Интересные факты из жизни воронковой. Детская литература

30.09 1906 -1976

Воронкова Любовь Фёдоровна родилась в крестьянской семье - журналист, писательница.

Позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга «Шурка». Потом появились «Девочка из города» , «Солнечный денек» , «Гуси-лебеди» . Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще - о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там вся, правда.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы - все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро - три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. «Работать надо, работать, - не уставала она повторять. - В работе нашей жизнь, радость».

Писательство для нее было высшей радостью.

В последние годы Любовь Федоровна писала исторические повести и романы. Для нее самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего в глубь веков. Ее давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели

Очень долго Любовь Федоровна не решалась взяться за свою первую историческую книгу. То, о чем она писала раньше, было ее родной стихией: все знакомо, все близко и понятно, на все можно было поглядеть своими глазами. А как увидеть то, что уже прошло, кануло безвозвратно в вечность?

Она стояла будто перед закрытой дверью, ведущей в незнакомые миры. Надо было старательно подготовиться к встрече с ними. И она готовилась. Она изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать. Она поехала в Среднюю Азию.

Бродила по узким улочкам древних городов Узбекистана, всматриваясь в лица людей, и восхищалась их красотой, гордой осанкой.

Вдумчиво, с интересом она входила в незнакомый ей ранее мир Востока и смотрела на все глазами художника. Она запоминала цвет неба и цвет пустыни в разное время года, подолгу глядела на горы вечерней зарей и на рассвете, любовалась цветением садов и яркими, непередаваемыми красками осени.

Так появились две ее книги: «Сын Зевса»- о детстве и юности македонского царя и «В глуби веков» - о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.

Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка «Сад под облаками» - о жизни узбекской детворы.

В 1976 году она умерла.

А сейчас мы попутешествуем по рассказу Л.Ф.Воронковой "Солнечный денёк" ,который вы должны были прочитать дома или в классе.

Кто читал тот легко справится со всеми заданиями.

Задание №1

Вам выданы карточки с вопросами и ответами. Ваша задача дать правильный ответ. Если вы читали этот рассказ, то справитесь с этим заданием.

1. Как зовут главную героиню рассказа Л.Ф.Воронковой «Солнечный денёк»?

МАРУСЯ ТАНЯ

2.Кто такой Снежок в рассказе Л.Ф.Воронковой «Солнечный денёк»?

ОВЕЧКА СОБАКА

3.Что украл дедушка у Тани за завтраком?

КОМПОТ ПИРОЖОК

4.Зачем послала бабушка Таню на чердак?

СОБРАТЬ ЯЙЦ А ПОГОНЯТЬ ГОЛУБЕЙ

5.Какую игрушку должна была Таня своей подруге Алёнке?

ОБЕЗЬЯНКУ КУКЛУ

6.Какое время года описано в рассказе «Солнечный денёк»?

ОСЕНЬ ЛЕТО

7.Кто укусил Дёмушку, когда ребята пошли на луг?

СОБАКА ПЧЕЛА

8.Из чего Таня сделала лодку?

ИЗ БУМАГИ ИЗ ДЕДОВОЙ ГАЛОШИ

9.Что любил рассказывать дед Тане за работой?

АНЕКДОТЫ СКАЗКИ

10.Как Таня называла самого близкого ей человека?

МАМА МАМУШКА

Задание №2

В рассказе Л.Ф.Воронковой присутствует много братьев наших меньших.

С помощью загадок попробуем их угадать.

По двору будильник ходит,

Он с хохлаток глаз не сводит,

Он в один и тот же час,

Утром поднимает нас. (ПЕТУХ)

***

В магазине не была,

На базаре не была,

А домой пришла-

Молока принесла.

Молока кому7

Хозяину своему!... (КОРОВА)

***

Готовит лакомство,

Хотя не повариха,

Иголку носит при себе,

А не портниха (ПЧЕЛА)

***

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки (ГУСИ)

***

По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан. (Овца)

Пробирается к корыту,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. (ПОРОСЁНОК)

***

Попросил вчера пеструшку

Дать мне перьев на подушку,

А пеструшка мне в ответ:

Я б дала да лишних нет?-

И забилась под крыльцо:

Время, мол, снести яйцо (КУРИЦА)

***

Желанный гость

С далёкого края

Над окном живёт.

Сказки, сказочникам, рассказывает (ЛАСТОЧКА)

***

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (ЛОШАДЬ)

Задание №3

Сейчас вам выдам 2 вида карточек.

