Кубизм - это что такое? Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм

Начало 20-х годов прошлого столетия было настоящим авангардистским прорывом к новому искусству. Одним из его направлений стал кубизм, который связан в живописи с именами французских художников. Но в архитектурном кубизме пальма первенства принадлежит не Парижу, а Праге. Чешский кубизм стал уникальным явлением в мировой архитектуре. Начальный и самый интересный период развития этого архитектурного стиля пришелся на 1911-1914 годы, хотя кубические постройки еще возводились до конца 20-х годов.

Основоположником этого архитектурного стиля стал архитектор Павел Янак (Pavel Janák – 1882-1956). Он сформулировал основы кубизма в своей работе «Призма и пирамида». Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

Кристаллизация – самый наглядный пример проявления этой динамической силы. Привнести этот динамический процесс в архитектуру и придать зданиям кристаллическую форму – такую необычную и увлекательную задачу поставил Павел Янак. Практическим воплощением его идей и первым памятником кубизму в архитектуре стал построенный по его проекту в 1911-1912 годах дом семьи Якубек в Йичине.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны» (U Černé Matky Boží), что находится на Целетной улице рядом с Пороховой башней. Он был творением архитектора Йозефа Гончара, который великолепно обыграл сочетание тупых и острых углов здания, расположенного на участке неправильной формы.

Угловой фасад этого дома не плоский, а будто несколько переломленный. Завершает здание двухэтажная мансарда, схожая с верхушкой кристалла. Скульптура Черной Мадонны, давшей название дому, была позаимствована и перенесена со здания предыдущей постройки, относящегося к XVII веку. Черный цвет Божьей Матери связывают с тем, что она символизирует землю от момента оплодотворения до ее оживления солнечными лучами.

Историки также предполагают, что черный цвет статуи Девы Марии связан со смешением культа Богоматери с культом древнеегипетской богини Изиды. Как бы там ни было, статуя Черной Мадонны удивительно хорошо смотрится на доме в кубическом стиле и придает ему величие и оригинальность. Все внутреннее убранство дома было выдержано в том же стиле.

К сожалению, до наших дней интерьеры не сохранились – их меняли по желанию владельцев или арендаторов здания. В 1994 году была закончена капитальная реконструкция здания. Жители Праги и ее гости могут любоваться «Домом у черной Мадонны» в первоначальном виде.

За помощь в подготовке и публикации данного материала хочется поблагодарить компанию «Окна Оптима», которая предлагает пластиковые окна (Челябинск) по самым доступным ценам. Более подробную информацию можно получить, перейдя по вышеуказанной ссылке.

Скользя взглядом по фотографиям зданий, построенных в XX веке, я вспоминаю борхесовскую метафору «сада расходящихся тропок». Борхеса сейчас не принято читать, поэтому возьму на себя ужасную работу - перескажу мысль гения. Он предлагает вообразить, что, каждый раз, когда человеку предоставляется выбор, он выбирает не один, а сразу все возможные варианты, при этом реальность раздваивается или троится (по числу сделанных выборов). Похожее допущение делает квантовая механика (см. «многомировая интерпретация»).

«В истории бывают моменты, когда миру как будто предъявлено несколько вариантов будущего»

В истории бывают моменты, когда миру будто бы предъявлено несколько вариантов будущего, и он колеблется, не зная, какой предпочесть (здесь стоит посмотреть сборник новелл Стефана Цвейга «Звёздные часы человечества»). Мысль о том, что история могла сложиться иначе - это дразнящая мысль. Тут речь не об альтернативной истории (какими бы хорошими выдумщиками ни были Носовский и Фоменко, они всегда в проигрыше, так как реальность, которую они описывают, ограничена пределами их текстов, а подлинная история богата бесконечными подробностями) - я говорю о тех случаях, когда мир действительно мог двинуться по другому пути. А раз он на самом деле мог это сделать, значит, альтернативный путь обладает некоторой реальностью, пусть неполной, но настоящей. Кажется, что мы смутно различаем черты другой современности, глядя на неё через какую-то пелену, и, если сдвинем её и плотнее прижмёмся лицом к замочной скважине, сможем разглядеть чуть больше.

