Культура народная массовая и элитарная кратко. Народная, элитарная и массовая культуры

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая, или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы

-элитарную

-народную

-массовую

Высокая культура

Элитарная , или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".

Народная культура

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда кампания подвыпивших друзей распевает песни А.Пугачевой или <Не шуми камыш>, то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал колядных праздниках или русских причитаниях, то обязательно говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

В отличие от элитарной культуры, которая создается профессионалами,высокая народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной, или высокой культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. <Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках> 1)

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор название не всего народного творчества, как это часто думают, а только его части, связанной прежде всего с устным народным творчеством. Фольклорная, как и популярная, формы (или виды) создавались раньше и создаются сегодня различными слоями населения. Фольклор всегда локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Местом сосредоточения фольклорной культуры, как правило, служит деревня, а популярной - город, поскольку там проживает сегодня большинство населения. Некоторые продукты творчества относят к народной культуре в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, народная этика и педагогика.

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

Массовая культура

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные формы культуры

Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, сегодня они существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором.

Авторы народных творений зачастую неизвестны. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям народной культуры. Их нельзя отнести к элитарной культуре только потому, что они созданы анонимными народными творцами. Ее субъектом является весь народ, функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педагогике и др. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе, однако ситуация в постиндустриальном обществе меняется.

Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, либо считающими себя таковыми. Она отличается сравнительной углубленностью и сложностью, а иногда и изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в тех социальных группах, которые имели благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства». Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Баха, трудна для понимания неподготовленным человеком.



Кругом потребителей элитарной культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, постоянные посетители музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Как правило, высокая культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. В случае, когда уровень образования населения возрастает, круг потребителей высокой культуры значительно расширяется.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века. Это время распространения средств массовой информации (радио, печать, телевидение). Через них она стала доступной представителям всех социальных слоев - «потребная» культура. Массовая культура может быть этнической или национальной. Эстрадная музыка выступает ярким ее примером. Массовая культура понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая массовая и широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет «сиюминутные» запросы людей, оперативно реагируя на любое новое событие общественной жизни. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки правящей элиты, а массовая культура – пристрастия «низов». Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре. Музыка классическая – пример высокой культуры, а музыка популярная – массовой культуры. Аналогичная ситуация с изобразительным искусством: картины Пикассо представляют высокую культуру, а лубок – массовую.

То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная музыка Баха относится к высокой культуре. Но если она используется в качестве музыкального сопровождения по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры. При этом она не теряет своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза, или рока не компрометируют сам высокой уровень авторского произведения.

Массовая культура выступает сложным социальным и культурным феноменом, характерным для современного общества. Она стала возможной из-за высокого уровня развития коммуникационных и информационных систем и высокой урбанизации. Одновременно массовая культура характеризуется высокой степенью отчуждения индивидов, потерей индивидуальности. Отсюда «идиотия масс», вследствие манипулирования и насаждения поведенческих штампов через каналы массовых коммуникаций.

Все это лишает человека свободы и уродует его духовный мир. В среде функционирования массовой культуры трудно проводить истинную социализацию индивида. Здесь все подменяется стандартными моделями потребления, которые навязываются массовой культурой. Она предлагает усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Создается замкнутый круг: отчуждение > заброшенность в мире > иллюзии принадлежности массовому сознанию > модели усредненной социализации > потребление образцов массовой культуры > «новое» отчуждение.

Формы культуры: элитарная народная массовая.

Три формы: элитарная, народная, массовая и две ее разновидности: субкультура и контркультура.

1) Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу, она придумана для восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Критики, литераторы, художники, театралы, писатели, музыканты. Формула элитной культуры – «искусство ради искусства».

2) Народная культура создается анонимными творцами не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народные культуры по происхождению называют любительскими или коллективными. Они включают: мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Фольклор - народное творчество создается различными слоями населения.

З) Массовая культура или общедоступная - время появления середина ХХ века, когда СМI4 стали доступны всем слоям населения. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. У нее широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды. Поп культура сменовое название массовой культуры, а китч ее разновидность.

