"ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями башкирского народа". Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

Нравственная культура современного Башкортостана - это уровень морально-этического мышления и оценок, ориентиров поведения, реальные нравы людей, соотношение должного и сущего в поступках человека, а также практика


человеческих отношений четырехмиллионного населения многонациональной республики.

Поскольку процессы взаимопроникновения культур в современных условиях становятся все более интенсивными, постольку они требуют к себе пристального внимания. Ведь происходит не только взаимообмен положительных ценностей, но и наблюдается также взаимопроникновение негативных явлений.

Из положительных заимствований, если говорить о башкирах, можно выделить возросшую среди них (особенно под влиянием общения с представителями других народов) коммуникабельность и преодоление в этой связи былой замкнутости, особенно заметной и по сей день среди женщин. Примерно то же самое можно отметить о преодолении такой негативной нравственной установки, как ориентированность личности на запреты и указания «сверху», порождающие безынициативность, закомплексованность человека на мелких делах, случаи неумения мыслить крупномасштабно и творчески.

Из негативных нравственных заимствований от общения с другими народами можно выделить употребление спиртных напитков и курение. Вплоть до второй половины XIX века башкиры, можно сказать, вообще не употребляли спиртных напитков и не курили. Если с алкоголизмом в республике всегда велась бескомпромиссная борьба, то этого не скажешь о борьбе с курением, хотя этот вопрос имеет прямое отношение к культуре здоровья.

Одновременно с указанными процессами взаимообмена продолжают сохраняться некоторые традиционные черты народной нравственности, свойственные трудящимся массам всех национальностей: трудолюбие, скромность, непритязательность в быту, простота в общении.

Показатели современной нравственной культуры определяются адекватностью (соответствием) нравственных оценок существующим социально-политическим проблемам, а также уровнем моральности совершаемых поступков отдельных индивидов. Критерий нравственной культуры характеризуется также способностью личности к моральной рефлексии, тем, в какой мере человек в состоянии анализировать собственное поведение.



Все указанные аспекты современной нравственной культуры общества, класса, этноса, социально-демографической группы требуют специальных исследований. Здесь должна


быть выработана методология научных изысканий и определена методика сбора информации. Моральное сознание должно изучаться комплексно, опираясь на самые различные источники. В первую очередь, ощущается необходимость социологических исследований на основе анкетирования и интервьюирования, использования периодической печати и самого широкого привлечения произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Немалый материал могут дать современные формы проведения досуга: праздники, обряды, спортивные состязания, национальные игры и т. д.

Но на какой бы основе ни изучалось нравственное сознание социальной общности, ее нравы и традиционные формы поведения, ученый так или иначе столкнется с личностью человека как носителя моральной культуры. Не зная человека, невозможно знать и мораль общества. Изучение статуса личности в обществе дает незаменимый материал и для этнологических обобщений. Отношение к личности - показатель демократизма общества, характеристика гуманизма политико-правовой системы и зрелости морально-этических представлений.

Изучение нравственной культуры не может обойтись без анализа социально-экономических отношений, которые и определяют нравственное развитие.

Процессы реформирования хозяйственной жизни республики выявляют много негативных явлений в развитии производительных сил, особенно в их региональном размещении. Это связано с неравномерным расположением промышленных предприятий по территории Башкирии. Промышленные предприятия обрабатывающего типа, характеризующие высокий уровень развития производительных сил, размещены в основном в центральных, а также прилегающих к среднему течению реки Белой районах, западе и северо-западе республики. На северо-востоке республики, можно сказать, нет каких-либо промышленных предприятий, а размещенные на востоке (за исключением Белорецка) и юго-востоке промышленные предприятия имеют в основном добывающий характер. Население этих районов, преимущественно башкирское, активно мигрирует в соседние Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Оренбургскую области. Отток коренного населения, которого в республике и без того мало (всего 21,9% от общего количества населения РБ), отрицательно сказывается на развитии национальной культуры.


Немало нравственно-этической информации дают труды литературоведов. Специальный анализ моральных проблем в башкирской литературе содержится в посмертно изданной книге К. А. Ахметьянова «Прекрасное и героическое в поэзии». В данном исследовании этической и эстетической характеристике подвергаются все значительные произведения современной башкирской советской литературы. В своей книге К. Ахметьянов пытается обосновать новую категорию - категорию искренности (ихласлык), которую он располагает на стыке этики и эстетики и именует этико-эстетической категорией 1 . Под искренностью автор понимает «верность истине и верность самому себе» 2 .

В научной литературе известно существование подобных категорий. К таким категориям обычно относят дружбу и любовь.

0 приведенном случае можно было бы, конечно, рас
суждать и так. Поскольку в этике существуют категории
справедливости, правдивости, моральной истины, постольку
феномен искренности вполне охватывается названными по
нятиями. Однако при внимательном взгляде обнаружива
ется, что искренность как черта поведения человека не ох
ватывается в полном объеме не только ни одной из форм
сознания, но ее нельзя назвать также и чисто психологиче
ским явлением. Искренность - такой феномен сознания
человека, в котором выражен момент открытости духовного
мира человека, чистота его помыслов, бесхитростность; ис
кренность противостоит двуличию, формализму и бюро
кратизму. Воспитание искренности - это дело и этики, и
эстетики, и педагогики, и художественной литературы.

Выдвинув необходимость научного обоснования стыковой этико-эстетической категории искренности, башкирский литературовед Ахметьянов уже этим внес свой вклад в развитие научных представлений в области этики и эстетики. Само собой разумеется, что вопрос этот требует специального научного обсуждения и обоснования. Введение категории искренности позволяет несколько по-иному взглянуть на современного человека, полнее раскрыть мир его нравственных чувств, ибо искренность - это прежде всего эмоциональный мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Это, если можно так выразиться, область психологии морали.

1 Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982.
Башк.

2 Там же. С. 59.


В чисто этическом аспекте искренность - инобытие добра и справедливости, поэтому искренность и ложь берут свое начало там же, где добро и зло, справедливость и несправедливость.

В современной башкирской литературе и искусстве уделяется немало внимания поискам истоков добра и зла; в этом плане осмысливается и историческое прошлое башкирского народа, на фоне которого выявляется ценность сегодняшних достижений материальной и духовной культуры.

