Виды этносов род племя нация и. Народ, этнос и этнические процессы. Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация

Все компоненты социальной структуры общества опосредованы человеком:

  • - этнический и демографический компоненты своими корнями уходят в биотическую природу индивида и представляют биотическое в социальном;
  • - поселенческий и стратификационный компоненты - предметно социальны, то есть порождены в цивилизационном поле и сложились в результате разделения труда и появления различных форм и видов деятельности.

Рассмотрим социальную структуру общества, начиная с родового этапа её формирования, то есть с этнического происхождения - род, племя, представляющих первоначальные социальные общности.

Демографическое строение общества было уже вторичным, то есть представляло социальное расслоение этноса.

Этническое строение общества. Род, племя, народность, нация.

Род и племя. Первой, специфически человеческой формой общности, пришедшей на смену стадному образу жизни, был род. Род представлял объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общими обычаями и верованиями.

Род являлся первым социальным образованием в истории общества, так как развивался на двух уровнях - этническом и социальном, что обусловливало зарождение семьи, воспроизводство человека, обучение и воспитание детей, заботу о престарелых. Род был многофункционален, заложив основы ремесла в процессе занятия охотой и рыбалкой, придумывая и изготавливая приспособления для них, осуществляя обработку добытого, обустраивая места проживания.

Необходимыми условиями существования рода являлись общинное владение определённой территорией с охотничьими (рыболовными) угодьями и защита их от внешних посягательств. Распределение в роду было уравнительным, производительность труда примитивная.

Более высокой формой общности людей в то историческое время явилось племя.

Племя . - объединение нескольких родов. Как и род, племя основывалось на кровнородственных связях. Однако появление племён положило начало расчленению единой многофункциональной родовой общности. Племя несло лишь часть общественно значимых функций, связанных с поддержанием обычаев, укреплением веры, защитой территории, языком общения, а хозяйственной ячейкой оставалась родовая община. Этот факт положил начало обособлению этнической социальной общности - племени, от непосредственно хозяйственных функций. С возникновением семьи (парным проживанием), проявилась тенденция обособления семейных отношений, тенденция отделения кровнородственных связей от этнических.

Народность - более высокая форма социального объединения, чем племя, представляющая собой исторически сложившуюся языковую, территориальную, хозяйственную и духовную общность.

Необходимость межплеменных хозяйственных и духовных связей, миграция населения, борьба за территорию способствовали образованию союза племён. Зарождалась частная собственность, более сильные племена диктовали свои условия слабым, начиналось сословное разделение, кровнородственные связи уступали место территориальным и появлялась новая социальная общность - народность. Народность складывалась исторически достаточно долго. Её основой был более высокий способ производства, хозяйственная, духовная, языковая и территориальная общность жизни. Становление государств также способствовало упрочению народности, хотя в процессе исторического развития они могли не совпадать как территориально, так и по языку. Например, Франция - Бельгия, Швеция - Норвегия, Русь - Белая Русь - Малая Русь.

У народности не было целостности экономической жизни, преобладало натуральное хозяйство.

Нация. Становление нации исторично. Она складывалась посредством взаимосвязанных процессов по формированию собственной территории, установлению и развитию экономических отношений, национального языка, правовой базы, государства, менталитета, культуры. С развитием общества и государства постепенно происходило усиление экономических и духовных связей, возникал национальный рынок, ликвидировалась хозяйственная раздробленность и разрозненные элементы отдельной народности объединялись в единое социальное целое: народности развивались в нации.

Исторически возникновение наций не имеет единого основания. Некоторые нации на планете возникли в результате трансформаций внутри одной народности (шведы, англичане и некоторые другие европейские народы), другие - путём сплочения в нацию ряда народностей в целом близких по языку и культуре (французская нация сложилась в результате слияния северофранцузской и провансальской народностей). Для европейских наций характерно формирование их в рамках централизованных государств на базе одной или нескольких этнически близких народностей, однако некоторые из них сложились в условиях политической раздробленности (итальянцы, немцы). На Востоке и Юго-Востоке Европы формирование наций происходило внутри полиэтнических империй (Австро-Венгерской, Российской, Османской).

