Этапы формирования детского словесного творчества. Словесное творчество детей

ПРОГРАММА

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Необходимо организовать педагогическую среду



Основные цели :

Основные задачи:

Первыйконцептуальный компонент

Цель



Третий базовый компонент - педагогические условия

- педагогическая среда -

- творческий диалог -

- клубные формы деятельности

Роль учителя

Роль ребёнка

Характер мотивации ребёнка

– только сердцем

Диагностика результата

Методы диагностики

Учебно-тематический план

Тема Часы
1.
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10.
11.
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14.
15.
16.
17.
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20.
21. ИТОГО

Сочинение загадок.

1) словесные игры: шарады;

2) чтение русских народных загадок;

3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;

4) сочинение загадок;

Сочинение рассказа.

1) словесные игры: литературные перевёртыши;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;

3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;

4) сочинение рассказов;

5) задание на дом: сочинить рассказ.

Сочинение скороговорок.

1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;

3) чтение русских народных скороговорок;

4) сочинение скороговорок;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение двустиший.

1) словесные игры: «угадай букву»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;

3) чтение двустиший Б.Заходера;

4) сочинение двустиший в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: стихи-шутки;

3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»

4) сочинение коллективного рассказа по картине;

5) обсуждение полученных произведений.

Творческое рассказывание.

1) словесные игры: ребусы;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;

4) сочинение индивидуальных историй;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение рассказа.

1) разминка – сценические этюды;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение рассказов в парах;

4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;

5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.

Сочинение основы сценария.

1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) сочинение сценариев в парах;

4) разыгрывание детских сценариев;

5) обсуждение полученных произведений.

Сочинение сказок.

6) словесные игры: сканворды;

7) эмоциональная и практическая подготовка детей;

8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».

9) сочинение коллективных сказкок;

10) обсуждение полученных произведений.

Сочинение стихов.

1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) чтение стихов А.Барто;

4) сочинение стихов в парах;

5) обсуждение полученных произведений.

Рассказывание по картине.

1) словесные игры: «буквы спрятались»;

2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;

4) обсуждение полученных произведений.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

Развитие детского словесного творчества

Для детей 7-10 лет

Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

Калининград 2014

Пояснительная записка

Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили, а также следующие положения:

Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

Необходимо организовать педагогическую среду , в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.

Основные цели :

Воспитание Благородного Человека

Развитие творческих способностей;

Развитие словесно-творческих способностей;

Развитие коммуникативных способностей.

Основные задачи:

Увлечь детей радостью творчества;

Раскрыть их словесно-творческий потенциал;

Создать творческий детский коллектив;

Привить детям общечеловеческие ценности.

Основные принципы педагогической деятельности:

Тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;

Постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);

Неформальные отношения с детьми;

Творческий диалог педагогов с детьми.

Первыйконцептуальный компонент модели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.

На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент , представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.

Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач . Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.

Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.

Особенности выполнения творческих заданий:

Выполняются только добровольно;

Выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);

Произведения ребёнка читаются только с его согласия;

Педагог выполняет задания вместе с детьми;

Творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.

Третий базовый компонент - педагогические условия развития детского словесного творчества:

- педагогическая среда - коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);

- творческий диалог - специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;

- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).

Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:

Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.

Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.

Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.

Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.

Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.

Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.

Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.

Методы диагностики : самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.

Учебно-тематический план

Тема Часы
1. Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».
2. Рассказывание по картине
3. Сочинение загадок
4. Сочинение рассказа
5. Творческое рассказывание.
6. Сочинение скороговорок
7. Сочинение двустиший
8. Рассказывание по картине
9. Творческое рассказывание
10. Сочинение детективного рассказа
11. Сочинение многосерийной истории
12. Сочинение основы сценария
13. Сочинение сказки
14. Сочинение юмористического рассказа
15. Рассказывание историй об игрушках
16. Сочинение сатирического рассказа
17. Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы»
18. Сочинение стихов
19. Рассказывание по картине
20. Сочинение сказки по картам Я.Проппа
21. ИТОГО

По определению психологов, творчество – это деятельность,

в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» .

Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» .

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,



и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях

В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное - задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).

Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять .

В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

и преобразованы.

В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества.

Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

в один прием».

Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами . На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

(Н.А. Стародубова).

В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

(СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

и другие).

Словесное творчество - процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой , автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого он засушенный цветок.

/В.А. Сухомлинский/

Тема данной работы “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста” была выбрана мною не случайно.

  1. В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
  2. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию словесного творчества дошкольников, все же практического материала недостаточно.
  3. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок.

В связи с этим вопрос развития словесного творчества детей дошкольного возраста с использованием различных методов сочинения сказки до сих пор не теряет своей актуальности.

Исходя из вышесказанного, были поставлены цель и задачи по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Цель работы – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок и алгоритм сочинения сказок.

Образовательные задачи способствуют овладению детьми определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития:

  1. Развитие интереса к художественной культуре путем ознакомления с отечественным литературным наследием, приобщение детей к русским народным сказкам.
  2. Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д.
  3. Изучение природных явлений, образов животного и растительного мира. Развитие исследовательских навыков.
  4. Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством посредством формирования у них разнообразных художественных и творческих способностей.
  5. Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
  6. Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
  7. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
  8. Развитие актёрских способностей посредством взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра.

Воспитательные задачи направлены на развитие нравственных и духовных качеств детей:

  1. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности.
  2. Восхищение творчеством русского народа; возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.
  3. Развитие эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания.
  4. Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
  5. Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда.
  6. Формирование у каждого ребёнка эмоционально-положительного отношения к природе.
  7. Развитие у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
  8. Развитие творческого потенциала ребёнка, его художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия.

На базе дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №27 г. Санкт-Петербурга была разработана и апробирована система педагогических мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка.

Характер проведённой работы позволил разработать цикл занятий “Азбука сказки”, мнемотаблицы “Сказки”, дидактические игры, подобрать различные методы сочинения сказок и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе.

В своей работе опирались на следующие принципы :

  • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний (отбор художественного материала по различным видам народного искусства: музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).
  • Принцип интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).
  • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
  • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
  • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.
  • Принцип прочности полученных знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов, сказок. Поэтому система работы с детьми дошкольного возраста по развитию словесного творчества включала:

  • Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как здесь сохранились особенные черты характера русского народа: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие… Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.
  • Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но и развитие артикуляционной моторики, а также развитие связной, монологической речи и апробация нестандартных методов сочинения сказок, позволяющих развить словесное творчество дошкольников. Нестандартно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, например, создавать свободные продолжения, переложения сказок, придумывать различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.п. Нетрадиционный подход как раз даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.
  • Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов живой и неживой природы через исследовательскую, изобразительную и игровую деятельность. Крайне важно не только научить ребёнка сочинять, но и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.
  • Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.

На первом этапе работа по развитию словесного творчества была направлена на активизацию запаса знаний самых известных сказок. Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились не только с авторскими сказками и русскими народными сказками, но и с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками).

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, к сказке “Лисичка со скалочкой” – “Что посеешь – то и пожнёшь” и т.п. .

К ряду произведений литературного наследия подбирался не только лексический, но и картинный материал. Для эффективного усвоения последовательности событий с учетом речевых умений детей определялись методические приёмы. Были изготовлены опорные схемы – мнемотаблицы , отражающие ту или иную сказку и содержащие чёрно-белое или цветовое обозначение героев сказки, их поступки, предметы и явления природы. Сюда вошли “Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”, “Рукавичка”, “Машенька и медведь”, “Вершки и корешки”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Зимовье зверей”, “Петушок и бобовое зёрнышко”, “У солнышка в гостях”, “У страха глаза велики”, “Кот, петух и лиса”, “Волк и семеро козлят”, “Лисичка – сестричка и серый волк”, “Петушок и жерновцы”, “По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Это не случайно, ведь результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления: абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т.д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т.к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет.

