А зори здесь тихие

  1. Федот Евграфыч Васков — комендант железнодорожного разъезда в звании старшины, возраст 32 года. В мирное время – простой деревенский мужчина, труженик с четырьмя классами образования. В его распоряжение поступили пять девушек из зенитного расчета, когда их направили на службу для защиты железной дороги от налетов фашистских самолетов.
  2. Маргарита Осянина – старшая зенитного расчета. Молодая женщина отправилась бить фашистов, когда её любимый муж, пограничник, погиб при наступлении немцев, на второй день войны. Её любовь отняла война, и женщина решила встать в строй вместо своего любимого человека, отомстить за его гибель. Рита вышла замуж почти сразу после окончания школы, родила через год сына, жизнь была полна светлых надежд, но её разрушила война. Женщина оставила ребенка маме, а сама ушла на фронт. Характер нежной женщины изменился, она стала суровой, замкнулась в себе.
  3. Евгения Комелькова – милая, улыбчивая девушка, веселая и озорная, пережила страшную трагедию. Фашисты у неё на глазах расстреляли всю семью. Женька стойко переносила своё горе, любовь и душевное тепло она отдавала людям, которые были рядом с ней здесь, на фронте.
  4. Елизавета Бричкина – была дочерью лесника. Жила на Брянщине, вдали от городской суеты, на лесном кордоне. Девятнадцатилетняя девушка была полна самых прекрасных ожиданий от жизни. Она верила в «ослепительное счастье», которое непременно ждет её. Даже здесь, на войне, она жила в предчувствии светлого чуда.Соня Гурвич – интеллигентная девушка, студентка в прошлом, год проучилась в МГУ, очень любила читать, особенно поэзию, обожала театр. Она дочь участкового врача, её семья большая и дружная, до войны жила в Минске. А теперь в её родном городе хозяйничают фашисты.
  5. Галина Четвертак – детдомовская воспитанница, неисправимая мечтательница и фантазерка. Война для неё, прежде всего, романтическое приключение, которая она решила ни за что не пропустить в своей жизни.

На железнодорожный разъезд прибывает подразделение девушек-зенитчиц

Шёл май 1942 года, это были самые тяжелые бои и потери для Советской армии. На железнодорожном разъезде, где после бомбежек немецких самолетов осталось всего лишь несколько домов, служил комендантом старшина Федот Евграфыч Васков. Линия фронта проходила в стороне, а на разъезде и в окрестностях царили спокойствие и тишина, поскольку обстрелы и бомбежки прекратились. Командование, чтобы защитить важный железнодорожный узел от фашистской авиации, распорядилось оставить здесь две зенитные установки и полувзвод, их обслуживающий.

Однако, искушение сравнительно мирной жизнью выдерживали не все солдаты. Обожание местных женщин и самогон, к сожалению, не доводили до добра. Старшина Васков постоянно отправлял рапорты командованию, одних солдат-зенитчиков меняли на других, но это проблемы не решало. Комендант попросил прислать ему непьющих.

На смену прежнему «веселому» полувзводу, наконец, прибыл новый. Сюрпризом для старшины Васкова стало то, что молоденькие солдаты оказались девушками. Непросто было коменданту найти с новенькими общий язык. Он чувствовал себя весьма неловко в присутствии этих бойцов. Вчерашние школьницы и студентки были хорошо образованы, а у Васкова – всего лишь 4 класса за плечами. Но главным беспокойством для старшины было то, что молодые зенитчицы игнорировали военный устав и всё старались сделать по-своему.

Командир отделения зенитчиц Рита Осянина обрадовалась этому переводу на разъезд с передовой. Ведь совсем неподалеку, в городе остались её мама и маленький сын. Тайно, по ночам, Рита уходила в самоволку – навещать своего маленького сына.

В окрестностях появились фашистские диверсанты

Однажды, возвращаясь из города Рита столкнулась в лесу с двумя подозрительными незнакомцами. Они были вооружены и в маскировочных халатах, а также несли с собой, похоже, взрывчатку. Из рассказа Риты Осяниной старшина Васков понял, что это были немецкие диверсанты, намеревавшиеся взорвать железную дорогу. Поэтому он принял решение перехватить и уничтожить диверсантов.

На это задание старшина Васков взял с собой пятерых девушек – Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич и Галю Четвертак. Они отправились к озеру Вопь, чтобы там встретить фашистов.

