Знаменитые берберы. Тунисские берберы: взгляд изнутри

Нидерланды : 158 000
  • САДР САДР : 144 000
  • Тунис Тунис : 102 500
  • Бельгия Бельгия : 91 000
  • Италия Италия : 39 000
  • Германия Германия : 36 000
  • Египет Египет : 34 000
  • Мавритания Мавритания : 10 500
  • Канада Канада : 10 000
  • Великобритания Великобритания : 6 100
  • Сенегал Сенегал : 2 800
  • Народности


    Среди многочисленных берберских народов можно выделить основные:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко , на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф , от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла .
    2. Народ шиллу в южном Марокко , занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт , часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана .
    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).
    4. Шауйя - народ в Алжире , населяет Орес (2 325 000 человек). Главный город - Батна . Известные представители - Массинисса , аль-Кахина и Ламин Зеруаль - 4-й президент Алжира).
    5. Берберы Сахары , населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб , или мозабиты , берберы, населяющие Хадам , Сокну (на границе Феццана), Аудшилу , Сиву , народность туарегов .

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей , частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов .

    История

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях .

    См. также

    • Матмата и Татауин - памятники традиционной берберской архитектуры, изображённые в киносаге «Звёздные войны » как планета Татуин .

    Напишите отзыв о статье "Берберы"

    Примечания

    1. .
    2. .
    3. .
    4. .
    5. .
    6. .
    7. .
    8. .
    9. .
    10. .
    11. .
    12. .
    13. .
    14. .
    15. .
    16. .
    17. Народы мира. Люди, культуры, образы жизни. пер. с немецкого Л.Кайсарова // «Die Volker der Erde». - М .: Аст, Kunth, 2009. - С. 54. - 143 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-059220-3 .
    18. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Антология берберской литературы (кабилы). Т.I - II в IV частях / Сост. и отв. ред. С. В. Прожогина. М.: Институт востоковедения РАН, 2001.- 871 с.
    • Brett, Michael; Fentress, Elizabeth (1997) [ISBN 0-631-16852-4 ], The Berbers (The Peoples of Africa), – Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
      Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
      – Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
      – Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
      – Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
      – Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
      – Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
      – Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
      Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
      Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
      Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
      Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
      – Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

      Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
      Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
      Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
      Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
      Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
      – Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
      – В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
      – Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
      Офицер похвалил ножик.
      – Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
      – А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
      Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.


    Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг - «свободный мужчина»; кабильск. Imaziɣen) - общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Исторически они говорили на различных берберских языках, которые являются частью афро-азиатской языковой семьи. Сейчас используют арабский язык. В VII веке были завоеваны арабами и обращены в ислам. По этой причине по религии - в основном мусульмане-сунниты.

    Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей (является экзоэтнонимом). Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

    2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

    3. Кабилы - народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

    4. Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях.

    В наши дни численность берберов, по разным оценкам, составляет от двадцати до пятидесяти миллионов человек, живущих в десяти странах мира: Марокко, Алжире, Мавритании, Тунисе, Ливии, Египте, Нигере, Мали, Испании, Франции. Берберские корни имеет и значительное число арабов, живущих в Северной Африке. Согласно мнению некоторых экспертов, берберы по происхождению и этнические берберы в совокупности составляют 80 процентов населения Марокко и Алжира, более 60 процентов жителей Туниса и Ливии и более 2 процентов египтян. Если же считать только этнических берберов, то ими являются всего 40–45 процентов жителей Марокко, 25–30 процентов алжирцев, 5 процентов тунисцев, 10 процентов ливийцев и 0,5 процентов египтян. Численность этнических берберов в Европе составляет около 2 миллионов.

    Причина разногласий в определении нынешней численности берберов кроется в многовековой, начавшейся ещё в VII столетии арабизации Северной Африки. В первые века после завоевания арабами Магриба их число было несопоставимо мало с численностью местного населения. Арабы жили преимущественно в городах, в то время как вся сельская местность и особенно горные районы были сплошь берберскими. Ислам медленно, вплоть до XVI века, завоёвывал здесь прочные позиции, и лишь после этого началась быстрая арабизация коренного населения. Сегодня некоторые специалисты утверждают, что в реальности арабская иммиграция в этот регион была незначительна и несопоставима по сравнению с тем количеством местных жителей, которые сегодня называют себя арабами. Однако на протяжении последних столетий в странах Северной Африки господствовали взгляды, согласно которым арабы представляли собой некую культурную элиту, принадлежность к которой открывала широкие возможности для карьеры и благополучия. «Культурное» население городов Севера Африки, сплошь арабское или арабизированное, противопоставлялось «отсталому» берберскому населению сельской местности. Из главных городов Северной Африки сегодня только Марракеш в Марокко населён по преимуществу берберами.

    Едва ли не до последних лет XX века берберы считались «людьми второго сорта», туземцами, требующими опеки со стороны «культурного» большинства, подобно индейцам Северной Америки, аборигенам Австралии, лапландцам Норвегии и т. п. Даже в сегодняшнем Тунисе, самой европеизированной стране Магриба, слово «бербер» прочно ассоциируется с неграмотным крестьянином, облаченным в мешковатое традиционное одеяние. Во всем этом есть, пожалуй, только одно здравое зерно: берберы - действительно аборигены Северной Африки. Корни этого древнего народа уходят вглубь по крайней мере на четыре тысячелетия, и за эти века берберы удивительным образом сумели сохранить свою культуру, традиции и наследие.

    Происхождение и трагедия берберов

    Происхождение берберов остается предметом дискуссий. Иногда высказывается мнение, что их древние предки пришли из Азии или даже из Европы. Геродот в V столетии до н. э. писал, что по крайней мере одно из берберских племен происходит от жителей Трои, нашедших убежище на Севере Африки после того, как их город был захвачен ахейцами. Спустя несколько столетий римский историк Саллюстий утверждал, что берберы пришли из Персии. Византийский историк Прокопий Кесарийский видел в берберах потомков хананеян, изгнанных из Палестины евреями. О том же писал в XIV столетии и Ибн-Халдун, однако он добавлял, что берберы племен санадийя и кутама могли происходить из Йемена. Уже в совсем близкие нам времена, в XIX - начале XX вв., некоторые французские исследователи, занимавшиеся изучением берберов, высказывали предположение, что они могут быть родственны древним кельтам или, возможно, баскам. Однако в последние десятилетия в науке возобладало мнение о том, что берберы являются коренными жителями Северной Африки, в древности известными под общим названием «ливийцы».

    В наши дни происхождение берберов исследователи связывают с упоминавшейся выше капсийской культурой. Без сомнения, капсийцев можно считать «протоберберами» - их черепа идентичны черепам современных берберов. Малая степень расхождения между различными берберскими диалектами предполагает их формирование в относительно короткий период времени - то есть в период, когда протоберберы расселялись по обширным пространствам Северной Африки.

    Подробное описание народов, населявших в V веке до н. э. Ливию, оставил древнегреческий историк Геродот.

    В числе «отдалённых ливийских племен», обитающих в глубине пустыни Сахара, Геродот выделяет многочисленное племя гарамантов, которые разводят быков с большими, загнутыми вперед рогами, и охотятся на «пещерных эфиопов» на колесницах, запряженных четверкой коней. Далее за гарамантами жили атаранты - «безымянные» люди. К западу от атарантов начинались предгорья Атласа. Здесь, по Геродоту, жили атланты - «рассказывают, будто они не едят никаких живых существ и не видят снов». «Названия племён, живущих в этой холмистой пустыне до атлантов, я могу перечислить, а дальше - уже нет, - заключает Геродот. - Как бы то ни было, эта холмистая песчаная пустыня простирается до Геракловых столпов и даже еще дальше» (Геродот. История, кн. IV, 168–185).

