Особенности развития чувства ритма как музыкальная способность у детей старшего дошкольного возраста

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

2.4. Музыкально-ритмическое чувство

2.4. Музыкально-ритмическое чувство

«Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и ритм является наравне со звуком ее важнейшей категорией. Музыкально-ритмическое чувство – важнейшая музыкальная способность наряду с музыкальным слухом.

Музыкальный ритм – категория не только временная (времяизмерительная), но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая (К. В. Тарасова). Поэтому музыкально-ритмическое чувство является одним из проявлений музыкальности как в широком, так и в узком смысле.

Ощущение метра как равного деления времени с чередованием сильных и слабых долей от природы присуще подавляющему большинству людей. На этом основаны системы музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза и К. Орфа. Педагог, начиная работать с ребенком, имеющим очень маленький музыкальный опыт, старается «высвободить» или «развязать» его природный ритм, с тем чтобы позднее, опираясь на все усложняющуюся музыкально-ритмическую деятельность, постепенно приучать ребенка к наполнению музыки иными средствами выразительности.

Для определения природы музыкально-ритмического чувства и принципиальных возможностей его развития необходимо обратиться к результатам музыкально-ритмической работы с детьми, так как решение метроритмических задач детьми разного возраста демонстрирует этапы становления музыкально-ритмических способностей в онтогенезе. Такую работу проделала К. В. Тарасова в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей».

Было установлено, что маленькие дети хорошо ощущают метрическую пульсацию путем усвоения системы музыкально-ритмических эталонов, наиболее часто встречающихся в музыкальной практике.

В качестве простейших эталонов служат простые двух-, трех– и четырехдольные метры. Усвоение детьми музыкально-ритмических эталонов совершается путем их двигательного моделирования.

К. В. Тарасова выявила три уровня решения метроритмических задач детьми разных возрастов. Первый можно определить как уровень аритмичных действий; он присущ детям четвертого года жизни, недостаточно музыкально одаренным и развитым. На втором уровне дети воссоздают темп и метрическую пульсацию; этот вариант характерен для детей пятого года жизни. Третий уровень демонстрируют обычно дети 6-7 лет: на нем удается воспроизвести темп, метр и ритмический рисунок.

Такая констатация возрастной эволюции в решении ритмических задач приводит к выводу об определенной последовательности появления в онтогенезе компонентов структуры музыкально-ритмического чувства: темп, метр, ритмический рисунок .

Покомпонентное формирование в онтогенезе музыкально-ритмического чувства указывает на возможность покомпонентного развития этой способности у детей, имеющих слабые музыкально-ритмические задатки. Этот вывод важен потому, что музыкально-ритмическое чувство в очень небольшой мере поддается развитию в случае неблагоприятных природных задатков.

Трудности в развитии чувства ритма отмечали крупнейшие психологи и педагоги: Б. М. Теплов, А. Б. Гольденвейзер и др. В современных психолого-педагогических исследованиях музыкально-ритмического чувства принято указывать, что чувство музыкального ритма развиваемо, так как неразвиваемых способностей не существует и само понятие способностей является динамическим (К. В. Тарасова) (Цит. по: ). Однако никто из исследователей не отрицает того факта, что чувство музыкального ритма в значительно меньшей мере поддается педагогическому воздействию, чем музыкальный слух.

Наиболее благоприятные условия для развития музыкально-ритмического чувства создает целенаправленное педагогическое воздействие, связанное с исполнением и переживанием музыки учащимся. Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для развития способности «чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения» (Б. М. Теплов). Эмоциональное переживание музыки в единстве всех компонентов, включая временной, позволяет наиболее оптимальным образом компенсировать ритмические недостатки и постепенно осваивать все более сложные ритмические структуры.

Недостатки музыкально-ритмического чувства, проявляющиеся на начальном этапе обучения, связаны, как правило, с ошибками в определении темпа, метра и ритмического рисунка. Следующий этап связан с освоением сложных ритмов (полиритмии), а также исполнением rubato (подробнее о проблеме rubato см. в главе 3, п. 3 – «Современные представления о сущности музыкального восприятия»). Успешность преодоления ритмических трудностей на этом этапе связана уже не только и не столько с природным чувством ритма, сколько с такими категориями, как художественный вкус, чувство формы и стиля, музыкальный опыт, эрудиция. Эти качества формируются на протяжении длительного времени, и успешность в их приобретении зависит от всего комплекса музыкальных способностей, а также от педагогического руководства процессом музыкального обучения и воспитания.

