Памятник дюку в одессе - красочный талисман и визитная карточка города. Дюк де Ришелье: чем запомнился третий одесский градоначальник

Дюк Эммануил Осипович де Ришелье

Обозначение «дюк», быть может, памятно читателям старых русских исторических журналов. Так в начале XIX века именовался в России один из главных создателей Новороссийского края, герцог де Ришелье. Именовался он так и официально.

Этот замечательный человек не получил настоящего признания у себя на родине. После окончания периода эмиграции он был два раза председателем совета министров Франции, но большим политическим престижем не пользовался. Талейран язвительно говорил о нем: «Ни один французский государственный деятель не знает так хорошо крымских дел, как герцог Ришелье». Гораздо более благодарную память он оставил после себя в России. В Одессе, как известно, ему поставлен памятник и его именем названа главная улица города. В России же (в «Сборнике Исторического общества») были опубликованы и его письма, и воспоминания его жены - главный биографический материал настоящей статьи.

Всем известна генеалогия рода Ришелье. Прославленный кардинал был старого, но незнатного дворянского рода. Он пожаловал себе герцогство, а равно и десяток других титулов: его потомки одновременно - герцоги де Ришелье, герцоги де Фронсак, князья де Мортань, маркизы де Понкурле, графы де Шинон, бароны де Альбре и т.д. Все эти титулы и свое огромное богатство кардинал завещал внуку своей сестры.

Сыном второго герцога был маршал де Ришелье, тоже достаточно нашумевший в мире. Он прожил девяносто два года и оставил по себе не слишком добрую славу, - в стиле не то Петрония, не то Толстого-Американца. Таков же, в менее шумном варианте, был его сын, проделавший быструю военную карьеру: он семи лет от роду был полковником драгунского полка; этому удивляться по тем временам не приходилось: полковому командиру семилетнего драгуна шел двенадцатый год. «Надо быть очень осторожным в выборе своих родителей», - говорил Гейне. Но зато если выбор сделан удачно, то обычно можно быть спокойным за будущее, когда оно не приходится на революционное время.

Будущий градоначальник Одессы был единственным сыном четвертого герцога, иными словами, внуком маршала Ришелье. Маршал не любил своего сына, но внука обожал. «У Армана все мои достоинства и ни одного из моих пороков», - восторженно говорил он. Бывали, впрочем, у маршала вспышки гнева, которые, с точки зрения современной педагогии, едва ли могут быть одобрены. Так, однажды, после большого карточного выигрыша у короля, он подарил внуку сорок луидоров. Недели через две маршал встревожился: верно, Арман сидит без гроша? Честный внук изумился: как без гроша, а сорок луидоров? Маршал в бешенстве швырнул деньги нищему за окно: вот до чего дожил - мой внук не истратил сорока луидоров за две недели! Это рассказывает в своих воспоминаниях один из родственников Ришелье.

Пятнадцати лет от роду бережливого внука женили на 13-летней дочери герцога де Рошешуар. Подобные браки в ту пору были приняты. Вспоминать, однако, по этому поводу Амура и Психею не надо. Психея была безобразна как смертный грех: уродливое лицо, горб на спине, другой горб на груди. Тридцатью годами позднее герцог Ришелье представил свою жену императору Александру I. Царь был в ужасе: «Что за урод! Господи, что за урод!» - сочувственно говорил он приближенным: Александр Павлович искренно любил герцога. Понять причины этого брака невозможно. Рошешуар-Мортемары, потомки лиможских виконтов, - одна из самых родовитых семей Франции, но какой еще знатности нужно было наследнику десяти титулов! Не нуждался Ришелье и в деньгах своей жены: маршал завещал ему состояние, приносившее 500 тысяч ливров ежегодного дохода.

Правда, и брак был своеобразный. В вечер бракосочетания новобрачный отправился в свадебное путешествие один, или, точнее, в сопровождении гувернера. Путешествовал он полтора года, затем вернулся, сделал визит жене и опять уехал. Так это продолжалось почти всю жизнь супругов. Эмиграция разлучила их на долгие годы. По словам их родных, герцог и герцогиня очень уважали друг друга. Но, кроме уважения, между ними ничего не было.