Ваша задача собрать их, отрывок и заглавие рассказа.

С шумом пролетела стайка маленьких чёрных ласточек, нагрянула на старую берёзу.

Пролетела, просвистела синим крылом большая ласточка, поймала на лету козявку и сунула детёнышу в широкий жадный рот. Маленькая птичка трепыхнула крылышками и чуть с ветки не свалилась. А остальные ещё пуще подняли крик.

Ласточки

Он уже успел сбегать на скотный двор, сунулся в свиную кормушку, промчался на реку к ребятам, которые ловили рыбу, и ухитрился стащить у них из ведра плотицу. Вернувшись, доел в своей плошке вчерашние щи, улёгся в холодке и решил вздремнуть.

Снежок

Поросёнок скучал в тесном и душном закутке. Когда дверь открылась, он сразу поднял пятачок, понюхал свежий воздух, радостно хрюкнул и со всех ног ринулся из овчарника.

Поросёнок

Ух, ты миленький! - воскликнула Таня.- Ух, ты хо­рошенький! А на лбу звёздочка!.. Жеребёнок поводил ушами, косился на Таню, прижимался к матке. А дед ласково уговаривал его:

Ну-ну, Соколик, не пугайся! Мы тебя не обидим

Маленький соколик

И руки и ноги сделаны, и светлая коса из чистого льна - заплетать можно. Осталось только одеть куклу да лицо нарисовать. Из синего сатина бабушка сшила кукле юбку, а кофту сделала из жёлтого атласа. Потом бабушка взяла чёрный карандаш, нарисовала кукле брови, глаза, нос. А красным карандашом нарисовала губы и сделала густой к руглый румянец.

Новая кукла

В сумеречном свете фонаря она увидела какого-то зверька. Этот зверёк, серый, с длинным хвостом, бесшумно лез вверх по столбу на овчарник.

Серенький зверёк

На этом наше мероприятие подошло к концу.

Любовь Воронкова - писательница советского времени, на добрых произведениях которой воспитано не одно поколение детей. Помимо рассказов и повестей для юной аудитории, талантливый литератор увлекательно писала захватывающие исторические романы, переносившие читателей в давно ушедшие времена.

Воронкова Любовь Федоровна: биография

17 сентября 1906 года - день рождения коренной москвички Любови Воронковой. Девочка росла очень талантливой и с детских лет сильно увлекалась рисованием. Самым дорогим подарком для нее была обычная коробка карандашей, открывавшая дорогу в бескрайний мир фантазий. Вынашивая мечту стать знаменитой художницей, Люба поступила в Однако любимые занятия вскоре пришлось прервать: тяжелые и голодные времена побудили многочисленную семью девочки искать место, где можно было выжить. Выбор пал на подмосковный поселок Коськово.

Начало литературной деятельности

Первая публикация - стихи о домработнице Варваре, состоялась в газете «Комсомольская правда». Произошло это по возвращении Любы в столицу, где она с головой окунулась в журналистскую деятельность, много и часто ездила по стране и писала о тружениках, с работой которых была знакома не понаслышке. В 1940 году свет увидела первая книга Воронковой - «Шурка», состоящая из 11 рассказов. Однако пришла война - время совершенно других героев.

Любовь Воронкова стала писать о том страшном времени, кардинально изменившем жизнь целой страны, вернее целого мира. Одна за другой из-под писательского пера стали выпускаться книги о военном времени: «Девочка из города», «Село Городище», «Лихие дни», «Лесная избушка».

Особенно в сердца читателей запала повесть «Девочка из города», написанная в 1943 году, ведь рассказывала она о том, с чем в военное и послевоенное время столкнулся каждый человек: о милосердии, взаимопомощи, доброте, честности, человечности. Ее героиня - городская девочка Валюша, оставшаяся без родителей и попавшая с сельскую семью с тремя детьми. Это жизненная история простых людей, сумевших выжить в той страшной войне и не растерявших самых важных человеческих качеств: отзывчивости и веры в себя и людей.

О войне. О людях. О будущем

«Село Городище» - книга о войне, достаточно востребованная среди читательской аудитории. Замысел ее создания возник, когда Любови Воронковой в редакции «Пионерской правды» предложили написать очерк о том, как в городах и селениях, освобожденных от фашистских захватчиков, налаживается жизнь.

