Раскраска иван сусанин в лесу. Иван сусанин ведет поляков в лес

Книга посвящена событиям яркого и драматического времени, когда решалась судьба Руси. На большом количестве источников автор показывает, как правительство Ивана III, опираясь на широкие слои народных масс, создавало на месте раздробленных княжеств могучее Русское государство, обеспечившее существование и дальнейшее развитие не только коренного, но и других народов нашей страны. Для всех интересующихся историей Отечества. Концы страниц размечены в теле книги так: , для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. -…

Солдат Империи Борис Арефьев

Желание узнать, откуда «есть пошла» его фамилия, заставило Б. Арефьева обратиться к архивным источникам. Результатом долгих поисков стала история прадеда автора, солдата Русской Императорской армии Ивана Арефьева. Эту историю нельзя назвать сугубо семейной, частной. Автору удалось восстановить кусочек прошлого России в сложный период ведения Кавказской войны. Опираясь на архивные материалы, Б.Арефьев рассказывает читателю, как рекрутировали Ивана в армию, как нес он службу, оставаясь верным присяге, царю и Отечеству.

Ивы зимой Уильям Хорвуд

Книга Уильяма Хорвуда «Ивы зимой» - продолжение книги Кеннета Грэма «Ветер в ивах». Те же герои: мудрый Барсук, доблестный Рэт Водяная Крыса, добрый и мужественный Крот, тщеславный Тоуд Жаба, заботливый отец Выдра - живут в своих домиках, пережидают суровую зиму, помогают друг другу как могут. Пока не случается кое-что необыкновенное. И в трудных обстоятельствах каждый из обитателей прибрежных зарослей и Дремучего Леса показывает лучшие стороны своего характера: упорство, отвагу, верность в дружбе.

Россия времени Ивана Грозного Александр Зимин

Книга посвящена времени Ивана Грозного, т. е. тому периоду, когда Россия, как и другие страны Европы, шла по пути к абсолютизму. Авторы показывают закономерности и своеобразие этого процесса, сильные и слабые стороны растущего самодержавия, роль народных масс в сложных и противоречивых событиях русской истории середины и второй половины XVI в.

Как важно быть серьезным Оскар Уайльд

Премьера комедии состоялась 14 февраля 1895 г. в лондонском театре Сент-Джеймс. Первое издание - Лондон, 1899 г. Название комедии, как и ее фабула, построено на игре слов: имя «Эрнест» имеет по-английски такое же звучание, как слово «earnest» («серьезный»). Название имеет, таким образом, два смысла: «Как важно быть серьезным» и «Как важно быть Эрнестом». Оскар Уайльд. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Издательство «Терра». Москва. 2000. Перевод с английского Ивана Кашкина.

Ивы Элджернон Блэквуд

Великие творения природы - горы, и океаны, и леса тончайшим образом связаны с человеком, с его естеством и жизнью, и особым образом влияют на каждого из нас - горы внушают благоговение, океаны устрашают, а дремучие леса завораживают. Однако эти ивы вызывали совсем иные чувства - от них исходили некие флюиды, проникавшие в самую душу, пробуждая в ней смиренный трепет ужаса. По мере того как сгущался сумрак, я все острее чувствовал, что мы напрасно вторглись в их владения - мы здесь непрошеные гости и можем дорого за это поплатиться…

Большая свобода Ивана Д. Дмитрий Добродеев

Дмитрий Добродеев, востоковед и переводчик, финалист премии Русский Букер, в конце 80-х волею случая угодил в пролом, образовавшийся на месте ГДР, и вынырнул из него уже в благоустроенном Мюнхене - журналистом Русской службы новостей радио «Свобода». В своем автобиографическом романе «Большая свобода Ивана Д.» он описывает трагикомические перипетии этого «времени чудес», когда тысячи советских людей внезапно бросали работу, дом, даже семьи и пускались в опасный бег - через плохо охраняемые границы на Запад, к новой жизни. Его лирический герой,…