Нация - уникальное историческое образование человечества. Уникальность нации обусловлена географической и исторической средой, менталитетом, своеобразием экономического развития, бытом, традициями, культурой, государственным устройством. Формируется свой особый облик духовности, нравственности, национального характера и самосознания. Однако схожих во всех отношениях наций на планете не существует, хотя они и могут находиться в непосредственной территориальной близости, как русские и белорусы, венгры и австрийцы, турки и болгары, чехи и словаки. Но географическая близость только подчёркивает национальные особенности, а не стирает их.

Признаки нации . Первый признак - общность территории.

Общность территории - важный признак нации, так как территория является тем формальным пространством для людей, в котором они исторически проживают и осуществляют деятельность. Такие понятия как "родина", "отчизна", "страна", "государство" являются сущностными в территориальном единении нации, но со своей понятийной спецификой. В то же время проживание людей на одной территории само по себе не консолидирует их в единую нацию. Уникальный пример в Новейшей истории, демонстрирующий декларативность территориального единства - это Союз Советских Социалистических Республик (СССР), а также Союз Независимых Государств (СНГ) - неконфедеративное объединение части республик бывшего СССР. "Советский народ", "единая нация", декларированные советской политической системой, её компартией, так и не стали ими, а государства СНГ, после распада СССР, до сих пор не находят общего понимания по многим параметрам общественного устройства и жизни, хотя конституционно проживали на одной территории. Уместно напомнить и тот факт, что восточно-славянские племена, а затем и народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование российской и украинской наций произошло лишь в последние столетия, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в 20-х гг. XX в.

Второй признак - общность языка.

Национальный язык - это речевой и административный язык людей, понятный для всей нации, закрепившийся в литературе и юриспруденции. Только языковая общность обеспечивает полноценную экономическую, управленческую, научную, педагогическую, оборонную и иную жизнь страны.

Однако надо иметь в виду, что язык может быть одинаков у нескольких народов, но они не составляют нации: Австрия - Германия, Испания - Аргентина, Франция - частично Бельгия и Канада. Общность языка рассматривается в совокупности с другими признаками нации.

Третий признак - общность экономической жизни.

Это сущностной признак нации. Дело не в том, чтобы нация производила какой-либо единый продукт, а в том, что промышленно-хозяйственная специализация регионов страны, упрочение финансовых и торговых отношений внутри государства способствуют единению нации, упрочению её международного положения, укреплению обороноспособности и т.п. В состав России согласно её Конституции входило 89 субъектов Российской Федерации. В настоящее время происходит процесс укрупнения субъектов Федерации. По результатам общенародных референдумов в субъектах Федерации произошли объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, в стадии решения находятся ещё несколько федеральных объединительных процессов. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические особенности, позволяющие им участвовать в планомерной хозяйственно-экономической жизни страны. Специализация регионов в экономической сфере общественной жизни позволяет государству выстраивать единую экономическую политику, отвечающую общенациональным потребностям и интересам.

Четвёртый признак - общие черты менталитета и культуры.

Менталитет нации явление историческое, он является отражением в сознании народа особенностей его бытия и всей системы отношений. Менталитет представляет меру духовных ценностей нации. Он проявляется в особенностях её национального характера, государственного устройства, нравах, обычаях, традициях, привычках, наклонностях; отражается в музыке, в песнях, в танцах, в живописи, в литературе, в архитектуре, в языке, во всех родах и видах деятельности. Особая роль принадлежит национальному самосознанию, которое формируется в течение всей истории становления и развития нации, позволяя людям с гордостью идентифицировать себя в общенациональном "Мы". Самосознание нации ценностное по сути - это любовь к своей Родине, внутренняя гражданская позиция, готовность с доблестью служить Отечеству и защищать его, главное же - это удовлетворённое чувство самоотличия себя от других наций: например, у немцев - педантизм, у американцев - превосходство, у норвежцев - основательность. У нас, у россиян - непреклонность, граничащая с покладистостью, возрождающейся правое давностью, исторической соборностью. В отношении культуры необходимо отметить тот факт, что она отражает всё лучшее в нации. Культура нации - это то ценностное, что создано ею за свою историю во всех сферах общественной жизни и достойно передаётся от поколения к поколению. В России в этом плане есть чем гордиться: мы первыми покорили космическое пространство, осуществили термоядерную реакцию, создали ледокольный флот, разработали ракетную технологию и технологию производства в невесомости, развили гидросамолётостроение, осуществили лазерную локацию, основали ведущие в мире школы балета, шахмат, фигурного катания, спортивных танцев на льду и т.п.

