Литературные и ораторские приёмы в былине

Сочинение

Былины - это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга - все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.

Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, - богатыри».

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.

Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.

Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:

Первая помеха - очистил я Чернигов-град,

Другая помеха - я мостил мосты на пятнадцать верст

Через ту реку через Самородину;

Третья помеха - я сошиб Соловья-разбойника.

Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») - высшая цель, во имя которой живут герои, - вольный труд на мирной земле.

Урок8. Былины

Цели:

♦ формирование первоначальных представле­ний о былине;

♦ развитие интереса к историческим ли­тературным произведениям;

♦ установление связи худо­жественного текста и музыкального произведения;

♦ раз­витие умения обобщать, делать выводы.

♦ воспитание патриотизма

Ход урока

1. Организационный момент.

Обобщение рабо­ты по легенде «Вороны Ут-Рёста».

3. Урок может начаться слушанием фрагмента «Утро» из оперы «Пер Гюнт» норвежского композитора Эд­варда Грига.

Произведение этого композитора не случайно выб­рано в качестве иллюстрации к народной норвежской легенде «Вороны Ут-Рёста». Примечательно, что Григ был горячим патриотом своей родины. Он восхищался её красотой. И делал это через музыку. Музыкант и композитор творчески обрабатывал народные мотивы, обобщая черты музыкального фольклора Норвегии. В его музыке отражены поэтические образы северной природы, картины народной жизни, душа норвежца.

После того как учащиеся прослушали музыкальный фрагмент, они отвечают на вопрос: «Какому эпизоду, отрывку из легенды может соответствовать эта музы­ка?» Большинство ребят видят связь музыкального фрагмента с описанием утренней природы в легенде.

Можно прослушать ещё один фрагмент из оперы «Пер Гюнт» - «Песню Сольвейг». Его большинство уча­щихся соотносят с последними эпизодами сказания.

Такая работа с музыкальными произведениями и художественным текстом развивает образное мышле­ние учащихся, учит их слышать музыку в художествен­ном слове, событии, действии героев.

С помощью учителя четвероклассники определяют и основную мысль легенды. Она заключается в том, что смелые, сильные, настойчивые люди всегда смо­гут преодолеть жизненные испытания. А их щедрость, умение дружить, доброта будут покорять сердца дру­гих людей и вызывать к ним уважение и любовь.

Далее можно предложить учащимся рассмотреть ри­сунки, сделанные ими к тексту, и акцентировать их вни­мание на том, что разные виды искусства - литература, музыка и живопись - прекрасно дополняют друг друга.

В заключение первой части урока - выразитель­ное чтение учащимися прозаического текста наи­зусть.

4. Вторая часть урока - знакомство четверокласс­ников с новым жанром устного народного твор­чества - былиной.

Учитель читает текст «Былины» без вступитель­ной беседы.

Повторное чтения учащихся «про себя».

Физкультминутка

Беседа по тексту

Зрительно дополнить материал учебника может картина В. Васнецова «Богатыри». Учитель описывает словами каждого из изображённых богатырей - Добрыню Никитича, Алёшу Поповича и Илью Муромца - и рассказывает о том, как они защищали Родину. А на­род складывал былины о храбрых и мужественных её защитниках.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

Урок9. Былины. «Исцеление Ильи»

Цели:

♦ развитие умения выборочного, диа­логического чтения;

♦ развитие умения подробного пе­ресказа;

♦ расширение словарного запаса, развитие речи учащихся;

♦ воспитание чувства патриотизма.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

Первая часть урока посвящена выявлению особен­ностей жанра былины. Для этого используются отве­ты на вопросы по тексту «Былины» и дополнительный материал, представленный в беседе учителем.

Ответ на вопрос «Почему былины называют ещё песенными сказаниями?» учитель может пояснить, используя следующий материал.

Поначалу былины создались народом как песни и были предназначены не для чтения, а для исполнения. Можно зачитать вос­поминание одной из собирательниц устного народно­го творчества XIX века - Валентины Харузиной о том, как она слушала исполнение былины: «Исполнитель с улыбкой обвёл взглядом всех присутствующих и, заме­тив в них нетерпеливое ожидание, начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось: что-то вдох­новенное выступило в нём, голубые глаза разгорелись, в них заблестели слезинки, румянец пробился сквозь смуглые щеки.

Певец как бы жил со своими любимцами-богатыря­ми, жалел до слёз немощного Илью Муромца, когда он сиднем-сидел тридцать лет, торжествовал с ним побе­ду над Соловьем-разбойником.

Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, но временами дружный смех грел­ся в комнате. Все сидели, не сводя глаз с певца, лови­ли каждый звук его монотонного, но чудного, спокой­ного мотива».

Таким образом учитель настраивает учащихся, ко­торые подготовили свои былины к пересказу, на пе­сенный лад их изложения, на употребление былинных слов и выражений.

После рассказа былин и выявления их главных ге­роев учитель просит рассказчиков устно составить пор­третные описания былинных героев.

Иллюстрацию картины В. Васнецова «Богатыри» можно также ещё раз использовать для данной цели.

Физкультминутка

3. Вторая часть урока начинается с выразительно­го - «протяжного» - чтения учителем былины «Ис­целение Ильи» и вопросов:

Какое впечатление произвела на вас былина?

Какие картины представились ярче всего?

4. Затем четвероклассники перечитывают былину «це­почкой» и отвечают на все вопросы, представленные в методическом аппарате учебника, кроме последнего.

Особое внимание на уроке следует обратить на ху­дожественное своеобразие былины. 5. Под руководством учителя учащиеся находят в былине:

а) элементы сказки: жил да был; троекратные по­вторы;

б) просторечную лексику (народные выражения): отворять, испить, доныне, кабы, за сирых заступайся, поклонился до земли;

в) повторы: один-одинёшенек, работу-работами, путь-дорога, вера-правда;

г) слова с уменьшительно-ласкательным значени­ем: ноженьки, силушки, силушки-половинушка, путь- дороженька, чужедальняя сторонушка;

д) устойчивые выражения (эпитеты): чисто-поле, роса утреняя, высокий тын, речка быстра, стольный град, копьё булатное, земля родимая, добрынь конь,
Ока-матушка.

6. Словарная работа.