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Из книги Уважение к ребенку автора Корчак Януш

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

4. Музыкально-ритмические движения Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление,

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Чувство негодования Слово «негодование» применительно к эмоциям ребенка имеет несколько оттенков. Например, малыш возмущается наказанием, обижается на то, что его не выслушивают, обращаются с ним как с маленьким, в то время как он чувствует себя взрослым, и т. д.В семье, в

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Чувство обделенности Если ребенок чувствует, что он нелюбим или нежеланен, можно сказать, что он страдает обделенностью. Он может никогда не суметь выразить свои чувства словами, но внутренне глубоко их осознал и страдает от них. По своему личному опыту взрослые знают,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Чувство ответственности Развитие ответственного поведения у ребенка – это постепенный, длительный процесс. Например, на то, чтобы от самостоятельного одевания дойти до регулярного выполнения домашней работы, уходят все годы детства. Чувство ответственности

Из книги автора

Из книги автора

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги автора

Чувство вины Как-то утром я услышал в телефонной трубке срывающийся от слез голос одной матери часто просыпающегося по ночам ребенка. Она увидела этот подход «дайте ребенку выплакаться» в соблазнительной упаковке по телевизору. Она начала так: «Я только что попробовала

Из книги автора

Чувство единства Требовательная малышка, которая «кричит, стоит мне лишь спустить ее с рук», нуждается в том, чтобы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малышка была едина с матерью. После рождения мать знает, что ребенок теперь представляет собой

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум.

От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки. Любого ребенка стоит учить музыке. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм - элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм - соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм - один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.

На музыкальных занятиях необходимо считаться с тем, что все дети с различными задатками и уровнем развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности. Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. На своих занятиях большое внимание уделяю метроритмическому воспитанию.

Взаимосвязь метроритмического воспитания:

  • развитие мозговой деятельности,
  • качественная подготовка к школе,
  • улучшение развития музыкальности.

Обязательным элементом занятий становятся движения под музыку, которые способствуют развитию:

  • памяти
  • внимания
  • слуха
  • чувства ритма
  • метра
  • динамики

Для этого использую:

  • ходьбу, несложные маршировки,
  • упражнения на построение и перестроения
  • простые инсценировки песен,
  • ритмические и имитационные хлопки,
  • притопы,
  • игры.

Одновременно развиваю у детей вокальный слух, дыхание, дикцию, добиваюсь выразительности исполнения, формирую навыки, которые в первую очередь приобретаются детьми в ансамблевом пении.

Психологами доказано, что «немузыкальных» детей не существует. Поэтому работу необходимо начать с элементарного музицирования, с простых движений под музыку, главная задача - добиться у ребят быстрой реакции на сильную и слабую долю в музыке. Разученные по слуху простейшие песни, ребята способны не только пропеть, используя метра - ритм, со словами, но и проанализировать ее.

Так, в знакомой песне они должны уметь:

  • прохлопать вместе с пением ее ритмический рисунок;
  • прохлопать сильные и слабые доли при одновременном ее пении.

Проработав ритм отдельных слов и словосочетаний, перехожу к считалкам и прибауткам. В итоге дети в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя.

Наряду с этим даю понятия - длинный и короткий звук. Для малышей помощь оказывают дидактические игры. Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки - картинки со своими именами.

Огромную помощь в работе оказывают рифмы ритмического восприятия (с хлопком, с инструментом, с голосом), и особенный интерес у детей вызывает использование их во всех возможных формах.

Большое значение придаю ритмическим канонам, которые исполняются двумя группами детей. Этот прием особенно радует их, за раскрытие совсем необычного звучания, казалось бы, обычной попевки. Благодаря таким приемам дети своими силами создают ансамбль.

Дети способны создавать простейшие мелодии к заданным словам, ритму, названию прослушанного произведения, рисунку, иллюстрации, движению и т. д. Особенно виден значительный рост в развитии умений двигаться под музыку ритмично, раскованно, непринужденно.

Вывод очевиден: Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше. Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз - ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Используемая литература

Ритм – как основа музыкального развития дошкольника.

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум.

От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки. Любого ребенка стоит учить музыке. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.

На музыкальных занятиях необходимо считаться с тем, что все дети с различными задатками и уровнем развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности.Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.На своих занятиях большое внимание уделяю метроритмическому воспитанию.

Взаимосвязь метроритмического воспитания:

  • развитие мозговой деятельности,
  • качественная подготовка к школе,
  • улучшение развития музыкальности.

Обязательным элементом занятий становятся движения под музыку, которые способствуют развитию:

  • памяти
  • внимания
  • слуха
  • чувства ритма
  • метра
  • динамики

Для этого использую:

  • ходьбу, несложные маршировки,
  • упражнения на построение и перестроения
  • простые инсценировки песен,
  • ритмические и имитационные хлопки,
  • притопы,
  • игры.