Арман Эмманюэль де Ришелье получил хорошее образование. Воспитателем его был аббат Лабдан, впоследствии ставший учителем герцога Энгиенского, - он скончался, получив известие о расстреле этого своего воспитанника. Лет 17-ти от роду Ришелье был представлен ко двору и вскоре получил высокое придворное звание первого камергера. Как ни велика была тогда власть имени и породы, пожалование этого звания 19-летнему юноше вызвало в Версале ропот.

По-видимому, придворная жизнь не понравилась молодому Ришелье (тогда еще графу де Шинон). Близкий к нему человек рассказывает, что его раздражали злоупотребления, он хотел многое переделать. Но если искоренить все несправедливости, то и сам он не был бы в 19 лет сановником. Вероятно, ему и это приходило в голову: в отличие от своих предков, он был совестливый, печальный человек, лишенный любви к блеску и этикету.

Я не скажу, что это был «кающийся герцог» вроде русских «кающихся дворян». Но, как другие устают от труда, Ришелье устал от праздности. Андрей Белый рассказывает о своем знакомом, старом англичанине: «Бритт тридцать пять лет во фраке ходил по салонам; нажив себе сплин, чтобы бежать такой жизни, однажды он, став на корячки пред леди и лордами, на четвереньках - в переднюю, на пароход и - в Париж». Бежать на четвереньках необязательно, можно уехать и просто. Именно так Ришелье и поступил - вероятно, по тем же побуждениям, что и «бритт». У внука маршала Ришелье, несомненно, было свойство, которое Белый называл «невыдирными чащобами самотерза».

Популярностью при дворе молодой Ришелье не пользовался. Он не любил света, Париж и Версаль ему не нрави лись. Пытался он сблизиться с непридворными, передовыми людьми, но из этого ничего не вышло. В их обществе он был чужим, - очень вредила ему застенчивость. Ришелье много путешествовал, много читал, изучил несколько иностранных языков (впоследствии он совершенно свободно говорил и по-русски). Числился он на военной службе, служил сначала в драгунском, потом в гусарском полку. Разумеется, военная карьера его шла весьма успешно: не следует думать, что 25-летние генералы появились только в пору революции. В таком же возрасте и при старом строе мог стать генералом человек с именем и со связями герцога Ришелье. Но тут скрывалась трагедия, которая в нынешнем мире большого сочувствия не вызовет: никакой войны в ту пору не было.

Из книги Людовик XV и его эпоха автора Дюма Александр

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ (1849-1904) Герой Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и обороны Порт-Артура. Вице-адмирал. Макаров относился к той плеяде флотоводцев, которые стали признанными героями в войнах на море в младших офицерских званиях. И эта слава окрыляла их на протяжении

Из книги Дюк Эммануил Осипович де Ришелье автора Алданов Марк Александрович

Дюк Эммануил Осипович де Ришелье I Обозначение «дюк», быть может, памятно читателям старых русских исторических журналов. Так в начале XIX века именовался в России один из главных создателей Новороссийского края, герцог де Ришелье. Именовался он так и официально.Этот

Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

Куцин Эммануил Соломонович 1899–10.1978.Еврей. Родился в семье служащего. Окончил гимназию в Житомире.С 1919 г. - красноармеец украинского полка, в 1920 г. - курсант 4–й артиллерийской Киевской школы. В 1920 г. вступил в РКП(б).С начала 1920–х гг. Э. С. Куцин - сотрудник ОГПУ - НКВД,

автора

Карл Эммануил IV - Карл Эммануил I 1751 Рождение Карла Эммануила 1562 Рождение Карла Эммануила 189 1796 Карл Эммануил становится королем Сардинии 1580 Карл Эммануил становится герцогом Савойи 216 1819 Смерть Карла Эммануила 1630 Смерть Карла Эммануила 189 Можно продолжить перечень

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл Эммануил III - Жуан IV 1710 Рождение Карла Эммануила 1603 Рождение Жуана 108 1730 Карл Эммануил становится королем Сардинии 1640 Жуан становится королем Португалии 90 1722 Женитьба на Луизе 1633 Женитьба на Луизе 90 1773 Смерть Карла Эммануила 1656 Смерть