Система работы также включала в себя подробный анализ сказочных повествований. Дети учились глубже воспринимать традиционные способы построения сказки и организации сюжета в ней. Для этого использовались “Карты-схемы В.Я. Проппа” . Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет автору сказки в дальнейшем при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, тем самым развивая своё творческое, креативное мышление.

В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей прививается любовь к родному языку и гордость за его богатство, совершенствуется монологическая речь, повышается интерес к словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развиваются актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Литература.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  8. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
  10. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Татьяна Козлова
Особенности развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития творческих возможностей ребенка. Становление творческой деятельности рассматривается в тесной связи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения , предполагающего новизну, неопределенность познаваемой ситуации и неограниченного разнообразия возможных способов ее разрешения .

Существуют различные мнения и по поводу источников возникновения творчества детей . Одни исследователи считают творчество результатом внутренних самозарождающихся сил ребенка и что взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс . Другие считают источниками творчества окружающую жизнь , искусство. Авторы признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей , но считают нужным разумное влияние педагога.

По определению, творчество - это деятельность , в результате которой человек создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Оно характеризуется двумя основными показателями : оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Считается, что полностью детское творчество не соответствует данным показателям. Оно является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности . Художественное творчество ребенка не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ему творить и принимает на себя функции критика и частично созидателя. В развитии творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. И только при правильном педагогическом руководстве и обучении творческая деятельность ребенка может достичь относительно высокого уровня.

Детская творческая деятельность не имеет художественной ценности для окружающих, однако, в общественно-педагогическом отношении она важна для ребенка. Так как в своем творчестве ребенок активно открывает новое для себя и о себе.

Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождает его эмоциональной и интеллектуальной активностью, и обеспечивает формирование способов единого творческого познания .

Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное или словесное творчество .

Детское словесное творчество -это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка-самовыражение.

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку ) . Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

Особая роль в развитии словесного творчества отводится умению составлять связное высказывание. У ребенка выясняется, имеет ли он опыт составления рассказа (сказки, с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может ли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Эти показатели являются критериями развития словесного творчества : умение воспринимать произведения художественной литературы, развитие связной монологической речи, творческое сочинение .

В развитии детского художественного творчества выделяют три этапа . На первом этапе происходит накопление опыта. На втором – собственно процесс детского творчества , непосредственно связанный с возникновением замысла, с поисками художественных средств. На третьем этапе создается новая продукция.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии ребенка. Источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия представлений и жизненного опыта ребенка.

Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия , способствующие словесному творчеству .

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить , оказывающего положительное влияние на творчество ребенка .

Развитие воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

Развитие наблюдательности .

Воспитание трудолюбия.

Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений , помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов .

Умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров , понимание их особенностей , умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра) .

Развитие словесного творчества возможно , если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения , характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания : уточнять понимание смысла образных слов и выражений ; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков , исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий , в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

1

:В статье показано значение организации словесного творчества в современном дошкольном учреждении. Предметом исследования является процесс развития словесного творчества старших дошкольников посредством сочинения ими сказок о животных. Целью является описание содержания работы, направленной на эффективное развитие словесного творчества дошкольников. Словесное творчество рассматривается в узком смысле – создание дошкольниками собственных сказок. Определяется основа словесного творчества детей старшего дошкольного возраста - фольклорное произведение (русская народная сказка о животных). Показано преимущество использования детских сказок о животных с целью развития словесного творчества детей. Изложены данные диагностической методики по выявлению уровня развития умения сочинять сказки дошкольниками; дан анализ детских творческих работ; указаны причины ошибок и недочётов. Содержание работы по развитию словесного творчества детей представлено в три этапа: пополнение знаний детей новыми сказками; композиционный и языковой анализ сказок; процесс создания детьми собственных сказок. Перечислены педагогические приёмы, с помощью которых реализуется развитие словесного творчества старших дошкольников. Описана последовательность постепенного введения видов творческих работ на занятиях по развитию речи с дошкольниками. Автором использованы известные в методике авторские приёмы, но предлагается их собственная интерпретация. В приведенном примере фрагмента занятия показана словесная деятельность дошкольников: подбор слов по смыслу, характеристика героя, определение последовательности действия, продолжение истории. Приведены примеры детских творческих работ. Материалы статьи могут быть использованы методистами и педагогами-практиками в образовательном процессе дошкольной организации.

