Русская литература начала 20 века пособие. Московский государственный университет печати

Русская литература ХХ века стала сокровищницей талантов. Противоречивость эпохи, исторические драмы, социальные катаклизмы – все это зеркально отразилось в искусстве и литературе. Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.

В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.

Тесты по русской литературе:

1. Определите вид конфликта в драме «Гроза» А.Н.Островского.

Внутренний, семейный.

Социальный.

Идеологический.

Философский.

2. С какой целью А.Н. Островский вводит в пьесу «Гроза» экспозицию?

Обозначить место действия и обстановку в городе.

Чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина.

Наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе.

Описать волжский берег.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат слова «Отчего люди не летают»?

Катерине.

Кулигину.

4. Какие произведения принадлежат перу И.С. Тургенева?

«Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо».

«Преступление и наказание», «Белые ночи».

«Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога».

«Война и мир», «Анна Каренина».

5. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать все»? («Отцы и дети».Тургенев И.С.) Базаров -

Верит в науку.

Нигилист.

Пессимист.

Лишний человек.

6. С какой целью И.С. Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

Показать внутреннее состояние героев романа.

Для описания красоты природы.



Заострить конфликтность ситуации.

Для характеристики героев через их отношение к природе.

7. Каково отношение Базарова, героя романа «Отцы и дети», к русскому народу?

Презрение.

Любование.

Восхищение.

Уважение и понимание.

8. Каков идейный замысел сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Карась- идеалист», »Дикий помещик») ?

Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Быт и нравы русской провинции.

Осуждение максимализма героев.

Изображение народной жизни.

Н.А. Некрасов.

Ф.И. Тютчев

М.Ю. Лермонтов

10. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

Тема народа.

Любовная лирика.

Тема поэта и поэзии.

Гришу Добросклонова – борца за народное счастье.

Якима Нагого.

Матрену Тимофеевну.

12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по жанру является:

философско-утопический

социальный

семейный

любовный

«проницательным читателем»

литературным критиком

прогрессивной общественностью

реакционным правительством.

14. Фраза «Где праздность – там и гнусность» принадлежит в романе «Что делать?»

француженке Жюли

Лопухову

Кирсанову

Вере Павловне

15. Под «грязью фантастической» имеется в виду в романе «Что делать?»

дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой…

природы извращены

люди, ведущие трудовой образ жизни

люди искусства

парии общества

буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкие к…

естественным потребностям человеческой природы

чиновничество

купечество

17. «Новые люди» в романе «Что делать?» видят личную «выгоду» в…

Разумном эгоизме

стяжательстве

накопительстве

семейных отношениях

18. «Особенный человек» в романе «Что делать?»- это

Рахметов

Соловцев

Вера Павловна

картину светлого будущего

с изображением битв

борьбы на баррикадах

20. Роман «Преступление и наказание» написан писателем

Ф.М. Достоевским

Н.Г. Чернышевским

М.Е.Салтыковым-Щедриным

Л.Н. Толстым

21.. Главный герой романа «Преступление и наказание» -

Родион Раскольников

Свидригайлов

Разумихин

22. Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», ощущает к затеваемому преступлению чувство

отвращения

удовлетворение от содеянного

растерянности

решимости

23. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»?

Принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих.»

Гуманность- антигуманность.

Талантливость-бездарность.

Способность совершить преступление.

24. Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» предполагает

«разрешение крови по совести»

борьбу на благо Родины

революционную деятельность

дружбу народов

25. Какова мотивация Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» своего преступления?

Проверки своей теории.

Приобретение денег.

Освобождение должников старухи от кредиторши.

Возможность продолжения учебы в университете.

26. Почему Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», убивает старуху обухом топора?

Действие символично ө Раскольников наносит удар и себе (морально).

Из-за неординарности характера Раскольникова.

27. Каким предстает Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.

Величавая столица с прекрасной архитектурой.

Один из героев романа, наделенный мрачной и мистической силой.

Идеальным городом.

28. Глубину душевных мук Раскольникова в романе «Преступление и наказание» суждено разделить

Соне Мармеладовой

Разумихину

Порфирию Петровичу

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П. Чехов

Н.Г. Чернышевский

30. Участвуя в Севастопольской кампании Л.Н. Толстой убедился, что война – это прежде всего

кровь, смерть, грязь и страдания

героизм командования

выражение любви к царю

защита высопоставленных лиц

31. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»–

роман-эпопея

любовный роман

война 1812 года, когда наполеоновские войска вступили на русскую землю

пугачевский бунт

восстание декабристов

революция

33. Стремление к нравственному усовершенствованию, «быть вполне хорошим»

объединяло героев романа «Война и мир»:

Пьера Безухова и Андрея Болконского

Николая Ростова и Бориса Друбецкого

Долохова и Анатоля Курагина

Берга и князя Курагина

34. Каковы принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» в романе «Война и мир»?

