Максим горький - биография, информация, личная жизнь. Последние годы и смерть. Возвращение на Родину

Алексей Максимович Пешков родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, жил в семье деда, испытал много бед и лишений с раннего детства. Этим объясняют его псевдоним - Горький , который он взял в 1892 году, подписав им рассказ «Макар Чудра», напечатанный в газете. Это не столько псевдоним-френоним - псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества. Зная доподлинно о тяжелой жизни, писатель описывал горькую участь обездоленных. Впечатления начала своей жизни Горький описал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Творческая деятельность

С 1892 года начинающий писатель публиковал в газетах фельетоны, обозрения. В 1898 году вышел его двухтомник «Очерки и рассказы», сделавший Максима Горького известным автором-революционером и привлекшие к нему внимание властей. Этот период в жизни писателя характерен поиском героического в жизни. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» были восторженно встречены передовой молодежью.

В начале ХХ века Горький окончательно подчинил свое творчество служению революции. За участие в революционном движении в 1905 гшоду писатель был заключен в Петропавловскую крепость, однако под влиянием мировой общественности властям пришлось освободить его. Чтобы избежать преследований партия послала Горького в 1906 году в Америку. Впечатления о стране и о том времени описаны в очерках «Город желтого дьявола», «Прекрасная Франция», «Мои интервью». Первый раз за границей Горький пробыл недолго.

Эмиграция и возвращение в СССР

Октябрьскую революцию Горький встретил без особого восторга, но продолжал свою творческую деятельность и написал множество патриотических произведений. В 1921 году он был вынужден эмигрировать за границу, по одной версии - по настоянию В.И.Ленина, для лечения туберкулеза, по другой - из-за идеологических разногласий с установившейся властью. И только в 1928 году приезжает в Россию по личному приглашению Сталина. Окончательно возвращается на Родину писатель в 1932 году, и надолго остается «главой советской литературы», создает новые журналы и серии книг, становится инициатором создания «Союза советских писателей». Несмотря на большую общественную работу, продолжает творческую деятельность.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была так же насыщена, как и творческая, но не настолько счастливая. В разное время у него было несколько длительных романов, но женат он был на одной женщине - Е.П.Пешковой (Волжиной). У них было двое детей, но дочь умерла во младенчестве, остался единственный сын Максим. В 1934 году Максим трагически погиб.

Скончался Алексей Максимович Горький в 1936 году, кремирован и похоронен в Москве, на Красной площади. Вокруг его смерти, как и гибели сына, до сих пор ходят противоречивые слухи.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Биография

"Максим Горький " – псевдоним, который взял себе Алексей Максимович Пешков, – много говорит о писателе. Имя "Максим", взятое писателем в память об отце, в то же время выражает его декларируемый максимализм. "Горький" – потому что рассказывает горькую правду о горькой жизни. Значит ли это, что свою задачу писатель видит в том, чтобы с бескомпромиссным максимализмом говорить читателю горькую правду? Мнения на этот счет могут быть разные. Правда для Горького всегда горькая. Обычно этот взгляд объясняется биографически: действительно, с детства жизнь его не баловала. Но горьковская "горечь" объясняется не только внешними обстоятельствами жизни, но и природным характером, возможно даже наследственностью.

Современников поражал жизненный опыт, приобретенный Горьким уже в ранние годы его жизни. В начале 1900-х гг. – времени массового преклонения перед ним, вышла даже книга "Максим Горький в карикатурах и анекдотах". Приведенный в ней материал, хотя и представляет писателя в шаржированном виде, заостряет черты, вызывавшие недоумение одних и восторг других. Книгу открывает краткий "послужной список" популярного писателя:
"1878-й год. Поступил ″мальчиком″ в магазин обуви.
1879 - ″ - ″ - Был учеником у чертежника.
1880 - ″ - ″ - Служил поваренком на пароходе.
1883 - ″ - ″ - Работал в крендельном заведении.
1884 - ″ - ″ - Был пильщиком дров.
1884 - ″ - ″ - Перешел на занятия грузчика.
1885 - ″ - ″ - Состоял хлебопеком в пекарне.
1886 - ″ - ″ - Был хористом в мелкой оперной труппе.
1887 - ″ - ″ - Торговал яблоками.
1888 - ″ - ″ - Покушался на самоубийство.
1889 - ″ - ″ - Занял должность железнодорожного сторожа.
1890 - ″ - ″ - Исполнял обязанности заведующего метлами и брезентом железнодорожной станции.
1890 - ″ - ″ - Поступил письмоводителем к присяжному поверенному.
1891 - ″ - ″ - Стал бродить по России и работал на соляных промыслах.
1892 - ″ - ″ - Служил рабочим в железнодорожных мастерских.
1892 - ″ - ″ - Написал первый рассказ.
1903 - ″ - ″ - Всемирно известный писатель, имя и произведения которого сделались популярными среди интеллигентных читателей всех стран" (Либрович С.Ф. Максим Горький в карикатурах и анекдотах. М., 1995 [Репр. воспр. изд. 1903 г.]. С. 1).

"Сказочна вообще судьба этого человека, – много лет спустя писал Бунин. – Молва твердит: ″Босяк, поднялся со дна моря народного…″ А в словаре Брокгауза другое: Горький-Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь богатого купца-красильщика…" (Бунин. Собр. соч. т. 9. С. 292). Все это так – и не так.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Максим Савватеевич, сын солдата, разжалованного из офицеров (за жестокое обращение с нижними чинами – как писал сам Горький), столяр-краснодеревщик, в 1870 г. он занял место управляющего пароходной конторой в Астрахани, жил вдали от семьи и в 1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все, что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего назвал Максимом. Может быть, по отцовской линии – от деда – передалась ему некая неудовлетворенность, чувство протеста. Интересно: сын Горького, Максим, проявлял немалые способности к рисованию, хотя и не стал профессиональным живописцем. Талант этого веселого и остроумного молодого человека был сатирического свойства, но, по определению знакомых, рисовал он "в стиле Босха", – а это не просто сатира, это своего рода патология. В отличие от отца, Максим рос в атмосфере любви и понимания, – но некая наследственная "горечь" проявилась и в нем.

Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично. В 1879 г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель остался круглым сиротой. В наследство от матери ему достались слабые легкие. Со временем у него развился туберкулез, от которого он так и не вылечился окончательно. Эта болезнь тоже накладывает отпечаток на характер человека: затрудненность дыхания, повышенная температура и слабость, – все это способствует мрачному, пессимистическому взгляду на жизнь.

Горький считал себя атеистом. Но это не значит, что он вырос вне религиозного воспитания. Его автобиографическая трилогия "Детство" – "В людях" – "Мои университеты" изобилует подробностями церковного благочестия, и в то же время это пособие для воспитателя: как не надо учить вере.
Рос Алеша Пешков в доме деда, Василия Васильевича Каширина, владельца красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но благочестие его было формальное, внешнее. "Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, – вспоминал Горький в повести "Детство", – она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие" (Горький М. "Детство" – цит. по.: Горький М. Собр. соч. в 12-ти тт. т. 5. С. 22). Бог, которому поклонялся дед, внуку представлялся жестоким, карающим.

Как большинство русских детей, Алеша Пешков учился читать по Псалтири, церковнославянскую грамоту одолел раньше русской, хорошо знал Священное Писание и, уже будучи сознательным атеистом, нередко щеголял цитатами из Библии и умением стилизоваться под библейский слог. Свое обучение он вспоминал так: "Меня учила тихонькая, пугливая тетка Наталья.
– Ну, говори, пожалуйста: ″Отче наш, иже еси…″
И если я спрашивал: ″Что такое яко же″ – она, пугливо оглянувшись, советовала:
– Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: ″Отче наш…″ Ну?
Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово ″яко же″ принимало скрытый смысл и я нарочно искажал его: ″Яков же″, ″я в коже″" (Горький М. "Детство". С. 26). За не выученными молитвами следовало непременное распоряжение деда: "высечь". Естественно, такая методика на способствовала укоренению в Православии.

Впрочем, нравственной проповеди Христа Горький никогда не отрицал, но Его самого воспринимал скорее по Ренану, чем по Евангелию – как историческую личность, чья подлинная история впоследствии обросла легендами и вымыслами. Он считал, что Бог – Бог это человеком выдуманное воплощение всего лучшего, что есть в человеке. "Бога – нет, Леонидушка. – писал он в письме Леониду Андрееву. – Есть – мечта о нем… Бог – удобное объяснение всего происходящего вокруг и – только". (Горький М. Полное собрание сочинений и писем. Письма. т. 3. С. 11). Но сыну своему подарил Новый Завет с надписью: "Дарю тебе, дорогой мой, одну из лучших книг в мире", – а в одном из писем ему же писал: "Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно знать". (Полн. собр. соч. и писем. Письма. т. 8. С. 465.) В письме к Екатерине Павловне в декабре 1910 г. замечает: "Хорошая книга, согласись, знать ее надобно"; и Максиму: "Ты прочитай Евангелие, хорошая книга, и ее надобно знать" (Там же С. 205 и 222). Горький хорошо знал также молитвы, жития святых, церковную службу, но святости Церкви не признавал – в этом, очевидно, немалую роль сыграло то, что ему пришлось слишком рано без прикрас увидеть "соль, переставшую быть соленой", а положительной антитезы не было – или Горький не умел ее видеть. Понятия доброты, милосердия, сострадания он усвоил от бабушки, Акулины Ивановны. Бабушка, такая, какой она показана в "Детстве" – не горьковский типаж, она скорее напоминает праведников Шмелева или Никифорова-Волгина. "Гляди, гляди, как хорошо! – восклицает она, с парохода показывая внуку открывающуюся панораму Нижнего Новгорода, – Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, Богов!" (Горький М. "Детство". С. 19). "Долгие молитвы всегда завершают дни огорчений, ссор и драк; слушать их очень интересно; бабушка подробно рассказывает богу обо всем, что случилось в доме.
– Все Ты, родимый, знаешь, все Тебе, Батюшка, ведомо.
Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: Расскажи про бога!
– Сидит Господь на холме, среди луга райского, на престоле синя камня яхонта, под серебряными липами, а те липы цветут весь год кругом, нет в раю ни зимы, ни осени, и цветы николи не вянут, так и цветут неустанно, в радость угодникам Божиим…" (Там же. С. 68).
"Я очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой" – вспоминал писатель (Там же, С. 114). Но жестокость и равнодушие жили и в бабушкином раю: "Вот твой ангел Господу приносит: ″Лексей дедушке язык высунул″. А Господь и распорядится: ″Ну, пускай старик посечет его!″ И так все, про всех, и всем он воздает по делам, кому горем, кому радостью" (Там же, С. 68). Такого рая и такого суда мальчик не принимал.
Наблюдая бабушку, Алеша Пешков пришел к выводу, что религиозность в русском народе срослась с предрассудками, пассивностью, инертностью, его активной натуре такое мировоззрение было чуждо.

В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет ученья сдал экзамен и получил похвальную грамоту, но на этом его формальное образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий писатель оказался "в людях". "Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди" (Там же, С. 291) – сказал ему "благочестивый" дед, а кроткая бабушка ничего не возразила.