сочинение сказок

сказки о животных

словесное творчество

старший дошкольник

1. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 45 с.

2. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4 (5). - С. 63-65.

3. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 18-29.

4. Николаева Н.А., Ерышова Ю.В., Генералова О.М., Корнеева М.П. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством словесного творчества // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: АСГАРД, 2016. - С. 86-89.

5. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 144 с.

6. Серкова М. Путешествие в сказку / М. Серкова, О. Малышева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 12. - С. 48-50.

7. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002. - 144 с.

Вопросы развития словесного творчества дошкольников составляют основу процесса обучения и воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте Дошкольного образования (ФГОС ДО) выделена образовательная область «Речевое развитие», которая включает формирование умения сочинять сказки через следующие компоненты: уметь владеть речью как средством общения и культуры, иметь активный словарный запас, грамматически правильную монологическую речь, знать произведения детской литературы. Особое значение в методике развития речи дошкольников придаётся обучению сочинению сказок Е.Б. Танникова , И.В. Гурова , О.С. Ушакова и др. Достаточно широко в своих исследованиях раскрыли возможности использования сказки в системе воспитания дошкольников Н.А. Николаева , Л.А. Литвинцева и др.

Цель исследования: описать содержание работы, которое, на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок.

Материалом исследования явились теоретические работы методистов по данной проблеме, а также творческие работы детей старшего дошкольного возраста.

Методы: теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.

Сказки о животных являются благодатным материалом для развития словесного творчества. Сказки о животных широко используются в кругу детского чтения. Как известно, эти сказки небольшие по объёму. В них небольшое число героев (2-4), рассматривается одно сюжетное действие. Продолжительность действия обозначается системой повторов, хотя в этом типе сказок повторы необязательны. В этих сказках определённые качества характера закреплены за каждым героем: трусость - заяц, хитрость - лиса, жадность - волк и т.д. Для таких сказок характерно сближение взаимоисключающих явлений, нарушающих привычные представления, что и создает вымысел: волк рубит дрова, печет блины; заяц плачет и т.д. С точки зрения композиции сказка может строиться как одно сюжетное действие («Лиса и тетерев», «Овца, лиса и волк»), несколько действий («Волк - дурень», «Старая хлеб-соль забывается») или ряд повторяющихся эпизодов («Теремок») .

Развитие словесного творчества предполагает длительную целенаправленную работу с дошкольниками. Серкова М. детские сочинения о животных классифицировала так: 1) творческое сочинение по картинке; 2) контаминации на темы художественных произведений; 3) свободное сочинение сказок .

В данной статье мы продемонстрируем содержание работы, которое на наш взгляд, будет способствовать развитию словесного творчества дошкольников через создание ими сказок. Перед тем как начать специализированное обучение, мы предлагаем провести диагностическое обследование умения сочинять сказки у дошкольников. Непосредственное обучение проходит в три этапа. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Основными приёмами работы будут слушание, рассказывание и пересказ сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого - к малому» и «от малого - к большому», традиционные зачин и концовка. Необходимо также обращать внимание детей на языковую основу сказки (постоянные эпитеты, повторы, обилие слов-действий). Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется коллективное и самостоятельное сочинение сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: продолжить начатую сказку, придумать сказку по теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет и т.д.

Руководя процессом формирования умения сочинять сказки, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать активным педагогическим приемам, которые обеспечивают создание собственных литературных произведений, в том числе и сказок. Е.Б. Танникова предлагает метод обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок - знакомые герои в новых обстоятельствах . Моделирование сюжетов сказок по В.Я. Проппу помогает осознанию дошкольниками антитезы, характерной для сказок: персонажи (злые/добрые, умные/глупые); место действия (дворец/избушка); события (запрет/нарушение запрета) . Моделирование помогает детям удерживать в памяти похожие действия, порядок появления героев.

