Вопросы по капитанской дочке. Тесты по произведению А. С. Пушкин «Капитанская дочка. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Представление жюри:

2. На заранее приготовленные дорожки (зелёную, жёлтую и красную) вызывается первая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы пролога.

Пролог - 2 слайд

1. “Хорошо, коли отсидимся или дождёмся сикурса”

2. “Приближаясь к Оренбургу, увидели мы толпы колодников с обритыми головами”.

3. “И денег, и белья, и дел моих рачитель”

4. “Старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира”.

5.“Отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею”

Проверка - 3 слайд

1. Сикурса - помощи. 2. Колодник - арестант. 3. Рачитель - человек, заботящийся о чём-либо. 4. Инвалид - военнослужащий, состарившийся на службе. 5. Вестовщицею - любительницею рассказывать новости.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога.

  • Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки;
  • жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка;
  • красная - 2 этапа, без ошибок.

1 агон - 4 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель первого агона.

“Сержант гвардии”. В 18 веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах. “Матушка была ещё мною брюхата, как я уже был записан в Семёновский полк сержантом”. Вопрос: как поступали родители, если рождалась дочь?

Ответ: “Если б паче, всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось”.

Учитель . Бопре приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Вопрос: а кем был Бопре до приезда в Россию?

Ответ: “В отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом”.

3. Книга. “Эта книга имела всегда сильное влияние на батюшку: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи”. Вопрос: как называлась эта книга и о чём в ней рассказывали?

Ответ: “Придворный календарь”, помимо календарных сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приёмов.

4. Служба. “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого”. Вопрос: где пришлось служить Петру Гринёву и почему?

Ответ: в Белогорской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, так захотел его отец: “Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, не шаматон”. (бездельник)

5. Поговорка. Вопрос: что такое держать в ежовых рукавицах? Как объяснил Гринёв Андрею Карловичу значение поговорки?

Ответ: обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли.

6. А.И.Швабрин. Вопрос: как давно и почему Швабрин оказался в Белогорской крепости?

Ответ: “ Вот уже пятый год, как к нам переведён за смертоубийство”

7. Приданое. Вопрос: какое приданое было у Марии Ивановны, по словам Василисы Егоровны?

Ответ: “Частый гребень, да веник, да алтын (3 копейки) денег, с чем в баню сходить”.

8. Совет. Вопрос: почему Иван Кузьмич советовал Гринёву оставить стихотворство?

Ответ: “Все они люди беспутные и пьяницы. Дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее”.

9. Дядька. Вопрос: за какие достоинства стремянной Савельич получил повышение, став дядькой маленького барина?

Ответ: за трезвое поведение

Вызывается вторая тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 2 пролога.

2 пролог – 14 слайд

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. “Разбойник приглашал казаков в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться”.

2. “Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла …”

3. “Что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами ?”

4. “Не пугай же дворян, казня их по первому наговору

5. “ С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу”.

Проверка – 15 слайд

1. Увещевал – убеждал. 2. Пеняла – укоряла. 3. Супостатами – врагами. 4. Наговору – клевете. 5. Стремянной - слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

2 агон - 16 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель второго агона.

1. Андрей Петрович Гринёв. Вопрос: в каком чине вышел в отставку А.П.Гринёв?

Ответ: премьер-майор (помощник командира полка)

2. География. Вопрос: “Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо”. Почему?

Ответ: сделал из географической карты змея

3. Фехтование. Вопрос: кто дал Гринёву уроки фехтования?

Ответ: “Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании”

4. Савельич. Вопрос: назовите имя героя?

Ответ: Архип

5. Вожатый. Вопрос: как вожатый определил, что “жило недалече”?

Ответ: “Ветер оттоле потянул, и я слышу: дымом пахнуло, знать, деревня близко”

6. Лекарь. Вопрос: кто лечил Гринёва, когда он был ранен на дуэли?

Ответ: “Меня лечил полковой цирюльник (парикмахер), ибо в крепости другого лекаря не было”

7. Защитники крепости. Вопрос: сколько человек, “не считая казаков, на которых плоха надежда”, входило в войско коменданта?

Ответ: 130 человек

8. “Новобранные изменники”. Вопрос: кого Гринёв называл “Новобранными изменниками” и почему?

Ответ: Швабрина и других, присягнувших Пугачёву и изменивших присяге государыне.