    Царь Юба II вошел в историю как один из самых просвещенных правителей древности. Его резиденцией был Во-любилис - город на северо-востоке Марокко, расположенный в центре цветущей области. Значение Волюбилиса было велико еще до прихода римлян; здесь нашли убежище многие беженцы из Карфагена.

    Могущество двух берберских провинций при Юбе II настолько возросло, что Рим всерьёз опасался, что они могут стать новым Карфагеном. В 42 году нашей эры император Клавдий разделил Мавританию на две провинции - Мавританию Цезарейскую (Mauretania Caesariensis) и Мавританию Тингитанскую (Mauretania Tingitana). К концу V столетия римское влияние в Северной Африке сошло на нет. На короткий срок эта область была завоевана вандалами, практически не оставившими после себя никакого культурного наследия, а на рубеже VII–VIII веков весь Север Африки был захвачен арабами, принесшими сюда новую религию - ислам.

    До прихода арабов берберское население Северной Африке было уже в значительной степени христианизировано. Распространение христианства в Нумидии началось еще во II веке, римский Карфаген являлся одним из важнейших раннехристианских центров. Современные берберы с гордостью подчеркивают, что Св. Августин, которого называют «главным архитектором христианства», был их соплеменником.

    Христианство среди берберов получило распространение в форме донатизма. Возникшее в IV столетии, это ответвление христианства было осуждено церковью как ересь. В 316 году донатисты официально отделились от церкви и создали собственную церковную иерархию, а к 350 году донатизм уже доминировал на всем Севере Африки.

    К приходу арабов христианские общины в регионах были ослаблены расколами и разобщены, однако ислам далеко не сразу завоевал здесь господствующие позиции. Точно так же и берберы не сразу подчинились новым завоевателям, оказав им серьезное сопротивление. Лишь после ряда жестоких сражений арабам удалось покорить берберские земли, но не самих берберов. Большинство из них, отступив в горы и пустыню (здесь сегодня сохраняются самые плотные группы берберского населения), продолжали жить так же, как жили раньше. Романизированная и христианизированная часть берберов бежала в Испанию; другая часть продолжала жить в Волюбилисе, Тингитане и других городах, сохраняя свое культурное наследие. Но слабая и разделенная страна постепенно все более и более втягивалась в орбиту арабского влияния. Всюду насаждался ислам, христианские анклавы сохранялись лишь в труднодоступных и удаленных местностях. Со временем из среды исламизированных берберов вышли великие султанские династии Северо-Западной Африки - Альморавиды, Альмохады и Мериниды. Берберы играли важную роль в арабском завоевании Испании: именно к ним прежде всего относится термин «мавры». Он происходит от греческого «Mauros», что означает «темный». В античности так называли коренных жителей Северного Марокко, но когда арабы завоевали эту область, этот термин получил новое значение: им стали называть и арабов.

    

    Страница 1
    ТУНИССКИЕ БЕРБЕРЫ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

    Т.И. Герасименко


    Тунис страна, пользующаяся все большей популярностью среди туристов. Страна не лишена экзотики, безопасна во всех отношениях. Туристов здесь холят и лелеют: они одна из главных статей дохода. Рекламные проспекты в туристических бюро и Интернете приглашают посетить «окаймленную средиземноморской лазурью цепочку пляжей с чистейшим белым песком», «необъятные просторы раскаленных жгучим солнцем песков и райские оазисы Сахары», полюбоваться «лесами пробкового дерева и оливковыми плантациями», «строгими силуэтами гор в сочетании с руинами древних городов, храмами, античными скульптурами», вдохнуть пряный аромат жасмина, насладиться экзотикой национальной кухни, посетить «живописные города и современные деревни троглодитов». И вы действительно сможете все это увидеть и почувствовать, однако то, что показывают туристам, лишь небольшая часть Туниса. Тунис – это не только средиземноморская лазурь и памятники античной старины. Это – целый мир, а точнее, три совершенно разных мира. Разница имеет географическую окраску. Это обнаруживается уже из окна самолета при ясной погоде.

    Первый Тунис – наиболее плотно застроенная ухоженная прибрежная полоса отелей и проложенные туристические маршруты лубочная картинка для туристов. Это рай, в который вы погружаетесь, поселившись в отеле. Чудесное теплое море, белый мелкий песок, который даже экспортируют на Лазурный берег во Францию, замечательная экскурсионная программа, где в первую очередь вам порекомендуют посетить Сахару и прочие районы с берберской этнокультурной спецификой. Если вы не будете удаляться от отеля и рекомендованного маршрута, то этот Тунис, как в сказочном сне, будет манить вас снова и снова, оставит самые радужные воспоминания.

    Второй Тунис – арабский. Этот Тунис уже не такой безупречный, и он все менее безупречен по мере удаления от побережья. Стоит прогуляться в сторону от моря в промежутках между солнечными ваннами и очередным приемом пищи, и вы станете свидетелями реальной жизни хозяев своей страны – арабов, преимущественно городских жителей. Тунисские арабы очень разные по социальному статусу и материальному положению, и это хорошо видно по жилищам, одежде и автомобилям. Даже в столице различия очевидны, стоит только слегка удалиться от центральных площадей и проспектов Хабибы Бургибы и Французской улицы 1 . Встретятся вам в городах и представители других народов – евреи, французы и даже, если повезет, русские. Но их совсем немного по сравнению с автохтонным населением, и они практически не влияют на общую этническую картину, хотя культурный след многих из них, особенно французов, существенный. Он проявляется в архитектурной специфике, особенно в столице, в языке, да и в образе жизни тунисцев, которых можно считать самыми европеизированными из всех жителей Арабского мира. Женщины здесь свободно перемещаются без сопровождения мужчин 2 , не прячут лица, не редкость – работающая тунисская женщина. Мужчины бреют бороды. Выполнение этого правила, введенного президентом 3 , жестко контролируется. Некоторые женщины носят хиджабы, на это смотрят снисходительно, но бороды у мужчин недопустимы.

    Главные улицы, построенные во времена французского господства, очень напоминают Францию. Потрясающий католический костел, здание театра с сидящими на ступенях молодыми людьми – ну чем не парижская опера? Просторные, красивые площади. Однако стоит удалиться от центра, и вы обречены долго бродить в лабиринтах узких петляющих арабских улочек, не блещущих чистотой. Здесь уже никто не ответит вам по-английски.

    Существует и третий Тунис – берберский. Это сельский, патриархальный Тунис. Берберы (берберийцы) – многострадальный народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII-VIII веках н.э. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам северной Африки. Теперь же во всех странах, где проживают берберы, они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве. Ареал проживания берберов – типичный трансграничный этнокультурный регион. Их проблемы чем-то похожи на проблемы курдов, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Создано, например, международное культурное берберское движение Амазиг 4 , которое провозглашает целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка наряду с арабским. К примеру, марокканские берберы активно выступают за право называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимию.

    Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается от 12 до 40 млн. человек. Такой разброс в оценках не случаен. Правительства арабских государств стремятся занизить (или вообще проигнорировать) численность берберов. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным примерно половина всех берберов, они составляют 60% населения этой страны), еще 30% в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1.2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии. По оценкам берберских экспертов, берберы составляют не менее 45% населения Туниса, хотя по официальным данным их от 1 до 5%. Максимальная цифра, которую называют официальные лица, – 9%.