В драматургии, прозе и поэзии народного поэта Башкортостана, лауреата Государственной и Ленинской премии Му-стая Карима нравственная проблематика тонко вплетается в сюжет творений, выступает как сама жизнь во всей ее полноте и противоречивости. Особенно это относится к таким его произведениям, как «В ночь лунного затмения», «Не бросай огонь, Прометей!», «Салават», «Помилование» и др.

Отличительной чертой творчества Мустая Карима является социально-этическая направленность его произведений. В своих драмах, повестях и стихотворениях писатель обращается к сокровенным истокам нравственного бытия человека, вскрывает в моральной проблематике общечеловеческое содержание. Поэтому он и снискал всеобщее признание у читателей и вышел за рамки национальной культуры, а его творчество обрело интернациональный характер.

В драме «В ночь лунного затмения» Мустай Карим, подвергая осмыслению власть обычаев и традиций при феодализме, показывает пагубность слепого преклонения перед ними для судеб людей и морального климата общества.

Хотя в произведении дан сюжет из феодальной эпохи, однако автор с помощью художественных средств достигает такой степени обобщения, когда читатель и зритель начинают ощутимо представлять всю мерзость любых форм косности мысли и догматизма, приводящих человека к духовному убожеству и слепоте.

В трагедии «Салават» Мустай Карим заново открывает национального героя башкирского народа. Салават в новом осмыслении не только бесстрашный воин, не боящийся опасностей, тягот и лишений, самой смерти во имя свободы народа. Для Салавата не было проблемы «быть или не быть». Салават в понимании Мустая Карима также и мыслитель, осознавший не только необходимость борьбы, но и понимающий ее обреченность на поражение. Но военное поражение означало для Салавата и его сподвижников победу


духа свободы. Эта мысль высказывается в трагедии устами отца Салавата - Юлая, который, находясь в каземате вместе с сыном, говорит: «Нас победили телесно, но дух наш остался непокорным». Такое понимание героя, на наш взгляд, адекватно его исторической роли, ибо Салават был именно таким и другим не мог быть.

Немало актуальных нравственно-этических проблем поднимает Мустай Карим и в произведениях, посвященных современности. Это - повести «Долгое-долгое детство» и «Помилование».

Повесть «Долгое-долгое детство» автобиографична, в ней показано духовно-нравственное созревание деревенского мальчика. Не приукрашивая, автор правдиво изображает быт и труд односельчан. Казалось бы, на первый взгляд, нет ничего героического в персонажах повести, это - обычные крестьяне со своими недостатками и достоинствами. Но Мустай Карим умеет видеть в каждом человеке своеобразное и неповторимое проявление общественной жизни. Это произведение учит видеть в жизни и людях добро, но для этого ты сам должен быть добрым, ибо носитель зла не может любить людей и вряд ли способен видеть доброе. Говоря образно, повесть «Долгое-долгое детство» - это повесть о доброте.

Идеями гуманизма проникнута также и повесть «Помилование», описывающая сложную судьбу солдата во время Великой Отечественной войны, который, желая встретиться с любимой девушкой, отлучился из расположения воинской части на несколько часов. Он был сурово осужден по законам военного времени как дезертир и расстрелян. Сложность ситуации состоит в том, что Любомир Зух совершает дезертирство не из-за трусости, а во имя любви. Ни один офицер и ни один солдат в повести не испытывают к нему ненависти, но в то же время никто не может предотвратить расстрела, ибо этого требует необходимость строгого соблюдения военной дисциплины во имя победы.

В повести показана тяжелая морально-психологическая проблема, не имеющая однозначного решения по принципу «да» или «нет». Поэтому «Помилование» вызывает неординарные размышления, учит читателя самостоятельно решать нравственно-этические задачи.

Нравственные проблемы в творчестве Мустая Карима особенно ощутимо звучат в его публицистике - статьях в газетах и журналах, которые отражают драматизм и противо-


речивость нравственного развития современного человека. И дело не только в том, что в одном человеке уживаются подчас малосовместимые нравственные позиции, но и в том, что у отдельных наших современников исчезает нравственное видение мира. В статье «Совесть впрок» Мустай Карим с болью пишет о периоде застоя: «Тотальное отрицание прежнего - и обычаев, и нравов, и обрядов, и верований - стало принципом». И далее продолжает: «На поверку оказалось: нравственный устойчивый уклад не меняется, а мало-помалу исчезает» 1 . И это самое опасное для нравственного климата общества - отчуждение человека от нравственных ценностей, накопленных веками, в результате чего современный человек стал в чем-то менее отзывчивым, менее внимательным, менее уважительным к пожилым, появился феномен женской и подростковой жестокости.

Нравственными исканиями богато также творчество башкирского поэта Равиля Бикбаева. Стихи этого талантливого поэта проникнуты глубокой гражданственностью, в них ощущается неразрывная связь личности поэта с историей народа и страны.

В поэме «Ностальгия» в предельно острой форме дано чувство истории, которое не может быть спокойным, ибо все преходяще, все находится во власти времени. Конечность жизни придает ей неописуемый трагизм, но, с другой стороны, это определяет ее ни с чем не сравнимую ценность. Отсюда и тоска - ностальгия по прошлому, по великим событиям и выдающимся личностям прошлого, которые остались только в памяти людей, в памяти матери-истории.

На родине

По родине тоскую,

Тоскуют губы жаркие,

сухие О чистой

Мягкой влаге родника. О пламя сердца - Ностальгия!

Тоска об историческом прошлом не есть нигилизм по отношению к современному, а просто-напросто здоровое историческое чутье, содержание которого - связь и преемственность поколений.


В моей Уфе

От родины едали

Томились польские конфедераты.

Башкир,

Дитя родной земли,

В чужих краях бродил

Тоской объятый.

На Балтике

Томился Салават.

Кобзарь Днепра -

В сыпучих песках Арала".

Поэта удручает невозможность увидеть этих великих человеческих сынов, услышать их голос - голос эпохи, которую они олицетворяли. Единственное утешение, а значит и смысл жизни перед неумолимым ходом всепоглощающего времени, движущимся только в одном направлении, поэт видит в связи с народом, в единстве личного и общего начал.