Жизнь и необычайные приключения солдата… Владимир Войнович

Роман про Чонкина, безусловно, – вершина творчества Войновича. Смешной и нелепый солдат Иван Чонкин очень напоминает любимых народных героев: бравого солдата Швейка, Василия Теркина, Ивана Бровкина… У этого романа есть подзаголовок: роман-анекдот, как нельзя лучше определяющий его суть. Сатирически отображая трудный период нашей истории, автор отдает должное своим героям, тем, кого принято называть простыми людьми, но которые в час испытаний оказываются фигурами более значительными, чем "вожди народов" и их полководцы.

Как выжить в Пасти Быка. Тайны телешоу «Последний… Иван Любименко

Что такое телеигра «Последний герой», которая сорок дней держала в напряжении полстраны: занимательное развлечение, срежессированное талантливым постановщиком, или вынесенная на публику человеческая драма? Версия Ивана Любименко - одного из участников-финалистов - рассказывает о том, что осталось за кадром популярного шоу, отвечает на вопрос: как добиться успеха в игре, которая называется жизнь?..

Учиться как учиться. Психология и духовность… Идрис Шах

Из введения, написанного Дорис Лессинг Написанная ведущим представителем суфизма, книга "Учиться как учиться" является полным введением в образ мышления, который вдохновляет людей во всем мире Из откликов на его многочисленные книги, лекции, радио и телевизионные программы, Идрис Шах выбирает вопросы, задаваемые ему домохозяйками и бизнесменами, философами и рабочими, чтобы показать, как традиционные суфийские подходы могут помочь нам.в решении.наших. социальных, психологических и духовных проблем. Суфийская классика, восточные притчи о…

Живи как хочешь Марк Алданов

По замыслу автора роман «Живи как хочешь» завершает серию его романов и повестей из русской и европейской истории послевоенных двух столетий. В центре повествования две детективные интриги, одна связана с международным шпионажем, другая – с кражей бриллиантов.

Как устроена машина времени? Станислав Зигуненко

Эта брошюра о машине времени, и не только о ней, а больше о физике и ее возможностях в изучении такого сложного понятия, как время. Оказывается, заглянуть в прошлое можно уже сегодня, и это успешно делают астрономы принимая, например, свет, далекой звезды идущий до нас миллиарды лет. Так как же смотрит физика на принципиальную возможность создания машины времени? Как она может быть устроена? Об этом в интересной и очень доступной форме рассказывает автор выпуска. Брошюра рассчитана на широкий круг читателей

Как это было: Объединение Германии Михаил Горбачев

Новая книга Михаила Горбачёва - это свидетельство из первых уст о том, что происходило в Европе в конце 80-х годов и почему именно тогда произошло объединение Германии. Опираясь на многочисленные факты и материалы, многие из которых публикуются впервые,записи доверительных бесед с руководителями мировых держав, автор рассказывает, как удалось, избежав хаоса и кровопролития, привести «западных» и «восточных» немцев к воссоединению.

Как управлять временем (Тайм-менеджмент) Сергей Потапов

Эта книга для тех, кто хочет эффективно управлять своим временем. Один час– и вы в курсе, как сделать ваш день максимально продуктивным, успевать сделать все важные дела и при этом иметь достаточно времени для отдыха. Результат: вы все делаете правильно, опережая других и в работе, и в жизни. Лучшие техники тайм-менеджмента помогут вам достичь успеха! Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста…

Шахматы как модель жизни Гарри Каспаров

В этой книге Гарри Каспаррв посвящает читателя в тайны блестящего стратегического мышления, создающего преимущество не только в шахматах, но и в повседневной жизни. С мастерством и обаянием подлинного знатока, разбирая увлекательные и поучительные истории, отражающие не только самые напряженные и решающие моменты его впечатляющей шахматной карьеры, но и опыт великих новаторов и выдающихся деятелей политики и бизнеса, автор объясняет, как добиться победы даже в самых трудных ситуациях, одержать верх над соперниками и достичь успеха в условиях…

