Из-за чего исчезли древние египтяне. Древнеегипетская богиня Маат. Дух «Ка» в египетской мифологии

Откровения…
Все, кто побывал хоть раз в Египте, наверняка заметили огромное количество русского населения, - тех, кто приехал в страну пирамид на длительный срок. Причины у всех разные, одни могут позволить себе 2-3 месяца жить в Египте, каждый день загорая на пляже, другие желают поработать в туристической сфере, третьи находят здесь свою любовь и женятся (или выходят замуж).

Давайте поговорим о последнем – как русские девушки выходят замуж в Египте: как быстро они решились переехать в другую страну и выйти замуж, и за что именно они ценят своих любимых мужчин. Поинтересуемся у разных девушек их Love story, а затем с тем же вопросом обратимся к их мужьям (и попытаемся выяснить, что же их так привлекает в наших красавицах).

НАТАША и МОХАМЕД

Евгения Макрам: "Наташ, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?"
Наташа: "Наша первая встреча с Мохамедом произошла 2 года назад - я ездила отдыхать вместе с мамой на морскую экскурсию на остров Утопия. Когда мы сели в автобус я сразу увидела ЕГО глаза и не могла устоять от его обаяния. Я долго смотрела на него, а он - на меня. Он мне показался очень красивым!!! Целый день на корабле мы были вместе, плавали, и он показывал мне разноцветные кораллы и экзотических рыбок. На острове мы разговорились, и он сказал, что хочет жениться на мне, и, если станешь моей женой, то будешь жить как КОРОЛЕВА… (В будущем так все и произошло). Когда мы возвращались с экскурсии, он поинтересовался, смогу ли я пойти с ним вечером в кафе, и попросил разрешения у мамы. Чему я была приятно удивлена. Я согласилась (и мама тоже). Вечером мы встретились с Мохамедом вдвоем, разговаривали о жизни, общение проходило легко и непринужденно. Он говорил, какие у него планы на будущее, рассуждал очень грамотно и интересно, сказал, что если я буду с ним, то никого кроме меня существовать в его жизни не будет. И тут ко мне пришло чувство, что у нас с ним любовь с первого взгляда. К сожалению, посидели в кафе мало, он уезжал на экскурсию в Каир. Договорились, что он будет ждать моего возвращения из России... И он дождался... Как он сказал, так и сделал.
За спиной 4 месяца разлуки и переписывания смс, и вот, долгожданная встреча вновь произошла!!! Он меня встретил в аэропорту и спросил - согласна ли я стать его женой. Ответ очевиден, конечно же я согласилась!!!
«Ради тебя я и приехала сюда, бросила все, только чтобы быть с тобой!!!»
Он снял для нас прекрасную новую квартиру, оформил договор о браке, так как в Египте жить не расписанными нельзя. Очень сильно ревновал. Но день за днем мы привыкали, наслаждались жизнью в объятиях друг друга. Все было прекрасно, хотя были и ссоры иногда, но это мелочи, главное что мы – вместе!!!
Евгения Макрам: Почему твой выбор все-таки пал на мужчину –египтянина? Какие именно черты его характера тебе нравятся? Что ты в нем ценишь?
Наташа: Почему я выбрала египтянина? Потому что он - настоящий мужчина, и для жены готов сделать все, что она хочет!!! Жена - это святое, он никогда не даст её в обиду и всегда защитит. Пусть он меня сильно ревновал, первое время ругался и думал, что я всегда с другими мужчинами, так как видел каждый день, как русские туристки «гуляют» направо и налево... Зато я ощущала, как он заботится, волнуется, ведь я в чужой пока ещё стране и никого здесь не знаю, вдруг меня обманут? Я ощущала, как сильно он меня любит, что я – только его женщина!!! И одевалась первое время я открыто, все египтяне на улице меня обсматривали, да и его друзья, что и говорить.
Евгения Макрам: Согласна, Наташ, а какому мужчине будет приятно, что его любимую девушку открыто обглядывают другие мужчины? Наверное только тому, который не ценит и не любит свою жену.
Наташа: Мохамед хотел, чтобы смотрел только он и никто больше. Ну, честно говоря, мужчины-египтяне все такие, считают, что его женщина должна принадлежать только ему, и никто на неё не должен даже смотреть, не то, чтобы уж говорить с ней (имею ввиду других мужчин).
Евгения Макрам: А русские мужчины иногда наоборот считают, что это круто, если на твою женщину все глазеют, значит, она у меня красавица. Обратите внимание, сколько девушек на пляже загорают топлесс, а их мужья лежат рядом и ухмыляются, мол, посмотрите, какая у меня женщина красивая…
