных форм миросозерцания, обусловленных состоянием культуры. Параллельно исследованию художественных особенностей романа различных эпох Бахтин приходит к выводу о принципиально разном переживании времени и пространства в изменяющихся культурных ситуациях. Если анализ поэтики Достоевского в 20-е годы может быть лишь для специального исследования отделен от его диалогической онтологии (равно как и от концепции причастной бытию культурной ценности), то в 30-е двумя сторонами одной и той же медали оказываются изучение Бахтиным художественной природы ряда разновидностей романа и конкретного культурологического наблюдения.

Прославленная русская пианистка Мария Юдина была больше, чем просто музыкантом. Еще в юности она, помимо музыкальных занятий, посещала в родном городе Невеле философский кружок. Там она познакомилась с Михаилом Бахтиным, дружбу и переписку с которым сохранила до конца дней.

Пианистка Мария Вениаминовна Юдина и философ Михаил Михайлович Бахтин

Бахтин досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала; раскрытие художественных принципов романа Рабле, давшего Бахтину богатый материал для его культурологической штудий, оказалось в целом подчиненным скорее культурологической задаче. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах (“веселая относительность”). На первый план в карнавале выступает неизбывная правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”.

Бахтин видит корни средневекового карнавала уходящими в глубь веков, — в его концепции карнавал оказывается неким универсальным культурным феноменом, тесно связанным с возникшим из него романным жанром.



рибавление путем творческого созидания».

Ещё: Бахтин К философии поступка . Бахтин Искусство и ответственность .

Кожинов В.В. Великий творец русской культуры XX века .


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Филологический факультет

Кафедра русской зарубежной литературы

«Михаил Михайлович Бахтин и его литературоведческая деятельность»

Выполнил: студент 103 группы Борисов Евгений

Проверил: доцент кафедры русской

и зарубежной литературы Тростина М.А.

Саранск 2014

Введение

Из биографии М.М. Бахтина

Творческая деятельность

Основные труды

Введение

Михаил Михайлович Бахтин - гордость отечественной науки, один из самых ярких и самобытных ученых и мыслителей ХХ века. Быть «в уровень с веком» - это значит идти впереди него. В этом смысл и предназначение подлинной науки не секрет, что иные «труды» устаревают еще до их написания. Настоящая же наука не устаревает никогда. «В реальной жизни культуры, которая идет своим путем независимо от того, как о ей судят и рядят и что о ней решают, Бахтин давно приобрел сообразный ему статус, так сказать, «обыкновенного классика», - равноправного собрата классиков русской мысли... Без таких мыслителей, как Бахтин, наука измельчала бы... его не раз будут «преодолевать», к нему не раз будут «возвращаться» - это и есть нормальный способ отношения к классику», - пишет С. Аверинцев.

Если попытаться буквально в двух словах выделить основные особенности творчества Бахтина, то, пожалуй, это будут универсализм и свобода (именно то, что он сам считал главными признаками народной культуры). Бахтин создал новый, синтетический тип гуманитарного знания, органически сочетающего в себе лингвистический, литературоведческий, психологический и семиотический подходы. Именно поэтому многие справедливо считают его прежде всего философом, новатором в исследовании философских основ и методологии гуманитарного мышления, проблем философии культуры. Становящееся современное человековедение стремится понять человека как целостность. Блестящая разработка такого подхода к проблеме человека содержится в трудах Бахтина. И в этом, на наш взгляд, заключается главный секрет огромного воздействия ученного на мировую науку и культуру. Современное гуманитарное знание может быть только синтетическим - таков, на наш взгляд, первый из уроков Бахтина.

