Диего родригес де сильва веласкес картины. Диего Веласкес: биография, произведения художника

Прожил творец на белом свете почти 6 десятилетий, и 2/3 своей жизни он провел в качестве придворного живописца у Филиппа IV. Это, несомненно, почетная и желанная должность, однако, она была частично губительна для его таланта. Это связано со строгим регламентом, который предъявлял ему королевский двор. Тем не менее это не помешало Диего Веласкесу создавать картины в его уникальной, живописной манере.

Несравненный портретист

С многочисленных портретов королевской четы или знати на зрителей смотрят настоящие, живые люди. Живописец часто раскрывал тайны, которые люди, изображенные на его картинах, хотели бы скрыть. Он вовлекает зрителя в их переживания, раскрывая многогранность их тревог и волнений, а также сложности, что находятся в душах самых сильных и великих людей мира.

Начало карьеры

Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Талант к живописи мальчик смог обнаружить у себя в очень раннем возрасте, а уже в десятилетнем возрасте его отдали учиться сначала к известному художнику Франсиско Эррере Старшему. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. По достижению 18 лет Диего Веласкес прошел экзамен для получения звания мастера, и стал гордым членом гильдии живописцев в Севилье. В своем раннем периоде мастер черпал вдохновение с быта и жизни простых людей, которые окружали его. Зарисовки обыденной жизни жителей Севильи художник старательно выписывал, придерживаясь особой реалистичности, которую постарался подчеркнуть у Караваджо.

Престижное повышение

Получить престижное место живописца при дворе короля Испании художнику Диего Веласкесу помог портрет знаменитого поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, который был ярым конкурентом и соперником Лопе де Веги. Работа настолько понравилась монарху, что тот решил заказать у живописца собственный портрет. Готовая картина настолько его поразила, что он пообещал, что никто кроме Диего Веласкеса не будет больше писать его таким образом. Итак, с 1623 года он завоевал эксклюзивное право писать картины обо всем королевском семействе, прославляя на своих полотнах Великую династию Габсбургов.

Кончина

Умер Диего Веласкес в августе 1660 года. После себя он оставил огромное творческое наследие, из которого брали вдохновение различные поколения художников, относившихся как к романтизму, так и к импрессионизму. Безусловно, биография Диего Веласкеса интересная и захватывающая, однако ничто не сравниться с его творчеством.

Портрет папы Иннокентия X (написана в 1650 году)

Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Папа Иннокентий X нарисован в своих парадных пышных убранствах, он сидит богато в своем украшенном кресле. Тем не менее это не классический парадный портрет, художник Диего Веласкес решил передать на своем холсте глубокий внутренний мир понтифика. Всего дважды он встречался в живую с Иннокентием X. Это было во время его визита в Вечный город в 1650 году. Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете.

Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. Тем не менее в холодном свете его глаз можно прочитать подавленность: мы понимаем, что понтифик чем-то сильно озадачен. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво!» За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии, из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели.

"Венера с зеркалом"

Картина Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» сейчас хранится на территории Лондонской Национальной галереи и является последним сохранившимся полотном обнаженной женщины, которую писал художник. Точные даты картины, когда она была нарисована, определить не удается. Художник трудился над ней на территории Италии, ведь в Испании рисовать обнаженное тело строго запрещалось законами инквизиции.

Сюжет был выбран Диего из-за влияния творчества венецианцев, принадлежавших к эпохе Возрождения: Тициану и Джорджоне. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Согласно данным искусствоведов, самая первая рама для картины также была черной, что играло на перспективу. Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.

Портрет Маргариты

Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства. В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.

На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.

Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.

"Менины"

Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Полотно изображает мастерскую художника на территории Королевского дворца в Мадриде. Сейчас такую обстановку могли бы назвать «бэкстейджем».

Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. Стоит отметить, что это единственная картина Диего, где венценосная пара изображается вместе. Девочка, что находится в центре картины, это единственная на то время дочь королевской семьи - пятилетняя Маргарита. В облике девочки Веласкес старается воплотить все состояние, богатство и изящество, которыми обладала семья. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. Она ничем не выдает ту радость, которую испытывает от нахождения с родителями, на ее лице мы не можем разглядеть интереса, непременно появившегося бы у ребенка при виде необычной обстановки внутри мастерской художника. Становится очевидным, что наследная принцесса отлично выучила: сдержанность считается главной добродетелью в ее семье. Стоит отметить, что король Филипп IV смеялся на людях всего два раза, прожив долгих 60 лет.

Полотно называется «Менины». Именно так называли фрейлин, которые с самого раннего возраста прислуживали принцессе. На сцене, которую изображает Веласкес, можем заметить двух фрейлин. Это реальные девушки, имена которых, к счастью, удалось сохранить. Дама, которая подает молодой принцессе кувшин в глубоком реверансе, является доньей Марией Сармиенто. Позади малышки находится донья Иабелла де Веласко.

На просторном полотне нашлось место и для придворных карликов - это Мария Барболе и Николас Петрусато. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. Таким образом художник напоминает об их статусе. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. Они помогали веселить знать, заставляли их чувствовать себя более привлекательными и уверенными в себе. Тем не менее для зрителя очевидно, что художник относился к карликам со значительным уважением. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели, их образы пересекаются. Безусловно, одна - привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.

Отдельно стоит обратить внимание на автопортрет Веласкеса. Себя он изображает занятым работой. В руках он держит кисть с палитрой и одет в черный костюм. На груди его красуется величественный крест Великого военного ордена Меча святого Иакова Компостельского. «Менины» писались в 1656 году, однако, членом ордена Диего стал лишь 3 года спустя. Крест дописали позже. Согласно легенде, его написал король собственной рукой.

"Дама с веером"

Помимо представленных картин, также предлагаем насладиться величественным произведением Диего Веласкеса «Дама с веером». Она написана в 1640 году и изображает привлекательную интересную испанскую женщину. Изысканно подчеркиваются ее национальные особенности: маленький рост, стройная фигура, изящные движения.

Список популярных и знаковых работ знаменитого испанского мастера.

Картины Веласкеса

Диего Веласкес (1599–1660) - испанский художник, считающийся одной из главных фигур испанского золотого века. Большинство работ Веласкес создал при дворе испанского короля Филиппа IV, а в 19-ом веке его известность распространилась за пределами Испании, а полотна художника стали образцом для подражания многим реалистам и импрессионистам. С того времени мастер считается влиятельной и значимой персоной для всего европейского искусства.

Триумф Вакха (1629)

Известная под названием «Пьяницы», картина изображает римского бога урожая, винограда и виноделия Вакха, в окружении нетрезвых мужчин. Композиционно работу можно разделить на две части. Слева расположена светящаяся фигура Вакха в расслабленной, но доминирующей позе. Справа, на испанский манер, изображена группа пьяниц.

Кузница Вулкана (1630)

Эта картина демонстрирует античный мифологический сюжет, в котором бог Аполлон посещает Вулкана, создающего оружие для бога войны. Аполлон сообщает Вулкану о неверности его жены. Веласкес, мастерски располагая фигуры, создает удивительное ощущение глубины.

Старуха, жарящая яйца (1618)

В период раннего творчества Веласкес был известен своими забавными жанровыми сценами. Среди лучших картин этого периода можно назвать изображение пожилой женщины, готовящей блюдо из яиц. Автор использовал сильные контрасты между светлыми и темными фрагментами наполненной рядом деталей композиции.

Христос на кресте (1632)

Созданная в середине творческого пути художника, работа изображает распятого Иисуса. Оригинальное полотно, передающее спокойствие, достоинство и благородство Христа, считается поворотным моментом в художественном развитии Веласкеса. Самая известная религиозная работа мастера вдохновила множество литераторов, в том числе, Мигеля де Унамуно - на создание «Христа Веласкеса».