Наташа: За что я его ценю? Он всегда делает все, как я хочу. Ну а на самом деле - он ДОБРЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, когда он рядом, я чувствую себя, как за каменной стеной, он ВЕРНЫЙ и ПРЕДАННЫЙ. Он НЕЖНЫЙ и ЛАСКОВЫЙ – и слово приятное умеет сказать, успокоит и поддержит, если у меня проблемы. Он – ЩЕДРЫЙ, никогда не жалеет денег для меня, покупает одежду, делает регулярно подарки.
Евгения Макрам: Наташ, а что говорит муж по-поводу ваших русско-египетских отношений?
Мохамед: Прежде всего я нашел в Наташе то, что необходимо каждому мужчине - доброту, ласку, нежность, верность и любовь. Она очень покорная, всегда выслушает и постарается сделать так, как я попросил, так, чтобы мне было хорошо. А во-вторых, она помогает мне во всем, говорит, что если у меня будут проблемы с деньгами, то она будет работать вместе со мной, поддерживать. Она успевает и дом держать в порядке и следить за своей внешностью и красотой. Любому мужчине это будет приятно. А большинство девушек-египтянок - ленивые, привыкли сидеть дома и ничем не заниматься, кушать и долго спать. Они хотят только деньги, золото, дорогие подарки… И им не важно, что ты зарабатываешь каждую копейку с трудом. Они мало чем увлекаются, из-за чего с ними скучно и не интересно. (Не все, но большинство именно такие). С русскими девушками интересно, они (в большинстве) активны, имеют много увлечений, с ними всегда есть о чем поговорить. Наташа всегда интересуется моей жизнью, внимательно выслушает, спросит: «Как работа? Как друзья? Как мама с папой?» Она поддерживает меня во всем, всегда даст нужный совет.
Евгения Макрам: Наташ, а есть ли ревность к его работе в туризме?
Наташа: Я его не ревную к работе в туризме, как ни странно это звучит. Почему-то очень спокойна, знаю, что пока я делаю все как он хочет, ему не нужна будет другая. Ведь от чего мужчина смотрит на сторону? Когда ему чего-то не хватает в отношениях. Или жена не внимательна к нему, уделяет мало времени. Или любви нет и взаимопонимания. А если мужчине дать все, что он просит, быть покорной, слушать его, понимать, уважать, то зачем ему другая? Да, у египтян есть особенность - он всегда командир, он - мужчина и главный в доме. Я всегда должна слушать его, например пошла в магазин, должна позвонить и сказать. И вообще в любом вопросе, тоже спрашивать первым его, всегда нужно его разрешение. Возможно со-стороны это покажется, как ущемление свободы, но если вы любите человека, он для вас всегда на первом месте!!!
Мужчина-египтянин хочет, чтобы жена была прекрасна и красива, но только для него, а не для других. (Поэтому египтяне любят, когда женщина носит закрытую одежду, чтоб её (жену) никто не видел в общественных местах, а дома Он один уже наслаждается её красотой). Мохамед настойчивый во всех вопросах и переубедить его невозможно, даже не стоит этого делать, бесполезно, лучше и проще согласиться. Он, как и большинство египтян, не хочет, чтоб жена работала и уставала, хочет чтоб сидела дома и отдыхала, и всегда встречала мужа с работы в хорошем настроении, всегда была как королева.
Евгения Макрам: Но сейчас ты работаешь, как он согласился?
Наташа: Да, сейчас я работаю, он сначала был не доволен, но потом привык. Хотя ревность всегда с ним.
К чему пришлось привыкнуть? - Готовить еду по-египетски. Но это даже мне на пользу. Еда у египтян готовится легко, все блюда полезные и вкусные!!! Теперь мне всегда есть чем удивить моих родителей и русских подруг, когда они приезжают в гости!!!
А что по-поводу одежды могу сказать? Длинную одежду я одела год назад, когда был месяц рамадан. Он попросил, и отказать я просто не могла, обещал, что только на месяц, но все оказалось не так. Но меня это не напрягает, а наоборот, вызывает уважение со стороны других египтян, никто не может прикоснуться ко мне и говорить, как с туристкой, даже в маршрутке садятся осторожно. После рамадана Мохамед подарил мне золотое обручальное кольцо и цепочку. И я совсем стала чувствовать себя русской египтянкой. Что мне приятно. Меня стали больше уважать его семья и друзья.
За время нашей семейной жизни мы не изменились, какие были, такими и остались, просто привыкли друг к другу, любовь стала сильней!!! Заботимся и переживаем друг за друга, постоянно скучаем, когда он на 2х дневных экскурсиях Каир-Александрия, без него дома пусто и одиноко, а когда я на работе, ему тоже не хватает меня. Он сам с удовольствием приготовит вкусный ужин и встретит меня с работы…