Как приготовить вкусный бренд? Ирина Сироткина

Что такое бренд? Для чего он нужен? Какую роль он играет при организации эффективной деятельности предприятия? Ответы на эти актуальные вопросы задают далеко не все люди, работающие в сфере бизнеса. Брендинг – это «тонкое дело», требующее не только знаний в сфере организации и ведения бизнеса, но и знаний психологии. В связи с этим возникает другие вопросы: «Какой информацией нужно обладать для создания бренда и как создать бренд?» Подробный ответ на этот вопрос вы сможете найти в этой книге. Данная книга предназначена для достаточно широкого…

Как научиться разбираться в людях Аркадий Едигес

Аркадий Петрович Егидес – кандидат психологических наук, доцент кафедры связи с общественностью Государственного университета управления, специалист в вопросах семьи и сексологии, ведущий психотренинговых групп. Широко известен по многочисленным публикациям в прессе и по Центральному телевидению. Автор нескольких психологических бестселлеров. В книге "Как разбираться в людях" раскрывается важнейший фактор человеческого общения – психологическая классификация личности. С проникновением в материал вы сможете самостоятельно определять…

Как принимать решения Сергей Потапов

Вы хотите знать, как правильно принимать управленческие решения? Вам дорого ваше время? Вы предпочитаете получать необходимую информацию вовремя и в удобной форме? Тогда эта книга для вас. Один час – и вы в курсе всех самых полезных методов принятия решений. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Развивайтесь вместе с книгой «Как принимать решения»!

Как управлять персоналом Сергей Потапов

Вы интересуетесь управлением людьми или заняты в этой сфере? Вам дорого ваше время? Вы предпочитаете получать всю необходимую информацию вовремя и в удобной форме? Один час – вы в курсе всех самых полезных методик управления персоналом. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти ответы на все интересующие вас вопросы. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Развивайтесь вместе с книгой «Как управлять персоналом»!

Как управлять проектами Сергей Потапов

Эта книга для тех, кто хочет реализовать свой собственный бизнес-проект. Один час – и вы в курсе всех интересующих вас вопросов: как придать бизнес-идее статус проекта, как выигрышно его представить, как грамотно составить бюджет проекта, как спланировать все этапы его реализации и, наконец, осуществить. Интерактивный подход в изложении материала позволяет быстро найти необходимую информацию. Нестандартный «пространственный» подход к построению структуры книги делает восприятие текста максимально эффективным. Смело реализуйте ваши замыслы…

Первое музыкальное произведение, посвященное Ивану Сусанину, создал итальянский композитор Катарино Камилло Кавос. В России Кавос служил главным капельмейстером Императорским театров, писал музыку. При создании своих произведений он часто обращался к российской истории. Одним из его произведений стала опера «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1815 году. Это была первая историко-героическая русская опера.

Спустя 20 лет появилась еще одна опера с таким же названием. Ее автором стал композитор М.И. Глинка. Именно это произведение сделало имя Сусанина широко известным по всей России, обессмертив его подвиг. М.И Глинка в течение нескольких лет вынашивал идею о создании русской оперы на военно-патриотическую тему. Выбрать в качестве сюжета подвиг костромского крестьянина Сусанина ему посоветовал В. А. Жуковский – создатель русского романтизма и воспитатель будущего императора Александра II. В 1936 году состоялась премьера оперы на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Опера имела оглушительный успех у зрителей и была благосклонно принята царской семьей.

Первоначально опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Однако, чтобы избежать путаницы с одноименным творением Кавоса, название было решено сменить на более патриотичное и возвышенное. Опера Глинки стала называться «Жизнь за царя». Оба произведения шли на одной сцене, не мешая друг другу. Кавос даже был дирижером на спектаклях Глинки. Отличием является то, что в опере Кавоса Сусанин остается жив, а у Глинки героически погибает. Однако оба они изобразили Сусанина бесстрашным защитником Родины.