    История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII-VIII веках берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки 5 , пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

    Арабы оттеснили берберов в глубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их. Конечно, в случае положительного результата политики ассимиляции было бы очень удобно: нет этноса – нет проблемы. Методы использовались разные: например, до 40-х годов XX в. берберов пытались расселить совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению, например, к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Это дало свои результаты, причем способствовало сближению русского и мордовского этносов то, что главными авторами и дирижерами проекта были представители мордовской элиты – со времен патриарха Никона. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

    В современной этногеографической литературе можно встретить мнение о том, что берберская культура близка к исчезновению, а мировая цивилизация может в скором будущем лишиться части культурного наследия. В ряде источников, например, указывается, что в Тунисе сформировалась единая арабско-берберская нация. В других говорится, что берберы практически исчезли как этнос в результате процессов естественной ассимиляции. Ряд авторов считают, что единого берберского этноса не существует, есть группа разных по происхождению и культуре племен.

    Однако автору данной статьи лично удалось убедиться, что это не так. Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий, кинематографа, театра и другие меры, берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм – сочетание элементов ислама с доисламскими культами. Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице – на лбу, щеках, подбородке – специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

    Годы французского господства, с одной стороны, были сложными для берберского населения. В годы первой и второй мировых войн их использовали в качестве пушечного мяса – призывали в армию и заставляли воевать под французским флагом. Очень многие погибли. В то же время политика противопоставления берберского населения арабскому, проводившаяся французскими властями (разделяй и властвуй – банально, но действует), способствовала их консолидации. В Марокко, например, многие берберы приняли в этот период католичество. В Тунисе такого не произошло, но сделанный акцент на разногласиях между арабами и берберами привел к усилению неприязни, с новой силой проявившейся после ухода французов, когда арабы постарались взять реванш.

    После освобождения страны от французского господства целый ряд факторов – бедность, неустроенность, усиление курса на арабизацию и ущемление этнических прав, в том числе и берберской буржуазии и немногочисленной интеллигенции – привел к новой вспышке этнического самосознания в берберском обществе и консолидации народа. Распространенная неточность в литературе о берберах – попытки представить их в виде нескольких разных племен, разрозненных и разноязычных. Наши опросы и интервью показали, что самоидентификация тунисских берберов однозначна. Они считают себя единым этносом, объединенным этнонимом «берберы», и при этом не отделяют себя от берберов из соседних стран 6 . Вместе с тем, внутри этноса различаются как минимум четыре этнокультурные группы, что обусловлено разными факторами, прежде всего различиями кормящего ландшафта. Явно обособлены оседлые берберы, проживающие на равнинах и занимающиеся растениеводством. Часть из них довольно зажиточна. Вторая группа – горные берберы, ведущие полукочевой образ жизни, связанный с отгонно-пастбищным животноводством в предгорьях и горных районах. Третья группа – полукочевники и погонщики верблюдов, населяющие районы Сахары. И четвертая группа – приморские берберы, чья жизнь связана с рыболовством. Разумеется, это деление условно и не отражает в полной мере структуру берберского общества. Эти группы неоднородны, внутри каждой из них существенны различия, обусловленные социальным статусом (в некоторых источниках упоминается о кастовых различиях, но автор статьи их не обнаружила), уровнем и образом жизни.

    В Тунисе берберы проживают компактно в нескольких районах. Большинство ареалов этнически однородны, но есть районы со смешанным арабско-берберским населением, сформированные в результате политики сселения. С помощью берберских экспертов нами была составлена картосхема берберских ареалов. На ней обозначены берберские районы. Коротко о них.

    Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата (1), расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50-60 тыс. человек, – Татавин (2) и приозерный Кебили (3). В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут беребы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений, и лишь крайне редкие населенные пункты заселены немногочисленным берберским населением. Ряд населенных пунктов Матматы и Кебили обусотроены и используются для обслуживания любопытных туристов, которых привлекают знаменитые «пещеры троглодитов». В Габесе туристам демонстрируют финиковые пальмы в оазисе Шенини, а также берберские подземные жилища. В этом районе Спилберг снимал «Звездные войны» и «В поисках потерянного ковчега». А в Дузе восхищенные туристы любуются раскаленными песками, барханами, катаются на верблюдах и джипах. Все эти приключения, разумеется, не имеют ничего общего с настоящей жизнью берберов. Далее туристы направляются через пересохшее соленое озеро – солончак Эль-Джерид. Дорога лежит в еще один берберский район Туниса – Тамерзу (4), где проживают около 1 млн. берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически все контролирует местная мафия. Государственная граница не признается, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

    Табарка (5) является еще одним центром берберского района, где проживают примерно 100 тыс. берберов. Северо-западная приморская территория с обильными осадками выделяется хорошо развитым сельским хозяйством и рыболовством. Славится район джазовыми международными фестивалями. Эль-Кеф (6) – район на северо-западе Туниса, у границы с Алжиром, где проживают более 200 тыс. берберов. Это район кинофестивалей.

    В районе Келибии (7) проживают примерно 120 тыс. морских берберов, занятых преимущественно рыболовством, и еще около 50 тыс. – в районе Загвана (8).

    Горный район Тебурсук (9), протянувшийся между столицей страны Тунисом и Эль-Кефом, заселен немногочисленным берберским полукочевым населением, проживающим в пещерах безо всяких удобств, электричества и транспорта. Это самый бедный берберский район.

    Еще в нескольких районах берберы проживают вместе с арабами, однако, как правило, поселения разделены по этническому признаку. Таков район Кайруана (10), где 100 тыс. берберов живут на одной территории с примерно таким же количеством арабов. Арабское население сосредоточено в городах, а берберское – в небольших деревеньках, откуда ежедневно направляются в города на работу. Еще один смешанный район – с центром в Кассерине (11), где проживают примерно 80 тыс. берберов и 50 тыс. арабов. Это растениеводческий район с садоводческой специализацией. Здесь выращивают самые лучшие яблоки в Тунисе. В районе Гафсы (12) примерно 80% составляет берберское население, 20% арабское. На восточном побережье, в районе Сфакса-Эль-Джема (13), проживает преимущественно арабское население. Берберы приезжают сюда из соседних районов на заработки, постоянное берберское население составляет лишь около 5%. Это район с хорошо развитой промышленностью, сельским хозяйством и туризмом, получивший импульс благодаря усилиям первого президента Туниса. Хабиб Бургиба, вернувшись из Франции, где он учился, в 1956 г., после освобождения Туниса от французского господства, являлся по сути дела французским ставленником. Оценки его правления неоднозначны. С одной стороны, он много сделал для развития экономики страны, с другой – режим его правления характеризовался диктаторскими методами. Толчок для экономического развития получили лишь арабские районы.

    В районе Сиди-Бу-Саида (14) сохранилась берберская архитектура, поэтому он производит впечатление берберского. Однако с этих прекрасных мест на северо-восточном побережье все берберы были выселены за пределы 20-километровой зоны. Живут они в маленьких деревнях около столицы – Туниса. В этом городе с преимущественно арабским населением проживают 1.7 млн. человек. Берберов же около 10 тысяч. Зато в столице много представителей некоренных народов, о чем говорит наличие в городе католического костела, синагоги и даже православного храма.

    При характеристике тунисских берберов заслуживает внимания еще один район – Бизерта (15). Это военный городок, где расквартирован арабский офицерский корпус. Берберы здесь тоже есть, но в тунисской армии они могут быть только солдатами.

    Как видно из краткого описания, берберские районы сильно различаются в географическом отношении. Берберское общество сложно устроено. Объединяет всех берберов то, что они являются самыми отсталыми среди населения страны, среди них наиболее высоки показатели неграмотности, безработицы и смертности. Берберы ведут патриархальный образ жизни, сосредоточены они главным образом в сельской местности, в горных, полупустынных и пустынных районах.