Под мирным небом

В мире без войны Воронкова Любовь Федоровна стала писать книги совсем иного содержания. Это «Солнечный денек», «Волшебный берег», «Снег идет», «Командир звездочки», «Федя и Данилка», «Золотые ключики», «Маша-растеряша». В произведении «Подружки идут в школу» занимательно повествуется о двух деревенских девочках Аленке и Тане, во всем помогающих взрослым и живущих интересной жизнью с ее ежедневными приключениями. Всех своих героев Любовь Воронкова наделила искренностью, чистым сердцем, разумом, добротой, а также способностью к состраданию. Со страниц книг автор не устает говорить о крепкой дружбе, честности во всем, любви к Родине.

По произведениям Любови Федоровны легко угадывается, как жили ее современники, о чем думали, что их волновало. Некоторые книги адресованы старшему поколению и построены на документальной основе: «Где твой дом?», «Беспокойный человек», «Алтайская повесть», в которой автор рассказала о жителях Горного Алтая, края неимоверной красоты, и развитии в этом северном регионе садоводства.

Просто хороший человек

Любовь Воронкова, биография которой интересна современной читательской аудитории - человек, к которому всегда тянулись люди. К ней приходили с горем, и Любовь Федоровна могла сказать нужные искренние слова утешения. В ее взгляде читалось сострадание, и пришедший человек словно сбрасывал со своих плеч мучивший его тяжелый груз. Чужую радость советская писательница, характеризовавшаяся огромным жизнелюбием, принимала за собственную, поэтому к ней шли за поддержкой и советом. Особенно часто к Воронковой обращались начинающие авторы. Если их произведения были несколько неудачными, Любовь Федоровна, мягко указывая на недочеты, говорила, что следует еще немного постараться. А талантливых молодых писателей очень хвалила и радовалась их успехам.

Окунуться в историю

Незадолго до смерти Любовь Воронкова стала писать исторические романы, посвященные царю Киру, Александру Македонскому, легендарному Фемистоклу. Перед написанием автор долго настраивалась, тщательно изучала исторические материалы о времени, которое она собиралась отобразить в своих произведениях. Даже поехала в Среднюю Азию, где пыталась зарядиться знаниями, вдохновением. Результатом поездки стала книга о жизни узбекской детворы «Сад под облаками».

В 1969 году была выпущена книга, включавшая две исторические повести - «Мессенские войны» (о народе из небольшой страны Мессении, героически сражавшемся за свою свободу) и «След огненной жизни» (о царе и его интересной судьбе). Книга, непохожая на ее прежние работы, рассказывала о древнем, канувшем в вечность мире. Изучая большое количество исторических материалов, автор постаралась донести до читателя полученные знания, приблизив ушедшую эпоху.

Затем из-под пера вышли долгожданные исторические книги «Сын Зевса» (о детских и юношеских годах македонского царя), «В глуби веков» (о его походах и создании государства) и «Герой Саламина» (о Фемистокле - афинском полководце периода Греко-персидских войн).

Не стало советской писательницы, прекрасной женщины, светлого человека 1976 года.

Валентина ПУТИЛИНА

Л. Ф. Воронкова и ее книги

Имя замечательной русской писательницы Любови Федоровны Воронковой известно не только в нашей стране. Ее книги читают и в Чехословакии, и во Франции, и в Японии, и во многих других странах мира. Так велика их популярность.

Писательница знала тайну живого слова. Потому все в ее книгах живет, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. Тихим огоньком светится фонарик - светлячок. А если затаиться, можно увидеть, как расправляет лепестки проснувшийся цветок. И люди там живут, как в настоящей жизни: работают, думают, грустят и радуются, помогают друг другу. Там все правда.

Откуда пришло к ней живое слово?

Прежде всего из деревенского детства.

Любовь Федоровна родилась в Москве в 1906 году. Но позднее ее семья переселилась в небольшую подмосковную деревушку, и этот период жизни оказался для писательницы очень важным, повлиявшим на характер ее творчества. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду. Открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям труда.

Уже взрослой она вернулась в Москву и стала сначала журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни на селе: ей была близка эта тема.

В 1940 году вышла ее первая книга "Шурка". Потом появились "Девочка из города", "Солнечный денек", "Гуси-лебеди". Эти книги, ставшие классикой детской литературы, говорят о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте и отзывчивости. А еще - о преодолении себя: человеку страшно, но он идет, чтобы отвести беду от кого-то. Конечно, такой человек вырастет сильный духом и, когда это необходимо, окажется способным на подвиг.

Каждый из героев, созданных воображением писательницы, был ей по-своему близок и дорог. И все-таки более других она любила Валентинку из книги "Девочка из города". Жалела ее за обездоленное войной детство.

