Зарубежные музыканты 18 века. Итальянские композиторы xvi - xviii веков. Русский духовный хоровой концерт

19. Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века

Монтеверди. Д.Фрескобальди`. А.Корелли. А.Вивальди. А.Скарлатти.Д.Б.Перголези. Династии скрипичных мастеров.

МУЗЫКА ИТАЛИИ

Ж.Б.Люлли. Ж.Ф.Рамо. Ф.Куперен.

МУЗЫКА ФРАНЦИИ

Г.Перселл.

МУЗЫКА АНГЛИИ

Г.Шютц. Д.Букстехуде. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах.

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

М.С.Березовский. Д.С.Бортнянский. Е.И.Фомин.

МУЗЫКА РОССИИ

На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос"). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки - гомофонно-гармонический.

Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный" имеет более широкое значение, чем "церковный".) Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII-XVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.


21. Художественные направления 18 века и их характерные особенности

Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Барокко - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны:

Грандиозность, пышность и динамика;

Патетическая приподнятость;

Интенсивность чувств;

Пристрастие к эффектными зрелищам;

Совмещению иллюзорного и реального;

Сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Классицизм - художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма:

Признавали высшим образцом античное искусство;

Опирались на традиции Высокого Возрождения;

Стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах разума"

22. «Просветительский» абсолютизм в России. Культурные реформы Петра 1 и Екатерины 2

Отечественная история – одна из главных национальных святынь любой страны – превратилась в России в предмет ожесточенных споров и конфликтов, нередко связанных с противоположными оценками прошлых событий, как давнишних, так и последнего двадцатилетия. Когда в напряженной атмосфере взаимной раздраженности оппонентов (чтобы не сказать – глубокого взаимного отчуждения, вплоть до презрения и ненависти) прибегаешь к терминам болезни, диагноза, синдрома, этиологии, то рискуешь получить обвинения в кощунстве, причем со всех сторон. Учет социального расслоения. При Екатерине II права дворян относительно поместий и крестьян расширялись, но тем самым усугублялись за-крепощение и тяготы крестьянства. Единый параметр “свободы” не в состоянии уловить эту “тонкость”. Арифметическое складывание значений показателей по разным социальным слоям может только затемнить картину (подобно пресловутой “средней по больнице температуре пациентов”).

23. Романтизм как художественное направление

Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции. 4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные...

Перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на...

Подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до...

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1

БОНОНЧИНИ - семья итальянских музыкантов:

Джованни Мария (1642 – 1648) – композитор, скрипач, теоретик. Соч. 9 сборников сонат, танцевальных пьес. Ему принадлежит трактат о контрапункте. В последние годы написал камерную оперу, ряд мадригалов, сольные кантаты.

Джованни Батиста (1670 – 1747) – его сын, композитор и виолончелист. Наследие его включает 40 опер, свыше 250 сольных кантат, около 90 симфоний, концерты, трио-сонаты. Успех его некоторых опер в Лондоне превзошёл успех его главного соперника – Генделя.

Антонио Мария (1677 – 1726) – композитор и виолончелист. Автор произведений для музыкального театра и церкви. С точки зрения фактуры и гармонии его музыка была более изысканна, чем музыка его старшего брата, но она никогда не пользовалась таким же успехом.

Джованни Мария-младший (1678 – 1753) – сводный брат, виолончелист, затем скрипач в Риме, автор вокальных произведений.

ВИВАЛЬДИ АНТОНИО (1678 – 1741)

Высшие достижения относятся к жанру инструментального концерта. Значительное место в наследии занимает вокальная музыка. Стремился к успеху в оп. жанре и много путешествовал, руководя своими постановками. Работал в оп. театрах Виченце, Венеции, Мантуи, Рима, Праги, Вены, Феррары, Амстердама. Соч. ок. 50 опер (сохранилось 20), в т.ч. «Тит Манлий», «Юстин», «Неистовый Роланд», «Верная нимфа», «Гризельда», «Баязет». Ок. 40 сольных кантат, оратория «Торжествующая Юдифь»).

Джордани Джузеппе (ок.1753 – 1798)

ДУНИ ЭДЖИДИО (1708 – 1775)

Учился в Неаполе у Дуранте. Автор 10 опер-сериа на тексты Метастазио , около 20 соч. в жанре французской комической оперы. Ввёл в неё ариетты и речитативы в итальянском стиле. Этот жанр получил название комедия с ариеттами. Оперы: «Нерон», «Демофонт», «Художник, влюблённый в свою модель» (комич.оп.).