Одновременно развиваю у детей вокальный слух, дыхание, дикцию, добиваюсь выразительности исполнения, формирую навыки, которые в первую очередь приобретаются детьми в ансамблевом пении.

Психологами доказано, что «немузыкальных» детей не существует. Поэтому работу необходимо начать с элементарного музицирования, с простых движений под музыку, главная задача – добиться у ребят быстрой реакции на сильную и слабую долю в музыке. Разученные по слуху простейшие песни, ребята способны не только пропеть, используя метра – ритм, со словами, но и проанализировать ее.

Так, в знакомой песне они должны уметь:

  • прохлопать вместе с пением ее ритмический рисунок;
  • прохлопать сильные и слабые доли при одновременном ее пении.

Проработав ритм отдельных слов и словосочетаний, перехожу к считалкам и прибауткам. В итоге дети в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя.

Наряду с этим даю понятия – длинный и короткий звук. Для малышей помощь оказывают дидактические игры. Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами.

Огромную помощь в работе оказывают рифмы ритмического восприятия (с хлопком, с инструментом, с голосом), и особенный интерес у детей вызывает использование их во всех возможных формах.

Большое значение придаю ритмическим канонам, которые исполняются двумя группами детей. Этот прием особенно радует их, за раскрытие совсем необычного звучания, казалось бы, обычной попевки. Благодаря таким приемам дети своими силами создают ансамбль.

Дети способны создавать простейшие мелодии к заданным словам, ритму, названию прослушанного произведения, рисунку, иллюстрации, движению и т. д. Особенно виден значительный рост в развитии умений двигаться под музыку ритмично, раскованно, непринужденно.

Вывод очевиден: Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше. Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Используемая литература по теме:

  1. И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Санкт – Петербург: Издательство «Композитор Санкт – Петербург», 2005 г.
  2. О.В. Кацер. Игровая методика обучения детей пению. Санкт – Петербург: Издательство «Музыкальная палитра», 2008 г.
  3. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000 г.
  4. Л.И. Карицкая. Воспитание ребенка-дошкольника. М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2004 г.
  5. Н. Ветлугина. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Издательство «Просвещение», 2000 г.
  6. Н. Долманова. Подвижные игры с песнями в детском саду. М.: Издательство «Мысль», 2002г.

К музыкальным способностям педагоги, исследователи относят чувство ритма, как и любая музыкальная способность, она развивается в различных видах музыкальной деятельности на уроке музыки. Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. М. А. Михайлова в работе о развитии музыкальных способностей большое внимание уделяет чувству ритма. Она соотносит ритм со способностью активного двигательного переживания музыки. Чувство музыкального ритма развивается у детей путем усвоения системы музыкально-ритмических эталонов, наиболее часто встречающихся в музыке. «В качестве эталонов ритмического рисунка в музыкально-педагогической практике могут выступать как самые простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, включающие в себя комбинации из неравномерных длительностей» .

Развитие ритма приводит нас к понятию - чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в уроки музыки различные детские музыкальные инструменты.

М. А. Михайлова в своей работе отмечает, что «в музыкальной практике под чувством ритма разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке» .

В период первоначального развития чувства ритма, т.е. в период, оказывающий иногда решающее влияние на всю «ритмическую будущность» ученика, последний имеет дело почти исключительно с медленными ритмами.

Движения, как таковые, не образуют еще ритмического переживания. Речь идет лишь о том, что двигательные мотивы являются органическим компонентом восприятия ритма, а не внешним, по отношению к последнему явлению лишь «сопутствующими» ему в отдельных случаях .

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. «В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения» .

Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце ХIХ века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом. «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный» .

Осознав активную двигательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак Далькроз подчинил движение ритму различных музыкальных произведений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре.

Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга» .

Известный психолог Б. М. Теплов, проводивший обширные исследования в области психологии музыкальных способностей, утверждал: «Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимаемая как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях» .

Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем гармония и мелодия. В. И. Петрушин рассматривает понятие музыкально-ритмического чувства как умение слушателя воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить в различных двигательных реакциях .

А. Н. Зимина в своей книге «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста» считает, что в системе музыкального воспитания важна музыкально-ритмическая деятельность .

А. А. Мазель и В. А. Цуккерман дают понятие ритма в узком его значении как временную закономерность, являющуюся организацией звуков по их длительности. То есть музыкальный ритм приравнивается к ритмическому рисунку .