Повесть "Девочка из города" написана в годы войны, но и до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Потому что рассказывает не только о великом бедствии, но и о великой доброте народной, которая помогает выстоять в лихие времена, возвращает веру в жизнь.

Никого не оставит безучастным и книга "Гуси-лебеди". Она немного грустная, но ведь и жизнь наполнена не одними только радостями. Случается иногда и погрустить и погоревать, особенно когда тебя не понимают близкие люди, к тому же те, с кем хочется дружить. Так было у Аниски. Ее тонкие движения души и неожиданные на первый взгляд поступки казались окружающим странными и непонятными, что приносило ей немало огорчений и заставляло страдать.

Аниска - сложный, поэтический характер, и, создавая его, писательница будто приоткрывала своему читателю тайну о человеке, о том, что он не всегда такой, каким кажется, и надо уметь видеть в нем лучшее, скрытое от поверхностного взгляда. И о том, как богат внутренний мир человека и как он прекрасен! Но увидеть это и понять может только чуткое сердце.

У Любови Федоровны сердце было большое, чуткое, отзывчивое. А ее дом напоминал волшебный берег, где происходят всякие чудеса. Там были написаны ее книги. Там собирались ее друзья. Там она, как настоящая ведунья, разговаривала со своими цветами, будто те живые существа. А ранним утром будили ее там голоса постояльцев балкона: воробьи, синицы, две приметные галки, голуби. Она кормила их, добродушно ворча на них за бойкую говорливость.

Но и цветы и птицы - все это было лишь вступлением к главному чуду: к приходу героев будущих книг.

Они появлялись, кто тихо, кто шумно, в соответствии со своим характером. И она, отбросив все земные заботы, садилась за рабочий стол. Самый обыкновенный стол, за которым уютно сидеть с друзьями, говорить с ними по душам, пить чай. Но это будет потом. А сейчас начиналось колдовство над рукописью. И так каждое утро, светлое, неприкосновенное ее время, отданное работе. И каждое утро - три страницы. Иначе не успеть написать все, что задумано. "Работать надо, работать, - не уставала она повторять. - В работе нашей жизнь, радость".

Писательство для нее было высшей радостью.

В последние годы Любовь Федоровна писала исторические повести и романы. Для нее самой не был случайным такой, казалось бы, резкий переход из дня сегодняшнего в глубь веков. Ее давно уже манили сюжеты древней истории, любимым чтением стали древние писатели - Плутарх, Павсаний, Фукидид, Геродот. Своего рода напутствием служили ей в избранном жанре слова "отца истории" Геродота, который писал свои труды: "...дабы от времени не изгладились из памяти деяния людей и не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела..."

Очень долго Любовь Федоровна не решалась взяться за свою первую историческую книгу. То, о чем она писала раньше, было ее родной стихией: все знакомо, все близко и понятно, на все можно было поглядеть своими глазами. А как увидеть то, что уже прошло, кануло безвозвратно в вечность? Нет такого поезда, который привез бы в минувшее время, где жили люди, о которых ей хотелось рассказать в задуманной книге.

Она стояла будто перед закрытой дверью, ведущей в незнакомые миры. Надо было старательно подготовиться к встрече с ними. И она готовилась. Она изучила горы исторических материалов, целиком погрузилась в ту эпоху, о которой собиралась писать.

Вот тогда таинственная дверь отворилась, и писательница оказалась в VI веке до нашей эры, когда жил персидский царь Кир. О нем была ее первая историческая повесть. Потом она заглянула в еще более ранние века, когда шли Мессенские войны.

Если в повести "След огненной жизни" центром внимания оказывается царь Кир, его необычная судьба, то в "Мессенских войнах" главным действующим лицом выступает целый народ из маленькой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость. Вынужденный покинуть свою страну, скитаясь триста лет по чужим землям, этот народ не забыл ни своего языка, ни обычаев родины. И нам, несмотря на отдаленность эпохи, близки помыслы и деяния мессенцев, прославивших себя в веках героической борьбой за свободу и своей преданной любовью к родине.

В истории Л. Ф. Воронкову привлекали сильные и необычные характеры, которые влияли на ход исторических событий. Потому она и обратилась к образу Александра Македонского. Так появились две ее книги: "Сын Зевса" о детстве и юности македонского царя и "В глуби веков" - о его завоевательных походах и создании государства, включившего в себя земли Европы и Азии.

