Что означает свастика в буддизме. Что такое свастика? Откуда взялась немецкая свастика? Почему запрещена? Бонус: тест, основанный на решениях судов разных стран мира по делам о запрещенной символике

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.


После Первой мировой войны Европа находилась в состоянии экономического и культурного кризиса. Сотни тысяч молодых людей пошли на войну, наивно мечтая о героических подвигах на поле брани ради чести и славы, а вернулись инвалидами во всех отношениях. От духа оптимизма, которым были отмечены первые годы XX века, остались одни воспоминания.

Именно в эти годы на политическую арену вышло новое политическое движение. Фашистов в разных странах Европы объединяло то, что все они были ультранационалистами. В фашистские партии, организованные по строго иерархическому принципу, вступали люди разных социальных классов, жаждавшие активных действий. Все они утверждали, что их собственная страна или этническая группа находится в опасности, и полагали себя единственной политической альтернативой, которая может противостоять этой угрозе. Опасными объявляли, к примеру, демократию, иностранный капитализм, коммунизм или, как это было в Германии, Румынии и Болгарии, другие нации и расы. Целью создания такой мнимой угрозы была организация массового движения, способного объединить страну и насильственным путем сокрушить конкурирующие идеи и внешние силы, якобы стремившиеся разрушить нацию. Государство должно было полностью взять под контроль каждого члена общества, а индустрию следовало организовать так, чтобы достичь максимальной производительности труда.

В общих рамках такой стратегии, естественно, существовали разные варианты идеологий - в зависимости от исторических, культурных и политических предпосылок каждой страны. В странах с сильной католической церковью фашизм нередко сочетался с элементами католицизма. В одних европейских странах фашистское движение вырождалось в мелкие маргинальные группы. В других фашистами удавалось прийти к власти, и тогда развитие отличалось культом фашистского лидера, пренебрежением к правам человека, контролем над прессой, воспеванием милитаризма и подавлением рабочего движения.

Италия и «связка розог», или «пучок хвороста»

Слово «фашизм» первоначально использовалось для обозначения идеологии партии Partito Nazionale Fascista в Италии. Лидером итальянских фашистов стал бывший журналист Бенито Муссолини. Много лет Муссолини увлекался социалистическим движением, но во время Первой мировой войны стал националистом.

После Первой мировой войны экономика Италии была разрушена, безработица достигла рекордно высокого уровня, а демократические традиции пришли в упадок. Война стоила жизни более 600 тысяч итальянцев, и хотя Италия относилась к победившей стороне, страна находилась в кризисе. Многие считали, что в результате Версальского мира Италия проиграла.

23 мая 1919 года была образована первая фашистская группа Fasci di Combattimenti. Умело используя социальное брожение в стране, Муссолини превратил свою группировку в массовую организацию. Когда осенью 1921 года она была преобразована в политическую партию, в нее входило уже 300 тысяч человек. Еще через полгода движение объединяло 700 тысяч членов. В выборах 1921 года фашистская партия получила 6,5 % голосов и вошла в парламент.

Однако партия национал-фашистов (Partito Nazionale Fascista) не была обычной политической партией. Фашистское движение привлекало, прежде всего, юношей. Многие из них были ветеранами войны, умели подчиняться дисциплине и обращаться с оружием. В движении появились боевые группы, где превозносилось право сильного, и постепенно насилие стало важной частью всей партийной идеологии. Своими кровавыми атаками на коммунистов и других представителей рабочего движения фашисты приняли сторону работодателей во время забастовок, а правительство консерваторов использовало их для подавления социалистической оппозиции.

В 1922 году фашисты взяли власть в Италии. Муссолини пригрозил, что выступит со своими боевиками маршем на Рим. После этой угрозы 31 октября его пригласили на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, который предложил Муссолини пост премьер-министра в консервативном коалиционном правительстве. Это было мирное взятие власти, однако в мифологии фашизма событие называлось «маршем на Рим» и описывалось как революция.

Муссолини находился у власти 22 года, вплоть до 25 июля 1943 года, когда войска союзников вступили в Италию, и король сместил диктатора. Муссолини был арестован, но его освободил немецкий парашютный десант, дав ему возможность бежать в Северную Италию, где 23 сентября дуче провозгласил печально известную «республику Сало» - немецкий протекторат. «Республика Сало» просуществовала до 25 апреля 1945 года, когда войска союзников заняли этот последний бастион итальянского фашизма. 28 апреля 1945 года Бенито Муссолини попал в плен к партизанам и был казнен.

Тоталитарное государство

Муссолини, как и многие его соратники, во время Первой мировой войны попал на фронт солдатом. Жизнь в окопах представлялась ему идеальным обществом в миниатюре, где все, независимо от возраста или социального происхождения, трудились во имя общей цели: обороны страны от внешнего врага. Придя к власти, Муссолини задумал изменить Италию до основания, создать страну, где все общество было бы вовлечено в гигантскую производственную машину и где фашисты имели бы тотальный контроль. Выражение «тоталитарное государство» возникло в первые годы фашистского режима в рядах его политических противников для описания именно такого способа правления. Затем Муссолини стал использовать этот термин для описания собственных честолюбивых планов. В октябре 1925 года он сформулировал лозунг: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Вся политическая власть в обществе должна была исходить лично от Муссолини, которого называли «дуче», то есть «лидер» или «вождь». Чтобы мотивировать это сосредоточение власти в руках одного человека, итальянская пресса начала восхвалять Муссолини. Его описывали как олицетворение идеала мужчины, вокруг него создавались такие мифы и такой культ его личности, который в глазах современного человека кажется смешным. Например, его описывали как «сверхчеловека», который способен работать 24 часа в сутки, обладает фантастической физической силой и однажды якобы остановил взглядом начинавшееся извержение вулкана Этна.

Наследники римской державы

Итальянское государство было относительно молодым и социально и даже лингвистически неоднородным. Однако и до прихода к власти фашистов националисты стремились объединить граждан вокруг единого исторического наследия - истории Древнего Рима. Древнеримская история была важной частью школьного обучения с конца XIX века. Еще до начала Первой мировой войны создавались исторические фильмы-колоссы.