Лишь упорядоченные во времени музыкальные звуки приобретают смысл. Музыка есть выражение некоторого содержания, в наиболее прямом и непосредственном смысле - эмоционального содержания. Ритм является одним из средств выразительности музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Таким образом, опираясь на определения ритмического чувства Б. М. Теплова, В. И. Петрушина мы можем сделать вывод, что в основе ритмического чувства лежит эмоциональное переживание музыки, оно имеет моторно-двигательную природу.

«Элементарное музицирование - форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельности, - это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия» .

В переводе с немецкого языка, музицирование означает заниматься музыкой. Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю. Т.Э. Тютюнникова выделяет несколько основных типов музицирования:

  • - «музицирование по моделям устной и письменной традиции;
  • - репродуктивное и творческое музицирование» .

Т. Э. Тютюнникова отмечает, что в истории музицирования всегда переплетались две традиции - любительская, общедоступная и профессиональная, тесно связанная с талантом и мастерством отдельных индивидуумов.

Понятие «элементарное музицирование» было введено К. Орфом. Термин «элементарный» не значит простой и примитивный, К. Орф дает ему такое объяснение: (с лат.) «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный». «Элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами и с простым видом рондо, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям» .

Определяющими идеями музыкально-воспитательной концепции К. Орфа являются: «синтетическое использование звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и инструментальной атмосферы, характеризующей происходящее» .

Идея методической концепции К. Орфа отвечает гуманистической направленности - это высвобождение природных сил личности. Поэтому в его методике большое место отводилось детскому творчеству, что «создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…» .

Если говорить о музицировании на уроках музыки в школе, то можно отметить, что оно является исполнительской музыкальной деятельностью. Такая деятельность помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности.

Основными видами деятельности на уроках музыки являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

«Элементарное музицирование - это работа со словом, музыкальными инструментами, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной средой рождения и развития музыки» .

В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика.

Таким образом, опираясь на определения К. Орфа, Т. Э. Тютюнниковой и др. элементарное музицирование - это простейшая творческая деятельность детей, связанная с движением, танцами и игрой на инструментах.

Одна из главных задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей у детей. Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие приобретать знания, умения и навыки. Б. М. Теплов считает, что музыкальные способности не могут быть врожденными, они являются результатом развития.

Все музыкальные способности объединяются единым понятием -

музыкальность: комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, которая необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности. Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует

правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры.

Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладевания детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций.

Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Среди определений ритма можно наметить три основные группы:

1. В самом широком понимании ритм - временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

2. Ритм речи в этом случае - произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

3. В музыке ритм - это её распределение во времени - последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Аспекты изучения ритмического слуха представлены главным образом в музыкально-педагогических работах может в этом списке есть педагоги их отдельно. Музыканты. Исследователи разделить (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкин, 1953). Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза ритмического слуха, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий.
В целом, ритмический слух является важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов. Выявлено, что ребенок обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.
Индивидуальная ритмическая группа может улучшаться или ухудшаться, это сложная психическая функция, данная ребенку от природы. Она формируется в процессе развития детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритмический слух и ритмическая пластика.

«Пророком ритма», «музыкальным Песталоцци» называют Эмиля Жак-Далькроза (1865 – 1950) – швейцарского педагога, композитора, органиста, пианиста, автора системы, которая получила название ритмическая гимнастика. Что то про ритм гимн и ссылку на автораАктивным пропагандистом его новой системы развития чувства ритма в России в начале 1910-х годов стал князь С.М.Волконский.про него тоже немного

Развитием чувства ритма занимался немецкий композитор Карл Орф. Его система музыкального воспитания построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально- ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания. Во главе воздействия на ребенка в этой системе находится музыкально - театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, танец, игра на музыкальных инструментах. Речевые упражнения, мелодекламация, творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики, легли в основу программы Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду, который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение («пластический жест»). Занятия по данной программе развивают чувство музыкального ритма, прививают навык ансамблевого музицирования, способствуют развитию интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

В основу программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» легли идеи Эмиля Жак-Далькроза и его последователей. Данная программа «… является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом» (А.И.Буренина).

Методика Л.Н.Алексеевой «Игровое сольфеджио для детей 4-5 лет» очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма. Она основана на игровых заданиях, включает в себя использование детского фольклора, классической и современной музыки, которая близка детям по восприятию.

В связи с большим значением развития эмоционально окрашенного движения можно приветствовать практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребенка игровой деятельности. Сильной стороной их работы является дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью игровых моделей детского фольклора. Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства музыкального ритма будет успешно решена. Слабо развитые моторные способности тормозят общее развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками в дальнейшей жизни. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой. Вводить ребенка в мир музыки нужно с радостью и улыбкой. Использование движения является непременным условием создания образно-игрового фона занятия.