Прежде чем приступить к созданию романа об Александре Македонском, она прочитала множество книг о нем и той эпохе, в которую он жил, изучила посвященные ему серьезные научные труды, а когда пришла пора писать главу о его походах в Среднюю Азию, отправилась в те края, чтобы найти там для своей книги дополнительный материал.

Она побывала в Самарканде, или Мараканде, как называли во времена Александра Македонского этот город, где в 329 году до нашей эры проходил со своими войсками знаменитый полководец и сильно его разрушил. Была она и в Бухаре, и в ее окрестностях, входивших когда-то в страну, известную под именем Согдиана. Там согды, возглавляемые Спитаменом, оказывали отчаянное сопротивление Александру Македонскому - этому событию отведены трогательные страницы в книге "В глуби веков".

Она бродила по узким улочкам древних городов Узбекистана, всматриваясь в лица людей, и восхищалась их красотой, гордой осанкой, видя в каждом из них потомков тех согдов, которых возглавлял Спитамен.

Вдумчиво, с интересом она входила в незнакомый ей ранее мир Востока и смотрела на все глазами художника. Она запоминала цвет неба и цвет пустыни в разное время года, подолгу глядела на горы вечерней зарей и на рассвете, любовалась цветением садов и яркими, непередаваемыми красками осени. Ведь как и во время Александра Македонского, здесь таким же знойным было солнце, так же иссушающе дули ветры, не изменили своего цвета горячие пески, по-прежнему вечными снегами были покрыты вершины гор, а небо не утеряло своей ярчайшей синевы.

Впечатлений от знакомства со Средней Азией было так много и они оказались такими сильными, что писательница не смогла отойти от них. Ей захотелось рассказать о полюбившемся крае, и появилась маленькая книжка "Сад под облаками" - о жизни узбекской детворы. Позднее она написала книгу "Неистовый Хамза", художественную биографию известного узбекского писателя и революционера. Собиралась писать и о знаменитом астрономе Улугбеке, но не успела. В 1976 году она умерла.

Последняя книга, вышедшая при жизни Любови Федоровны Воронковой, "Герой Саламина". Увлекательный сюжет, стремительность действия, тонкий психологизм, чувство времени, природы, чистый, прозрачный язык. Здесь все соразмерно, все построено прочно.

Уже с первых страниц повести мы входим в бурную, полную беспокойств и тревог жизнь Афинского государства. На собрании граждан страны решаются главнейшие вопросы их жизни.

На Элладу двинул несметные полчища персидский царь Ксеркс. Ему, несомненно, удалось бы завоевать и Афины и Спарту - ведь почти все эллинские города-государства покорились ему, - если бы не Фемистокл.

Фемистокл сумел поднять соотечественников на борьбу против врага, вселить в их сердца веру в победу - и победа пришла.

С большим мастерством описывает Любовь Федоровна Воронкова события тех лет и действующих в повести героев, с их неожиданными поворотами судьбы. Здесь запоминается каждый. Но особенно убедительно и психологически достоверно нарисован портрет главного героя - Фемистокла. Меняются времена, идут годы - другим становится и он. Лишь в одном Фемистокл остается неизменным: в своей любви к родине.

Книга "Герой Саламина" - свидетельство того, как с годами все с большей глубиной, какими-то новыми гранями раскрывался талант писательницы в труднейшем жанре - жанре исторического романа.

События глубокой старины показаны в исторических произведениях Любови Федоровны Воронковой. Но они волнуют нас. И будут волновать всегда. Потому что это Прошлое человечества. А постижение Прошлого помогает понимать Настоящее. Во имя Будущего.

В а л е н т и н а П у т и л и н а

Любо́вь Фёдоровна Воронко́ва

(1906 — 1976)

советская писательница, журналист,

17 сентября 1906 года – день рождения коренной москвички Любови Воронковой. Девочка росла очень талантливой и с детских лет сильно увлекалась рисованием. Самым дорогим подарком для нее была обычная коробка карандашей, открывавшая дорогу в бескрайний мир фантазий. Вынашивая мечту стать знаменитой художницей, Люба поступила в Строгановское училище. Однако любимые занятия вскоре пришлось прервать: тяжелые и голодные времена побудили многочисленную семью девочки искать место, где можно было выжить. Выбор пал на подмосковный поселок Коськово.

Первая публикация – стихи о домработнице Варваре, состоялась в газете «Комсомольская правда». Произошло это по возвращении Любы в столицу, где она с головой окунулась в журналистскую деятельность, много и часто ездила по стране и писала о тружениках, с работой которых была знакома не понаслышке. В 1940 году свет увидела первая книга Воронковой – «Шурка», состоящая из 11 рассказов. Однако пришла война – время совершенно других героев.