Естественно, в этой атмосфере Муссолини попытался выставить фашистов наследниками римлян, выполняющими предопределенную судьбой историческую задачу - возвращение былой власти и блеска рухнувшей империи. В годы правления дуче основное внимание уделялось периоду возникновения Римской империи, ее военному превосходству, а общественное устройство того времени изображалось похожим на то, которое стремился построить Муссолини. Именно из римской истории позаимствованы многие символы, используемые фашистами.

«Связка хвороста» - «фасция»

Само слово «фашизм» имеет общий корень с партийным символом Муссолини и его приспешников. Fascio littorio, ликторская фасция
- так называлась связка хвороста или розог с бронзовым топориком в центре. Такие «связки», или «снопы», несли римские ликторы - служащие низкого ранга, расчищая ими в толпе пусть для важных персон.

В Древнем Риме такая «связка хвороста» была символом права ударить, избить и вообще наказать. Позже она стала символом политической власти вообще. В XVIII веке, в эпоху Просвещения фасция олицетворяла республиканское правление в противоположность монархии. В XIX веке она стала означать силу через единство, поскольку связанные вместе прутья намного крепче суммы каждой хворостины или плетки. Во второй половине столетия слова «фашина», «фасция», «связка» стали означать небольшие левацкие группы в политике. А после того, как в середине 1890-х годов на Сицилии профсоюзы провели несколько забастовок, этот термин приобрел оттенок радикализма.

В начале XX века слово «фашисты» было довольно распространенным. Так называли радикальные итальянские политические группы, как правые, так и левые. Однако с распространением партии Fasci di Combattimenti по всей стране Муссолини монополизировал этот термин. Постепенно слово «фасция» стало ассоциироваться именно с идеологией итальянских фашистов, а не вообще с политическим авторитетом, как раньше.

«Связка хвороста», или «пучок розог», были не только символом восприятия фашистами самих себя в качестве наследников Рима. Символика означала также духовное и физическое «возрождение» итальянского народа, основой которого были авторитет и дисциплина. Связанные в один пучок ветви стали олицетворением объединенной Италии под руководством дуче. В своем манифесте «Доктрина фашизма» (Dottrina del fascismo, 1932) Муссолини писал: «[фашизм] желает преобразовать не только внешние формы жизни человека, но и само ее содержание, человека, характеры, веру. Для этого требуется дисциплина и авторитет, который производит впечатление на души и совершенно их покоряет. Поэтому их знаменуют ликторская фасция, символ единства, силы и справедливости».

После прихода Муссолини к власти фасции заполонили повседневную жизнь итальянцев. Они встречались на монетах, знаменах, официальных документах, крышках канализационных люков и почтовых марках. Их использовали частные объединения, организации и клубы. Два огромных размеров «снопа» стояли по бокам Муссолини, когда он произносил речи к народу в Риме.

С 1926 года члены фашистской партии были обязаны носить этот знак - партийную эмблему - и на штатской одежде. В декабре того же года был издан декрет о придании символу государственного значения. Три месяца спустя «сноп» был включен в изображение государственного герба Италии, заняв место слева от герба итальянского королевского дома. В апреле 1929 года фасция заменила двух львов на щите королевской династии. Так государство и фашистская партия слились воедино. И фасция стала зримым символом «нового порядка.

Фашистский «стиль»

Муссолини не только хотел изменить общество, но он стремился и трансформировать в соответствии с фашистским идеалом итальянский народ. Дуче начал с членов партии, которые первыми стали одеваться и вести себя в соответствии с фашистской моделью, которую потом стали связывать с правоэкстремистскими движениями во всем мире. Для фашистов слово «стиль» было не только вопросом вкуса в выборе одежды. Речь шла о близости к фашистскому идеалу во всем: в привычках, поведении, действиях и отношению к жизни.

Фашизм был идеологией войны, и его сторонники одевались, как солдаты. Они маршировали, пели песни борьбы, давали клятвы верности, приносили присягу и носили униформу. Форма включала сапоги, брюки, особый головной убор и черную рубашку.

Первоначально черные рубашки носили члены боевых фашистских групп, которые дрались на улицах с коммунистами и другими политическими противниками. Выглядели они как элитные войска времен Первой мировой войны и назывались «ардити». Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он распустил боевиков и вместо них организовал национальную милицию. Но черные рубашки остались и со временем приобрели такой статус, что человек, надевший ее в неподобающее время, мог быть арестован и отдан под суд.

В 1925 году Муссолини сказал на партийном съезде: «Черная рубашка - это не одежда на каждый день и не униформа. Это боевой мундир, который могут носить лишь люди, чистые душой и сердцем».

В «десяти заповедях» фашизма, которые были сформулированы в октябре 1931 года, говорилось: «Тот, кто не готов без малейших колебаний принести в жертву свое тело и душу за Италию и на службу Муссолини, тот не достоин носить черную рубашку - символ фашизма». После прихода к власти черные рубашки стали носить государственные служащие всех ведомств. В 1931 году всех профессоров, а несколько лет спустя - и учителей на всех уровнях обязали носить черные рубашки на торжественных церемониях. С 1932 по 1934 годы были разработаны детальные правила ношения рубашек (носить крахмальные воротнички было «абсолютно запрещено») в сочетании с аксессуарами - сапогами, ремнем и галстуком.

Римское приветствие

В фашистский стиль поведения входил и так называемый римский салют. Приветствие вытянутой правой рукой ладонью вниз со второй половины XVIII века связывали с Древним Римом. Неизвестно, использовалось ли оно на самом деле, но существуют изображения, на которых запечатлены похожие жесты.

Французский художник Жак-Луи Давид изобразил клятву или присягу Горациев на полотне 1784 года, где близнецы, три брата, вытянув руки, клянутся пожертвовать своими жизнями ради Римской республики. После Великой французской революции Давид написал еще одну картину, где новое, революционное, правительство присягает на верность новой конституции тем же жестом, выбросив вперед и вверх правые руки. Вдохновленные полотном Давида, художники еще целое столетие изображали подобное приветствие в картинах на древнеримские темы.