    Наиболее подробно нам удалось ознакомиться с жизнью берберов в районе Загвана (8). Он расположен неподалеку от туристического центра Хаммамета, примерно в 20 километрах от побережья. Но здесь уже совсем не курортная жизнь. Жители этого района, как и подавляющая часть берберов, занимаются животноводством и растениеводством. Есть среди них полукочевники и кочевники (сами берберы называют таких «цыганами»). Выращивают оливы, финики, фруктовые деревья (гранаты, сливы, фиги, цитрусовые, яблоки и др.), овощи, в горах – чай. Разводят овец, коров, которые поразили меня своими маленькими размерами (очень похожи на коров в горных районах Дагестана), птицу (кур, индюков).

    Поселения берберов небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры представляют собой по сути дела резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств – электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. В некоторых населенных пунктах (лишь в тех, где есть вода) построены бани – ханан. Редкое исключение деревня Бени-Дерраж. Ее жители являются счастливыми обладателями электричества и водопровода. Эти блага цивилизации появились здесь благодаря огромным усилиям выходцев из этой деревни, работающих в городах. Они много писали в средства массовой информации о проблемах земляков и добились успеха: правительство обратило на них внимание.

    Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей приходится ходить за знаниями пешком ежедневно за 6-8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. Они знают иностранные языки и многие свободно общаются не только по-французски (что вполне объясняется колониальным прошлым), но и по-английски. Многие женщины водят автомобили.

    В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе.

    Все эти проблемы выталкивают берберов в города на заработки. Однако далеко не всем удается найти работу, хотя бы временную.

    Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны. Они хотели бы бороться за свои права, но не знают, как это делать. Война не для них, а другие способы им малодоступны в силу их униженного положения.

    Наше пребывание совпало с мусульманским постом. В рамадан от рассвета до заката все исламское население Туниса не ест и не берет ни капли воды в рот. Детям, беременным женщинам и туристам делаются послабления. Правда, берберы говорили мне, что они могут принимать пищу и воду, но не на глазах у публики, однако я ни разу не видела, чтобы они это делали. Такое рвение обусловлено не только необходимостью приспосабливаться к жизни исламского государства. Все тунисцы убеждены, что воздержание от еды и питья полезно для здоровья. Пока не село солнце, мне, как гостье, предлагали фрукты и берберские лепешки, понимая, что иностранное создание может не перенести тягот мусульманского поста. Я была сыта впечатлениями, но не могла удержаться, чтобы не попробовать плод кактуса – удивительный фрукт, по вкусу и сочности напоминающий киви, но без его кислоты.

    После заката все усаживаются в комнате за маленьким круглым столиком на покрытых покрывалами матрасах и подушках, расстеленных прямо на полу. Едят берберы вилками и ложками. В доме, несмотря на дефицит воды, чистота и порядок.

    Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на блинчики с творогом). В Тунисе не введен сухой закон, в нем нет необходимости. Когда вам предлагают «выпить чего-нибудь», не следует понимать это буквально, как мы привыкли в России. Вам предложили всего лишь чашку кофе или чая. Кстати, берберский чай очень своеобразен. Его выращивают высоко в горах и готовят специальным образом. Употребляется как черный, так и зеленый чай. В нашей культуре похожий способ приготовления известен под названием «чефир». Щедрая горсть заварки на небольшой чайник заливается водой, засыпается горстью сахара и преет на древесных углях в течение 15 минут. Пьют из небольших рюмок. Мне лично этот напиток очень понравился, только рекомендовали им не увлекаться, особенно на ночь. Пьют берберы также особый напиток с кедровыми орешками (тоже называют его чаем), молоко, а также купленные в соседних городах колу и прочие «западные» напитки.

    Отношения между полами среди берберов более свободны, чем среди арабов. Берберские девочки и мальчики довольно свободно общаются. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Свадьба длится 7 дней. Алкогольные напитки полностью исключены.

    Добропорядочная берберская женщина, потерявшая мужа, не выйдет замуж второй раз, даже если у нее на руках шестеро детей (прежде всего ради их благополучия), но ей вовсе не возбраняется иметь бойфренда. В арабских школах (например, я наблюдала это в столице страны – Тунисе), несмотря на совместное обучение, на переменах дети разделены по половому признаку. Несмотря на совместное обучение, у мальчиков и девочек свои собственные интересы, и они не пересекаются.

    Более свободны берберские женщины по сравнению с арабками и в выборе одежды. Берберки очень любят белый цвет, прочим украшениям предпочитают серебро. Часть арабок отдают предпочтение европейской одежде, но даже работающие женщины часто носят традиционные платки или покрывала.

    Несмотря на довольно свободные нравы, все же берберскую женщину нельзя считать абсолютно свободной. На ней лежит вся тяжесть домашней работы, за исключением самой тяжелой, которую выполняют мужчины.

    Берберы не демонстрируют свои интимные отношения. Сильные чувства, которые часто бушуют в их душах, скрываются под внешне спокойным и непринужденным видом. Тем не менее, заботу о детях и родителях они проявляют открыто.

    Арабы в Тунисе занимают все правительственные посты, все более или менее значимые должности. Де-юре берберы имеют равные права с арабами, но де-факто они бесправны. Они не имеют собственных газет, хотя имеют письменность, телевизионных или радиопередач, кинематографа, театра. Они вынуждены смотреть арабские фильмы. Обучение в школе ведется только на арабском языке. Большинство имеют возможность получить только начальное образование. Но и те, кому удается «пробиться», вряд ли могут рассчитывать на высокий пост или должность.

    Часть берберской интеллигенции и буржуазии проживает в городах. Но там они сталкиваются с проблемами. Приходится преодолевать препятствия при развитии бизнеса. Например, в Набуле было закрыто кафе, построенное и расписанное берберами, в котором собирались представители берберской интеллигенции для общения. Кафе было закрыто неожиданно, без предупреждения, а берберский студент, расписавший его стены, был арестован. Арабские охранники не пустили хозяев в их законное владение.

    Берберский этнокультурный элемент широко используется для привлечения туристов не только в районах проживания этого народа, но и в городах. Например, берберское кафе в Хаммамедской Медине, владельцами которого являются арабы. Еще пример отель Лелла Бея (Lella Beya) в берберском стиле, построенный по проекту берберского архитектора Шокри (Chokri) в Хаммамете. Архитектор попытался показать, какой культуры может в скором будущем лишиться мировое сообщество. Он представил не только архитектурный стиль, но и элементы быта. Отель в настоящее время принадлежит арабским владельцам. Берберы не получают от этого бизнеса никаких дивидендов.

    Разумеется, в основе большинства берберских проблем лежат экономические и социальные причины. Естественно, сельские жители менее образованы, чем городские, их уровень жизни ниже, возможностей сделать карьеру меньше. Но причины не сводятся лишь к объективным. Например, отсутствие налаженной транспортной связи берберских районов со столицей никак не может быть объяснено уровнем образования местного населения. То же можно сказать о телефонизации, электрификации и водоснабжении этих поселений. Остается надеяться, что правительство по мере роста экономики страны постарается эти проблемы решить.

    1 Кстати, в Тунисе улицей считается лишь одна линия домов, как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, противоположная сторона имеет уже другое название.

    3 Находящийся у власти президент проводит жесткую политику европеизации по аналогии с Петром I или Ататюрком.

    4 Амазиг – язык берберов, он принадлежит к ливийско-гуанчской группе афразийской семьи. На его диалектах говорят берберские субэтносы. Нередко даже в солидных изданиях можно встретить распространенное заблуждение о том, что амазиг – самоназвание части берберов.

    5 Византийцам, которые пытались контролировать тогда Северную Африку, реально принадлежалим только городские форпосты.

    6 При этом туарегов, нередко причисляемых к берберам, сами берберы считают хоть и «двоюродными братьями», но совсем иным народом. Туареги обособились в результате процессов этнического разделения после их изгнания арабами в южные районы Сахары.