В былине много слов, требующих пояснения. Они представлены в учебнике сразу после текста. Хорошо, если учитель во время чтения сразу поясняет незнако­мые учащимся слова, не отправляясь к словарю. Вто­рично и уже более внимательно четвероклассники про­читывают их самостоятельно после работы над тек­стом. Чтобы учащиеся хорошо усвоили новые слова, учитель предлагает им ещё раз поразмышлять над их смыслом. Затем все закрывают учебники, а учитель вразнобой называет слова, объяснение которым уче­ники дают так, как они запомнили.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 10. Былины. «Илья Муромец и Калин-царь»

Цели:

♦ выявление художественного своеобразия былинного жанра;

♦ развитие навыка чтения «про себя»;

♦ развитие умения подробного воспроизведения текста;

♦ формирование творческих способностей, умения про­гнозировать продолжение текста;

♦ воспитание чувства патриотизма, смелости.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

При пересказе былины «Исцеление Ильи» учащие­ся могут пользоваться тетрадью по литературному чте­нию, где они записали план пересказа. К каждому пун­кту плана могут быть выписаны также былинные слова и выражения, которые необходимо употребить при пе­ресказе. Подробный пересказ может осуществляться «цепочкой»: каждый новый пункт плана рассказывает следующий ученик.

В этой части урока при проверке домашнего зада­ния желательно закрепить и новую лексику. Каждое слово или выражение, представленные после текста, трактует отвечающий ученик.

3. Затем учитель предлагает учащимся послушать новую былину «Илья Муромец и Калин-царь». Пе­ред чтением можно пояснить, что Калин-царь - это

татарский герой русского фольклора. В татарском язы­ке «калин» означает «жирный, толстый, глупый». Рус­ский народ, пренебрежительно относясь к захватчику, дал ему такое прозвище. Первоначально былина чита­ется до части: «Несчастлив был его выезд: бил он, топ­тал врагов, а под конец к ним в плен попался».

Затем учащиеся прогнозируют свои варианты даль­нейшего продолжения текста. После высказываний детей былина читается учителем да конца.

4. Выявив первоначальное восприятие текста:

Чем удивил вас в этой былине Илья Муромец?

Когда вы за него волновались, переживали?,

5 Учитель предлагает четвероклассникам молча пе­речитать былину с предварительным заданием: обра­тить внимание на сказочные элементы в былине, про­стонародную лексику, устойчивые выражения.

Физкультминутка

6. После самостоятельного чтения четвероклассники отвечают на вопросы по воспроизведению текста:

Как Илья Муромец попал в заточение?

Кто и как помог ему?

Какая беда пришла в Киев?

Что предложил князь Владимир Илье Муромцу?

Почему русские богатыри не поехали защищать князя Владимира?

Когда и как пришли богатыри на помощь Илье Муромцу?

Как произошло перемирие князя Владимира и Калин-царя?

7. Затем учащиеся обращаются к тексту, выявляя его былинные особенности. Они замечают использование дважды цифры 3 (три года, на три месяца); повторы - видимо-невидимо, с помощью учителя выделяют про­сторечные слова: похвалялся, затужил, погубил - объясняют их значение; определяют устойчивые вы­ражение: подушки пуховые, одеяла шёлковые, вина сладкие, славный богатырь, палаты белокаменные, чи­стые поля, лук тупой, стрелы калёные.

8. Следующий этап работы - расширение словар­ного запаса четвероклассников. Они внимательно изучают слова, вынесенные за текст, и читают их объяс­нение, затем рассматривают рисунки шатра и лука со стрелами. Зрительные впечатления закрепляют зна­чение данных слов.

9. В заключительной части урока учащиеся читают «Жемчужины народной мысли» и доказательно опре­деляют, какая из пословиц подходит к содержанию бы­лины.

11. Подведение итогов.

12. Рефлексия.

Урок 11. Былины. «Вольга и Микула»

Цели:

♦ закрепление представлений о жанре были­ны;

♦ развитие умения выборочного чтения;

♦ формирова­ние умений рассуждать, отстаивать свою точку зрения, составлять характеристику героев;

♦ расширение сло­варного запаса учащихся;

♦ воспитание гордости за сме­лость, мужество, силу богатырей.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

Урок начинается с характеристики былинного бо­гатыря Ильи Муромца (домашнее задание). Под ру­ководством учителя учащиеся описывают его, исполь­зуя иллюстрацию картины В. Васнецова «Богатыри» и рисунок в учебнике.

Неизменный спутник Ильи Муромца - его конь. Четвероклассникам предлагается вспомнить, как Илья

Муромец купил коня и как ухаживал за ним, чтобы он был под стать богатырю.

Чтобы характеристика героя выстраивалась после­довательно, учитель вопросами направляет ответы уча­щихся.

Как Илья Муромец относился к своим родителям?
Подтвердите ответ текстом.

Четвероклассники определяют, что герой любил родителей, был внимательным к отцу и матери. Отца он называет «родимый ты мой батюшка» и просит его благословления послужить верой-правдой князю Вла­димиру.

С какой целью едет Илья Муромец служить князю Владимиру? И как это его характеризует?

Учащиеся определяют, что Илья Муромец ехал за­щищать свою Родину от набегов татар, которые хотели поработить Русь. Это характеризует его как патриота отчизны, любящего свою родину.

Беседа продолжается следующим образом:

Какие слова из былины «Илья Муромец и Ка­лин-царь» подтверждают патриотические стрем­ление героя? (На предложение Калин-царя слу­жить ему Илья Муромец отвечает: «Не нужны мне твои дары богатые. Буду не тебе служить, а родной
земле!»)

Какие черты характера проявил Илья Муромец в бою с татарами? (Смелость, ловкость, силу. Уча­щиеся подтверждают свои высказывания цитатами
из текста.)

3. Обобщив высказывания детей, учитель переходит ко второй части урока - знакомству с ещё одним бы­линным героем - Микулой Селяниновичем.

После выразительного чтения учителем былины «Вольга и Микул» и ответа на вопрос «Что удивило вас в былине» учащиеся перечитывают ё» вслух «цепочкой» и отвечают на вопросы по воспроизведению сюжета (вопросы 1-4 - см. методический аппарат).

Физкультминутка

4. Затем четвероклассники читают текст «про себя» и определяют черты характера героя, подтверждая свои высказывания выборочным чтением.