Действительно, как было упомянуто в юмористическом ″послужном списке″ Горького, ему довелось побывать и "мальчиком" при магазине модной обуви, и учеником (а одновременно и прислугой) у чертежника, и посудником на пароходах "Добрый" и "Пермь". Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской, но духом иконописного мастерства не проникся: "Уродливо написанные иконы не нравились мне; продавать их было неловко. По рассказам бабушки я представлял себе Богородицу молодой, красивой, доброй, такою она была и на картинках журналов, а иконы изображали ее старой, строгой, с длинным, кривым носом и деревянными ручками <...> Иконопись никого не увлекает: какой-то злой мудрец раздробил работу на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему. Косоглазый столяр Панфил, злой и ехидный, приносит выстроганные им и склеенные кипарисовые и липовые доски разных размеров; чахоточный парень Давидов грунтует их; его товарищ Сорокин кладет ″левкас″, Миляшин сводит карандашом рисунок с подлинника, пишут пейзаж и одеяние иконы, затем она, без лица и ручек, стоит у стены, ожидая работы личников. Очень неприятно видеть большие иконы для иконостасов и алтарных дверей, когда они стоят у стены без лица, рук, ног, – только одни ризы или латы и коротенькие рубашечки архангелов. От этих пестро расписанных досок веет мертвым, того, что должно оживить их – нет, но кажется, что оно уже было и чудесно исчезло, оставив только свои тяжелые ризы…" (Горький М В людях. – цит. по: Собр. соч. в 12-ти тт. т. 5, С. 559).

Природный ум подростка искал развития. Не найдя для себя пищи в традиционном благочестии, он обрел ее в некритически поглощаемом светском печатном слове. Поваром на пароходе "Добрый" служил отставной унтер-офицер М.А. Смурый, "человек сказочной силы и грубости и – нежности". Он пробудил в мальчике, "дотоле ненавидевшем всякую печатную бумагу, свирепую страсть к чтению". Читал Алеша Пешков все, что попадало под руку: Некрасова, Гоголя, Дюма, – "классиков и литературу лубочную" вперемешку. В 15 лет поехал в Казань, надеясь продолжить образование в университете, т.к. "простодушно полагал, что науки желающим даром преподаются". Мечта об учебе не осуществилась, чтобы выжить, юноше пришлось работать – чернорабочим, грузчиком, учеником и подручным пекаря в крендельном заведении. Однако он познакомился со студентами и, будучи лишен "горького корня ученья", плоды которого сладки, оказался приобщенным к вожделенному для студенческой молодежи "запретному плоду" – науке революционной борьбы. В булочной А.С. Деренкова имелась библиотека нелегальной литературы – юный Алексей Пешков стал ее усердным читателем. Он посещал также кружки самообразования. "Физически я родился в Нижнем Новгороде. – писал он впоследствии. – Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих ″университетов″" ("30 дней", 1936, № 8, С. 77).

Систематического образования Горький так и не получил, хотя благодаря постоянному чтению и крепкой памяти в значительной мере компенсировал этот недостаток. "На своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил все, что в них написано. – писал В.Ф. Ходасевич, – Память у него была изумительная. Иногда по какому-нибудь вопросу он начинал сыпать цитатами и статистическими данными. На вопрос, откуда он это знает, вскидывал он плечами и удивлялся:
– Да как же не знать, помилуйте? Об этом была статья в ″Вестнике Европы″ за 1889 г. в октябрьской книжке.
Каждой научной статье он верил свято…" (Ходасевич В.Ф. Горький. – Pro et contra. C. 132). Б.К. Зайцев, оценивавший Горького гораздо более негативно, язвительно подметил в нем закомплексованность самоучки-начетчика, беспорядочное многознание которого зачастую представляется бессмысленным человеку, прошедшему правильное обучение ("Вы читали радиоактивиста Содли? Знаете-ли, пре-восходная брошюра…" (Зайцев Б.К. Максим Горький (К юбилею). – Pro et contra. C. 122). В то же время по складу ума Горький не выглядел "человеком из народа". Об этом писал М.О. Меньшиков, публицист "Нового времени", в очерке о его ранних произведениях: "Но, вы скажете, все-таки жаль, что сверх того даровитый автор не получил обыкновенного образования. На это я замечу, что он, к сожалению, получил и обыкновенное образование, т.е. путем беспрерывного чтения книг приобрел все так называемое ″развитие″, отличающее интеллигенцию от народа. Читаешь г. Горького и убеждаешься, что он вполне на уровне своего века и совсем законченный ″интеллигент″. Ему все ″проклятые вопросы″ так же близко известны как любому акцизному чиновнику с университетским дипломом или уездному врачу" (Меньшиков М.О. Красивый цинизм. – Pro et contra. C. 454).

В 1887 г. будущему писателю пришлось стать свидетелем репрессий против студентов. Его друзей арестовали и он оказался в одиночестве. Душевный кризис усугублялся безответной любовью – к сестре булочника Деренкова Марии Степановне.12 декабря 1887 г. Алексей Пешков совершил попытку самоубийства, за которую Казанской духовной консисторией был отлучен от Церкви на 7 лет, – а фактически навсегда, потому что в Церковь он больше не вернулся и сделался богоборцем. Позднее он признавался, что любимой библейской книгой его была книга Иова. "На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого путь окружен мраком?" (Иов. 3:23) – вопрос страдающего Иова был ему близок. И в той же книге он видел ответ: как человеку "быть богоравным и спокойно стоять рядом с Богом". "И отвечал Господь Иову из бури и сказал: ″Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли ты возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие, излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его. Взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их. Зарой всех их в землю, и лица их покрой тьмою. Тогда Я признаю, что десница твоя может спасать тебя″" (Иов, 40:1–9). Далее следуют слова о величии Божием. Умудренный жизнью и страданиями Иов ответил Господу смиренно: "Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. <...> Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов, 42: 2 – 6). Молодой Горький не увидел иронии в самом вопросе Бога человеку и наивно решил, что ему под силу принять вызов. Идеальный Человек Горького – это как раз тот, кто способен "спокойно стоять рядом с Богом", иными словами – сверхчеловек. Неудивительно, что молодой писатель нашел единомышленника и опору во входившем тогда в моду Ницше, богоборце, провозгласившем, что "Бог умер", и яром враге христианства. В самом псевдониме, выбранном Алексеем Пешковым, есть момент богоборчества: "Горький" – некая антитеза Иисусу Сладчайшему. Но все же ницшеанство Горького не было последовательным и причудливо сочеталось в нем самом и в его произведениях с усвоенными в детстве истинами христианской нравственности.