9. Напутствие. Вопрос: что сказал на прощание Петруше его отец?

Ответ: “Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

3 пролог - 27 слайд. Вызывается третья тройка ребят, желающих поучаствовать в игре “Умники и умницы”. Им выдаются листочки бумаги и ручки. За одну минуту ученики отвечают письменно на вопросы 3 пролога

Объясните значение устаревших слов (1 минута)

1. Умет находился в стороне, в степи, далече от всякого селения.

2. Его благородие жалует мне шубу со своего плеча.

3. Это тебе так не пройдёт. Вы мне дадите сатисфакцию.

4. Но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков.

5. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

Проверка – 27 слайд

1. Умет - постоялый двор. 2. Жалует - награждает, дарит. 3. Сатисфакцию - удовлетворение, вызов на дуэль. 4. Обиняков - намёков. 5. Грамоту - письмо.

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная – 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

3 агон - 28слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель третьего агона.

1. Состояние. Вопрос: как известно, состояние дворян 18 века измерялось количеством душ крепостных крестьян. У Мироновых была только девка Палашка. А сколько душ было у батюшки Гринёва?

Ответ: “У батюшки триста душ крестьян”

2. Присяга. Вопрос: как присягали Пугачёву ротные солдаты?

Ответ: “Ротный портной, вооружённый тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачёва, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку”

3. Звание. Вопрос: какое воинское звание дал Пугачёв своему приближённому Белобородову?

Ответ: фельдмаршал

4. Сказка. Вопрос: кто были герои сказки, поведанной Пугачёву старой калмычкой?

Ответ: Орёл и Ворон

5. Приговор. Вопрос: “Государыня из уважения к заслугам и преклонным летам отца решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела”?

Ответ: “ сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение”

6. Рукопись. Вопрос: кто передал рукопись Гринёва издателю?

Ответ: внук Гринёва

7. Дата. Вопрос: под произведением издатель поставил дату. 1836 год. Назовите число и месяц? (так называется одно из стихотворений А.С.Пушкина)

8. “Подкупательные движения”. Вопрос: о каком “подкупательном движении” говорили на совете?

Ответ: “Обещать за голову бездельника рублей семьдесят или даже сто из секретной суммы. И тогда воры сами выдадут нам своего атамана”

9. Комендант. Вопрос: “Подходя к комендантскому дому, мы увидели человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант”. Во что он был одет?

Ответ: “в колпаке и китайчатом халате”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Пролог финала - 38слайд. В пролог финала приглашаются победители 1, 2, 3 агонов. Если в каком-то агоне не было победителя, то приглашается ученик, набравший самое большое количество орденов. Учащимся выдаются листочки и ручки.

Задание: по эпиграфам определите название главы – 1 минута.

1. Незваный гость хуже татарина (пословица)

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему
Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.
- Извольте, я готов; но я в такой надежде,
Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжин).

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой. (Херасков)

Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то её некому,
Благословить-то её некому. (Свадебная песня)

Проверка – 39 слайд

“Незваный гость” 2. “Арест” 3. “Разлука” 4. “Крепость” 5. “Сирота”

Учащиеся выбирают дорожки по очереди в соответствии с количеством правильных ответов и временем выполнения задания пролога. Зелёная - 4 этапа, 2 ошибки, жёлтая - 3 этапа, 1 ошибка, красная - 2 этапа, без ошибок.

Финал - 40 слайд. Учащиеся выбирают название вопроса и отвечают. Начинает участник зелёной дорожки, затем - жёлтой, красной. Происходит переход из этапа в этап, пока не выявится победитель игры.

1. Рукопись

Вопрос: рукопись П.А.Гринёва была доставлена издателю одним из внуков, когда тот узнал, что издатель занимается трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. А как назывался этот труд?

Ответ: “История Пугачёвского бунта”

2. Название

Вопрос: как известно, первоначально повесть называлась “История Пугачёва”. Кто изменил название?

Ответ: Царь рукопись прочитал, внёс 23 поправки и изменил название

3. Имя.

Вопрос: Имя какого покойного императора принял Емельян Пугачёв?

Ответ: Петра 3 Фёдоровича.

4. Награды

Вопрос: “Тщедушный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку”.Что это означало?

Ответ: Пугачёв выдавал своих приближённых за царских вельмож. Голубую ленту через плечо носили награждённые высшим орденом - Андрея Первозванного

5. Река

Вопрос: как называлась река, давшая именование казакам, участвовавшим в Крестьянской войне Пугачёва? Как она называется сейчас?

