Биография и значение творчества радищева. Михаил жижка - радищев. Литературные труды Радищева

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА

Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но принадлежащие Радищеву.

Произведения, принадлежность которых Радищеву еще не установлена окончательно, мы оговариваем в каждом отдельном случае.

Для удобства мы разбиваем литературное наследство Радищева на четыре самостоятельных раздела: художественно-пубилцистические произведения, экономические, философские и переписка, дневники, законопроекты и пр. Разделение это весьма условно.

I. Художественно-публицистические (проза и стихи):

1. Письмо к Другу жительствующему в Тобольске по долгу звания своего.

2. Дневник одной недели.

3. Житие Федора Васильевича Ушакова.

4. Путешествие из Петербурга в Москву.

5. Ода «Вольность».

6. «Бова». Повесть богатырская.

7. Песня историческая.

8. Песни древние «Всеглас».

Мелкие стихотворения:

9. Эпитафия.

11. Экспромт.

12. Послание.

13. Журавли.

14. Осьмнадцатое столетие.

15. Софические строфы.

16. Идиллия.

18. «К другу моему» ода.

19. Молитва.

Все вышеперечисленные произведения напечатаны в 1 томе собр. сочинений А. Н. Радищева, под ред. проф. А. К. Бороздина, И. И. Лапшина и П. Е. Щеголева изд. Акинфиева, 1907 г. и в 1 томе собр. сочинений под ред. Каллаша, изд. Саблина, 1907 г.

20. «Что есть сын отечества», напечатано в журнале, издаваемом Новиковым «Беседующий гражданин», ч. III, 1789 г. - декабрь.

21. «Творение мира». Песнесловие, см. В. П. Семенников г «Новый текст путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, изд. «Былое», М. 1922 г.

22. «Ангел тьмы» (отрывок из поэмы «Ермак», полн. собр. сочинений т. I, изд. Акинфиева.

Произведения, приписываемые Радищеву:

23. «Отрывок Путешествия в И*** Т***, см. Семенников «Когда Радищев задумал «Путешествие из Петербурга в Москву», изд. А. Э. Бухгейм. М. 1915 г.

24. «Письма Сильфа Дальновида», напечатанные в журнале «Почта духов», Крылова. См. по этому вопросу литературу: Я К. Грот - «Литературная жизнь Крылова», В. Андреев и А. Крылов «Русский инвалид», 1886 № 31, А. Пыпин - Крылов и Радищев «Вестник Европы» 1868 № V (т. III). Суворин «Русский инвалид» (1868 г. № 134), А. Веселовский «Вестник Европы» 1881 № III; И. А. Лященко и А Крылов «Исторический вестник» 1894 № XI; Майков, Л. - «Историко-литературные очерки», Спб. 1895, В. А. Мякотин - «Из истории русского о-ва», Спб. 1902; Каллаш редакц. вступит, статья с примечаниями к полн. соб. сок. Крылова изд. «Просвещение», Спб. 1904 г. т. II; А. А Гавриленко - «Радищев до ссылки», «Вести. Европы» 1907 г. VI; П. Е. Щеголев - Из истор. журн. деят. Радищева «Минувшие годы», 1908 № XII, М. 1916 г. и Чучмарев - «Наукови записки», литературн. кафедры, т. II, 1927 г.

II. Экономические произведения:

1. Письмо о китайском торге. Написано в 1782 г. в Иркутске.

2. Сокращенное повествование о приобретении Сибири. Написано в Сибири между 1792–1797 гг.

3. Описание моего владения. Написано после возвращения из ссылки, в сельце Немцово, между 1797–1801 гг.

Кроме этих специальных работ к экономическим грудам Радищева отчасти можно отнести всю его переписку и дневники путешествия в Сибирь и из Сибири, которые мы помещаем в IV разделе.

Философские произведения:

1. Филарет Милостивый. Написано в Петропавловской крепости во время судебного следствия в 1790 г.

2. О человеке, о его смертности и бессмертии, кн. 1–4.

Написано в Сибири в Илимском остроге. Начато в 1792 г.

Время окончания неизвестно.

Вышеперечисленные произведения напечатаны во II томе упомянутых изданий Акинфиева и Саблина.

IV. Разные произведения (переписка, дневники, записки, эаконодат. проекты и пр.):

1. Письма графу А Р. Воронцову во время службы в Петербургской таможне (1782–1787). Всего 12 писем.

2. Письма к графу А. Р. Воронцову из Сибири, села Немцово и саратовской деревни (1790–1800). Всего 63 письма, причем 50 писем на французском языке. Напечатано во II томе собр. сочинений изд. А. Саблина.

4. Письмо к родителям. Напечатано «Радуга», - альманах Пушкинского дома.

5. Письмо А. М. Кутузову от 6 декабря 1791 г. Напечатано: Барсков - «Переписка московск масонов XVIII в.» 1915 г.

6. Письмо к Шешковскому из крепости, 1790 г., - собр. соч. т. II, изд. Саблина.