Когда ты родился? Когда родился мой народ. Какой дорогой идешь? Какой идет народ. За днями дни, За годами год... Менялись царства,

троны,

боги. Бессмертен ты один,

Народ! Я не сверну С твоей дороги 2 .

В этих патриотических строках, идущих из глубины души поэта, нет ни грана национального бахвальства, спеси и чванства, а, наоборот, здесь во всем богатстве представлено общечеловеческое содержание любви к Родине. Поэтому это стихотворение, удачно названное «Автобиографией», одинаково близко людям всех национальностей. В этом и проявляется единство интернационального (общечеловеческого) и национального в творчестве поэта.

" Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978. С. 39. 2 Там же. С. 38.


В поэме «Жажду - дайте воды!» Р. Бикбаев подвергает нравственно-этическому осмыслению экологическую проблему, характеризующую движение человечества и к моральному кризису. Стремясь жить лучше, люди транжирили природные богатства, вырубали леса, осушали болота - истоки родников, поворачивали реки, создавали рукотворные моря, разрушали с помощью машин почвы, забывая о восстановлении изъятого у природы. Одновременно с этим человек сам подвергался нравственной эрозии, преодоление которой не менее сложно, чем выход из экологического кризиса.

Поэт выразительно рисует людей, подвергнутых командно-административной системой нравственному отчуждению. Для них нет ничего святого, их не пугает ни совесть, ни стыд, их единственное средство самоутверждения - быть послушным винтиком бюрократической машины. О них-то и написаны следующие строки поэмы:

Он любой приказ исполнить готов, Только прикажи - он тут как тут. «Будет приказ - я как хвост: Создавать! - извольте. Разрушать! - с удовольствием.

Нужна медвежья шкура?

Эта не нравится? - найдем другую.

Если захотите, с самой земли

сдерем шкуру

Икногам вашим бросим». Что ни скажешь - все он исполнит. Проникнет даже туда, где не гулял ветер. Скажи: сорви с человека шапку, А он вместе с шапкой и голову прихватит 1 .

Среди проявлений бездуховности и нравственного отчуждения заметное место занимает языковой нигилизм, особенно среди представителей городской молодежи республики, многие из которых не умеют говорить на родном языке. Безразличие к родному языку сродни космополитизму. Ведь подлинная интеллектуальная черта человека определяется знанием не одного, а нескольких языков, среди которых обязательно должен быть и родной язык.

1 Бикбаев Р. ЬыуЬаным - Ьыузар биреге?! /Агидель. 1988. № 7. С.З.


Нельзя не согласиться с Ч. Айтматовым в следующем: «Однообразие не может обеспечить развития. Поэтому важно сохранить как можно дольше разнообразие языков. В наше время информационного взрыва, когда возникли условия, нивелирующие все и вся, языковое иждевенче-ство никому не пойдет на пользу» 1 .

Почему однообразие не обеспечивает развития? Да потому, что любой язык является средством борьбы с безликостью культуры. Лик культуры определяется неповторимой музыкой звуков языка, словарным его богатством. Известный этнограф К. В. Чистов писал: «...язык - не просто коммуникативное средство, но и одна из форм духовной культуры... Он - накопитель семантических, психологических, стилистических, идеологических и т. п. традиций этнической общности, которая им пользуется и которая их создает в ходе истории» 2 .

«Каждый язык велик для своего народа, - говорит Ч. Айтматов. - У каждого из нас есть свой сыновний долг перед народом, нас породившим, давшим нам самое большое свое богатство - свой язык: хранить... его, приумножать его богатства» 3 .

Эта глубокая мысль требует пояснения. Величие языка определяется самими носителями этого языка, ибо это язык отцов и дедов; это тот язык, на котором человек впервые произнес великие слова: «мать», «отец», «родина». В этом ракурсе все языки велики. Именно поэтому постановка вопроса о «великих» и «невеликих» (второстепенных) языках - это псевдовопрос, он просто антинаучен. Мысль о величии или превосходстве того или иного языка глубоко оскорбительна и антигуманна для других народов. В конечном счете это ведет к шовинизму или национализму, что несовместимо с гуманистическими идеалами современности. Поистине мудры следующие слова Расула Гамзатова о родном языке:

Я за него всегда душой болею. Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Он мне родной, он для меня велик 4 .

2 Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. С. 68.

3 Айтматов Ч. Указ. соч.

4 Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972. С. 69.


Как бы в унисон звучат слова башкирского поэта Рами Гарипова:

Родной язык - это язык правды, Без него нет и народа. Тот, кто в часы невзгод не

с народом, Не вправе быть и человеком".

Таким образом, в современный период языковая проблема приобретает и глубокий нравственный смысл. Понимая ценностный характер проблемы, не следует забывать о том, что однозначного решения проблемы здесь не может быть, так как современное человечество все больше и больше становится единым, происходит интеграция, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. В то же время в современном мире могут происходить и процессы исчезновения тех или иных культур и языков. Но как бы то ни было, судьба многих современных культур и языков перед лицом нивелирующей силы НТР (научно-технической революции) зависит в немалой степени от нравственной энергии носителей данной культуры. Ведь сохраняются же до сих пор язык и культура ассирийцев - народа, цивилизация которого была уничтожена завоевателями еще до новой эры. А вот культура и язык хазар - народа, еще в VII веке создавшего первое государство Восточной Европы, которое просуществовало до XI века, исчезли полностью. Вспомним в связи с этим, что башкиры (IX-XI вв.) были современниками хазар. Современниками хазар были и такие раннефеодальные народности, как печенеги и половцы, которых также не пощадила история.

Нравственная культура современных этносов (народов) нашей страны, имея интернациональное содержание, продолжает сохранять многие прогрессивные традиционные черты, в то же время вытесняя устаревшие обычаи и нравы.

Говоря о соотношении интернационального и национального в нравственной жизни современной Башкирии, отметим, что ведущей тенденцией развития духовной культуры республики выступает интернационализация, которая происходит под влиянием интеграционных процессов в экономике, унификации форм досуга, образования и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

1 Барипов Р. Аманат. Эфе, 1970. 3-се бит.