Ответ: Яик. Яицкий казак - живущий на реке Яик (После Пугачёвского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачёве)

6. Литература

Вопрос: “Я уже сказал, что я занимался литературою”

Как известно, Швабрин не одобрил песенку, которую написал Гринёв. Однако опыты Гринёва несколько лет после заслужили похвалы известного поэта и драматурга 18 века. Назовите фамилию?

Ответ: Александр Петрович Сумароков.

7. Воинский артикул

Вопрос: поединки формально запрещены в воинском артикуле. А что такое воинский артикул?

Ответ: воинский артикул - сборник законов о воинских обязанностях, преступлениях и наказаниях, действовавший в 18 - нач.19 века

8. Сподвижники

Вопрос: издатель говорит, что он дозволил себе переменить некоторые собственные имена. Однако имена приближённых Пугачёва он не изменил. Как их звали?

Ответ: Белобородов и Хлопуша

9. “В руках правосудия”

Вопрос: Зурин получил известие о поимке самозванца. А как на самом деле Пугачёв оказался в руках правосудия?

Ответ: “Его сообщники, с одной стороны видя неминуемую гибель, а с другой - надежду на прощение, стали сговариваться и решили выдать его правительству”

Оставшиеся вопросы учитель задаёт классу. За правильные ответы награждает учеников орденом “Умника и умницы”

Награждение победителей-50 слайд.

Источники информации.

  1. Идея программы “Умники и умницы” Ю.Вяземского легла в основу данного урока.
  2. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва “ Русский язык” 1988 г.
  3. Капитанская дочка” А.С.Пушкин. Москва “Детская литература” 1977 г.
  4. Рисунки С.Герасимова https://yandex.ru/images?parent-reqid=1486986980044787

С.П.Меделяева

учитель русского языка и литературы МОУ 1-Абрамовской СОШ Таловского района

Урок - обобщающая викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель: создать основу для последующего обращения учащихся к творчеству А.С.Пушкина и к русской литературе.

Задачи:

Образовательные

Проверить знание учащимися текста повести «Капитанская дочка».

Развивающие

Развивать творческие способности школьников, их устную и письменную речь, внимание и интерес к художественному слову, находчивость и смекалку, навыки самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные

Прививать любовь к русской литературе и историческому прощлому страны, воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассника.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, выставка произведений писателя, иллюстративно-раздаточный материал (карточки, кроссворд, жетоны).

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

II . Актуализация знаний. Знакомство с темой и задачами урока.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа, высказываний классиков о повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству А.С.Пушкина. Его культурное наследие велико. Из курса литературы 5-7 классов вы знакомы с его сказками, стихами, с романом «Дубровский», с повестью «Метель», с «Песней о вещем Олеге», с поэмой «Полтава». «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при жизни А.С.Пушкина. Это удивительная книга.

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг…». Н.В.Гоголь.

Высокую оценку повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дали

классики русской литературы.

«Капитанская дочка» - лучшая повесть Пушкина». В.Г.Белинский.

«Сравнительно с « Капитанской дочкою» все наши романы и повести кажутся притворною размазней». Н.В.Гоголь.

Ребята, я надеюсь, что ваше обращение к творениям А.С.Пушкина не ограничится сегодняшним уроком, на котором мы проведём обобщающую интеллектуальную викторину, позволяющую выявить вдумчивых читателей, знатоков текста повести. В тетрадях по ходу урока запишите тему, эпиграф и высказывания классиков о повести.

III. Основная часть урока. Интеллектуальная викторина.

- Знакомство с условиями игры и её этапами. Представление команд : «Белогорская крепость», «Царское Село», « Бердская слобода».

А теперь настало время познакомить вас с условиями игры и её этапами. Условие нашего конкурса: за каждый правильный ответ команда получает по очку. Победителем будет признана команда, набравшая большее количество очков.

Каковы же этапы нашей викторины? (слайд)

    Блиц-опрос «Внимательный читатель».

    «Заглянем в словарь».

    « Узнай героя».

    «Суеверия, предсказания…».

    «Какая жизнь, такие и песни».

    «Подскажи словечко».

- Разминка. Заполнение кроссворда. «Кто быстрее?»

Итак, начинаем игру. В качестве разминки предлагаю заполнить кроссворд. «Кто быстрее?»