    страница 1

    Это не хор кубанских казачек, а выступление берберок на фестивале в Кавелии (Kabylie - местность в Северной Африке на стыке Ливии, Алжира и Туниса, т.н. "берберский треугольник")

    Оригинал взят у zelenyislon в ЗАГАДОЧНЫЕ БЕРБЕРЫ (МАРОККО, ЧАСТЬ II)

    Мне не удалось сделать достаточное количество фотографий, поэтому я воспользовался, помимо своих, ещё замечательными фотографиями с сайтов, которые перечислены под фотографиями. Выражаю благодарность авторам фотографий, а также авторам статей о берберах, чьи мысли - мне это было особенно приятно - подтвердили мои домыслы . Но хочу отметить, что не со всеми идеями, высказанными на этих сайтах, я согласен.

    Основные жители Марокко не арабы - берберы! Никто не знает, когда они пришли на север Африки и откуда. Но случилось это за много сотен лет до того, как эти земли завоевали арабы и даже до прихода финикийцев.

    Большинство берберов сегодня живёт в горах. Берберских деревень множество. Дома из сложенного красного местного камня или мазанки из такого же цвета глины то скрываются в зелени речных долин, то карабкаются по склонам гор.

    Чтобы было интереснее, включите музыкальное сопровождение и читайте:

    Жили бы себе и впредь берберские предки в ту давнюю давность спокойно и счастливо, если бы не финикийцы. Вторглись и ради работорговли основали города, якобы принеся цивилизацию. А на самом деле просто наладили работорговлю и создали самые большие на Срединном море рынки рабов.

    Большинство людей в мире сегодня считают, что все коренные жители Африки - негры. Но негры испокон веков населяли Африку к югу от пустыни. Через пустыню они не переходили, считали, что в ней живут злые духи - черти. А черти у негров… белые и голубоглазые!

    Кстати, чтобы вы, дорогие читатели, не заблуждались, расскажу вам по секрету то, что мне по секрету рассказали ещё в Танзании местные негры. Они, оказывается, в душе считают белых людей… грязными! Ведь на белой коже вся грязь видна! Да и кожа сама неприятная: вся в родинках, в каких-то странных пятнах, покарябанная и в морщинах. То ли дело чёрная кожа! Гладкая, чистая, почти бархатная - на ней не видно никаких изъянов и даже родинок. Не говоря уже о бородавках.

    Кстати, среди берберов до сих пор много светлоглазых. Не подобных ли им считали чертями древние предки сегодняшних негров?


    easycooks.livejournal.com

    Исконное название этого загадочного народа не «берберы». Египтяне их называли сначала «народ рабу» - «поклоняющиеся солнцу». «Рабу» произносилось и как «ребу». У греков, которые все слова любили облегчать, «ребу» превратилось в «лебу», потом в «либу» и, наконец, в «ливы» («р» и «л» часто чередуются при переходе из одного языка в другой). А вскоре и всю Африку греки назвали Ливией. Они даже не подозревали, что помимо ливов за Сахарой живут тысячи других племён и народов.

    Греки тоже пытались подмять под себя ливов. Частично им это удалось. Они даже поставили три города-полиса , и назвали это содружество полисов Триполи .

    Кстати, Каддафи, бессменный правитель Ливии в течение многих лет, родился в арабизированном берберском племени бедуинов. Правда, в нём текла и арабская кровь. Интересно, что на берберо-арабском языке «каддафи» означает что-то типа «осквернённый, оскорблённый»!

    Я уверен, что берберы заселили земли Северной Африки из Европы. Как считают некоторые исследователи, многие слова в одном из берберских диалектов совпадают со старославянскими. Думаю, термин «старославянский» в этом случае неверный. Правильнее было бы сказать - с праславянскими языками. Народов праславянских было в Европе множество, и заселяли они практически большую часть материка. И тоже были землепашцами!

    Есть термин «индоевропейские языки». Язык берберов учёные относят к семито-хамитским. Конечно, языки у соседних народов смешиваются, и влияние семитское на берберов многовековое. Но основа языка, если её очистить от «грима» многочисленных завоевателей, я думаю, окажется не семитская!


    forum.dpni.org

    В арабских письменных источниках много написано о вероломстве берберов, об их жестокости, о том, что им нельзя доверять, что они необразованные, дикие...

    Те же слова о берберах и в источниках финикийских.

    Почему финикийцы и арабы так писали о берберах, не сговариваясь? Причём в разное время? Потому что и те, и другие их стремились завоевать и поработить. Народ, который хочешь подчинить, надо сначала объявить второсортным, ни на что не способным, кроме как быть рабами.

    Точь-в-точь такое же мнение сегодня всему миру пытаются навязать обо всех славянах-«не цивилах » западные «цивилы ».

    На самом деле берберы просто не вписывались со своими понятиями о чести и достоинстве в «благородное» лицемерие завоевателей-торгашей.

    Финикийцам удалось поработить берберов силой не только оружия, но и денег, а арабы подчинили их… религией!

    Первые королевские династии Магриба - берберские. Потом берберы приняли ислам, начали постепенно забывать своё славное прошлое и поверили в свою второсортность.

    Разве можно назвать дикаркой, представительницей народа второго сорта, любимицу всего человечества берберку… Эдит Пиаф?


    http://today.shadrinsk.info/star-birthday/881/album/

    Греки, римляне, израильтяне, финикийцы, арабы - все подробно описывали свои деяния, поскольку им необходимо было оправдываться за гнусности, которые они учинили другим народам. А зачем было берберам описывать события их жизни? Да и о чём писать? О том, как их вождя укусил муравей-термит? Или какого огромного размера созрел финик в урожайный год? Бессмысленно - ведь «Книги рекордов Гиннеса» в то время ещё не было.

    Действительно, как, с точки зрения рабовладельца-«цивилизатора», можно считать полноценными земледельцев, которые встают с рассветом, ложатся спать с наступлением тьмы, не торгуют рабами, не устраивают гладиаторских боёв… Тех, у кого трудолюбивые, послушные дети; тех, кто моется водой из речки, а не из модного акведука; наконец, тех, у кого нет армии, единого правительства, публичных домов и… геев? Но что самое страшное - мужики любятся только с женщинами?! Для римлян, греков и финикийцев это - ужас ужасный ! Варварский примитив, отстой!

    Со временем бывшие землепашцы берберы действительно стали жестокими и смелыми воинами. Но таковыми их сделали завоеватели! Самим берберам никогда бы на ум не пришло попытаться завоевать Финикию, Грецию или Рим.


    modern-women.ru

    В таком возможном переселении берберов из Европы в Северную Африку нет ничего удивительного.

    Я видел Гибралтарский пролив. Издали ощущение, что его даже переплывать не надо - можно перешагнуть. Наверняка кому-то на землях сегодняшней Испании или Португалии надоела жена, осточертели дети-уроды, которые не хотят ничему учиться и ходить за плугом, вождь-придурок, соседи-негодяи… Бросил всё и сбежал с любимой женщиной на противоположный берег. А сколько в истории преступников-изгоев, не желавших принимать за свои преступления наказание, сбегало всегда на окраины родовых земель или за их пределы? Наконец, целыми племенами уходили в более дикие районы, до которых пока ещё не докатилась война и вражда между племенами.


    tribal.su

    Естественно, что за сотни лет переселенцы из Европы в «Новый Свет» под африканским солнцем быстро почернели. Это ещё одно очень логичное доказательство того, что в древности люди с севера переселялись на юг, а не наоборот. Ведь съездишь всего на месяц на Чёрное море и возвращаешься с почти берберским цветом кожи. Но я никогда не видел южанина, который бы побелел от жизни на нашем севере.