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912. Фрагмент

Андре Маре. Одна из комнат в «Кубистском доме»

Йозеф Холол. Кубистский дом в Праге, 1912

Йозеф Хохол. Кубистский дом в Праге, 1913

Йозеф Хохол. Вилла Коваровича в Праге, 1913

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Фрагмент фасада

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Лампа в кафе

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Кубистские крючки для одежды в кафе

Йозеф Гочар. Вилла Бауэра в Либодржиче, 1914

Эмиль Краличек. Уличный фонарь в Праге, 1914

Кресла Павла Янака в Музее кубизма в Праге

Отокар Новотны. Павильон Чехии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

Милевско, Чехия. Бывшая Новая синагога. 1914

Но если мы можем проникнуть хотя бы взглядом в другую современность, значит, и что-то оттуда может попасть к нам. Не исключено, что часть нашей обыденности - пришельцы «оттуда», предметы, за которыми стоит другой причинный ряд. Такими вещами кажутся мне поздние постройки Джо Понти. Это архитектура модернизма, но некого иного модернизма. В ней слишком много спектакля, слишком много формы. У этой архитектуры другие корни. И недавно я понял, какие.

Архитектура классического модернизма была создана не с первой попытки. Её появлению предшествовало несколько неудачных экспериментов. Самый крупный из них - кубистский. Кубизм - одно из многих художественных течений начала XX века, но у его создателей были более масштабные амбиции. Им казалось, что кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства. Им почти удалось создать кубистскую архитектуру. Под абсент, думаю, заводили разговор и о кубистской музыке, но в этом направлении дело продвинулось мало.

«Кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства»

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912

Архитектура кубизма начиналась эффектно. На Осеннем салоне в Париже в 1912 г. коллектив авторов выставил большой, 10 на 3 метра, макет «кубистского дома». Фасады спроектировал скульптор Раймон Дюшан-Вийон; интерьеры комнат (кажется, их можно было увидеть, обойдя макет и заглянув сзади), делали несколько человек, среди которых главным был Андре Маре. Комнаты были полностью обставлены, и на стенах висели маленькие картины художников-кубистов. После Парижа «кубистский дом» показывали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Сразу же появились и первые постройки архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, крупнейшем центре кубистского искусства за пределами Франции. Их строили в короткий период 1912 - 1914 гг. архитекторы Йозеф Хохол, Йозеф Гочар, Павел Янак, Отокар Новотны и некоторые другие. Кроме того, за эти три года чешские архитекторы создали довольно много кубистской мебели и предметов интерьера.

Архитектура кубизма авангардна, и вместе с тем поразительно традиционна. Мы видим в ней всё те же симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в зданиях прошлых лет; только подвергшиеся характерной треугольной пикселизации. Это как бы особняки ар нуво, увиденные глазами Робера Делоне. Архитектура кубизма не подвергала тотальному отрицанию опыт прошлого. Она лишь предлагала украсить новыми орнаментами фасады зданий, структурно остающихся прежними.

Манифест Баухауза, 1919. Справа - гравюра «Храм социализма» Лионеля Файнингера

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Интерьер. Перила лестницы - Йост Шмидт, кресла - Марсель Брёйер

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Двери

Йозеф Алберс. Витажи виллы Зоммерфельд в Берлине. 1921

Николай Ладовский. Проект дома-коммуны. 1920

Вальтер Гропиус. Памятник павшим в марте. Веймар. 1921

Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в Лукенвальде. 1923

Ханс Пёльциг. Административное здание в Ганновере. 1923. Фрагмент фасада

Фердинанд Шану и др. Магазин в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929. Козырёк-светильник над входом

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929.

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929. Интерьер

Йозеф Франке. Церковь св. Креста в Гельзенкирхене. 1927 - 1929. Интерьер

Особняк Жана Дусе в Нёйи-сюр-Сен, 1929. Лестница Йожефа Чаки. Фото Пьера Легрена

Уильям ван Аллен. Крайслер-Билдинг. Нью-Йорк. 1930. Фрагмент портала

Тимоти Пфлюгер. Театр «Парамаунт» в Окленде, США. 1931.

Чешский кубизм был скоротечен. После Первой мировой войны те же архитекторы, теперь уже граждане независимой Чехословацкой республики, вернулись в профессию; но их постройки были уже другими. Наигравшись в треугольники, в 20-е годы они полюбили полукруги и цилиндры. То, что они создали в этот период, называют архитектурой рондокубизма. На их довоенные постройки она совсем не похожа.

