Повесть «Детство» произведение автобиографического характера. «Детство» Максима Горького как автобиографическая повесть

Автобиографическая трилогия Горького – «Детство», «В людях» «Мои университеты» – одно из самых проникновенно-поэтических созданий не только русского, но и мирового искусства. По художественной силе, богатству идейно-философского содержания даже в русской литературе трилогия – явление исключительное. Это «рассказ о себе» и в то же время – широкое эпическое повествование о целом поколении русских людей 70–80-х годов, прошедших трудный, подчас мучительный путь идейных и нравственных поисков правды жизни. Жизнеописание Алексея Пешкова под пером Горького стало произве­дением о русской народной жизни и судьбах человека России в конце XIX в.

Художественное исследование прошлого для Горького в те годы становится необходимой предпосылкой понимания современности. С этой точки зрения автобиографическая тема была для Горького темой глубоко современной. Он придавал тогда вообще особое значение автобиографическим произведениям, рассказу о жиз­ненных судьбах русских людей из народа.

Центральная проблема повестей «Детство» (1913–1914), «В людях» (1916) –формирование характера человека нового типа –раскрыва­ется на автобиографическом материале. Идейный и композиционный стержень трилогии –духовный и нравственный рост Алексея Пешко­ва. Герой, отправившийся в жизнь на «поиски самого себя» с открытой душой и «босым сердцем», погружается в самую ее гущу. Повествование охватывает по времени почти два десятилетия, герой сталкивается со многими людьми, которые делятся с ним своими мыслями и думами, наблюдает жизнь «неумного племени» мещан, сближается с интелли­генцией. Перед читателем стремительно развертывается яркая цепь рассказов о русских людях. Цыганок, Хорошее Дело, Королева Марго, кочегар Яков Шумов, плотник Осип, старообрядцы, повар Смурый, удивительные мастера-иконописцы, студенты, ученые-фанатики и «ве­ликомученики разума ради» – вот герои рассказов, связанных между собой автобиографическим образом Алексея Пешкова. В произведе­ниях изображена чуть ли не вся Россия в переломный момент своего исторического развития. Эпический характер горьковских повестей определил своеобразие их композиции, позволившей максимально расширить связи автобиографического героя с жизнью. Герой не всегда является непосредственным участником событий, но он их переживает вместе с другими персонажами, до конца познавая их радости и муки. Между ним и другими героями повестей существует нерасторжимая внутренняя психологическая связь, обусловленная интересом к чело­веку, желанием помочь ему перестроить мир.



В автобиографических повестях тема народной действительности и тема автобиографическая, художественно воплощающая глубинные процессы, происходящие в русской народной жизни и сознании русского человека, неотделимы . В «Детстве» и «В людях» на первый план выдвинут процесс постепенного, порой мучительного освобож­дения народного сознания от вековых традиций собственнического мира. Писателя интересует история формирования у героя нового отношения к человеку, объединившего любовь и веру в него с проте­стом против социальных и нравственных норм жизни . Поэтому в повестях столь важную идейную и композиционную роль, как и в рассказах сборника «По Руси», играют социальные и психологические контрасты.

С первых страниц «Детства» звучит тема разительного несоответ­ствия красоты мира и тех отношений, которые сложились между людьми . Идея противоборства антагонистических жизненных начал определяет характер повествования . Герой, вступающий в жизнь, стоящий на пороге «открытия мира», полон бессознательного восхи­щенного удивления перед красотой земли. Дни общения его с природой во время поездки на пароходе были, как пишет автор, днями «насы­щения красотою». Мир раскрывается перед ним в его ничем еще не омраченном величии, он окрашен в самые яркие краски. Но это ощущение гармонии длится недолго. Горький сталкивает мальчика с противоречиями реальной жизни.

Алексей Пешков – в семействе Кашириных. И сразу определился конфликт автобиографического героя и «неумного племени» мещан. Этот конфликт будет все более обостряться. В мире Кашириных нет ни смысла, ни гармонии, все враждебно человеку, «наполнено горячим туманом взаимной вражды всех со всеми...». Мастер Григорий очень памятно для мальчика объяснил, что «Каширины хорошего не любят». Талант, бескорыстие, нравственная чистота и великодушие вызывают у мещан, отдавшихся жажде стяжательства и наживы, откровенную тупую неприязнь.

Казалось бы, жизнь, «обильная жестокостью», жуткие впечатления, ежедневно отравляющие душу мальчика, должны были озлобить и ожесточить его. Но этого не происходит: в душе героя растет и крепнет любовь к людям, стремление во что бы то ни стало помочь им, укрепляется вера в добрые, прекрасные начала жизни. Этот высокий гуманизм повестей связан прежде всего с образом бабушки Алексея – Акулины Ивановны, которая вселила в душу внука «крепкое чувство доверия» к миру.