К идее единства интернационального и национального обращено творчество многих известных художников Башкирии, полотна которых служат нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся. Но мы остановимся лишь на творчестве А. Лутфуллина и Б. Домашникова.

В картинах народного художника СССР А. Лутфуллина дух интернационализма заложен в самом национальном, ибо он глубоко чувствует присутствие общего в отдельном. Казалось бы в самых простых штрихах национального он находит общечеловеческое, т. е. то, что близко человеку любой национальности.

В картине «Три женщины» изображены представительницы трех поколений. Они люди разного возраста, разной судьбы. Их объединяет общий стол, хлеб, который лежит перед ними, чай, который они пьют. По их натруженным рукам и узловатым, далеким от изящества, пальцам можно увидеть людей труда, на плечи которых легли и тяжесть военных лет, и трудности послевоенного восстановления. На этих лицах нет мелкой сентиментальности, это серьезные и надежные люди, воспитанные суровой правдой жизни. Нравственная ценность женщин идет от неразрывной связи поколений, объединяющим звеном которой является труд, обеспечивающий и материальное благополучие, и духовное богатство человека. По справедливому утверждению искусствоведа Л. Н. Поповой, картина «Три женщины», несущая в себе общечеловеческое постижение сущности жизни, стала классикой башкирского искусства 1 .

Творчество народного художника РСФСР Б. Ф. Домашникова также богато нравственным содержанием. Это можно сказать о любом из его произведений. Обратимся к интересной картине Домашникова «Снег выпал», написанной в 1968 году.

На картине нет ни одного человека, но тем не менее она имеет глубокий нравственный смысл. Она отличается ассоциативностью, вызывает в человеке массу положительных эмоций, добрых чувств. На картине показана часть деревни: на переднем плане сидит собака на снегу, к деревне ведут человеческие следы, нехитрая изгородь огородов, добротные сельские дома, а по ту сторону деревни - хвойный лес.

Художник с помощью сочетания цветов создает ощущение первозданности и свежести. У выходцев из села кар-


тина вызывает щемящую тоску по деревне, а для потомственных горожан она имеет познавательное содержание, говорит о единстве человека с природой, о неповторимых прелестях сельской жизни.

Картина «Снег выпал» не морализирует, из нее не выпирает какой-нибудь категорический императив, нравственное назидание (как бывает иногда у некоторых художников). Наоборот, само видение деревенского пейзажа освобождает человека от мелкой суеты, от условностей и штампов, обусловленных отчуждением человека от природной среды.

Такими же возможностями выражения общечеловеческих нравственных ценностей, как и живопись, располагают музыкальные произведения, язык которых интернационален. К общечеловеческим проблемам тяготеют произведения башкирских композиторов X. Ахметова, X. Заимова, Т. Каримова, Р. Муртазина, Н. Сабитова, Р. Хасанова и др. Рассмотрим творчество X. Ахметова и X. Заимова.

Композитор X. Займов известен как один из авторов первой башкирской оперы «Акбузат». Созданная в период ожесточенной борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков и отражающая древний эпический сюжет борьбы башкирских племен против иноземных поработителей, опера «Акбузат» звала советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость нашей родины. Как отмечает музыковед Л. П. Атанова: «Поставленная в самое трудное, напряженное время, когда весь советский народ поднимался на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, опера, несмотря на древний сказочно-эпический сюжет, звучала необычайно современно. Гиперболические образы захватчиков Масем-хана и Шульгана, олицетворяющих зло и насилие, с которыми в опере борется башкирский народ, живо перекликались с событиями жизни» 1 . Патриотическое содержание оперы протягивает невидимую нить между прошлым и настоящим, человеком и обществом, соединяет национальное и интернациональное в органическое единство.

Для музыкального творчества композитора X. Ахметова характерна философская глубина, связанная с раздумьями о смысле истории, о смысле истории, о смысле жизни человека. В сюите «Гимн солнцу» воспевается жизнь в ее неповторимости. Автор, обращаясь к народным мелодиям и

1 Атанова Л. Халик Займов. Уфа, 1967. С. 5.


Цитируя их, приобщает слушателя к истории не только своих предков, но и всего человечества. Только через связь прошлого и настоящего можно увидеть «ход» жизни, понять ее уникальность и драматизм.

В сонате «Утро Урала», также богатой философскими раздумьями, Ахметов средствами музыки утверждает единство человека и природы. Спокойное величие мелодии, отражающей суровую красоту Урала, переходит и на слушателей, обогащая их эмоционально-эстетически и оказывая мощное воздействие на нравственный мир личности.

В данном разделе мы рассмотрели наиболее характерные нравственные мотивы в культуре Башкортостана, опираясь в основном на отдельные произведения художественной литературы и публицистики, живописи и музыки. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что этот вопрос можно было бы исследовать с привлечением гораздо большего количества источников (в том числе произведений писателей, композиторов и т. д.), а также на основе анализа реальных нравов, выявленных с помощью социологических методов и статистики. Оставляя все это другому исследователю, мы решили завершить главу разделом о культуре общения башкир, в то же время отмечая неразработанность этой темы.

12.5 Материальная культура башкир

12.5.1 Жилища и поселения . Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмэ ). Внешне она напоминает полусферическую фигуру , покрытую войлоком . Стены юрты высотой около 170 – 180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок . Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг . Каркас крыши состоял из жердочек , насажанных верхними концами в купольный круг и сое диненных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5 – 6 метров .

Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (атс тирмз), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи , дети и работники . Здесь же хранились разного рода припасы , утварь . В гостевой юрте стены завешивали паласами , вышивками , одеждой , земляно й пол устилали кошмами и коврами. В ней с правой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках, а кое – где , в первую очередь в долинах горных рек , также и на местах летних кочевий .

Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину, бычий пузырь, через который едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.

Скот находился в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации и хозяйственно – бытового уклада . Башкирские аулы представляли , как правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население аула (кочевая группа) и родовое подразделение не были тождественны.

В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от весенне – летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком.

С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.

12.5.2 Пища. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили . Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса .

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс , который тоже заготовляли на зиму путем замораживания . Традиционным пра здничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая кухня. Видимо, к глубокой старине восходит традиция потреблять зерна в цельно – каленом виде . К древнейшим блюдам относится кужэ – род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талкан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане. Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из – за незначительных масштабов земледелия , был невелик .