В середине XIX века вытянутая правая рука все больше принимала характер военного приветствия, распространенного как среди разных политических группировок, так и на уровне целой страны. В США, например, с 90-х годов XIX века школьники салютовали правой рукой в момент поднятия американского флага. Это продолжалось вплоть до 1942 года, когда Америка вступила в войну против Италии и Германии и использовать для приветствия тот же жест, что и фашисты, стало политически невозможно.

Итальянские фашисты считали этот приветственный жест символом наследия Древнего Рима, а пропаганда описывала его как салют мужественности в отличие от обычного рукопожатия, которое начали считать слабым, женственным и буржуазным приветствием.

Экспорт стиля

Итальянские фашисты считались родоначальниками стиля, который перенимали все остальные группы подобного идеологического направления в Европе 20-х и 30-х годов. Среди фашистов распространилась привычка маршировать в рубашках темных тонов.

Вслепую копировали итальянцев члены Британского союза фашистов (British Union of Fascists), нидерландской партии Mussertpartiet и болгарской Национална задруга фашисти- все они были «чернорубашечниками». Испанские фалангисты в 1934 году отказались вводить черные рубашки, чтобы отличаться от итальянских фашистов, и перешли на синюю форму. Также поступили португальские национал-синдикалисты, шведские сторонники Линдхольма, ирландцы в Army Comrades Association и несколько французских групп: Faisceau, Solidarité Française и Le Francisme. В Германии члены штурмовых отрядов Национал-социалистической партии (НСДАП) носили коричневые рубашки. Зеленые рубашки носили члены венгерской «Партии скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes part) - «нилашисты», хорватские усташи и румынская «Железная гвардия». Серые рубашки носили члены швейцарского Национального Фронта и исландские национал-социалисты. В США была небольшая группа, называвшая себя «серебряные рубашки».

Римское приветствие вскинутой рукой использовалось разными националистическими группами Европы еще до прихода Муссолини к власти в Италии. С победным шествием итальянских фашистов этот жест стал распространяться все шире. Символ фасции перенимали и другие фашистские объединения, вдохновленные успехами Муссолини, - например, Британский союз фашистов, болгарская Национална задруга фашисти, швейцарский Fascismus и шведская Svenska fascistiska kampförbundet.

В природе фашизма заложено, однако, восхваление собственной культуры. Поэтому большинство группировок в других странах вместо ликторской фасции стали использовать местные национальные символы или знаки, которые лучше отражали локальный вариант фашистской идеологии.

Фашистские группировки и символы в других странах

Бельгия

В период между мировыми войнами в Бельгии возникло два параллельных движения фашистского направления. Первое из них по большей части привлекло к себе валлонцев, франкофонных бельгийцев. Лидером движения был юрист Леон Дегрелль, главный редактор католического и консервативного журнала Christus Rex. Созданная им организация стала основой образованной в 1930 года партии Rexistpartiet. Рексизм, как стали называть идеологию этой партии, совмещал тезисы католицизма с чисто фашистскими элементами, например, корпоративизмом и отменой демократии. Постепенно рексисты сблизились с немецким национал-социализмом, что привело к потере партией поддержки церкви, а с ней - и многих сторонников. Во время Второй мировой войны рексисты поддержали немецкую оккупацию Бельгии, а Дегрелль пошел добровольцем в СС.

В эмблеме партии рексистов буквы «REX» были скомбинированы с крестом и короной как символами царства Христа на земле.

Второе заметное фашистское движение в Бельгии нашло сторонников во фламандской части населения. Уже в 20-е годы в стране активизировались группы фламандских националистов, и в октябре 1933 года значительная их часть объединилась в партию Vlaamsch Nationaal Verbond (VNV) под руководством Стафа де Клерка. Эта партия принимала многие идеи итальянских фашистов. Де Клерка называли «den Leiter», «лидер». В 1940 году его партия сотрудничала с оккупационным режимом. Сразу после войны она была запрещена.

Цвета эмблемы партии VNV позаимствованы из герба национального нидерландского героя Вильгельма Оранского. Треугольник - христианский символ Троицы. В символике христианства треугольник может также представлять равенство и единство. Круг в эмблеме - тоже христианский символ единства.

Финляндия

В Финляндии фашизм распространился шире, чем в остальных странах Северной Европы. Националистические течения были сильными весь период между двумя мировыми войнами. Страна получила независимость от России в 1917 году. После Гражданской войны 1918 года, когда белые разбили красных, которых поддерживала Советская Россия, страх перед коммунистической революцией был силен. В 1932 году была образована партия Isänmaallinen kansanliike (IKL), ставшая продолжением антикоммунистического националистического Лапуаского движения 20-х годов.

IKL была чисто фашистской партией с добавлением собственной крайне националистической мечты об этнически гомогенной Великой Финляндии, в которую должны были входить и территории сегодняшних России и Эстонии, а также требований корпоративного устройства общества. Все это подавалось на фоне идеологии «сверхчеловека», в которой финны представлялись биологически превосходящими соседние народы. Партия существовала до 1944 года. Она успела выставить свои кандидатуры в трех выборах и получила чуть более 8 % голосов на выборах 1936 года, а три года спустя число поданных за нее голосов снизилось до 7%.

Члены партии IKL носили униформу: черная рубашка и синий галстук. Партийное знамя было тоже синего цвета с эмблемой: внутри круга - мужчина с дубинкой, сидящий на медведе.

Греция

После выборов 1936 года Греция находилась в сложной ситуации. Опасаясь растущего профсоюзного движения, король назначил премьер-министром министра обороны Иоанниса Метаксаса. Метаксас воспользовался серией забастовок, чтобы объявить чрезвычайное положение и немедленно отменить демократические институты страны. 4 августа 1936 года он провозгласил режим, названный «режимом 4-го августа», и начал создавать авторитарную диктатуру с элементами фашизма, взяв за образец действия Национального Союза, стоявшего у власти в Португалии. В Грецию неоднократно вводились войска, и в 1941 году в стране пришло к власти правительство, лояльное Гитлеру. Режим рухнул, когда Греция, несмотря на прогерманские симпатии Метаксы, встала на сторону союзников во Второй мировой войне.

