Сценарий экскурсии в школьный музей "русская изба". Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы. План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

« Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях»

МИР РУССКОЙ ИЗБЫ

Конспект Экскурсии по музею «Русская горница». Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В.В. – музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области.

Цель: формирование духовной культуры дошкольников через организацию экскурсионной деятельности. Задачи:

познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;

воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;

развивать память, логическое мышление, воображение.

Предварительная работа : знакомство с экспонатами музея, заучивание текста экскурсии, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на ложках и детских музыкальных инструментах.

Методы:

репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, дошкольников;

игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Оборудование: все экспонаты музея, баян, магнитофон, записи народных песен.

Ход экскурсии:

М.р. В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Итак, в детском саду была создана предметно – развивающая среда музей русской старины «Горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Музей «Русская горница» направляет подрастающее поколение в русло нравственности, укрепление памяти предков. Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,

Такой и видишься, Россия, ты наяву мне и во сне.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Проходите, гости дорогие, в наш музей истории крестьянского быта, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Наши экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени. Гости входят в горницу.

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!

М.р . Гости у нас интересные и далекие, и наши местные!

Все: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

М.р. Ребята, как называется наша страна?

Ребенок. Наша страна называется Россия.

М.р . Правильно, Россия – большая, красивая, богатая страна, но в старину ее называли?

Все: Русь.

М.Р. Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Все: А как же!

Дети: 1.По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом привечают. (д евочка выносит хлеб-соль)

2.Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

М.р . Гостей своих мы рады приветить: Дети: 1. Добрым словом! 2. Ласковым взглядом! 3. Вкусными угощениями! 4. И веселой песней!

Карагод « Во горенке, во новой» р. н. п .

М. Р. Что же представляет собой наш музей?

Ребенок: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы ласково называем«Горенкой». М. Р. Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, из чего строили дома?

Ребенок: Избы рубили топорами из дерева.

М.Р. Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. Избы в старой России обычно рубились из дерева (из целых очищенных от коры стволов сосны или ели). Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Дети: 3. Главный в «Горенке» – «Красный угол». Здесь расположены иконы, православная литература, выставка «Хлеб всему голова».

М.р. Сажая гостя в красный угол, говорили:

Все: «Встречай не с лестью, а с честью».

Дети : 4.Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь) . Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

М. Р . Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

5. Рядом с нею стоит сват – злой да рогатый ухват!Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

6.Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.

М.Р . В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

7. Впереди притаились, стоят две толстушки деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи – Илюшки.

8. Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

9. В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня

Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком) Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

10. На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой… Одним словом – «Бабий кут».

М.р. Посуду в старину изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали вот такие маленькие деревянные ложки. (показ). А мастера умельцы расписывали их.

Ребенок. А вот ложка расписная была у царя такая – Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей! А мы на ложках играем веселей! В нашей горенке 12 лет работает кружок ансамбля ложкарей «Русский сувенир».

«Коробейники» р.н.м .,исполняет ансамбль ложкарей «Русский сувенир».

МР . Здесь – макет домашнего полворья занимает уголок. Родители сшили и связали из ниток домашних животных и птиц.

11 .Ой, что это за свалка?

12. Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

М.Р . Ну, а здесь смотрите сами: ножницы, весы, серпы, лампы, шило, одним словом, домашняя утварь. – Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге – жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX – начале ХХ в. широко распространились керосиновые лампы.

13. А вот утюги Павлухи не жалеют своего брюха, все-то гладят, гладят белье.

М.Р . Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

14.Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились наряды девушки-невесты, т.е. «Сундук с приданым».

М . Р . Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). В нашей «Горенке» есть старинная женская одежда: кофта-холодайка, юбка-понева, самотканые пояса, кокошник-сорока. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Старинные суконные, шерстяные шали, расписные павло-посадские платки. Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству. – Все это делалось своими руками (шитье, вышивка) – экспозиция «Льняные смотрины» рассказывает о том:

Кружева, связанные Троицкими мастерицами крючком и спицами. Славятся своей красотой вологодские кружева, а плетут их «коклюшками»- маленькие деревянные палочки (от 8 до 200 штук).