Пятый признак - единство правовых норм, государственность.

Право в своей сущности - историческое явление. Оно зарождалось вместе с зарождением общества, становлением государства и развивалось по мере формирования национальной самостоятельности, сообразуясь с национальными особенностями, государственным устройством и правлением. Право включает два уровня - естественный и позитивный. Естественное право объективировано триадой: формальное равенство, свобода и справедливость. Позитивное право представляет юридическую догму или закон. Нация - сложное историческое образование, требующее предметной правовой и государственной обеспеченности, без которых её становление и развитие представляется весьма проблематичным. На первый план выходит естественное право людей, национальная принадлежность которых закреплена в границах государства. С точки зрения установления формального равенства, каждый представитель нации имеет одинаковую возможность реализовывать свои потребности и способности. Равенство - это правовой принцип государственного становления нации, национального устройства государства, норма поведения свободных индивидов. В отношении свободы - второго критерия естественного права, это общенациональное осознание людьми меры необходимого. Свобода - форма государственного устройства нации, форма национального устройства государства. В плане справедливости - третьего критерия естественного права, каждая личность, каждый субъект национальной общности, нация в целом используют это свойство права для закрепления ценностного и значимого в национально-государственном устройстве. Государство должно выступать гарантом формального равенства, свободы и справедливости для всей нации. Естественное право находит своё отражение в позитивном праве - правовых нормах, юридических актах государства: конституции, законах, указах, постановлениях, которые способствуют как всестороннему национальному развитию, так и целостному функционированию сфер жизни общества: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физической культуры, обороны и общественной безопасности, включая широкий спектр внутринациональных отношений.

Вывод : нация - это социальная общность, исторически возникающая на основе общности экономической жизни, языка, территории, государственного устройства, правовых норм, менталитета, культуры.

Отличие нации от народности в том, что это более устойчивая социальная общность, причём устойчивость ей придают, прежде всего, государство, экономические и правовые факторы.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

Этнические общности -- это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • · члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • · предполагается общее происхождение членов общности;
  • · члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • · имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род -- группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения. Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация - высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, -- это основные черты нации.

Можно сказать, что нация -- это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Два из этих 5 понятий мы взяли в скобки, так как они практически не имеют никакого научного смысла и являются результатами многочисленных напластований, конвергенций и дивергенций значений основных 4 терминов, который, напротив, обозначают довольно определенные, но различные между собой реальности. Различия смыслов у основных членов цепочки – этнос-народ-нация-раса – приведет нас и к более четкому уяснению каждого термина и к пониманию инструментального значения промежуточных понятий, взятых в скобки.

Научная дефиниция этноса
В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

Говорящих на одном языке

Признающих свое единое происхождение

Обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» – Ethnizitat) дает Макс Вебер – «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса – это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов – иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

Народ – общность судьбы
Русский термин «народ» Широкогоров предлагает не только отделить от понятия «этнос», но и вообще не использовать в научных конструкциях в силу его «расплывчатости» и «многозначности» (мы видели какая непростая иерархия слова для обозначения «народ» существовала в древнегреческом). И тем не менее, для более точного понимания термина «этнос», можно попытаться дать ему определение. Народ – это этнос, который привносит в структуру своего общества высшую цель, стремится превзойти привычные рамки этнического бытия, сознательно расширить горизонты культуры и масштаб социальных структур. Можно сказать также, что народ – это этнос в восходящем движении, на подъеме, в динамике расширения, роста, взлета (3) .