В его трудах поражают удивительная внутренняя свобода, раскованность, раскрепощенность мысли - то, что принято называть интеллектуальной честностью. Бахтин не был скован какими-либо догмами и стереотипами. Он писал как бы для самого себя. Мы знаем, что именно таким путем появились, например, знаменитые «Опыты» Монтеня и «Исповедь» Л. Толстого. В самое неподходящее, казалось бы, время основными темами размышлений ученого были: «веселое» обновление, полифония мнений, диалогизм мышления. Все это органически входит в содержание нового мышления. Или же взять потрясающе смелые страницы о «дряхлой», «упорствующей» старости, не принимающей смены и обновления, претендующей на временную значимость своих порядков и идей, объявляющей своих противников не менее чем врагами вечной истины. В этой верности себе, истине, обновляющейся правде заключается наш взгляд, второй урок Бахтина для современного гуманитарного знания. Его творчество показывает, что подлинная наука, которая имеет дело с вечными общечеловеческими ценностями, всегда актуальна.

Из биографии М.М. Бахтина

Михаил Михайлович Бахтин родился 17 (5) ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли, помимо Орла, в Вильно (ныне -- Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.

В 1914--1918 годах Бахтин жил в Петербурге -- Петрограде и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры -- В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.

В 1918--1923 годах он находился в Невеле и затем, с 1920-го, в Витебске и преподавал в местных учебных заведениях. К этому времени двадцатитрехлетний мыслитель достиг в своем развитии очень высокого уровня, и около него сложился философско-религиозный кружок, включавший в себя ряд замечательных людей. В 1919 году в невельском альманахе "День искусства" появилась первая публикация Бахтина -- предельно краткая, но исполненная глубокого смысла статья "Искусство и ответственность". В 1923 году Михаил Михайлович возвратился в Петроград. Здесь он продолжал работу над начатым в Витебске сочинением -- трактатом "Философия поступка", который, правда, увидит свет лишь через шесть десятилетий, в 1980-х годах. Первые труды Михаила Михайловича были изданы по ряду причин под именами близких ему людей: В.Н.Волошинов и П.Н.Медведев. В наше время они переизданы в серии "Бахтин под маской".

В начале 1929 года выходит в свет первое издание (уже под настоящим именем) всемирно знаменитой ныне книги Михаила Михайловича "Проблемы творчества Достоевского". Но незадолго до появления книги, 24 декабря 1928 года, Бахтин был арестован вместе с большой группой так или иначе связанных с ним людей и 22 июля 1929 года приговорен к "заключению в концлагерь сроком на пять лет". Он обвинялся в принадлежности к "подпольной контрреволюционной организации", пропагандировавшей "религиозные и националистические настроения".

Поскольку осужденный был тяжело болен, и пребывание в концлагере грозило ему быстрым смертельным исходом, мера наказания благодаря ходатайствам А.М.Горького и А.Н.Толстого была заменена ссылкой в город Кустанай, в Северном Казахстане, где Михаил Михайлович и прожил около семи лет, работая экономистом-бухгалтером в местном "Райпотребсоюзе".

Окончание срока ссылки не отменяло запрет на проживание в крупнейших городах СССР, тем более в столицах, и в 1936 году Бахтин стал преподавать в Мордовском педагогическом институте в городе Саранске. В следующем году он покинул Саранск и до 1945 года жил в городке Кимры и его окрестностях, работая школьным учителем. Здесь, из-за обострения болезни, ему ампутировали ногу (в 1938 году).

В 1945 году Михаил Михайлович возвратился в Саранск, где продолжил преподавательскую работу в институте. В 1967 году Бахтин был реабилитирован и в 1969 году переехал в Москву, где он и скончался 7 марта 1975 года, прожив чуть меньше восьмидесяти лет.

Для осознания всего драматизма судьбы Бахтина следует задуматься о том, что в расцвете сил (к моменту ареста ему исполнилось тридцать три года) он был, в сущности, лишен возможности публиковать свои труды. Правда, в силу инерции вскоре после ареста вышли в свет его книга о Достоевском и затем две небольшие статьи о Толстом. Но затем все попытки выступить в печати не имели успеха в течение тридцати с лишним лет -- до 1963 года, когда появилось новое, значительно дополненное издание книги о Достоевском.

Достоевского открывает для осуществления этой цели идеальные возможности. А книга о Рабле есть своего рода открытие философии народа, и опять-таки трудно назвать другой столь же превосходный "материал" для реализации этого замысла.