НАДЯ И АХМЕД

Евгения Макрам: Надь, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?
Надя: Первая встреча произошла ровно год назад, когда я приехала в Хургаду работать в турфирме. Первое впечатление было - что он (Ахмед) как-то отличается от других египтян, и внешностью и рассуждениями во время разговора. Но чем он был не похож на остальных, было не понятно. Мне было ужасно интересно узнать его получше. Он взял мой номер телефона и чуть позже позвонил. Я решила, что если уж приложил усилия и не забыл мой номер, то можно пообщаться с этим человеком, тем более, мне хотелось узнать, что же в нем не так, как в других.
Общались долго… Каждый день встречались после работы, гуляли, разговаривали обо всем на свете, и конечно же узнавали друг-друга, находили много общего. Нам вдвоем всегда было весело и интересно!!! Мы становились ближе друг к другу, дружба перерастала в настоящие чувства. Мы жили в Египте (в Хургаде), какое-то время просто встречались, потом стали жить вместе. Весь год «не разлей вода», каждый день вместе, расставались только один раз на время моего отпуска на родину (две недели). Вот так прошел год, и сейчас мы подаем документы на оформление официального брака.
Евгения Макрам: Поздравляю, Надь!!! Расскажите теперь поподробнее о ваших отношениях? Что особенно тебе нравится в твоем муже?
Надя: Он добрый, ласковый, и самое главное – заботиться обо мне, защищает, я чувствую себя, как за каменной стеной!!! Чувствую его любовь ко мне!!! Я верю в его верность мне, потому что я очень хорошо знаю своего мужа, из-за одного влечения, он не никогда не захочет потерять то, что у него есть сейчас - спокойная и размеренная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Мой муж очень любит детей, у нас есть соседка по площадке, она совсем маленькая, приходит к нам в гости часто, муж ей подарил уже половину игрушек из нашего дома и постоянно скучает по ней. Очень хочет семью и детей, первую дочку…
Евгения Макрам: Я вообще заметила, что мужчины-египтяне очень любят детей, они заботятся о них с такими же усилиями, как и матери. Они укачивают своих грудных малюток, кормят, играют с ними, а жены тем временем могут отдыхать. Когда я работала гидом на корабле на Райский остров, то миллион раз наблюдала, как папа укачивает малыша, поет ему песенки, меняет памперсы, а мама купается, отдыхает. Муж берет на себя половину обязанностей, это точно!!! В России я часто слышала от мужчин, что только после 40 лет, они понимают по-настоящему, что такое дети. И как правило мужчины не любят возиться с грудными детьми. А в Египте – мужья обожают своё будущее чадо, когда он только успел появиться в мамином животике!!! Да, и ещё очень любят девочек. (а многие думаю наоборот, что египтяне любят только мальчиков, но это не так. Любят одинаково!!!)
А что можете сказать о русско-египетских отношениях?
Надя: Особенности русско-египетских отношений в том, что кто-то из пары в любом случае будет жить не в своей стране, если конечно же не рассматривается другой вариант, выбор третьей страны, так сказать, нейтральная территория.
Евгения Макрам: А значит, тому из пары, кто переехал, придется знакомиться с новой культурой, традициями. И привыкать к ним, принимать их, меняться самому. Тем более если рассматриваем Россию и Египет. Мы совсем разные, имею ввиду нацию в целом. Парни-египтяне, переезжающие в Россию, европеизируются, становятся более современными. А девушки, переезжающие в Египет... по-разному. Некоторые не меняются, просто соблюдают местные правила. Другие становятся более спокойными, «семейными» так сказать. Уважают местные традиции, немного меняют стиль одежды (менее открытый). А третьи – начинаю перенимать египетские обычаи, принимают мусульманство, меняют стиль одежды, могут одеть хиджаб (платок), да и характер в корне могут изменить. Вообщем, у всех смешанных пар привыкание друг к другу происходит по-разному. Каждая семья устанавливает свои правила.
Для меня муж - это мой муж, и люблю я его за отношения ко мне, а не за его национальность или вероисповедание. Если бы я встретила такого человека, как он, у себя на родине, то жила бы с ним в своей стране, но получилось так, что я встретила свою вторую половинку в Египте, а значит так хочет Бог. И ценю я его за мягкий характер, спокойствие и проявленное уважения.
Ахмед: Я ценю Надю за доброе, честное и открытое сердце, за то, что она всегда улыбается и заряжает меня хорошим настроением!!! И за то, что она мне во всем помогает, поддерживает. Мы ведь оба молодые и учимся друг на друге, как строить семью, формировать хорошие отношения, взаимоуважение и понимание. Помогаем друг другу становиться лучше…А ещё мне очень приятно, что она принимает меня таким, какой я есть, и гордится мной.
Евгения Макрам: Вы оба работаете в туризме. Есть ли ревность к работе друг друга?
Надя: Работа - есть работа. Я довольно спокойно отношусь к его деятельности, считаю, что не важно, где человек работает, главное что он думает. Не ревную абсолютно.
Ахмед: Нормально отношусь к работе Нади, но не хочу, чтобы она работала с таким непостоянным графиком (то утро, то вечер), надо что-то более спокойнее.
Надя: Я поменялась живя с мужем, стала более спокойной и рассудительной и менее вспыльчивой и обидчивой. Стала мудрее.
Жизнь в Хургаде конечно же отличается от той, которой я жила раньше, но человек привыкает ко всему, главное, чтобы жизнь была достойной. Чтобы вы были довольны своей работой, чтобы вы нашли новых настоящих друзей, и, главное, чтобы отношения с мужем были искренними, в семье царила любовь и взаимопонимание!!!