В качестве символа «режима 4-го августа» Метакса выбрал стилизованный обоюдоострый топор, поскольку он считал его древнейшим символом эллинской цивилизации. Действительно, двойные топоры-секиры, реальные и в изображениях, в греческой культуре на протяжении тысячелетий, они нередко встречаются среди археологических находок периода Минойской цивилизации на Крите.

Ирландия

В 1932 году в Ирландии образовалась фашистская организация Army Comrades Association (ACA), первоначально созданная для охраны собраний националистской партии Cumann nan Gaedhael. Вскоре под руководством бывшего генерала и начальника полиции Оуэна О’Даффи ACA стала самостоятельной и изменила название на «Национальная Гвардия».

Вдохновленные итальянскими фашистами, члены организации с апреля 1933 года начали носить «партийные» рубашки небесно-голубого цвета, за что и были прозваны «Голубые рубашки». Они также переняли римское приветствие и угрожали провести марш на Дублин в подражание маршу Муссолини на Рим. В том же 1933 году партия была запрещена и О’Даффи ослабил фашистскую риторику. Позже он был в числе создателей националистической партии Фине Гэл.

Знамя организации ACA, ставшее затем флагом Национальной Гвардии, представляло собой вариант знамени ирландского ордена Святого Патрика, введенный в 1783 году: красный Андреевский крест на белом фоне. Небесно-голубой цвет восходит к легенде о том, как белый крест возник на небе в честь Святого Андрея (этот мотив существует и на флаге Шотландии).

Норвегия

Видкун Квислинг создал националистическую партию «Национальное согласие» (Nasjonal Samling) в 1933 году. Вскоре партия взяла ориентацию на фашизм и нацизм. До начала Второй мировой войны «Национальное согласие» было наиболее быстро растущей в Норвегии партией, и после оккупации страны Германией Квислинг стал министром-президентом страны. К 1943 году партия насчитывала около 44 тысяч членов. 8 мая 1945 года партия была распущена, а имя Квислинга стало во всем мире синонимом предателя родины.

Партия «Национальное согласие» использовала в качестве символа скандинавский традиционный флаг, то есть желтый крест на красном фоне. Местные отделения партии обозначали себя «крестом Олафа» - вариантом «солнцеворота». Этот знак является символом Норвегии со времен христианизации страны Святым Олафом в XI веке.

Португалия

После Первой мировой войны Португалия лежала в руинах. После военного путча 1926 года уже в 1930 году была формально создана партия Национальный Союз. В 1932 году руководство партией взял в свои руки бывший министр финансов Антонио Салазар, который вскоре стал премьер-министром. Салазар, находившийся у власти в Португалии вплоть до своей смерти в 1970 году, ввел полную диктатуру и ультрареакционную политическую систему, некоторые элементы которой можно расценивать как фашистские. Партия оставалась у власти до 1974 года, когда режим был свергнут и в стране введена демократия.

Национальный Союз использовал в своей символике так называемый мантуанский крест. Этот крест, как и Железный Крест фашистов, представляет собой черно-белый cross patté , но с более узкими перекладинами. Его использовали, среди прочих, и фашисты во Франции.

Фашистской в чистом виде была другая группировка в Португалии 30-х годов. Она сформировалась в 1932 году и называлась «Движение национал-синдикалистов» (MNS). Лидером движения был Ролан Прето, который еще в начале 20-х годов восхищался Муссолини и видел сходство между его фашизмом и своим национал-синдикализмом. Вдохновленные итальянцами, члены движения носили синие рубашки, за что были прозваны «синерубашечниками».

MNS была более радикальной, чем стоявший у власти Национальный Союз, и критиковала салазаровский режим за излишнюю робость в преобразовании португальского общества. В 1934 году MNS по приказу Салазара была распущена, но продолжала свою деятельность в подполье до тех пор, пока ее руководство не выслали из страны после неудачной попытки переворота в 1935 году. Прето поселился в Испании, где принял участие в гражданской войне на стороне Франко.

Движение MNS находилось под сильным влиянием католичества. Поэтому в качестве его символа был избран крест португальского Христова ордена рыцарей-крестоносцев XIV века.

Румыния

После Первой мировой войны Румынию так же, как и остальные европейские страны, настигла депрессия. И так же, как в Германии и Италии, экономические проблемы и страх перед коммунистической революцией привели здесь к возникновению крайних националистических движений. В 1927 году харизматический лидер Корнелиу Кодряну создал «Легион Михаила Архангела», или «Железную гвардию». «Железная гвардия» совмещала в своей идеологии религиозный мистицизм со звериным антисемитизмом. Членов «гвардии» набирали чаще всего среди студентов. Целью Кодряну было «христианское и расовой очищение» нации. Вскоре из крошечной секты «Легион Михаила Архангела» превратился в партию, которая на парламентских выборах 1937 года получила 15,5 % голосов, став, таким образом, третьей по величине партией страны.

«Железная гвардия» воспринималась как угроза режимом короля Кароля II. Когда король ввел в 1938 году диктатуру, Кодряну был арестован, а затем убит якобы при попытке к бегству. В результате Кодряну получил славу «мученика фашизма», и его до сих пор почитают современные нацисты во всем мире.

Во Время второй мировой войны члены «Железной гвардии», которых называли «легионерами», сотрудничали с немецкими оккупационными войсками и прославились своей жестокостью.

Легионеры приветствовали друг друга римским или салютом и носили зеленые рубашки, поэтому их называли «зеленорубашечниками» (зеленый цвет должен был символизировать обновление).

Символом организации стал стилизованный вариант разделенного на три части переплетенного христианского креста, напоминающий тюремную решетку. Этот знак был призван символизировать мученичество. Символ называли иногда «Крестом Михаила Архангела» - ангела-хранителя «Железной гвардии».