Результаты исследования. Опытная работа по формированию умения сочинять сказки у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 102» г. Оренбурга. В данной работе принимали участие 10 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. При проведении диагностики мы рассказали детям начало сказки и предложили им придумать ее окончание «Сказка про доброго зайца» (автор Л.В. Ворошнина).

Текст сказки. Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ концовки сказки, придуманной детьми, показал, что 70% детей старшего дошкольного возраста сочинили концовку предложенной сказки по наводящим вопросам; сказка по началу сюжета получилась. В большей части работ сказка крайне бедна по содержанию, «схематична»; продолжена в соответствии с замыслом, но не завершена. Сказки, сочиненные детьми, не имели развязку, дети в основном использовали знакомые им сюжеты, не добавляя в них ничего нового, приведем пример продолжения текста сказки: И заяц сразу пошел домой. Дома его ждала зайчиха, они поели, спать легли.

У некоторых дошкольников сказка не получилась (30%). Часть детей продолжили сказку 1 предложением (И все закончилось хорошо. / Так они и жили.); словосочетанием (ягоды вкусные).

При определении уровней умения сочинять сказку у старших дошкольников выяснилось, что выделить можно только средний и низкий уровни (40% и 50% соответственно). Дети пытались в своих сочинениях наряду с персонажами сказки - заяц и зайчиха - использовать и других животных (волка, медведя). Приведем пример сочиненной сказки, где прослеживается аналогия со сказкой «Семеро козлят»: встретил Заяц волка и испугался. Волк спросил у Зайца, как его зовут, куда он идет. А Заяц его обманул и сказал, что идет в другую сторону, не домой. Волк побежал туда и заблудился, а Заяц спокойно пришел к своей Зайчихе.

Проведенное диагностическое обследование доказывает необходимость работы, направленной на формирование речевого словесного творчества дошкольников.

Формирование умения сочинять сказки у детей дошкольного возраста необходимо начинать с создания оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка-дошкольника. На первом этапе обучения старших дошкольников сочинению сказки нами был накоплен художественный материал. Мы знакомили детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Нами были созданы условия для благоприятного словесного творчества детей, организовано взаимодействие разных видов художественной деятельности. Нами применялся приём - прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Просмотр, последующий анализ мультфильмов, работа с отдельными фрагментами, на наш взгляд, обогатили словарный запас детей, способствовали формированию связной речи (диалог и монолог), развивали фонетико-фонематическую, просодическую стороны речи. Нами, например, было предложено детям посмотреть мультфильм «Снегурка» (1958), обменяться впечатлениями, придумать варианты развития другой сюжетной линии мультфильма или другого конца.

На последнем этапе остановимся более подробно, т.к. именно он по времени самый длительный в нашем эксперименте. Развитие умения сочинять сказки у старших дошкольников мы начали с приема - придумывание продолжения сказки.

Придумывание детьми продолжения знакомой сказки. Дети старшего дошкольного возраста вспоминали сказку «Козлятки и волк». Мы предлагали детям придумать, что было дальше. Первое продолжение сказки мы придумывали вместе, дети добавляли по одному предложению, словосочетанию, слову. Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию продолжают: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, спрятались под стол. А это был маленький... (показывали игрушку) зайчик. Зайчик говорит: «Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик». Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)». После коллективного составления сказки мы переходили к индивидуальному творчеству. На первом занятии не все дошкольники справились с заданием, но у некоторых продолжение сказки получилась: Долго она ходила по лесу, траву ела и встретила Лису. Лиса ей и говорит «У меня лисята родились, дай мне молочка». Коза отвечает: «Сейчас не могу, спешу к козляткам». Приходите завтра, утро вечера мудренее. И вот утром приходит Лиса с ведерком, а у Козы все готово. На следующий день Лиса пришла с лисятами, Козе сено принесли. Волк узнал, про их дружбу и стыдно ему стало, он просил прощения за своё поведение. С тех пор стали они все жить-поживать, а лисята с козлятами прыгать - играть.