К загробной жизни

Египет - это греческое название страны Кем, что в переводе означает "Тайна, загадка". Действительно, тайной окутано все, что связано с этой древней страной. Современная египтология существует без малого двести лет, и, казалось бы, ею сделаны не малые успехи, но большинство египтологов согласятся с утверждением английского ученого Эрнеста Баджа, что Древний Египет раскрыл исследователям лишь малую толику своих тайн.

Мы предлагаем вниманию читателей две статьи, посвященные тайне древнеегипетского бальзамирования и ее мистическому аспекту.

Cовременному человеку, воспитанному в лоне новых религий, трудно понять, что представляла собой религия древних египтян. Многие египтологи прошлого века считали слово "религия " слишком высоким для определения веры в огромный запутанный пантеон противоборствующих богов, духов, тотемов.

Противоречива мифология древних египтян, у которых самый примитивный магический шаманизм тесно и неразрывно переплетался с официальным культом. Чтобы понять, как и на какой основе сформировалась эта странная и загадочная система верований, следует обратиться к особенностям климата и географического положения самого Египта.

Долина Нила – райский уголок

Территория древнеегипетского царства представляла собой узкую речную долину, окруженную безводными пустынями. Это географически изолировало Египет от других цивилизаций и побуждало развивать собственную культуру , на которую редкие контакты с внешним миром почти не оказывали влияния.

В силу тех же причин вражеские вторжения в течение всей многотысячелетней истории Древнего Египта случались крайне редко. Об этом наглядно свидетельствует очень слабое развитие военной культуры египтян. В то время как население цивилизаций эпохи ранней бронзы на Среднем и Ближнем Востоке возводило циклопические укрепления, чтобы защитить свои поселения от захватчиков, Египет фактически не знал крепостного строительства.

Трудно назвать крепостями те примитивные укрепления, которые возводили фараоны на границе с Нубией. Это были скорее пограничные гарнизоны, призванные охранять речную торговлю на Ниле . Не создали египтяне и эффективного боевого оружия.

Упоминаемые в египетских источниках военные успехи фараонов отчасти носят легендарный характер, ибо столкновения случались с противником, ослабленным внутренними смутами и раздробленностью. В случае же войн с сильным, сплоченным противником, что происходило в египетской истории нечасто, египтяне всегда терпели поражение. Можно смело утверждать, что в истории не было народа менее воинственного и менее пассионарного, чем древние египтяне.

Нильская долина представляла собой райский уголок. Его обитателям фактически была неведома страшная жизнь пустыни . День за днем солнце неуклонно пересекало безоблачное небо, чтобы назавтра повторить свой путь. Ежегодные разливы Нила , отложения ила в сочетании с жарой и солнечным светом создавали здесь богатую, плодородную почву.