Не случайно старый Каширин называет ее матерью. Горький создал поэтический, величественный образ Матери с ее беспредельной, «не­истребимой любовью» ко всем людям – детям своим. Этот образ впервые появился в одноименном романе Горького в 1906 г., затем был воплощен в рассказах сборников «По Руси» и «Сказках об Италии».

В первой части трилогии образ Акулины Ивановны занял цент­ральное место. Горький даже вначале предполагал назвать повесть «Бабушка». Акулина Ивановна олицетворяла для Алексея жизненную народную мудрость. Радостно воспринимая красоту окружавшего мира, поддерживая в мальчике веру в человека, она сыграла определяющую роль в формировании его нравственных идеалов. «Бессребреница» бабушка, в сознании Алеши, противостояла и деду, и всему «племени» стяжателей.

Контрастно противостоящие образы деда Каширина и бабушки играли важную композиционную роль (особенно в первой части трилогии) – как воплощение двух противоположных начал жизни. Противоположность их характеров проявлялась в отношении к жизни и смерти, к правде и лжи, в любви и ненависти, в религии и молитве, автобиографический герой, столкнувшись с этими двумя началами, был поставлен перед необходимостью выбора. В бабушке он почувст­вовал друга, чья бескорыстная любовь к миру и людям наделяла его «крепкой силой для трудной жизни»; «мудрость» Каширина, который «всю жизнь ел всех, как ржа железо», оказалась чуждой Алексею Пешкову и навсегда враждебной ему.

Герои Горького предстают в борении противоположных, иногда, казалось бы, взаимоисключающих мыслей и стремлений. Но эта внешняя «пестрота» характеров объясняется писателем конкретно-ис­торически, как результат социальных условий русской жизни. Подчер­кнуто противоречив характер и самого Каширина, в котором борются несоединимые силы. Он любит Алексея и близких, но любовь его, в отличие от любви бабушки, осложнена чувством собственника, хозя­ина, «старшего» в жизни. Своими силами пробился он «в люди», стал «хозяином», зашел на «чужую улицу» и здесь растерял все высокое, человеческое. О том, как нравственно нечистый процесс социального восхождения гасит в человеке все хорошее, рассказал Горький в 1910-е годы и в другом автобиографическом произведении – рассказе «Хо­зяин».

Но даже в духовно близком герою характере бабушки Горький подметил глубокие противоречия, которые явились следствием под­спудных социально-исторических влияний. Бабушка, славя мир и красоту жизни, приняла «горькие слезы» ее как должное и неизбежное зло: молча терпит она издевательства деда, пытается примирить всех со всеми, понять и оправдать жестокость мира . И этого отношения к злу жизни не принимают ни автор, ни герой повестей, который очень скоро поймет, что кротость бабушки – не сила, а выражение слабости и беспомощности . Ее всепрощающая доброта вызывает в Пешкове вначале сомнение, а затем решительный протест, ибо, писал Горький, «я был плохо приспособлен к терпению». Это было время, когда в душе героя уже «прорезались молочные зубы недовольства существующим». Трагично складываются судьбы многих людей, окружающих Алек­сея, трагичны судьбы его сверстников: и нежного веселого Саньки Вихаря, и Гришки Чурки. Все более и более усложняются и омрачаются представления героя о мире и человеке. Тогда-то и возникает у него мысль, можно ли вообще достигнуть лучшего. Когда дед выгнал постояльца – ссыльного, раздражавшего Каширина тем, что он жил не по его правилам, герой особенно остро почувствовал свое одиноче­ство во враждебном дедовом мире: «Вспоминая эти свинцовые мерзо­сти дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит <...> Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти, расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит ц жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрожде­ние наше к жизни светлой, человеческой». Это убеждение и укрепляло силы автобиографического героя.

Новаторство Горького состояло не в «максимальном» изображении «свинцовых мерзостей» прошлого, а в неуклонном утверждении рас­тущей изо дня в день «могучей силы света» , которая обнаруживается в самих отношениях горьковских героев к миру и людям и в мироощу­щении Алексея Пешкова. Горьковская мысль о том, что в глубине народной «Россия талантлива и крупна», «богата великими силами и чарующей красотой», находит свое завершенное художественное воп­лощение в автобиографических повестях.