7. Письма к Александру I, собр. соч. т. II, изд. Саблина.

8. Духовные завещания, прошения, ответы на вопросы судебного следствия, напеч. во 2 томе изд. Акинфиева.

9. Примечания к переводу «Размышлений»… напеч. в 1 т. изд. Саблина.

10. Радищев - Записки Путешествия в Сибирь и из Сибири во II томе изд. Акинфиева.

11. «Памятник дактилохореическому витязю», т. II, изд. Саблина.

12. Особые мнения: а) о ценах за людей убиенных, б) об отводе судей, т. II, изд. Саблина.

13. «Записка о законоположении», напечатано «Голос минувшего», 1916 г. № XII:

14. «Проект гражданского уложения». Подлинник находится в Арх. кн. Воронцова, отрывки напечатаны в книге Семенникова о Радищеве. ГИЗ, 1923.

Из книги Если бы Бах вел дневник автора Хаммершлаг Янош

Список основных произведений Баха А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):I. 198 церковных кантатII. 12 светских кантатIII. 6 мотетовIV. Рождественская и пасхальная ораторииV. Большая месса h-mollVI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-durVIII. Страсти по Матфею и

Из книги Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого (данные А. Петракова) до 1961 годаВсегда, везде любой стишок - эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго - июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все

Из книги Жорж Санд автора Венкстерн Наталия Алексеевна

Из книги Бальзак автора Сухотин Павел Сергеевич

Список произведений Бальзака, вошедших в «Человеческую комедию» (В хронологическом порядке напечатания) 1829 «Шуаны». «Физиология брака».1830 «Портрет женщины». «Мир домашнего очага». «Дом кошки, играющей в мяч». «Бал в Со». «Ведетта». «Гобсек». «Двойное семейство». «Два

Из книги Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь… автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого (данные А. Петракова) До 1961 годаВсегда, везде любой стишок – эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго – июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все

Из книги Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы автора Раззаков Федор

Список произведений и публичных выступлений Владимира Высоцкого до 1961 года Всегда, везде любой стишок - эпиграмма на Р. ВильданаВы обращались с нами строго - июнь 1960, посвящение преподавателямДавно я красивый товар ищу!Двадцать четыре часа, все сутки - 1956Две гитары за

Из книги Антонин Дворжак автора Гулинская Зоя Константиновна

Из книги Том девятый. Воспоминания и встречи автора Гёте Иоганн Вольфганг

Из книги Шопен автора Ивашкевич Ярослав

Список произведений с указанием переводчиков ИЗ «ИТАЛЬЯНСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ». Перевод Наталии МанКАМПАНИЯ ВО ФРАНЦИИ 1792 ГОДА. Перевод А. Михайлова под редакцией Н. ВильмонтаПРАЗДНИК СВЯТОГО РОХУСА В БИНГЕНЕ. Перевод Е. ВильмонтАВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕЛОЧИ Счастливое

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

Из книги Радищев автора Евгеньев Борис Сергеевич

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Выбор 102 названий из 606, входящих в список Доминик Фреми и Клод Шопп, или из 646, проанализированных Реджиналдом Хамелем и Пьереттой Мете, в высшей степени спорен и продиктован исключительно субъективными вкусами. Всю полноту

Из книги ТерпИлиада. Жизнь и творчество Генриха Терпиловского автора Гладышев Владимир Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. РАДИЩЕВА 1749, 20 августа (31 августа по новому стилю). - Рождение Радищева.1757. - Переезд в Москву, к родственникам матери - Аргамаковым.1763, июнь. - Переезд из Москвы в Петербург, учение в пажеском корпусе.1763, сентябрь. - В числе 12

Из книги Шерлок [На шаг впереди зрителей] автора Бута Елизавета Михайловна

Приложение Список основных произведений композитора Г. Р. Терпиловского Балеты1. Королева полей (Чудесница). Либр. К. Есауловой. 1961.2. Выстрел в лесу (Лесная сказка). Либр. В. Воробьева и К. Есауловой. 1966.3. Выстрел (Сорок первый). Либр. М. Газиева. 1963.4. Урал. Либр. М. Газиева.

Из книги Шерлок Холмс автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Список произведений сэра А. Конан Дойла, сюжет которых обыгрывается в телесериале Повесть «Этюд в багровых тонах» (1887 г.)Повесть «Знак четырех» (1890 г.)Рассказ «Пляшущие человечки» (входит в сборник «Возвращение Шерлока Холмса», 1905 г.)Рассказ «Последнее дело Холмса»

Из книги На литературных тропах автора Шмаков Александр Андреевич

Список произведений о Шерлоке Холмсе 1. Этюд в багровых тонах (повесть, 1887)2. Знак четырех (повесть, 1890)Приключения Шерлока Холмса (сборник, 1891–1892)3. Скандал в Богемии4. Союз рыжих5. Установление личности6. Тайна Боскомской долины7. Пять зёрнышек апельсина8. Человек с

Из книги автора

Записи Радищева об Урале{164} После того, как губернское правление объявило Александру Радищеву указ о замене смертной казни ссылкой в Илимский острог, он был закован в кандалы и отправлен по этапу в Сибирь.От Санкт-Петербурга до Илимска ему предстояло проехать 6788 верст.