В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди сладких блюд занимал мед. Как и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.

Весной башкиры пили березовый сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины – у березы , осины и некоторых других деревьев . Из трав в пищу шли дикий лук , чеснок , особой популярностью пользовалась луковица сараны , которую заготовляли такж е в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.

12.5.3 Бытовая утварь. Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота. Как и другие кочевники, они умели снимать шкуру животных без разрезов линии ног и живота. Из такой шкуры делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные сосуды, из шкуры передних ног – меньшие бутылки (Куллык , Куллас , муртай ). Впрочем , ботлок и мурта й различались не столько по размерам, сколько по форме, а велечина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

12.5.4 Одежда. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные ткани.

Башкирский костюм многообразен и богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный кашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин стал Кушьяулык. В старину здесь также носили налобники.

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень, его мог заменить и билбау. В целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью и простотой, и в то же время праздничные костюмы удовлетворяли самые изысканные вкусы. Складывалась она на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Одним из важнейших направлений государственной политики в Республике Башкортостан является сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала народов, сохранение народных и этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества, художественных промыслов и народных ремесел, развитие и модернизация сети культурно-досуговых учреждений. Реализацию данных направлений в Башкортостане осуществляет Министерство культуры Республики Башкортостан. Видя в этом одну из главных целей, Министерство культуры Республики Башкортостан оказывает всемерную поддержку национальным самодеятельным коллективам, популяризует лучшие образцы народного искусства, проводит крупные международные, межрегиональные, республиканские фестивали, праздники, конкурсы по вокально-хоровому, хореографическому, театральному, фольклорному, инструментальному жанрам, различные обучающие мероприятия – курсы, семинары, практикумы, стажировки с целью повышение квалификации культработников, занимается разработкой методических пособий, рекомендаций и т.д. Государственная поддержка развития народного творчества в республике выражена в принятых и успешно реализуемых программах: «Народы Башкортостана», «Башкиры Российской Федерации», по изучению, возрождению и развитию творчества народов, сохранению и развитию языков, по развитию культуры и искусства Республики Башкортостан. Прошедший 2011 год прошел под эгидой укрепления межнационального согласия определил приоритетные направления развития народной культуры республики. Важнейшими задачами стали: - разработка и реализация государственных программ по поддержке деятельности национально-культурных общественных организаций и народных традиций; - проведение традиционных национальных праздников и юбилейных мероприятий; - проведение мероприятий в области национальной культуры и искусства; развитие культуры путем поддержки творческой деятельности как реальных, так и потенциальных субъектов культуры; - забота о сохранении культурных традиций, обеспечивающих связь культуры с ее историей;

Важнейшее значение для укрепления межнационального согласия имеет приобщение к культуре и традициям другого этноса. Этой задаче отвечает проведение республиканских Дней национальных культур, фестивалей, праздников национальных культур, конкурсов по развитию народного творчества. К наиболее значимым из них нужно отнести: XI Межрегиональный праздник русской песни и частушки, XVII открытый фестиваль популярной и молодежной музыки «Крещенские морозы», III Республиканский фестиваль «Бирское яблоко», Межрегиональный фестиваль народов Икского региона «Земля предков», Республиканский фестиваль удмуртских фольклорных коллективов «Драгоценные россыпи», Республиканский праздник «Салават йыйыны», Республиканский праздник гармони и др.

В 1994 году в Республики Башкортостан были созданы первые историко-культурные центры в селах Николо-Березовка Краснокамского района и Темясово Баймакского района. Эту инициативу поддержали общественные организации Всемирный курултай (конгресс) башкир и Собор русских Башкортостана. На сегодняшний день в Башкортостане свою деятельность по сохранению и поддержанию национального наследия ведут 16 историко-культурных центров. Их создание, как правило, было инициировано национальными общественными организациями республики и получило поддержку государственных органов Башкортостана. Проблема поддержки народного достояния отмечается во всем мире, и идея создания историко-культурных центров сама по себе не нова. Данная модель сохранения национального наследия существует во многих субъектах Российской Федерации. Разница же заключается в том, какое содержание вкладывается в форму. С 1 июня 2006 г. согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан № 85 от 13 апреля 2006 г. «Об историко-культурных центрах Республики Башкортостан» центры получают официальный статус филиалов государственного учреждения «Дом дружбы народов Республики Башкортостан». Сегодня функционирование ИКЦ в Башкортостане представляет сложившуюся систему со сформировавшейся концепцией работы. Входя в состав структуры Дома дружбы народов, центры осуществляют деятельность при государственной поддержке и курируются Министерством культуры РБ, под эгидой которого для руководства филиалов регулярно проводятся обучающие семинары и «круглые столы», планируются культурно-массовые мероприятия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, а на местах центры находятся в тесном взаимодействии с администрациями муниципальных районов, совместно решая целый комплекс социальных и хозяйственных вопросов. По охвату выполняемых задач историко-культурные центры Башкортостана можно назвать комплексными, так как в сферу их интересов входит: сохранение историко-архитектурных памятников, языка, традиций народа, создание условий для культурного развития местного населения, просвещения, организация музейной деятельности. По своей сути центры аккумулируют деятельность государственных и муниципальных органов власти с национальными общественными организациями по направлению сохранения и развития культуры и традиций той или иной национальности. Центры ведут работу со всем населением республики. Характерной чертой филиалов выделяется условие выбора месторасположения центров. Здесь действуют следующие принципы:

Филиалы создаются в значимых историко-культурных местах (Николо-Березовский архитектурный комплекс, родовое имение семьи Аксаковых, с. Темясово – первая столица республики, усадьба Тевкелевых в с. Килимово, с. Усень-Ивановское – место пребывания М. Цветаевой в Башкортостане);