Портрет Инфанты Маргариты (1659)

Эта работа - один из нескольких портретов дочери Филиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Также художник создавал и другие картины с изображением королевских детей, но наиболее известной является именно эта работа.

Пряхи (1657)

Считается, что данная работа изображает греко-римский мифологический сюжет, согласно которому невероятно талантливая ткачиха Арахна оскорбила Афину своей красотой и самоуверенностью. Согласно мифу, что Зевс превратил девушку в паука.

Сдача Бреды (1634)

Работа демонстрирует обмен ключами, имевший место быть через три дня после сдачи голландского города Бреда. Картина входила в серию из двенадцати картин с батальными сценами, заказанную Филиппом для Зала Королевств в Буэн-Ретиро (Мадрид). Веласкес выбрал сюжет для иллюстрации, показывающий гуманные события на фоне последствий войны.

Венера с зеркалом (1649–1650)

Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном. Кокетливость героини достигается благодаря богатой цветовой палитре и теплым тонам, придающим картине оттенок эротичности.

Портрет Иннокентия X (1650)

Во время поездки в Италию Веласкес предложил папе создать его портрет. Но согласие было получено не сразу, так как папа хотел удостовериться в опытности и навыках мастера. Убедить его помог художник Хуан де Пареха, после чего Веласкес принялся за работу. Тем не менее, художник изобразил Иннокентия в беспощадно правдивой манере, что изначально многих пугало. Однако папа остался доволен и, согласно легенде, сказал: «Все слишком верно!».

Менины (1656)

Один из самых знаменитых портретов мастера изображает пятилетнюю Маргариту Терезу, ее служанок и фрейлин, телохранителей, карликов и собак. Слева можно видеть автопортрет художника с кистью. И по сей день «Менины» являются одной из самых анализируемых и популярных картин западного искусства.

Известные картины Диего Веласкеса обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Диего Веласкес краткая биография великого испанского художника изложена в этой статье.

Диего Веласкес краткая биография

Будущий художник родился 6 июня 1599 года небольшом городке Севилья в семье выходцев из Португалии. Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. В то время профессия художника была своенравным вызовом в аристократическом кругу, но родители решили, что желание ребенка превыше всего. В мастерской Эрреры Диего проучился недолго, они с мастером не сошлись во взглядах и он перешел к другому учителю – Франсиско Пачеко, поклонника академизма и эпохи Возрождения. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.

Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком. В 1618 году он сочетал себя узами брака с дочерью своего учителя.

1623 год стал переломным в жизни художника – по настоянию Пачеко его приглашают ко двору короля Филиппа ІV. Здесь он усовершенствует свое мастерство, изучая произведения художников в королевском Эскориале. Уже будучи великим художником, Диего Веласкес не останавливается на достигнутом – он путешествует по Италии, знакомясь с картинами и произведениями Тициана и Ван Дейка, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тинторетте и Веронезе. Эти работы повлияли на его стиль художника – стало больше красок, мазков и блеска.

Возвратившись домой, он занимается портретными работами, оформляя новый королевский дворец. Пишет много полотен на историческую тему, прославляя короля Филиппа как великого полководца.

В 1649 ему дали поручние как искусствоведу и дипломату посетить Италию с важной целью – приобрести новые шедевры искусства для королевской сокровищницы. Пребывая в гостях у папы Иннокентия Х, он написал в подарок ему портрет, который настолько изумил папу и всю творческую богему Рима, что его избрали членом Римской академии искусств.

В 1651 году он возвращается в Мадрид, продолжая создавать портреты для королевской семьи. В 1660 году брал участие в заключении брака короля Людовика XIV с дочкой Филиппа IV. Во Франции он простудился и возвратившись в Мадрид, умер 6 августа 1660 года.

Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос.

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео»- о жизни художника и описание нескольких его картин.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи. Придворный живописец короля Филиппа IV. Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха.

Веласкес: биография

Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Диего был первенцем в семье, после него родилось еще семеро ребятишек.

