Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

  • 7. Образ поэта и тема творчества в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 9. Философские мотивы в лирике а.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме а.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22) Вариант 1
  • 11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману а.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17) Вариант 1
  • 14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа а.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману а.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16) Вариант 1
  • 16. Лирический герой поэзии м.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике м.Ю. Лермонтова? (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 19. Образ Печорина и тема поколения в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 21. Печорин и Максим Максимыч в романе м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 22. Сатира на чиновничество в комедии н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 23. В чем смысл мистического финала повести н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 24. Сатира на помещичью Русь в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 26. Философские мотивы в лирике ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману и.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1) Вариант 1
  • 28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе и.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 29. Конфликт поколений и его разрешение в романе и.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману и.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 31. Изображение судеб народных в поэзии н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 33. Какова роль притчи «о двух великих грешниках» в поэме н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 37. Образ Петербурга в романе ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе а.Н. Островского «Гроза». (Билет 13) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе а.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 41. Жизнь человека и мир природы в лирике а.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 42. Герои и проблематика сатиры м.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 43. Как в сатирических произведениях м.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7) Вариант 1
  • 44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 45. «Диалектика души» героев романа л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 46. «Мысль семейная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 47. «Мысль народная» в романе л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 49. В чем смысл финала рассказа а.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе а.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 51. Романтический идеал Человека в рассказе м. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 52. Спор о человеке в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 9) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе м. Горького «На дне». (Билет 4) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) Вариант 1
  • 55. Тема России в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 56. Тема «страшного мира» в лирике а.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 57. Тема революции и ее воплощение в поэме а.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 58. Образ Руси в поэзии с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 59. Философские мотивы лирики с.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22) Вариант 1
  • 60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии в.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 61. Своеобразие сатиры в.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 62. Философские вопросы в прозе и.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2) Вариант 1
  • 63. Своеобразие лирического героя поэзии о.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20) Вариант 1
  • 64. Тема борьбы добра и зла в романе м.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 65. Мир человеческой души в лирике м.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14) Вариант 1
  • 66. Тема творчества в лирике б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 67. Интимное и гражданское в лирике а.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 68. Образ матери и трагедия народа в поэме а.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе м.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 70. Гражданственность и исповедальность лирики а.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19) Вариант 1
  • 71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме а.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 72. Изображение народного характера в рассказе а.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18) Вариант 1
  • Вариант 2
  • 73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16) Вариант 1
  • 74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23) Вариант 1
  • 75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21) Вариант 1
  • 39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1

    Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов.

    Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру.

    Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.

    Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» - говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина.

    Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер.

    Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.

    Вариант 2

    В 1859 году А. Н. Островский пишет драму "Гроза". В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме "Гроза" воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.

    Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.

    Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость.

    На фоне жителей города Катерина выделяется своими душевными свойствами. Ее непохожесть бросается в глаза. Кудряш в разговоре с Борисом легко узнает героиню по двум-трем фразам, когда племянник Дикого восхищается Катериной, выделяет характерные для нее черты: "...у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Так, через оценку окружающих мы узнаем об ангелоподобности молодой Кабановой, ее родстве с небом, которое объясняет чувствительность Катерины к грозе, ее болезненную реакцию на электрические разряды, будто бы проходящие сквозь нее. Героине Островского кажется, что она птица, ей снятся пейзажи, "как на обра- зах". Жена Тихона связывает горний и дальний мир, как ангел являясь посредником между небом и землей.

    В рассказе Катерины о детстве проявляется младенческая чистота ее души. Девушка безвинна и ангелоподобна, как любой ребенок. В детстве она очень близка Богу. Это проявляется и в том, что она способна видеть ангелов, и в ее снах. Но такая близость сродни душевному состоянию юродивого. Катерина не знает мира, ее не коснулся грех, в ее жизни нет места христианскому подвигу. Дом матери был для девушки раем, который сделал героиню беззаботным "ангелом", чуждым жестокой обыденности.

    Необычность Катерины подчеркивается и тем, что она живет вне времени. Ее существование вечно и не ограничено какими-либо рамками. Девушка рассказывает о церкви: "...и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было". Такое безвременное существование - предел мечтаний уже замужней Катерины: "...засядем шить с Варварой и не увидим, как время пройдет..." Сестру Тихона такие тонкости не волнуют. Она целиком и полностью связана с вяло текущим временем города Калинова и землей. Это подчеркивается даже фамилией. Кабан, одно из самых приземленных животных, - тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит, и Варвары. Детство не смогло заронить в девушку частицу того света и тепла, которые излучает Катерина. Варвара была вынуждена хитрить и ловчить. Ее задача - найти способ, чтобы, не вступая в открытый конфликт с матерью, не повиноваться ей.