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Карл Эммануил IV - Жуан V 1751 Рождение Карла Эммануила 1689 Рождение Жуана 63 1796 Карл Эммануил становится королем Сардинии 1706 Жуан становится королём Португалии 90 Жуан был известен своей религиозностью и тем, что на церковные дела он обращал внимание намного больше, чем на

Из книги 100 великих адмиралов автора Скрицкий Николай Владимирович

СТЕПАН ОСИПОВИЧ МАКАРОВ С.О. Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу - повышению боеготовности отечественного флота.Родился Степан Макаров 27 декабря 1848 года. В 1865

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Кавур и Виктор Эммануил Последствия 1848 года для большинства итальянских государств были удручающими. Австрия вернула себе контроль над Ломбардией и Венецией, где правила теперь железной рукой. В Тоскане восстановили великого герцога, но присутствие австрийских войск

Из книги Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России автора Дудаков Савелий Юрьевич

ЭММАНУИЛ ЛАСКЕР И РАУЛЬ КАПАБЛАНКА Из всех игроков Меньшикова больше всех интересовал Ласкер, чемпион мира. В его внешности – и это логично для Меньшикова – он находит мало еврейского, точнее восточноевропейского: Ласкер ему напоминает француза или итальянца.

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

8.4.1. Джузеппе Гарибальди, Виктор Эммануил II и объединение Италии Почти одновременно с Германией единым государством стала Италия. После поражения революции 1848–1849 гг. страна была расколота на восемь государств. В Риме находились французские войска, в Ломбардии и Венеции

Из книги Загадки колдунов и властителей автора Смирнов Виталий Германович

ИВАН ОСИПОВИЧ КАИН (Под этим именем проходил по документам современного угрозыска знаменитый московский уголовник XVIII века)До середины XIX века в доме почти каждого русского простолюдина вместе с Библией, молитвословом, книгами о приключениях Бовы-Королевича и герцогини

Из книги Полководцы империи автора Копылов Н. А.

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Александр Осипович Асланович Генерал-майор, командир 13-й резервной бригады.В начале осады был начальником 1-й дистанции оборонительной линии (от рейда до редута Шварца

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Макаров Степан Осипович Макаров Степан Осипович (1849–1904), русский флотоводец, полярный исследователь, герой войны.1877–1878 годы. С. О. Макаров участвует в Русско-турецкой войне. С. О. Макаров первый в мире применяет минные катера. В это время успешно бьёт турков на суше его

Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна

Ключевский Василий Осипович Об авторе Ключевский Василий Осипович (1841–1911) – великий русский историк. Родился 16 (28) января 1841 г. в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850 г.

В самом сердце Одессы, на знаменитом Приморском бульваре находится еще одна визитная карточка города — памятник Дюку де Ришелье. Это самый первый памятник, установленный в Одессе. От него открывается потрясающая панорама Одесского залива, поэтому возле памятника герцогу всегда очень много людей.

Дюк постоянно пребывает в центре внимания горожан и приезжих.

Для одесситов Дюк — больше, чем герцог. Это воистину поразительная личность! Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, герцог де Ришелье — один из первых градоначальников Одессы, отец-основатель, внесший огромный вклад в развитие города. В России он был известен как Эммануил Осипович де Ришелье.

Внучатый прапраправнук знаменитого кардинала Ришелье, о котором писал Дюма, он эмигрировал в Россию в 1789 году. В 1790 году герцог участвовал в штурме Измаила, а в 1803 году занял пост генерал-губернатора Одессы. На то время Одессе было уже 8 лет, но одесситы считают именно герцога основателем города и называют его «наш Дюк».

Де Ришелье посвятил Одессе 11 лет своей жизни. Он называл город «лучшей жемчужиной в русской короне». Трудно перечислить все заслуги Дюка де Ришелье перед Одессой — при нем началась активная торговля морского порта, расцвела промышленность, земледелие, наука и культура.

Жители Одессы с огромным уважение и любовью относились к герцогу де Ришелье, и в историю Южной Пальмиры он вошел под простым именем Дюк.