На этом история кубистской архитектуры заканчивается. Она вся уложилась в три предвоенных года. Но её отдельные мотивы часто встречаются в зданиях, построенных в последующие десятилетия.

Фердинанд Шану и др. Интерьер магазина в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929

Известно, что художники-кубисты сильно повлияли на формирование стиля ар деко. Собственно, они были авторами этого стиля. Андре Маре, автор интерьеров «кубистского дома» 1912 г., после войны стал популярным проектировщиком мебели ар деко. На знаменитой парижской выставке 1925 года он вместе с Эженом Сю оформил два павильона. Важнейший интерьер французского ар деко - обстановку дома Жака Дусе в Нёйи-сюр-Сен (1929) - создавала целая команда художников-кубистов. При этом, конечно, словарь ар деко не сводится к кубистским мотивам. Этот стиль черпал из многих источников.

Вдобавок и живопись кубизма менялась. «Аналитический» кубизм 20-х совсем не похож на живопись довоенных выставок, которая подвергала действительность монотонной триангулярной деконструкции. Тем более удивительно, что в архитектуре ар деко часто встречаются мотивы именно довоенного угловатого кубизма - мы замечаем их в светильниках, встроенных в потолок магазина Овиатта в Лос-Анджелесе (1928, архитектор - француз Фердинанд Шану), в потолках театра «Парамаунт» в Окленде (1931, архитектор Тимоти Пфлюгер) и т. д.

Многочисленные течения в живописи 20-х годов, спорящие друг с другом за право быть преемниками кубизма, почти все так или иначе использовали его приёмы. Его дробящиеся, кристаллические формы - общее достояние всей тогдашней авангардной живописи. Мы находим эти мотивы, в частности, и в картинах экспрессионистов; а также в зданиях, которые строили немецкие архитекторы-экспрессионисты. С формальной точки зрения, некоторые из этих построек (например, фабрику в Лукенвальде Мендельсона и дом Зоммерфельда в Берлине, несохранившийся шедевр молодых профессоров Баухауза) можно с полным правом назвать кубистскими. Впрочем, в доме Зоммерфельда видят также сильное влияние Райта.

Фрэнк Ллойд Райт. Зал собраний Первого Унитарианского общества в Мэдисоне. 1949 - 1951

Фрэнк Ллойд Райт. Автосервис в Клокей, 1958

Миланским архитекторам второй половины XX века было тесно в рамках модернистского канона, и все они так или иначе нарушали его. Самый известный архитектор Северной Италии, Джо Понти (он начинал в 20-е годы как умеренный классик) в своих поздних постройках вдруг обращается к опыту кубизма, который прежде его не интересовал. В его венесуэльской вилле Планшар карнизы и фасады разламываются, их куски, как льдины, наползают друг на друга, и кое-где на фасадную плоскость, тонкую как лист, можно взглянуть с торца. Как будто виллу то-то заморозил, а потом ударил молотком, и она раскололась. В церкви Сан Франческо а Фоппопино и соборе в Таранто Понти вспоминает опыт немецких экспрессионистов, которые подвергали кубистской геометризации мотивы готики.

«Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее»

Архитектура кубизма - несостоявшийся проект. И легко понять почему. В середине 20-х годов основоположники «современного движения» выработали новые принципы архитектуры, изобрели её заново, с нуля. В начале 10-х кубисты лишь придумали, как её по-новому украшать. Модернисты всерьёз строили новый, небывалый мир, рай на земле. Социальные амбиции кубистов ограничивались мечтой о богатом коллекционере. Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее; модернисты выворачивали мир наизнанку. Эта задача интереснее. Вот почему и немецкие архитекторы-экспрессионисты (правда, не все), и чешские кубисты (все) в середине 20-х, легко забыв опыт предшествующих лет, с увлечением принялись строить белые дома с окнами-экранами и плоскими крышами. И это направление господствовало в архитектуре тридцать лет, распространилось на всю планету и определило облик среды, в которой до сих пор живёт большинство человечества. Но всё это время ему как будто сопутствовал призрак архитектуры кубизма, скрываясь в полутьме, в складках истории, и время от времени выглядывая оттуда, словно пытаясь дожить свою жизнь, оборвавшуюся слишком рано.

– у вас была возможность познакомиться в предыдущих разделах. В третий раз чешская архитектура возвысилась над архитектурой европейской в первые четыре десятилетия двадцатого века – в период господства модерна, кубизма, пуризма и функционализма.