ДУРАНТЕ ФРАНЧЕСКО (1684 – 1755)

Итальянский композитор. Учился в Неаполе, затем стал первым капельмейстером нескольких Неаполитанских консерваторий. Считался лучшим в Неаполе педагогом композиции. Среди его учеников – Дуни, Перголези, Пиччини, Паизиелло. В отличие от других ит. композиторов не писал опер. Наиболее ценная часть его наследия – духовная музыка. Интересны и инструментальные произведения – 12 сонат для клавесина, 8 концертов для квартета, пьесы педагогического репертуара.

КАВАЛЛИ ФРАНЧЕСКО (1602 – 1676)

Имел прозвище Бруни. Был певчим и органистом собора св. Марка в Венеции. Начал писать оперы, которые шли в оперных театрах Италии. После Парижа, где была поставлена его опера «Геракл-любовник» с пением и танцами, написанными для этого представления молодым Люлли, вся дальнейшая деятельность Кавалли была связана с собором св. Марка. Он – автор около 30 опер. Благодаря ему Венеция XVII в. стала центром ит. оперного искусства. Подобно поздним оп. Монтеверди, оп. Кавалли богаты контрастами и психологическими нюансами; патетические, даже трагические кульминации в них нередко сменяются эпизодами комического и бытового плана.



Оперы : «Любовь Аполлона и Дафны», «Дидона», «Орминдо», «Ясон», «Калисто», «Ксеркс», «Геракл-любовник»

Духовная музыка : Месса, 3 вечерни, 2 Магнификата, Реквием

Светская музыка: арии кантаты.

КАЛЬДАРА АНТОНИО (1670 – 1736)

Играл на виоле, виолончели, клавире. Сочинял почти исключительно вокальную музыку – оратории, кантаты, оперы-сериа. Служил церковным и театральным капельмейстером. Позднее сочинил ряд произведений для венского карнавала и придворных празднеств, а также для Зальцбурга. В общей сложности написал 3000 вокальных сочинений. Первым положил на музыку многие либретто Метастазио.

КАРИССИМИ ДЖАКОМО (1605 – 1674)

Был певчим, органистом, капельмейстером иезуитского Колледжо-Джерманико, принял духовный сан. Наиболее значительная часть наследия – оратории, выдержанные в повествовательно-речитативном стиле. Отдельные фрагменты по характеру письма приближаются к ариям. Важная роль отводится хоровым сценам. Среди его учеников – А.Чести, А.Скарлатти, М.-А.Шарпантье.

Соч.: 4 Мессы, около 100 мотетов, 14 ораторий Вт.ч. «Валтасар», «Иевфай», «Иона», около 100 светских кантат.



КАЧЧИНИ ДЖУЛИО (1545 – 1618)

Имел провище – Римлянин. Композитор, певец, лютнист. Ему покровительствовал герцог Козимо I де Медичи, взявший его во Флоренцию, где он посещал собрания Камераты и разрабатывал новый стиль пения – stile recitativo. Опубликовал сборник «Новые музыки», где наиболее полно отразил новаторские устремления. В сборник вошли мадригалы и строфические арии для голоса и basso continuo. Самая популярная песня сборника – Amarilli. В 1614 вышел в свет второй сборник композитора – «Новые музыки и новый способ их писать». Имя Каччини, выдающегося композитора и певца-новатора не было забыто в течение всего XVII в. Многие композиторы создавали сборники вокальных пьес по его образцу. Две дочери Каччини, Франческа и Сеттимия прославились как певицы и сочиняли музыку.

МАРТИНИ (1741 – 1816)

Прозвище Иль Тедеско («итальянский немец», настоящая фамилия Шварцендорф Иоганн Пауль Эгидиус). Немецкий композитор. До переезда в Париж (1764) состоял на службе у герцога Лотарингского. Преподавал в Парижской консерватории, руководил придворным оркестром.Автор13 опер, вокальных миниатюр (в т.ч. популярной песни «Plaisir d’amour».

МАРЧЕЛЛО АЛЕССАНДРО (1669 – 1747)

Брат Б.Марчелло. Музыкант-любитель, устраивал концерты в своём венецианском доме. Сочинял сольные кантаты, арии, канцонетты, скрипичные сонаты и концерты. Концерты для гобоя и струнныз (всего 6) принадлежат к последним образцам венецианской барочной разновидности жанра. Концерт для гобоя и струнных d-moll (ок.1717) известен в переложении И.С.Баха для клавира.