Народ, в отличие от этноса, который ориентирован на общность истоков, ориентируется на общность судьбы, то есть не только на прошлое и данное, но и на грядущее, на то, что необходимо совершить. Народ связан с миссией, проектом, задачей. Он организуется по силовым линиям осуществления неосуществленного, открытия неоткрытого, создания несозданного.

В своей основе народ остается этносом и обладает всеми свойствами этноса, но к этому набору – язык, происхождение, обычай, осознание отличия от других – добавляется новый компонент – миссия, цель, предназначение.
Не всякий этнос есть народ в этом научном определении, но всякий народ есть в своем основании этнос.

Советский этнолог Юлиан Бромлей (1921-1990), изучая этнос, пытался подчеркнуть это же самое различие. Он противопоставлял «этнос в узком смысле» (то есть собственно «этнос» как таковой) «этносу в широком смысле», который он называл «этносоциальным организмом» (4) . Под «этносоциальным организмом» Бромлей понимал приблизительно тоже, что мы под «народом». Но, на наш взгляд, такое определение является крайне неудачным, поскольку любой этнос с необходимостью несет в себе социальность, более того является матрицей социальности, ее изначальной и фундаментальной формой (и в этом смысле любая социальность всегда этнична в своих истоках, по крайней мере), и любой этнос является организмом, то есть соответствует организационному коду, организуется по определенной парадигме, которая, может, меняться или стагнировать, но обязательно наличествует.

Гораздо конструктивней пользовать термин «народ», всякий раз подчеркивая и держа в уме его научное определение. При переводе на европейские языки пары «этнос» - «народ» можно воспользоваться греческой формой «этнос» (по-французски – l"ethnie) и наиболее точно соответствующим термином «народ» – the people, das Volk, le peuple, el pueblo и т.д. В крайнем случае, если этого будет недостаточно можно ввести в научный оборот русское слово «narod» – хотя бы по тому, что это понятие лежит в центре внимания русской философии, которая, начиная с эпохи славянофилов и вплоть до народников, уделяла ему важнейшее место в философских, исторических и социальных теориях и системах.

Нация как Государство-Нация.
В отличие от органичного и всегда фактически данного, изначального «этноса» и от «народа», созидающего религии, цивилизации или государства, нация – это понятие исключительно политическое и связанное с Новым временем.

На латыни «natio» означает строго тоже самое, что и «народ», то есть «рождение», «род», а также «Родина», место, где человек «род-ился». В латинском слове заложена привязка к месту, но это выражено не семантически, а, скорее, ассоциативно – исходя их типового использования этого термина в латинских текстах. Этим «natio» отличается от «populus», который больше связан с «родом», «происхождением».

В политическом и научном языке термин «нация» приобрел устойчивый смысл в связи с понятием государства. Существует важнейшее французское словосочетание – Etat-Nation, дословно «Государство-Нация». Оно подчеркивает, что речь идет не об империи, где единая политическая система могла включать в себя различные этносы, но о таком образовании, где государствообразующий этнос полностью превращается в народ, а народ, в свою очередь, воплощает себя в государстве, превращается в него, становится им. Нация – это народ, который перестает быть этносом и стал государством.

Государство есть административный аппарат, машина, формализованный корпус правовых норм и институтов, жестко выстроенная система власти и управления. Нация – это то, из чего состоит этот механизм – совокупность деталей, атомов, элементов, позволяющих этому механизму функционировать.

Нации появляются только в Новое время, в эпоху Модерна вместе с современными государствами – более того, это не два раздельных явления; одно вызывает к жизни другое: современное государство влечет за собой появление современной нации. Одно немыслимо без другого.