Старшина выбрал непростой путь для своих бойцов, через болота, чтобы срезать путь и подготовить фашистам неприятный сюрприз. Девушки-бойцы благополучно миновали трясину, только Галя Четвертак потеряла в болотной топи сапог и, простыв, заболела. Девушки вместе с Федотом Евграфычем вышли к озеру. Сонная, мирная тишина этого места поразила их. Дикое лесное озеро словно замерло.

Силы оказались неравны

Старшина считал, что они быстро справятся с заданием, ведь противостояли их боевой группе всего двое диверсантов. Однако, всё же, подстраховавшись, Федот Евграфыч наметил путь и к отступлению. Заняв позиции, девушки прождали диверсантов целую ночь. Фашисты появились только утром. Их оказалось вовсе не двое, а шестнадцать.

Силы оказались неравны, старшина понял, что с пятью девчатами, да с небольшим запасом боеприпасов им с фашистами не справиться. И послал Лизу Бричкину, учитывая, что она всю свою жизнь жила в лесу, за подкреплением на разъезд. Самый короткий путь был через болото, коварные топи.

Нужно было выиграть время. И Васков с девушками решили отпугнуть фашистов, заставить их идти в обход. Поэтому постарались сделать вид, что здесь, в лесу большая группа лесорубов валит деревья. Девушки громко кричали, развели костры, Федот Евграфыч свалил несколько деревьев. А смелая Женька прямо на виду у фашистов искупалась в реке. Немцы поверили инсценировке, пошли в обход.

Гибель Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина так спешила выполнить своё задание, что потеряла тропу, повернула не там, где было нужно, оступилась в болоте. Трясина затянула её, и Лиза погибла.

Старшина понимает, что фашисты могут напасть на их маленькую группу в любой момент. Поэтому отправляется с Ритой на разведку. Они выяснили, что немцы расположились на привале, но затем скорее всего пойдут как раз в ту сторону, где сейчас находятся девушки. Поэтому нужно срочно поменять расположение маленького отряда. И Васков отправляет Риту Осянину за девушками.

Гибель Сони Гурвич

После того как все оказались вместе, Федот Евграфыч обнаруживает, что забыл на прежней их стоянке кисет. Соня Гурвич, сорвавшись с места, побежала забрать кисет, ведь найдя его, немцы могут понять, что отряд зенитчиц совсем рядом.

Старшина не успевает задержать Соню. И через какое-то время все слышат, далекий и тихий крик. Васков берет с собой Женю и отправляется на поиски Сони. Они находят ее убитой.

Васков в ярости, пытаясь отомстить за смерть Сони, преследует фашистов. Он видит двоих, отставших от своего отряда, убивает одного из врагов, а со вторым ему помогает справиться Женя. Это первое убийство, которое она пережила. Федот Евграфыч объясняет Жене, что враги – не люди, не животные, а хуже, фашисты.

Похоронив Соню, девушки со старшиной во главе отправились дальше и наткнулись на немцев. Пришлось принять бой. Маленький отряд отбился от врагов, заставив немцев отступить. Однако, напуганная смертью Сони, Галя Четвертак бросила оружие и упала на землю, вместо того чтобы стрелять. Девушки решили тут же организовать комсомольское собрание и осудить за трусость Галю. Однако, Федот Евграфыч заступился за Галю Четвертак, объяснил, что она растерялась. Поэтому на разведку он берет ее с собой в воспитательных целях.

Гибель Гали Четвертак

Васков с Галей Четвертак увидели фашистов. Их осталось 12 человек, они добили раненых в бою с девушками своих солдат. Федот Евграфыч и Галя организовали засаду, но девушка повела себя совершенно неправильно. Она выбежала прямо навстречу фашистам, за что и поплатилась жизнью.

Старшина Васков решает увести немцев за собой подальше в лес, в болото, чтобы Рита и Женя остались живы. Он кричит, стреляет по появляющимся тут и там среди деревьев фигурам фашистов, двигаясь всё ближе к болоту. Однако, ему не повезло – пуля попала в руку.

На рассвете, выбираясь из болота, старшина заметил жуткий знак – привязанную к шесту юбку Лизы Бричкиной и понял, что подмоги не будет, девушка погибла.

С тяжелым сердцем и едва теплющейся надеждой на то, что Рита и Женя еще живы, Васков отправляется за диверсантами и находит заброшенную избушку, где фашисты остановились на привал. Он видит, как часть из них уходит на разведку. Оставшегося в избе немца старшина убивает, забрав его оружие.

Гибель Риты и Жени

Риту и Женю Васков находит у реки, где еще вчера они устраивали инсценировку для фашистов. Он сообщает им страшную весть, что Галя и Лиза погибли, и теперь им втроем предстоит принять неравный бой. Помощи не будет и отступать им некуда. Нельзя диверсантам дать возможность переправиться через реку.