5. Вслед за ответами учащихся учитель записывает на доске: Микула Селянинович - добрый молодец, простой русский крестьянин обладает «силой непомер­ной», доброжелательный, заботливый, трудолюбивый, «Землю пашет. Хлебом Русь кормит». Учащиеся парал­лельно могут записать эту характеристику в литера­турную тетрадь.

6. Если на уроке ещё остаётся время, то к каждой из частей былины можно сделать устные коллективные рисунки.

7. В заключение урока - чтение и анализ текста «Жем­чужины народной мысли».

9.Подведение итогов.

10. Рефлексия.

Урок 12. Былины. Крылатые слова и выражения

Цели:

расширение знаний о былинном жанре;

♦ раз­витие умения подробного пересказа;

♦ развитие инте­реса к истории языка, внимания к его образным сред­ствам;

♦ обогащение словарного запаса учащихся;

♦ раз­витие интереса к познанию мира.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего за­дания

В начале урока учащиеся слушают несколько бы­лин в пересказе одноклассников. На тот случай, если никто из детей не прочитает новую былину, у учи­теля должен быть сборник былин, из которого он смо­жет прочитать и обсудить одну из былин.

Такой вариант использования дополнительного ма­териала предлагается в связи с ограниченным объё­мом учебника и с целью активизации потенциальных возможностей четвероклассников.

3. Следующий этап урока - обобщение знаний уча­щихся о былинах и сообщение новых сведений по­знавательного характера.

Учитель ведёт с учащимися беседу, в ходе которой определяются характерные особенности былин.

Кто является главными героями былин?
(Русские богатыри, защитники Родины сильные, смелые, мужественные люди.)

Похожа ли былина на сказку? Чем?

(В ней могут быть сказочный зачин и концовка, ска­зочные герои, например змей-Горыныч, сказочные дей­ствия, сказочные повторы и т.д.)

Какими речевым своеобразием отличаются бы­лины? В них, например, используются просторечные слова: отворять, разом, доныне, кабы и т.д. А ещё?

(Слова с уменьшительно-ласкательным значением (приводятся примеры); устойчивые выражения (эпите­ты) (приводятся примеры), повторы слов.)

4. Затем учитель делает обобщение и даёт допол­нительные сведения о былинах.

«Былины - произведения искусства, жанр устного народного творчества. Да, действительно для них ха­рактерен некоторый вымысел, сказочность, но вымы­сел этот является поэтической правдой.

В былинах мы найдём много исторических досто­верных примет. Кто не знает, например, старинное воо­ружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу. (Хоро­шо бы эту амуницию воинов показать на иллюстрации.) Всё это есть и у богатыря. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Например, упо­мянутый в былине «Илья Муромец и Калин-царь» князь Владимир действительное лицо - князь Владимир Все­володович Мономах, живший в XI веке в Киевской Руси.

Былины настолько достоверны в описаниях дета­лей жизни тех времен, что по ним учёные восстанавли­вают внешний вид зданий того времени, судят о том, как жили наши предки.

Былины рассказывают о непобедимых русских бо­гатырях - и в этом тоже их правда. Воспевая богаты­рей, защитников Родины, былины звали народ на под­виг во славу отечества, поднимали дух и настроение людей в годы испытаний. Былины воспитывали в юно­шах любовь к родной земле, презрение к врагам-за­хватчикам.

Однако не следует думать, что в былинах всё изоб­ражалось так, как было в действительности.

Былины наполнены и фантазией, и выдумкой наро­да. Так, чтобы подчеркнуть силу и смелость русского богатыря, в былины вводятся сказочные существа (на­пример, Змей-Горыныч), с которыми сражаются бы­линные герои.

Поводом к созданию былины чаще служило какое-нибудь событие, а порой - песни, которые славили героев-воинов.

Мы слушали с вами, как рассказывались былины - будто песни пелись. Это потому, что некоторые были­ны были созданы на основе русских народных песен.

Также, как и картины, изображающие русских бога­тырей, былины заставляют нас не забывать героичес­кое прошлое, испытывать чувство гордости за смелых и мужественных её сыновей, самим любить свою Ро­дину, а если будет необходимость, то и защитить её».

Пословица - это меткое короткое суждение, вы­вод, сделанный народом из каких-либо случаев, собы­тий. Пословица обычно состоит из двух частей, кото­рые часто рифмуются, например: «Сделал дело - гу­ляй смело».

Поговорка - это часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которые можно заменить другими сло­вом, близким по значению, например: «стучать зуба­ми» - замерзать, «палец о палец не ударить» - без­дельничать и т.д. В народе такие поговорки ещё назы­ваются «крылатыми словами».

Физкультминутка

5. Сделав такой логический переход, учитель предла­гает учащимся прочитать в учебнике крылатые сло­ва и выражения, а затем поразмышлять над ними.

Из предложенных выражений можно выбрать те, которые могут употребляться в былинах: «Аника-воин», «косая сажень в плечах». Остальные выражения могут встречаться в сказках, сказаниях. С ними учащиеся могут составить предложения.

6. Домашнее задание: подготовиться к ответам на вопросы рубрики «Вспомните» по материалу «Повто­ряю и творю». Задания даются по рядам:

1 -й ряд: определить, что такое пословица, вспом­нить пословицы о Родине, о труде, о дружбе;

2-й ряд: определить, что такое загадка, скороговор­ка, вспомнить и загадать учащимся класса по две-три загадки, проговорить одну скороговорку;

3-й ряд: вспомнить различные виды песен - колы­бельные, шуточные, обрядовые, привести примеры;

4-й ряд: вспомнить название народных сказок: о животных, бытовых, волшебных, подготовиться к пе­ресказу одной из сказок;

5-й ряд: вспомнить, какие читали легенды; подго­товить пересказ одной из легенд;

6-й ряд: вспомнить, какие читали былины; подгото­вить пересказ одной из былин.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.


Похожая информация.