Здесь слово "материал", употребляется в том смысле, что для Михаила Михайловича творчество Достоевского и Рабле не выступало только как средство решения философских задач. Его книги представляют собой одновременно и наиболее глубокое исследование этих художественных миров, и философия здесь ни в коей мере не противоречит филологии; они как раз обогащают друг друга.

Это всецело относится и к остальным основным работам Бахтина, вошедшим в его сборники "Вопросы литературы и эстетики" (1975) и "Эстетика словесного творчества" (1979, 2-е изд. -- 1986). И философский труд, написанный еще в 1920-х годах, -- "Философия поступка" постоянно обращается к художественной литературе, органически соединяя философию с филологией.

биография бахтин литературовед

Творческая деятельность

Творческий путь Бахтина может быть расценен, по его словам, как становление и развитие единой философской идеи. На рубеже 1910-1920-х гг. Бахтиным овладел замысел создания «первой философии», беспредпосылочного учения о бытии. На основании нового бытийственного созерцания это учение в проекте должно было вывести из кризиса европейскую мысль - преодолеть роковой разрыв между «миром культуры» и «миром жизни», в чем, по Бахтину, состоял основной порок современного «теоретизма». Свое учение Бахтин представлял в качестве системы, имеющей, однако, характер не отвлеченной метафизики, но нравственной философии; вольно или невольно он следовал установке Канта на приоритетность «практического разума» в деле построения самообоснованного мировоззрения. Главной категорией нравственной онтологии Бахтина стало понятие «бытия-события», к которому был приравнен «ответственный поступок» человека; гносеологическая проблема при этом решалась на основе интуиции «участного», т.е. приобщенного к бытию мышления («К философии поступка»). Свое учение Бахтин изначально мыслил синкретическим; включая в себя этику и эстетику, оно определялось в качестве философской антропологии. Хотя «первая философия» Бахтина не осуществилась в качестве задуманной системы, ее ключевые представления выразились в конкретных разработках. Культурология, «металингвистика», теория литературы, «историческая поэтика» и т.д. суть модусы единой гуманитарной дисциплины Бахтина, различные развороты фундаментальной проблемы человеческого бытия.

С 1918 по 1924 Бахтин разрабатывал в своих сочинениях проблемы этики и эстетики. Это было время расцвета русского формализма, адепты которого доказывали, что литературный текст есть прежде всего сумма технических приемов. Бахтин же выдвигал на первый план семантические аспекты произведения - не то, как оно "сделано", а то, что оно "значит". "Ничто не замкнуто в себе" - ключевое положение и его ранних трактатов, и позднейших трудов.

В 1924 Бахтин переехал в Ленинград, где продолжал писать на самые разные темы. В книге «Фрейдизм: критический очерк» (1927) он критикует Фрейда за примитивизацию сложных проблем сведением их к сверхупрощенным формулам; Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику (1928) продолжает полемику Бахтина с формалистским безразличием к истории.

Книга «Проблемы творчества Достоевского» (1929) содержит анализ романов классика русской литературы как «полифонических», представляющих собой сочетание нескольких равноправных голосов, в отличие от единой точки зрения, навязываемой «всезнающим» автором. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» - эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе - оттого и речь его «нескончаема».

Бахтин написал несколько работ по теории и истории романа, которые были опубликованы лишь вслед за вторым, существенно переработанным изданием книги о Достоевском, принесшей ему всемирную известность. Две основополагающие монографии - «Слово в романе» (1934-1935) и «Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938) демонстрируют принципиальную установку Бахтина: роман не «просто жанр среди прочих», а основная литературная форма, отражающая и определяющая уровень самосознания культуры.

Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой становится монография «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе - жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.

В последние годы жизни Бахтин вернулся к философским увлечениям своей молодости.

Идеи Бахтина повлияли на мировое и отечественное человекознание, на культурологию, литературоведение, искусствознание особенно в части концептуализации смеховой культуры, развитие идей диалога культур.

Основные труды

· К философии поступка.(1919-1921), Опубл. 1986.

· Проблемы творчества Достоевского 1929; Киев, 1994.

· Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1963; 1974; 1979 (4-е изд.).

· Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1965; 1990.

· Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

· Литературно-критические статьи. - М., 1986.

· Тетралогия. - М., 1998.

· Собрание сочинений: В 7 т. / Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН. - М., 1996-:

· Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2003. - 957 с.

· Т. 2. «Проблемы творчества Достоевского». Статьи о Толстом. Записи курса лекций по истории русской литературы. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2000. - 799 с.

· Т. 4 (1). «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2008. - 1120 с. - ISBN 978-5-9551-0266-5.

· Т. 4 (2). «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010. - 752 с.

· Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1997. - 732 с. ISBN 5-89216-011-4

· Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-1970 гг. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. - 800 с.

· Беседы с В. Д. Дувакиным. М., Согласие, 2002. - 398 с. - ISBN 5-86884-099-2

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи /Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М.:Худож. Лит., 1986.-543с.

3. Бахтин М. М. Лекции по истории зарубежной литературы: Античность. Средние века: (В записи В. А. Мирской) / Публ., подгот. текста, предисл. и комент. И. В. Клюевой, Л. М. Лисуновой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 212с.

4. Конкин С.С., Конкина Л. С. Михаил Бахтин: (Страницы жизни и творчества). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 400с.

5. Карпунов Г.В. и др. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил., 1989. -28с.

6. М.М. Бахтин в Саранске: документы, материалы, исследования.

Выпуск I /МГУ им. Н.П. Огарева; Редкол.: Н. Л. Васиольев, К. Г. Исупов, В. П. Киржаева и др.; Под ред. О. Е. Осовского. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. - 240с.

7. М.М. Бахтин в Саранске: док., материалы, исслед. Вып. II-III /МГУ им. Н.П. Огарева, Филол. фак.; Бахтин. Центр Независимого ин-та америк. и европ. Исслед.; (Редкол.: О. Е. Осовский). - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 252с

8. М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений / Редкол.: А. И. Сухарев (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991 - 120с.

9. Аверинцев С.С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. 1988 №3. С.256

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография и творческое наследие Карена Ашотовича Степаняна - литературоведа, критика, редактора; доктора филологических наук, вице-президента Российского общества Достоевского. Статьи по проблемам современной русской и зарубежной литературы.

    реферат , добавлен 21.01.2014

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Биография Льва Николаевича Толстого - просветителя, публициста, одного из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Создание произведений "Рубка леса", "Война и мир", "Анна Каренина", "Казаки". Педагогическая деятельность писателя.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Ознакомление с детскими и юношескими годами жизни, образованием и литературной деятельностью Пришвина Михаила Михайловича. Написание автором первого рассказа "Сашок" и дальнейший выпуск повести "Жень-шень", а также книг "Башмаки" и "Родники Берендея".

    презентация , добавлен 20.02.2012

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Слово о полку Игореве. Горе от ума. Образ автора в романе "Евгений Онегин". Любовная лирика Пушкина. Ольга и Ленский. "Парус" Лермонтова. Мертвые души. Отцы и дети. Поэзия Фета. Сергей Есенин - один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. Сказки Салты

    шпаргалка , добавлен 14.06.2005

    Биография, жизнь и творчество детского писателя Льва Кассиля. Книги Кассиля для детей, принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века - повести "Кондуит", "Швамбрания", "Вратарь Республики".

    презентация , добавлен 14.10.2014

    История жизни Михаила Александровича Шолохова - русского советского писателя, его детские и юношеские годы, трудовая деятельность, начало творческого пути. Перечень основных произведений. Вручение Шолохову Нобелевской премии. Почтение его памяти.

    презентация , добавлен 22.04.2011

    Биография Ремизова Алексея Михайловича. Основные произведения прозаика и драматурга: "Лимонарь, сиречь: Луг духовный", "Московские любимые легенды", "Страница", "Посолонь", драмы "О Иуде, принце Искариотском", "Бесовское действо" и "Царь Максимилиан".