Составление продолжения сочинения на основе сказки Б.Н. Сергуненкова «Козел» мы начали с того, что предложили детям отгадать загадки о животных - персонажах произведения (затем дети называют других известных им домашних животных). Далее прочитали сказку два раза и обсудили ее содержание, провели языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций. После проведения физкультминутки провели упражнение на сравнение животных - персонажей сказки по их внешнему виду; установление сходства и различия между ними с использованием картинок и набора игрушек. Далее просили детей сочинить сказку до конца.

Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана). Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму. Нами была предложена тема: «Сочини сказку о медведях». Приведем пример сочиненной сказки.

Жил когда-то далеко-далеко маленький Медведь. Берлога его была похожа на норку. Он всех боялся. И вот однажды встретил в лесу мужика, ему стало жалко Мишку. Мужик говорит: «Если хочешь стать большим, тебе нужно много кушать, долго спать». Мишка послушался и проспал всю зиму, а весной наелся ягод и стал расти не по дням, а по часам. Теперь медведи всегда большие.

Игры-инсценировки с игрушками. Традиционно в дошкольной образовательной организации используется приём инсценирования сказок. Этот приём эффективен, во-первых, с точки зрения развития речи, так как дети, заучивая реплики персонажей, запоминают слова-определения, слова-уточнения, слова-действия; во-вторых, с точки зрения развития словесного творчества. В игре-инсценировке дошкольники часто добавляют свои высказывания, используют лексический запас, характерный для сказок.

Соединение (контаминация) сюжетов разных сказок. При выполнении всех заданий побуждали старших дошкольников к использованию сказочных элементов (традиционные формулы, изобразительно-выразительные средства и в собственных сочинениях). Приведем пример сочинения сказки о Лисе, Петушке и Шарике.

Жил-был Шарик. Пришла как-то Лиса в деревню. Увидела щенка и говорит: «Я Петушка в гости пришла звать, ему каши наварила». Шарик ей отвечает: «Не пущу с тобой Петушка, ты его обманешь и съешь». Лиса принялась его уговаривать, Шарик согласился и сказал «Я с вами пойду». Позвал Шарик Петушка, пришли они вместе к Лисе. Она сварила кашу жидкую и потчует. Петушок клевал, клевал, так голодным остался. Шарик лакал, лакал, так и не наелся. Лиса стала в гости проситься к ним, а они её не позвали.

Составление сказки по серии картинок. Глухов В.П. считает, что сочинения по картинкам имеют большое значение для развития умений самостоятельной речи . Серии картинок способствуют обучению составлению сочинения и помогают разобраться в последовательности событий, отображающих отдельные, ключевые моменты сюжетного действия. Развивают навык анализа наглядно изображенного сюжета, умение воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.

На занятии детям предлагалось сочинить сказку по серии картинок «Умный ежик» (сюжет Н. Радлова). Воспитанникам демонстрировали серию цветных картинок среднего формата (4 картинки). Воспитанники разместили на наборном полотне картинки в нужной последовательности. В начале занятия дошкольникам предлагалось дополнить предложение нужным по смыслу словом: Ёжик нашёл в лесу кучку… (яблок). Стал он их носить домой по…(одному)./ Надоело ему…(бегать, возиться). Ежик залез на... (дерево, яблоню) и прыгнул на... (яблоки)./Яблоки нанизались на... (колючки, иголки). Затем дети воссоздали исходную ситуацию на основе содержания картинок по вопросам: вдали виден домик Ежика; он на зиму делает запасы; он угощает гостей яблоками, яблочным компотом и вареньем.