На фасаде банка Чехословацкого легиона расположена скульптурная группа «Адрия» («Мореплавание») скульптора Яна Штурсы. Подробности ее возникновения покрыты тайной, поэтому неизвестно и точное название. Это самая большая скульптура в мире, выполненная методом гальванопластики.

Творческая волна, прежде всего, захватила Прагу , ставшую в 1918 году столицей молодой Чехословацкой Республики. Разумеется, ценные архитектурные образцы создавались в то время и в других городах Чехии и Моравии , таких как Брно , чья межвоенная функционалистская архитектура может сравниться с пражской, франкфуртской и роттердамской, Градец Кралове – плод совместного творчества архитекторов Котеры, Гочара и тогдашнего мэра города Франтишека Ульриха, и Злин, куда в 1930-е годы приезжал для выполнения заказов сам Ле Корбюзье.

В последней трети XIX века произошло быстрое умножение типов зданий. К этому периоду относится появление пассажей, универсальных магазинов , банковских зданий, многоэтажных доходных домов, вокзалов, а также построек совершенно нового типа, возникших вследствие промышленного переворота. После волны национального возрождения, в период господства историзма, в архитектуре появляются новые импульсы, во многом благодаря промышленно-экономическому и социально-политическому развитию общества.

Начальным этапом архитектуры ХХ столетия в Чехии явился стиль модерн, выделявшийся яркой антиэклектической направленностью и ставший первым после классицизма стилем, получившим такой размах в архитектуре Европы и претендовавшим на формирование принципиально новых художественных идеалов и концепций.

Памятник Яну Гусу – яркий пример пражской сецессии - открыт в 1915 году. Магистра окружают фигуры, воплощающие разные эмоции. «Бегство» изображает покорность, «Медитация» и «Концентрация» - с закрытыми глазами и с вытаращенными, «Отказ» выражает горечь из-за неисполненной мечты.

Параллельно с чешской сецессией и модерном в других европейских странах возникали аналогичные направления, имеющие свои специфические черты:
в Англии – Arts and Crafts, позднее – Modern Style
в Германии – Jugendstil
во Франции – L’Art Nouveau
в Австрии – Secession
в России – стиль Модерн со своими разновидностями (например, в Петербурге – северный модерн)

Такая интернационализация стиля была связана, прежде всего, с космополитическим характером культуры рубежа XIX-ХХ веков и общей социальной и духовной ситуацией конца XIX века.

В 1910-е годы чешские архитекторы входят в непосредственный контакт с европейским авангардом. Как результат, новаторские тенденции проникают в архитектуру. Архитектура чешского кубизма явилась, пожалуй, единственным проявлением того, как это художественное направление оказало непосредственное влияние на архитектуру предвоенных лет, тем самым, став локальным явлением европейского масштаба. Кубистическая архитектура развивалась, главным образом, в течение четырех лет, с 1910 по 1914 годы. В ходе эволюции данного направления, историки искусства подразделяют его на два этапа – собственно кубизм и дужковый декоративизм, или рондокубизм (франц. rond – круглый). Причем, в отношении второй стадии существует ряд разногласий. Одни исследователи представляют его как идейную противоположность собственно кубизму, другие – как новую ступень развития кубизма. Необходимо все же отметить, что в послевоенные годы стиль развивался под влиянием новой волны неоклассицизма в европейском искусстве и активно развивавшейся модной стилистики ар-деко.

С радикальными переменами, внесенными во все сферы жизни общества политическими событиями 1920-х годов, в архитектурной мысли появляются такие направления как конструктивизм и функционализм, ставившие себе целью не только отразить произошедшие перемены посредством архитектурной формы, но радикальным образом изменить облик городов, и тем самым внести изменения в саму организацию жизни и общества. Главной идеей этих направлений становится, прежде всего, целесообразность постройки, ее соответствие выполняемым ею функциям. Поэтому характерными элементами становятся голые фасады, лишенные «избыточного» декоративизма, ленточные окна, целесообразное пространственное расположение.

Пражская сецессия

Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.

Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.

Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

В Праге выразителем переходного периода от историзма к сецессии явился архитектор Б.Охманн, а рождение чешской сецессии связывают с именем «отца современной архитектуры» Яном Котерой. Котера был учеником Отто Вагнера, профессора Венской академии искусств, возглавлявшим австрийских архитекторов. Сецессия великолепно вписалась в традиции национальной художественной культуры Чехии.