И бой начался. Рита была тяжело ранена – осколок гранаты попал в живот. Женя хотела увести немцев за собой, отстреливаясь, будучи раненой, увлекала их всё дальше. Только не хватило патронов. Фашисты добили девушку в упор.

Женя, понимая, что умирает, попросила старшину Васкова позаботиться о ее маленьком сыне, Альберте. Федот Евграфыч оставил ее одну, направляясь прямо навстречу фашистам. Отойдя буквально на несколько шагов, он услышал выстрел. Рита застрелилась, чтобы не задерживать Васкова, не быть для него обузой.

Старшина вернулся, похоронил Риту и Женю. Он шел к избушке, где обосновались фашисты, исполненный горя и гнева. Ворвавшись в дом, он сразу убил одного из диверсантов, остальных, четверых, взял в плен, заставив их связать друг другу руки ремнями. Раненый, в полубреду, он вел пленников на разъезд, и только когда понял, что дошел, упал обессиленный и потерял сознание.

Эпилог

Письмо случайного туриста, которое было написано намного позже, уже после окончания Великой Отечественной. В нём рассказывается, как отдыхал этот человек на тихом озере, где царят тишина и безлюдье. Как познакомился со стариком безруким и молодым военным, капитаном, ракетчиком по имени Альберт Федотыч. Турист, вместе с новыми своими друзьями разыскали старую могилу, где были похоронены девушки-зенитчицы и установили там плиту из мрамора. В конце письма его автор замечает, какие же тихие зори в этих диких местах…

Тест по повести А зори здесь тихие

Великая Отечественная война - великая беда, беда страны, всего русского народа. Много лет прошло с той поры, но все еще живы в памяти события тех лет, живы во многом благодаря рассказам ветеранов и писателей, посвятивших себя и все свое творчество правде о войне, отголоски которой живы по сей день.

Однако не всем и не всегда удавалось донести свою «правду» о войне до многочисленной читательской аудитории. В качестве преград выступали прежде всего цензура и идеология, разрешавшие рассказывать только о подвигах, только о победах. Но ведь были еще и досадные поражения, роковые ошибки, которые, с одной стороны, всегда оборачивались многочисленными жертвами, а с другой, как это ни парадоксально, подталкивали русских солдат к новым победам.

Одним из наиболее правдивых и ярких произведений о войне является повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин; о том, как хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин отражая вражеский огонь.

В повести автор рисует перед нами несколько нелегких женских судеб, несколько жизненных линий, которые, может быть, никогда и не пересеклись бы в обычной жизни, если бы не война, объединившая их в одно целое, заставившая быть участниками и жертвами колоссальной трагедии.

Девушки-героини различаются характерами, совершенно не похожи друг на друга: Рита Осянина - серьезная девушка, уже столкнувшаяся со всеми трудностями жизни, она неулыбчива, смела и решительна. Женька Комелькова - рыжеволосая красавица, обладающая огромной энергией, необычайно артистичная, что не раз помогает ей и в жизни, и в бою. Лиза Бричкина сразу же привлекает внимание своей сдержанностью, немногословностью и покладистостью, в то время как Валя Четвертак по-детски непосредственна, она подвержена страху и эмоциям. Вое характеры разные, но судьба у этих девушек одна - погибнуть при выполнении боевого задания, выполнив его вопреки всему, в том числе и здравому смыслу.

Война исковеркала судьбы многих героев: погибли не только девушки, но и старшина. Он погиб последним, пережив гибель всех своих бойцов, которые умерли как настоящие герои, спасая родину, Россию, все живое. Он тяжело переживает гибель девушек, чувствует свою вину, видя в каждой из них невесту, будущую мать, у которой могли бы быть дети и внуки, а «теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества».

Теме женщины на войне посвящено не так уж много книг, но те, что есть в библиотеке русской и мировой литературы, поражают своей серьезностью и глобальностью. Читая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», невольно ставишь себя на место тех девушек, невольно думаешь, как бы повела себя я, оказавшись в столь ужасных обстоятельствах. И невольно понимаешь, что не очень многие люди способны на такой героизм, какой проявили девушки.

Считается, что художественная литература основана на вымысле. Отчасти это правда, но Борис Васильев - писатель, прошедший войну, знавший не понаслышке о ее ужасах и убедившийся на собственном опыте в том, что тема женщины на войне заслуживает ничуть не меньшего внимания, чем тема мужского героизма.