Швейцария

В 20-е годы в Швейцарии, по примеру соседней Италии, стали создаваться мелкие фашистские группы. В 1933 году две такие группы объединились в партию под названием Национальный Фронт. Эта партия находилась под сильным влиянием немецких нацистов; по их примеру она основала молодежную и женскую организации, а в середине 30-х годов - и собственную вооруженную милицию, которая называлась Harst или Auszug.

На выборах 1933 года в местные органы власти швейцарский Национальный Фронт получил поддержку избирателей на волне национализма, инспирированного приходом к власти нацистов в Германии. Максимальной численности - более 9 тысяч членов - партия достигла в 1935 году, получив 1,6 % голосов и одно место в швейцарском парламенте. Возглавляли партию Эрнст Бидерман, Рольф Хени и Роберт Тоблер. В 1940 году Фронт был запрещен правительством, но продолжал свою деятельность до 1943 г.

Национальный Фронт создал собственный вариант итальянского фашистского стиля - с серыми рубашками. Члены организации переняли также римское приветствие. Символом Фронта был вариант швейцарского флага, в котором белый крест доходил до границ красного фона.

Испания

Испанская Фаланга была создана в 1933 году. Сначала, как итальянские фашисты и немецкие нацисты, фалангисты попытались прийти к власти через выборы, но им не удалось переманить на свою сторону достаточное число избирателей, голосовавших за консервативные партии, пользовавшиеся поддержкой католической церковью.

Следующий шанс появился после победы на выборах 1936 года социалистической партии Народный фронт. Испанские военные под руководством генерала Франциско Франко отказались признать результаты выборов и начали вооруженное восстание, которое вылилось в гражданскую войну 1936-1939 годов. Первоначально Франко, однако он позволил Фаланге, число членов которой после выборов значительно увеличилось, стать самой важной частью политического аппарата, и принял политическую программу партии. С помощью Италии и Германии Франко и фалангисты победили в гражданской войне. Однако несмотря на поддержку, в ходе Второй мировой войны фалангисты не приняли сторону Гитлера, и благодаря этому им удалось сохранить власть и в последующем.

После войны Испания, как и соседняя Португалия, стала авторитарной диктатурой. Режим Франко продержался до 1975 года. Фаланга формально была распущена в 1977 году.

Символ Фаланги позаимствован из герба времен правления короля Фердинанда и королевы Изабеллы - объединителей Испании XV века. В 1931 г. ярмо и стрелы были взяты символами партии «Хунты национал-синдикалистского наступления» (Juntas de Ofensiva Nacional Sindicalista), которая позже объединилась с Фалангой. Ярмо издревле символизировало труд ради общей цели, а стрелы - власть. Красно-черный фон - цвета испанских синдикалистов.

Великобритания

Британский союз фашистов (BUF) был создан в 1932 году бывшим депутатом парламента от консерваторов и министром в лейбористском правительстве сэром Освальдом Мосли. Мосли строил свою организацию по образу и подобию итальянских фашистов и ввел черную униформу, за что членов Союза называли «чернорубашечниками». Численность BUF доходила до 50 тысяч человек. В середине 30-х годов из-за того, что ее члены были замешаны в многочисленные инциденты с применением насилия, популярность партии упала. В 1940 году организация была запрещена, и большую часть Второй мировой войны Мосли просидел в тюрьме.

Освальд Мосли считал, что британская колониальная империя является современной наследницей Римской империи, а потому вначале использовал вариант римской фасции в качестве партийного символа. В 1936 году партия приняла новый символ: молния внутри круга.

Цвета были заимствованы у британского флага. Круг - древний христианский символ единства. Молния - символ действия, активности. В послевоенное время эта же символика использовалась американской фашистской группировкой Партией национального возрождения. Она встречается среди правых экстремистов до сих пор - например, британская террористическая организация Combat 18, использовала молнию и круг в логотипе газеты The Order в начале 90-х годов XX века.

Швеция

В Швеции в году была создана Шведская фашистская организация борьбы (Sveriges Fascistiska Kamporganisation, SFKO). Символ «пучка розог» использовался и как знак партии, и как название ее главного органа Spöknippet.

После того, как лидера партии Конрад Хальгрен и Свен Олаф Линдхольм посетили Германию, партия сблизилась с национал-социализмом и осенью 1929 году изменяла название на Шведскую национал-социалистическую народную партию.

В 1930 году она объединилась с другими нацистскими партиями: Национал-социалистической крестьянско-рабочим объединением Биргера Фуругорда и «Новошведской партией». Новая организация сначала называлась Новошведской национал-социалистической партией, а вскоре стала Шведскую национал-социалистической партией (SNSP). В выборах 1932 года во вторую палату риксдага партия выставила свои кандидатуры в девяти избирательных округах и набрала 15188 голосов.

Со временем идеологические разногласия между Фуругордом и Линдхольмом обострились до такой степени, что 13 января 1933 года Линдхольм и его сторонники были исключены из партии. На следующий день Линдхольм образовал Национал-социалистическую рабочую партию (NSAP). Партии стали называться «линдхольмской» и «фуругордской».

В октябре 1938 года NSAP снова поменяла название на Шведское социалистическое объединение (SSS). Линдхольм объяснял отсутствие успехов в вербовке новых членов тем, что партия слишком сблизилась с немецким национал-социализмом и использовала в качестве символа немецкую свастику. Его партия называла свою идеологию «народным социализмом» (folksocialism), а вместо свастики взяла в качестве партийного символа «сноп династии Васа» (vasakärven).

Этот геральдический символ объединителя Швеции короля Густава Васы имеет в Швеции важное национальное значение. Слово vase на старошведском языке обозначает сноп колосьев. В средние века разные варианты таких «снопов» или «связок» использовались при строительстве значительных зданий и закладке дорог. «Сноп», изображенный на гербе династии Васа, служил, в частности, для заполнения рвов при штурме крепостей. Когда Густав Васа в 1523 году взошел на шведский трон, то этот символ оказался на гербе шведского государства. Лозунг короля «Varer svensk» (приблизительно «будь шведом») часто цитировался в нацистских и фашистских кругах.