Особенности современной молодежной культуры.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества. Поскольку общество распадается на множество групп:

национальных, социальных, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Малые культурные миры называются субкультурами - это часть общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. У каждого поколения, у каждой социальной группы свой культурный мир. У большей части современной молодежи, отдых и досуг - ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досуга теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм

Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусства, стилем поведении. Все больше она становится неформальной культурой, носителем которой выступает неформальные подростковые группы.

Контркультура - это субкультура, которая находится в конфликте с доминирующей культурой. Концепция всеобщего отрицания была подхвачена молодежью Запада.

(Р.S. борьба за свободу человеческого существования должна начинаться со всеобщего отрицания всего и вся.) На этой концепции основывалось движение «Новых левых» в 70-е годы - это молодежное движение заставило правительство ряда Западных стран, создать специальные министерства по делам молодежи. Молодежную культуру в 70-х годах на Западе называли культурой протеста. Молодежь выступала против системы ценностей отцов, заявив, что она не хочет преуспевать в будущее, что надо делать любовь, а не деньги. В качестве альтернативы, Западного образа жизни, молодежь создала движение панков, хиппи. Занялась изучением восточных религий, встало в ряды территориальных «красных бригад», стремилась к разрушению рационалистической культуры Запада.

Несмотря на вызывающие «карнавальное» поведение, молодежь ставило на обсуждение важнейшие вопросы бытия: как жить правильно, возможна ли чистая любовь, где все в мире продается, есть ли честность и порядочность, уважение к жизни. Молодежь не редко становилась и становится игрушкой в чужих руках. Ее безжалостно эксплуатирует шоу-бизнес и коммерческий спорт, из нее выкачивают деньги, индустрия досуга и модные магазины, она подвержена СМИ.

Но в целом процесс адаптации молодежи к существующей в обществе культуре, происходит достаточно эффективно и подрастающее поколение пока не нашло путей развития человечества оригинальней тех, по которым прошли и идут их родители.


Тема 3.3 Урок 4 «Духовная жизнь общества»

Вопросы:

1.Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

2.Условия современной цивилизации.

3.Две мировые цивилизации: Запад-Восток, Россия в условиях мировой цивилизации.

Вопрос 1 : Цивилизация. Понятие и виды цивилизации. Исторические типы цивилизации

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный):

1. общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

2. историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли);

3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания);

4. локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Элитарная, или высокая, культура, создается привилеги­рованной частью общества либо по ее заказу профессиональны­ми творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также новаторские направления. Эли­тарная культура - это сложная по содержанию и трудная для не­подготовленного восприятия культура. Коммерческая выгода не является целью для её создателœей, стремящихся к новаторству, пол­ному самовыражению и художественному воплощению своих идей. Возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и не­малый доход, становясь очень популярными.

Основной признак элитарной культуры - ориентация на узкий круг знатоков, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Сюда можно отнести романы Дж. Джойса, живопись П. Пикассо, фильмы А.А. Тарковского, музыку А. Шнитке и т.п.

Массовая культура - это коммерческая культура, посколь­ку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, в случае если учитываются вкусы и запросы массо­вого зрителя, читателя, любителя музыки. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством антиусталости, кичем (от нем. жаргонизма - халтура), полукультурой, поп-культурой.

Ее основные черты: широкий круг потребителœей, коммерче­ская направленность, общедоступность и развлекательность, стандартизированность, упрощенность и, в известном смысле, демократичность. Это поп-музыка, мыльные сериалы, комиксы. Массовая культуры неотделима от средств массовой информа­тики (СМИ), она зародилась и распространялась одновременно с появлением кинœематографа, радио, иллюстрированных журналов и т.п.

Поп-культура и элитарная культура не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время поп-культура, приносящая прибыль, со временем дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделœей оказывать поддержку творцам элитарного искусства.

Народная культура - специфическая область культуры национальной, это ее наиболее устойчивая часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. В конце XX в. она разворачива­ется в пространстве между классической фольклорной традици­ей и массовой культурой. Ее пласты:

Фольклор;

Художественная самодеятельность;

Прикладное творчество;

Студенческая, школьная самодеятельность и.т.д.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее называют люби­тельской, или коллективной.