После возвращения во Францию в 1814 году герцог дважды занимал должность премьер-министра Франции. Александр І, посетивший Одессу через три года, после того как герцог покинул Россию, был настолько поражен метаморфозами и преображением города, что тут же издал указ об награждении герцога де Ришелье орденом Андрея Первозванного!

Часто говорят, что всё на свете придумано в Одессе, а всё хорошее в Одессе было придумано ещё Дюком.

В 1822 году друг и продолжатель деятельности герцога в Одессе граф де Ланжерон получил трагическое известие из Франции о смерти Дюка де Ришелье. По призыву графа в Одессе начался сбор пожертвований на создание памятника герцогу.

Отозвалась вся Одесса — от высокопоставленных особ, аристократов, богатых купцов до обычных рядовых граждан, портовых грузчиков и бедных рабочих мукомольного завод! Все участвовали в охватившем город гражданском порыве, небывалом для того времени.

Жители Одессы получили именное разрешение от императора Александра I на возведение памятника известному градоначальнику. Над созданием проекта памятника герцогу де Ришелье работал знаменитый русский скульптор Иван Петрович Мартос, автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Именитого скульптора нанял в 1823 году новый генерал-губернатор Новороссии . Через некоторое время Мартос прислал графу письмо-пояснение к эскизу монумента герцогу де Ришелье.

Описание, изложенное в письме, сохранилось до наших дней, в нем академик Мартос пишет: «Фигура герцога Ришелье изображена в моменте шествующем, а не стоящем просто, изъясняет его деятельность, правой рукой показывает на наполненное кораблями Черное море, коим торговля доставляет во все страны труды земледелия, вывозимые из Одессы, а левой держит хартию, которая есть атрибут великих подвигов и добродетелей. Она сочинена в античном вкусе. Под нею четырехсторонний пьедестал по пропорциям фигуры…»

Решение скульптора оказалось самым подходящим и неоспоримым. В эскизе монумента и его описании запечатлен навсегда не только образ градоначальника герцога Армана де Ришелье, но и свободолюбивый дух самой Одессы. Мартос изобразил герцога шествующим в римской тоге.

«Шествующий» Дюк

В одной руке у герцога свиток. Другой он указывает на город и на порт, как бы спрашивая: «Неплохо, да?» Ещё говорят так, что Ришелье получил телеграмму и пришёл встречать родственников, а когда увидел, сколько их приехало, протянул руку в сторону городской Думы — за материальной помощью.

Статуя герцога и горельефы отливались в Санкт-Петербурге литейным мастером В.Ефимовым. Пьедестал выполнен в строгом классическом стиле; его авторы — петербургский архитектор А.Мельников и итальянский архитектор Ф.Боффо. В первозданный облик памятника внесла свои коррективы и Крымская война (1853-1856г.г.): осколком ядра был поврежден постамент. Памятник чудом уцелел, а недостаток превратили в достоинство: как я уже , на месте повреждения установили стилизованное пушечное ядро в память о тех событиях.

На трех гранях постамента, в нишах, установлены бронзовые горельефы, символизирующие торговлю, правосудие (что интересно, Фемида без традиционной повязки на глазах) и земледелие. У жителей и гостей города появилась интересная примета: хотите привлечь в свою жизнь госпожу Удачу – потрите бронзовые барельефы монеткой.

А на четвертой грани пьедестала находится позолоченная плита из латуни с надписью: «Герцогу Еммануилу де Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостояния Одессы, благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий».

Торжественное открытие памятника состоялось 22 апреля 1828 года (по старому стилю). Накануне праздника пьедестал монумента герцогу по периметру окружили металлической решеткой. На каждом ее углу развевался флаг — французский, российский, английский и австрийский — они символизировали международное признание особых заслуг герцога Армана де Ришелье.

Приморский бульвар не смог вместить всех желающих увидеть долгожданное открытие памятника. В тот момент, когда с фигуры герцога упал скрывавший ее покров, корабли, стоявшие в порту, пушечным залпом салютовали в честь радостного события.