- Следующий этап нашей викторины - блиц-опрос «Внимательный читатель». Давайте вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

    Имя отца Гринева? Как звали матушку Петруши?

    Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына.

    Вспомните имя и фамилию Савельича.

    Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?

    В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?

    А отправился служить…

    На каком году жизни Петруша выучился русской грамоте?

    Для него был нанят француз…

    Который в отечестве своем был…

    А в Пруссии …

    Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?

    Количество детей в семье Гринёвых.

    Учебное пособие, из которого юный Пётр изготовил бумажного змея во время «урока».

    И мог Петруша здорово судить о свойствах…

    Город, где Пётр проигрался в бильярд по дороге к месту службы.

    Оружие, которым герой был ранен на дуэли.

    От какого лица ведётся повествование в «Капитанской дочке»?

    Кто в повести является рассказчиком?

    Наказание, каким государыня императрица заменила Гринёву смертную казнь.

    Назовите фамилию, имя и отчество капитанской дочки.

    Подарок, сделав который, можно, по словам Швабрина, добиться расположения Маши.

    Населённый пункт, царская резиденция, где Маша Миронова встретилась с императрицей.

    Губерния, где «благоденствует потомство» Петра Гринёва и Маши Мироновой.

-Очередной тур конкурса - «Заглянем в словарь».

Словарная работа, в ходе которой надо установить значение слов. Выполнять задание по карточкам. На выполнение задания даётся 3 минуты Стоимость задания -5 баллов (жетонов)

Карточка № 1

« Справочное бюро»

1). Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2). Какое историческое событие легло в основу данного произведения?

3). Каких предводителей народных восстаний на Руси, кроме Емельяна Пугачева, вы можете назвать?

Карточка № 2

«Толковый словарь»

1). Выбрать правильный вариант толкования лексического значения слов:

Целовальник – это: а) парикмахер

Б) продавец вина в трактире

В) настойчивый кавалер

Инвалид – это: а) человек, страдающий физическим

недугом;

б) солдат, состарившийся на военной

службе;

в) солдат, имеющий увечья.

2).Объясните значение выражения «посажёный отец».

Карточка № 3

«Слова, слова, слова…»

1). Перевести устаревшие слова на современный русский язык.

Фортеция – Кивот – Суженая – Камзол – Напасти – Погост- Вечерня – Келья - Грамота – Алтын – Попечение

- Следующий тур конкурса «Узнай героя».

Послушайте описания внешности героев, определите их. Кто из героев является историческим лицом, а кто - вымышленным? (См. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс.-М.: ВАКО,2010.-стр.44-45)

Общее задание для всех команд. За каждый правильный ответ команда получает по баллу. Последним должно быть описание внешности Пугачёва.

Слово учителя о портретах Пугачёва. (слайд)

В пушкинской повести Пугачёв не тождествен своему историческому прототипу. Один из портретов Емельяна Пугачёва написан на портрете Екатерины II, и сделал художник это не случайно: смысл такого изображения - преступное желание Пугачёва занять монарший трон. На данном портрете изображён хитрый разбойник и злодей. Это работа неизвестного художника. А вот на портрете, приложенном А.С.Пушкиным к изданию 1834 года, Пугачёв изображён умным, проницательным, хлебнувшим лиха защитником народа.

В этих портретах отражён двойственный взгляд на личность Емельяна Пугачёва. Одни видели в нём разбойника и злодея, называли его «бешеным псом», «исчадием ада», другие - считали его защитником народных интересов.

Перед А.С.Пушкиным стояла непростая задача реалистического изображения эпохи и её героя. И, несомненно, писателю это удалось.

Тур «Суеверия, предсказания…» Домашнее задание (слайд), .

Подробно пересказать эпизоды произведения и прокомментировать их. За выразительный пересказ эпизода и его комментарий наивысший балл-5 (жетонов).

    Пересказать описание бурана. Объясните его символическое значение.

    Сон Петра Гринева. Пророческое содержание сна. (Пересказать сон близко к тексту, прокомментировать его).

    Калмыцкая сказка об орле и вороне. Объяснить смысл сказки.

- Следующий этап « Какая жизнь, такие и песни».

Ответить на вопросы, связанные с русской народной песней.

1). Какую из песен Пугачев назвал своей любимой? Послушайте песню в исполнении актёра кино и театра Валерия Золотухина. (слайд)

2). Какое впечатление произвела эта песня на Петра Гринёва?