Германия

Национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) Германии была образована в 1919 году. В 20-е годы под руководством Адольфа Гитлера партия превратилась в массовое движение, и к моменту прихода к власти ее ряды насчитывали почти 900 тысяч членов.

Немецкий национал-социализм во многом напоминал итальянский фашизм, но по нескольким пунктам различия были. Обе идеологии отмечены выраженным культом личности лидера. Обе они стремились объединить общество в единое национальное движение. И национал-социализм, и фашизм явно антидемократичны и оба они отличаются антикоммунизмом. Но если фашисты считали государство главнейшей частью общества, то нацисты вместо этого говорили о чистоте расы. В глазах нацистов тотальная власть государства была не целью, а средством для достижения иной цели: блага для арийской расы и германского народа. Там, где фашисты трактовали историю как постоянный процесс борьбы между разными формами государства, нацисты видели вечную борьбу между расами.

Это отражалось и в символе нацистов свастике - древнем знаке, который в XIX веке был объединен с мифом об арийском расе как венце творения. Нацисты переняли многие внешние признаки фашизма. Они создали собственный вариант фашистского «стиля» и ввели римское приветствие. Подробнее об этом см. в главах 2 и 3.

Венгрия

Как и в других европейских странах, фашистские группы разных уклонов возникли в Венгрии в период между мировыми войнами. Некоторые такие группы объединились в 1935 году в Партию национальной воли. Два года спустя эта партия была запрещена, но в 1939 году вновь возникла под названием «Скрещенные стрелы. Венгерское движение». В мае того же года она стала второй по величине партией страны и получила 31 место в парламенте. С началом Второй мировой войны ее снова запретили, но в октябре 1944 году немецкие оккупационные власти поставили у власти так называемое правительство национального единства во главе с председателем «Скрещенных стрел» Ференцем Салаши. Этот режим продержался всего несколько месяцев, до февраля 1945 года, но за короткое время отправил в концлагеря около 80 тысяч евреев.

Сторонники «салашистов» (по имени лидера партии) взяли свое название от христианского креста с заостренными концами, символа, который использовали венгры в X веке. В идеологии «салашистов» венгры были господствующей нацией, а евреи считались главными врагами. Поэтому знак скрещенных стрел стоит на втором месте после свастики, в числе самых антисемитских символов фашизма. Скрещенные стрелы, как и обычай маршировать в зеленых рубашках, были ими заимствованы у ранней фашистской группы 1933 года HNSALWP, впоследствии вошедшей в Партию национальной воли.

В период правления правительства Салаши в Венгрии возник флаг, в центре которого на красном фоне расположен белый круг, а в нем - черные скрещенные стрелы. Таким образом, целиком повторялась цветовая гамма и структура немецкого флага со свастикой. Войска СС, сформированные из венгерских добровольцев, также использовали этот символ для Венгерских дивизий № 2 и № 3. Сегодня этот символ в Венгрии запрещен.

Кроме того, «салашисты» использовали красно-бело-полосатый флаг с герба династии венгерских князей Арпадов, правившей в стране с конца IX века до 1301 года.

Австрия

В 1933 году австрийский канцлер Энгельберт Дольфус отменил парламентское правление и ввел однопартийную систему под руководством партии Отечественный Фронт. Партия совмещала в своей программе итальянский фашизм и элементы католицизма, иначе говоря, исповедовала клерикальный фашизм. Отечественный Фронт находился в оппозиции к немецкому национал-социализму, и в 1934 году во время попытки путча Дольфус был убит. Клерикальный фашизм доминировал в стране до 1938 года, когда Австрия была присоединена к нацистской Германии.

Флаг партии Отечественный Фронт представляет собой так называемый костыльный крест на красно-белом фоне. Крест имеет такие же древние корни, как и кресты рыцарей-крестоносцев, и в христианской традиции называется cross potent. Его использование в 30-е годы в Австрии стало попыткой конкурировать с нацистской свастикой.

Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?

Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.

Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.

А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.

Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.

Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:

  • Приблизительное время появления знака.
  • Значение, которое придавалось ему.
  • Где и при каких условиях использовался данный символ.

Начнем со славянской свастики

Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.

Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):

  • Священный и Жертвенный огонь.
  • Древняя мудрость.
  • Домашний очаг.
  • Единство Рода.
  • Духовное развитие, самосовершенствование.
  • Покровительство богов в мудрости и справедливости.
  • В знаке Валькикрия – это оберег мудрости, чести, благородства, справедливости.

То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.

Археологические раскопки дали нам много ценной информации. Оказалось, что в древности славяне наносили подобные знаки на свое оружие, вышивали на костюме (одежде) и текстильных принадлежностях (рушниках, полотенцах), вырезали на элементах своего жилища, домашнего обихода (посуде, прялках и других деревянных приспособлениях). Делали все это в основном с целью защиты, с целью убережения себя и своего дома от злых сил, от горя, от пожара, от дурного глаза. Ведь древние славяне были очень суеверны в этом плане. А с такой защитой чувствовали себя гораздо защищенней и уверенней. Даже курганы и городища древних славян могли иметь свастичную форму. При этом концы креста символизировали определеую сторону света.

Свастика фашистов

  • Принял этот знак в качестве символа национал-социалистического движения сам Адольф Гитлер. Но, мы-то знаем, что придумал ее далеко не он. И вообще, свастику использовали другие националистические группировки в Германии еще до появления Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Поэтому возьмем время появления за начало двадцатого века.

Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.

  • Значение свастики у фашистов диаметрально противоположно таковому у славян. По одной из версий, она означала чистоту германской крови. Сам Гитлер говорил, что сам крест черного цвета символизирует борьбу за победу арийской расы, творческий труд. И вообще фюрер считал свастику древним антисемитским знаком. В своей книге он пишет, что белый круг – это национальная идея, красный прямоугольник – социальная идея нацистского движения.
  • А где же использовалась фашистская свастика? Во-первых, на легендарном флаге Третьего Рейха. Во-вторых, у военных она была на пряжках ремня, в качестве нашивки на рукаве. В-третьих, свастика «украшала» официальные здания, захваченные территории. Вообще она могла быть на любых атрибутах фашистов, но эти были самыми распространенными.

Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме. Ведь славянская свастика была более светлой, более гуманной, более прекрасной.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.

Солнце, любовь, жизнь, удача. Так понимали знак в Великобритании и Америки. Там считали, что символ сложен из 4-х букв «L». Именно на них начинаются английские слова «light», «love», «life» и «luck».

Похоже на добрые пожелания кому-то. Так и есть, термин «свасти» на санскрите – не что иное, как приветствие. Санскрит – язык Индии и, в этой стране символ тоже встречается. Известны, к примеру, скульптуры слонов, накидки на спинах которых украшены солярным знаком.

Солярный он, потому что напоминает лучи , расходящиеся в сторону. Собственно, у большинства народов свастика и была символом небесного светила, его тепла. Самые древние изображения знака относятся к Палеолиту, то есть, им около 25 000 лет.

Историю свастики, ее доброе имя перечеркнул Гитлер, использовав рисунок в качестве знака нацизма. После Великой Отечественной войны информация, что символом исконно пользовались и русичи, утаивалась. Теперь данные открыты. Начнем знакомства со свастическими знаками славян.

Символ рода

Многие этнографы считают этот знак первым из свастических оберегов . Бог Род, которому посвящен символ, так же, первый. Именно он, согласно языческим верованиям, создал все сущее. Великий дух наши пращуры сравнивали с непостижимым космосом.

Его частное выражение – огонь в домашнем очаге. Расходящиеся от центра лучи напоминают языки пламени. Окружности на их концах историки считают воплощением знаний, силы славянского рода. Сферы обращены внутрь круга, но лучи знака не смыкаются. Это – свидетельство открытости русичей и, при этом, их трепетного отношения к своим традициям.

Исток

Если все сущее создал Род, то души людей зарождаются в Истоке. Это название Небесных Чертогов. Ими, согласно языческим верованиям, управляет Жива.

Именно она дает каждому человеку чистую и светлую душу. Если родившийся сохраняет ее, то после смерти испивает божественный эликсир из чаши вечной жизни. Ее умершие, так же, получают из рук Богини Живы. Славяне использовали в быту графический символ истока, чтобы не сбиться с правильного жизненного пути.

Где именно применяли картинки? Свастика славян наносилась на тела в виде , на посуду в виде орнаментов. Исток вышивали на одеждах и рисовали на стенах домов. Чтобы не терять энергетическую связь с Истоком, наши пращуры посвящали песни, своеобразные мантры, Богине Живе. Предлагаем прослушать одно из таких произведений. Видео-ряд клипа демонстрирует мотивы творчества славян и некоторые солярные символы народа.

Цветок папоротника

Эта свастика славян вошла в их обиход в 5-6-ом веках. Символ является следствием легенды. Согласно ей, в бутон вложена частица силы верховного Бога Перуна.

Он подарил детям своего брата Семаргла. Это один из защитников престола Солнца, не имеющий права отлучаться от него. Однако, Семаргл влюбился в Богиню летних ночей, не выдержал, и покинул свой пост. Произошло это в день осеннего равноденствия.

Так, что с 21-го сентября день пошел на убыль. Зато, у влюбленных родились Купала и Кострома. Им-то дядька и подарил цветок папоротника. Он разрушает чары зла, охраняет своего владельца.

Славянам не удавалось найти настоящие бутоны, ведь растение из семейства тайнобрачных не цветет, а размножается спорами. Поэтому, наши предки придумали свастический символ, обозначающий перунов цвет.

Одолень трава

Одолень трава, в отличие от папоротника, — реальный цветок. В 21-ом веке его кличут кувшинкой. Наши предки верили, что водяные лилии способны одолеть, победить любые болезни.

Отсюда и название бутонов и их графического изображения. Оно является аллегорией Солнца. Бутоны растения похожи на него. Светило дарует жизнь, а хворь нагоняют духи тьмы. Но, завидя одолень траву, они отступают.

Наши предки носили знак в качестве нательного украшения, размещали на посуде, оружии. Доспехи с солярным символом хранили от ран.

Посуда не давала попасть ядам в организм. Одолень трава на одежде и в виде кулонов отгоняла низших духов зла. Образ поэтический. Не удивительно, что ему посвящено много песен. Предлагаем просмотреть видеоролик с одной из таких композиций.

Колядник

Знак изображается в кругу, или без него. «Рама» — символ мудрости, способности усмирять свои эмоции. Это одна из способностей Бога Коляды, которому посвящена свастика. Он, так же, относится к группе духов солнца, считается младшим из них.

Не зря день Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. У ретивого, юного Бога хватает сил противостоять зиме, каждый день отвоевывая у ночи несколько минут. Духа изображают с мечом в руке. Но, клинок всегда опущен, — вот указатель, что Коляда склонен к миру, а не вражде, готов идти на компромиссы.

Колядник – свастика древних славян , используемая как мужской . Он дает представителям сильного пола энергию для созидательного труда и помогает в битвах с врагами, если мирного решения не находится.

Солнцеворот

Знак близок к Коляднику, но лишь визуально. По периметру идут не прямые, а закругленные линии. Символ имеет второе имя – Грозовик, дает силы управлять стихиями, защищаться от них.

Чтобы дома не пострадали от пожаров, наводнений, ветров, славяне наносили Солнцеворот на стены жилищ. Выбирая оберег, знатоки учитывают поворот его лопастей.

Направление справа налево соотносится с убыванием дня после летнего солнцестояния. Энергетика сильнее у Грозовика, лопасти которого направлены вправо. Такое изображение ассоциируется с прибывающим днем, а с ним, и силой небесного светила.