Простота и естественность, способность к самоусовершенствованию.

Роль в истории.

Стремление к самоутверждению.

Высокое положение в обществе.

35. Какое значение на пути исканий князя Андрея, героя романа «Война и мир», имело его ранение на поле Аустерлица?

Понял, что стремление к славе суетно и ничтожно.

Пережил разочарование в своем кумире.

Пересмотрел свои представления о смысле жизни.

Почувствовал желание воевать.

36. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал

встречи с ним («Война и мир»)?

Не хотел компроментировать Наташу.

Он презирал этого человека.

Не был способен принять окончательное решение.

37. Что помогло Наташе, героине романа «Война и мир», «воскреснуть» после тяжелой болезни, связанной со смертью князя Андрея Болконского?

В ее любви и заботе нуждалась больная мать.

Время притупило силу страданий.

Наташа смогла простить себя.

Наташа смирилась с обстоятельствами.

39. Как складывается судьба Пьера в эпилоге романа «Война и мир»?

Становится членом тайного политического общества.

Занимает важный государственный пост.

Живет интересами хозяйства и семьи.

Уезжает за границу.

40. Что, по мнению Л.Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

Дух армии.

Численное превосходство войск.

Продуманный план военных действий.

Талант военачальников.

41. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?

Великодушие Кутузова («…теперь их пожалеть можно»)

Поведение Тихона Щербатого.

Беспощадность Долохова («Брать пленных не будем…»).

Восхищение ими.

42. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

Народ – главная движущая сила истории.

Гениальная личность, способная повести за собой массы.

Фатум, высшая сила определяет ход истории.

Случай, стечение обстоятельств.

43. Л.Н. Толстой передает «диалектику души» своих любимых героев. Что подразумевается под этим?

Духовное развитие.

Физическое развитие.

Стремление к материальному благополучию.

Дружеские чувства.

44. Что объединяет цикл рассказов Чехова «Маленькая трилогия»?

«Футлярность» жизни в разных ее проявлениях.

Критика невежества, ограниченности.

Духовная деградация человека.

Осмеяние приспособленчества.

45. Кто виноват в деградации доктора Старцева из рассказа «Ионыч»?

Сам Старцев.

Катерина Ивановна.

46. Старцев, герой рассказа «Ионыч», перед объяснением с Котиком думает о

ее приданом

ее красоте

музыкальных способностях

будущей жизни с любимой женщиной

47. Почему Котик из рассказа «Ионыч» отказывает Старцеву?

Мечтает о высокой, блестящей роли в обществе.

Мечтает о городской жизни.

Не знает жизни реальной, как ее мать.

Не стремится к замужеству.

48. Профессия Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», -

Почтовый служащий.

49. Почему учитель Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», «держал в руках весь город»?

Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества.

Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

Его уважал весь город.

Им гордились люди.

50. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»?

У каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью.

Конфликт между «отцами» и «детьми».

Конфликт между представителями различных социальных групп.

Конфликт между прошлым, настоящим и будущим.

51. Палата № 6 из одноименного рассказа Чехова – это

флигель для умалишенных в провинциальной больнице

помещение в полицейском участке

Правительственная палата

образцовая палата в больнице

52. Герой рассказа «Палата № 6» Громов –

российский интеллигент, страдающий манией преследования

интеллигент, страдающий манией величия

российский интеллигент, принимающий участие в борьбе за русский народ

пассивный философ

воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению

активист за права человека

революционер-демократ

нигилист

54. Политическая неблагонадежность, как считает автор рассказа «Палата № 6»

отождествлялась в России с

сумасшествием

попустительством

атеизмом

доносительством

55. Как называют начало ХХ века в русской литературе?

Серебряным веком.

Дорогим веком.

Золотым веком.

Революционным.