Любовь Воронкова стала писать о том страшном времени ВОВ , кардинально изменившем жизнь целой страны, вернее целого мира. Одна за другой из-под писательского пера стали выпускаться книги о военном времени: «Девочка из города», «Село Городище», «Лихие дни», «Лесная избушка».

Особенно в сердца читателей запала повесть «Девочка из города» , написанная в 1943 году, ведь рассказывала она о том, с чем в военное и послевоенное время столкнулся каждый человек: о милосердии, взаимопомощи, доброте, честности, человечности. Ее героиня – городская девочка Валюша, оставшаяся без родителей и попавшая с сельскую семью с тремя детьми. Это жизненная история простых людей, сумевших выжить в той страшной войне и не растерявших самых важных человеческих качеств: отзывчивости и веры в себя и людей.

О войне. О людях. О будущем

«Село Городище» – книга о войне, достаточно востребованная среди читательской аудитории. Замысел ее создания возник, когда Любови Воронковой в редакции «Пионерской правды» предложили написать очерк о том, как в городах и селениях, освобожденных от фашистских захватчиков, налаживается жизнь.

Под мирным небом

В мире без войны Воронкова Любовь Федоровна стала писать книги совсем иного содержания. Это «Солнечный денек», «Волшебный берег», «Снег идет», «Командир звездочки», «Федя и Данилка», «Золотые ключики», «Маша-растеряша». В произведении «Подружки идут в школу» занимательно повествуется о двух деревенских девочках Аленке и Тане, во всем помогающих взрослым и живущих интересной жизнью с ее ежедневными приключениями. Всех своих героев Любовь Воронкова наделила искренностью, чистым сердцем, разумом, добротой, а также способностью к состраданию. Со страниц книг автор не устает говорить о крепкой дружбе, честности во всем, любви к Родине.

По произведениям Любови Федоровны легко угадывается, как жили ее современники, о чем думали, что их волновало. Некоторые книги адресованы старшему поколению и построены на документальной основе: «Где твой дом?», «Беспокойный человек», «Алтайская повесть», в которой автор рассказала о жителях Горного Алтая, края неимоверной красоты, и развитии в этом северном регионе садоводства.

Просто хороший человек

Любовь Воронкова, биография которой интересна современной читательской аудитории – человек, к которому всегда тянулись люди. К ней приходили с горем, и Любовь Федоровна могла сказать нужные искренние слова утешения. В ее взгляде читалось сострадание, и пришедший человек словно сбрасывал со своих плеч мучивший его тяжелый груз. Чужую радость советская писательница, характеризовавшаяся огромным жизнелюбием, принимала за собственную, поэтому к ней шли за поддержкой и советом. Особенно часто к Воронковой обращались начинающие авторы. Если их произведения были несколько неудачными, Любовь Федоровна, мягко указывая на недочеты, говорила, что следует еще немного постараться. А талантливых молодых писателей очень хвалила и радовалась их успехам.

Окунуться в историю

Незадолго до смерти Любовь Воронкова стала писать исторические романы, посвященные царю Киру, Александру Македонскому, легендарному Фемистоклу. Перед написанием автор долго настраивалась, тщательно изучала исторические материалы о времени, которое она собиралась отобразить в своих произведениях. Даже поехала в Среднюю Азию, где пыталась зарядиться знаниями, вдохновением. Результатом поездки стала книга о жизни узбекской детворы «Сад под облаками». Затем из-под пера вышли долгожданные исторические книги «Сын Зевса» (о детских и юношеских годах македонского царя), «В глуби веков» (о его походах и создании государства) и «Герой Саламина» (о Фемистокле – афинском полководце периода Греко-персидских войн).

СКАЧАТЬ КНИГУ "Девочка из города"

  • Скачать в формате EPUB (132 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC) (46 КБ)

Воронкова Л.Ф. Её книги о детстве: "Солнечный денёк", Снег идёт", "Золотые ключики", "Подружки идут в школу". Картины природы: труда, быта, людей.

Л.Ф. Воронкова (1906-1976). Есть в творчестве Л.Ф. Воронковой одна очень важная черта: в самых обыденных ситуациях передается ощущение полета, уст­ремленность к мечте, поиск чего-то фантастического. Порою это только намечается тончайшими, едва уловимыми штрихами; по­рою создает ясный, звонкий рефрен: «Гуси-лебеди, бросьте, бросьте мне по перышку». В основе такого эстетического воспри­ятия лежат ранние воспоминания детства, собранные в автобио­графической довести «Детство на окраине».