В 1888 – 1889 гг. юноша Пешков странствует "по Руси", видит разных людей, общается с революционерами, знакомится с "неблагонадежной" интеллигенцией, входит в среду газетчиков, журналистов, писателей. Эти знакомства дали направление его творческой мысли. "Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям", – вспоминал сам Горький. В 1889 г. его впервые арестовали, после освобождения, находясь под негласным надзором полиции, он служил письмоводителем у адвоката А.И. Ланина. В этот период ему посчастливилось познакомиться с В.Г. Короленко, которому он показал первые свои литературные опыты – в том числе, поэму "Песнь старого дуба", в которой содержалась фраза: "Я в мир пришел, чтобы не соглашаться". Поэму он вскоре сам уничтожил, но фраза уцелела. С нее начался писатель Горький (Цит. по: Русские писатели 1800 – 1917. Биографический словарь. М., 1989, С. 646).
В 1891 – 92 гг. он снова странствует "по Руси", посещает Поволжье, Дон, Украину, Южную Бессарабию, Крым, Кавказ. В Тифлисе организует "коммуну", своего рода просветительский центр для рабочей и учащейся молодежи.

12 сентября 1892 г. в тифлисской газете "Кавказ" был напечатан первый рассказ Горького – "Макар Чудра ". В нем уже видны специфические черты манеры раннего Горького, сразу привлекшие к нему внимание: яркие краски, сильные характеры, романтическое бунтарство. В.В. Вересаев так вспоминал дебют писателя: "Среди всеобщего нытья, безнадежности и тоски вдруг зазвучал смелый, яркий, озорной голос, говоривший о красоте и радости жизни, об еще большей красоте и радости борьбы, о безумстве храбрых, как высшей мудрости жизни. Этот бодрый голос сразу всех очаровал, больше – прямо опьянил. Как будто распахнулось запертое окно и в спертый, душный воздух тюрьмы ворвался свежий, бодрый голос" (Вересаев. Воспоминания. С. 473). "У Чехова кто-то говорит: ″Голос сильный, но противный″" – иронизировал впоследствии Зайцев (Зайцев. Максим Горький. – Pro et contra. С. 116). "То громкое слово, которое несет из глубин народных г. Горький, не всегда, к сожалению, является народным. Часто оно кажется даже не русским", - писал М.О. Меньшиков (Меньшиков. – Pro et contra. C. 445). "Послушайте, каким страшным языком философствует этот цыган, – замечал он также, цитируя речь Макара Чудры, – Вы чувствуете, что Макар Чудра не цыган, а человек, читавший и ″Алеко″ Пушкина и ″Тараса Бульбу″, и статьи гг. Петра Струве и М.И. Туган-Барановского. Г. Горький все же художник; видимо, его самого коробит журнальный язык диких цыган, и он старается пересыпать его междометиями: ″Эге!″, ″Ого!″, ″Хе!″, Эх!″, ″Э-э-э″ и пр. Это должно, видите ли, придавать речи характер дикий и народный" (Меньшиков. – Pro et contra. C. 440).

В "бодром голосе" молодого Горького ясно различались ницшеанские нотки. "На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама" – это портрет Нонки, дочери Макара Чудры, которая – лишь бледная тень главной героини, Радды. Единственная любовь, на которую способны "красавец Лойко и гордая Радда" – это любовь-вражда, любовь-поединок. "Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга… ″Волю-то я, Лойко, больше люблю, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…″" Все герои рассказа сильны и красивы, хотя в изображении чувствуется некая чрезмерность – но она в какой-то мере оправдывается фольклорной стилизацией.

О ницшеанском понимании смысла жизни писал в те же годы Владимир Соловьев: "Есть смысл в жизни, – именно в ее эстетической стороне, в том, что сильно, величественно, красиво. Предаться этой стороне жизни, охранять и укреплять ее в себе и для себя, доставлять ей преобладание и развивать дальше до создания сверхчеловеческого величия и новой чистейшей красоты – вот задача и смысл нашего существования. Такой взгляд, связанный с именем талантливого и злополучного Ницше и сделавшийся теперь модною философией на смену недавно господствовавшего пессимизма, не нуждается, <...> в каких-то внешних опровержениях со стороны: он сам себя опровергает <...> тот факт, что конец всякой здешней силы есть бессилие и конец всякой здешней красоты есть безобразие" (Соловьев В. Оправдание добра. С. 46).