Раздумывая о своеобразии русского национального характера, о прошлом и будущем русского человека, Горький и здесь непримиримо выступал против обидной, унижающей человека проповеди пассивно­сти, смирения перед злом жизни, кротости, «каратаевщины» . На страницах того же «Русского слова», где печаталось «Детство», Горький публикует свои статьи о «карамазовщине», в которых зовет к «деянию», активному «познанию» жизни. «Познание есть деяние, направленное к уничтожению горьких слез и мучений человека, стремление к победе над страшным горем русской земли». Эта мысль Горького художест­венно воплотилась в повестях.

В повести «В людях» складывается новое отношение героя к человеку и окружающему миру. Центральной проблемой этой части трилогии становится проблема формирования действенного гуманиз­ма. Название «В людях» имеет широкий обобщающий смысл. Человек со всеми его радостями и печалями, хорошим и дурным – вот что занимает ум, сердце, душу героя Горького. Горький видит нужду и горе, надругательство над человеческой личностью, труд бессмысленный, превращенный хозяевами в каторгу. Тогда, пишет Горький, «жизнь казалась мне более скучной, жестокой, незыблемо установленной навсегда в тех формах и отношениях, как я видел ее изо дня в день. Не думалось о возможности чего-либо лучшего, чем то, что есть, что неустранимо является перед глазами каждый день».

На помощь герою пришли книги. Они, как позже вспоминал Горький, помогли ему преодолеть настроения растерянности и недоверия к людям, обостряли внимание к человеку, воспитывали «чувство личной ответственности за все «зло жизни» и вызывали «преклонение перед творческой силой разума человеческого», «роднили» с миром, убеждая, что в своей тревоге за людей он не одинок на земле. И автобиографический герой Горького мужественно пошел навстречу жизни. «Во мне,– пишет Горький, – жило двое: один, узнав слишком иного мерзости и грязи, несколько оробел от этого и, подавленный знанием буднично страшного, начинал относиться к жизни, к людям недоверчиво, подозрительно, с бессильной жалостью ко всем, а также к себе самому. Этот человек мечтал о тихой одинокой жизни с книгами, без людей... Другой, крещенный святым духом честных и мудрых книг, наблюдая победную силу буднично страшного, чувствовал, как легко эта сила может оторвать ему голову, раздавить сердце грязной ступней, и напряженно оборонялся, сцепив зубы, сжав кулаки, всегда готовый на всякий спор и бой. Этот любил и жалел деятельно», «сердито и настойчиво сопротивлялся...»

Вторая часть трилогии–вдохновенный рассказ о людях земли русской – плотниках, каменщиках, грузчиках, иконописцах,– в ко­торых скрыты самобытные качества художников, поэтов, философов, артистов. Каждый из них по-своему важен для формирования личности горьковского героя, каждый из них обогащал его, открывал ему новую грань действительности и тем самым делал героя сильнее, мудрее. Чем ближе узнавал Пешков этих людей, тем ничтожнее представлялись ему «хозяева», их мир оказывался совсем не так устойчив и прочен . «Учителями» Пешкова были и Смурый, и иконописцы –люди пыт­ливой «фигурной» мысли, богатые духом, фантастически талантливые, исполненные подлинно художественного понимания и жизни, и ис­кусства.

В годы этих скитаний рождается у Алексея Пешкова чувство огромной любви к человеку , которое он пронесет через всю жизнь. «Хорошо в тебе то, что ты всем людям родня»,– говорит ему один из героев трилогии, красавец силач Капендюхин. Чувство любви к чело­веку постепенно приобретает для него новые опенки. Все чаще ощущает он в своей душе вспышки ненависти к угрюмо терпеливым людям. В герое растет активное стремление разбудить волю человека к сопротивлению . В этой эволюции сознания своего героя Горький объективно отразил исторически закономерное развитие самосознания человека из народа. Почти пророчески звучали в повести слова Никиты Рубцова: «Ни бог, ни царь лучше не будут, коли я их отрекусь, а надо, чтобы люди сами на себя рассердились <...> Помяни мое слово: не дотерпят люди, разозлятся когда-нибудь и начнут все крушить–в пыль сокрушат пустяки свои...»

