Декоративно прикладное искусство происхождение. Декоративно-прикладное искус­ство

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных.

Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду - дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях - театрах, галереях, музеях. Все - от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания - несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт.

Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными.

А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

Декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Дисциплина: Разное
Тип работы: Курсовая
Тема: Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

Введение……………………………………………………………………...........3

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа………………....6

1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства…………...…………..6

1.2. Философия декоративно-прикладного искусства………………………….9

2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время……………..13

2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства…………………...13

2.2. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…..16

2.3. Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин \"декоративно-прикладное искусство\" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, насечку и чеканку наносили на оружие и посуду, ювелирные украшения делали практически из любых материалов. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Одновременно возник интерес к жилищу, как предмету, равноценному с точки зрения эстетической ценности другим предметам искусства. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.

В высокохудожественных произведениях мастеров Древней Руси пластическое начало проявлялось во всем: ложки и чашки отличались скульптурностью форм, безупречностью пропорций, ковши обычно принимали образ птицы - утки или лебедя, голова и шея служили рукояткой. Такая метафора имела магический смысл, и обрядовое значение определяло традиционность и устойчивость такой формы в народном быту. Золотые цепи, мониста из нарядных медальонов, цветных бус, подвесок, широкие серебряные браслеты, драгоценные перстни, ткани, украшенные шитьем - все это придавало праздничному женскому наряду многоцветье и богатство. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо приложить руки и душу, чтобы получилась удивительная красота.

Современный художественный процесс сложен и многогранен, так же как сложна и многолика современная действительность. Искусство, понятное всем, окружает нас повсюду - дома и в служебном помещении, на предприятии и в парке, в общественных зданиях - театрах, галереях, музеях. Все - от колец, браслетов и кофейных сервизов до целостного тематического комплекса произведений декоративно-прикладного искусства для крупного общественного здания - несет на себе многообразие художественных поисков мастеров, тонко чувствующих декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт. Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни художники стремятся к тому, чтобы все вещи, которыми пользуются в обыденной жизни, не только соответствовали своему назначению, но и были красивыми, стильными и оригинальными. А красота и польза всегда рядом, когда берутся за дело мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства

Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается этническая проблематика, пересортировывая уже более или менее установившиеся понятия и раскрывая в них новое содержание. В самом деле, внешне наблюдаемые синкретизм и эвристичность этнической действительности не могут оставаться не замеченными теми разделами человековедения, которые претендуют на систематичность. Наряду с исследовательскими задачами раскрытия общего и особенного в культурном обиходе различных этнических общностей существует острая, во многих случаях неотложная необходимость поиска народных обычаев, и оперативного решения практических психологических задач по установлению минимальных культурных средств.1

Особое место в ряду этих средств занимает декоративно-прикладное искусство (ДПИ), которое теснейшим образом связано, точнее, органично вырастает из привычного, укоренившегося бытового уклада народа. ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л.Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племне ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

По мысли Г. В. Ф. Гегеля, «если речь идет о всеобщей, а не случайной цели искусства, то, принимая во внимание его духовную сущность, эта конечная цель может носить лишь духовный и притом не случайный, а коренящийся в самой природе цели характер. В отношении назидания эта цель могла бы состоять лишь в том, чтобы посредством художественного произведения доводить до сознания существенное духовное содержание. Искусство действительно стало первым учителем народов». К этому следует добавить, что тождество народа и его культуры означает его самореализацию, инобытие его духа, развернутость и внешнюю представленность в виде продуктов культуры его мышления. Художественный образ, сопутствующий произведению ДПИ, не только определяется назначением вещи или материала, из которого она изготовлена, но и является истоком, средством и итогом семиотической деятельности, знаком и посланием одновременно. Поэтому применительно к народам с первозданно сохранившимся ДПИ можно утверждать, что ребенка с самого рождения начинают воспитывать немые до поры до времени посланники культуры. Какой бы предмет ни брал в руки ребенок, он с раннего возраста сталкивается с необходимостью распредмечивания этого послания, поскольку нет такой области обихода, тем более у народов, чей уклад пока не очень восприимчив к идеалам массовой европейской или азиатской культуры (где наряду с массовостью нарастает отчужденность), куда не проникали бы изделия художника «быта». Общая задача психологического исследования может, таким образом, быть ориентирована на определение действительной роли ДПИ в детском развитии народа, поскольку даже самое предварительное наблюдение за устоявшимися формами воспитания указывает на глубокую включенность ДПИ во все культурные обстоятельства детской деятельности.