Центры располагаются в местах компактного расселения того народа, чьи интересы представляют. Важным является и тот факт, что все центры находятся в сельской местности, где существует сложная взаимосвязь социума, природы и культуры. Национальные устои традиционно сильны на селе. Часто именно сельская местность выступает в роли главного хранителя истории, вековых традиций и обычаев, народной мудрости, а также объектов духовного, культурного и народного наследия. Следовательно, создание центров имеет эффект двойного действия: сохранение национального достояния и оказание экономической поддержки району, где филиалы расположены, то есть осуществление духовно-культурных и материальных преобразований придает серьезный импульс развитию сельской местности. Следует сказать, что историко-культурные центры в Башкортостане – это не только музейные, познавательные, культурные комплексы, деревни, места и усадьбы в традиционном понимании, а формы самоорганизации населения для удовлетворения своих национальных потребностей на проживаемой территории, где человек имеет возможность обучаться на родном языке, изучать историю своего народа и края, постигать его культурные устои, принимать активное участие в возрождении национальных ценностей и благоустройстве родной местности. Именно через приобщение к народным истокам воспитывается патриотизм, бережное отношение к культуре, уважение к иным национальным характерам и формируется гармонично развитая личность. В глобализирующемся мире, с одной стороны, происходят постоянная диффузия и взаимопроникновение культур, а с другой – возрастает их дифференциация, и чем сильнее процессы глобализации, тем востребованней оказывается локальная специфика. На протяжении нескольких лет нами проводились исследования влияния созданных историко-культурных центров в РБ на уровень этнической идентичности населения. Для более полной картины нами так же были рассмотрены населенные пункты с компактным проживанием тех или иных национальностей, численный и национальный состав, социальная инфраструктура которых максимально схожи с населенными пунктами, на территории которых расположены историко-культурные центры. Результаты исследования в условиях функционирования историко-культурных центров Республики Башкортостан показывают, что основой этнической толерантности в ИКЦ является социально-психологическая общность, образованная не по этническому, а по региональному (территориальному) признаку. Безусловно, национальная политика должна иметь своей основой солидную научную базу. Проводится довольно много научных мероприятий и исследований, которые включали в себя как международные и всероссийские научно-практические конференции, так и обсуждения вопросов межнационального развития в кулуарной обстановке, на уровне небольших круглых столов с участием представителей исполнительной власти и национальных общественных объединений республики. Гармонизации межнациональных отношений в республике способствует проведение конференций, направленных на возрождение исторической памяти и развитие культурных традиций. Как, например, Международная научно-практическая конференция «Урал-Батыр» и духовное наследие народов мира», Всероссийская конференция «Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия». Заслуживает особого внимания мониторинг деятельности общественных национально-культурных центров, на основе которого Институтом гуманитарных исследований Академии наук Республики Башкортостан совместно с Министерством культуры Республики Башкортостан были разработаны рекомендации и предложения для Концепции национальной политики Республики Башкортостан. Данный мониторинг проводится постоянно в рамках государственной программы «Народы Башкортостана». Реализация целевых государственных программ: «Народы Башкортостана», «Башкиры Российской Федерации» способствует развитию самобытной культуры народов республики. В рамках программы «Народы Башкортостана» финансируется деятельность историко-культурных центров, которые ежегодно проводят до 250 культурно-массовых мероприятий. Благодаря действию программы «Башкиры Российской Федерации» с 2009 года организуются гастроли профессиональных и самодеятельных коллективов Республики Башкортостан в субъекты России с компактным проживанием башкирского населения. Ежегодно для нескольких групп детей башкирской национальности, проживающих за пределами республики, организуются коллективные поездки, экскурсии в музеи, театры, осуществляется комплектование библиотек в местах компактного проживания башкир литературой на башкирском языке. Также оказывается помощь коллективам башкирской самодеятельности из регионов РФ для участия в конкурсах и фестивалях, проводимых в Башкортостане. Очень эффективным средством в деле сохранения культур народов республики является проведение народных праздников, в которых участвуют представители многих национальностей. Такими поистине всенародными праздниками в республике стали сабантуи. Эти яркие самобытные праздники являются примерами поистине «народной дипломатии» в деле сближения и взаимопонимания народов. Мировая культурная практика свидетельствует, что далеко не всегда и не везде ценности одной культуры оказываются полезными для других культур, для их прогрессивного развития. Однако на опыте Башкортостана можно убедиться в том, что в современном бытии культур национальные ценности, «опирающиеся на собственные силы», на собственный культурный архетип и традиции, в то же время, открытые к общению и взаимодействию с чужими культурными ценностями могут получить качественно новое содержание Так например, для привлечения населения к изучению своей родословной и истории своей малой родины в республике проводится большая работа по проведению народного праздника «Шежере байрамы» («Праздника родословных»). Народный праздник «Шежере байрамы», по духу изначально являющийся ценностью в башкирской культуре, в процессе диалогического соприкосновения и заботы со стороны государства приобрел качества общечеловеческой ценности в системе культуры многонационального Башкортостана. Так, сегодня «Праздники родословных» проводят башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты и другие народы Башкортостана. В 2011 году народный праздник «Шэжэре байрамы» наиболее активно и массово проводился в Бакалинском, Балтачевском, Белебеевском, Белокатайском, Бирском, Бураевском, Бурзянском, Дюртюлинском, Иглинском, Кармаскалинском, Краснокамском, Мечетлиноском, Стерлибашевском, Шаранском районах. Самым крупным национально-культурным мероприятием минувшего года стал Республиканский телевизионный фестиваль-марафон национальных культур народов республики, посвященный Году укрепления межнационального согласия. Его организаторами выступили Министерство культуры Республики Башкортостан, Республиканский центр народного творчества, ГУП ТРК «Башкортостан», администрации городских округов и муниципальных районов республики. Таким образом, можно убедиться, что в Башкортостане сегодня, при активной поддержке государственных органов власти, создаются наиболее благоприятные условия для развития народного творчества, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на сохранение национальных культур всех народов нашей республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы была рассмотрена и изучена роль музыкально-поэтическое наследия народов Республики Башкортостан на примере музыкально-поэтического наследия башкир, систематизированы и углублены знания в области музыкальной культуры, дана характеристика обрядовым и необрядовым жанрам музыкально-поэтического наследия, рассмотрено влияние музыкальных инструментов на исполнение музыкально-поэтических произведений, сформировано более целостное представление о духовном наследии башкир. Поставленные цели и задачи были достигнуты, было установлено, что как самостоятельный элемент исторического знания тема башкирской народной музыкальной культуры не имеет собственной историографии. Отдельные ее компоненты разрабатывались, в основном, с искусствоведческой и культурологической точек зрения. В настоящее время имеется значительное количество научных работ, косвенно или частично затрагивающих изучаемую нами проблему. Мы выяснили, что музыкальное творчество башкир отличается глубокой древностью, а данные этнической истории башкир, а также материалы, содержащиеся в самом фольклоре, дают основание считать, что складывание башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием из различных племенных групп единой башкирской народности.