МАРЧЕЛЛО БЕНЕДЕТТО (1686 – 1739)

Композитор, музыкальный писатель, юрист, брат А.Марчелло. Занимал высокие государственные должности в Венеции. Широкую известность принесло собрание псалмов для 1 – 4 голосов с цифрованным басом (всего 50). Ему принадлежат также другие композиции для церкви, оратории, оперы, свыше 400 сольных кантат, дуэты, а также сонаты и концерты, отмеченные влиянием Вивальди. В его музыке полифоническое мастерство сочетается с восприимчивостью к новому галантному стилю. Интересен трактат Марчелло – сатира на оперу-сериа.

ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ (1740 – 1816)

Учился в Неаполе у Дуранте. Завоевал репутацию одного из ведущих мастеров жанра оперы-буффа. Служил капельмейстером при дворе Екатерины II в Петербурге. Среди этого периода выделяется оп. «Севильский цирюльник». По возвращении в Неаполь стал писать оперы-семисериа (полусерьёзные) – «Нина, или Безумная от любви». Недолго служил в Париже личным капельмейстером Наполеона I . Качество опер Паизиелло оказало влияние на Моцарта – искусство муз. обрисовки характера, мастерство оркестрового письма, мелодическая изобретательность. Оперы: «Дон Кихот», «Служанка-госпожа», «Король Теодор в Венеции», «Мельничиха», «Прозерпина», «Пифагорейцы» и ещё не менее 75 опер.

ПЕРГОЛЕЗИ ДЖОВАННИ БАТИСТА (1710 – 1736)

Учился в Неаполе, одновременно работал скрипачом в оркестре. Писал сценические произведения в жанре священной драмы. Умер от туберкулёза в 26 лет. Вошёл в историю, как основоположник жанра оперы-буффа. Шедевром этого жанра явилась оп. «Служанка-госпожа». Писал произведения для церкви: «Stabat mater» для сопрано, контральто и оркестра, 2 Мессы, Вечерня, 2 «Salve Regina», 2 мотета.

ПЕРИ ЯКОПО (1561 – 1633)

Композитор и певец, священник. Служил композитором и певчим при дворе Медичи . Был известен и как исполнитель на китарроне – (струнный щипковый инструмент, разновидность басовой лютни, длина до 2 м, использовался, главным образом, для сопровождения сольного пения). Посещал собрания Камераты . Сочинял в новом речитативном стиле, подражая античной практике сольного пения с аккомпанементом. Написал оперы «Дафна», «Эвридика». Сочинил также сборник вокальных пьес, содержащий несколько образцов речитативного стиля.

ПИЧЧИНИ НИККОЛО (1728 – 1800)

Учился в Неаполе у Дуранте. Не только сочинял оперы, но и преподавал пение, был капельмейстером и органистом. Поселясь в Париже написал ряд серьёзных и комических франц. опер. Серьёзная конкуренция со стороны Глюка не помешала успеху его лирических трагедий «Роланд», «Ифигения в Тавриде», «Дидона». Международную известность ему принесла опера «Чеккина, или Добрая дочка» (1760)

САРРИ ДОМЕНИКО (1679 – 1744)

Учился в Неаполе, там же служил придворным капельмейстером. Ранние оперы, оратории, серенаты выдержаны в той же барочной манере, что и вокальная музыка А.Скарлатти. Вместе с тем, его творчество способствовало становлению более простого и мелодичного неаполитанского стиля.

СКАРЛАТТИ АЛЕССАНДРО (1660 – 1725)

Капельмейстер театров, королевской капеллы и консерватории Неаполя, где преподавал. Среди учеников – Д.Скарлатти, Ф.Дуранте, И.А.Хассе. Один из родоначальников и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. При нём возникли такие формы, как ария da capo, итальянская увертюра, речитатив с инструментальным сопровождением. Соч. более 125 опер-сериа , в т.ч. «Причуды любви или Розаура», «Коринфский пастух», «Великий Тамерлан», «Митридат Эвпатор», «Телемак» и др. Свыше 700 кантат, 33 серенаты, 8 мадригалов.