    Сестра Тихона замечает странность Катерины, она жалеет увядающую девушку, но не может объяснить ее поведения и слов. Для Варвары жизнь молодой жены в детстве мало чем отличается от быта в доме Кабанихи. "Да ведь и у нас то же самое", - говорит она. Катерина же физически ощущает.тяжесть порядков в новом для нее доме, с переселением в который появляется основное противоречие между героиней и городом. Жена Тихона должна подчинить свою волю "Домострою" и самодурству Кабанихи. Но уже в первой сцене с участием Катерины мы видим, что ей это не удается. Во время "сетований" Кабанихи сноха удерживается от ответных реплик так долго, как может. Только крайняя несправедливость заставляет Катерину вступить в диалог с "маменькой". Первые же фразы героини дают нам понять, что та совсем не похожа на безвольного мужа. "Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?" - говорит она Кабанихе.

    В этой сцене открытая и свободолюбивая Катерина четко противопоставлена всей ее новой семье: бесхарактерному Тихону, ревнующей сына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре, характер которой раскрывается здесь достаточно полно. Все реплики сестры Тихона идут под ремаркой "в сторону". Она

    имеет свое мнение, но предпочитает не вмешиваться, не идти на конфликт. "Шито да крыто" - ее основной принцип, о котором Варвара скажет позже. Это правило помогает выжить девушке. В городе Калинове начинается настоящая, не изолированная от проблем жизнь Катерины. Вследствие этого к героине Островского приходит осознание неизбежности смерти. Гибель - это плата за жизнь. Вот почему молодая Кабанова, следуя только ей понятной логике, так быстро переходит от воспоминаний о детстве к смерти, а затем к новой жизни: "Я умру скоро... что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Точно я снова жить начинаю..."

    Катерина слишком хорошо понимает неразрывную связь между жизнью и смертью. Омут для нее оказывается неизбежной реальностью. Катерина предвидит свое будущее, потому-то и пугается заклинаний барыни, в словах которой слышит лишь подтверждение собственных предчувствий.

    В новом доме прерывается беспрепятственная связь Катерины с Богом. Героиня говорит о своих волшебных снах: "И теперь иногда снится, да редко, да и не то". Молодая Кабанова подсознательно чувствует потребность восстановить утраченное. Средством возвращения к Богу становится любовь к Борису, греховная, по традиционным понятиям, страсть. Катерина полностью отдается этому чувству. В таком поведении героини заключена огромная сила, несмотря на то что молодая Кабанова говорит: "Нет у меня воли". Катерина сама принимает решение отдать свою судьбу в руки любимого человека, и это добровольное "рабство" не имеет ничего общего с безволием и униженностью других персонажей. Но для самой Катерины ее поступок - грех, поэтому героиня, осознав неизбежность собственной гибели, добровольно выбирает бездну: "... я бы все шла... и не оглянулась бы ". У Катерины нет другого выхода, жить так, чтобы все было "шито да крыто", она не хочет, уехать - не может: Борис отказывается взять Катерину с собой, потому что живет "не по своей воле". Да и есть ли такие края, где могла бы утешиться вольнолюбивая душа Катерины? Если уж в "праведной" земле, где "красота в природе разлита", молодая женщина не находит себе места, то что же ей делать там, где "салтаны землей правят" и "люди с песьими головами". Остается одна дорога - в омут. Но в то же время это - дорога в среду света и воздуха, пути к Богу. "В могилу... в землю".

    Не выносит жизни у "маменьки" и Варвара. Она бежит с Кудряшом. Только протестует сестра Тихона всего лишь против неприятного, надоедливого ворчания. Ее побег не уход в лучший мир, а избавление от мелких неприятностей. Так, даже отчасти схожие действия Варвары и Катерины еще лучше выявляют противоречия между ними. Ни одна из героинь, безусловно, не может вызвать у нас резкого отрицательного отношения, но и ни одна не станет идеалом. Такой, как Катерина, можно только родиться; посредником нельзя стать. Это призвание определяет характер молодой жены Тихона. Жизнь приземленной Варвары, на мой взгляд, слишком прозаична, слишком просты ее стремления и мировосприятия.

    Таким образом, моя жизненная позиция не может совпадать с позициями героинь Островского. Мне остается восхищаться избранной Богом Катериной.