    презентация , добавлен 11.02.2013

    Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), его деятельность в области детской литературы. "Дневники" Чуковского как новое отражение русской мемуарной прозы. Описание театрализованного литературно-художественного быта Петербурга начала ХХ века.

Бахтин Михаил Михайлович - специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии, литературоведения. Родился в Орле в 1895 г. Закончил гимназию в Одессе и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, окончил его в 1918 г. Владел пятью языками (греческим, латынью, немецким, английским, французским). По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Среди Невельских друзей Бахтина - оригинальный мыслитель и литературовед М.И. Коган, философ, поэт и музыковед В.Н. Волошинов, философ и филолог Л.В. Пумпянский и др. В 1920 г. переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал всеобщую литературу в Высшем институте народного образования и философию музыки в консерватории. Читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью. В 1924 г. Бахтин переезжает в Петроград. Несмотря на то, что он не может найти здесь постоянную работу и живет случайными заработками и на мизерную пенсию по инвалидности, эти годы были важнейшим периодом его творческой деятельности. В ночь на 24 декабря 1929 г. Бахтин был арестован по ложному обвинению в причастности к деятельности «нелегальной организации правой интеллигенции» (Ленинград) под названием «Воскресение» и приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По личному ходатайству в связи с тяжелой болезнью - множественным остеомиелитом - приговор был изменен на 5 лет ссылки в Кустанай. После окончания ссылки в 1936 г., из-за запрета проживать в крупных городах, устроился на работу в Мордовский педагогический институт в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 г. и до 1945 г. жил на станции Савелово (на границе между Московской и Калининской обл.) и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 г. перенес ампутацию ноги. В 1945 Бахтин снова в Саранске, где работает на кафедре всеобщей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 г. - университета). Во второй половине 60-х гг. здоровье Бахтина значительно ухудшилось, хотя он продолжает заниматься наукой. В 1969 г. Бахтин оставляет Саранск, проходит лечение в московской клинике, затем с женой поселяется в одном из подмосковных домов для престарелых. После смерти жены в 1971 г. Бахтин переезжает в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филологического факультета Московского университета. Умер Бахтин в 1975 г., не дожив около полугода до своего 80-летия.

Всю жизнь стремившийся к активной творческой деятельности и только в ней видевший свое предназначение, ученый был практически выключен из научной жизни своего времени, вынужден был писать «в стол». На протяжении более 30 лет Бахтин не опубликовал ни одной из своих крупных работ. Широко распространена версия, согласно которой авторство ряда работ, опубликованных под именами В.Н. Волошинова и П.Н. Медведева, принадлежит Бахтину или эти работы написаны в соавторстве с ним. В ноябре 1946 г. в Институте мировой литературы проходит защита кандидатской диссертации Бахтина - «Рабле в истории реализма». Однако эта работа, позже оцененная как выдающееся научное достижение, не дала Бахтину возможности получить научную степень: она была присуждена ему лишь через 6 лет.

Спец. в обл. теории познания, эстетики, культурологии, филол., литературоведения.

Род. в Орле. Закончил гимназию в Одессе и поступил на ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та, затем перешел в Петроградский ун-т, окончил его в 1918. Владел пятью языками (греч., латынью, нем., англ., франц.). По окончании ун-та преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Среди невельских друзей Б. - оригинальный мыслитель и литературовед М.И.Коган, философ, поэт и музыковед В.Н.Волошинов, философ и филолог Л.В.Пумпянский и др. В 1920 переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал всеобщую литературу в Высшем ин-те нар. образования и филос. музыки в консерватории.

Читал публичные лекции, занимался активной науч. деятельностью.

В 1924 Б. переезжает в Петроград.

Несмотря на то, что он не может найти здесь постоянную работу и живет случайными заработками и на мизерную пенсию по инвалидности, эти годы были важнейшим периодом его творч. деятельности.