СКАРЛАТТИ ДОМЕНИКО (1685 – 1757)

Сын А.Скарлатти. Писал оперы, духовную и светскую музыку, но завоевал известность как клавесинист-виртуоз. Главное место в творчестве заняли одночастные клавирные сочинения, которые он называл «экзерсисами». Новатор в области клавирной техники. Соч. более 550 клавирных сонат, 12 опер, 70 кантат, 3 Мессы, Stabat Mater, Te Deum

СТРАДЕЛЛА АЛЕССАНДРО (1644 – 1682)

Итальянский композитор, сочинял музыку по заказу королевы Кристины. Среди его сочинений римского периода преобладают прологи и интермеццо, в т.ч. к операм Кавалли и Чести. Жизнь его изобиловала скандалами и громкими любовными историями. В 1677 бежал в Геную. Среди нескольких опер, поставленных в Генуе, выделяется комическая «Опекун Тресполо». Страделла был убит из мести наёмниками семьи Ломеллини.

Один из самых талантливых и разносторонних композиторов своего времени. Всего сочинил около 30 сценических произведений, около 200 кантат. Сохранилось 27 инструментальных сочинений.

ЧЕСТИ АНТОНИО (1623 – 1669)

Настоящее имя этого монаха-францисканца – Пьетро. В отрочестве служил церковным певчим в Ареццо, затем стал послушником флорентийского монастыря Санта-Кроче. Соборный органист, затем капельмейстер в Вольтере, где ему покровительствовала семья Медичи. Карьера Чести как оперного композитора началась в 1649, когда в Венеции с успехом была представлена его опера «Оронтеа». В 1652 он стал придворным музыкантом эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке и был лишён духовного сана. С 1665 служил при венском императорском дворе. За недолгое время, проведённое в Вене, создал множество опер, в т.ч. грандиозное «Золотое яблоко» , постановка которого была приурочена к свадьбе Леопольда I. Незадолго до кончины был назначен капельмейстером при тосканском дворе во Флоренции.

Нелегкая им досталась доля.

Малоизвестные композиторы XVIII века, предшественники и современники Михаила Ивановича Глинки. Мало сохранилось о них сведений.
Очень мало сведений сохранилось и о выдающемся композиторе и скрипаче Иване Хандошкине. Выходец из крепостной среды, он получил неплохое образование. Игре на скрипке обучался у одного из итальянцев, живших в России, и вскоре достиг большого мастерства как исполнитель.

Иван Хандошкин. Канцона.



Иван Хандошкин. "Вниз по матушке по Волге"


Интересны и его многочисленные сочинения для скрипки: вариации на народные темы, сонаты. В них нашла свое воплощение русская народная песенность, хотя заметна связь и с общеевропейской музыкой. Так же мало знаем мы и о других русских композиторах XVIII века — таких, как Даниил Кашин, Федор Дубянский, Василий Пашкевич. Известно лишь, что многие из них получили хорошее музыкальное образование за границей, были там признаны и награждены почетными званиями. Но не всем из них удалось свершить то, к чему у них было призвание, не все достигли тех высот в искусстве, которые были им по силам. В России эти композиторы много сделали для развития национальной музыки. И тем не менее, будучи одаренными и образованными людьми, они оставались на положении крепостных. Находясь в полной зависимости от прихотей своих хозяев, они нередко совмещали свои музыкальные обязанности с обязанностями кучеров, егерей, лакеев. Такое положение, унижавшее человеческое достоинство, не дававшее полностью проявиться таланту, было причиной многих трагедий и даже гибели некоторых музыкантов.

Такова, к примеру, судьба Максима Березовского. Вместе с великим Моцартом он блестяще участвовал в конкурсе музыкальной Академии в Болонье и получил звание академика. Одна из опер русского композитора, поставленная за границей, пользовалась большим успехом. В ней, по мнению современников, соединялись «живость и хороший вкус с музыкальным знанием». Но, вернувшись в Россию, Березовский оказался никому ненужным и не мог найти применения своему яркому таланту. Доведенный до отчаяния, он покончил с собой, — ему было 32 года.

Максим Березовский. Соната для скрипки и клавесина.