На стенде «От льняного семечка до тканого полотенца» мы знакомимся с последовательностью обработки льна, узнаем, «как рубашка в поле выросла».

Каждая хозяйка стремилась украсить свой быт, свое жилище. Украшением горенки были вышитые гладью или крестиком картины да рушники.

– Ой, кто же там плачет?

15. Это внученька Дашенька лежит в кроватке – люлькой называется… Когда малыша укладывали спать, ему пели «люли-люли»…

16. А дедова кровать железная, лоскутным одеялом застлана, подузорник вышитый гладью, подушки – в накидушках, ковер суконный красками нарисованный.

17. Посреди стол дубовый стоит, скатертью – самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки – на четырех ножках.

18. На столе живет толстячок – подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар – то Гошка.

« Чайные частушки» р.н.п.

19. Экспозиция «Мой дом - Россия!» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ, материал о полководцах страны. Здесь собраны фотоматериалы о п. Троицком, г. Губкине, о святынях белгородчины.

20. Экспозиция «Благословенный край судьбы моей» представляет макет п. Троицкий, летопись об истории поселка, альбом «Трудовая слава детского сада», «Моя родословная» – рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

М.Р . Посмотрите, там, у окошка экспозиция «Народные промыслы». Древние образы в современных народных игрушках: Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров, свистульки сестер Гончаровых позволяют увидеть творение рук человеческих.

М.Р . А здесь тетка Акулинка с куклами-самокрутками карагод завела. Выставка «Забавы для дитяти» рассказывает об игрушках наших прабабушек: кукла-скрутка, соломенное чудо, тряпичная кукла. Дети узнают, что тряпичные куклы существуют с древних времен. Они связаны с почитанием женского божества, плодородия, домашнего очага.

21. В экспозиции «Делу время – потехе час…»: гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят. Люди в прошлые времена не только работали. Не зря в народе говорится:

Дети: «Кончил дело – гуляй смело!»

Пляска «Барыня» р.н. м .

М.р . Мы показали вам то, что есть в нашей «Русской горнице». А теперь хочу спросить: что вы почувствовали, когда вошли в русскую избу, какие вы чувства испытали, когда увидели предметы русской старины? (ответы). Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Перечень экспонатов

Мини – музея «Русская изба».

Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.

Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».

Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.

Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Стол, лавки - делались из дерева своими руками.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка – приспособление для прядения пряжи.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.

Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.

Забор – дом огорожен забором.

уголка народного быта в группе детского сада.

1.​ Прялка – 1 шт.

2.​ Печка – 1 шт.

3.​ Сундук – 1 шт.

4.​ Волшебный ларец – 1 шт.

5.​ Кукла в национальном костюме – 1 шт.

6.​ Домовенок Кузя – 1 шт.

7.​ Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)

8.​ Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»

9.​ Чугунок -2 шт.

10.​ Стол – 1 шт.

11.​ Лавка – 1 шт.

12.​ Керосиновая лампа – 1 шт.

13.​ Фонарь – 1 шт.

14.​ Коромысло – 1шт.

15.​ Веретено – 1 шт.

16.​ Люлька – 1 шт.

17.​ Самовар – 2 шт.

18.​ Матрешки – 5 шт.

19.​ Плетеная корзиночка – 1 шт.

20.​ Короб – 1 шт.

21.​ Ухват – 1 шт.

22.​ Сарафаны – 8 шт.

23.​ Рубахи – 8 шт.

Дидактические игры

1.​ «Одень куклу».

2.​ «Славянские узоры».

3.​ «Как рубашка в поле выросла».

4.​ « В деревенской избе».

5.​ «Как жили люди на Руси».

1.​ «Предания старины глубокой».

2.​ «Русские народные костюмы».

3.​ «Приглашение к столу».

4.​ «Народные промыслы»

5.​ «Ремесла на Руси».

6.​ «Славянская семья».

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода (печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.