В ночь на 24 декабря 1929 Б. был арестован по ложному обвинению в причастности к деятельности "нелегальной организации правой интеллигенции" (Ленинград) под названием "Воскресение" и приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

По личному ходатайству в связи с тяжелой болезнью - множественным остеомиелитом - приговор был изменен на 5 лет ссылки в Куста-най. После окончания ссылки в 1936, из-за запрета проживать в крупных городах, устроился на работу в Мордовский пед. ин-т в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 и до 1945 жил на станции Савелово (на границе между Моск. и Калининской обл.) и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 перенес ампутацию ноги. В 1945 Б. снова в Саранске, где работает на кафедре всеобщей литературы Мордовского пед ин-та (с 1957 - ун-та). Во второй половине 60-х гг. здоровье Б. значительно ухудшилось, хотя он продолжает заниматься наукой.

В 1969 Б. оставляет Саранск, проходит лечение в моск. клинике, затем с женой поселяется в одном из подмосковных домов для престарелых.

После смерти жены в 1971 Б. переезжает в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филол. ф-та Моск. ун-та. Умер Б., не дожив около полугода до своего 80-летия. Всю жизнь стремившийся к активной творч. деятельности и только в ней видевший свое предназначение, ученый был практически выключен из науч. жизни своего времени, вынужден был писать "в стол". На протяжении более 30 лет Б. не опубликовал ни одной из своих крупных работ. Широко распространена версия, согласно к-рой авторство ряда работ, опубликованных под именами В.Н.Волошинова и П.Н.Медведева, принадлежит Б. или эти работы написаны в соавт. с ним (см. статью "Волошинов"). В ноябре 1946 в Ин-те мировой литературы проходит защита канд. дисс. Б. - "Рабле в истории реализма". Однако эта работа, позже оцененная как выдающееся науч. достижение, не дала Б. возможности получить науч. степень: она была присуждена ему лишь через 6 лет. Эпиграфом к науч. творч. Б. могут служить его же слова: "Мое слово останется в продолжающемся диалоге, где оно будет отвечено, услышано и переосмыслено". Науч. наследие Б. велико.

Он стремился "повернуть" филос. к вечным проблемам человеч. бытия. Через все иссл. Б. проходят идеи об ответственности за свое единственное бытие в мире и культуре личности.

Он считал, что филос. должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физ., сколько дух.), как сплошное "поступление". Важнейшей задачей бахтинской филос. стала проблема объединения двух миров - мира культуры и мира жизни, уничтожение "бездны между мотивом поступка и его продуктом". Б. стремился ответить на вопросы: как сделать общезначимое моментом индивидуального "бытия-события"? Как связать воедино мир культуры и мир человека? Как "вменить" человеку ответственность? По трактовке Б., долг каждого человека - признать свою "единственность" и претворить в жизнь ответственным поступком, к-рым должна стать жизнь каждого отдельного человека.

Основное понятие своей филос- поступок - Б. трактует как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования.

С позиции "философии поступка" Б. решает и проблему ценности: не существует ценности, раз и навсегда данной, "общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте". Важное место в творч. Б. занимает филос. языка. Его труды в этой обл. можно охарактеризовать как попытку "перенести" вопрос о взаимодействии культуры и человека в новую - семиотическую - плоскость. "Язык", по Б.,- это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. "Слово" - акт индивидуального творч. "Соц. кругозор" - та обл. значений, к-рая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией.

Размышляя над проблемой взаимодействия традиции и индивидуального творч., Б. видит в нем прежде всего диалог с традицией.

Эстетич. идеи Б. неразрывно связаны с его общей филос. установкой и органически вписываются в "философию поступка". В трудах Б. ставятся и оригинальным образом решаются проблемы диалога, речевой коммуникации, к-рые являются ключевыми для ряда направлений в совр. филос. (и, шире, гуманитар.) мысли, в том числе таких направлений, как иссл. аргументации и риторики.