Значкова Евгения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть…

Война – это страшное слово. Это горе и слезы, это ужас и разрушение, это безумие и уничтожение всего живого. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминаниями. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я знаю многих писателей, которые прошли эту страшную войну. Многие из них погибли, многие получили тяжелые увечья, многие уцелели в огне испытаний. Вот почему они писали о войне, вот почему вновь и вновь рассказывали о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией всего поколения. Они просто не могли уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несет забвение уроков прошлого.

Мой любимый писатель – Борис Васильев. В начале войны он был молодым лейтенантом. Самые лучшие его произведения – о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг. Как к незаживающей ране я прикасаюсь к его трагической повести «А зори здесь тихие…». Она произвела на меня огромное впечатление. Повесть читается с неослабевающим интересом от начала до конца. Мысли и действия героев держат в постоянном напряжении.

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт…»…

Такими словами начинает Борис Васильев свою повесть. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их.

Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – это пять разных, но таких чем-то похожих девчонок. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она – самая мужественная, бесстрашная, волевая, она – мать! «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются»… Женька Комелькова – «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», всегда веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура – «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Галя всегда жила в своем воображаемом мире активнее, чем в действительном, поэтому она боялась…страшно боялась этой ужасной и беспощадной войны… Лиза Бричкина… «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Она всегда знала, что «жизнь – понятие реальное и ощутимое, она существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня». А Лиза всегда умела ждать… Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Ее такая по-детски наивная мечта – стать новой Любовью Орловой. Но никто из них так не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Они дрались за Родину так, как никто, нигде и никогда не дрался. Они ненавидели врага ненавистью, которой можно плавить сталь, - ненавистью, когда уже не чувствуются ни боль, ни лишения… Их первым и серьезным приказом было, которому они должны строго подчиняться: «…Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева – Вопь-озеро, сосед справа – Легонтово озеро… На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели она выйдет из строя, то бойца Гурвич…» После было много приказов. И девушки выполняли их четко, как и положено молодым солдатам. Было все: слезы, переживания, потери… На их глазах умирали близкие подруги, но они держались. Они не пропустили никого, стояли насмерть до конца, и было их сотни и тысячи патриотов, отстоявших свободу Отчизны!..

И смерть была у них всех разная, как разными были и их судьбы… Риту задела граната. Она понимала, что рана смертельна, и что умирать она будет долго и мучительно. Поэтому, собрав последние силы, она все-таки произвела тот роковой выстрел – выстрел в висок!.. У Гали была такая же болезненная и безрассудная смерть, как она сама, - могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась. Что ей тогда двигало, остается только догадываться. Может, трусость или просто мимолетное смятение?! Неизвестно… У Сони была жестокая смерть. Она даже понять не успела, как тонкое острие кинжала пронзило ее молодое и жизнерадостное сердце... У Жени – отчаянная и немного безрассудная! Она всегда верила в себя и даже тогда, когда уводила немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Лизу смерть настигла неожиданно. И это была такая глупая неожиданность. Лизу затянуло в болото. «Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения Лиза верила, что это завтра будет и для нее…».

И остается старшина Васков, о котором я ещё не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».

Как сокрушается старшина: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они!» Поневоле наворачиваются слёзы, когда читаешь эти строки. Но надо не только плакать, надо помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.

Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества». Что же двигало ими, когда они, не жалея жизни, шли в бой, отстаивая каждую пядь земли? Может, это просто долг перед народом, перед своей Отчизной, или мужество, смелость, храбрость, патриотизм? Или всё это вместе? Всё смешалось в них.

Остро ощущаю сейчас горечь от невозвратимости потерь, а слова старшины Васкова воспринимаю как трагический реквием: «Здесь у меня болит, - он ткнул в грудь, - здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил». Странно было читать эти слова. Странно то, что старшина Васков винил во всем себя, а не фашистов, которых ненавидел больше всех на свете!

Все-таки есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь эта повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа. Автор исследует нравственные истоки героизма советского народа в Великой Отечественной войне, раскрывает новые стороны подвига людей.

Читая повесть, я невольно становилась свидетельницей будней полувзвода зенитчиков на разбомбленном и потому свободном глухом разъезде в Карелии. Ведь я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь её не хотели и герои повести Бориса Васильева. Они не хотели погибать, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей! В основу произведения положен незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод, но рассказано в нём так, что перед глазами встают все ужасы войны в её страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Трагизм этого несоответствия подчеркнут самим названием повести и усугубляется тем, что герои её – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны. Писатель показывает своих героинь действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Только большая любовь к ней, желание защитить родную землю и ее невинных жителей могло заставить небольшой отряд из шести человек продолжать так мужественно сражаться.