Щедрин И.Л., аспирантЗапорожский национальный университетВ статье на материале былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче анализируется один из малоизученных аспектов русского эпоса: связь былины с этосом европейского Средневековья.Ключевые слова: былина, этос, эпос, типология эпоса, сюжетное ядро.Щедрін І. Л. СИСТЕМА ВІДНОСИН "БОГАТИР-КНЯЗЬ" В ЕТОСІ БИЛИНИ КИЇВСЬКОГО ЦИКЛУ / Запорізький національний університет, Україна.У статті на матеріалі билин про Іллю Муромця, Альошу Поповича та Добриню Нікітіча аналізується один з малодосліджених аспектів російського епосу: зв’язок билини з етосом європейського Середньовіччя.Ключові слова: билина, етос, епос, типологія епосу, сюжетне ядро.Shchedrin I.L. THE RELATIONS SYSTEM "BOGATYR-KNYAZ" IN THE ETHOS OF BYLINAS OF THE KIEV CYCLE / Zaporizhzhya National University, Ukraine.In the article on a material of bylinas about Ilya Muromets, Alesha Popovich and Dobrynya Nikitich one of hardly-investigated aspects of the Russian heroic epic poetry: the communication of the bylina with the ethos of the European Middle Ages is analyzed.Key words: bylina, ethos, epic poetry, types of epic poetry, plot basis.Былина - один из наиболее интересных и самобытных жанров традиционного русского фольклора, издавна фиксируемый и изучаемый. Уже на раннем этапе исследования былин в центре внимания литераторов и публицистов (в частности, А.Пушкина, Н.Карамзина), обращавшихся к проблемам фольклористики, находились по преимуществу вопросы народности и поэтики этих произведений - то есть, какую информацию могут дать былины о народных чаяниях, восточнославянском традиционном искусстве и мировоззрении. С развитием фольклористики как отдельной дисциплины, а позднее - появлением исторической школы, внимание многих исследователей (Л.Майков ) сосредоточилось на другом вопросе - историзме былин, то есть соответствии былинных сюжетов каким-то событиям в реальной отечественной истории; во второй половине 20 в. работу в этом направлении продолжали, в частности, Б.Рыбаков , С.Азбелев и др. В то же время, другая группа ученых, работавшая в русле мифологической школы (О.Миллер , Ф.Буслаев ), особое внимание обращала на генезис былинного вымысла, остатки древних верований и ритуалов, мифологическую подоплеку произведений, происхождение и природу жанра; в середине XX века обратился к этой проблеме и В.Пропп . Не обошла наука вниманием и связь былины с фольклорными феноменами других народов и культур. Этот вопрос рассматривался компаративистами, в частности А.Веселовским .С развитием фольклористики подходы к изучению былин становились многограннее, и в то же время обретали большую глубину анализа. Однако, несмотря на очевидный прогресс в деле исследования былин, один из вопросов по-прежнему изучен явно недостаточно. Это вопрос об этосе былины, о том, как эти произведения отражают систему ценностей, нравственные устои, социальный идеал и мировоззрение русского народа - и особенно в таком важном аспекте, каковы взаимоотношения богатыря и князя. Анализ данного аспекта мы можем найти в дореволюционных исследованиях, в частности, в фундаментальной работе О.Миллера, в которой этой проблеме посвящена глава . Невзирая на бесспорную ценность этой работы для своего времени, ее крайне тщательное отношение к источникам и тонкость многих наблюдений, нельзя не отметить, что она представляет собой, по сути, комментарий к зафиксированным вариантам фольклорных произведений, с некоторыми сопоставлениями с фольклором иных народов и недостаточно обоснованными социально-культурными выводами. Это объясняется тем, что в XIX веке историческая наука не обладала еще тем знанием культуры и этоса европейского и русского Средневековья, а также тем количеством ценных источников, каким она располагает сегодня. Если учесть также огромное количество зафиксированных именно на рубеже XIX-XX веков вариантов былин, станет ясно, почему нас едва ли могут удовлетворить более ранние труды на эту тему. Однако работы советского периода, посвященные анализу отношений между богатырем и князем в этосе былины, также не лишены существенных недостатков. "Борьба за фольклор и его подлинную интерпретацию", отмеченная М.Азадовским , в советскую эпоху весьма затруднила объективное исследование идейного содержания русского героического эпоса. Так, проблема отражения взаимоотношений князя и богатыря в былине интерпретировалась всегда одинаково, в русле примитивной концепции классовой борьбы: "...враждебное отношение [Ильи Муромца - И.Щ.] к боярам и князю" , "...острая борьба между Ильей и Владимиром, носящая ярко выраженный классовый характер" ; места для научной дискуссии по этому аспекту не было. Между тем объективный подход к текстам вариантов былин дает основания усомниться в такой трактовке, что и стало причиной написания данной статьи. Темой ее избрана система отношений "богатырь-князь" в этосе былин Киевского цикла. Советская фольклористика традиционно описывала эти взаимоотношения кодом классового конфликта, наделяя богатыря чертами "демократического героя", а князя - "жестокого и несправедливого правителя" . Объективным источником такой трактовки является экстраполяция этоса и системы социальных отношений Российской империи XIX века на Киевское государство XII века в его фольклорном отражении, а основным материалом для умозаключений - былины об Илье Муромце, в частности, сюжет о ссоре Ильи с Владимиром Красно Солнышко.Гипотезой настоящего исследования является то, что в действительности образы князя и богатыря в былине проявляют глубокое родство этического комплекса, аксиологии и модели поведения, и это объясняется социальными и культурными условиями Средневековья.Тот тезис, что истинным ключом к пониманию былины является этос средневековья, а не более поздних эпох, не бесспорен. Казалось бы, такой трактовке противоречат выводы А.Веселовского: по его мнению, народная поэзия "в формах прошлого выражает народное настроение настоящего" . Развивая эту мысль, придем к выводу, что изучение этоса былины даст нам больше сведений об этосе ее трансляторов, нежели об изначальном реликтовом этосе произведений. Однако этому выводу противоречит сознаваемое народом значение былины как источника подлинных знаний о прошлом, не подлежащего искажению (т.е., информативная и мнемоническая функции). Таким образом, механизм передачи "настроения настоящего" в былинах может базироваться, вернее всего, лишь на отборе наиболее близких современному народному духу былин и отсеве непонятных, далеких от современного этоса.Между тем, Д.Лихачев полагал, что "действие былин не могло быть прикреплено к социальной обстановке XIV-XVTI веков", а относится к "полупатриархальному" X веку. "...Ошибаются те, кто видит в былинах отражение прежде всего Московской Руси. Былины многослойны, их создавал народ в течение многих веков..." , - считал он. Из этого, как представляется, обоснованного мнения вытекает, что некоторые аспекты былин могут быть более стабильными, "консервироваться" значительно лучше, чем другие.Представляется, что этос является одним из наиболее стойких свойств фольклорного произведения, поскольку именно этосом организован сюжет, считающийся одним из важнейших признаков былины. Любые качественно новые элементы в произведениях обычно весьма легко заметить, поскольку трансляторы народного творчества не владеют искусством стилизации. Также следует учитывать, что изменения многих элементов этоса во времени нелинейны и небыстры: этический кодекс двухтысячелетнего христианства понятен и актуален и ныне, а императивы, лежащие в основе поведения наших современников, зачастую весьма архаичны. Следовательно, в былине могут быть отражены реликты средневекового этоса. Если это не так, то на систему отношений "богатырь-князь" не могли быть не перенесены социальные противоречия XIX века; если же тезис о наличии средневекового ядра в этосе былины верен, то отношения между богатырем и князем должны презентовать более раннюю, средневековую модель.