Сочинение познавательной сказки о животных. Мы использовали игру «Скажи точнее». Целью этой игры является развитие точности словоупотребления у детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку и просит ребят помогать подбирать слова, когда он будет останавливаться. Например: Жили-были Белка и Бельчонок. Белка говорит: «Я самая главная!». Какой может быть Белка? Что она может делать? (Рыжая, шустрая, пушистая. Белка живет в лесу, в дупле. Она может собирать на зиму запасы, прыгать с дерева на дерево…) Бельчонок послушал и говорит: «Я тоже важный!». Какой может быть Бельчонок? Что он может делать? (Белый, ловкий, юркий…) и т.д. Как видим, подобранный материал позволяет сочинить научно-познавательную сказку о животных. Этот вид сказок встречается в программе дошкольного учреждения. Умение сочинять сказку подобного типа будет зависеть от того, насколько дети владеют теоретическими знаниями о том или ином животном.

Сочинение сказки по аналогии. Этот тип сочинения достаточно труден для дошкольников, поэтому мы за основу взяли сказку «Колобок». Все дети очень хорошо знакомы с этим произведением. Мы проанализировали сказку по вопросам: Кто был главным героем? Как появился Колобок? Почему случилось так, что он оказался в лесу? С кем он встретился? После этого воспитатель объяснил, что мы будем составлять похожую сказку, где героем станет… (Бублик, или Ватрушка, или Блин). Он должен встречаться с животными… (Сусликом, Белочкой, Ёжиком и др.). Героев-животных педагог предлагает выбрать самостоятельно. В конце сказки главного героя кто-то должен съесть. Сказка должна чему-либо учить, что может быть поучительным в нашей сказке? Воспитатель выслушивает варианты ответов дошкольников и предлагает сочинить сказку по аналогии. Приведем начало получившейся сказки: Жила-была мама с дочкой, испекли они однажды ватрушку. Положили её студиться на окошечко, а она ожила и убежала. Катится по дорожке, катится, а навстречу ей…

Основная задача воспитателя заключается в том, что дошкольники получили возможность научиться излагать мысли в устной форме. Воспитатель может назвать героев сказки или тему, после чего предлагает детям подумать (что могло произойти с этим героем?) и высказаться. Опыт наблюдения за дошкольниками показывает, что сначала они не знают что говорить, а потом из общего числа представляющихся мыслей и образов им сложно выбрать одну тему и упорядочить мысли. Подбор слов, словосочетаний у многих ребят занимает много времени, они утомляются и теряют интерес к работе. Воспитателю необходимо давать несколько слов (слова-помощники) для выбора детьми. Для упорядочивания действий героев и организации сюжета целесообразно использовать схемы, модели. Когда дети научатся продолжать начатый сюжет, дополнять известную сказку новыми событиями, можно приступать к созданию собственной оригинальной сказки. С этой целью лучше задавать в качестве главных героев сказки таких животных, которые редко используются в традиционных сюжетах, например: овечка, белочка и др. Как известно, образы лисы, зайца, волка будут возвращать дошкольников к уже известным сюжетам.

В процессе работы целесообразно привлекать к анализам получившихся сказок самих детей. Оценивая работы дошкольников, обращаем особое внимание на следующие показатели: оригинальность, композиция сказки (зачин, основная часть, концовка), богатство словаря, правильность и разнообразие грамматических конструкций. При организации занятий, направленных на развитие словесного творчества, необходимо выстроить методическую систему. Система будет упорядочивать частоту подобных занятий, усложнение видов работ, разнообразие типов сочинений-сказок. С целью повышения мотивации можно устроить «день сказок» и пригласить в гости детей из другой группы, можно подарить мамам (малышам) собственные сказки. По возможности воспитатель записывает детские сказки и с помощью родителей оформляет книгу сказок. Воспитанники могут выступать иллюстраторами сказок.

Выводы. Таким образом, предложенный нами комплекс мероприятий по развитию умения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок может способствовать повышению интереса к словесному творчеству. Учитывая синкретичную природу детского творчества, мы предлагали детям импровизировать, обыгрывать сюжет сказки-игры, с помощью языковых средств передавали характер и настроение персонажа в конкретных ситуациях. Мы считаем, что содержание данного комплекса может быть использовано в практической деятельности педагогов дошкольного образования.

Библиографическая ссылка

Слонь О.В. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27858 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»