    Ну и откуда в противном случае взялись белые люди? Пришли из Африки и превратились в шведов, немцев и славян? Их что, холодные зимы так выбелили? Или им, как белым медведям, пришлось менять окраску, дабы замаскироваться под ледяные торосы?

    Берберы , как и праславяне , были землепашцами, а не торгашами. Жили собственным трудом , а не отнятым добром . Что главное для землепашца? Мирная жизнь и много солнца для хорошего урожая! А следовательно, почитание богов природы, а не богов войны.

    Ну чем не наши деревенские дети, выросшие на грядках, опушках и большаках?


    miroland.com

    Земледельцы и те, кого мы называем нынче крестьянами, всегда мечтали о возможности спокойно трудиться на своих грядках и полях. Недаром одно из берберских племён называет себя «свободные люди ».

    Так, скорее всего, и были заселены северные земли Африки от сегодняшнего Марокко до реки Нил за несколько тысячелетий до нашей эры. Ведь берберы уже были частью населения могущественного Египта. В истории Египта было даже несколько берберов-фараонов!

    Кто захочет познакомиться с мумиями берберских фараонов, может увидеть их на сайте любого музея древностей. Тот, кто найдёт различия между мумиями берберских и не-берберских фараонов… получит Нобелевскую премию!

    В гениальном полководце Ганнибале из Карфагена тоже текла берберская кровь. В его армии, нашумевшей в своё время на всю Европу, был целый кавалерийский корпус берберов. Люто ненавидели они «цивилизаторов»-римлян, за что римляне и считали их вероломными.

    В отличие от африканских слонов и их погонщиков берберская кавалерия при переходе через Альпы почти не понесла потерь. Словно проснулась родовая память о студёной прародине. Взбодрились и в бой с ненавистными варварами-римлянами! Да-да… Римляне считали берберов варварами, а берберы считали варварами римлян! Но римляне выиграли историю, потому что догадались все свои деяния описывать для потомков со своей точки зрения !

    На этом месте должна была быть фотография Ганнибала, но мне не удалось её найти. Если кто-нибудь из отличников ЕГЭ поможет в Википедии её отыскать, книжка с меня - в подарок. С автографом моим и Ганнибала.

    Поскольку изначально берберы-ливы были миролюбивыми земледельцами, а не воинствующими торгашами, ими всегда кто-то правил. После финикийцев - римляне. Какое-то время греки, потом арабы. Последние принесли с собой мусульманскую религию и обратили берберов в ислам, как в своё время славян в христианство: принудительно в добровольном порядке, то бишь - огнём и мечом.

    Сегодня в Марокко профессии разделились по национальностям. Берберы, как правило, работают, арабы продают то, что наработали берберы. Да-да, именно берберы производят почти все сельхозпродукты, задёшево вкалывают на производстве любых товаров, в том числе под палящим марокканским солнцем в открытых ядовитых красильнях кожевенных фабрик, на которых потом и производят километры курток, бабушей, пуфиков...

    Некоторые учёные считают, что слово «бербер» означало в древности то же самое, что «варвар». Слова действительно созвучны.

    Не знаю, так это или нет.

    Но сегодняшний труд многих берберов далеко не варварский - он рабский! К примеру, месить ногами краску в чанах.

    Дома вокруг красилен отнюдь не руины и не бомжатники - это те самые крутые фирмы-«бренды», на которых изготавливаются для арабских рынков куртки «от Армани», пуфики «от Гуччи» и бабуши от «Бриони».

    Самый надёжный здешний «грузовик» - осёл. Безотказен, не требует бензина и покорен, как и его бербер-хозяин. И глаза такие же безрадостные, словно понимает, что нагружен кожей своих убитых «родственников». Осёл ослом, а глаза-то умные: «Неужели и меня ожидает такая же участь?»

    Правители Марокко не хотят проводить раскопки и изучать историю берберов. Берберам не следует знать своё прошлое. Они должны работать и подчиняться арабам. Со школьной скамьи им внушают, что до прихода арабов никакого прошлого у них не было: жили в пещерах, как первобытные люди, полузвери! Письменности не было, денег не было, в бога не верили… Так что проводить раскопки для изучения истории берберов бессмысленно, к тому же опасно. Начнёшь раскапывать древнее берберское поселение, а найдёшь нефть. Что тогда? Снова жди в гости крестоносцев-натовцев с их единственной правильной верой в «божественную» демократию.

    К сожалению, самих берберов их доарабское прошлое не интересует. Да и опасно пытаться вспоминать своё прошлое - власти сочтут инакомыслием.

    Уж лучше тихо и спокойно наслаждаться спокойной деревенской жизнью в прохладных горах.

    Когда молчат историки, из всех щелей вылезают фантазёры. Одни утверждают, что берберы - потомки атлантов: недаром горы, в которых они живут, называются Атласские. Другие вообще считают их пришельцами с других планет, этакие дауншифтеры Вселенной.

    А хотелось бы знать правду. Ведь, не считая масаев, берберы - самый загадочный народ из всех живущих на Земле.

    Но более всего меня впечатлило то, что они потомки амазонок. Если учесть, что официальная прописка по месту жительства амазонок, их гнездо, находилась на реке Танаис, то есть на нашем Дону, мы опять-таки получаемся ближайшими родственниками. Такая фантазия появилась не на пустом месте. Дело в том, что ещё Геродот в 5 веке до нашей эры описывал завоевания амазонками севера Ливии.

    Кстати, в последнее можно поверить. Похоже, действительно амазонки наследили в Северной Африке и подали берберам заразительный пример того, как женщины могут сражаться наравне с мужчинами. Например, в битвах против арабов на стороне берберов сражались весьма достойно и берберки. И царицы были у берберов! Одна из них наводила такой ужас на арабов, что те, решив всё-таки уничтожить её сопротивление, собрали войско в сто раз превышающее берберское. Что сделала царица по имени Кахина ? Она приказала разрушить все города, отступить, а все поселения сжечь, чтоб арабам ничего не досталось. Ну точно наш Кутузов! Кстати, обратите внимание на её имя - Кахина . Знаете, что это означает в переводе с древнего берберского? Любимая! Как тут не вспомнить наше украинское - «кохана »?

    Царица Кахина

    Что после этого должны были завоеватели написать о берберах? С их точки зрения, конечно, это вероломство - всё сжечь, ничего им - колонизаторам - не оставить! Так и французы думали о русских в 1812 году.

    Может, наши ну очень далёкие предки, и правда, какие-нибудь четвероюродные или пятиюродные братья пра -берберов? А иначе, из каких хромосомных закромов берутся сегодня такие берберы?


    city-data.com

    Берберские крестьяне, как и славянские, очень гостеприимны. И стол, когда приходят гости, обязан у них «ломиться» от еды. Как и славяне, они любят всякого рода выпечку, сладости… Только вместо икры, намазанной на крутые яйца, - фрукты и множество свежайших овощей. Они, как европейцы, не ограничиваются бутербродиками размером с копытце новорождённого козлика, для которых вилка и та велика и которые можно насадить только на зубочистку.

    Да и продукты посвежее, чем в хвалёной Европе. Их яблоками нельзя любоваться, как европейскими, - они не на продажу, а чтобы их ели. Некрасивые, но сочные. Берберам сложно объяснить, что означает выражение «свежемороженая рыба». Для них это так же невероятно, как закатный рассвет.

    У многих нет холодильников. Классно сказал хозяин, который нас принимал: «Продукты, которые портятся, надо выбрасывать! А те, которые не портятся, не надо… покупать!»

    Как же много общего в жизни древних берберов с праславянами!

    Их роднят одинаковые орудия труда, любовь к родной земле, к своим грядкам, к участкам в шесть соток и… поклонение женщине!

