Сочинение на тему: Особенности главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
С ЭЛЕМЕНТАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ .

Учитель: Степура Л.А.

ТЕМА УРОКА: глава «Тамань», ее роль в романе «Герой нашего времени».

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть роль главы «Тамань» в «самораскрытии» главного героя, дать сведения о пребывании М.Ю.Лермонтова в городе Тамани, прививать любовь к истории своего края.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: «самораскрытие героя», психологизм романа,

Тьмутаракань.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и иллюстрации, вырезки из газет.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Тамань» - это жемчужина русской прозы. (В.Г.Белинский).

«Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России». (М.Ю.Лермонтов).

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать одну из самых поэтичных и красивых глав, входящих в роман «Герой нашего времени» - «Тамань». Вам, наверное, знакомо это название потому, что город Тамань находится в Краснодарском крае.

М.Ю.Лермонтов в основу этой повести положил события, случившиеся с автором в этом городке. М.Ю.Лермонтов писал: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть - чуть не умер с голоду, да еще в добавок меня хотели утопить».

Вы помните, ребята, как герой повести становится свидетелем жизни контрабандистов. «Тамань» справедливо можно назвать первым русским детективом.

Дома ребята подготовили выступления об истории Тамани и пребывании М.Ю.Лермонтова в этом городе.

2. Выступление ученика:

Тамань! Что-то загадочное есть в этом слове. (А может быть, Лермонтов придал ему такое значение.) Но мало, наверное, кто знает, что Тамань и далекая сказочная Тмутаракань - одно и то же место.

Археологические раскопки, которые ведутся здесь уже несколько десятилетий, позволили восстановить историю этих мест.

В VI веке до н.э. на берегу Таманского залива обосновались древние греки из Митилены, построили город. Глава переселенцев - Симандр - вскоре умер, и городом стала править его жена - Гермоносса. Ее именем и называли город в течение последующих десяти веков.

Тысячу лет назад, в 988 году, сын киевского князя Владимира Мстислав получил в удел далекое Тмутараканское княжество, ставшее вскоре форпостом, защищавшим на дальних подступах земли Киевской Руси от нападений кочевников. Центр княжества - город Тмутаракань – был крупным портом и торговым центром, через который осуществлялись политические и экономические связи с народами Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Около двух веков жили здесь славяне, на смену им пришли венецианцы и генуэзцы, а в конце XV века все Северное Причерноморье было захвачено турками.

XVII век ознаменовался борьбой России за выход к Черному и Азовскому морям. По Кючук - Кайнаджирскому договору все степное Прикубанье вошло в состав России. В 1783 году земли эти были пожалованы «за верную службу» войску Черноморскому. Прибывшие в Тамань в 1972 году запорожские казаки стали охранять южные рубежи государства Российского. В память о них кубанцы воздвигли в 1911 году величественный памятник. На высоком гранитном постаменте стоит запорожец, держа в правой руке знамя.

В 1794 году по приказу А.В.Суворова рядом с Таманью была заложена
крепость Фанагория.

Древняя таманская земля... Даже простой перечень имен тех, кто побывал здесь, составит славу любому городу: средневековый географ ал - Идриси и летописец Никон, миссионер Юлиан, монах и путешественник Рубрук, ученый Карл Пейсонель, академик П.Паллас, путешественник Дюбуа де Монпере, поэт и дипломат А.С.Грибоедов. 14 августа 1820 года к крепости Фанагория подъехала коляска, в которой сидели генерал Н.Н.Раевский, прославленный герой войны 1812 года, и А.С.Пушкин. Пробыли они здесь недолго, но в письме к брату А.С.Пушкин писал: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма».
3. Выступление ученика:

Во времена Лермонтова Тамань была небольшим невзрачным городком, в котором не насчитывалось и шестидесяти дворов. Несколько маленьких кривых улочек обнесены были плетневыми заборами и невысокими каменными оградами, за которыми стояли хатки - мазанки, крытые камышом.