Правильному соотнесению былин с мировоззрением феодальной эпохи могут помочь культурологические работы, посвященные этосу средневековой Европы и Руси, основанные на фольклорных либо восходящих к фольклору источниках ("Песнь о Роланде", прочие chansons de geste, саги), хрониках, аутентичных литературных памятниках и др. Историки культуры сходятся на том, что Киевская Русь, будучи периферией Европы, испытала большое влияние других европейских народов (особенно скандинавское и византийское), и сама оказывала на них некоторое культурное и политическое влияние. Такая включенность Руси в европейское пространство уже сама по себе дает основание рассматривать отношения "богатырь-князь" в связи с моделью "вассал-сюзерен" или же "рыцарь-король" в европейских произведениях.Записи былинных текстов обнаруживают родство этоса и поведенческих установок русского богатыря и европейского рыцаря. Так, родительское напутствие, даваемое Илье Муромцу в былинах о его исцелении, практически тождественно рыцарскому обету:Стоять тогда за веру за крешшоную,За ти монастыри за причестныи,За ти за церквы да за божии,За ти младенцы троедённыи .Исследователь воинского этоса Е.Беляева отмечает: "Христианская идеология указывала рыцарю на тех слабых, которых он должен взять под свое покровительство: это девицы, вдовы и сироты... Благородный рыцарь, таким образом, оказывался защитником праведных христиан и морали в целом" .Несмотря на "демократическое" происхождение Муромца, былины акцентируют внимание на его дорогом оружии, серебряных украшениях (имеющих особое значение - напр., "чуден-крест серебреной" ), дорогом коне, причем указываются гиперболизированные цены в рублях: такова традиция изображения воинской элиты, к которой уверенно причисляются богатыри (сравним с совпадением значений слов "noblement" ("благородно") и "rikement" ("богато", "роскошно", "великолепно") у средневековых европейских хронистов ).Интересно, что в это же время восхваление богатства пытаются уравновесить обетом бедности, а уже в Новое время нетождественность богатства и благородства подчеркивается многими писателями и пропагандистами. Если проследить истоки "культа бедности" в Новом Завете и сравнить с Ветхим Заветом, где богатство может напрямую связываться с праведностью, можно прийти к выводу о сравнительной архаичности отождествления богатства с "благородством" - т. е., соответствием идеалу в этосе. В былинах традиция связывать роскошь с благородством настолько неукоснительно соблюдается, что даже стала объектом пародирования в песне "Агафонушка" . Возможно, это - еще один аргумент в пользу мнения о том, что этос былины носит явственный отпечаток этоса раннего средневековья. Внешний облик богатырей также напоминает об особенностях изображения рыцарства: белое лицо, дородство , "белая грудь", "уста сахарные" и пр., в то время как одним из важных качеств рыцаря в европейском эпосе называется красота (ср. с изображением Ганелона в "Песни о Роланде": "Лицом он горд, сверкают ярко очи... Граф так хорош, что пэры глаз не сводят" ; комментарий М.Оссовской: "Рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью... Мужская красота перестает играть особую роль лишь в буржуазном этосе" ).Князь Владимир, как и подобает сюзерену, принимает в жизни богатырей деятельное участие. Так, Добрыня три года "стольничает, чашничает, приворотничает" у князя , а в других вариантах служит в конюхах, писарях, привратниках , что очень близко к положению пажа; князь идет вместе с Алешей просить руки Добрыниной "вдовы", предварительно дав богатырю соизволение жениться ; Владимир одаряет богатырей казной и одеждой , именно князю предоставляет на суд свои подвиги Илья Муромец, и кланяется иногда только верховному правителю, а чаще - бьет поклоны на четыре стороны в знак вежливости, а князю с княгинею - "на особинку" , явно выделяя Владимира, а остальными "боярами" не слишком интересуясь (вероятно, так отразила былина бинарную, доиерархическую природу отношений "вассал-сюзерен", породившую средневековую максиму "вассал моего вассала - не мой вассал"). Все эти факты напоминают нам, что и князь Владимир, и богатыри - представители одной и той же социальной страты: воинской элиты. Являясь выходцами из различных социальных слоев (крестьянин по рождению Илья Муромец, сын попа Алеша, высокородный Добрыня), богатыри уравнены своей мощью, доблестью и основным занятием - войной. Показательно, что закономерность отторжения Ильи от крестьянства отражена в словах его родителей "Винно, дитё будет нам не кормилицо, станет ездить, винно, по полю по чистому" : слишком велика его сила для мирной жизни.Князь никогда не выступает непосредственно в бою. Для былины характерно представление "...их-та, царей, не бьют-не казнят, не бьют-не казнят и не вешают" , что не соотносится с реалиями раннего средневековья, когда вождь объединял функции могучего воина, полководца, правителя в мирной жизни, а то и колдуна. Возможно, этот факт позволит скорректировать время формирования этоса былин по нижнему хронологическому порогу, исключив период Темного Средневековья. Тем не менее, высокое значение связи богатырей с Владимиром едва ли подлежит сомнению. Исследователи, отстаивающие точку зрения на то, что отношения князя и богатырей в этосе былины следует прочитывать в русле классовой борьбы (В.Пропп, В.Чичеров и др.), экстраполировали социальные отношения XIV-XV и более поздних векав. В Европе к этому времени реальным влиянием обладали уже не профессиональные воины-рыцари, а князья и бюргерство ; (та же тенденция действовала и на русских землях) на былину, забывая собственный постулат о первоочередной роли реалий Киевской Руси в формировании художественного мира произведений. Источником для логических построений этих исследователей служил, в частности, мотив недоверия Владимира к впервые встреченному Илье Муромцу, объявившему о своем подвиге . Недоверие объяснялось "низким происхождением" богатыря. Однако упущено из виду, что этот же мотив весьма популярен в волшебной сказке (победу над змеем приходится доказывать предъявлением отрубленных хвостов, языков и т. д.) которую также, по аналогии, приходится признать рупором классовой борьбы - что, как представляется, неверно. В.Пропп в качестве аргумента в пользу концепции классового противостояния князя и богатыря приводил отрывок из былины: "Не дай господи делать с барина холопа, / С барина холопа, с холопа дворянина, / Дворянина с холопа, из попа палача, / А также из богатыря воеводу" [цит. по 6, 239], из которого делал далеко идущий вывод о "развивающемся чувстве классового антагонизма и классовой ненависти". Обращал внимание на эти былинные слова и Л.Майков, отмечая, что они свидетельствуют о привязанности Ильи Муромца к крестьянству, которую он, якобы, сохраняет на всем протяжении жизни - при том что в других вариантах, как мы видели, крестьянство отторгает Илью в ту сферу, где более применима его сила - то есть, в ратное дело. Характер этой цитаты (которую можно встретить лишь в очень немногих вариантах былин) подтверждает сделанный в настоящем исследовании вывод о том, что встроить в сюжетное ядро былины, средневековое в своей сути, более современную ремарку транслятора, отражающую поздние реалии, незаметно нельзя. Лишь только исполнитель произведения решил выразить свое (как представляется, нетипичное для Средневековья) социальное видение конфликта, в тексте тут же появились чуждые былине реалии (дворянство, которого в период Киевской Руси не было), изменился сам былинный стих, лексика осовременилась, что дает основания утверждать: данный отрывок - позднейшая вставка.