У славян, продолжающих жить в контексте природы (деревни, хутора и т.д.) и сохраняющих свой привычный уклад, это воспитание происходит при помощи окружающего мира, оформленного не только в «понятиях», как у техногенного общества, но и в знаково-символическом пространстве – своеобразном преломлении через декор, орнамент и мозаику, заложенные в предметах обихода, в одежде, в укладе жизни, в вечно живущих и бережно хранимых заповедях, которые передаются из века в век не в виде наставлений и советов «как жить», а через традиции совместного изучения, использования, изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и технически уже давно являлись своего рода продолжением его субъективного радиуса действия, делал их составной частью своего «я» в широком смысле». В самом деле, ДПИ у славян – это язык общности, начальные признаки освоения которого можно обнаружить и у детей. Этот язык не формировался специально, но в условиях национального интерната – своеобразной границы двух культур: внешней и внутренней, своей, – он становится одной из наиболее развитых систем средств, которыми готов распорядиться ребенок в новой для себя ситуации.2

1.2. Философия декоративно-прикладного искусства

Сочетание этнографических, историко-культурных и психологических методов является, по мнению И. С. Кона, необходимым для корректного изучения психолого-философского феномена. Именно поэтому в исследовании функции и роли ДПИ в формировании средств адекватной ориентировки детей в окружающем мире мы рассматриваем ДНИ как самостоятельное явление, пытаясь на первых шагах определить его границы и в общих чертах представить его философскую феноменологию. Иными словами, острие нашего исследования обращено к феномену ДПИ таким образом, чтобы за формами игрового поведения и мышления ребенка, улавливаемыми в решении им специальных задач, раскрыть общее значение ДПИ для детского развития.

Исследования культурно-философского характера (Дж.Фрэзер, Э.Б.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.) раскрывают для нас особое пространство существования мысли «натуральных» славян (до сих пор поддерживающих особое отношение с природой). Это пространство исполнено духа (мышления) народа, рагзграфлено его традициями, обрядами, этническими стереотипами, насыщено магичностью, партиципированностью, пралогичностью и др. ДПИ – существенная и неотъемлемая часть, момент этого духа; одним из наиболее существенных его свойств является адресованность каждому вновь зарождающемуся поколению этнической общности. Именно в этой форме (наряду с оформленной или оформляющейся письменностью) языком костюма и орнамента, узора и обряда, декора и цвета народы сохраняют связь времен и передают от деда к внуку свои этнические нормы. Этот процесс передачи скрыт от посторонних глаз; он интимен, хотя и повседневен, несистематичен, хотя и регулярен; он задан культурным обиходом, но осваивается личностным образом.

Итак, все предметы домашнего обихода славян изготавливались, исключительно из местных материалов. Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения, а из дерева мужчины вырезали ступы, кадушки, черпаки, ложки. Оригинальны были коробки, тарелки. В мешках и разных сумках, сшитых из шкур и тканей, хранили одежду и мелкие предметы. Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.3

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны. Ребенка уже с колыбели сопровождают предметы обихода, выполненные в яркой художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе этого включения в культуру имеет место своеобразная трансформация «симбиоза» воспитателя (у ханты он в явном виде не выделяется, эту функцию берут на себя все взрослые, находящиеся рядом с ребенком), знаково-символической системы ДПИ и ребенка. Психологическое расстояние между взрослым, ребенком и предметом начинает уже в раннем детстве существенно преобразовываться у этой немногословной культуры в своеобразный паритет.