Нация есть в логическом смысле продукт завершенной реализации народом задачи построения государства, и обратный жест гсоударства по учреждению нации на месте народа и вместо народа. Народ создает государство (в современном понимании), и на этом его функция исчерпывается. Далее, государство начинает действовать по своей автономной логике, зависящей от того, какая идея, парадигма или идеология в нем заложена. Если на первом этапе народ создает государство, то позднее, состоявшись, государство само искусственным образом порождает некий аналог «народа» – этот аналог и называется «нацией».

В Государстве-Нации по определению может быть только одна нация. Эта нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. В основе нации лежит принцип гражданства: национальная принадлежность и гражданство тождественны.

В Государстве-Нации есть

Один (реже несколько) государственный язык,
обязательная историческая эпистема (повествование об этапах становления нации),
правящая идеология или ее эквивалент,
правовое законодательство, соблюдение которого есть непререкаемый долг.

Мы видим в «нации» определенные элементы и «этноса» и «народа», но они перенесены на иной уровень, представляют собой не органическое целое, но искусственно выстроенный рационалистический механизм.

Нация основана на трансформации главного народа и подавлении (подчас уничтожении) малых этносов, попадающих в зону контроля государства. По сути, в нации исчезает все этническое, изначальное, базовое, традиционное (что сохранялось еще и в народе). Народ, который строит государство и становится ядром «нации», теряет свою собственную этничность, так как живые связи, процессы эволюции языка, обычаев, традиций приобретают в государстве раз и навсегда фиксированную форму; социальные структуры превращаются в правовые уложения; за нормативный язык берется только один из возможных этнических диалектов, фиксируемый как общеобязательный, а остальные искореняются как «безграмотность»; и даже реализацию цели, миссии государство рационализирует и берет ответственность за ее достижение на себя.

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений.

В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме.

— это большие группы людей, объединенные общностью , языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной . Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;
  • предполагается общее происхождение членов общности;
  • члены общности обладают языковым и культурным единством;
  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Племя

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей , объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.

Несколько родов могли объединяться в кланы - родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.

Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Появление племени объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными Homosapiens.

Народность

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями.

Нация

Нация - высшая форма социально-этнической общности.И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.

Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Сплочению нации способствуют:

Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере , а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории.

Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого.

Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими.

Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями .

На вскидку, вопрос риторический. Кажется, всё здесь абсолютно ясно и понятно.

Нация – это люди, объединённые своим происхождением , языком, общими взглядами, единым местом проживания.

Народ – это люди, объединённые не только одной историей, землёй и общим языком, но и единым государственным строем .

Именно из идентичности мировоззрений и возникли такие словосочетания, как «великая американская нация», «русский народ», «народ Израиля».

Надо сказать, что со словами «нация» и «народ» тесно связано понятие «национализм ». И историй, когда либеральный национализм (защищающий интересы каждого народа в отдельности) легко может перейти в крайний национализм (шовинизм) предостаточно. Поэтому рассматриваемый вопрос и требует внимательного к себе отношения.

Основы российской государственности

На взгляд прогрессивно мыслящей части населения вопрос о народах и нациях должен, в первую очередь, опираться на Конституцию той страны, в которой человек проживает, и на Всеобщую декларацию прав человека. Первая статья основного документа Организации Объединённых Наций разъясняет чётко и просто, что люди «рождаются свободными и равными» как «в своём достоинстве», так и «в правах».

Люди, живущие на территории России и пользующиеся единым государственным языком (русским), гордо величают себя россиянами .

Надо отметить, что Конституция РФ начинается словами, которые отражают суть жизненных принципов россиян: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». А в 1 главе «Основ конституционного строя» 3 статья разъясняет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ ».

Таким образом, под понятием «народ» имеются ввиду все нации и народности, проживающие в пределах одного государства.
И Россия – не исключение. Это родина разных народов, говорящих на разных языках, которые исповедуют разные религии, а, главное, отличаются самобытностью культур и менталитетом.

Но вопрос, вынесенный в заголовок статьи, будоражит сознание общественности и порождает множество совершенно несхожих мнений до сих пор.

Одним из основных и поддерживаемым государством мнением является утверждение, что «в дружбе народов – единство России ». А «межнациональный мир» — это «основа жизни» российского государства. Но это мнение не поддерживается радикальными националистами, которые из-за своих убеждений готовы взорвать государственный строй Российской Федерации.