Особенно ярким сюжетом, дававшим основания для противопоставления образов князя и богатыря по мировоззренческому принципу, был сюжет о ссоре Ильи Муромца с Владимиром.Во-первых, отметим, что конфликт между героями здесь никогда не носит принципиального характера: это либо навет бояр на Илью , либо забывчивость князя, не позвавшего Муромца на столованье , и в любом случае - оговор, случайность, путаница. Механизм ссоры, включаемый этим пустяком, носит не классовый характер, а является следствием личной гордости. Й.Хейзинга говорит о сущности моделей поведения в Средние века: "Жизнь аристократии во времена позднего Средневековья... это попытка разыгрывать грезу, делая участниками всегда одного и того же спектакля... Весь жизненный уклад облекается в формы, как бы приподнятые до мистерии" . Ролевая обусловленность многих и многих действий человека того времени дает ключ к пониманию мыслей Ильи после ссоры с князем: "А что мне, молодцу, буде поделати? А я ныне молодец разгневанный, а я ныне молодец раздраженный" . Муромец решает, что в такой ситуации надлежит действовать по этикету противоречия, или же антиэтикету, и разбивает маковки церквей (если богатырь должен защищать церкви, то антибогатырю пристало их разрушать), после чего отправляется пьянствовать . Итак, тяжелый конфликт - это прежде всего роль, которую вынужден до конца сыграть обиженный правителем воин.Во-вторых, столкновение героев - это не последствие социальных противоречий, а внутренняя логика эпоса. Всякие силы, выступающие в произведениях, народное мышление стремится столкнуть, дабы выяснить их истинную иерархию. Так, из былин мы узнаем, что Добрыня сильнее Алеши, но лишь иногда одолевает старого Илью Муромца, тот бессилен перед Святогором, который, в свою очередь, пасует перед поздним героем Микулой Селяниновичем, в то время как ранний герой Вольга берет мудростью и мистическим знанием. Конфликт же героя-воина с властителем настолько архаичен, что отразился в фольклоре еще в дописьменную эпоху. Яркий пример такого противоборства дает гомеровский эпос, описывающий непростые отношения Ахиллеса с Агамемноном - и эти отношения мы едва ли можем трактовать как классовую борьбу, при том что они явно генетически родственны с сюжетом о ссоре Ильи Муромца и князя Владимира. Представляется, что главная причина интереса народа к сюжету о ссоре героя и властителя - не стандартность, а, напротив, необычность такой ситуации.Один из самых "радикальных" вариантов, в которых реализуется этот сюжет, является былина "Бунт Ильи Муромца против князя Владимира", в которой богатырь называется мужиком Никитой Заолешанином, получает от князя приглашение к столу за соответствующее безвестному гостю место - с "болярскими детьми". Илья почитает это за обиду и устраивает дебош, и, хотя князь, признав его, всячески извиняется ("Ой ты гой еси, стар казак Илья Муромец! / Вот тебе место подле меня, / Хоть по правую руку аль по левую, / А третьёе тебе место - куда хошь садись" ), не прощает обиды князю и, в некоторых вариантах, едет сбивать маковки с церквей. При этом богатырь именует бояр словом с пейоративной, по мнению исследователей , окраской - "вороны". Л.Майкову этот эпизод дал основания говорить о противоречии между богатырем и князем. Между тем исследователем упущено из виду, что в действительности гнев князя направлен не на Илью, а на безвестного мужика Никиту Заолешанина. Едва лишь князь узнает, что перед ним лучший из его богатырей, он тут же, чуть ли не заискивая, просит прощения. В войске дружинных времен каждый дружинник - опора князя, и умелый руководитель старается избежать конфликта со своими верными боевыми товарищами, тем более сильнейшими из них. Илья же ведет себя по отношению к князю более агрессивно. Текст былины не дает достаточных мотивов для такого поведения. Между тем в более полных ее вариантах содержится объяснение: "Я заутра буду в Киеве князем служить, а вы у меня предводителями" , - говорит Илья кабацким голям. Иными словами, происходит акт борьбы за власть и влияние между представителями одной социальной страты, что снова напоминает нам о конфликте царя Ахиллеса и царя Агамемнона за то, кто достоин быть старшим царем. Борьба эта - не межклассовая, а внутриклассовая. Если учесть относительно малое количество былин с подобными конфликтами, и сравнительно большую распространенность былин о борьбе богатырей с внешним врагом, можно сделать вывод о сравнительно меньшем интересе народа к ним. Иными словами, из средневекового прошлого крестьяне предпочитали сохранять воспоминания о совместных действиях князя и богатырей против общенародных врагов или чудовищ, нежели о ссорах между представителями воинской элиты - хотя не забывали и о последних.Таким образом, есть основания утверждать, что код "классовой борьбы" в интерпретации отношений князя и богатыря, предлагаемый марксистской фольклористикой, противоречит историко-культурной специфике былины как реликта этоса Х-Х11 веков. Вероятно, более применимой к реликтовому ядру былинного этоса является модель отношений "вассал-сюзерен". Дальнейшие исследования этой проблемы и смежных с нею могут значительно изменить существующие представления об отражении этоса и социальных отношений далекого прошлого в фольклорных произведениях.ЛИТЕРАТУРАМайков Л.Н. О былинах Владимирова цикла / Л.Н.Майков - СПб: Типография департамента внешней торговли, 1863. - 139 с.Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи / Б.А.Рыбаков - М.: Изд. АН СССР, 1963.361 с.Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское / О.Ф.Миллер - СПб: Типография Н.Н.Михайлова, 1869. - 830 с.Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора / С.Н.Азбелев - Л.: Наука, 1982. - 327 с.Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос / Ф.И.Буслаев. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. - 255 с.Пропп В.Я. Русский героический эпос / В.Я.Пропп. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1955. - 552 с.Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. - М. : Высшая школа, 1989. - 405 с.Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2 т. / М.К.Азадовский; под общ. ред. Э.В.Померанцевой. - М.: Учпедгиз, 1958. - Т. 1. - 1958. - 478 с.Юдин Ю.И. Героические былины / Ю.И.Юдин. - М.: Наука, 1975. - 120 с.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. - Л.: Худ. лит., Ленингр. отд-ние.303 с.Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Спб.: Наука; М.: Классика, 2001. - Т. 1. - 2001. - 773 с.Беляева Е.В. Воинский этос и универсалии морали [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://literature.by/phil/journal_22.htmlОссовская М. Рыцарский этос и его разновидности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ossov/05.phpДревние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. - М.: Наука, 1977. - 487 с.Песнь о Роланде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianplanet.ru/filolog/babylon/epos/roland.htmХейзинга Й. Осень Средневековья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/158996Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. - М.: Сов. Россия, 1988. - 576 с.Былины: сборник / Вступ. ст., сост., подгот. текстов и примеч. Б.Н.Путилова. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 552 с.