После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги , сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы , придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.

В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля - неоренессанс, неоготика или необарокко - дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.

В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.

Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.

Чешский кубизм

Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге , когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.

Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.

В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого - в комплексном охвате всех сфер искусства.

Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.

Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.

Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.

Чешский кубизм в архитектуре May 11th, 2013

Я всегда была далека от архитектуры, но сегодня мне пришлось с ней столкнуться в "рабочем" моменте при переводе статьи с чешского на русский для одного научно-публицистического журнала...
Тема статьи - "Чешский кубизм в архитектуре".

Кубизм (фр.cubisme, от cube – куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам». По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур.
Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910г в Праге, когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам. Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве.
В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Самый значительный вклад в архитектуру Праги в стиле кубизма внес Йозеф Хохол (Josef Chochol) - чешский архитектор, дизайнер мебели.

Его знаменитый Тройной дом на Рашиновой набережной (Rašinově nábřeží) под Вышеградом, всего в нескольких десятках метров от Вышеградского тунеля - здесь Йозеф Хохол, правда, позволил себе немного отойти от строгих кубистских принципов. Три здания образуют единую композицию и спланированы так, как обычно планировали барочные дворцы. Средняя из них к тому же украшена скульптурной композицией.

Недалеко от семейного Тройного дома расположена вилла Коваржовица (vila Kovařoviče) на углу Либушиной улицы и Рашиновой набережной - еще один архитектурный шедевр Йозефа Хохола. Cо стороны улицы и с набережной вилла выглядит как два совершенно разных здания. Со стороны сада дом выражен ризалитом* многоугольной планировки. И первоначальный участок имел многогранную форму и даже забор, ведущий к набережной, был выполнен в стиле кубизма. Однако позже дорога была расширена за счет сада, поэтому его планировка изменилась (забор, однако, был восстановлен в первоначальном виде). Впечатляющая лестничная зала была позже реконструирована, изменена планировка этажей, так что наиценнейший интерьерный кубистский элемент был утрачен. Но несмотря на это, Вилла Коваржовица является уникальным примером радикальных кубистических решений Хохола. Она была построена в 1913 году.
* Резалит - часть здания, которая выступает за основную линию здания по всей его высоте.


Еще одним уникальным зданием той эпохи архитектора Йозефа Хохола является Угловой доходный дом на перекрёстке улиц Пршемыслова и Некланова, который был закончен в 1914 году.

В данных стилях Хохол проработал всего 4 года, однако оставил после себя уникальную архитектурную работу – трехмерные фасады на своем доме на Виноградах в Праге, которые считаются образцом кубизма в чешской архитектуре.

Хохол в сотрудничестве с Франтишком Менцлем предложил в конце двадцатых годов железобетонный мост через Влтаву, первоначально названный Тройский, который, однако, до наших дней не сохранился.

В следующие годы Йозеф Хохол начал делать наброски фасадов в простых формах, которыми предзнаменовал дальнейшее развитие архитектуры в авангардном направлении – к пуризму и конструктивизму.
Но об этом уже в следующих публикациях....

Родиной кубизма стал Париж, где он возник как направление в изобразительном искусстве в 1907 году с легкой подачи Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Основой этого модернистского направления стало стремление раздробить объекты на условные геометризированные формы. Основоположники кубизма провозгласили куб главной физической формой, а произведения, составленные из кубических фигур, назвали более выразительными и богатыми.

Через несколько лет кубизм добрался до Чехии, а позже стал настоящим феноменом в чешской архитектуре. Чешский кубизм развивался уникальным путем в очень короткий период: с 1911 по 1914 гг. Сила, с которой он повлиял на декоративно-прикладное искусство и архитектуру в Чехии, не имеет аналогов в Европе.

Перед Первой мировой войной Прага была значимым центром авангарда, а чешские художники под влиянием французского творчества начали продвигать новый стиль под универсальным названием «новое искусство». Официальным годом возникновения чешского кубизма считается 1911. Именно тогда была основана Группа художников-кубистов, главным протагонистом которой стал . Костяк Группы составляли скульптор , писатель и художник , художники Винценц Бенеш и , архитекторы и дизайнеры Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Хофман, и др.