56. Поэтов и писателей начала ХХ века объединяет

«чувство трагической ответственности за общую судьбу», ощущение

катастрофичности и мечта о возрождении человека

равнодушие к страданиям окружающих

любовь к природе

любовь к детям, ставшими жертвами гражданской войны

57. Особенностью модернизма являлся

путь к новой гармонии

раздумья, мечтания

объективизм

умиротворение

59. Символизм характеризует:

мистическое содержание, символы и художественную впечатлительность

ясный взгляд на жизнь

сатирическая направленность

пропаганда

60. Акмеизм характеризует

ясный взгляд на жизнь, сочные земные краски, яркие моменты жизни

ненависть к существующему языку

желание изменить действительность

желание воспарить

61. «Пощечиной общественному вкусу» назывался манифест

футуристов

акмеистов

символистов

реалистов

62. Поэт К.Д. Бальмонт участвовал в работе кружка

символистов

футуристов

акмеистов

реалистов

63. Анна Ахматова вошла в кружок

«Цех поэтов» (акмеистов)

«Цех пролетарских поэтов»

«Цех футуристов»

«Цех единомышленников»

64. Поэма «Реквием» Анны Ахматовой была посвящена

тысячам страдающих матерей и жен во времена сталинских репрессий

героям Гражданской войны

революционерам

знакомым

65. Осип Мандельштам был поэтом

акмеистом

футуристом

символистом

является

И.А. Бунин

А.И. Куприн

М. Горький

В.В. Маяковский

67. Какова основная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Разоблачение буржуазного миропорядка.

Описание путешествия богатого туриста через Атлантику в Европу.

Любовная история.

Борьба за счастье народа.

68. Корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называется «Атлантида» , так как:

это символ обреченности современного мира

это символ социального устройства общества

название благозвучно

корабль плавал по Атлантическому океану

69. Укажите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» образы, имеющие символическое значение.

Океан, кочегары в топке парохода.

Попугай в гостинице, портье.

Ящик из-под содовой.

Тугой накрахмаленный воротничок.

70. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

Любовь сильнее смерти.

Изображение «маленького человека».

Представление дворянства быть неспособным к возвышенным чувствам.

Борьба за гражданские права.

71. Почему Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» дарит гранатовый браслет?

Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

Хочет, чтобы возлюбленная приобрела дар предвидения.

Стремится напомнить о себе.

Браслет – самое дорогое, что у него есть.

72. Почему Желтков из рассказа «Гранатовый браслет» кончает жизнь самоубийством?

Жизнь без любви потеряла смысл.

Не в состоянии перенести разлуку.

Понимает кощунственность своих мыслей.

73. Кому в рассказе «Гранатовый браслет» принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

Генерал Аносов.

Князь Мышкин.

Вера Николаевна.

Муж Веры Николаевны.

74. Какую музыку использует Куприн для утверждения идеи произведения «Гранатовый браслет»?

Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 2».

П.И. Чайковский. «Реквием».

Г.В.Свиридов «Метель».

Шуберт »Серенада».

75. Что в рассказе «Гранатовый браслет» является основным средством характеристики героев?

Отношение героев к чувству Желткова.

Внутренние монологи.

Художественные детали.

76. Какую черту характера Олеси, героини повести «Олеся» можно назвать главной?

Гармоничность.

Скромность.

Одухотворенность.

77. Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви

завершается повесть «Олеся» Куприна?

Нитка красных бус.

Письмо к возлюбленному.

Букет полевых цветов.

Косынка Олеси.

78. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция?

Через позицию рассказчика.

С помощью пейзажа.

79. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры?

Альтруизм и индивидуализм.

Ум и ограниченность.

Отвага и трусость.

Просвещенность и невежество.

80. В чем смысл слов мудреца в «Легенде о Ларре»:»Наказание ему в нем самом».

Самое страшное для человека – одиночество.

Смертный приговор лишь убедил бы героя в своей исключительности.

Смертный приговор показал бы, что «племя боится сына орла».

Смерть для Ларры – избавление.

81. Что общего между образами Данко и Лары?

Противостояние миру людей.

Противостояние племени.

Крайний индивидуализм.

Красота облика.

82. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»?

Благодарность не свойственна человеческому племени.

Пожалел Данко.

83. Как характеризует Луку, героя пьесы М.Горького «На дне» стихотворение, которое

вспомнил Актер?

Лука – идеолог «пассивного сознания», призванного усыплять, успокаивать.

Утверждение философии «непротивления злу насилием».

Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

Лука – борец за гражданские права.

84. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит / А в тюрьме моей темно…» названа героями пьесы «На дне» любимой?

Песня созвучна душевному состоянию героев.

Все равно, что петь после выпивки.