На основании курсовой работы, мы смогли сделать вывод, что при изучении истории культуры нашей страны советского периода необходимо выделять историю культуры каждого народа, составляющего население большой страны. Очевидно, что народная культура и в частности, музыкальная, отражает панораму всех исторических этапов развития общества в целом и отдельного народа в частности. Изучение истории музыкальной культуры башкирского народа как части общества в целом позволяет использовать накопленный исторический опыт в создании единого культурного пространства современной России. Исследование данной темы показало, что исторически из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию в широком амбитусе со специфичной орнаментикой. Ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои и полуустои мелодики. В бурдонирующих – подчеркивалась мелодическая линия, а бурдон по возможности развивался до своеобразного гетерофонного сопровождения. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Традиционное исполнительство на кубызе также направлено на подчеркивание мелодического обертона. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы. Характерными свойствами всех упомянутых в работе народных песен являются:

1. Традиционность деления музыкального фольклора башкир и татар по историческим периодам.

2. Опора при периодизации на содержание текстов песен.

3. Слияние жанрово-исторического и жанрово-тематического принципов классификации.

В области исследования музыкально-поэтического наследия башкирского народа наблюдается отсутствие единства взглядов у исследователей. При всем этом бесспорным остается утверждение о наличии трех основных принципов классификации:

1. Объединение жанров песенного фольклора по родам поэзии (эпос, лирика, драма), вбирающих определенные жанры песен с характерными музыкально-стилевыми чертами:

а) эпос - с речевой интонацией;

б) лирика - с напевной, распевной мелодией;

в) драма - с подвижным темпом, ритмикой, с элементами танцевальных движений.

2. Разделение фольклорных произведений, в зависимости от обусловленности и не обусловленности к определенным обстоятельствам и времени, на две области:

а) обрядовые жанры народной музыки,

б) необрядовые жанры народной музыки.

3. Опора на формы классификаций, основанные на бытующих терминах: "озон кюй", "кыска кюй", "халмак кюй", "хамак кюй" в песенном наследии разных народов. Данный вид жанровой классификации наиболее характерен для музыкальногоо фольклора тюркских народов: башкир, татар, казахов, киргизов, узбеков и других.

Мы также смогли отметить, что история теоретического осмысления жанра, в виде функционирования терминов "озон кюй" и "кыска кюй" у башкир и татар, в отличие от русской культуры, зародилась в конце XIX века с момента издания труда С.Г. Рыбакова "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. Научное обоснование данного вида жанровой классификации впоследствии нашло свое развитие в трудах отечественных ученых второй половины XX века: Л.Н. Лебединского, Р.Ф. Зелинского, Р.С. Сулейманова, Кондратьева, М.Г. Р.А. Исхаковой-Вамбы, А.Х. Абдуллина, З.Н. Сайдашевой и других.

Различия между системами жанровых классификаций народного устного и песенно-поэтического творчества зависят от того, какой из обуславливающих факторов рассматривается в качестве основного. При использовании прикладного назначения произведений устно-поэтического и музыкального фольклора, они могут быть: хронологическими, территориальными (ареальными), жанрово-тематическими, музыкально-стилевыми. Одним из важнейших направлений государственной политики в Республике Башкортостан является сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала народов, сохранение народных и этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества, художественных промыслов и народных ремесел, развитие и модернизация сети культурно-досуговых учреждений. Реализацию данных направлений в Башкортостане осуществляет Министерство культуры Республики Башкортостан.

Таким образом, мы доказали, что в Башкортостане сегодня, при активной поддержке государственных органов власти, должны создаваться наиболее благоприятные условия для развития народного творчества, что, в свою очередь, будет оказывать положительное влияние на сохранение национальных культур всех народов нашей республики.

Зинфира Зиннурова
Консультация «Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее»

прошлое и настоящее .

Современное человечество живет в атмосфере небывалого возрастания роли морального фактора. Как никогда раньше люди в наше время прибегают к нравственно-этическим оценкам , и эта тенденция возрастает. Не будет преувеличением сказать, что ни одна из глобальных проблем современности, будь то проблема сохранения мира, проблема предотвращения экологической катастрофы, проблема борьбы с наркоманией и пьянством, проблема упрочения семейно-брачных отношений и т. д. - не может быть радикально решена без учета человеческого фактора, вне морально-этического просвещения и нравственного воспитания .

Немного об истоках .

В тюркских языках нет возникшего на их собственной основе однозначного понятия «мораль» С приходом арабо-мусульманской культуры к многим тюркским народам проникло и понятие «эхлак» , обозначающее мораль.

В башкирский язык понятие эхлак -мораль проникло из арабского языка вместе с мусульманской религией. В домусульманский же период истории башкир вместо понятия эхлак употреблялось слово «якшылык» В башкирском эпическом сказании «Урал батыр» к идее естественного происхождения нравственных норм примешиваются пантеистические нотки о вечности добра.

Всегда будет оно жить,

Сделавшее мир прекрасным.

Украсившее сущее красотой,

Имя которому добро.