    Сегодняшние аборигены Северной Африки, как и большинство из нас, потеряли знания своей глубинной истории, своего рода. Лишь кое-где сохранилась родная музыка. И по праздникам на местных деревенских площадях распевают короткие шутливые песенки, очень похожие на наши частушки. Так же импровизируют, на ходу их сочиняя, так же при этом веселятся и смеются. А на ночь детям поют… берберские колыбельные!

    И так же, как у наших крестьян староверов и старообрядцев, у них сохранилось почтительное отношение к женщине-жене, к женщине-матери и даже к женщине… тёще! Более чем у остальных племён эти традиции живы у такого берберского племени, как туареги. Предки туарегов ушли от всевозможных завоевателей в самые жаркие «закоулки» Сахары и спрятались там в прохладных домах-землянках. Этих берберов-туарегов ещё называли троглодитами. Слово «троглодиты» означало «подземные жители ». У берберов-троглодитов-туарегов до сих пор главная в роду - женщина. Ещё до недавнего времени жених после свадьбы переходил… в дом невесты. Более того, молодые мужчины после 18 лет обязаны были надевать на лицо… нет-нет, не паранджу, но покрывало! Зачем, не знаю. Может, для того, чтобы чужак не сглазил весь род? А может, наоборот, чтоб его не сглазили те, кто не признавал чужаков?
    ru.wikipedia.org


    proafriku.ru

    Если мужчина погибал в бою, то вдова с детьми возвращалась в свой род, а не оставалась жить со свёкром и свекровью. На мой взгляд, это довольно умно.

    Женщины были в старину хранителями письменности и тайн ковровых узоров.

    Особенно впечатляет, что мать вождя могла накладывать вето на любое его решение, если оно ей не понравится. (Примерно так сегодня на любое решение президента Латвии может наложить вето американский посол).

    Ещё раз повторяю: берберы никогда себя не называли берберами. Самоназвание одного из их племён - матмата . Нетрудно догадаться, что слово «мать » у праславян и у многих других народов означало прародительницу. Маму! Самым страшным позором для рода считалось оскорбление женщины, матери, прародительницы.

    Помните, как Зидан прямо на футбольном поле во время матча ответил на оскорбление его матери? Нанёс удар головой в живот обидчику! Тогда весь мир гадал, откуда такие манеры? А знаете, кто Зидан по национальности? Бербер! Берберы не прощают никому оскорбления своего рода. Особенно оскорбление матери. Мать, как и для славян в древности, так и для берберов - святая женщина. Кстати, берберы многожёнство отрицают.

    А почему ударил головой в живот? Видимо, какие-то берберские традиции до сих пор ещё живы: за оскорбление матери - удар в живот головой с разбега!

    Вот он - любимец всея человечества! Играл за свою команду и за сборную достойно и ушёл из спорта с высоко поднятой головой, которой наказал обидчика своего рода! Причём, не постеснявшись, на глазах у миллионов телезрителей!

    Берберы, как и праславяне, мистики. Интересно, что у туарегов часто в их изобразительном искусстве встречается мотив креста. Это дало повод некоторым выдумщикам-историкам предположить, что туареги - потомки расселившихся по Северной Африке после поражения крестоносцев.

    Нафантазированная полуучёными история сегодняшних берберов как потомков крестоносцев меня не удивила, потому что ещё в Кении мне рассказывали, что масаи - внебрачные потомки Александра Македонского и его друзей.

    Надо же, даже учёных начало глючить в наше модно-мистическое время. Неужели научные мужи не знают, что крест древнейший символ племён и народов, поклонявшихся солнцу? Солнце обогревает земной мир на все четыре стороны (!) - вот что означал крест за много тысяч лет до христианства. Однако попросите ныне туарега-троглодита или разодетую в национальные наряды танцовщицу объяснить, что означает крест в орнаменте одежды или на ковре? Наконец, символ чего знак, похожий на славянский коловрат? Они лишь пожмут плечами и в лучшем случае ответят: «Ну, так, для красоты».

    И мы, славяне, тоже не можем расшифровать наши древние узоры. А ведь старинные русские орнаменты сродни письменности. По расшивке на свадебном платье невесты можно было понять, какого она рода и даже прочитать историю этого рода.

    Новая арабская власть после принятия берберами мусульманства запретила им носить сакральные родовые знаки на теле. В первую очередь крест. Помимо креста туареги ещё почитали «ноль ». Как и у наших предков, он означал Вселенную, жизнь, целостность бытия.

    Женщины разрисовывали лица этими двумя оберегами так, словно на их лицах кто-то играл в крестики-нолики.

    Берберы, естественно, подчинились новому требованию колонизаторов-«цивилизаторов», прекратили разрисовывать лица и носить родовые украшения. Но чтобы сохранить их, перенесли на орнаменты в одежде и на ковровые узоры и позволяют себе иногда вспомнить прошлое ради туристов и поддержания «бренда» загадочного народа.

    Берберы не просто не признавали золото драгоценным металлом. Они его ненавидели! Самые священные их обереги делались из дерева или из серебра. Именно серебро предки берберов считали благородным металлом. Я считаю, что они были правы! Все войны «цивилизаторы»-варвары начинали из-за золота. С тех пор как миром стали править торгаши, золото превратилось в кармически опасный металл. Кровавый! Тонко чувствующие энергии природы берберы и праславяне именно поэтому не носили золото на теле - словно интуичили , что золотое ожерелье на шее или брошь ухудшит работу щитовидки.

    К сожалению, сегодня мало кто чувствует природные энергии. Мода и суета уничтожили чуйку. Хотя с тех давних пор золото стало ещё более кровавым металлом. Я для себя сформулировал такую примету: чем больше на женщине сегодня золотых украшений, тем, значит, она агрессивнее в жизни самоутверждается. И тем дешевле достанется любому.

    На этой берберке, одетой в наряд невесты, нет ни одной даже бусинки-золотинки . Зато и лицо не суетится ! Чем не крестьянка из нашего далёкого славянского прошлого?

    К сожалению, некоторые из троглодитов в наше время сдались миру потребления. Завоевателям не сдавались, а устоять против мечты обогатиться не смогли. Начали торговать, научились разводить туристов. Построили современные дома в городах. Правда, в Сахаре свои жилища-землянки сохранили как дачи , а также для приёма туристов, путешествующих ради экстрима-лайт, для которых само слово «бербер» - это уже бренд. Разве не прикольно потом, вернувшись домой, похвастать: «Я ночевал у троглодитов в Сахаре?»

    Будучи в Тунисе, любой может поехать на юг страны и остановиться в берберской пятизвёздочной землянке или в трёхзвездочной пещере. Правда, вода будет течь из крана, как из капельницы в реанимационной, да и берберский сервис будет соответствовать слову «троглодиты».

    Есть в таких «подземельях» и дорогущие рестораны с супер-едой! В них вы можете заполучить какое-нибудь экстравагантное карпаччо из копыта зебры, тартар из ушек жирафа, щёчки кобры, приготовленные на гриле, и салат из язычков знаменитых атласских горлиц, поданный как комплимент арабского шеф-повара в ракушке размером с ушко нашей северной белочки. Зато комплимент - бесплатно!

    А за особую плату местная колдунья расскажет вам всё о вашей прошлой жизни и, не дай Бог, с таким выражением лица предскажет будущее.

    Светская жизнь «цивилизаторов», наконец-то, докатилась и до сахарских троглодитов. По-моему, у них появились уже не только гламурные рестораны в землянках и крутые гостиницы в пещерах, но и свои модели-троглодитки.