Песня говорит о «правде».

Красивая.

85. К какой литературной группе принадлежал Сергей Есенин в начале 20-х годов?

Символизм.

Футуризм.

Имажинизм.

86. Определите жанр поэмы «Анна Снегина».

Лиро-эпическая поэма.

Романтическая поэма.

87. Что объединяет судьбы всех героев поэмы «Анна Снегина»?

Политика.

Собственный выбор.

Неидеализированное.

Восторженное.

Презрительное.

Сочувственное.

89. К какой литературной группе относился Владимир Маяковский?

Футуристы.

Акмеисты.

Символисты.

Имажионисты.

90. Какова проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся».

Сатира бюрократизма.

Назначение поэтического творчества.

Гимн Советской власти.

Решение проблем с налогой инспекцией.

91. В стихотворном цикле «На поле Куликовом » Александр Блок

обращается к героическому историческому прошлому

мечтает о прекрасном будущем России

воспевает любимую женщину

критикует современное общество.

92. В чем проявляется своеобразие композиции романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » ?

Параллельное развитие двух сюжетных линий.

Кольцевая композиция.

Хронологический порядок развития событий.

Параллельное развитие трех сюжетных линий.

93. Почему Иешуа представлен в романе «Мастер и Маргарита» как бродяга?

иерархическому миру.

Соответствует библейскому сюжету.

94. Почему для Иешуа, героя романа «Мастер и Маргарита» один из самых страшных грехов – трусость?

Трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла.

Трусость ведет к предательству.

Трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

Трусость – грех.

95. Какой из «миров» романа «Мастер и Маргарита» наиболее густо населен?

Московский.

Потусторонний.

Библейский.

Квартирный.

96. Какое произведение не принадлежит А.И.Солженицыну?

«Дом на Набережной».

«Один день Ивана Денисовича».

«Раковый корпус».

«В круге первом».

97. Кто написал роман «Петр Первый»?

А.Н. Толстой.

М.А.Шолохов.

М. Горький.

М.А. Булгаков.

98. Жанр романа «Петр Первый» -

исторический роман

любовный роман

мемуары (воспоминания)

приключенческий

100. Друг, соратник и единомышленник Петра Первого в романе «Петр Первый» –

Александр Менщиков

Князь Долгорукий

Князь Василий Голицын

Князь Шереметьев

М.А. Булгаков

Максим Горький

М.А. Шолохов

А.Т. Твардовский

102. Роман «Мастер и Маргарита» посвящен проблемам:

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека.

Эмансипация женщин.

Революционная борьба.

Героизм персонажей романа во время Гражданской войны.

103. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» применяет литературный прием:

Параллельно повествованию о современности вводит рассказ о событиях,

происходящих две тысячи лет назад.

Антитеза.

Кольцевая композиция.

Применяет фольклорные мотивы.

104. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» отвергает примененное к нему слово «писатель»?

Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию, и

осознает, что достоин называться мастером.

Был поэтом.

Не любил писателей.

Считал, что не достоин этого высокого звания.

105. Что несла Маргарита в руках перед встречей с Мастером?

«Отвратительные, тревожные желтые цветы»

Красную сумку.

Желтые перчатки.

Черную папку.

106. Какова судьба романа Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Он сжигает его.

Продает другому издательству.

Посылает за границу.

Прячет в шкафу.

107. Какова судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Попадает в Дом скорби.

Уезжает за границу.

Назначен председателем Союза писателей.

Становится учителем в школе.

108. Кто в романе «Мастер и Маргарита» представляет нечистую силу?

Николай Иванович Босой.

Коровьев.

Степа Лиходеев.

109. Какую роль играла Маргарита на бале Сатаны?

Королева бала.

Фрейлина королевы.

Танцовщица.

110. О чем Маргарита попросила Сатану?

Чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего

ребенка. Вернуть ей возлюбленного.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

2-е изд., перераб. - М.: 2014. - Кн.1 - 450с., Кн.2 - 935с.

В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины XX века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети XX века», дан обзор русской литературы 1930-1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.

Книга 1.

Формат: pdf

Размер: 3,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 2.

