Лев Толстой: жизнь и судьба. По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Ника Т. : Мне всегда очень хотелось этого наивного соответствия: уж если я восхищаюсь творчеством какого-либо автора, то его человеческими качествами я тоже хочу очаровываться. Чтобы не возникало противоречий в моей душе, чтобы одно не нарушало целостности другого.
И когда веришь в чистую душу и помыслы художника, а потом сталкиваешься с фактами, которые опровергают чистоту этой души и этих помыслов, чувствуешь, как разбивается очередной божок в твоем внутреннем мире. И это так печально! Потому что, во-первых, разбивается иллюзия относительно твоего кумира - а это всегда неприятно, а во-вторых, все меньше остается веры в то, что такие люди, каких ты себе придумал, вообще существуют на свете.

Вот и спрашивается: а стоит ли в принципе подходить близко к своему кумиру, чтобы потом с большой вероятностью снять со своих глаз и сердца розовые очки? Надо ли знать о нем больше положенного или лучше оставаться в счастливом неведении? А если знать, то как относиться к этому знанию? Ведь многие знания - многие печали... Вредно это или полезно? Помогает или мешает?

И здесь каждый решает для себя...

Вот такая обратная сторона личности у моего любимого Льва Толстого:

Ученик Ч. Ломброзо, доктор-психиатр Макс Зюдофельд взяв псевдоним Нордау, написал книгу «Вырождение». В ней он просто и ясно изложены выводы психиатра о жизни и творчестве знаменитых литераторов, их психических отклонениях, отклонениях которые и доныне умышленно умалчиваются. Среди прочих знаменитых писателей, М.Нордау рассмотрел жизнь и деятельность, сквозь призму психиатрии, графа Л.Н.Толстого. Отметим, что книга «Вырождение» вышла в свет при жизни графа. Коротко, из официальных источников о Льве Толстом: «исследователь «диалектики души» Л.Толстой выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию…». Вот об этих «постижениях внутренней сущности» Л.Тостого, Нордау есть, что сказать. Учение Льва Толстого о «непротивлению злу насилием»: «Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати…», это ни что иное, как полное одобрение анархизма. Когда революционеры-террористы убивали госчиновников, жандармов Толстой не реагирует на это, но когда революционеров-террористов стали ловить, судить и вешать, то граф Толстой поднял в знак протеста шум, своей статьёй «Не могу молчать». Нам М.Нордау объясняет вред от толстовского «непротивления злу насилием»: «Первою задачей общежития, во имя чего отдельные люди сошлись в общину, заключается в защите своих членов от больных, одержимых зудом убийств, от тунеядцев, от нездоровых отклонений, стремящихся жить за счет труда других и устраняющих с дороги всякое существо, мешающее им удовлетворять их похоти. Особы с противообщественным наклонностями сделаются, несомненно, большинством, если здоровые люди перестанут вести с ними борьбу, не станут препятствовать их размножению: если они останутся в большинстве, тогда общество и человечество погибнут…».

Часто граф Толстой, в соответствии со своими философствованиями на тему «лечение трудом», надев лапти, пахал землю, но это не более чем лицемерие. Походив в лаптях, садился шить сапоги. И швец, и жнец и на дуде игрец. Вообще система «лечения трудом» применялась многие сотни лет в монастырях. Суровая монашеская жизнь и тяжелый труд умертвляли плоть и спасали души. Кстати, сестра Л.Толстого, Мария, ушла в монастырь. Но граф не собирался спасать свою душу, предпочитая блуждать в лабиринтах противоречий и парадоксов своей больной психики. Да и не приняли бы Л.Толстого в монахи, за богоискательство и статью «Христианство и церковь», в которой граф написал: «Церковь всегда была лживым и жестоким учреждением». Толстого отлучили от церкви. Дошумелся.

Графа Толстого так и тянуло учить-поучать. Комментирует М.Нордау: «Путь к счастью, по Толстому, состоит в отрицании науки и знания, В возращении к естественной жизни, то есть к земледелию: нужно покинуть город, распустить народ с фабрик, вернуться к земле… Как философ, он проповедует нам, в виде понятий о мире и жизни, библейские тексты, постоянно противореча им, дико их толкуя. Как главный глашатай нравственности, он проводит теорию непротивления злу и преступлению, раздачи имуществ и уничтожения человеческого рода при посредстве воздержания». А философ Бердяев, за схожие с Толстым высказывания о христианстве приговоренный в 1915 году Святейшим Синодом к вечной ссылке в Сибирь, называл Л.Толстого «настоящим отравителем колодцев жизни».