Талант мальчика был заметен родителями с детства. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали на обучение к художнику Франсиско Эррере. Однако Диего пробыл там менее года. Затем отец определил подростка к Франсиско Пачеко на целых 6 лет.

Пачеко был образованным человеком и преклонялся перед талантом великих итальянских мастеров эпохи Возрождения. Кроме того, он был цензором по живописи при городском отделении инквизиции. Здесь Диего усвоил технику рисунка и обрел хороших друзей в лице живописца Алонсо Кано и художника Франсиско де Сурбарана.

В 1618 году 19-летний Диего вступает в брак с 15-летней дочерью своего учителя — Хуаной Мирандой.

Первые картины

Первые работы Веласкеса исполнены в жанре бодегонес, они изображали бытовые сценки. На этом этапе творчества молодого мастера чувствуется явное влияние караваджизма — подчеркнутый реализм в изображении и контрастное освещение первого плана.

Стоит отметить, что своего рода аллегорией является и сюжет, изображенный на известной картине мастера «Продавец воды из Севильи». Пожилой водонос подает молодому человеку стакан с водой. На дне стакана можно заметить инжир, который часто служит символом эротики.

«Продавец воды из Севильи» 1619-1622. Музей Веллингтона, Лондон

Художник отправился в Мадрид, чтобы познакомиться с шедеврами живописи в одном из королевских дворцов, Эскориале. Это была поистине богатейшая коллекция, где были представлены полотна , Веронезе…

Посещение этой галереи оказало огромное влияние на молодого живописца. В своих последующих произведениях он перемещает акцент к ярким тонам.

Придворный художник

Через два месяца, после возвращения на родину, Веласкес получает известие о кончине придворного художника Родриго де Вильяндрандо. Он вновь едет в столицу.

Когда принцу было представлено несколько работ Веласкеса, он заказывает ему свой портрет. Однако Филипп IV уже ознакомился с изображением поэта Луиса де Гонгора и принял решение позировать первым.

«Портрет Филиппа IV с прошением» (около 1623-1628). Прадо, Мадрид

Первая картина, созданная мастером в качестве кандидата на место придворного живописца, «Портрет Филиппа IV с прошением», была встречена с огромным восторгом. Король был еще очень молод и всего на 6 лет младше Веласкеса. Он увлекался искусством и литературой и даже брал уроки живописи у Х. Б. Майно.

Весной 1627 года Диего получил должность придворного художника. В качестве придворного живописца Веласкес несколько раз писал портреты Филиппа IV. Известны два портрета властителя: конный (1634-35 гг.) и полотно, созданное в 1655 г., представляющее уже зрелого, пятидесятилетнего короля.

Среди творений великого мастера, который смог отразить на своих картинах тончайшие цветовые тона. Не было недостатка и в изображениях женщин великой династии.

Портреты второй жены Филиппа IV Марианны Австрийской, а также инфанты Маргариты Терезии представляют собой удачное сочетание тонкой колористики с композицией, полной размаха.

На полотнах придворного художника не могло не быть и королевских детей. Инфант Бальтазар Карлос гордо галопировал на коне или красовался с ружьем в руках в образе молодого охотника.

«Портрет инфанты Маргариты в белом платье», 1656. Музей истории искусств, Вена

Инфант Фелипе Просперо позировал, опершись о кресло, в компании маленькой собачки. Инфанта Маргарита с серьезным личиком в возрасте трех лет, другой портрет когда она была восьмилетним ребенком.

Италия

Летом 1629 г. художник отправился в Италию, чтобы «совершенствовать мастерство» и сделать зарисовки итальянского пейзажа.

В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Мастер также пишет несколько полотен о победах Филиппа IV («Сдача Бреды»). В 1642 — 44 гг. он сопровождает монарха в военном походе на Арагон.

В декабре 1648 г. художник посетил Иннокентий X заказал ему свой портрет.

«Портрет папы Иннокентия Х» 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Веласкес писал это произведение около трех месяцев. Когда оно было представлено на обозрение, то буквально ошеломило всех. Папа, увидев его, не сдержавшись, воскликнул «Слишком правдиво!» и наградил автора медалью, подарив ему массивную цепь из золота.