Образ Ивана Сусанина в живописи и литературе

Подвиг Ивана Сусанина воспет поэтами разных лет. Самое известное литературное произведение - дума Кондратия Рылеева «Иван Сусанин», написанная в 1822 году. «Куда ты ведешь нас?... Не видно не зги – Сусанину с сердцем вскричали враги…» - заглавные строки этого произведения. А.С. Пушкин не воспринимал думы как серьезный жанр с патриотическим посылом, считая их лишь описание исторических событий. Однако произведение Рылеева он оценил очень высоко, отметив, что каждая строчка в нем русским национальным сознанием. Рылеев сумел показать Сусанина бесстрашным сыном Отечество, который так беззаветно любит Родину, что готов не задумываясь пожертвовать своей жизнью ради жизни будущих поколений. «Не дрогнув умру за царя и за Русь!» - его последние слова.

В живописи образ Ивана Сусанина нашел отражение в работах М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина», М.В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича», А.Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и множестве других менее известных картин. Примечательно, что от современников не сохранилось даже словесного описания Ивана Сусанина. Поэтому все его изображения не более, чем вымысел художников.

Памятники Ивану Сусанину

В 1851 году на центральной площади Костромы состоялось торжественное открытие первого памятника Ивану Сусанину. Он представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст юного царя Михаила Романова. У основания колонны находилась фигура Сусанина, преклонившего коленb. На передней стороне памятника был выбит барельеф, изображавший сцену гибели Сусанина. Памятник украшала надпись: «Ивану Сусанину, за Царя, - спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был полностью уничтожен большевиками в 1930-е годы.

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. Он представляет собой фигуру крестьянина в традиционной русской одежде. На цилиндрическом постаменте выбита надпись «Ивану Сусанину – патриоту земли русской». Автором памятника стал молодой скульптор Лавинский. По мнению искусствоведов, этот памятник как нельзя лучше раскрывает образ Сусанина. Он показывает величие русского человека, который осознанно готов совершить смертный подвиг.

В 1835 году центральная площадь Костромы указом императора была переименована из Екатеринославской в Сусанинскую. С приходом к власти большевиков площади было возвращено первоначальное название. Советская власть в начале века неодобрительно относилась к Сусанину, называя его царским прихвостнем. Лишь в годы Великой Отечественной войны подвиг Сусанина вновь стал рассматриваться как подвиг во имя русского народа, а не во имя монархии. С 1992 года площадь вновь стала называться Сусанинской.

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!—

Сусанину с сердцем вскричали враги

Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Иван Сусанин»

кликабельно *

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!— Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас,— так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью... Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня!— сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!— избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи... Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!— Вошед, проворчал так сармат молодой.— Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком... «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь... а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи... Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин!— вскричали,— что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом и дут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо... «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же!— сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!— Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

1822
К.Ф.Рылеев.


Константин Егорович Маковский (1839-1915) Смутное время на Руси.Убийство Лжедмитрия

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным» Н.И.Гоголь

Четыреста лет отделяют нас от тех далеких дней. Очень трудно восстановить канву событий, тем более что главный их герой - простой крестьянин. Почти не сохранилось официальных документов, нет и летописных записей. Но есть предания, легенды, исторические песни. Попробуем, опираясь на них, восстановить судьбу Ивана Осиповича Сусанина.

Гарнизон капитулирует
1612 год, разгар Смуты. Государство охвачено пламенем гражданской войны. На русской земле полно вооруженных людей: здесь и польско-литовские отряды, и войска земского ополчения, и казаки, и просто разбойничьи шайки. Царь Василий Шуйский два года как свергнут. Во главе страны встали семеро бояр, но и они вместе с польским гарнизоном вот уже полтора года сидят в осаде в Кремле. В августе 1612 года к Москве подходит второе земское ополчение во главе с Мининым и Пожарским, и в конце октября гарнизон в Кремле капитулирует.