Биограф Толстого, Левенфельд, режет правду-матку об эгоцентризме графа: «В стремлении быть самостоятельным, Толстой часто оскорбляет требования эстетики, сражаясь с давно установившимися авторитетами только потому, что они давно установились. Так, он Шекспира называет дюжинным писакою и утверждает, что восторги перед великим британцем объясняются ничем другим, как нашею привычкою повторять чужие взгляды, не продумав их». Можно сказать проще, у графа ум за разум заходит, но доктор-психиатр Нордау объяснит подробнее: «Он страдал манией сомнения и умствования в той форме, как это наблюдалось на многих вырождающихся высшего порядка…». Ломброзо, указывая характерные черты гениальных помешанных, говорит: «Все они терзаются религиозными сомнениями, ум их теснит, как мучительная болезнь, одна и та же мысль; та же тяжесть давит сердце. Таким образом, мы имеем дело не с благородным стремление к познанию, толкающего Толстого к вопросам о цели и значении жизни, но с болезнью вырождающегося, сомнением и умствованием, совершенно бесплодными…».

Ленин говорил, что Толстой - зеркало революции, а у психиатров своё мнение, Нордау: «Он делается творцом метафизических систем, разрушает вековые тайны мироздания… По словам Ломброзо, произведения многих анархистов имеют в своём основании такие именно причины. Он мечтает о всеобщем счастье и придумывает планы преобразования Вселенной, поражая в них своей мнимой любовью к ближним, рядом с абсурдностью и страшным невежеством по части действительно существующих отношений».

А вот справедливо ли оценивал Нордау творчество Толстого, судите сами: «Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировою славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы; и, тем не менее, в продолжении десятилетий «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором с большими оговорками…Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара… «Крейцеров соната» как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», она завоевала одним ударом…».

Вспомним содержание сего «произведения». Там написано, муж убивает жену из ревности к любовнику. Ну и что? Дело, грубо говоря, житейское. А психологи сразу дали правильный расклад «сонаты»: в действительности, муж был влюблен в любовника жены, а свою жену убил из ревности к нему. Этот рассказ упоминается во многих справочниках психопатологии, как пример подавленного гомосексуализма. Кстати, жена Толстого сразу невзлюбила этот рассказ, она поняла, что послужила прообразом жены Позднышева. А сам граф говорил, что жена у него - камень на шее. Чем страдал - о том и писал И еще об этом. В повести «Дьявол», юный дворянин после долгой связи с дворовой крестьянкой, женившись на женщине из своего круга, начинает метаться как лев в клетке. Он не может забыть любви к дворовой крестьянке, жена ему ненавистна, и он, бедолага, страдая, выбирает, что же ему делать: убить крестьянку? а может жену? или себя? Для читателя это полный бред, а у психологов есть объяснение. Главного героя терзает не дьявол, а бес двуполой педерастии, ведь под персонажем дворовой крестьянки скрыт мужчина-любовник молодого дворянина. Терзали эти темы душу Л.Толстого, поэтому и писал такое. Малость замаскировано. Доктор Нордау, совсем не удивляясь виражам психики графа, продолжает: «Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто: брак - такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности, Позднышев, говорит: «Медовый месяц! Ведь название - то одно, какое подлое!…Это нечто вроде того, что я испытывал, что я испытывал, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».

Нормальный человек прочитав «Крейцерову сонату», или «Семейное счастье», или «Дьявол» останется в недоумении. Почему после брака мужчина и женщина должны стать врагами, почему мужчина должен испытывать отвращение или ненависть к женщине? Ответ прост, в перечисленных произведениях Толстого главные герои совсем не совсем мужчины, как-то так . Вот такой он, граф Л.Н.Толстой - глашатай нравственности. Опубликована во многих биографиях о Толстом, запись в дневнике от 29 ноября 1851 года: «Я никогда не любил женщин…но я довольно часто влюблялся в мужчин…Я влюбился в мужчину еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков - я хотел задушить его поцелуями и плакать…». Запись сделана Толстым в возрасте 23 лет. А когда графу было уже за 80 лет, он взял к себе в секретари некоего Черткова. Жена графа, которая была моложе мужа на двадцать лет, почитывала дневники мужа, обвиняла его в педерастии и грозилась застрелить (цитата) «чертова Черткова». Нордау подтверждает свой профессионализм, продолжая: «…Мораль философских рассказов Толстого об отношениях между полами - литературное изложение половой психопатии скопцов… В мировой известности Толстого, замечательный художественный талант играет большую, но далеко не главную роль…Его влияние покоится не на эстетических, а на патологических основах». Что было, то было.