Максим Березовский. "Не отвержи мене во время старости"



Так же рано от жестокой бедности и туберкулеза умер и другой выдающийся русский музыкант, крепостной графа Шереметева Степан Дехтерев. Его «погубили талант и рабство — писал один из его учеников.— Необыкновенный талант рано обратил на него внимание знатоков, и властелин его, граф Шереметев, дал ему средства образоваться Он был послан для усовершенствования в Италию.
Его музыкальные сочинения доставили ему там почетную известность. Но, возвратившись в отечество, он нашел сурового деспота, который по ревизскому праву на душу гениального человека захотел присвоить себе безусловно и вдохновения ее: он наложил на него железную руку». О бесправном положении, в котором находился музыкант, красноречиво говорит один из приказов графа: «У учителя концертов, Степана Дехтерева, за давание им посторонним людям концертов, вычесть из жалованья 5 руб. и отдать певчему Чапову за объявление об оном». Выдающемуся русскому композитору, дирижеру, певцу — Дехтереву платили в год 177 руб. 70 коп в то время как рядовые музыканты оркестра — иностранцы получали 1225 руб. И тем не менее Степан Дехтерев оставил много оригинальных сочинений.Среди них выделяется первая русская оратория на национальный сюжет «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее успех был так велик, что оратория была неоднократно исполняема как одно из капитальнейших произведений русской музыки начала XIX века. Газеты отмечали, что «оркестр составлен был почти из 200 одних только русских музыкантов и певцов, под управлением самого Дехтерева». Музыка оратории, полная высокого героического пафоса, и сейчас впечатляет своей суровой мужественной красотой.

Степан Дехтерев. Оратория "Минин и Пожарский", прелюдия.



Ария Дмитрия Пожарского из Оратории "Минин и Пожарский"



Степан Дехтерев. "Днесь Христос в Вифлееме".



Много сделал для распространения русских народных песен страстный их любитель и собиратель Даниил Кашин. Современники называли его «любимцем граждан московских», «соловьем русских песен». Эти песни, по мысли современников, Кашин «подслушивал и у ямщиков на большой дороге, и у русского мужика в поле». Хорошее знание народных песен позволило ему составить и издать довольно большой по тем временам сборник «Русские народные песни» — один из первых сборников в России. Был Кашин превосходным пианистом и дирижером — он сам исполнял свои сочинения, которые пользовались большой популярностью. Но всю жизнь он был крепостным музыкантом. Лишь незадолго до смерти ему все же удалось с величайшими трудностями получить «вольную». Трагична была судьба и других одаренных музыкантов из народа.
И все же след, оставленный ими в русской музыке, велик: их оперы, инструментальные, фортепианные и скрипичные пьесы, романсы и песни сыграли в свое время большую роль в развитии русской музыки. Эти композиторы, как правило, обладали высокоразвитым чувством национального достоинства, утверждая его в противовес аристократам, питавшим пристрастие ко всему иностранному. В середине XVIII века музыка широко входит в жизнь всех слоев русского общества.узыке обучают в закрытых пансионах и училищах. Всюду, где собиралось хоть небольшое общество, звучала музыка. «Обычай музицировать вкоренился всюду, по всей России, — писал о том времени академик Б. В. Асафьев. — Как ни жестоки были нравы и как ни бедственно было положение крепостных музыкантов (как и актеров), все-таки через них распространялась вокальная и инструментальная культура, развивались вкусы и образовывались выдающиеся исполнители и композиторы Необходимо помнить, что прежде чем дворянство выдвинуло композиторов из своей среды, русская музыкальная культура уже была создана даровитыми людьми низкого, или, как принято было говорить, «подлого» происхождения».

Наиболее крупной и значительной фигурой в русской музыке XVIII века был талантливый композитор Евстигней Ипатоевич Фомин. Благодаря своей реформаторской деятельности он оставил глубокий след. Но его произведения в большинстве своем либо утеряны и забыты, либо дошли до нас в виде отдельных отрывков.
Солдатский сын, он благодаря яркой одаренности был послан в Италию, где совершенствовался у знаменитого падре Мартини (бывшего одно время учителем великого Моцарта). Там, в Болонье, Фомин получил звание академика. А вернувшись на родину, удостоился почетного заказа — написать оперу «Новгородский богатырь Боеславич» на либретто Екатерины II (самодержица иногда тешила свое тщеславие созданием незатейливых, претенциозных виршей и драм). Но придворного композитора из Фомина не получилось.