Почему же Лермонтов оказался в таком «скверном городишке» в сентябрьские дни 1837 года?

27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен А.С.Пушкин. Через
несколько дней его не стало...
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...

Гневное, страстное стихотворение «На смерть поэта» мало кому известного поручика Лермонтова за два дня сделало его знаменитым. Узнали о нем и во дворце. Разгневанный Николай I приказал арестовать сочинителя стихов. Началось следствие. Лермонтова ссылают в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Трудным в то время был путь на Кавказ. Заболев по дороге, поэт из Ставрополя попадает на лечение в Пятигорск. Там у Лермонтова меняется маршрут дальнейшего следования, он получает назначение в экспедиционный отряд генерала А.А. Вельяминова, который находился в Геленджике.

В середине сентября с Кавказских Минеральных вод Лермонтов выезжает к месту назначения. Единственно безопасный путь пролегал по Кубанской кордонной линии, где в крепостях, станицах и небольших казачьих пикетах размещались войска. На этой линии находилась и Тамань, дальше можно было добраться по берегу или морем.

Лермонтов, как и герой его повести, подъехал к Тамани ночью. Все избы были заняты. За крепостным валом, версты за две от Фанагорийской крепости и за версту от города, стояла небольшая хатка. Это было подворье Федора Мысника, где и остановился Лермонтов.

Проведя первую ночь с приключениями, которые впоследствии описал в повести, поэт утром собрался к коменданту крепости, чтобы тот как можно скорее отправил его в Геленджик, в отряд. Приезжая сегодня в Тамань, на ее окраине вы видите высокие земляные валы и остатки рва, окружавшие когда - то крепость Фанагорию. Лермонтов побывал в крепости, когда она уже утратила военное значение; здесь проживал комендант, размещался госпиталь да несколько зданий были заняты под склад. Поэт провел а Тамани 2 дня и 2 ночи.

В 1840 году читатели познакомились с повестью «Тамань». «Повесть эта, - писал в рецензии В.Г.Белинский, - отличается каким - то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица - какие - то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая - то дикая, сверкающая красота...».

В Тамань Лермонтов попал вновь на обратном пути из Петербурга, затем он уехал в Анапу, где пробыл чуть больше недели, а затем в январе 1841 года Лермонтов вновь проезжал через Тамань в столицу, Тамань видела Лермонтова в третий и в последний раз.

В повести «Тамань» Лермонтов изобразил реальных лиц, подлинные события.

В 1976 году в Тамани гостеприимно распахнул свои двери Дом – музей М.Ю.Лермонтова. Его экспозиция охватывает все 3 посещения поэтом приморского городка Тамань. (Ребята рассматривают фотографии, иллюстрации, открытки, вырезки из газеты «Литературная Кубань», можно провести заочную экскурсию в виде презентации).
4. Беседа с классом по повести «Тамань»:

  1. Чем вас увлекла эта повесть?
  2. Как она построена?
  3. Какие страницы вам показались самыми загадочными и
    пленительными?
  4. При помощи каких художественных приемов и изобразительных
    средств Лермонтов воссоздает поэтический мир повести?
  5. Прочитайте и выявите лирический подтекст в описании природы
  6. Каким языком написана повесть?
  7. Какова роль главы «Тамань» в романе?
  8. Как на характер Печорина влияет центральная ситуация главы?
  9. Что нового в этой главе раскрылось в характере героя?
  10. Почему этот роман можно назвать психологическим?
  11. Почему именно с этой главы начинается «самораскрытие» героев?

5. Учитель предлагает план работы с эпизодом:

а) микросюжет;

б) композиция;

в) детали и литературные тропы;

6. Домашнее задание:

Проанализировать по данному плану главу «Тамань».