Многие специалисты не без оснований считают, что в период Древнего царства у египтян не было представления об истории . Это объясняется неизменностью дневного солнечного ритма, регулярностью нильских разливов, отсутствием серьезных сезонных колебаний климата . История подразумевает перемены, а жизнь древних египтян была упорядоченной, неизменной и даже монотонной. Обязанность же фараона, как бога или посланца богов, заключалась в том, чтобы поддерживать этот порядок вечно.

Древнеегипетская богиня Маат

В египетском пантеоне есть богиня Маат , изображаемая в виде маленькой фигурки коленопреклоненной женщины с пером на голове. По мнению британской исследовательницы Ненси Дженкинс, Маат была не просто божеством, а неким государственным символом, означающим неизменность сущности вещей. Символом универсального порядка, антиисторичного, не имеющего ни прошлого, ни будущего. Неизменность мира - вот идеал древнего египтянина!

И все-таки этот идеал оставался только идеалом. Перемены властно вторгались в жизнь египтянина, и самой неотразимой среди них была неумолимая смерть . Озабоченный прежде всего сохранением порядка, который нарушила смерть , египтянин стремился как-то включить и ее в извечный и неизменный порядок мироздания. Эта цель и лежит в основе древнеегипетской религии .

Многие считают, что древние египтяне ужасно боялись смерти . Это не совсем так. Смерть как трагедия отдельного индивидуума их мало волновала. Они были озабочены проблемой вечного продолжения жизни, непрерывностью всего порядка обозримого мира - солнца, звезд, спадов и разливов Нила , смены сезонов и т. д.

С сохранением мирового порядка был теснейшим образом связан институт царской власти. По сей день среди египтологов бушуют споры: считался ли фараон живым богом или только посредником между богами и людьми? А может, фараона обожествляли после смерти ? Но это все не очень и важно. Кем бы фараон ни считался, но за "маат ", за порядок и стабильность в государстве отвечал он. Понятия "маат " и "царская власть" были неразделимы.

Кризис этой связи наступал со смертью фараона. Несмотря на ее неизбежность, смерть фараона всегда рассматривалась как угроза всему порядку мироздания, сравнимая с природным катаклизмом.

Все население государства подвергалось сильнейшему психологическому стрессу. Все оплакивали царя, и в этом не было лицемерия: горе и страх были неподдельными вне зависимости от того, был ли покойный фараон добрым или жестоким, справедливым или несправедливым.

Согласно верованиям древних египтян, тело, даже мертвое, было вместилищем бессмертного духа покойного, который имел две ипостаси.

Дух «Ба» в египетской мифологии

Дух "Ба", изображаемый в виде маленькой птички с человеческой бородатой головой, воспринимался как собственно душа . Покинув тело после смерти , птица-душа могла летать между телом в гробнице и внешним миром, а также устремляться в мир звезд. Египтяне Древнего царства часто воспринимали звезды как мириады птиц "Ба" с фонариками в лапах.

Дух «Ка» в египетской мифологии

Вторая ипостась - "Ка" - более сложна. "Ка" было живым, неумирающим духом, возникающим в момент рождения человека, своего рода благодатной силой, которая могла передаваться от одного существа к другому, от бога - смертному (фараону), от фараона - его подданным, от отца - сыну. Последнее особенно важно. Сын фараона, наследуя своему отцу, наследовал его "Ка", то есть божественную царскую власть.

Считалось, что в период между смертью человека и его захоронением "Ка" покойного пребывало в состоянии сна. Поэтому у древних египтян было более чем достаточно причин для беспокойства, ибо после смерти фараона его "Ка", сила, которая поддерживала в мире порядок и стабильность ("маат "), временно как бы исчезала из Вселенной. Но после завершения погребальных церемоний "Ка" возвращалось к телу покойного.

Без тела оно не могло принимать жертвоприношения, не слышало молитв, не видело ритуалов, предназначенных для покойного. Вот почему древние египтяне любым способом старались сохранить тело умершего. Без него "Ка" лишалось пристанища. Именно в этом и заключался религиозный смысл обряда мумифицирования.

Конечно, посмертная судьба "Ка" крестьянина не могла быть причиной трагических последствий для мира, подобно "Ка" фараона, но ее "неустроенность" была чревата неприятностями, по крайней мере для его детей и близких. Поэтому сложные погребальные обряды, включающие бальзамирование тела усопшего, исполнялись фактически над всеми умершими египтянами, вне зависимости от их социального положения.