Эта мысль волновала и Горького, но логический вывод, к которому приходит Соловьев: "Сила и красота божественны, только не сами по себе: есть Божество сильное и прекрасное, которого сила не ослабевает и красота не умирает, потому что у Него и сила, и красота нераздельны с добром" (Соловьев В. Оправдание добра. С. 50), – для него был неприемлем. Свою попытку совместить красоту и добро Горький делает в рассказе "Старуха Изергиль " (1894 г.), где рассматривает два противоположных "сверхчеловеческих" пути – путь Ларры и путь Данко; скрепляющим, промежуточным звеном служат личные воспоминания рассказчицы, старухи Изергиль. В каждом случае возникает вопрос об итогах пути. Ларра, сын орла – типично ницшеанский герой, он по-своему прекрасен и абсолютно свободен от общества, но в его собственном эгоцентризме заключается его кара: лишенный даже человеческой возможности умереть, он превращается в неприкаянную и никчемную тень, – красота и сила, таким образом, сходят на нет, оставив по себе лишь "отрицательный пример" для потомков. Изергиль в молодости была красива и сильна, ее не сдерживали никакие условности цивилизованной морали (можно себе представить, сколь шокирующее впечатление производил рассказ о ее похождениях на читателя рубежа XIX – XX веков, воспитанного все-таки в духе заповеди "не прелюбодействуй"). Но красота и сила с годами уходят, по мере их убывания иссякает и гордость, и автору-слушателю уже чудятся в ее интонации "боязливая, рабская нота", а события молодости постепенно стираются даже из ее собственной памяти. Наконец, Данко – сверхчеловек, идеальный герой, гордый своими многочисленными достоинствами и не лишенный презрения к людям ("Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!"). Однако при этом он почему-то жалеет людей и жалость к людям гасит в нем негодование против них. Только жанр легенды-притчи делает этот образ жизнеспособным – психологически он никак не мотивирован. Но сам тип героя вполне укладывается в ценностную шкалу русского "революционно-демократического христианства": жертвенный герой, готовый жизнь отдать за людей, отрицающий Христа и внешне уподобляющийся Христу. Есть в рассказе о Данко и параллели с библейской книгой Исход, с историей Моисея. Данко сохраняет красоту и силу до последнего мгновения своей жизни, и после смерти о нем остается красивая легенда и таинственные огни, мерцающие в ночи. Таким образом, ницшеанство смыкается и христианским идеалом XIX века – по-видимому, именно это сделало Горького "всенародным" писателем. Но все же это в значительной мере было приспособление новой идеологии, продвигаемой диктатом общественного мнения, к привычному голосу совести. Сам же Горький не заботился о том, чтобы его взгляды соответствовали христианским идеалам. Близкому человеку – жене – он писал: "У меня, Катя, есть своя правда, совершенно отличная от той, которая принята в жизни" (Цит. по: Спиридонова Л.А. М. Горький. Новый взгляд. М., 2004. С. 55). Вертикаль добра и зла в произведениях Горького, как правило, присутствует, есть и "внутренний компас", тяготеющий к добру, но это добро понимается им по-своему.


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868), прозаик, драматург, публицист.

Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ — "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 вышли в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с.Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

В 1901 — 1902 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию создал пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 — 11).

Используя амнистию, в 1913 писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладкое и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 — 16), писал роман "Дело Артамоновых" (1925). Начал работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени. Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин" (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) - прозаик, драматург, публицист.