Особое значение в этом плане имеет трактовка Б. объективно-нейтральных стилей как "инвольвирующих все же определ. концепцию своего адресата", "предполагающих как бы тождество адресата с говорящим", а также его понимание всякого высказывания как "звена в очень сложно организованной цепи др. высказываний", вступающего с ними в те или иные отношения, когда "всякий говорящий сам является в большей или меньшей степени отвечающим". А.П.Алексеев В ранней работе Б. "К философии поступка" нравств. филос. названа "первой философией"; она ориентирована на осмысление природы человека, дух. бытия, его переживаний, вчувствований в др., поступков словом, делом. Термином "первая филос. " подчеркивалась значимость нравств. начал в жизни об-ва, нравств. поведения, к-рое предполагает не только свершение поступков, но сознательное, мотивированное отношение к ним, а не только достижение неких результатов, предписываемых сверху, от имени всеобщего.

Понимание специфики нравств. филос. Б. возможно лишь в контексте дух. исканий как западноевроп., так и отеч. мыслителей.

В то же время ему узки рамки теор. парадигм той или иной филос. школы. Филос. наследие Б., в том числе и этич., невозможно ограничивать рамками филос. жизни, неокантианства, феноменологии, герменевтики, как это нередко делается исследователями.

Его нравств. филос. вбирает в себя множество идей и вопросов, при этом не дается окончательного ответа ни на один из них, скорее нас приглашают к дальнейшему осмыслению, развитию их. В этич. теории Б. были заложены идеи диалога.

И потому она предстает антиподом рационалистических филос. систем, в к-рых игнорируется внимание к предельным основаниям индивидуального бытия человека за счет абсолютизации роли разума, познания, логики, замкнутых на самих себе. Такое "самозамыкающееся мышление" определяется Б. как "роковой теоретизм", "монологизм", когда невозможно видеть мир вне себя "чужим сознанием". Науч. знание, зафиксированное в теориях, м.б. передано, но знание бытия иное, оно переживается всякий раз заново. "Первая филос. " не м.б. ориентирована на смысловую, содержательную сторону.

Она предполагает признание факта "события в бытии" и единственно действительного акта - поступка.

Имеется в виду и выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я - единственный свидетель "события-бытия". Мое знание - это онтол. знание.

Оно определяется "моим не-алиби в бытии". Нравств. филос. прочитывается как этика художеств. творч., этика профессионала, религ. этика. В ней реализуются иные критерии истины и соответственно ему наличествуют свои познавательные методы.

Здесь Б. ближе всего к антропол. филос. и им творч. осмысливаются такие фундам. понятия, как "душа", "дух", "духовность", "душевное", "тело". Для его филос. антропологии характерен принцип триединства, когда тело, душа и дух рассматриваются в их взаимной связи. Новаторской предстает и разработка проблемы "я-для-себя", "я-для-другого", "другой-для-меня", где существенное место занимает феноменологический аспект "причастной вненаходимости к чужому сознанию", "участное внимание к другому". Здесь заложена этич. и эстетич. проблематика, определявшая формы, сущность взаимоотношений мира культуры, искусства и жизни человека.

Нравств. филос. Б. пронизывает идея о том, что каждый феномен человеч. жизни необходимо воспринимать как феномен культуры, прочитывать в ее контексте.

А идея культуры понималась как синтез дух. смыслов бытия - логических, эстетич., религ., нравств., эмоциональных.

И потому Б. дает свое понимание культуры.

Всякая культура основывается на творч. и означает творч. Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, соц. необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда и нет надобности в знании о дух. мире. Это один из корней кризиса творч., кризиса культуры и кризиса поступков.

Если всюду царит причинная и матем. необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости.

С человека снимается всякая ответственность.

Через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки.

Здесь речь идет уже не только о человеке, владеющем культурой, но и о том, как сама жизнь наполняется, пронизывается культурой.

Р. И. Александрова Соч.: Проблемы творчества Достоевского.

Л., 1929; Предисловие (Драматические произведения Л.Н.Толстого) // Толстой Л.Н. Полн. собр. художеств. произведений.

Т. 11. М.-Л., 1930; Искусство и ответственность // День искусства.

М., 1979; Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве (1924) // Вопросы литературы и эстетики.

М., 1975; Из лекций по истории русской литературы (1920-е гг.). Запись Р.М.Миркиной.

Напечатано: Вячеслав Иванов // Эстетика словесного творчества.