В наше время бронзовая скульптура герцога непременно участвует во всех важных событиях Одессы — от Джаз-карнавала до Юморины. В дни джаза Дюка наряжают маской и костюмом, а в День Смеха он примеряет или задорную моряцкую бескозырку, или клоунский парик и (обязательно!) тельняшку.

Яркая достопримечательность - одного из городов . Француз сделал для Одессы больше, чем любой из украинских чиновников. Перечень его заслуг не исчерпаем. Потомок знатного кардинала Ришелье, добровольцем ходил в атаку на Измаил, в 1803 году был поставлен градоправителем Одессы. Он был первым на этом посту. Превосходно образованный, он имел к тому же, непревзойденные организаторские способности, много занимался благотворительностью. Окружающих поражало его железное здоровье, неутомимость и упорство при достижении установленных высот.

При нем Одесса стала самым красивым и развитым городом в Европе, превратившись в значимый торговый порт. При нем в городе построили театр, стали открываться элитные учебные заведения. Население Одессы вырос в 4 раза. Дюка, так ласково называли его люди, уважали и любили все одесситы. После его кончины деньги на создание памятника собирали всем городом. Скульптуру отлили из бронзы и установили на Приморском бульваре в 1928 году. Кстати, французы едва не уничтожили памятник. При обстреле города, в период Крымской войны, одно ядро угодило в барельеф. Потом его вставили в пьедестал.

Ришелье правил городом 11 лет, потом выехал во Францию. Как признавался сам Дюк, в этом великолепном городе прошли его наилучшие годы. Он мечтал возвратиться в Одессу, но скоропостижная смерть не дала осуществиться его мечте. Он умер во Франции в 56 летнем возрасте. Граф Воронцов заказал проект памятника скульптору И. Мартосу. Автор создал бронзовую статую Дюка шагающим, одев его в римскую тогу. Тем самым он хотел передать динамичный характер Ришелье. Три барельефа у основания символизируют «правосудие», «земледелие» и «торговлю», увековечивая вклад градоначальника в развитие этих направлений.

В день Юморины одесситы собираются у памятника Ришелье. Они надевают на него бескозырку, как бы приглашая его повеселиться со всей Одессой. Местные жители приписывают ему мистические качества. Говорят, если к нему приложить мешочек с деньгами, то торговля будет успешной, придет удача и успех. К нему шли студенты перед сдачей экзаменов, и они верили, что он им помогал. Добраться до знаменитого памятника можно на общественном транспорте.

Фото достопримечательности: Памятник Дюку де Ришелье

Памятник герцогу де Ришельё в Одессе (также известен как памятник дюку , Ришельё, герцогу, бронзовый дюк) - бронзовый монумент в полный рост, посвящённый Арману Эмманюэлю дю Плесси, герцогу де Ришельё, открыт в 1828 году . Первый памятник, установленный в Одессе .

Предыстория

История создания

Получив горестное известие из Парижа о кончине Ришелье, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф М. С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И. П. Мартосу . Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера.
Памятник представляет собой бронзовую статую Ришельё в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами , символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Заложен 30 июня г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейным мастером В. П. Екимовым в Петербурге. Постамент выдающегося петербургского архитектора А. И. Мельникова и архитектора Ф. К. Боффо . Монумент в стиле классицизма, представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.-Э. Ришельё. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским , отделан мастером П. Джерари . Основанием пьедестала служит стилобат в форме усечённой пирамиды из местного известняка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На фасадной - латунная золочёная плита с надписью:

ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНИЮ ОДЕССЫ БЛАГОДАРНЫЕ КЪ НЕЗАБВЕННЫМЪ ЕГО ТРУДАМЪ ЖИТЕЛИ ВСЕХЪ СОСЛОВIЙ СЕГО ГОРОДА И ГУБЕРНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ХЕРСОНСКОЙ И ТАВРИЧЕСКОЙ ВОЗДВИГЛИ ПАМЯТНИКЪ СЕЙ ВЪ 1826 ГОДѣ ПРИ НОВОРОССIЙСКОМ ГЕНЕРАЛЪ-ГУ-БЕРНАТОРѣ - ГРАФѣ ВОРОНЦОВѣ

На трёх боковых сторонах - бронзовые горельефные изображения, символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Ф. К. Боффо .