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей. При этом обращает на себя внимание, что язык ДПИ полностью не сформирован (или уже утерян) как всеобщая этническая универсалия и используется в основном без понимания.

Вероятнее всего, воспитывающее значение ДПИ превосходит все наши возможные представления о нем. Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек. Злые духи накинулись бы на него и нанесли ему увечья или наслали бы болезни. Эти изделия, например украшения для женщин, орнамент или родовой знак на одежде для мужчин, защищали их владельцев от воздействия не ясных еще для них сил. В наше время люди не всегда сознаются, что верят в чудодейственную силу украшений и орнамента, но продолжают изготавливать и носить эти изделия. Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев.4

Феномен ДПИ пронизывает все стороны жизни: организацию быта, уклад семейных, родовых, «международных» и межличностных отношений. Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.

2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства

Поэтому не будем выдумывать никаких новых определений ДПИ и обратимся к Российскому энциклопедическому словарю (РЭС) – книге, призванной сухо констатировать стереотипные взгляды на любые научные феномены. ДПИ в нем представлено весьма обстоятельной статьей:

«Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, стекло, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произв. Д.-п.и. составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя худ. комплекс. Возникнув в глубокой древности, Д.п.и. стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала 20 в. также с дизайном и конструированием».5

Итак, в «декоративном искусстве» выделены три вида: монументально-декоративное искусство, оформительское искусство и ДПИ.

Сразу зададимся вопросом: почему из этих трех видов только ДПИ получило краткое наименование, известное практически каждому? Почему есть общеупотребительное наименование художников, работающих в области ДПИ – «ДПИшники», и нет «МДИшников» и «ОИшников»? Почему, когда говорят о «прикладниках», то имеют в виду именно художников ДПИ?

Посмотрим: любой художник-монументалист может назваться живописцем (или скульптором), и возражений это ни у кого не вызовет. Художники-оформители (как и плакатисты, как и сценографы) вправе называться либо графиками, либо живописцами (а иногда и скульпторами), и это тоже в порядке вещей. А вот «ДПИшники» (официально – «прикладники») – это и ювелиры, и керамисты, и шкатулочники, и мастера народных промыслов, и кто угодно, только не живописцы, не...

Забрать файл

Народное декоративно-прикладное искусство -- одно из средств эстетического воспитания -- помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.

Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства -- симметрия и ритм. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны -- неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом».

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов -- вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми, прежде всего, как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия.

Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступными детям. В связи с этим занятия декоративным рисованием и аппликацией способствуют развитию художественного вкуса.

Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении. Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.

Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ.

Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования). В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, старинный замок, светец для лучины, бытовое, практическое назначение - вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение. Расписывая цветами берестяной туесок, украшая резьбой деревянный ковш, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н.П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них - изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Народное искусство -- достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шутки и загорские точеные изделия.

Как уже говорилось, изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы.

Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога они внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Под влиянием предметов наводного творчества ребята глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам таких художников, как И. Билибин и Ю. Васнецов, творчество которых основано на национальных традициях.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.

ВВЕДЕНИЕ

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративного искусства в общекультурном процессе до сих пор недооцениваются. Во всемирной истории искусства оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается лишь в его утилитарной функции: как оформление предметных изделий и жизненной среды, как продукт ремесленного или промышленного производства. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и архитектурой. Трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и зодчество, а художественные предметные изделия - мебель, посуда, текстиль, украшения - лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом «высоких искусств».

В настоящей работе ставится цель комплексного исследования современного отечественного декоративного искусства, устанавливается проблематика развития массового производства в контексте социально-культурной обстановки в России в XX веке.

В работе ставятся следующие задачи:

Принципы современного формообразования предметных и декоративных изделий;

Их влияние на сложение художественного стиля предметного мира и жилой среды

Отмечается специфическое место декоративного искусства в визуальной культуре современной эпохи.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

История Декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом (Приложение, рис. 1).

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие

Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в 1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла (Приложение, рис. 3).

В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот. В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.