В процессе познания жизни в сознании Алексея преодолевается разрыв между мечтой и действительностью. В поисках героического он обращается уже не только к книгам, песням, сказкам, но к самой жизни. Пешков приходит к мысли, что правда жизни – в идеалах народа. В конце повести «В людях» возникает многозначительный образ «полусонной земли», которую герою страстно хочется разбудить дать «пинок ей и самому себе», чтобы все «завертелось радостным вихрем, праздничной пляской людей, влюбленных друг в друга, в эту жизнь, начатую ради другой жизни – красивой, бодрой, честной...». Но и на этом этапе развития сознание героя еще не свободно от противоречий, не найден еще ответ на вопрос, что сделать, чтобы осуществился идеал разумного и справедливого мира для всех. Напря­женными драматическими раздумьями о необходимости во что бы то ни стало найти свое место в жизни заканчивается повесть «В людях»: «Надо что-нибудь делать с собой, а то пропаду...» И Алексей едет в «большой город Казань». Открывается новый, «университетский» этап познания им жизни.

В повестях органически сочетаются трезвое видение мира с про­никновенным лиризмом, автобиографический, почти документальный рассказ с образами огромного обобщающего значения, передающими предгрозовую атмосферу русской жизни 1910-х годов.


Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 4. С. 441.

Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 496–497.

Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 154.

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.
- Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», - утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого , получила название «Детство». Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание. Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями. Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет. Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец. Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке. Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья». Бабушка же, говоря о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы. Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда. Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова». Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом», будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами. После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости - ему пришлось быть бурлаком. Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка. Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя. В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

автобиографии, трилогии. На прошлом уроке вы написали сатирическую сказку

Глобальное слушание.

Запись в тетради.

Второе марта.

Классная работа.

Л.Н. Толстой «Детство». Автобиографический характер повести.

Записано на доске.

2. Изучение биографии и истории создания повести «Детство».

На дом я давала 2-м человекам задание подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя, о замысле повести «Детство». Давайте послушаем ребят.

Как создавалась повесть Толстым?

В рассказе прозвучало слово трилогия. Попробуйте сами дать определение этому понятию.

Теперь давайте запишем литературоведческое определение трилогии.

Трилогия –

В теме нашего урока звучит понятие автобиографического характера повести. Как вы это понимаете?

Запишите определение автобиографии в тетради. Автобиография –

Как и в ком это отображено в повести?

Вариант ответа.

По рождению и воспитанию Л.Н. Толстой принадлежал к высшему сословию – дворянам. Его отец, граф Н.И. Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урождённая княгиня Волконская. На творчество Толстого оказали большое влияние жизнь в родовой усадьбе – Ясной Поляне, рассказы родных о событиях 1812 и 1825 гг. в Ясной Поляне проходила жизнь его семьи, друзей и близких. Здесь он мог наблюдать за жизнью народа, познакомился с песнями, сказками, легендами, былинами. Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть «Детство». Её высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в «Современнике». За этими повестями последовали повести «Отрочество», «Юность». в Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, в которых он преподавал сам и создал для них «Книги для чтения» и составил «Азбуку», написал статьи по вопросам педагогики. Кроме этого, на его счету ряд других повестей, пьесы и такие известные романы, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.

«Детство» - первое опубликованное художественное произведение Толстого. Трилогия - «Детство», «Отрочество», «Юность» - создавалась писателем в течение 1851 – 1856 гг. в частности над повестью «Детство» Толстой работал в 1851 – 1852 гг. Она имеет 4 редакции. Эту повесть высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в «Современнике».

Трилогия – 3 произведения, объединённых одним героем. В них показан путь взросления и становления личности.

Запись в тетради.

Автобиография – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная биография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Много автобиографических черт в главном герое Николеньке Иртеньеве. Его детство, как и детство самого Толстого, протекает в дворянской усадьбе. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли исправить людские пороки, а в первую очередь самого себя, но он постепенно уступает дурному влиянию своей среды – тщеславной, лицемерной, презрительной к незнатным людям, равнодушной, которая жестоко относится к слугам и крепостным.

Записывают термины в тетради.

3. Анализ повести «Детство».

Как вы думаете, кому принадлежат слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву и почему вы так решили?: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Как представлен главный герой в повести «Детство»?

Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери?

Как представлен отец Николеньки?

Как герой относился к Наталье Савишне?

Давайте откроем учебник на 288-й странице и внимательно посмотрим на иллюстрацию А. Вестфалена к повести «Детство». Опишите то, что вы видите на картине. Какому эпизоду в повести она посвящена? Так ли вы представляли себе быт времён автора повести?

Это размышления взрослого человека, для которого детство – далёкое прошлое. Воспоминания о нём заставляют вспоминать прекрасных людей, которые встретились на его пути, и быть похожим на них. Помнить самых близких людей – отца и мать.

Герой умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Его чистая душа открыта всем впечатлениям жизни, но жизнь в его детские годы ограничена кругом семьи протекает в пределах дворянской усадьбы.

Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение матери, а только его детали.