Литература:

  1. Соловьев, В. Лермонтов на Кубани / В. Соловьев // Вольная Кубань. – 2002.
  2. Рязанцева, Л. М. «Он был источник дерзновенный…»: Сценарий литературного салона / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2004
  3. Маркин, Э. «Он один свет очей моих» / Э. Маркин // Крестьянка. – 1989

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа. Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч»,далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине. В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит — и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное — сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале». Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, — явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела. И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч», далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине.

В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит - и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале».

Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов.

Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург. Для всего его творчества характерна тема одиночества, одиночества души. Эта тема не обходит стороной и его роман «Герой нашего времени». В нем М. Ю. Лермонтов рассказывает о русском обществе тридцатых годов девятнадцатого века.

Весь роман образно можно разделить на две части – дневник Печорина, где герой рассказывает о своей жизни, и вторая часть о жизни Печорина, в которой посторонний человек рассказывает жизни героя. К первой части относится глава «Тамань», она и открывает дневник Печорина.

В этой главе автор подробно описывает картину природы вокруг. Он говорит о том, что окружающий его мир вокруг - темный и мрачный. Именно это придаёт рассказу загадочность. Также автор подробно описывает жизнь людей, их повседневный быт. В главе «Тамань» мы начинаем узнавать черты характера Печорина, его отрицательные и положительные качества. Мы узнаём о том, что герой самолюбив, но в экстремальных ситуациях мы замечаем его отвагу и решимость. К сожалению, в повседневной жизни он эти качества направляет совершенно в другое русло. Также мы узнаём о любопытстве героя, которое чуть его не погубило. Именно об этом моменте мне бы хотелось бы рассказать поподробнее, ведь именно здесь мы узнаём о его настойчивом характере, о потребности Печорина в ярких событиях, экстремальных ситуациях. Ведь что-то же заставляет его следить за слепым мальчиком ночью. Только обещание загадки могло заставить Печорина ввязаться в данную ситуацию, чуть не закончившуюся смертью героя.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль главы «Тамань» переоценить невозможно. Именно в ней раскрывается характер героя, именно в ней мы узнаем о его любопытстве и многом другом. Нас также захватывает эта глава потому, что нам интересна дальнейшая судьба героя, нам интересно встретит ли Печорин ещё когда-нибудь этих несчастных контрабандистов, в жизнь которых он вторгся, сломав судьбу, ведь именно из-за него Янко и ундина бросают слепого мальчика и старуху на произвол судьбы, без средств проживания. Обретёт ли в дальнейшей жизни герой счастье и найдёт ли свое место в жизни – именно на эти вопросы нам в дальнейшем хочется найти ответы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

«Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?»
М.Ю. Лермонтов
В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.
История, изложенная в «Тамани», имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.
Повесть «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: «Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. «Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет». «Янко не боится бури», - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка». Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Судьба не сводит Печорина и этого «честного» контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть «обжитые края». Герои повести занимаются опасным промыслом – контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. «Богатые товары», «груз был велик» - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог.
Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где «нечисто», Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он «встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень». Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все «потрогать», наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он «почувствовал на лице ее пламенное дыхание» - и в ту же минуту «русалка» бросила в воду его пистолет. Уже нет «ундины», есть противник, с которым надо бороться.
В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: «А если бы я, например, вздумал донести коменданту?» И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением «донести коменданту». Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. И когда заплакал слепой мальчик, когда девушка навсегда уехала с Янко, тут Печорин ужаснулся от содеянного: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и, как камень, едва сам же не пошел ко дну».
Что касается художественной стороны повести «Тамань», то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита»: точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей»! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак!» Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело».
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра». Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке», обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом!»
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы». Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку», влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места», открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.
А.П. Чехов, при всей строгости своих оценок, говорил: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова…».
От себя хочется добавить, что порой становится грустно, когда в современном книжном многообразии очень трудно выбрать чтение для души. Все это рыночное «чтиво», которое повсюду нас окружает, кричит и лезет в глаза, просто раздражает. И, честное слово, одна маленькая повесть «Тамань» из «Героя нашего времени» уже стоит всего этого «книжного безобразия».