Часто она передается в устной форме. Нередко народными становятся произведения, авторы которых известны, но они вос­принимаются как народные произведения. Это происходит в том случае, в случае если произведения соответствуют главному призна­ку народной культуры - соответствуют ценностям народа, отражают народный характер.
Размещено на реф.рф
Так, у песен ʼʼКатюшаʼʼ, ʼʼОй, мороз-морозʼʼ есть авторы, но большинство людей считает эти песни народными.

В последние десятилетия заговорили о вытеснении ʼʼкниж­ной культурыʼʼ культурой экранной. Молодежь знакомится с произведениями литературы не в подлиннике, а по экранизаци­ям. Компьютерная ʼʼвиртуальная действительностьʼʼ, интернет, телœевидение вытесняют традиционные походы в театр, танц­площадки и кружки самодеятельности. В этой связи некоторые ученые говорят об экранной культуре как об особом виде культуры.

Народная культура.

Народная культура - бесписьменная, поэтому в ней большое значение принадлежит традициям, как к способу трансляции жизненно важной информации. Народная культура консервативна, она практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к доминированию традиционных смыслов. Индивидуальное начало в ней не выраженно. Отсюда анонимность, безличность и отсутствие именного авторства. Традиционная культура регулирует все аспекты жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни и специфику взаимоотношений: форму хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, знания, фольклор (как знаково-символическое выражение традиции).

Массовая культура.

На протяжении 20-ого века на смену традиционным архаическим формам культуро-творчества пришла «индустрия культуры»(производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на современных, практические безграничный возможностей их тиражирования). Так со второй половины 19-ого века формируется массовая культура. Отчасти преемница народной культуры, т.е. возникает постиндустриальный фольклор, но большинство исследователей склоняются к мысли о том, что эти два феномена, по сути, очень далеки друг от друга, противопоставляя традицию изменчивой моде. А национальный характер - космополитизм.

Характерными чертами массовой культуры являются общедоступность, легкость в восприятии, развлекательность и упрощенность. Массовая культура-рождение технического прогресса. Он не только создал технику ее индустриального производства, но и сформировал «массу», нужды которой она удовлетворяет. Важное место здесь принадлежит массовому искусству. Предназначенная для удовлетворения простейших эстетических запросов продукция этого искусства стандартизированная. Создавать ее в творческом отношении не сложно. Массовый человек может являться представителем всех социальных слоев в не зависимости от положения в экономической, политической и даже интеллектуальной иерархией.

Элитарная культура.

Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных»- тех, кому она доступна и кто выступает ее носителем (культурная элита). В основе этих процессов лежит невероятное увеличение объема информации. К 20 веку время энциклопедически образованных универсалов ориентирующихся во всех областях культуры прошло.

Современная наука, включая философию, стала мало понятной для «непосвященной». Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для понимания умственных усилий и достаточной образованности. Высокая культура стала специализированной. В каждой культурной сфере теперь есть сравнительно немногочисленная элита, принадлежащие к ней- создатели, ценители и потребители высших достижений в своей области культуры (в лучшем случае еще и смежной с ней). Тем же, кто не попадает в их круг, просто невозможно понять соответствующие предмет рассуждений. Так элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующая принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству, как правило, являющаяся одновременно и творцами ее, и адресатами. Она сознательна и последовательно противостоит культуре большинства. Философы рассматривают как единственно-способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры.

В современной массовой культуре сталкиваются две тенденции, одна связана с самыми примитивными чувствами и побуждениями и порождает воинственно-невежественную, враждебную обществу: контркультуру (наркотики и т.д.) и анти-культуру.

Другая тенденция связана с носителями массовой культуры-повысить свой социальный статус и образовательный уровень. К концу 20 века культурологи начали говорить о росте мид-культруы (культуры среднего уровня). Однако разрыв массовой и элитарной культурой остается острой проблемой.