3). В каком ещё произведении Пушкина упоминается данная песня?

4). К каким главам произведения А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфов строки из народных песен?

- Тур «Подскажи словечко». (слайд)

Общее задание для всех команд.

Восстановить опущенную часть высказывания, определить, кому из героев она принадлежит.

Береги (…), а честь смолоду.

Долг (…) красен.

Казнить так казнить, (…).

Лучше раз напиться живой кровью, чем триста лет (…).

Будет дождик - будут и (…), будут (…)-

будет и (…).

IY. Создание проблемной ситуации.

Нам сталось лишь ответить на проблемный вопрос: «Почему свою повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?

Дайте письменный ответ на вопрос. Каждая команда зачитывает свой вариант ответа.

Оценить задание в 5 баллов .

Y. Заключительное слово учителя.

Действительно, повесть Пушкина внешне проста, но она полна глубокого смысла. И мы сегодня пытались разгадать тайны книги А.С. Пушкина «Капитанская дочка». По словам Марины Цветаевой, « нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Повесть «Капитанская дочка» полна высоких истин.

YI. Итог викторины. Рефлексия. Впечатления об игре, оценка собственной деятельности.

    Какие чувства владели вами во время урока?

    Затруднялись ли вы отвечать на вопросы викторины?

    Выразите своё мнение об уроке в форме синквейна.

YII. Оценки. Домашнее задание (слайд)

Подобрать материал к сочинению на одну из тем:

«Капитанская дочка».

    Пушкинский Пугачёв.

    Становление личности Петра Гринёва под влиянием « благих потрясений».

    « Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.

    Смысл названия повести Пушкина «Капитанская дочка».

    Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

Литература

1. Пушкин А.С. Драматические произведения. Романы. Повести. -М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ- ЛТД»,1997.-704с. 2. Лахостский К.П. ,Фролова В.Ф. Пушкин в школе. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение»,1956.-413с. 3. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе: урок за уроком.- М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2000. -240с. 4. Черных О.Г. Практикум по литературе: 8 класс. - М.: ВАКО,2010.-192с. 5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:8класс.- М.: ВАКО,2008.-512с.

Описание презентации Вопросы на знание текста романа А. С. Пушкина по слайдам

Тест № 1 по 1 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» ? 2. В каком веке происходит действие романа «Капитанская дочка» ? 3. По какой причине учитель Петруши Гринева, мосье Бопре, был выгнан отцом мальчика? 4. Что обычно любил читать отец Петра Гринева? 5. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея? 6. Сколько лет было Гриневу, когда отец решил отдать «его в службу» ? 7. Как представлял себе службу Гринев? 8. Куда отправил служить Петра его отец? 9. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием? 10. Чей это портрет: «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах» ? 11. Где, кому, сколько денег проиграл Гринев по пути на службу?

Тест № 2 по 2 -5 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Коротко опишите события 2 главы, связанные с бураном. o Что помогло спастись? o Чем Гринев отблагодарил за услугу? 2. Как поначалу складывается жизнь и служба Гринева в Белогорской крепости (круг общения, симпатии и антапатии)? 3. Как относились к Гриневу в доме коменданта крепости? 4. Как относились к Швабрину в доме капитана Миронова? 5. В чем причина поединка Гринева и Швабрина? 6. Чем он закончился? Как ведут себя соперники в бою? 7. О чем Гринев просил родителей в своем письме после дуэли? 8. Что написал Гриневу отец в ответ на его просьбу? 9. В чем Гринев-старший обвинил Савельича в письме к нему? Каков был тон письма? 10. В чем подозревает Гринев Швабрина? 11. Чем заканчивается 5 глава? 12. Каково настроение Гринева в конце главы, с чем это связано?

Тест № 3 по 6 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что послужило причиной военного совещания в доме коменданта? 2. Куда и под каким предлогом Иван Кузмич отправил жену, чтобы провести совещание? 3. Кого Василиса Егоровна сумела расспросить о Пугачеве? 4. Кому Василиса Егоровна по секрету рассказала о возможном нападении Пугачева? 5. Что сообщил урядник, вернувшись из разведки? 6. Как он повел себя дальше? 7. Чьи это слова? «Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника? » 8. Чей это портрет? «… У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…» 9. «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога еще свободна, или в отдаленную, более надежную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть, «- предложил Петр Андреевич. Какое решение было принято в отношении Василисы Егоровны и Марии Ивановны?