Поэтому вопросы толерантности, патриотизма, межнациональных конфликтов, активной жизненной позиции, выносятся на широкое обсуждение общественности далеко не случайно.

Ведь уже не секрет, что в межнациональных отношениях очень сильно обострилась проблема не только жестокости, но и настоящей агрессии. Связано это, прежде всего, с экономическими проблемами (конкуренция за рабочие места), а уже после с поиском виновных в создавшейся экономической ситуации в государстве. Ведь всегда легче сказать, что, если бы «не эти…», то у нас было бы масло на столе.

Научное понимание терминов «народ» и «нация»

Рассмотрим понятия «нация» и «народ» конкретнее. Единого понимания термина «нация» на сегодняшний день не существует.
Но в науках, которые занимаются вопросами развития человеческого общества, приняты две основные формулировки слова «нация».
Первая гласит, что это сообщество людей, которое сложилось исторически на основе единства земли, экономики, политики, языка, культуры и менталитета. Всё это в совокупности выражается в едином гражданском самосознании.

Вторая точка зрения говорит, что нация – это единство людей, которые характеризуются общим происхождением, языком, землёй, экономикой, восприятием мира и культурой. Их взаимосвязь проявляется в этническом сознании .
Первая точка зрения утверждает, что нация — это демократическое согражданство .
Во втором случае утверждается, что нация — это этнос. Вот эта точка зрения и бытует в общечеловеческом сознании.
Рассмотрим и эти понятия.

Считается, что этнос – это исторически устойчивая общность людей , проживающих на определённой земле, которые имеют черты внешнего сходства, общую культуру, язык, единый склад мышления и сознания. На основе объединений родов, племён и народностей и складывалась нация. Создание сплочённого государства способствовало их формированию.

Поэтому в научном понимании нация рассматривается как гражданская общность людей. А затем уже, как сообщество людей определённого государства.

Гражданские и этнокультурные нации

Несмотря на разный подход к понятию слова «нация», все участники обсуждений едины в одном: существует два типа наций – этнокультурный и гражданский.

Если говорить о народах России, то можно сказать, что все малые народности, населяющие Север РФ – это этнокультурные нации.
А русский народ – это гражданская нация, так как она практически была образована уже в пределах существующей государственности с общей политической историей и законами.

И, конечно же, когда речь идёт о нациях, не стоит забывать их основное право – право нации на самоопределение. Этот международный термин, с которым считаются представители всех государств, даёт нации возможность выйти из состава того или иного государства и образовать своё собственное.

Впрочем, надо сказать, что при распаде СССР русский народ, находящийся в большинстве республик в большом численном перевесе, этим правом не сумел воспользоваться и практически остался самой разделённой нацией мира .

О главных отличиях народа и нации

Исходя из всего вышеперечисленного, можно смело утверждать, что нация и народ – понятия совершенно разные , но имеющие единый корень образования.

Народ – это культурная составляющая , то есть, это люди, связанные не только кровными узами, но имеющие единый государственный язык, культуру, территорию и общее прошлое.

Нация – политическая составляющая государства . То есть, нация — это народ, сумевший создать своё государство. Без него нации не существует. Например, русские, которые живут за границей, относятся к числу русского народа, но не к русской нации. Они отождествляются с нацией того государства, где проживают.

Гражданство – единственный критерий, по которой определяется нация. Помимо этого, надо считаться и с таким понятием, как «титульная» нация. Их язык чаще всего является государственным, и их культура становится господствующей. При этом, другие нации и народности, проживающие на их территории, не теряют своей индивидуальности.

Заключение

И вот ещё о чём хочется сказать обязательно. Наций, хороших или плохих, не существует, есть люди, плохие или хорошие, и их поступки. Об этом стоит помнить всегда. Ведь Россия много национальна. А знание понятий «народ» и «нация» помогут принять и понять этническое многообразие страны с гордым названием Россия.