Михаил Скотто (1814-1861). Минин и Пожарский.

Из осады - в свою вотчину
26 октября шестнадцатилетний боярский сын Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой наконец-то покинули Кремль, где едва не погибли от голода. За Троицкими воротами Кремля их поджидала новая опасность: на мосту через речку Неглинную их чуть не убили казаки, однако как-то обошлось. Почти сразу же мать с сыном уехали из Москвы в свои костромские вотчины.
Проехав много верст по разоренной, охваченной войной стране, Романовы оказались, наконец, в своей усадьбе Домнино. Там их встретил вотчинный староста Иван Осипович Сусанин. В Домнине мать и сын Романовы пробыли недолго. Они торопились в Макарьевский монастырь на реке Унже, где собирались молиться об освобождении из польского плена отца юноши, боярина Федора Никитича Романова, в иночестве Филарета. Через несколько дней в Домнино прискакали поляки, которые специально разыскивали Михаила Романова. Дело в том, что Михаил, родственник царя Ивана Грозного по линии его первой жены Анастасии, был одним из возможных претендентов на русский престол. Он мешал тем, кто хотел бы видеть московским государем польского королевича Владислава или самого короля Сигизмунда, его отца.

Версии событий
От Сусанина стали требовать, чтобы он сказал, куда направились Романовы. Тот повел поляков совсем в другую сторону, через огромное болото к селу Исупову, за десять верст от Домнина. Когда поляки поняли, что Сусанин их обманул, они долго издевались над ним, а потом зарубили саблями.


Фаюстов Максим Васильевич «Иван Сусанин»

Иван Сусанин был похоронен на кладбище села Домнина у стен Воскресенской церкви.
Существует и еще одна версия событий, возможно, легендарная. По преданию, записанному в начале ХХ века Н.Н. Виноградовым, поляки почти добрались до села Домнина, где в то время якобы еще находился Михаил. В лесу недалеко от села они встретили Ивана Сусанина. Тот привел их к себе в дом, стал угощать. Они же все добивались, где Михаил. Сусанин сказал, что тот прячется в лесу, и он может показать, где. Все отправились в лес, долго искали Михаила, но так и не нашли. За это время боярского отрока удалось увезти из Домнина в местечко Деревеньки, где жили дочь Сусанина Антонида и его зять Богдан Собинин. Там Михаила спрятали в полусгоревшем овине.
Поляки, поняв, что Сусанин их обманывает, набросились на него, но тот вырвался и попытался перебраться через речку к селу Исупову. Лед на ней, однако, был еще тонок и провалился под ним. Тут поляки его и схватили. Русские воины, которых через какое-то время привел Богдан Собинин, подобрали тело Сусанина и принесли его в Деревеньки. Михаил выбрался из овина и «когда узнал, за что и как умер Иван Сусанин, то сам плакал, обмывал и складывал части его тела и велел похоронить останки в церкви».

Жизнь за царя?
Когда же погиб Сусанин? Бытует мнение, что случилось это никак не ранее февраля-марта 1613 года. Но вот местный священник А.Д. Домнинский в 1871 году писал, что «в нашей местности в феврале или марте месяцах никак невозможно ни пройти, ни проехать, кроме проложенной дороги. В нашей местности к огородам и лесам наносит высокие бугры снега в сии месяцы». А историки между тем говорят, что Сусанин вел поляков все лесами, а не дорогами. Значит, Иван Сусанин, скорее всего, погиб поздней осенью 1612 года. Кстати, по преданию, это случилось 27 ноября.
Однако эту вполне резонную точку зрения сочли за лучшее «не заметить». Дело в том, что если Сусанин погиб в 1612 году, то рушится монархическая легенда «жизни за царя». Михаил Романов был, как известно, избран Земским собором на царство 21 февраля 1613 года. Таким образом, Сусанин спас еще боярского отрока, а не новоизбранного царя.


Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Избрание Михаила Романова в 1613 году»

Жалованная грамота
Вернемся, однако, на Русь начала ХVII века. Как развивались события дальше? После гибели Сусанина прошло около семи лет. Смутное время осталось позади. В августе 1619 года государь всея Руси Михаил Федорович со своей матерью впервые отправился на богомолье за пределы Москвы. Путь их опять лежал в Макарьевский монастырь. Отец царя вернулся из восьмилетнего плена и стал патриархом. Теперь надо было отслужить благодарственные молебны у гроба чудотворца Макария.
Мать и сын побывали в селе Домнино и, видимо, только тогда узнали, что их староста Сусанин погиб, спасая Михаила. Конный отряд вполне мог догнать боярский обоз, если бы поляки узнали тогда, куда Романовы направились. Рассказал им обо всем этом, по-видимому, Богдан Собинин.
30 ноября 1619 года появилась царская жалованная грамота крестьянину Костромского уезда Богдашке Собинину о даровании ему земель и об освобождении его от всех податей за то, что тесть его Иван Сусанин, «ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, …терпя немерные пытки, про нас не сказал и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». На протяжении почти трехсот лет эта жалованная грамота по крайней мере четыре раза подтверждалась царской властью потомкам Сусанина. Прах Ивана Сусанина был перенесен и погребен под алтарем Воскресенской церкви в Домнине, на его могиле лежала каменная плита с надписью.

Потомки
Сохранились сведения, что потомков Ивана Сусанина в 1767 году было 153 человека, в 1834-м - 228, а в 1905-м - 306. Их число быстро росло, а пожалованных земель больше не становилось. В свое время некоторых из них переселили в села Бурундуки и Ардатово Симбирской губернии под строгий надзор местного начальства, так как, по мнению властей, они «были главными виновниками беспорядков и были связаны с беглыми» (!). В конце ХIХ века потомки Сусанина лишились всех своих особых прав и привилегий.

Память о герое



В марте 1851 года в Костроме торжественно открыли памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. У подножия высокого пьедестала с фигурой царя находилась скульптура Сусанина, а рядом было выбито несколько слов о нем и воспроизведен текст жалованной грамоты 1619 года. После октября 1917-го этот памятник снесли.

Осенью 1967 года в Костроме открыли новый памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н. Лавинского. Монумент из желтого известняка высотой двенадцать метров и сейчас стоит на горе Молочной. Фигура Сусанина развернута лицом к Волге.
Время не пощадило ни Воскресенской церкви, ни могилы Сусанина. Но память о нем и его подвиге до сих пор живет в народной памяти.

Василий МИЦУРОВ,
кандидат исторических наук

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН. (ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. ПОСТСКРИПТУМ)

Календари указывают, что 4 ноября - День народного единства - российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года. При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай - город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Эрнст Лисснер Изгнание поляков из Кремля.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Михаил Скотти Минин и Пожарский. 1850 г.

Юрий Пантюхин За Землю Русскую! Минин и Пожарский (правая часть триптиха).

Нэлла Генкина Минин и Пожарский 2006 г.

Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа Верхние Торговые Ряды в середине 1850х гг. 1850-е гг..

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Иван Мартос Памятник Минину и Пожарскому 1818 г.

Филипп Москвитин Гражданин Кузма Минин и князь Дмитрий Пожарский.1612 год. 2009 г.

Рудольф Баранов Минин и Пожарский 2007 г.

С другой стороны, указывалось, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, что неправильно датировать старые праздники в новом стиле и что еще неправильней давать церковному празднику Казанской иконы Божией Матери статус государственного. К тому же, понятно было, что основная цель принятия нового праздника - отмена советского праздника – очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Михаил Песков Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Константин Маковский Козьма Минин (эскиз). Конец 1850-х г.