Евстигней Фомин. Увертюра "Орфей и Звридика"

Тангейзер:Возможно многие из вас знакомы с произведениями А.Ноймайра...Мне удалось прочитать его версии об А.Брукнере,И.Брамсе...Сегодня я предлагаю отрывок из произведения,посвящённого великому В.А.Моцарту...Надеюсь,что это и вам будет интересно.Хотя многое из написанного хорошо известно.Но загадка Моцарта до сих пор остётся...

Смерть Вольфганга Амадея Моцарта - насильственная или естественная? Смертельная болезнь Моцарта началась с отеков на руках и ногах, потом последовала рвота, выступила сыпь - композитор болел 15 дней и умер без пяти час ночи 5 декабря 1791 года.
Среди откликов на его кончину в берлинской газете "Музикалишес Вохенблатт" 12 декабря пражским корреспондентом было написано: "Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор все время хворал: предполагали, что у него водянка... После смерти его тело настолько вздулось, что считали, что он отравлен". В XVIII веке было принято каждую непредвиденную смерть выдающейся личности непременно связывать с неестественной причиной, и легенда об отравлении Моцарта начала все больше будоражить умы. Повод для этого дала и его вдова Констанца, неоднократно повторявшая слова Моцарта, сказанные им во время прогулки в Пратере: "Конечно, мне дали яд!"

Спустя 30 лет после смерти Моцарта эта тема возникла снова, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя - Сальери. Старый композитор в состоянии психического помрачения пытался перерезать себе горло, и это приписывали угрызениям совести из-за убийства Моцарта. Их отношения действительно были не самыми лучшими, и "коварство" Сальери заключалось в его интригах при дворе. Тем не менее, они общались, Сальери по достоинству ценил оперы Моцарта. Иоганн Непомук Гуммель, бывший ученик Моцарта, писал; "... Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в самом отдаленном смысле не могло прийти в голову что-либо подобное". Сам Сальери перед смертью сказал посетившему его известному музыканту Игнацу Мошелесу: "... я могу с полной верой и правдой уверить вас, что ничего справедливого в абсурдном слухе нет... скажите об этом миру, дорогой Мошелес: старый Сальери, который скоро умрет, сказал это вам". Невиновность Сальери подтверждает медицинское заключение, сделанное главным врачом Вены Гульденером фон Лобес, в котором говорилось, что Моцарт заболел осенью ревматическо-воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, и что во время детального обследования трупа ничего необычного обнаружено не было. В то время закон гласил: "Любой труп должен быть обследован перед погребением, чтобы было ясно, что не произошло насильственное умерщвление... О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для дальнейшего официального расследования".
Но, как известно, люди подчас склонны верить легендам больше, чем исторической правде.

Классическим примером является трагедия "Моцарт и Сальери", написанная в 1830 году нашим гениальным соотечественником Александром Сергеевичем Пушкиным. Гибель Моцарта от руки Сальери доказана не была и является историческим вымыслом, построенном на слухах. Но если изложение Пушкина можно считать поэтической вольностью, то сообщение о мнимом признании Сальери в убийстве Моцарта, о котором написал биограф Эдвард Хомс в 1845 году, претендует на глубокое расследование факта смерти великого композитора.
Позднее, в 1861 году, ответственность за мнимое убийство возложили на масонов, о чем писали и в 1910 году, а потом и в 1928 году. Невропотолог Матильда Людендорф в 1936 году в книге "Жизнь и насильственная смерть Моцарта" писала о захоронении композитора по еврейскому ритуалу, который одновременно имел характерные признаки типичного масонского убийства. В опровержении этих утверждений необходимо заметить, что Моцарт, зная о неприязни к евреям императрицы Марии Терезии, не боялся дружить с ними, и также лояльно он относился к масонам. Так что ни тем, ни другим композитор не дал ни малейшего повода к ненависти.

Уже в 1953 году Игорь Белза опубликовал книгу, в которой ссылался на то, что в Венском духовном архиве Гвидо Адлером было найдено письменное покаяние Сальери со всеми подробностями отравления, о чем он сообщил русскому знакомому Борису Асафьеву. Эта публикация Белзы была опровергнута в московском музыкальном журнале.
В 1963 году в популярной книге немецких врачей Дуда и Кернера ТБолезни великих музыкантов" авторы утверждали, что Вольфганг Амадей Моцарт "пал жертвой ртутной интоксикации с сублиматом", то есть медленного и постепенного отравления растворенного в спирте сублимата ртути. Но вершиной предположений является гипотеза о том, что Моцарт случайно сам отравился ртутью, пытаясь вылечиться от сифилиса.