Годы жизни: 1868 - 1936.
Основные факты биографии:
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.
Отец Горького, Максим Саватеевич Пешков, был управляющим астраханской конторой пароходства И. Колчина.
Мать Горького, Варвара Васильевна, урожденная Каширина, была дочерью нижегородского купца.
Дед Горького, Василий Каширин, был зажиточным купцом, старшиной городского красильного цеха; неоднократно избирался депутатом нижегородской Думы.
Лето 1871 года - от холеры умирает Максим Саватеевич. Невольным виновником его смерти Варвара Васильевна считала маленького Алексея (отец заразился, выхаживая заболевшего холерой сына). Мать отдает Алексея в семью своего отца. За воспитание будущего писателя принимаются дед и бабушка, большая любительница народных сказок. С шести лет мальчика начинают обучать церковно-славянской грамоте.
1877 - 1879 годы - Алексей Пешков учится в Нижегородском Кунавинском училище.
1879 год - от скоротечной чахотки умирает мать Алексея Пешкова. После этого в семье Кашириных начинаются конфликты, в результате которых разоряется и сходит с ума дед. Из-за отсутствия денег Алексей Пешков вынужден оставить учебу и идти «в люди».
1879 - 1884 годы - Алексей одно за другим меняет места «обучения». Сначала он ученик сапожника (родственника Кашириных), затем ученик в чертежной мастерской, после - в иконописной. Наконец он становится поваренком на пароходе, ходившем по Волге. Много лет спустя уже известный писатель Максим Горький вспоминает повара парохода «Добрый» М.А. Смурого, который был малограмотен, но при этом собирал книги. Благодаря повару, юный Горький знакомится с самыми разными произведениями мировой литературы, занимается самообразованием.
1884 год - Пешков переезжает в Казань, он мечтает поступить в университет. Поступление не состоялось из-за недостатка средств, и для Пешкова началась «школа революционного подполья». Он посещает гимназические и студенческие народнические кружки, увлекается соответствующей литературой, вступает в конфликты с полицией. Одновременно он зарабатывает себе на жизнь, выполняя черную работу.
Декабрь 1887 года - полоса жизненных неудач приводит Пешкова к попытке самоубийства.
1888 - 1891 годы - Алексей Пешков скитается по России в поисках работы и впечатлений. Он проезжает Поволжье, Дон, Украину, Крым, Южную Бесарабию, Кавказ. Пешков успевает побывать батраком в деревне и мойщиком посуды, поработать на рыбных, соляных промыслах, сторожем на железной дороге и работником в ремонтных мастерских. Одновременно он успевает завязывать контакты в творческой среде, участвовать в столкновениях с полицией и заработать себе репутацию «неблагонадежного». Странствуя, Пешков собирает прототипы своих будущих героев - это заметно по раннему творчеству писателя, когда героями его произведений становились люди «дна».
1890 год - Пешков знакомится с писателем В.Г. Короленко.
12 сентября 1892 года - в тифлисской газете «Кавказ» впервые напечатан рассказ Пешкова «Макар Чудра». Произведение было подписано «Максим Горький».
Становление Горького как писателя проходит при участии Короленко, который рекомендует нового автора в издательства, правит его рукописи.
1893 - 1895 годы - рассказы Горького часто выходят в приволжской прессе. В эти годы были написаны: «Челкаш», «Месть», «Старуха Изергиль», «Емельян Пиляй», «Вывод», «Песня о соколе».
Свои рассказы Пешков подписывает различными псевдонимами, которых в общей сложности было около 30. Наиболее известные из них: «А.П.», «М.Г.», «А-а!», «Один из недоумевающих», «Иегудиил Хламида», «Тарас Опарин» и др.
1895 год - при содействии Короленко Горький становится сотрудником «Самарской газеты», где ежедневно пишет фельетоны в рубрике «Между прочим», подписываясь «Иегудиил Хламида».
Это же время - в «Самарской газете» Горький знакомится с Екатериной Павловной Волжиной, которая служит корректором в редакции.
1896 год - Горький и Волжина женятся.
1896 - 1897 годы - Горький работает на родине, в газете «Нижегородский листок».
1897 год - у Горького обостряется туберкулез, и он с женой переезжает в Крым, а оттуда - в село Максатиха Полтавской губернии.
Этот же год - у писателя рождается сын Максим.
Начало 1898 года - Горький возвращается в Нижний Новгород, где работает над составлением сборника собственных произведений.
1898 год - выходит первый сборник произведений Максима Горького «Очерки и рассказы» в двух томах. Сборник был признан критиками событием в русской и европейской литературе.
1899 год - «Очерки и рассказы» переизданы через год после выхода уже в трех томах. Горький быстро становится одним из ведущих работников искусства России. Он знаком с А.П. Чеховым, И. Е. Репиным, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным… Вокруг Горького сплачиваются писатели-неореалисты (И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев). Этот же год - Горький пишет роман «Фома Гордеев».
1900 год - Горький знакомится с актрисой Московского Художественного Театра, убежденной марксисткой Марией Федоровной Андреевой.
Апрель 1901 года - Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге. Под арестом писатель пребывает месяц, после чего он отпущен под домашний арест, а затем выслан в Арзамас. В этом же году в журнале «Жизнь» выходит «Песня о буревестнике», после чего журнал закрыт властями.
1902 год - во МХаТе поставлены пьесы «На дне» и «Мещане». Премьера «На дне» проходит с небывалым триумфом.
Этот же год - Максим Горький избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Приказом Николая II результаты этих выборов аннулированы. В ответ от своих званий почетных академиков отказываются Чехов и Короленко.
1903 год - написана поэма «Человек». Позже Горький назовет ее своим «кредо». Разрыв с женой.
1904 год - Андреева становится гражданской женой Горького.
1905 год - Горький активно участвует в революции, он тесно связан с социал-демократами, но при этом вместе с группой интеллигентов накануне «кровавого воскресенья» посещает С.Ю. Витте и пытается предотвратить трагедию. После революции его арестовывают (инкриминируется участие в подготовке государственного переворота), но в защиту писателя выступает и русская, и европейская культурная среда. Горького отпускают.
Начало 1906 года - Горький эмигрирует из России. Он едет в Америку, собирать средства для поддержки революции в России.
1907 год - в Америке выходит роман «Мать». В Лондоне на V съезде РСДРП Горький знакомится с В.И. Ульяновым.
Конец 1906 - 1913 годы - Максим Горький постоянно живет на острове Капри (Италия). Здесь написано множество произведений: пьесы «Последние», «Васса Железнова», повести «Лето», «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина».
1908 - 1913 годы - Горький переписывается с Лениным. Переписка пронизана спорами, так как взгляды писателя и политика расходятся. Горький, в частности, считает, что революционность нужно соединять с просветительством и гуманизмом. Это противопоставляет его большевикам.
1913 год - Горький возвращается в Россию. В этом же году пишет «Детство».
1915 год - написан роман «В людях». Горький начинает выпускать журнал «Летопись».
1917 год - после Революции Горький оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он выступает за пришедшую власть, с другой - продолжает оставаться при своих убеждениях, считая, что заниматься нужно не классовой борьбой, а культурой масс… Тогда же писатель начинает работать в издательстве «Всемирная литература», основывает газету «Новая жизнь».
Конец 1910-х годов - отношения Горького с новой властью постепенно обостряются.
1921 год - Максим Горький уезжает из России, официально - в Германию, лечиться, а фактически - от расправы большевиков. До 1924 года писатель живет в Германии и Чехословакии.
1921 - 1922 годы - Горький активно публикует свои статьи в немецких журналах («Призвание писателя и русская литература нашего времени», «Русская жестокость», «Интеллигенция и революция»). Все они говорят об одном - Горький не может принять случившегося в России; он все еще стремится объединить русских работников искусства за рубежом.
1923 год - Горький пишет «Мои университеты».
1925 год - начинается работа над романом «Жизнь Клима Самгина», который так и не был закончен.
Середина 1920-х годов - Максим Горький переезжает в Сорренто (Италия).
1928 год - Горький совершает поездку в СССР. Все лето он путешествует по стране. Впечатления писателя отразились в книге «По Союзу Советов» (1929 год).
1931 год - Горький переезжает в Москву. Насмотревшись во время путешествия на результаты воздействия большевистской власти абсолютно на все, писатель ставит себе цель всячески способствовать новому «культурному строительству». По его инициативе создаются литературные журналы и книжные издательства, выходят книжные издания и серии.
1934 год - Максим Горький выступает в качестве организатора и председателя I Всесоюзного съезда советских писателей.
Май этого же года - убит сын Горького Максим. По одной из версий, сделано это было по инициативе НКВД.
18 июня 1936 года - Максим Горький умирает в Горках. Похоронен в Москве. Существует версия, что писатель был отравлен; как раз в это время по приказу Сталина готовились московские показательные процессы, в которых в качестве обвиняемых выступали многие друзья Горького.
Основные произведения:
1899 — «Фома Гордеев»
1900—1901 — «Трое»
1906 — «Мать» (вторая редакция — 1907)
1925 — «Дело Артамоновых»
1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»
1892 — «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь»)
1892 — «Макар Чудра»
1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 — «Очерки и рассказы» (сборник)
1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»
1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)
1903 — «Человек» (поэма в прозе)
1906 — «Товарищ!»
1911 — «Сказки об Италии»
1912-1917 — «По Руси» (цикл рассказов)
1924 — «Рассказы 1922—1924 годов»
1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
1913 - Рассказ страсти-мордасти
1900 — «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась)
1908 — «Жизнь ненужного человека».
1908 — «Исповедь»
1909 — «Лето»
1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913—1914 — «Детство»
1915—1916 — «В людях»
1923 — «Мои университеты»
1901 — «Мещане»
1902 — «На дне»
1904 — «Дачники»
1905 — «Дети солнца», «Варвары»
1906 — «Враги»
1910 — «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)
1915 — «Старик» (впервые напечатана отдельной книгой в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине (не позднее 1921 года; поставлена 1 января 1919 года на сцене Государственного Академического Малого театра).
1930-1931 — «Сомов и другие»
1932 — «Егор Булычов и другие»
1933 — «Достигаев и другие».