Т. е., добро дает миру стройность и порядок, а через это делает его прекрасным. Добро в «Урал батыре» - всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно из базисных понятий нравственного сознания башкир . Неизменным спутником добра в эпических сказаниях выступает зло, хотя они сосуществуют всегда вместе, однако добро сильнее зла. В этом состоит исторический оптимизм сказания «Урал батыр» Достойным батыра у башкир считалось употреблять мясо крупного животного. Существует и по сей день следующая пословица «кош аткан ялсымас («охотник на птицу никогда не выйдет из нужды» ) Башкирский эпос осуждает жестокость в обращении с животными, способствуя тем утверждению гуманизма. Запрет на жестокость в обращении с лошадью имел в прошлом у башкир , как и у других кочевников, довольно широкое распространение. В народе и по сей день в ходу поговорка «Атты сыбырткы менэн кыумайзар, холо менэн кыуалар» (Лошадь погоняй не кнутом, а овсом) Через поведение героев и их оценку можно извлечь информацию не только о положительных моральных ценностях, но и о негативных нравственных явлениях , которые подвергаются осмеянию и отрицательной оценке. Так, в «Урал батыре» осуждаются человеческие жертвоприношения в честь бога неба Тенгри, умерщвление новорожденных девочек, негативно оценивается осмеяние женщин, рожавших девочек ит. д.

Наиболее древними нравственными нормами и представлениями, на основе которых шел процесс дальнейшего нравственного развития башкирского народа , были следующие :

1. В мире существует добро и зло, между которыми идет непрерывная борьба. Добро рано или поздно побеждает зло. На добро нужно отвечать добром. Добро связано с созиданием, а зло- с разрушением. «Злой радуется, разрушая, добрый- создавая» - гласит народная пословица .

2. Антропоморфизация (очеловечивание) жизни природы и животных, наделение живых существ моральными качествами- эта черта общественного сознания башкир была одной из доминирующих в течение многих веков.

3. Моральный феномен уважения к старшим и почтительного отношения к ним. Примечательно здесь обращение Урала в сказании «Урал батыр» к народу перед смертью :

Чтите старшего по годам,

Не пренебрегайте советами его;

Младшего чтите за молодость (его,

Не лишайте совета своего.

4. Появление моральной рефлексии, о чем говорит выбор Уралом на перекрестке дорог (подобно Илье Муромцу в русском эпосе-былине «Илья Муромец» ) дальнейшего пути следования. Урал избирает путь, сопряженный с большими лишениями.

5. Возникновение идеи самоценности человека : он ценен не только по утилитарным соображениям, но и как объект переживающий и думающий, т. е. ценен сам по себе. «Урал батыр» отвергает человеческие жертвоприношения, осуждает осмеяние женщин, не рожающих мальчиков.

Из всего сказанного следует вывод о формировании основ нравственной культуры башкирского народа в домусульманский период его истории.

Уровень нравственной культуры народа измеряется не только патриотизмом, но и умением видеть собственные недостатки, признавать и другие этносы (независимо от их численности и продолжительности истории) в качестве субъектов нравственной жизни , носителей человеческой морали.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития , диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения . Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось . Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т. п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема очень нам близка актуальна в настоящее время .

Используемая литература :

1. Д. Ж. Валеев «Нравственная культура башкирского народа : прошлое

и настоящее » Издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой, Уфа-2010

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков в Альшеевском районе.

«Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»

воспитатель Хисматуллина Г.М

Сс. Раевский

Участники: воспитанники дошкольной группы

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность:

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

Приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;

воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды; проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

Формы работы:

Непосредственно образовательная деятельность;

Совместная деятельность;

Самостоятельная деятельность;

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

6. Использование новых педагогических и здоровье сберегающих технологий.

Для успешной реализации проекта необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспиатнников в образовательной деятельности:

Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

    подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

    основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в социальном приюте; привлечение родителей к участию в мероприятиях, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.

    заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Основные направления в работе по реализации проекта

Образовательная область «Познание»

развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Музыка»

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Образовательная область «Физическая культура»

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Труд»

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Безопасность»

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Ожидаемый результат : воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

    место проживания: республика, село; предприятия родного села и их значимость; символику республики, столицу, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;

    свою нацию, культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, знать флаг, герб, гимн России;

    называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции;

    знать природу республики, ее флору и фауну;

    уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

    национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познание

Тематическое занятие «Моя республика и столица»;

кроссворд «Мой родной Башкортостан»;

тематическое занятие «Государственные символы республики Башкортостан»;

экскурсия в музей ДПиШ «Мой край родной»;

беседа «Достопримечательности моего села»;

занятие «Коренные жители Башкирии»;

беседа «Многонациональный Башкортостан»;

занятие «Башкирское народное жилище»;

занятие «Одежда башкирского народа»;

занятие «Гостеприимство башкир»;

беседа о труде пчеловода;

беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

тематическое занятие « Башкирские народные музыкальные инструменты».

Коммуникация

занятие «Красоты и богатства моего края»;

развитие речи «Придумай сказку»;

пересказ сказки «Ленивый сын»;

рассказывание по картине «В башкирской избе»;

занятие «Гость – благо дома».

Башкирские народные пословицы

чтение сказки «Камыр-батыр». Беседа по содержанию.

беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова (перевод М.Гафурова).

Башкирские пословицы о труде.

Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме

Художественной

литературы

знакомство с произведениями поэтов Башкортостана

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Чтение легенды «Происхождение башкир»;

разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание стихотворения С.Юлаева;

чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой;

чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай».

Художественный труд

Рисование «В Башкирии живут красивые люди»;

аппликация «Мой край родной»;

аппликация «Летняя башкирская деревня»

лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

рисование «Юрта»;

декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

лепка «мой любимый сказочный герой»;

рисование «Башкирский национальный костюм»;

аппликация «Сапожки – ичиги»;

рисование «Украсим фартук для бабушки»

аппликация «Коврик для гостей» (тур, юфран);

рисование «Башкирские посиделки»;

лепка «Кадушка для кумыса»;

рисование «На пасеке»;

знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

песня «Салават-батыр!»;

песня «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера;

башкирская народная мелодия «Боронго Урал»;

«Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой;

«Тукмас» башкирская народная мелодия

«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;

Социализация

Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме);

Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

деловая игра «Звездный час», тема «Край родной на век любимый»

башкирская народная игра «Невод» (разучивание)

Дидактические игры «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо»

Используемая литература.

Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

Гасанова Р.Х. Земля отцов.

Программа-руководство - Уфа, БИРО, 2004

Агишева Р.Л. Я – Башкортостанец. - Уфа, БИРО, 2003

Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа, Китап, 1995

Гасанова Р.Х. Этноэтикет. -Уфа, БИРО, 2003 (метод. рекомендации)

8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год.

9. Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».