Граф Толстой в периоды «нравственного совершенствования» и «духовной трансформации» проявлял большой интерес к сектам: молоканам, скопцам, духоборам. О сектах скопцов скажем так, в психиатрии это называется комплексом вины, с помощью кастрации пытаются избежать «плотских соблазнов». А молоканы - это педерасты, «малокай» - в переводе с греческого - педераст. Секты духоборов, «сынов свободы», и сейчас многочисленны в Северной Америке. Они известны своим анархизмом, взрывами, поджогами, «голыми» маршами протеста. Но, что самое интересное, граф Толстой интересуясь скопцами, проповедуя полное целомудрие и половое воздержание, делает все наоборот. Его жена почти беспрерывно беременна, на её «счету» двенадцать детей, четверо из которых умерли. Узнав, что жена беременна тринадцатым ребенком, целомудренный граф обвиняет в этом жену-соблазнительницу. Здесь уместно вспомнить фразу Льва Толстого о женщинах: «Непременно все хорошие женщины не только самки - даже дуры». Прости его господи за это. Старый ханжа днем пишет, ночью опровергает. Нескучная жизнь была в семье Толстого, жену доводит до грани самоубийства, утверждает, что она у него, как «камень на шее», она, то хочет топиться, то хочет травиться, а сам граф, то прячет ружье, чтобы не застрелиться, то веревку - чтобы не повеситься. Дурдом, да и только. А Ленин утверждал, что Толстой - зеркало русской революции. Кстати, знаменитый психиатр Россолимо лечил В.И.Ленина. Но за много лет до этого, Россолимо, вызванный для осмотра Толстого, поставил графу такой диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая, с преобладанием первой». Доктор Ланге-Эйхбаум во втором издании своей книги «Гений, безумие и слава» сообщает о Толстом: «Уже его отец обладал дегенеративными чертами, психическими и физическими: тик, дефект речи. Лев Толстой вырожденец. Мазохист, попытки самоубийства, эгоцентризм». Отметим, мазохизм графа породил ложное человеколюбие, а эгоцентризм - невероятно болезненное тщеславие, свойственное, как утверждает Ч. Ломброзо многим гениям.

Вот фразы из дневника графа Толстого, актуальные и доныне. Запись от 12 июня 1890 года: «Я серьёзно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Не сумасшедшие или воздерживаются, или не могут участвовать». Запись от 27 июня 1910 года: «Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград: ни стыда, ни правдивости, ни совести, ни даже страха». Догадайся сам, кого подразумевает граф Толстой под словом сумасшедшие. Вот напоследок. Из письма Толстого, написанного после возвращения из Европы, от 18 августа 1857 года: «В России скверно, скверно, скверно…Поверите ли, что приехав в Россию я долго боролся с чувством отвращения к родине…». Надеюсь, понятно по каким причинам широкому кругу любителей литературы не известны истинные психологические портреты-диагнозы великих писателей. Ведь многих из них нам представляют, как носителей идеалов нравственности. А кому интересны психи-графоманы без ретуши? Ланге-Эйхбаум печально констатирует: «Исследователь в этой области пожинает неблагодарность, даже ненависть, а его труды становятся запретными… Даже только сбор этого материала связан с бесконечными трудностями». Некоторые, ранее знакомые с учением Толстого, на себе испытали результаты его проповедей. «1920 год. Подвалы Киевской Чрезвычайки.…На стене одной из камер смертников нацарапана голова Льва Толстого, а под ней слова: «Великому растлителю русской души,… идущие на смерть шлют своё проклятие». Д.Котсовский «Достоевский, Толстой и Революция», стр.78, изд. Нью-Йорк, 1955 год.

Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Книги Толстого останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением. М.Горький Автор – Судакова С. Р.


Сегодня на уроке: 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение, составление плана статьи об основных этапах биографии писателя. 3. Просмотр видеоприложения. 4. Беседа по содержанию параграфа и фильма. 5. Сочинение-размышление,что нового я открыл из жизни великого писателя. 6. Домашнее задание.


Повторение предыдущего материала. В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова?


Примерный план: 1. С ложные отношения И.С.Тургенева с младшим современником Л.Н. Толстым. 2. П роявления раннего детства. 3. Н астоящее призвание его - литература. 4. Ж изнь в Ясной Поляне. 5. А ктивная жизненная позиция писателя. 6. Р езкий перелом в миросозерцании писателя. 7. С тремление к истине – основа жизни Т. Прочитайте статью стр и составьте план.















Вопросы по содержанию фильма: В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях?




К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


История создания рассказа. Прослушайте сообщение на эту тему. Прослушайте сообщение на эту тему. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Каково было состояние дел в армии в то время? Каково было состояние дел в армии в то время? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Как к этому относился Лев Николаевич? Как к этому относился Лев Николаевич?


Композиция рассказа «После бала» 1. Бал у губернского предводителя (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… до слов подвел ее ко мне…). до слов подвел ее ко мне…). 2. Наказание солдата (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… заканчивая словами это было тело человека). заканчивая словами это было тело человека).


Наблюдения над языковыми средствами. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Первая часть рассказа Вторая часть рассказа зала у предводителя описание улицы хозяева баласолдаты Вареньканаказываемый полковник Иван Васильевич


Сравнительная характеристика Полковник Полковник 1. Высокий военный в шинели и фуражке 2. Шел твердой, подпрыгивающей походкой. подпрыгивающей походкой. 3. Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. 4. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. статная фигура. Наказываемый Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Спина его – что-то пестрое, мокрое… 2. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, толкали… талому снегу, толкали… 3. Сморщенное от страдания лицо. 4. Спотыкающийся, корчащийся человек.



Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) -- о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти -- Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» -- Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства -- современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».