Веласкес пишет необычное для Испании тех лет произведение «Венера c зеркалом». На картине перед нами предстает красивая, но простая земная женщина. Искусствоведы выдвигают гипотезу, что мастеру позировала Фламиния Тривио.

Существует также мнение, что между двумя художниками был роман. Но Веласкес уехал на родину, а Фламиния родила сына.

«Венера с зеркалом» (1647-1651). Лондонская Национальная галерея

Последние годы жизни

В мае 1651 г. Диего возвращается в Мадрид. Он создает картины, которые считаются вершиной его творчества — «Менины» и «Пряхи». За четыре года до смерти Веласкес написал знаменитое полотно «Менины». Это произведение и сегодня восхищает и порождает различные интерпретации сюжета у начинающих живописцев.

«Менины» 1656. Прадо, Мадрид

На картине мы видим пятилетнюю инфанту Маргариту-Терезу, дочь Филиппа IV и его супруги Марианны, в окружении дворян. По левую сторону, с палитрой и кистью в руке, стоит сам Веласкес.

В подобных портретных произведениях персоны, находящиеся на картине, обычно рассматриваются с точки зрения художника. Тут же мастер сам оказался на полотне и смотрит на королевскую пару. Ее отражение видно в зеркале, висящем в задней части комнаты.

В 1659 г. Веласкес произведен в рыцари Ордена Сантьяго. Мастер пожизненно исполнял обязанности придворного художника Филиппа IV.

Художник принял участие в бракосочетании Людовика XIV и дочери Филиппа IV Марии Терезы. Торжество проводилось на живописнейшем островке, расположенном посередине реки Бидасоа летом 1660 г.

Когда он возвратился домой, то почувствовал лихорадку. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. С рыцарскими почестями он был упокоен в церкви Иоанна Крестителя. Его верная жена, пережила своего обожаемого супруга всего на 8 дней и была похоронена рядом со своим знаменитым мужем.

В 1811 году церковь полностью уничтожили солдаты армии . За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин.

В данном видео дополнительная информация «Диего Веласкес: биография»

К сожалению, в этой небольшой статье нет возможности показать все картины великого мастера живописи. Но есть прекрасный выход! Наберите в интернете запрос «Список картин Диего Веласкеса». Перед Вами откроются все работы художника в хронологии плюс информация по теме «Диего Веласкес: биография и творчество»

Великий испанский живописец 17 в.; родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611–1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи Франсиско де Эрреры Старшего и портретиста Франсиско Пачеко.


Родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611–1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи Франсиско де Эрреры Старшего и портретиста Франсиско Пачеко . Вероятно, в Севилье он имел возможность познакомиться с произведениями основоположника натуралистической школы живописи Микеланджело да Караваджо или его итальянских учеников. От раннего периода творчества Веласкеса (1617–1623) сохранилось ок. 25 работ: произведения на религиозные сюжеты, портреты, жанровые сцены и т.н. бодегоны (испанское название натюрмортов).

В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Девятнадцатилетний король проникся симпатией к художнику, который был всего пятью годами старше его; в октябре 1623 он назначил Веласкеса придворным художником и в течение всей жизни оставался его покровителем. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Веласкес подружился с ним, и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. К первому мадридскому периоду творчества Веласкеса относятся портреты короля, Оливареса и других придворных, в том числе шутов. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629), известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. В 1643 он был назначен помощником придворного архитектора, а последние восемь лет жизни исполнял обязанности главного церемониймейстера королевского дворца. Он должен был следить за принадлежавшими королевской семье зданиями, их украшением и меблировкой, за устройством празднеств и спектаклей, организовывать выезды короля. Эти обременительные обязанности мешали занятиям живописью, и в последние девять лет Веласкес написал только 15 картин – портретов и произведений на мифологические сюжеты.

Первая поездка в Италию.