Тест № 4 по 7 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как ведет себя Иван Кузмич во время осады крепости? 2. А гарнизон? 3. Как встретили Пугачева местные жители? 4. Каким мы видим Швабрина? 5. Какова судьба коменданта? Ивана Игнатьича? Василисы Егоровны? 6. Поцеловал ли Гринев руку Пугачеву? 7. Что спасло Гринева от виселицы? 8. «Отец родной!. . Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!» Чьи это слова? 9. «Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!» Чьи это слова?

Тест № 5 по 8 — 10 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Вопросы на знание текста 8, 9 глав 1. Что сообщила Гриневу попадья Акулина Памфиловна? 2. Какие «царские знаки» Пугачева перечисляет казак в разговоре с Гриневым? 3. Кого назначает Пугачев комендантом Белогорской крепости? Вопросы на знание текста 10 главы 4. Что решалось на военном совете в Оренбурге. Какое решение было принято? 5. Кто решал этот важный вопрос? Прокомментируйте событие. 6. С кем встретился Гринев во время очередной вылазки? Что было передано Гриневу? 7. Что сообщала в своем письме М. И. ? 8. Что услышал Гринев от генерала в ответ на свою отчаянную просьбу?

Тест № 6 по 11 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как зовут наперсников Пугачева? 2. Признался ли Гринев Пугачеву о цели своей поездки? 3. Чей это портрет? «Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. » 4. Чей это портрет? «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках…» 5. На чем настаивает Белобородов в отношении Гринева? 6. В чем смысл калмыцкой сказки? Кто её рассказал?

Тест № 7 по 12 -14 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что думает Гринев о Пугачеве в момент расставания с ним? 2. С кем вновь сводит Гринева судьба на пути из Белогорской крепости? 3. Под чьим началом продолжает воевать Гринев после освобождения М. И. из рук Швабрина? 4. Куда намеревался ехать Гринев в день, когда его арестовали? 5. В чем, по его мнению, заключалась причина ареста? 6. В чем на самом деле обвиняли Гринева? 7. Какой приговор был вынесен Гриневу? 8. Чей донос стал причиной ареста Гринева? 9. Каким и где Гринев в последний раз видел Швабрина? 10. Кто сопровождал М. И. в поездке в Петербург? 11. Где встретилась М. И. с императрицей? 12. Где и при каких обстоятельствах Гринев видел Пугачева в последний раз?

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

Глава 3. «Крепость»

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)

2. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

Глава 4 «Поединок»

1. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)

2. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

3. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)

4. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)

Глава 5. «Любовь»

1. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)

2. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)

3. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)

4. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)

Глава 6. «Пугачевщина»

1. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)

2. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)

3. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)

4. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)

Глава 7. «Приступ»

1. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)

2. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)

Глава 8. «Незваный гость»

1. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)

Глава 9. «Разлука»

1. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)

2. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)

3. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

Глава 10 «Осада города»

1. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)

2. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимч, который перешел на сторону Пугачева)

3. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)

Глава 11 «Мятежная слобода»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)

2. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)

Глава 12. «Сирота»

1. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)

2. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? (у своих родителей в деревне)

Глава 13. «Арест»

1. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)

3. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)

Глава 14. «Суд»

1. Кто донес на Гринева? (Швабрин)

2. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

3. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)

4. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)

5. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

6. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)

7. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)