Открытие бронзового памятника Дюку состоялось 22 апреля 1828 года .

    Richelieu Odessa 1.jpg

    Richelieu Odessa 2.jpg

    Richelieu Odessa 5.jpg

    Richelieu Odessa 3.jpg

Повреждение во время Крымской войны

Напишите отзыв о статье "Памятник де Ришельё"

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник де Ришельё

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Смело можно сказать, что таких градоначальников, как Ришелье, у Одессы было немного. Бескорыстный и благородный, мужественный и начисто лишенный личного тщеславия, Ришелье за 11 лет превратил Одессу в город, который мог конкурировать с европейскими столицами.

Отставка за самовольное тушение пожара

При рождении Ришелье получил имя, которое сразу и не запомнишь — Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришелье. Он был праправнуком знаменитого кардинала Ришелье и внуком маршала Франции. Карьера юного Армана обещала быть блистательной — в 17 лет он стал первым камергером при дворе. Однако юноша был застенчив и начисто лишен любви к придворной жизни. Во времена Великой французской революции Ришелье бежал в Россию, эмигрировать в которую было в большой моде у европейцев. Узнав, что русская армия готовится к штурму Измаила, француз пожелал принять участие в этой операции. Он добился разрешения у Потемкина, и показал во время сражения такую храбрость, что получил в награду золотую шпагу. Ришелье решил поселиться в Петербурге и стал изучать русский язык. Его имя переиначили на русский лад и он стал Эммануилом Осиповичем де Ришелье. В начале своей карьеры, несмотря на то что он служил России верой и правдой, ему пришлось испытать на себе непостоянство русского характера. Однажды в окрестностях столицы вспыхнул сильный пожар и Ришелье, который имел генеральский чин, вместе со своими кирасирами бросился тушить его. Павел I жестко отчитал его, лишил всех званий и отправил в отставку, так как француз стал бороться с огнем, не получив соответствующего приказа.

Сделал Одессу городом свободы

Когда на престол взошел Александр I, все изменилось. Он предложил Ришелье самому выбрать себе должность, и тот отправился градоначальником в заштатный городишко на юге империи. В марте 1803 года Ришелье приехал в Одессу, которую тогда считали «помойной ямой Европы» и «республикой жуликов». Ришелье предстояла нелегкая задача — сделать из этого сомнительного поселения европейский город.

На строительство Одессы казна отпускала новому градоначальнику ничтожные средства. Но несмотря на это, при Ришелье были проложены широкие улицы, разбиты сады, выстроены собор, католическая церковь, синагога, больницы, театр, рынок и коммерческая гимназия. Некоторые из этих зданий существуют и сегодня, а строил и проектировал их знаменитый архитектор Тома де Томон. Уже через несколько лет Одесса была известна всей Европе. В городе прекрасно уживались, работали и торговали представители самых разных национальностей. Как писал историк Василий Надлер: «В Одессе не было места для исключительного господства какой-либо национальности, все были одинаково равны, одинаково свободны, и результатом этого… явилось неслыханно быстрое возрастание города».

Градоначальник лично хоронил «чумных»

Сам Ришелье был человеком очень скромным. Он ходил в старенькой шинели, не гнушался посещать крестьянские избы и еврейские лавки. Сохранились сведения, что каждый житель Одессы мог свободно высказать градоначальнику свои пожелания и претензии. Ришелье посещал стройки, принимал подчиненных и просителей, даже успевал побывать на археологических раскопках. Кстати, именно благодаря Ришелье в нашем городе появились знаменитые акации. Градоначальник выписал их из Италии и даже собственноручно высаживал на городских улицах.

В 1812 году Ришелье остался практически без средств, так как пожертвовал все свои сбережения на защиту страны, которая стала его новой родиной. Через год в Одессе началась эпидемия чумы, и Ришелье снова продемонстрировал не только свое благородство, но и бесстрашие — он безбояненно заходил к больным и находил для каждого слова утешения. Когда же перепуганные рабочие отказывались хоронить чумные трупы, градоначальник сам брал лопату и рыл могилы.