Илья Репин Кузьма Минин (эскиз). 1894 г.

Тем не менее, праздник был принят и уже шесть лет отмечается, но по мнению многих политологов - новый праздник не прижился в России. Начиная с 2005 года, основными формами празднования были (перечисляю по статистике): крестные ходы в разных городах с участием глав администраций, благотворительные акции, фестивали творчества детей, митинги. В 2006 году в Нижнем Новгороде планировалось грандиозное шоу, в котором должны были принять участие более 1 000 актеров, но оно не состоялось.

Константин Маковский Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году.

Константин Маковский Козьма Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е г.

Борис Чориков Призыв Минина к Пожарскому.

«Апофеозом» празднования стал 2007 год, когда Владимир Хотиненко снял исторический фильм «1612», в Нижегородском Кремле устроили показательную схватку «ополченцев» с «захватчиками», а в Санкт-Петербурге - тематическую квест-игру «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом». Но с этого момента прошло уже четыре года, а популяризации праздника не произошло.


▫ Вот он загнул)) То ли дело Россия, наши дни: Минюст отказался раскрыть доклад для Правительства, по которому коррупционные правонарушения будут оправдывать `обстоятельствами непреодолимой силы`. Напомним, Министерство юстиции предложило смягчить антикоррупционное законодательство для чиновников, которые не могли избежать подобных правонарушений `по объективным причинам`. http://bit.ly/2O28Fk0 ========================= Вот! Вот оно, торжество построения-то эффективного и проч. Вот она - братская забота. Вот оно, искоренение! ... Как же я вот это вот всё ... уважаю, а! С каким огромным уважением отношусь вот к этому вот всему! (Примечание: очень актуально теперь выражать глубокое уважение вот к этому вот ко всему. Я глубокого не выразил - каюсь, не дозрел морально... Буду исправляться).
▫ Конкретику по каждой школе? Пофамильно? Пономерно и в комплектности? Адреса, пароли, явки? В глаза смотреть, отвечать, сколько вас и где вы прячете бронепоезд? И всё это в пяти экземплярах и + три справки о том, что сведения не подделаны (и справочка о неподдельности справок о неподдельности). И чтобы по форме № - дробь - тире - номер? А это... точно не п.2 плана выступления?! Или это из разряда (голосом Ивана Данко): - Какие ваши доказатЭльства? (с) ================================ Есть такой анекдот... Сосед к соседу приходит: - Сосед! - Чё? - Дай лошадь, огород вспахать? - Да я б дал. Тока она ж у меня каурая! - ... А что, на каурых не пашут?! - Пашут. Конечно, пашут. Просто если не хочу давать - и это за причину сойдёт. Ну а тут ещё проще: про себя не написала. Всё, `чистуха` не проканывает! ================================ Нет никакого желания рассматривать, прислушаться, уж тем паче что-то сделать - так всё, `Принесите справку. Приходите завтра`. `А почему вы на паспорт треугольное фото с овальным уголком не принесли?! Документы принять не можем!`. --------------- Положим, написала-таки про свои отчёты и т.п. Тут же возражения: - Ага! А где обобщение результатов? Почему продемонстрирована частность? Где глобальные данные и выводы на основе массива информации? Отчёт не принимается, следующий - заходим, проходим. А вы, гражданочка, выйдите отсюда! Так - нельзя...
▫ Все, посадила всю редьку на пустыре, теперь к философии. Мне не понравились конкретные философствования конкретного философа. По этому письму нельзя принять ни одной меры, тк ни одного конкретного факта нет. Одни эмоции... Самое интересное, что о себе нет ни одного конкретного факта, что она писала, сколько она получала, какие отчеты писала....Почему бы не выставить себя, как пример того, о чем она пишет? Но меры примите, срочно реформируйте....