М., 1979; Л.Н.Толстой // Прометей.

Т.12. М., 1980; Слово в романе (1934-1935) // Вопросы литературы и эстетики.

М., 1975; Роман воспитания и его значение в истории реализма (1936-1938) // Эстетика словесного творчества.

М., 1979; Формы времени и хронотопа в романе (1937-1938) // Вопросы литературы и эстетики.

М., 1975; Творчество Франсуа Рабле и народная культура среднековья и Ренессанса (написано в основном к 1940, значительно доработано в 60-е гг.). М., 1965; Рабле и Гоголь (1940, 1970) // Вопросы литературы и эстетики.

М., 1975; Из предыстории романного слова (1940) // Там же; Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Опыт философского анализа (1959-1961) // Эстетика словесного творчества.

М., 1986; К переработке книги о Достоевском (1961) // Там же; Проблемы поэтики Достоевского.

Перераб. и доп. изд. кн. "Проблемы творчества Достоевского" (Л., 1929). М., 1963 (1972, 1979); Ответ на вопрос редакции "Нового мира" // Эстетика словесного творчества.

М., 1986; Из записей 1970-1971 годов // Там же; К методологии гуманитарных наук (1974) // Там же; Литературно-критические статьи.

М., 1986. Бахтин, Михаил Михайлович Род. 1895, ум. 1975. Философ, литературовед, автор исследований по теории и истории эпоса, романа, языка, народной культуры Средневековья, трудов, посвященных значению категорий поэтики ("Проблемы поэтики Достоевского", 1979; "Творчество Франсуа Рабле..., 1965, "К философии поступка", опубл. 1986). Опубликовал сборник статей "Вопросы литературы и эстетики" (1975).

Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орёл - 6 марта 1975, Москва) - русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм (экспортировано из эстетики музыки), смеховая культура, хронотоп (экспортировано из теории относительности Эйнштейна), карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в "большом времени").

Биография

Родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Затем вместе с семьей жил в Вильно (ныне Вильнюс; 1905-1911) и Одессе (1911-?); по его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет); университет не окончил.

С 1918 года живёт в городе Невеле, преподаёт в единой трудовой школе. Там складывается тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов,М. В. Юдина, Б. М. Зубакин.

С 1920 года живёт в Витебске, преподает в педиституте и консерватории. В круг его знакомых входят П. Н. Медведев и И. И. Соллертинский.

В 1924 году вернулся в Ленинград.

Опубликовал под своим именем книгу «Проблемы творчества Достоевского», а также, будучи политически неблагонадёжным, участвовал в написании ряда статей и работ, подписанных другими членами кружка без упоминания имени Бахтина; помимо уже упомянутой работы Волошинова, это книга Медведева «Формальный метод в литературоведении» и ряд статей Медведева, Волошинова и Канаева (точка зрения, согласно которой всё это единоличные тексты Бахтина, в настоящее время теряет сторонников).

В декабре 1928 года Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера «Воскресение». 5 января 1929 г., Бахтин по болезни (множественный остеомиелит) освобожден из заключения под домашний арест. 22 июля, в то время, когда он находился в больнице, был заочно приговорен к пяти годам Соловецкого лагеря. Издание в июне 1929 г. первой книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», изданной в ГИЗе, помогает хлопотам жены и друзей - приговор заменен на на 5 лет ссылки в Кустанай.

После окончания ссылки в 1936 из-за запрета проживать в крупных городах устроился на работу в Мордовском педагогическом институте в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 г. и до 1945 жил на станции Савёлово на границе между Московской и Калининской областями и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 г. ему ампутировали ногу.

В 1945 году Бахтин, живший тогда в Саранске, приезжал в Москву и предоставил в ВАК свою диссертацию о Франсуа Рабле на соискание степени доктора наук; диссертация вызвала идеологическую критику, её вернули автору на доработку, а затем присвоили лишь кандидатскую степень. В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 - Мордовского государственного университета) по 1961 г.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в 1960-е годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году переехал из Саранска в Москву. Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе (вышедший вскоре после смерти автора). Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский Центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.