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868-1936)

Писатель живет одной своей жизнью, а биографы - другой.

Прочитав три биографии Максима Горького - советскую, до- и постсоветскую, недоумеваешь - где же настоящий Алексей Максимович и с кем он был - с народом, с властью или сам по себе? И почему он как никто другой был так «почитаем и читаем» целое столетие, если по уверениям нынешних специалистов у него «и читать-то нечего»?

И только перечитав классика и воспоминания о нем современников, которых трудно обвинить в двурушничестве, понимаешь, что М. Горький всегда оставался самим собой, и был громаден как валун, окруженный обкатанной галькой шуршащих «толкователей».

Конечно, Горький, как и всякий нормальный человек, был подвержен в течение жизни многим исканиям, но они (эти искания), к счастью, не повлияли на его сущность, заключавшуюся в том, что он все время пребывал в Боге. И - с народом.

Это стало очевидно в 1990-е, когда либералы объявили русский народ «совком» и стали вытравлять Горького из памяти «шариковых». Один за другим исчезали связанные с именем писателя улицы, пароходы, города. «Литературная газета», которая появилась на свет благодаря М. Горькому и на страницах которой печатались все наши литераторы, убрала с логотипа профиль своего родителя. И, право, чудо, что в 2004 г. этот профиль на титульный лист вернулся.

Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, в девичестве Кашириной. В 3 года Алеша заболел холерой, которая свела в могилу заразившегося от него отца. У потрясенной матери родился недоношенный младенец, окрещенный Максимом, который вскоре умер.

Псевдоним «Максим» писатель, страдавший внушенным ему матерью комплексом вины, позднее взял в память о двух своих «жертвах». А к нему прибавил еще и «Горький» - привкус всей своей жизни.

«Сдав» сына своим родителям, Василию Васильевичу и Акулине Ивановне Кашириным, на старости лет считавшим каждую копейку, мать вновь вышла замуж.

Бабушка заменила Алеше мать, приобщила его к народным песням и сказкам, а дед выучил внука грамоте по Часослову и Псалтири и отдал в слободское Кунавинское начальное училище, в котором тот смог учиться, приторговывая всяким тряпьем.

В 11 лет подросток потерял мать и пошел «в люди», меняя хозяев и профессии - посыльного при обувном магазине, чертежника, поваренка на пароходе, ученика в иконописной мастерской и т.д.

Лет пять Алексей с завидным упорством образовывал себя, читая все, что попадалось под руку: жития святых, Гоголя, Успенского, Дюма-отца, лубочную литературу и пр., после чего со «свирепым желанием учиться» хотел было поступать в Казанский университет, но оказался в «крендельном заведении», где продолжил свои «университеты».

Биография писателя прекрасно уложилась в его собственные слова: «Человека создает его сопротивление окружающей среде».

Юноша сошелся с «бывшими людьми», ночевал в трущобах и ночлежках, пилил дрова, таскал грузы; познакомившись со студентами, участвовал в народническом кружке и просвещал рабочих, за что полиция арестовала его, а потом установила за пропагандистом негласный надзор. Самообразование Пешкова состояло из чтения Гёте, Книги Иова, Шопенгауэра, Маркса и др.

В 1887 г. умерли дед и бабушка Алексея. Юноша от безысходности и одиночества, усугубленного неразделенной любовью, а также философией Ницше, пытался застрелиться, но к счастью выжил, хотя всю жизнь потом страдал от простреленного легкого.

Поторговав яблоками, Пешков отправился «по Руси». 2 года он бродяжничал по Волге и Дону, в Украине и Бессарабии, в Крыму и на Кавказе… Работал кем придется - молотобойцем, конторщиком в железнодорожных мастерских, рыбаком на каспийских рыбных промыслах, пел тенором в церковном хоре (куда, кстати, не приняли Ф. Шаляпина за его «рев»); участвовал в нелегальных кружках.