Мотив гусей-лебедей пройдет сквозь все творчество Л.Ф. Воронковой, повторяясь, варьируясь. И любовь к природе, ко всему живому на земле объединит, сроднит такие непохожие книги пи­сательницы, как «Солнечный денек» и «Волшебный берег», «Федя и Данилка» и «Девочка из города».

В 30-е годы появляются такие произведения Л. Воронковой для детей, как «Маша-растеряша» - веселая радиопьеска, вы­смеивающая лень и несобранность, неряшливость, и «Шурка» - книжка рассказов о жизни деревенских ребят.

Во время Великой Отечественной войны Любовь Федоровна пишет очень много: «Лесная избушка», «Лихие дни», «Девочка из города».

Повесть «Девочка из города» по-настоящему зрелое произве­дение. Писательница нашла в нем верное решение темы детства в трудные годы войны. Девочку Валентинку, отец которой на фрон­те, а мать и братишка убиты, приютили колхозники села Нечаева. В повести психологически глубоко прослеживается процесс вживания девочки в новую семью. Она перенесла много недетско­го горя, ей помнится все, что связано с гибелью родных. И в то же время Валентинке так хочется быть участницей беззаботных игр детей новой семьи, что даже румянец проступает на щеках, когда она, видит куклы Таиски. С этими куклами, растрепанными, раз­детыми, исцарапанными, она заводит разговор, в котором пере­плетаются детская вера в «правдошность» игры и незабытые испы­тания эвакуации:

«- Где вы были?-спросила Валентинка. - Почему вы такие растрепанные? Почему вы голые?

Это мы от немцев бежали, - отвечали куклы. - Мы все бе­жали, бежали - по снегу, через лес...».

Воронкова находит убедительные слова, сюжетные детали, си­туации, которые помогают читателю понять, как происходит в душе девочки оттаивание, как трудно ей произнести впервые до­рогое слово «мама», обратившись к женщине, которая взяла ее в семью. Горе от потери родной матери еще не выплакано, сердце не сразу отогрелось, и каждый раз, когда нужно обратиться к Дарье, Валентинка никак не называет ее, просто попросит что-нибудь, и все. И в то же время мучается девочка, сознавая, что наносит тяж­кую обиду пригревшей ее Дарье, понимая, что эта женщина ее «в дочки взяла» и нужно называть ее мамой. Но долго еще застревает родное слово в горле - только весной по-настоящему отходит сердце девочки. Она принесла Дарье подснежники, «подошла и протянула ей горсточку свежих голубых цветов, еще блестящих, еще пахнущих лесом: «Это я тебе принесла... мама!»

Повесть «Девочка из города» - этапное произведение Воронковой. Написанная в годы Великой Отечественной войны, она оказала влияние на послевоенное творчество писательницы, по­могла найти верный путь к читателям младшего школьного воз­раста.

Вообще для Воронковой характерно обращение к ребятам раз­ного возраста. Она талантливо пишет для дошкольников («Не­делька», «Синее облачко»), для средних и старших школьников («Алтайская повесть», «Старшая сестра», «Личное счастье»). Но, пожалуй, самые теплые, задушевные произведения обращены к ребятам младшего школьного возраста, такие, как «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Гуси-лебеди», «Федя и Данилка», «Волшебный берег».

Еще до войны были задуманы при­ключения двух девочек-подружек Тани и Аленки. После войны за­мысел осуществился в большом цикле книг: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу». «Ко­мандир звездочки».

В этих книгах отразились основные особенности мастерства Воронковой, характеризующие ее обращение к младшим школь­никам: богатство и разнообразие эмоций ребенка передается про­стыми, обычными, но единственно верными словами; сюжет про­изведений кажется, на первый взгляд, безыскусственным, но глу­боко передает сложную правду жизни.

В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного «солнечного день­ка» из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чис­тые тона. Писательница любовно повторяет и варьирует их: «Таня спала под светлым ситцевым пологом», «Таня посмотрела на синее небо, на зеленые березы», «У Тани теплые светлые завитки на ма­кушке».

Детство предстает перед читателем не омраченным ничем, ра­достным, словно омытым весенним, добрым дождем. Природа одушевлена, олицетворена; повествование ведется на грани реаль­ного восприятия и волшебного оживления всего, что окружает девочку: «Пушистые пахучие цветы кивали Тане из-под кустов. На светлых полянах из травы поглядывали на Таню красные ягоды... Тонкие лиловые колокольчики покачивались перед ней... Мали­новая липкая дрема легонько цеплялась за платье».