Формат: pdf

Размер: 6,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 1.
ОТ РЕДАКТОРА 6
I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА 8
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
Проблема периодизации 8
Проблемы мифотворчества 23
Модернизм как новый тип художественного сознания. Модернизм и авангард 26
Концепция личности 33
Экзистенциальные мотивы. Эрос и Танатос 37
Амбивалентность этических ценностей 46
Мотивы Апокалипсиса 48
Творческая интеллигенция и революция 52
Революционные мотивы 57
Альтернатива «Восток-Запад» 62
Литература 69
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МОДЕРНИЗМЕ. СИМВОЛИЗМ 70
Диффузность течений 71
Философско-эстетические основы символизма 76
Теория символа 84
Эволюция символизма 89
Как трактовать кризис символизма? 93
Литература 98
Глава 3. АКМЕИЗМ 99
Дискуссионность статуса 99
Телесность словесного образа 106
Акмеистская концепция слова 117
Литература 126
Глава 4. ФУТУРИЗМ 127
Из истории движения 127
Русский кубофутуризм. Поведенческая модель и игровая практика 128
Словотворческая работа («заумный язык», «сдвип>, «фактура») 132
Литература 147
Глава 5. СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА 148
Новаторство реализма XX в 152
Реализм и натурализм 155
Неореализм 159
Реализм и романтизм 162
Социалистический реализм: проблема генезиса 166
Современные дискуссии. Смена интерпретаций 177
Литература 189
Глава 6. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ 1920-ХГГ 191
Пролетарская литература и ВОКП 203
Литературные объединения и журналы русского зарубежья 212
Литература 214
Глава 7. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ 215
Уточнение понятий 215
Поэзия: новые жанровые дефиниции (циклизация, ролевая лирика) 218
Основные поэтические жанры, особенности стихосложения 223
Обогащение жанровой палитры прозы 248
Новые жанрово -стилевые тенденции в драматургии 262
Сатирические жанры 280
Литература 285
Глава 8. ПРОЕКЦИЯ «БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ» 287
Классицизм и барокко 288
Рококо 291
Романтизм и реализм 292
Импрессионизм 295
Экспрессионизм 299
Литература 304
II . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1930-1940-Х ГОДОВ 305
Глава 9. ЛИТЕРАТУРА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА. 305
Литература и социум. Идеологический прессинг 305
Судьба социалистического реализма. Возвращение к мимезису 316
Литература 323
Глава 10. ПРОЗА 324
Проблемно-тематическое и художественное своеобразие 324
Проза Великой Отечественной войны 345
Черты романтического стиля 356
Проза послевоенного периода 363
Литература 367
Глава 11. ПОЭЗИЯ 368
Лирика 30-х годов 368
Поэзия периода Великой Отечественной войны 376
Поэзия послевоенного периода 390
Поэзия русского зарубежья 392
Литература 401
Глава 12. ДРАМАТУРГИЯ 403
Своеобразие драматургических решений 403
Драматургия военных лет 411
Литература 424
Глава 13. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО
МИРА 425
Романтическое решение темы 426
Реалистическое решение темы 432
Литература 441
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 442