«Капитанская дочка», викторина по главам повести А.С. Пушкина
Глава I Сержант гвардии
1.Автор начинает повесть со знакомства с главным героем – Петром
Гринёвым. Кто рассказывает о нём? (Сам Гринёв от первого лица повествует о
своей жизни.)
2. Пётр Гринёв – единственный выживший ребёнок в семье премьер-майора в
отставке и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Сколько
детей родилось в этой семье? (9 детей)
3. «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминал Гринев, - как я уже был…
восстановите текст. (… записан в Семёновский полк сержантом»)
4.Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу, чтобы тот
воспитывал маленького барина. Как звали слугу? (Архип Савельич)
5.Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться…. В чём научил
разбираться Савельич?
(в охотничьих собаках)
6.Желая дать сыну хорошее образование, отец Андрей Петрович Гринёв
решил обучить сына. Чему хотел обучить отец? («языкам и всем наукам»)
7.Сколько лет было Петру Гринёву, когда Андрей Петрович пригласил
учителя-иностранца? (12 лет)
8.Отец нанимает французского учителя. Как зовут учителя (Бопре).
9. Чем на самом деле занимается француз? (Он больше пьянствует, чем учит
недоросля)
10.Совсем забыв про свои обязанности, Бопре пристрастился к водке и не
пропускал…. Что же не пропускал «горе-учитель»? (ни одной юбки)
11.Воспитание юного Гринёва свелось к тому, что вместо обучения наукам на
французском – он сам… Что же в действительности делает Петруша?(Сам
обучает своего французского учителя «болтать по-русски».)
12.Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился
прямо на урок. Какую картину увидел отец? (Пьяный француз спал, а Петя
мастерил из географической карты воздушного змея).
13.Не находя значительной пользы от такого образования, отец выгоняет
Бопре. Какую дальнейшую жизнь сыну выбирает отец вместо традиционной
блестящей карьеры петербургского офицера отец? (выбирает для сына
суровую службу в одной из крепостей на Яике).
14.Итак, Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу.
Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю. Куда был отправлен
недоросль Пётр Гринёв? (в Оренбург, в Белогорскую крепость)
15. По дороге в Оренбург Петр останавливается в Симбирске, там же он
знакомится с гусаром. Как звали этого гусара? (Иваном Зуриным)
16.Чему гусар берется обучить Гринева? (игре в бильярд)

17.Воспользовавшись простотой Петра, Иван Зурин с легкостью выигрывает у
него деньги. Какую сумму тот выигрывает? (100 рублей)
Глава II Вожатый
1.Что случилось с Петром Гринёвым в степи по дороге в Оренбургскую
губернию? (Петр попадает в буран).
2.Ямщик уже отчаялся вывести коней, как удалось путникам избежать беды?
(рядом с возком оказывается некий мужик, который предлагает проводить
заплутавших странников).
3.Незнакомец верно указал путь, и ямщику удалось вывести своих седоков,
включая нового попутчика, на постоялый двор. Какое диалектное слово
является синонимом словосочетанию «постоялый двор»? (умёт)
4. Гринёв повествует о пророческом сне, который ему приснился в кибитке.
Расскажите его (Краткое содержание сна таково: он видит свой дом и мать,
которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с
бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж.
Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и
тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не
трогает.)
5.Пётр Гринёв, его слуга и незнакомец подъезжают к постоялому двору,
напоминающему воровское пристанище. О чём просит у Петруши незнакомец,
замерзший в стужу в одном армяке? (просит вина, и тот угощает его).
6.В доме незнакомец затевает иносказательный разговор с хозяином. Что
выдавало в незнакомце «лихого человека»? (Язык их общения имел черты
воровской лексики)
7.Проведя ночь на умёте, Гринев вновь собирается в дорогу, предварительно
отблагодарив незнакомца. Каким предметом поблагодарил Гринёв
вчерашнего вожатого? (заячьим тулупом).
8.Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и
обещает…Что обещает чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и
самого разбойничьего вида? (век помнить доброту молодого барина).
9.В Оренбурге Петр попадает в распоряжение генерала Андрея Карловича,
старого приятеля его отца. Куда генерал дает юноше направление? (в
Белогорскую крепость)
10. Ссылка в такую глушь огорчает Петра, уже давно мечтавшего о
гвардейском мундире. Где находится крепость? Ответьте словами из текста
(затеряна в сорока верстах от города, на границе с «киргизскими степями»).
11. Генерал, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость
под начало капитана. Назовите фамилию капитана. (Иван Кузьмич Миронов)
Глава III Крепость
Что представляет собой Белогорская крепость? (Она представляет собой
деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой).
Как выглядит комендант капитан Миронов? (седой старик)