Певцов, исполнителей былин, обычно называют сказителями. Сказители, перенимая былины от своих предшественников, обычно не заучивали наизусть текст былин. Они старались, как они сами говорили, лишь «понять» былину, то есть перенять ее, запомнить ее основные эпизоды, их последовательность, а главное - вникнуть в характер образов. Былины талантливых сказителей отличаются высоким идейным содержанием и совершенством художественной формы.

Выдающиеся мастера-сказители пользовались народа всеобщим почетом и признанием . Так, в Заонежье в конце XIX века живо сохранилась память о знаменитом сказителе ХVIIIвека Илье Елустафьеве. От Ильи Елустафьева «понял» былины и всемирно известный онежский сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. Тексты его былин одни из лучших. Творчеству Рябинина посвящено много книг и статей как русских, так и европейских ученых. Из женщин-сказительниц всемирную известность получила М.. Д. Кривополенова, неграмотная крестьянка из Пинеги. От этой сказительницы записана уникальная былина о Вавиле и скоморохах. Кривополенова исполняла былины с эстрады многих городов страны и своим мастерством покоряла многочисленную аудиторию.

Русские былины народ поет, точнее - сказывает, торжественным, мерным речитативом . Насколько прекрасны былинные напевы, говорит хотя бы то, что их использовали в своих операх и симфонических произведениях Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Аренский и другие русские композиторы. Когда сказитель, умело выделяя интонациями главное в повествовании, начинает сказывать былину, живыми перед слушателями встают образы богатырей. Торжественно начинается былинный зачин - так называют начальную, вводную часть былин:

Как во стольном было в городе во Киеве,
а у князя у Владимира столько-киевского
заводился пированьице - почестей пир...

В зачине указываются время и место действия, называются герои, о которых пойдет речь в былине. Зачин былин непосредственно переходит к обрисовке героя произведения, чаще всего олписывая его необычное поведение или же говоря об особенно сложном и ответственном поручении, которое ему дается. Такое поручение под силу только герою-богатырю, и это дает возможность выявить особую роль былинного героя и подчеркнуть значительность его образа. Характеристика героя, таким образом, намечается уже при самой завязке действия, входящей в зачин.

На княжеском пиру все богатыри «подобраны». С ними пирует князь столько-киевский, им он дает «порученьица, службу немалую». Когда же сказитель переходит к рассказу о богатырских подвигах, начинается самая былина. Медленно и неторопливо развертывается действие былины . Богатырь седлает коня, выводит его на широкий двор, садится на него и едет в дальний и трудный путь-дорогу. «А и скачет он пониже облака ходячего да повыше леса стоячего», - так образно и гиперболично рисуется поездка богатыря.

Гипербола, преувеличение вообще характерны для былинного стиля . Стремясь подчеркнуть могущество своих героев, народ часто пользовался приемом гиперболы - давал преувеличение в описании, а также преувеличение свойств и качеств богатыря. Основой для гиперболических описаний эпоса является реальная жизнь и представления о качествах человека, о возможностях, открывающихся перед народом, совершающим подвиги, отстаивающим свою свободу и независимость. Богатырю противостоят полчища врагов, наступающих на Русь,- в былине гиперболично говорится, что врагов черным-черно, что они необозреваемы глазом. Гиперболично описывается сила богатыря, в особенности Ильи Муромца. Гипербола типична для изображения врагов Руси - Тугарина Змеевича, Идолища Поганого, Соловья Разбойника и других, фантастичных по своей внешности. Этим достигается условное изображение событий, обобщение множества в одном образе. Так, например, при изображении битвы один богатырь сражается с полчищами врагов (см. былину «Илья Муромец и Калин-царь»: враги, захватившие Киев, представлены одним Идолищем Поганым и т. д.)

Пользуясь гиперболой, сказители получали возможность отчетливее изобразить народных героев и яснее высказать отношение к врагам родной земли. Самая внешность чужеземного насильника, изображенная гиперболично, сразу же характеризует его и показывает отношение к нему народа. Страшен Тугарин Змеевич. Но это чудовище побеждает богатырь Алеша Попович - есаул с богатырской заставы.