Египтяне или Арабы? Начнем с наиболее резкого поворота в истории страны. Период арабского завоевания разделил судьбу египетского народа на две якобы не похожие друг на друга части.

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Египтяне или арабы жили на одной территории?

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян: Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Египтизация арабов и арабизация египтян.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Под жарким солнцем бурлит кровь и кипят страсти. Египетские курортные романы крайне редко заканчиваются с отъездом девушки. За тысячи километров из страны пирамид летят страстные СМС, признания в любви, и все зовут замуж. Девушки приезжают в древнюю страну вновь и вновь, но уже не для того, чтобы плескаться в лазурном море и любоваться на многочисленные памятники.

Почему египтяне так себя ведут

На Востоке просто предложить женщине секс сродни оскорблению. Поэтому буквально в первые же сутки знакомства следует набор дежурных фраз: "ты самая красивая", "до тебя я никого не любил", "я знаю много русских женщин, но ты не такая как они все, ты особенная", "выходи за меня замуж".

У египетских мужчин романтика и пожизненное состояние влюбленности в крови. Практически все население курортных городов имеет романы с туристками. Это происходит, во-первых, потому, что сама по себе атмосфера любого курорта предрасположена к романам. Во-вторых, банально хочется секса, так как даже у женатых египтян вторые половины в основном живут в Каире, Луксоре или другом египетском городе, откуда они приехали на заработки.

Завести не обременительный роман с египетской девушкой ради сексуальных отношений практически невозможно, в силу религиозных взглядов, как мужчин, так и женщин Египта. Зато со всего мира ежедневно прилетают самолеты с туристками из северных стран, мужчины которых скупы на комплименты. Там мужчины выражают свою страсть подарками и делами, а в Египте делают комплименты и обещают вечную любовь под пальмами.

Дивиденды с любви

Зарплата работника отеля не высока. Официант получает около 30 долларов в месяц, бухгалтер - не больше 250. Таким образом, египтяне смотрят на иностранку и как на сексуальный объект, и как на симпатичный кошелек. Ведь так приятно получать в подарок не только порцию чувств и позитивных эмоций восторженной барышни, а и мобильный телефон последней модели, на который сам обожатель копил бы минимум года два. Чтобы добиться таких подарков, нужно лишь отправлять СМС-ки: "наши имена написаны на звездах", "моя мама молится за нас каждый день", "прилетай скорее, любимая".

Девушки побогаче могут купить даже квартиру. Египтянину достаточно сказать, что это станет совместным гнездышком, где они вместе будут растить красивых и умных деток, и предложить купить квартиру пополам. Ведь какие пустяки для возлюбленной - эти 10 000 долларов на создание очага. Не важно, что квартира будет записана на египтянина. Ведь они будут любить друг друга всю жизнь и никогда не расстанутся.

Очень состоятельная леди может даже открыть бизнес на имя своего мачо. Как ему потом будет приятно приезжать на новой блестящей машине с тонированными стеклами в свой родной пригород Каира, туда, где живет жена-египтянка с детишками, и хвастаться фотографиями собственного ресторана.

Встречаются редкие экземпляры, которые, действительно, многого добились благодаря своему характеру или состоятельным родственникам. Однако в большинстве случаев источник благосостояния - немецкая фрау, получив деньги от которой, мачо пошлет часть суммы российской возлюбленной, чтобы она купила билет. Все доказательства чувств налицо, в том числе непрекращающийся поток страстных СМС-ок. Пора замуж.

Орфи контракт

С него начинается любой брак с египтянином. Эта бумага подписывается у адвоката в присутствии двух свидетелей-мужчин. Если свидетели - женщины, то две женщины приравниваются к одному мужчине. Контракт дается в двух экземплярах: один - мужу, другой - жене. Эта бумага нигде не регистрируется, и, по сути, не накладывает никаких обязательств. У молодого человека таких контрактов может быть целая коллекция. Если брак по каким то причинам прекращен, жена, равно как и муж, может смело порвать орфи и снова быть птицей свободного полета.