Эмиль Филла, "Художник"

Первая общая выставка чешских кубистов в Общественном доме прошла в 1912 году и вызвала острую критику публики. Вторая выставка Группы осенью того же года стала кульминацией общей активности кубистов. Произведения чешских авторов были представлены вместе с картинами современных французских и немецких художников в необычной архитектонической инсталляции Йозефа Гочара. На следующей пражской выставке показали источники вдохновения кубистов: зарубежное и народное искусство, экзотические и редкие художественные произведения 15-17 вв.

Чешские кубисты несколько раз выставлялись за границей. Главным международным событием было их участие в выставке Союза немецкого творчества Werkbund в Кельне, где был представлен полный интерьер из Пражских художественных мастерских с мебелью Йозефа Гочара и аксессуарами Франтишка Киселы.

Афиша к выставке кубизма в 1912 году, czkubismus.cz

Сами авторы назвали кубистическую мебель «серьезным искусством основательного содержания»: так говорилось в программном манифесте Пражских художественных мастерских, основанных архитекторами Павлом Янаком и Йозефом Гочаром. Кубистическая мебель не пользовалась особой популярностью: ее «заказывали» для себя сами создатели или их друзья по творческим или интеллектуальным кружкам. Комплексное оформление архитектуры и интерьеров в стиле кубизма было лишь исключением.

czkubismus.cz

Вскоре кубисты стали работать с относительно легко поддающейся обработке керамикой и металлическими предметами. Стекло тяжелее принимало изломленные формы. И все же по образцу немецкой компании Wiener Werkstätte с подачи Вацлава Вилема Штеха в 1908 году было основано ателье декоративно-прикладного искусства «Артел» (Artěl), которое поставило своей целью культивировать искусство и хороший вкус в повседневной жизни. Керамика и стекло от «Артела» стали прекрасно продаваться.

czkubismus.cz

Самое яркое проявление кубизма - - заняла в европейском контексте абсолютно уникальное место. Ни в одной стране этот стиль не достиг такого размаха, как в Чехии. Кубистические черты в довольно радикальной форме местная архитектура стала приобретать еще до Первой мировой войны и вне Группы. К самым ярким примерам относят проекты памятника Ф. Л. Риегра или скульптуры Яна Жижки на Виткове. К сожалению, большинство самых смелых работ так и осталось на бумаге.

Больше всего кубистических идей реализовал архитектор Павел Янак. Но практически все из них были жилыми домами за Прагой. Первое пражское кубистической здание - торговый дом У Черной Божьей Матери (1911-12 гг.) - предложил Йозеф Гочар, которому в то время был всего 31 год. Смелую кубистическую реконструкцию провел архитектор Властислав Хофман при ремонте строений Дьявольского кладбища.

Дом У Черной Божьей Матери, Прага

Идейные расхождения между представителями чешского кубизма постепенно углублялись. Распад Группы ускорило наступление Первой мировой войны в 1914 году.

Хотя кубистический период в Чехии был очень коротким, он повлиял на чешское искусство на долгое время. Ортодоксальные кубистические формы со временем перешли в своеобразный синтез кубизма и экспрессионизма - кубоэкспрессионизм, который нашел свое воплощение в графическом дизайне, плакатах и книжных иллюстрациях.

В 1918 году в архитектуре и дизайне Чехии стало развиваться новое направление - рондокубизм, который называют своеобразной визитной карточкой Чехословакии. Идеологически он поддерживал официальное течение декоративного искусства и архитектуры, декларирующего художественную самобытность молодой Чехословакии.

Дворец Адриа, Прага

Рондокубизм нарушал правила классического кубизма использованием криволинейных форм и деталей. Например, если смотреть на главную достопримечательность в стиле рондокубизма - дворец Адриа в Праге (архитекторы Павел Янак и Йозеф Заше, 1924 год), то вы увидите мало чистых квадратных и прямоугольных форм.

Узнать больше об этом интересном направлении в искусстве и архитектуре можно на , которая проходит в кубистическом Доме Черной Божьей Матери. Здесь можно не только увидеть произведения выдающихся чешских кубистов, но и посетить единственное в мире кафе в кубистическом стиле Grand Café Orient (посмотрите на люстры и барную стойку). Это кафе работало 10 лет, а потом было уничтожено из-за потери интереса людей к кубизму. Недавно интерьер кафе восстановили, и каждый снова может перенестись в начало ХХ века.