Книга 2.
ОТ РЕДАКТОРА 7
Глава 1. ИВАН БУНИН (1870-1953) 9
Ранняя проза 10
Бунин и Горький 13
«Деревня». Новый тип повествования 15
Национальная самокритика 21
Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы 23
Восток в творчестве Бунина. «Братья» 26
«Господин из Сан-Франциско» 35
«СныЧанга» 38
«Жизнь Арсеньева». Специфика жанра 41
Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности 46
Завершение национальной самокритики 52
Бунинская концепция любви 55
Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» 63
«Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального характера 64
Бунин-поэт 69
Последние годы 78
Литература 80
Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871-1919) 81
Раннее творчество 83
Переоценка ценностей 89
«Красный смех» 94
Библейские мотивы 97
Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» 115
«Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы 130
«Дневник Сатаны» 140
Экспрессионизм Л. Андреева 142
Поздняя публицистика 148
Литература 154
Глава З.МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) 155
Горький в исследованиях последних лет 155
Первый период творчества 160
«На дне». Дискуссии вокруг образа Луки 173
Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин 178
«Мать». История создания, роль экспозиции 186
Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг 197
Горький и революция. «Несвоевременные мысли» 202
«Рассказы 1922-1924 гг.» 207
«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению 211
«Жизнь Клима Самгина» 220
Литература 226
Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921) 227
Начало пути. Освоение традиций 227
Лирика 231
«Ante lusem» (1898-1900) 233
«Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) 235
«Распутья» (1902-1904) 238
«Пузыри земли» (1904-1905) 239
«Город» (1904-1908) 240
Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) 250
«Итальянские стихи» 254
«Страшный мир» (1909-1916) 256
Стихи о России 261
Пути интерпретации поэтического текста 270
«Соловьиный сад» 277
Поэма «Двенадцать». Открытость финала 280
«Скифы». Изображение инонационального мира 288
Блок - великий поэт XX века 292
Литература 293
Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889-1966) 295
Первый этап творчества 295
Эволюция лирической героини и авторский монолог 302
Родина в художественной концепции Ахматовой 309
«Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета 320
Ахматова и акмеизм 327
«Эпоха молчания и уединения» (1925-1935) 331
Начало второго этапа творчества. «Реквием» 334
Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановшины 340
Поздняя лирика 344
«Поэма без героя» (1940-1962) 350
Последние годы 357
Литература 362
Глава 6. Владимир Маяковский (1893-1930) 363
Маяковский в дискуссиях разных лет 363
Маяковский и футуристы 375
Раннее творчество. Образ лирического героя 378
Жанровое и стилевое своеобразие 385
Художественное новаторство 388
Рифма и словарь Маяковского 391
«Облако в штанах» 394
Маяковский после Октября 402
Сатира Маяковского 411
Литература 415
Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895-1925) 417
Начало пути. Поиски творческого самоопределения 417
Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого 424
Есенин и революция 429
«Москва кабацкая» 434
«Любовь хулигана» 438
Образ России 442
«Пугачев» 445
«Анна Онегина» 449
«Персидские мотивы» 453
«Черный человек» 457
Смерть поэта 460
Судьба наследия Сергея Есенина 463
Литература 467
Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941) 468
Путь поэта 468
Лирика. Основные мифологемы 478
Своеобразие предметного мира 484
«Огненная» символика 492
Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» 499
Миф о поэте 509
Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» 517
Лирическая сатира. «Крысолов» 528
Последние годы 537
Литература 538
Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890-1960) 540
Начало пути 540
Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта 542
«Близнец в тучах» 547
Пастернаки футуризм 554
«Сестра моя - жизнь»: в поисках сакрального 558
«Темы и вариации»: постижение классики 566
Стихия свободной стихии 570
Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920-1930-х гг. «Спекторский» 572
Цикл «Переделкино» 576
Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства 579
Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» 582
Исторический фон в романе 584
Автор и герой в романе «Доктор Живаго» 588
Лирическое и эпическое в романе 594
Последние годы жизни. «Когда разгуляется» 597
Литература 604
Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905-1984) 606
«Донские рассказы» 606
«Тихий Дон». Историческая основа романа 619
Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций 624
Григорий Мелехов как трагический характер 629
Особенности жанра и поэтики 634
Проблема авторства «Тихого Дона» 638
«Поднятая целина» 643
К интерпретации образа Щукаря 650
Великая Отечественная в прозе Шолохова 652
Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» 656
Литература 660
Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899-1951) 662
Ранняя проза (1918-1926) 663
От технической фантастики - к социальным аспектам 666
Сатира. «Город Градов» 667
«Чевенгур». Историко-географические реалии романа 672
Своеобразие композиции и жанра 674
Александр Дванов - alter ego автора? 681
Русская революция в романе 684
«Котлован» 690
«Впрок» как комментарий к «Котловану» 702
«Ювенильное море» 708
Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» 711
Пов есть- мистерия «Джан» 712
Платоновская драматургия 719
Творчество второй половины 1930-1940-х годов 720
Рассказы о войне. «Возвращение» 724
Литература 730
Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891-1940) 731
Начало пути 731
Сатира Булгакова 732
«Белая гвардия». Автобиографичность романа 737
Структур а романа в свете мифопоэтики 747
Театр М. Булгакова 755
«Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова 762
«Мастер и Маргарита». Философские основы романа 767
Правда-истина как универсальный закон 776
Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви 788
Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа 792
Итоги Мастера 799
Литература 801
Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899-1994) 802
Раннее творчество 803
«Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика 815
Особенности сюжета и мастерство психологического анализа 825
Художественное воплощение инонационального характера 826
Драматизм судьбы художника 838
Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» 840
«Русский лес» 844
Итоговый роман «Пирамида» 854
Литература 866
Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899-1977) 867
Путь писателя 867
«Машенька» - компендий набоковского романа 872
«Король, дама, валет» - создание игровой реальности 880
«Защита Лужина» - проблема существования во внеигровом пространстве 890
«Соглядатай» - торжество вымысла и победа над роком 895
Жизнь как те кет: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова 901
Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита» 909
Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова 919
Некоторые итоги 930
Литература 933