Для чего же она нужна? Без этого документа нельзя даже держаться на улице за руку, не то что посещать любимого на его квартире. Некоторые особо отчаянные молодые люди, не заключив этот контракт, приводят девушек домой - вероятно, они имеют связи в полиции. Так как в случае проверки документов, если орфи контракта не окажется, дело для египтянина может кончиться отсидкой в полицейском участке. Во многих домах есть мужчины-консьержи, которых в Египте называют дормены. Без контракта, чаще всего, дормены просто не пропускают парочки в здание.

Легализация орфи контракта

Если намерения сторон более серьезные, чем банальная интрижка, то орфи контракт надо легализовать в суде. Это делается при помощи адвоката, как, впрочем, и любые другие дела в Египте, связанные с государственными учреждениями. Побывав несколько раз в суде для того, чтобы поставить подписи на множестве документов, молодые получают на руки бумагу формата А3 на арабском языке, которая гласит, что отныне они официально являются мужем и женой. Весь процесс занимает 1-3 месяца в зависимости от загруженности суда.

Предъявив эту бумагу, жена получает визу в миграционной службе. Резидентская виза дается в начале на полгода, потом - на год и потом уже на 5 лет. После можно будет получить египетский паспорт. Заодно легализованный контракт дает возможность покупать билеты на транспорт и в музеи по ценам для египтян, которые существенно ниже, чем цены для иностранцев.

И это еще не все...

Надо помнить, что даже легализованный орфи контракт не принимается как свидетельство заключения брака на территории других государств. Чтобы брак стал законным, надо также заключать его либо на территории государства, подданной которого является жена, либо обращаться в Египте в посольство или консульство своей страны.

Брачный договор

Многие пары при заключении брака заключают брачный договор. К сожалению, не все юристы предупреждают жену-иностранку, что в случае развода спорные вопросы (дети, имущество) решаются исключительно на основе египетского законодательства и никакой брачный контракт не будет иметь силы, если он вступает в противоречие с законом.

Имеет смысл предусмотреть в контракте компенсацию жене в случае развода. И тогда в банк на счет супруги кладется некая сумма, с которой муж обязан заплатить налоги (около 20%). Хотя она и называется "компенсацией в случае развода", на самом деле, деньгами с этого счета можно пользоваться сразу же: развод не является обязательным условием. Другим вариантом является открытие специального счета, на который ежемесячно будет перечисляться прописанная в брачном контракте сумма. Финансовые вопросы следует отслеживать очень внимательно, так как у египтянина легко может оказаться не одна жена.

Развод

Также производится через суд при участии адвоката. Лучше, чтобы инициатором развода был мужчина, тогда развод займет меньше времени (около 1 месяца). Если же разводиться пожелает женщина, процесс будет тянуться около полугода. При любых условиях, все имущество, нажитое в браке, остается за тем, на кого оно зарегистрировано. Суд не будет учитывать фактов, на чьи деньги данное имущество было приобретено.

В судебной практике сделка, заключенная в недееспособном состоянии, может быть признана недействительной. Однако умопомрачение от любви, к сожалению, к психическим расстройствам не относится.

Куда подевались древние египтяне? Самым распространенным ответом на такой вопрос будет: "Растворились сначала в греках, а потом в арабах". Но так ли это?


Потомки библейского Хама населили северо-восток Африки, и от имени своего прародителя они назвали страну Хами, или Хэми. Жители страны Хэми обожествляли слово, ибо считалось, что мир сотворен из слова бога-творца. Вокруг храма бога Птаха родилась первая столица Хэми. Город получил наименование Ха-Ка-Пта, что означало "крепость души Птаха". Жителей Хэми, подчиняющихся столице, стали именовать Ха-Ка-Пта. Когда в Хэми появились греки, они усвоили именно это название - Ха-Ка-Пта, несколько переиначив его на свой лад. Так родилось слово "Египет". Женщины Хэми были искусны в косметике, и слово "Хэми" перешло в древнегреческий как обозначение этого искусства. В дальнейшем от него произошло слово "химия". Сам город Ха-Ка-Пта греки стали называть Мемфисом, по имени белокаменной крепости Меннефер, стоящий в пригороде. Позже, Александр Македонский основал на берегу Средиземного моря свою египетскую столицу Александрию. Один из его военачальников Птолемей стал зачинателем новой династии египетских царей - Птолемеев. Древние египтяне, потомки Хеопса, всех Тутмосов, Рамзесов и Аменхотепов, входили в новую цивилизацию.
Позднее, страна стала частью Римской Империи.

Здесь, в земле Египта, прошли первые младенческие годы Иисуса Христа. И Египет стал колыбелью христианства. Именно египтянам посчастливилось видеть Его маленьким ребёнком.