1. Он жил для себя. Думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив, что не видел в нравственных убеждениях необходимости.

2. Он нравился всем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности, умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Николенька любил Наталью Савишну, но никогда не стремился сделать ей приятное, позаботиться о ней. Автор не только с необыкновенной любовью и нежностью описывает добрую старушку, но с запоздалым сожалением вспоминает о том, как мало истинного тепла и внимания, которых она заслуживала, проявлял к ней когда-то.

На картине представлен эпизод, в котором автор вспоминает, как Наталья Савишна перебирала свои вещи в комоде. Там находилось всё, что только должно и не должно там находиться. Комната типична для крестьянки при господах – огромные комоды, икона в углу комнаты, мягкие кресла, большое светлое окно, самовар посередине стола, клубок с вязанием. У меня при прочтении возникали такие же представления о быте Натальи Савишны.

4. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите задание на дом. Напишите небольшое сочинение о доме своего детства. Может это будет не тот дом, в котором вы жили, но тот, о котором у вас остались яркие, тёплые воспоминания. В сочинении должно быть 10 – 12 предложений. Кто не понял?

Запись в дневнике.

Написать сочинение о доме своего детства.

Записать на доске.

5. Подведение итогов.

Давайте вспомним, какое влияние оказала Ясная Поляна на жизнь Л.Н. Толстого.

Какое значение имеет повесть «Детство» для Толстого?

С какими понятиями вы сегодня познакомились? Дайте им определение.

Какие автобиографические черты отразил Толстой в своей повести?

Вы хорошо сегодня поработали. Я вами очень довольна. Задание на дом у вас есть, так что мажете идти.

В Ясной Поляне проходила жизнь его семьи, друзей и близких. Здесь он мог наблюдать за жизнью народа, познакомился с песнями, сказками, легендами, былинами. Тут он открыл школу для крестьянских детей, в которой сом преподавал и создал для них «Книги для чтения» и составил «Азбуку».

Мы сегодня познакомились с понятием трилогия и автобиография. Трилогия – 3 произведения, объединённые одним героем, тематикой. Зачастую в трилогии происходит нравственное взросление героя.

Автобиография – описание автором собственной жизни. Автор пытается вернуться в детство, понять и осмыслить свои прошлые поступки, найти истоки своей теперешней жизни.

1. Детство главного героя повести Николеньки Иртеньева, как и детство самого Толстого, протекает в дворянской усадьбе.

2. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли исправить людские пороки, а в первую очередь самого себя.

М. Горький. Слово о писате-ле. «Детство». Автобио-графический характер повести.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия - это произведение, состоящее из трех книг.

-

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия - это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

Примерный план.

1) Рассказ Горького о себе.

2)

3)

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Запись в тетрадях:

1) «Детство»

2) «В людях»

3) «Мои университеты».

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная - но светилась изнутри - через глаза - неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка - движения ласкового зверя.)

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках, нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно - розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко - петухом - закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«встала из - за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

Григорий Иванович

  1. Объяснение д/з.
  1. Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.»

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);

развивать навыки анализа художественного текста;

воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа с литературоведческими терминами.

Объясните значение слова автобиография .

Запись в тетрадях:

Что называется трилогией ?

Запись в тетрадях:

Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.

- Что такое автобиографическая трилогия?

Запись в тетрадях:

Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

    Работа со вступительной статьей учебника.

Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.

Примерный план.

    Рассказ Горького о себе.

    История создания автобиографии.

    Павел Максимов о биографии Горького.

Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем Новгороде в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).

Запись в тетрадях:

Части автобиографической трилогии Максима Горького:

    «Детство»

    «В людях»

    «Мои университеты».

Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.

Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?

(«Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).

Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.

    Работа с текстом произведения.

    Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».

О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? (Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)

    Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».

О ком говорится в этом отрывке? (О бабушке.)

Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)

Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)

Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.

Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)

Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)

Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.

Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)

Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)

Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)

Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)

Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)

Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)

Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)

    Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».

Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)

Что можно сказать о деде исходя из этого описания? (Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)

Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)

Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)

Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)

    Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.

Какое впечатление производит на Алешу дом? (Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках: нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

Таковы первые впечатления Алеши.

Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.

    Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)

Кто обедает в доме Кашириных?

Начертите в тетрадях схему:

ОБЕД В ДОМЕ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)

Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?

«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»

«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»

«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

«заплакали»

Тетка Наталья

«отчаянно закричала»

«выгоняла из кухни детей»

«сел верхом на спину дяди Михаила»

Григорий Иванович

«спокойно связывал руки дяди полотенцем»

Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.

Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)

Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? (В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)

    Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».

    Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.

      Подведение итогов урока.