От повести к повести Л. Воронкова бережно следит за повзрослением Тани и Аленки, участием их в жизни взрослых, но не забы­вает и тех неповторимых примет детства, которые долго еще будут сопровождать двух подруг. Пять маленьких повестей о Тане и Аленке составляют своеобразный цикл. Но каждая из повестей в отдельности не теря­ет своей композиционной самобытности, сохраняет художествен­ную целостность, имеет самостоятельные интересные находки в исследовании детской психологии. Так, первая - «Солнечный де­нек» - вся посвящена описанию одного дня в жизни девочек-до­школьниц. Для них день, наполненный разными событиями, тя­нется очень долго. И это психологически достоверно, оправдано возрастом детей. А в последней повести - «Командир звездочки» - охвачен почти целый школьный год. Тут и начало учебы, и 7 Ноября, когда подруги становятся октябрятами, и Новый год с шумной елкой, и первые школьные каникулы. И это тоже естественно, ребята-пер­воклассники во многом иначе воспринимают окружающее, впи­тывают в себя больше впечатлений и смена их происходит актив­нее.

В произведениях Л.Ф. Воронковой очень часто изображаются примеры дружбы очень непохожих по характерам ребят . В неболь­шой повести «Федя и Данилка» два мальчика по-разному воспри­нимают все вокруг. Живут ребята в Крыму, в колхозе, окруженном горами с острыми зубчатыми вершинами. Данилке кажется, что самый высокий и острый зубец похож на человека, который сидит, склонив голову, и о чем-то думает. А Федя говорит, что это просто торчат голые камни. И так во всем. Писательница настойчиво, тщательно подчеркивает несхожесть мальчиков : Данилка любит приносить с гор цветы, а Федя - нет. Зато он любит лошадей, а Данилка боится их.

И даже в отношении к морю, близкому и родному для обоих, проявляется разница в поведении и характерах ребят. Федя заплы­вает далеко, а Данилка плещется у берега и рассматривает дно, раз­глядывает, что там растет, кто живет в водорослях.

Казалось бы, ничто не объединяет мечтательного Данилку и здравомыслящего, храброго Федю.

Но Воронкова подмечает зарождение дружбы, находит ее кор­ни , которые кроются в самоотверженности мальчишек, в стремле­нии к подвигу для людей. Оба они мечтают стать летчиками, лететь на помощь людям, спасать виноградники. Вот она - точка сопри­косновения различных характеров, основа первой мальчишеской дружбы.

Писательница показывает жизнь ребят не облегченно : бывают у них ссоры, непонимание друг друга, взаимные обиды. Но все это оказывается неважным, мелким, когда наступает пора расстава­ния, когда Федя переезжает вместе с родителями далеко, в Орел. Приходит к обоим друзьям осознание горечи разлуки, впервые поднимают они нелегкую ношу жизненных потерь.

Особое место среди произведений Л.Ф. Воронковой, адресо­ванных младшим школьникам, занимает повесть «Волшебный бе­рег». В ней дается широкий простор сказочному началу, активно вторгающемуся в реальную жизнь.

Двое ребят, Леня и Алешка, стерегут от выдры утиное стадо, которое взрослые выращивают на озере. Сюжет, казалось бы, со­всем прозаичный, но повествование переносится писательницей в условный, фантастический план. Природа сказочно антропомор-физирована. Деревья, кусты, камыш разговаривают с Леней, когда он пробирается к озеру. «Камыши легли на берег, загородили до­рогу. Кусты протянули друг к другу ветки, словно за руки взялись.

А деревья раскинули кроны, и стало на острове совсем темно.

Почему вы не пропускаете меня?- спросил Леня.

Ты будешь разводить костер, - зашелестели кусты, - ты сделаешь пожар! Мальчишки всегда делают пожары!

Вовсе нет!-сказал Леня.-У меня даже и спичек-то нету».

Л. Воронкова во многом удачно осваивает в этой повести тра­диции народной сказки: ею внимательно продуманы рефрены во­просов к Лене, ритмика фраз, особенности метафоризации.

Интересной находкой оказывается образ Пугала, которое меч­тает стать деревом и чувствует, как болит, оживая, сердцевина, как соки движутся по коре. Сказочный и реальный планы связаны встречей ребят с Ардывом, в котором они только в конце повести узнают Выдру.