Сколько человек проходят службу под началом капитана Миронова? (около
сотни старых солдат и два офицера)
Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но кто на
деле заправлял всем? (его супруга - Василиса Егоровна)
Опишите офицеров крепости. (Один из них – пожилой одноглазый поручик
Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин)
Простые и добрые люди сразу понравились Гриневу. Большой интерес у
Гринева вызывает остроумный офицер Швабрин. Расскажите о нём. (Он
переведен в крепость из Петербурга за нарушение дисциплины и
«смертоубийство»).
Склонный к нелестным отзывам об окружающих Алексей Швабрин, частенько
язвительно говорил о Маше, дочери капитана. Какой по его словам была
Маша? (Он выставлял её весьма недалёкой особой, ужасной трусихой)
Гринев сам знакомится с дочерью командира и убеждается…В чём он
убеждается? (Он убеждается в ошибочности мнения поручика Швабрина)
Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником
Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, какой она ему видится?
(видится ему бесконечной и скучной).
Глава IV Поединок
1.Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось
в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда
муштрует солдат, но пока не может добиться. Чего же не может добиться
капитан? (чтобы они отличали «лево» и «право»).
2.Служба уже не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в
переводах. Назовите ещё одно увлечение Петра Гринёва. (увлёкся и
сочинением стихов)
3.Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А
Швабрин нравится ему все меньше.Почему? (Алексей всех высмеивает, плохо
отзывается о людях).
4.Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это
единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Как относится к
стихам Швабрин? (Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его
чувства)
5.Какой совет даёт Швабрин и уверяет, что сам испытал правильность
такого подхода. (вместо стихов подарить Маше серьги)
6.Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Как реагирует Швабрин?
(Алексей вызывает юношу на дуэль).
7.Кого Петр Гринёв просит стать секундантом? (Ивана Игнатьича).
8.Как реагирует на такое решение старый поручик? (Однако не понимает
такого жестокого выяснения отношений).
9.После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Как поступает
Швабрин и Гринёв? (Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов.)

10.Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со
шпагами в руках… Что же случилось? (их арестовывают солдаты во главе с
поручиком).
11.Кто заставляет дуэлянтов примириться? (Василиса Егоровна)
12.Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. О чём поведала
Гринёву Маша? Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на
девушку. (Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил
отказ).
13. Как поступают противники на следующий день? (На другой день
противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать
такой достойный отпор).
14.Почему Пётр, которому удается потеснить офицера, получает ранение в
грудь? (в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и
получает ранение)
Глава V Любовь
1.Насколько серьёзным оказывается ранение? Через какое время Пётр Гринёв
приходит в себя? (Рана серьезная. Петр приходит в себя только на следующие
сутки)
2.Кто ухаживает за Гринёвым? Как проходит лечение? (Раненый Гринев
благодаря уходу за ним полкового цирюльника и Маши быстро идет на
поправку)
3.Получил ли Швабрин прощение от Гринёва и почему? (Он прощает
Швабрина, поскольку видит в его действиях признак уязвленного самолюбия
отвергнутого влюблённого человека)
4.Петр Гринёв просит руки Маши. Какой ответ получен? (Девушка
соглашается).
5.Молодой человек сочиняет трогательное письмо для отца с целью
выпросить у него благословение на союз с Марьей Мироновой. Но почему
негодует отец? Какой ответ получен? (Отец, узнавший о дуэли, негодует и
отвечает отказом. В порыве гнева Гринёв старший намекает сыну, что готов
перевести его в другое место службы).
6.Какую ещё новость о делах семьи узнаёт Пётр Гринёв в письме? (В письме
также говорится, что матушка Гринева слегла).
7.Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же
матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Правда
ли это? (Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство
Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то,
что не сообщил о ранении).
8.Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал
генералу. Так кто же, по мнению, Гринёва это сделал и почему? (Теперь
юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей).
9.Однако отказ отца в благословении не меняет намерений Петра. Как
поступает Маша, узнав, что родительского благословения не будет? (Маша
отказывается от свадьбы, она против тайного замужества)

10.На время влюблённые молодые люди отдаляются друг от друга. Что
беспокоит Гринева? (Он понимает, что несчастная любовь может лишить его
разума и привести к распутству).
Глава VI Пугачевщина
1.Почему в начале октября 1773 года в Белгородской крепости начинается
беспокойство? (Комендант Миронов получает извещение из Оренбурга о
появлении на Яике «шайки» Емельяна Пугачева)
2.Какой приказ получает комендант Миронов? (Миронову приказано
подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников).
3.Какое задание даёт капитан миронов уряднику? (Капитан посылает
урядника Максимыча в разведку)
4. Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с
«возмутительными листами». Почему допросить его было невозможно? (у него
был вырван язык).
5.Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и
перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту.Как поступает
капитан Миронов? (Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его
место).
6.События развиваются стремительно. На совещание офицеров врывается
Василиса Егоровна с плохими известиями. Какие это были известия? (взята
соседняя крепость, офицеры казнены)
7.Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской
крепости. Расскажите о принятом на совещании решении. (Решено отправить
Машу и Егоровну в Оренбург).