После прочтения повести понимаешь, что такое война. Это разрушения, гибель ни в чем не повинных людей, величайшее бедствие человечества. Начинаешь понимать всю сущность этой войны. Автору точно удалось передать чувства и ощущения героев, их собственные отношения к войне.

«Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай. В обычной жизни человек никогда не замечает ее, но на войне, где нервы напряжены до предела, где на первый жизненный срез снова выходит первобытный смысл существования – уцелеть, - минута эта делается реальной, физически ощутимой и длинной до бесконечности».

«…Врага понимать надо. Всякое действие его, всякое передвижение для тебя яснее ясного быть должно. Только тогда ты за него думать начнешь, когда сообразишь, как сам он думает. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это кто кого передумает…».

Тем ужаснее эта война, что погибают старики, женщины и дети. Пять молодых девушек, героинь повести, отдали свои жизни, чтобы зори были тихие, чтобы мы – нынешнее поколение – жили в мире. Повесть «А зори здесь тихие…» еще раз заставляет вспомнить о героях войны и низко поклониться их памяти. И это, прежде всего, нужно живым.

… Прошло много лет, мы привыкли к слову «война» и, когда слышим его, часто пропуская мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся, хотя живем под угрозой третьей мировой войны. Потому что это было давно? Потому что некогда? Или потому что, зная всё о войне, мы не знаем только одного – что это такое? И именно эта повесть помогла мне найти ответы на эти терзающие меня вопросы. Именно она помогла мне понять, что война – это не просто пять букв, каждая из которой включает в себя весь ее ужас, а это, прежде всего люди, не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Остановимся на секунду и подумаем: такого же человека, как и я!

1. Жестокость войны.

2. .

2.1. Пять героинь.

2.2. Боль старшины.

3. Битва местного значения.

Война - это страшное слово, которое несет в себе боль и разрушение, отчаяние и тревогу, смерть и страдания. Это повсеместное горе, это общее смятение. Мучения, которые перенес человек, испытавший войну, ни с чем не сравнить, их невозможно передать.

Боль за своих близких и за себя, боль за страну и за будущее - это то, что ощущает сердце каждую минуту, каждую секунду. Именно такой изображает перед нами Борис Васильев Великую Отечественную Войну - без прикрас, без преувеличений.

Пять молодых девушек идут воевать, защищать свою землю. Пять различных судеб, пять неодинаковых характеров сливаются в унисон в борьбе с фашистами. Рита Осянина - юная мать и вдова, не успевшая насладиться семейным счастьем. Она самая отважная и неустрашимая, ответственная и серьезная.

Детдомовская и смешная девчонка, мечтающая стать великой артисткой. Соня Гурвич - обычная студентка - отличница, влюбленная в паренька и зачитывающаяся поэзией. , выросшая в лесу, мечтающая о городской жизни и суете. - веселая озорная генеральская дочь, на глазах которой была расстреляна вся семья.

Все они - яркие индивидуальные личности, пережившие тяжелое горе и стремящиеся только к одному - послужить отечеству. И девушкам это удалось. Они получают ответственное задание вместе с командиром Васковым, они все смелы, бесстрашны, мужественны. По очереди умирают молодые красивые героини, исполненные сил и здоровья. Риту зацепили осколки гранаты, Женю изрешетили автоматные выстрелы, Соню убили кинжалом в сердце… Эти страшные мучительные смерти не поколебали уверенности девушек, не заставили их предать родину, не принудили потерять мужество.

Теряя своих товарищей по оружию, старшина начинает понимать, как много они для него значили, с их девичьим смехом, женскими шутками, молодым задором. Он восхищается их силой и бесстрашием, их ненавистью к врагу и любовью к жизни, их героизмом и подвигом. Оплакивает мужчина эти страшные смерти: «Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Сколько скорби, сколько нежности, сколько боли в этих словах! И он отомстил немцам за смерть девушек, пронеся на всю жизнь воспоминание о доблести его “сестричек”.

События, описанные в повести, - это события местного значения. Казалось бы, подвиг девушек не повлиял на всеобщую победу, затерялся среди громких знаменитых подвигов. Но это не так. Если бы не геройские поступки простых солдат, если бы не отвага обычных рядовых, защищающих каждый сантиметр земли, то и не стала бы возможна Грандиозная победа. Потому что без маленького не бывает великого.

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера.
Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни.
Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы.
Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться.

нает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну.
Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, - за прерванные ниточки человеческих родов.
По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.