Иосифу, Марии и Богомладенцу пришлось много скитаться по Египту потому, что всюду шныряли Иродовы ищейки.
Люди своими глазами видели, как деревья склоняли ветви с плодами к Богородице Деве, как от одного взгляда необычного мальчика разрушались языческие идолы, как в безводных местах из-под земли выбивались источники к ногам Святого Семейства, как приходили к младенцу звери, чтобы поклониться Ему, побыть рядом.
Всё это до краёв наполнило будущие коптские легенды.

Благодаря этим сказаниям, египтяне довольно быстро и охотно приняли веру в Христа. Бывшие язычники, поклонявшиеся Осирису и Амону Ра, Исиде и Птаху, пришли к истинному единобожию.

Египтяне, среди которых было много свидетелей посещения стран самим Святым Семейством, готовы были воспринять проповедь Марка Евангелиста.
Благодаря деятельности проповедника Марка, в Александрии и окрестностях образовалось и благоустроилось несколько церквей.
В Александрии апостол Марк обрёл свой мученический венец. Шла эра гонений на христиан, в Риме правил злочестивый Нерон.
Схваченного Марка волокли на веревке по улицам, до тех пор, покуда он не скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой!"
В Египте основан первый на Земле монастырь, а так же множество древнейших христианских Соборов и Храмов.

В середине VII века Египет захватили зороастрийцы персы. Они разрушали храмы и монастыри. Позже, в 640 году произошло новое завоевание Египта, на сей раз арабами, проявлявшими поначалу большую терпимость в отношении христиан. С этих пор и по сей день египетские христиане проживают внутри мусульманского арабского государства.

Именно арабы присвоили им наименование, под которым христиане Египта известны теперь во всём мире - копты . Это слово - ни что иное, как арабское произношение слова "Египет".
Впрочем, официально арабами утверждено иное название - Миср, ибо считается, что египтяне происходят непосредственно от библейского Мицраима. Долгое время копты не испытывали сильных гонений со стороны арабов, но при халифе Аль-Хакиме, правившем с 996 по 1020 годы, им пришлось не сладко. Собрав коптских епископов, халиф потребовал от них принятия ислама, а когда те отказались, подверг их пыткам. В пантеоне египетских святых появилось ещё несколько мучеников. Не добившись от коптов повиновения, Аль-Хаким издал ряд дискриминационных законов.

Копты были изгнаны со всех руководящих постов. Исключение не было составлено даже для визиря Фада Ибн-Ибрагима. Коптам вменялось ходить исключительно в чёрных одеждах, а на груди носить тяжёлые деревянные кресты. Мусульманам отныне запрещалось работать в услужении у коптов и даже перевозить коптов на лодках.
Египетский папа Захария по приказу Аль-Хакима был схвачен и брошен на растерзание голодным львам. Но львы не тронули Захарию, и он был отпущен, а впоследствии канонизирован.
Впрочем, остальные правители династии Фатимидов терпимо относились к коптам. При них особо почитаемым был папа Авраам I. И всё же, коптов продолжали облагать большими налогами, а египетские папы не раз оказывались по разным причинам в заточении.

В эпоху Крестовых Походов, копты, вместе с мусульманами, одинаково подверглись нападению крестоносцев, которые не разбирались, грабили и убивали всех подряд. Потому то, копты почитают Салах ат Дина, как и своего спасителя от крестоносцев, которые являются "молодыми" христианами в сравнении с коптами.

Далее, коптам пришлось пережить правление Мамлюков и захват Египта турками - Османскую Империю и в те времена им приходилось не сладко. Это привело к тому, что в середине ХХ века копты в среде мусульман вновь стали изгоями. В Каире им разрешалось работать только на переработке мусора, и даже та часть Каира, в которой в основном живут копты, получила название "Мусорный город". При Анваре Садате мусульманские экстремисты взялись за физичесткое уничтожение коптов, взрывая бомбы в церквях и в жилых помещениях. Египетского папу Шенуду Садат держал под домашним арестом, не разрешая ему никуда выезжать.

В то же время, резко усилилась волна эмиграции - копты бежали из Египта в США, Канаду, Австралию, Европу. Лишь после смерти Садата положение коптов вновь стало улучшаться. Сейчас же и вовсе, по всем показателям, коптская община Египта находится на подъёме во всех отношениях - и в демографическом, и в экономическом, и во многих других.