На рубежах русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья, Добрыня, Алеша. Небольшое число богатырей - всего только три - не должно удивлять. Число «три» раньше имело условное значение множественности. Это число - первое в порядке чисел, которое содержит представление о многократности («один» и «два» сохраняют понятие единичности или простого удвоения). Отсюда становится ясным эпическое значение числа «Три» и чисел, производных от него: 6, 7 (то есть 6+ 1), 9, l2 и т. д. При описании богатырской заставы эта «троичность» встречается и в сложной форме, когда на заставе изображаются двенадцать богатырей. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени. Так, богатырь совершает три поездки богатырские; Илья Муромец трижды вступает в бой с Сокольником; Добрыня Никитич не приезжает на заставу из чистого поля три года и еще три года:

A и день за днем ровно дождь дождит,
А неделя за неделей как река бежит,
А и год-то за годом как порог шумит-
Не видать Добрыни из чиста поля.
А прошло того времечка три года...

Мастера народного творчества этот прием троичности к второстепенным деталям обычно не применяют. Он характерен только для таких важных моментов былинного повествования, как сражение с врагами, единоборство богатыря, богатырский подвиг, обличение социальной несправедливости, преданность и верность в любви и дружбе. Прием троичности вместе с другими приемами былинной поэтики придает рассказу былины торжественную плавность.

Мерно льется речь сказителя, и, когда он завершает свою былину о подвигах богатыря, он как бы подводит итог всему спетому им: «На том былинка и закончилась» , «Тут Илье и славу поют», «Синему морю на тишину, добрым людям на послушанье». Эти конечные слова былин, как их называют «исход», создают ощущение полной завершенности былинного рассказа.

В.И.Чичеров, П.Д.Ухов

1. Дайте определение жанра былин. Почему былины называют героическими народными песнями?

2. Назовите главных персонажей былин. Какие качества им приписываются в народном сознании?

3. Приготовьте сообщения на темы: «Тайна всевластия былин», «Собирание и исполнение былин», «Значение былин».

4. Повторите раздел пособия и расскажите о циклах былин (киевском, новгородском).

5. Назовите тематику былин.

6. Определите, какова форма былины (эпическая, стихотворная).

7. Прочитайте одну из былин (по выбору) и покажите на ее примере художественную структуру текста (запев, зачин, общие места, концовка).

8. Отметьте выразительные средства былин (постоянные эпитеты, сравнения, гиперболы).

9. Расскажите о роли природы в сюжете, эмоциональном строе былин.

10. Расскажите об особенностях изображения былинных героев (характеры, портреты, речь персонажей).

11. Расскажите о противниках богатырей. Какой принцип лежит в основе их изображения (гипербола, фантастика)?

12. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Как развивается сюжет былинного повествования?

13. Как построена былина? Выделите элементы композиции.

14. Расскажите о подвиге Ильи. Как проявляются богатырские качества Ильи при его столкновении с «силушкой» под Черниговом?

15. Как описываются в былине вражеские полчища?

16. Расскажите о втором подвиге Ильи - битве с Соловьем-разбойником. Перечитайте текст.

17. Какими устрашающими чертами наделен противник Ильи?

18. В чем проявляется богатырство Ильи? Что сказано об этом в былине?

19. Почему Илья выбирает трудный путь в Киев? Какие богатырские качества приписывает ему былина?

20. Как выражено в былине отношение к народному крестьянскому герою? Как характеризуется Илья («удаленький добрый молодец», «славный богатырь святорусский»)?

21. Каким в сознании сказителей представляется князь Владимир (его внешность, занятия, отношение к Илье)?

22. Выпишите из текста былины образные поэтические средства.

23. Докажите, что былина - это героическая песня о защитниках Русской земли. В чем патриотический смысл былины?

24. Расскажите, как русские поэты откликнулись на мотивы устного народного творчества в своих сочинениях. Как используется форма эпических произведений для передачи настроений, идей, размышлений?

25. Прочитайте стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец» и И.А. Бунина «Святогор и Илья». Какое новое осмысление получает былина у Толстого? Как изображен Илья? Подчеркните ярко выраженные лирические начала. Определите главную мысль стихотворения. Лирическое это произведение или эпическое? Как созданы образы богатырей в лирическом стихотворении? Что общего у них с былинными героями?

26. Чем былина «Добрыня и Змей» напоминает былины об Илье Муромце?

27. Как разворачиваются события в былине?

28. Сопоставьте бой Ильи Муромца с Соловьем с боем Добрыни Никитича со Змеем. Найдите сходство и различие.

29. Охарактеризуйте Добрыню Никитича как богатыря нового типа. На что направлены его действия?

30. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков былины с сохранением былинного стиля.

31. Прочитайте былину «Вольга и Микула». Подготовьтесь к выразительному чтению.

32. Как построена былина? Назовите известные вам художественные особенности былин.

33. Обратите внимание на речь героев.

34. Охарактеризуйте былинных героев. Как создается образ Вольги?

35. Каков крестьянин Микула? Какими качествами он обладает? В чем смысл их противопоставления?

36. Какой образ народного героя складывается в сознании народа?

37. Как выражается любовь народа к герою?

38. В чем нравственная сила Микулы Селяниновича?

39. Какие идеи утверждает народ в былине?

40. Расскажите о цикле новгородских былин.

41. Познакомьтесь с былиной «Садко». К какому циклу былин она относится?

42. Как построена былина? Из скольки частей она состоит? Прочитайте внимательно каждую часть. Покажите, как они связаны.

43. Каков герой былины «Садко»? Как изменяется его образ в каждой из частей былины?

44. Отметьте роль пейзажа и сказочной фантастики в идейно-художественном содержании былины (изображение подводного царства и Морского царя). Укажите реальное и мифическое в былине.

45. Чем отличается былина об Илье Муромце от былины о Садко? Сравните сюжет былины «Садко» с былинами киевского цикла.

46. Как былины, рассказывающие о событиях IX-XIV веков, сохранились до наших дней?

47. Подумайте, похожа ли былина по складу, сюжетам, героям на сказку.

48. Подготовьте сообщение на темы: «Былины в живописи» (В.М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», И.Е. Репин «Садко», И.Я. Билибин «Дружина Вольги»); «Былины в музыке» (Н.А. Римский-Корсаков «Садко»).