Бродяжничество сотворило из Пешкова (как из Д. Лондона) писателя. Отмеченная рядом биографов, «ненависть к злу и этический максимализм» Алексея стали источником нравственных терзаний юноши и главной причиной его писательства.

Вернувшись в Нижний, путешественник продавал квас на улице, потом поступил письмоводителем к присяжному поверенному А. Ланину, оказавшему большое влияние на его образование. Начинающий писатель печатал в «Волжском вестнике», «Нижегородском листке», «Русских ведомостях» и др. газетах свои рассказы и фельетоны; познакомился с В. Короленко, «научившим его писать».

По рекомендации Короленко Пешков устроился в «Самарскую газету», где вскоре стал популярным фельетонистом-правдоискателем - Иегудиилом Хламидой. Тогда же он женился на корректоре издательства Екатерине Павловне, урожденной Волжиной. Их сын Максим Пешков умер в 1934 г., по одной из версий, от отравления.

Необычайной популярностью пользовались его «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Двухтомник «Очерков и рассказов» и роман «Фома Гордеев» сделали автора знаменитым во всем мире. При этом критики отмечали, что «успех Горького создала исключительно публика». Его книги расходились небывалыми стотысячными тиражами; за год-два их перевели на все европейские языки.

«Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел пред изумленным читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса». (С. Венгеров).

Критики сравнивали героев Горького со «сверхчеловеком» Ницше и относили автора к разряду модернистов.

Особую славу принесли писателю пьесы «Мещане», «На дне», «Дачники», «Враги» и др. «На дне», поставленная в МХТ, в Берлине, Мюнхене и Вене, а затем и на других сценах мира имела сенсационный успех.

Перебравшись в 1899 г. в Петербург, писатель познакомился со многими деятелями культуры - И. Репиным, Л. Толстым, А. Чеховым, В. Вересаевым, И. Буниным, А. Куприным и др.; встал во главе издательства товарищества «Знание».

В 1902 г. Горький был избран почетным членом Академии наук, но по требованию Николая II выборы признали недействительными, после чего Чехов и Короленко в знак протеста покинули Академию.

В 1905 г. Горький вступил в ряды РСДРП и познакомился с Лениным. За революционную прокламацию, призывавшую к борьбе с самодержавием после Кровавого воскресенья, писатель был арестован, но под давлением мировой общественности через 1,5 месяца освобожден из Петропавловской крепости.

Основав газету «Новая жизнь» и оказав помощь деньгами и оружием участникам Московского декабрьского вооруженного восстания, Горький в 1906 г. вынужден был уехать через Финляндию, Швецию, Данию, Берлин, где в его честь всюду устраивались собрания и банкеты, в Америку. В США писателя встретил восторженный прием почитателей, от простых до великих (М. Твен).

В эмиграции Горький провел 7 лет, проживая главным образом в Италии, на о. Капри. Писатель поддерживал связь с русскими революционными деятелями; создал ряд произведений, самыми значительными из которых стали роман «Мать», пьеса «Васса Железнова» (первый вариант) и повести «Жизнь ненужного человека», «Городок Окуров» и «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. Блоком, в которой прозвучала тема богостроительства.

Вернувшись в 1913 г. по амнистии в Россию, писатель редактировал «Звезду», «Правду», «Просвещение»; основал журнал «Летопись», в который привлек В. Шишкова, М. Пришвина, Ф. Гладкова и др. писателей; издал первый сборник пролетарских писателей; написал «Сказки об Италии» и серию рассказов, составивших сборник «По Руси», две части автобиографической трилогии - «Детство» и «В людях». К Первой мировой войне Горький отнесся как к коллективному безумию: «Как же мы потом жить будем? / Что нам этот ужас принесет? / Что теперь от ненависти к людям / Душу мою спасет?»

После Февральской революции, которую он принял с восторгом, Горький участвовал в издании газеты «Новая жизнь», где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли», в которых размышлял «о роли интеллигенции в спасении нации».

После Октябрьской революции писатель высказывал свои сомнения в эффективности радикальных способов утверждения пролетарской власти, что не помешало ему активно участвовать в строительстве новой культуры. Горький выступал за охрану памятников искусства, основал Петроградскую комиссию по улучшению быта ученых, помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петрограде, открыл «Дом искусств», создал издательство «Всемирная литература»; в годы Гражданской войны спас многих ученых, писателей и художников от голодной смерти и необоснованных репрессий…

В 1921 г. Горький в связи с болезнью и по настоянию Ленина (по мнению ряда историков, чересчур настойчивому) уехал лечиться за границу.

Обосновавшись в Италии (Сорренто), он поддерживал связь с советскими писателями Л. Леоновым, В. Ивановым, А. Фадеевым и др., закончил трилогию - «Мои университеты», написал роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

Побывав в 1928 г. по приглашению Сталина на родине, писатель через 3 года вернулся в СССР. «Живой классик» принял активное участие в создании Союза писателей СССР и в его руководстве, в открытии ряда газет и журналов, в проведении 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934); создал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй (лучший) вариант «Вассы Железновой», несколько литературных портретов, дописывал «Жизнь Клима Самгина» (не окончен).

18 июня 1936 г. Горький скончался в Горках. Гроб сопровождало 700 000 человек; в почетном карауле стояли представители государства, присутствовал весь дипломатический корпус. Урну с прахом покойного установили в стене Московского Кремля.

Р. Роллан телеграфировал из Швейцарии: «Горький был первым, высочайшим из мировых художников слова, расчищавшим пути для пролетарской революции, отдавшим ей свои силы, престиж своей славы и богатый жизненный опыт... Подобно Данте, Горький вышел из ада. Но он ушел оттуда не один. Он увел с собой, он спас своих товарищей по страданиям».