    А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, её характеры, типажи, судьбы.
    Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
    Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Стоит отметить, что одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона

    В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это её гнетет, но Катерина терпит, ᴨᴏᴛому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
    В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.
    Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. По этой причине важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю»

    В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой

    В её голове прочно ᴄᴫᴏжился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.
    Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Важно учесть, что их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. По этой причине героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.
    На основании выше сказанного приходим к выводу, что обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, ᴨᴏᴛому что они соответствуют её внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. По этой причине свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
    Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют её внутренним представлениям о жизни. По этой причине с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протесᴛᴏʙать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
    Так, героиня ᴨᴏᴛакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
    У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к её несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого

    В данном плане очень важен эпизод с ключом

    В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о её измене, её некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
    Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не в силах пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, её желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. По этой причине её никогда не постигнет участь Катерины.
    В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, ᴨᴏᴛому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

    Страница 1 из 1



    Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство

    Твір по літературі: Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство У комедії "Горе від розуму" Грибоєдов зобразив життя Росії після Вітчизняної війни 1812 року. Близький по своїх поглядах до декабристів, Грибоєдов показав зіткнення двох таборів у російському громадському житті: передового декабристського й старого кріпосницького століття, "століття нинішнього" і "століття минулого". Зображуючи "століття минулий", Грибоєдов вивів на сцену целую юрбу мешканців дворянської Москви. Це багаті й знатні дворяни - "тузи", як гордо вони кличуть себе. Вони славляться не...


    Сравнительная характеристика Устины и панночки

    Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром....


    Нетрадиционная характеристика Пузыря в комедии «Хозяин»

    В украинской литературе основоположником социальной комедии стал Карпенко-Карый, создав целый ряд комедий, которые «сатирой страшной» клеймили эксплуататоров, мошенников, деморализованных чиновников. Из восемнадцати созданных драматургом пьес сатирическая комедия «Хозяин» считается одной из наилучших. Пьеса была написана в 1900 году и впервые поставлена в Киеве в 1901 году. В роли главного героя Пузыря выступал сам Карпенко-Карый, который как можно лучше сумел воплотить на сцене созданный им образ капиталиста-землевладельца. Это, безусловно, великое творческое достижение известного драматурга, который с большой силой реализма разоблачил капиталистические методы наживы и эксплуатации. Об экономическом положении Терентия Гавриловича Пузыря мы узнаем частично еще из комедии «Сто тысяч». Это о нем Герасим Мошна сказал: «Мужва репаная! Давно лизала господам руки, шапку снимала, а теперь разжилась, кумпанию с господами водит и сейчас морду пиндючит перед своим братом»....


    Сравнительная характеристика онегина и печорина

    Сочинения по литературе: Сравнительная характеристика онегина и печорина (Передовые люди XIX века)Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Песо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел. ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убежд...


    Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова

    Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур - «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал «избытков преданности» и самоотречением, есть, по мнению писателя, свойство народного характера с его вечными чертами: смирением и всепрощением. И как бы ни ошибался Достоевский в неизменности и постоянстве этих качеств, все же сам по себе принцип анализа и оценки идей и поступков натур «первого разряда» «с преобладанием эгоизма» с точки зрения морального кодекса народных масс есть важнейший этический и эстетический принцип Достоевского. ...

    «Урок Островский Снегурочка» - В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму. Фольклорные источники «Снегурочки». Римский-Корсаков. «Снегурочка» и русский национальный театр. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».

    «Свои люди сочтемся» - Юлий Айхенвальд. Сам отец Островского, Николай Федорович, не был коренным москвичом. Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Большов наивнее, но крупнее. "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор".

    «Пьеса «Бесприданница»» - «Бесприданница». Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Катерина. Стать богатой содержанкой?.. Образ Ларисы.

    «Пьеса Островского «Гроза»» - С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? «Самодуры русской жизни». В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Путешествие по Волге. Смысл названия драмы «Гроза». В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. Катерина. А.Н.Островский "Гроза".

    «Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Система образов драмы. Гроза. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А как же вы в афишке пропустили грозу? А.Н.Островский.

    «Пьеса Островского «Бесприданница»» - Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Жених Ларисы. Выстрел Карандышева. Приобретение навыков анализа текста. Любовь для Ларисы. Стихотворные строки. Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Что же за человек Паратов. Островский. Цыганская песня. Каков Карандышев. Тайна пьесы Островского. Печальная песня о бесприданнице.

    В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

    Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

    Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

    Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность - широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип - чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

    Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

    Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

    Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

    Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

    Тест по произведению