Пеласкес дважды побывал в Италии: в 1629–1631 и в 1648–1651. Во время первого путешествия он посетил Геную, Венецию, Болонью, Феррару, Рим и Неаполь. Веласкес познакомился с болонским мастером Гверчино и с Хусепе Риберой, испанским живописцем, работавшим в Неаполе; он изучал произведения Тинторетто, Якопо Бассано, Микеланджело, Рафаэля и второго поколения караваджистов. В Италии Веласкес написал картины Окровавленные одежды Иосифа (Эскориал) и Кузница Вулкана.

В Мадриде.

В 1630 - е годы, по возвращении Веласкеса в Мадрид, в его живописи выходят на первый план черты, характерные для стиля барокко. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). В последней работе благородство и величие персонажей, изящество и естественность их движений подчеркивается гармонией красок и виртуозностью мазка. Из произведений на религиозные сюжеты, созданных в этот период, следует отметить такие картины, как Встреча св. Антония-аббата со св. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. 1631. В начале 1640-х годов в европейской живописи произошел поворот от зрелого барокко к более спокойному и торжественному стилю. Эта перемена нашла отражение в портретах Веласкеса 1638–1641 и в трех картинах – Эзоп, Менипп и Марс (1639–1640).

Вторая поездка в Италию.

В 1636–1648 Веласкес был очень занят своими придворными обязанностями; за это время он создал всего около 20 картин. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Его путь лежал через Геную, Милан и Падую в Венецию, где он приобрел для короля картины Веронезе, Тициана и Тинторетто. Веласкес посетил также Болонью, Модену, Парму, Флоренцию и Неаполь, но вскоре возвратился в Рим. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. Мастерство Веласкеса, благородные манеры и сама его личность произвели на всех приятное впечатление. Веласкес познакомился со скульпторами Дж.Л.Бернини и А.Альгарди, живописцами К.Лорреном, П.да Кортоной, Маттиа Прети и Сальватором Розой. Будучи свободным от придворной службы, Веласкес много писал, в том числе исполнил 11 портретов. Из них наиболее известен портрет папы Иннокентия X; эта работа хранится в палаццо Дориа в Риме. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Его черты трудно назвать приятными: мясистый нос, тонкие губы, пронзительный взгляд, красноватый цвет лица. Веласкес акцентировал живость румяного лица, использовав сочетание различных оттенков красного цвета.

В Риме Веласкес написал два камерных пейзажа, предвосхищающих французскую живопись 19 в. Один из этих видов, Сад виллы Медичи, кажется безмятежно спокойным и торжественно монументальным, другой наполнен игрой солнечных бликов. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Отражение в зеркале нечетко, и лицо богини выглядит постаревшим и не столь прекрасным, как можно было бы ожидать при виде совершенства ее юного тела. Смысл произведения типичен для эпохи барокко: размышление об увядающей красоте, суетности и бренности человеческой жизни. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.

Последние годы.

Во время пребывания Веласкеса в Италии сорокапятилетний король женился на австрийской принцессе, своей четырнадцатилетней племяннице. Вернувшись в Мадрид в июне 1651, Веласкес писал в основном портреты короля, королевы Марианны и детей, родившихся от этого брака. (Все эти работы находятся в Прадо и в венском Художественно-историческом музее, кроме последнего портрета Филиппа IV, который хранится в Лондоне, в Национальной галерее.)

Вершина творчества Веласкеса – картина Менины, или Фрейлины (1656–1657). На ней изображены маленькая принцесса Маргарита, придворные и сам художник, работающий над огромным холстом. Все персонажи картины связаны единством действия. В зеркале видны король и королева, портрет которых пишет Веласкес. Они находятся на месте зрителя. Впервые в истории живописи сюжетом картины стал процесс ее создания.

В 1659, несмотря на недовольство придворных, король пожаловал Веласкесу личное дворянство. Художник умер менее чем через год, 6 августа 1660, после того как завершил все приготовления к свадьбе дочери Филиппа IV Марии Терезы и Людовика XIV.