Свитовит

Знак является объединением правостороннего Солнцеворота и Колядника. Их слияние считали дуэтом небесного огня и земных вод. Это основополагающие начала.

Их дуэт – символ гармонии мира. Связь земного с божественным является мощным сосредоточением силы. Она способна уберечь от злых сил.

Поэтому, Свитовит – популярная свастика славян. Тату с ее изображением – один из популярных способов применения знака в современном мире. Если же нужен домашний , можно изготовить панно из кусочков картинных рам. Как это сделать? Инструкция, далее.

Светоч

Знак составлен из левостороннего Солнцеворота и Ладинца, напоминающего Колядник, но развернутого в другую сторону. Ладинец олицетворяет Богиню Ладу.

Она помогала созревать урожаю и ассоциировалась с теплом земли. Поэтому, Светоч – дуэт огня небесного и земного, сила двух миров. Вселенская энергия способна подсказать ответы на вопросы о мироздании. Знак выбирают своим оберегом ищущие, мыслящие люди.

Черное солнце

Это свастика славян, фото которой больше, чем информации о знаке. Его почти не применяли в быту. Изображение не находят на бытовых артефактах.

Зато, рисунок встречается на сакральных предметах жрецов. Славяне звали их волхвами. Судя по всему, им и было вверено управляться с Черным солнцем. Ученые предполагают, что символ связан с понятием рода. Талисман дает связь с предками, не только родными, а всеми почившими.

Знак использовался не только русичами, но и магами Скандинавии. В последнем регионе жили и немецкие племена. Их символику по-своему интерпретировал и использовал сподвижник Гитлера – Гимлер.

Именно по его наставлению знаком Третьего Рейха была выбрана свастика. Именно Гимлер настоял и на нанесении Черного солнца в замке Вевельсбург, где собиралась верхушка СС. О том, как это было, расскажет следующее видео:

Рубежник

Что обозначает эта свастика у славян ? Ответ – вселенский рубеж, границу между мирами.

Символ сакральный, как и Черное солнце, был доступен только волхвам. Они изображали Рубежник у входов в храмы и капища. Так жрецы отделяли мирскую зону от духовной. Знак ассоциировался и с переходом из земной жизни в посмертный мир, применялся в похоронных .

Валькирия

Слово «валькирия» переводится, как «выбирающая мертвых». Графический знак – символ духов, которым Боги позволяли решать, кто победит в сражении.

Поэтому, символ считали своим оберегом воины. Беря на поле брани талисман, они верили, что Валькирии будут на их стороне. На мифических дев возлагалась, так же, обязанность подбирать сраженных дружинников и относить на небеса.

Свастический символ привлекал внимание духов, иначе, павшего могли и не заметить. Кстати, Валькириями звали и избранниц воинов – обычных, земных женщин. Надевая оберег, ратники брали с собой тепло любимых, ощущали их поддержку.

Ратиборец

Свастики славян и их значения часто связаны с воинским чином. Это относится и к Ратиборцу. В названии символа просматриваются слова «рать» и «бороться».

Энергия солнца, заключенная в знаке, — помощник на поле брани. Наши предки верили, что талисман взывает и к помощи предков, силе рода. Талисман наносили на доспехи. Некоторые историки предполагают, что Ратиборец изображали и на штандартах, флагах племен.

Духобор

На вопрос «что означает свастика у славян » ответ понятен – энергию солнца. Во многих знаках используется приближенные значения – тепло и огонь.

Духоборг ассоциируется с пламенем, тем пожаром, что бушует внутри человека. Из названия следует, что талисман помогает побороть свои страсти, очистить дух от темных помыслов и энергий. Духоборг – символ воина, но не по роду занятий, а по складу характера. Солярный знак можно изготовить из подручных материалов. На следующем видео показано, как это сделать.

Молвинец

В названии символа читается слово «молвить». С ним связано значение знака. Он блокирует энергии негативных фраз, направленных на человека.

Изображение служит щитом не только для произнесенных слов, но и мыслей. Оберег от сглаза славянам подарил Радогост – Бог рода. Так считали наши пращуры. Они дарили одежды, с Молвинцом детям и женщинам – наиболее уязвимым перед возводимой на них напраслиной.

Свадебник

Символ не случайно изображен в двух . Знак использовался в качестве оберега во время брачных церемоний. Свадьба – соединение мужчины и женщины.

Девушек древние славяне сравнивали со стихией воды, а парней – с огнем. По распределению красок в Свадебнике просматривается взгляд наших пращуров на семейную жизнь.

В ней супруги равны, как и равно количество красной и синей красок в рисунке. Кольца, из которых составлена свастика, — символ брака. Вместо двух привычных современному человеку, использовано 4 перстня.

Два из них посвящались Богам Роду и Живе, то есть тем, что дали жизнь новой семье, небесным отцу и матери. Кольца не замкнуты, что указывает на открытость ячейки общества, ее активное участие в жизни общины.

Расич

Это славяно-арийская свастика – символ объединения родов единой расы. В житейском плане оберег используют для гармонизации отношений с близкими. Изображение близко к эмблеме фашизма. Однако, в ней лопасти слева направо, а не справа налево. Представим для сравнения нацистскую свастику:

Имеют ли свастика славян и фашистов отличия, интересует многих. От знака Расич эмблема нацизма, действительно, отличается.

Но, наши предки пользовались и правосторонней свастикой. Ниже представлены фото покрывал, которые вологодские мастерицы соткали еще в 19-ом веке.

Изделия хранятся в этнографических страны. На снимках видны и левосторонние, и правосторонние знаки солнца. Для русичей они были символами соединения четырех стихий, тепла небес, беспрерывного круговорота жизни.

В 21-ом веке репутация свастики стала восстанавливаться. Обилие информации об истинном значении символа побуждает людей использовать его в быту.

Так было и до Второй Мировой войны. К примеру, английский писатель Редьярд Киплинг украшал свастическим орнаментом обложки всех своих книг. Но, в 1940-ых прозаик распорядился убрать солярные знаки из оформления изданий, боялся ассоциаций с нацизмом и гитлеровским режимом.