    Это поразительно, как огромный народ, несмотря на все свои исторические беды, не просто сохранил себя, но ещё и расплодился так, что стоя в любой точке Атласских гор, можно увидеть сразу до десятка берберских деревень. А сколько берберов сегодня проживает в Ливии, Тунисе, Алжире!

    Короче, в настоящем искусстве совершенно не разбираются.

    Может, потому и дети вырастают у берберов в семьях послушными помощниками, что телеэкраном для них служит окно в мир гор, неба и света! Берберское TV - беспрерывное live-шоу формата 5D с объёмным изображением, с запахом горных цветов, пением птиц и шумом горных речек.

    Это может показаться невероятным нам, цивилам , но дети нецивилов -берберов слушаются своих родителей! Не грубят им, не перебивают их, а подаренные нами конфеты-гостинцы делят по справедливости, без шума, гама и драк. Как бы у нас сказали «по понятиям»!

    Не уверен в своём наблюдении, но, по-моему, мало кто из сегодняшних арабов видит эти светлые стороны берберской жизни. Наоборот, многие любят рассказывать анекдоты о скупости берберов, их тупости, необразованности.

    Узнав, что я юморист, мой гид, сопровождавший меня в берберскую деревню, начал сыпать шутками со скоростью российского кавээнщика.

    К примеру, перед въездом в деревню предупредил, что если иностранец хочет переспать с берберкой, он должен знать, что половина местного населения больна СПИДом, а половина - туберкулёзом, поэтому добиваться близости желательно только с теми женщинами, которые кашляют!

    Я, конечно, похихикал для приличия. Но в душе, как профессиональный юморист, посчитал анекдот несправедливым по отношению к берберам.

    Опять не могу удержаться от сравнения со славянами. Праславяне тоже веками страдали от тех же «цивилизаторов ». И славян угоняли в рабство и продавали в Грецию, в Рим, финикийцам… «Цивилы » чмырили «не цивилов ». И что в результате? Посмотрите на современную карту! Славяне расселились по всему материку, а те государства, которые их чмырили , остались только в воспоминаниях. Почему? Потому что славяне оставались верны своей земле . И берберы, и славяне называют землю… Матушкой! Русские богатыри, когда хотели набраться силушки, ложились на землю. И становились непобедимыми.

    Победить богатыря на его родной земле можно только обманом!

    Геракл поборол мифического властителя Ливии Антея именно хитростью. Сначала оторвал богатыря от его земли. Лишил силы! И только потом сумел одолеть. Это притча, а не документальное описание событий.

    (Ни Геркала, ни Антея фотографий тоже, к сожалению, не сохранилось).

    Все «цивилизаторы»-колонизаторы-демократизат оры всегда за доблесть почитали хитрость . Для того, чтобы поработить какой-то народ, им надо было его сначала оторвать от родной земли. Лишить корней! Так и славян сегодня всячески пытаются лишить последних сил, перевезти в города-мегаполисы, изничтожив народную основу - крестьянство! Превратить в зачипизированных, задолбанных низкочастотной музыкой, суетящихся в погоне за виртуальным счастьем невольников!

    Ох, как необходимо западным «гераклам» оторвать славян от земли-Матушки! Однако всё не так просто!

    Сколько ни чмырили землепашцев берберов и славян, они всё равно воскресали. Берберы и славяне - это птицы Фениксы , которые каждый раз возрождаются почти из пепла!

    Потому что у тех и у других есть спасительный девиз: «Что не доели, то допоём!»


    PS: Текст полностью авторский, фотки частично добавлены, частично проигнорированы (например, Каддафи).

    Берберы (от греч. вЬсвбспй, лат. barbari; самоназвание амазиг, амахаг -- «свободный мужчина»; кабильск. Imazi?en) -- общее название принявших ислам в VII веке коренных жителей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного моря на севере. Исторически они говорили на различных берберских языках, которые являются частью афро-азиатской языковой семьи. Сейчас используют арабский язык. В VII веке были завоеваны арабами и обращены в ислам. По этой причине по религии - в основном мусульмане-сунниты.

    Название «берберы», данное европейцами по аналогии с варварами из-за непонятности их языка, неизвестно большей части самих берберских народностей (является экзоэтнонимом). Среди многочисленных берберских народов можно выделить четыре основных:

    1. Амацирги проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (т. н. Риф, от которого население его, славившееся своими морскими разбоями, было известно под названием рифских пиратов) и самую северную часть Атласа до провинции Телла.

    2. Народ шиллу в южном Марокко, занимает часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, часть южного Атласа до крайних разветвлений его на берегу Атлантического океана.

    3. Кабилы -- народ в Алжире (из кабилов наиболее известен Зинедин Зидан).

    4. Берберы Сахары, населяющие пустыни, живут, разделенные огромными пространствами. Наиболее известные из них: народность бени-мезаб, или мозабиты, берберы населяющие Хадам, Сокну (на границе Феццана), Аудшилу, Сиву, народность имошегов, или туарегов.

    Спорным остаётся вопрос о принадлежности к берберам гуанчей, частично вымершего, а частично ассимилированного испанцами коренного населения Канарских островов.

    Предки берберов, ливийцы, жившие к западу от Египта, упоминаются в древнеегипетских надписях.

    В наши дни численность берберов, по разным оценкам, составляет от двадцати до пятидесяти миллионов человек, живущих в десяти странах мира: Марокко, Алжире, Мавритании, Тунисе, Ливии, Египте, Нигере, Мали, Испании, Франции. Берберские корни имеет и значительное число арабов, живущих в Северной Африке. Согласно мнению некоторых экспертов, берберы по происхождению и этнические берберы в совокупности составляют 80 процентов населения Марокко и Алжира, более 60 процентов жителей Туниса и Ливии и более 2 процентов египтян. Если же считать только этнических берберов, то ими являются всего 40-45 процентов жителей Марокко, 25-30 процентов алжирцев, 5 процентов тунисцев, 10 процентов ливийцев и 0,5 процентов египтян. Численность этнических берберов в Европе составляет около 2 миллионов.

    Причина разногласий в определении нынешней численности берберов кроется в многовековой, начавшейся ещё в VII столетии арабизации Северной Африки. В первые века после завоевания арабами Магриба их число было несопоставимо мало с численностью местного населения. Арабы жили преимущественно в городах, в то время как вся сельская местность и особенно горные районы были сплошь берберскими. Ислам медленно, вплоть до XVI века, завоёвывал здесь прочные позиции, и лишь после этого началась быстрая арабизация коренного населения. Сегодня некоторые специалисты утверждают, что в реальности арабская иммиграция в этот регион была незначительна и несопоставима по сравнению с тем количеством местных жителей, которые сегодня называют себя арабами. Однако на протяжении последних столетий в странах Северной Африки господствовали взгляды, согласно которым арабы представляли собой некую культурную элиту, принадлежность к которой открывала широкие возможности для карьеры и благополучия. «Культурное» население городов Севера Африки, сплошь арабское или арабизированное, противопоставлялось «отсталому» берберскому населению сельской местности. Из главных городов Северной Африки сегодня только Марракеш в Марокко населён по преимуществу берберами.

    Едва ли не до последних лет XX века берберы считались «людьми второго сорта», туземцами, требующими опеки со стороны «культурного» большинства, подобно индейцам Северной Америки, аборигенам Австралии, лапландцам Норвегии и т. п. Даже в сегодняшнем Тунисе, самой европеизированной стране Магриба, слово «бербер» прочно ассоциируется с неграмотным крестьянином, облаченным в мешковатое традиционное одеяние. Во всем этом есть, пожалуй, только одно здравое зерно: берберы -- действительно аборигены Северной Африки. Корни этого древнего народа уходят вглубь по крайней мере на четыре тысячелетия, и за эти века берберы удивительным образом сумели сохранить свою культуру, традиции и наследие.