Первый литературный опыт Радищева относится еще ко времени пребывания его в Лейпциге. Это начало перевода брошюры «Желания греков - к Европе христианской», появившейся в 1771. Автор этой брошюры Антон Гика , греко-албанский политический деятель, состоял во время Русско-турецкой войны 1768 - 1774 при штабе русского военачальника Алексея Орлова и ставил своей задачей поднять восстание балканских народов против Турции. Брошюра призывала европейское общественное мнение вступиться за греков и их независимость. Радищев не довел до конца своего перевода потому, что уже в августе того же года эта брошюра была напечатана в другом переводе в «Прибавлении к № 65 С.-Петербургских ведомостей» под названием «Вопль греческого народа к европейским христианам» (с пометой «Перевод с италианского языка»; вероятно, с этого же языка делал свой перевод и Радищев). Примечательно, что Радищев подчеркивал в своем тексте тему угнетения, рабства народа. Так, например, он переводит: «В рабском состоянии всякая добродетель есть преступление, которое злодейством против тирана почитается»; в переводе «Ведомостей» это место выглядит иначе, менее резко, политически неопределенно: «Все великодушные добродетели почитаются преступлением в людях подобного состояния». Наоборот, христианские «аргументы» Радищеву кажутся неубедительными, что он отмечает особым примечанием от переводчика.

Вернувшись из Лейпцига на родину, Радищев лично познакомился с Николаем Новиковым, издававшим в 1772 «Живописец». В пятом номере этого журнала появился очерк под названием «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Ученые долго спорили о том, кто был автором «Отрывка», и только недавно установили, что написал его Радищев. «Отрывок» - это яркая, но мрачная картина крепостнической деревни, полная пафоса отрицания крепостнических порядков. «Отрывок» произвел шум в обществе. На «верхах» были крайне недовольны им и обвиняли автора в том, что он оскорбляет «весь дворянский корпус». Но ни Новиков, ни Радищев не испугались. В 13-м номере «Живописца» Новиков напечатал «Английскую прогулку» - статью, защищавшую «Отрывок» от нападок обиженных им помещиков, а в 14-м номере - продолжение «Отрывка». Первое выступление Радищева в печати стало началом его трагического пути писателя - проповедника свободы, а первое его оригинальное произведение - наброском основного его труда - «Путешествия из Петербурга в Москву».

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Титульный лист, изд. 1790 г.

Свои переводы Радищев также публиковал у Новикова. Так, в 1773 был напечатан радищевский перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории». Самый перевод был сделан Радищевым для основанного в 1768 по приказанию Екатерины II «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг на российский язык». Радищев приказ императрицы выполнил, но прибавил к тексту Мабли семь своих примечаний, в которых содержится не только полемика с Мабли, но и политическая декларация радикала-просветителя. Переводя слово despotisme (франц.) как «самодержавство», Радищев так объяснял это понятие: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Мы не токмо не можем дать над собою неограниченной власти; но ниже закон, извет общия воли, не имеет другого права наказывать преступников опричь права собственныя сохранности. Если мы живем под властию законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно, но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природный власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества».

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал много лет. Его мировоззрение менялось под влиянием книг, которые он читал (а он следил за развитием передовой мысли во всех областях человеческого знания и у всех европейских народов), но прежде всего под влиянием больших исторических событий, свидетелем которых он был. Крестьянская война под предводительством Пугачева не испугала Радищева, а, наоборот, убедила его в потенциальной политической активности порабощенных народов России. Затем началась американская революция, и Радищев восторженно приветствовал ее как зарю освобождения человечества.

В 1789 Радищев закончил книжку «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений» и издал ее анонимно в том же году. Книжка обратила на себя внимание. Княгиня Дашкова заметила, что в ней встречаются опасные выражения и мысли. Члены Российской Академии были недовольны книжкой. И все же она имела успех 4 . Успех книги, шум, вызванный ею, и то обстоятельство, что правительство не подняло дела по поводу ее появления, - все это, без сомнения, побудило Радищева к дальнейшим выступлениям.

Однако Радищев рвался к практической революционной или, по крайней мере, радикальной общественной деятельности. В конце 1780-х Радищев вступил в Общество друзей словесных наук и сразу начал подчинять его своему влиянию. Это был довольно многолюдный кружок, объединивший офицеров, моряков, молодых литераторов. Общество работало довольно усердно; оно занимало специальный дом, имело собрания, выпускало в 1789 журнал «Беседующий гражданин». По движению идейного направления этого журнала можно проследить нарастание в Обществе радищевских настроений и идей. В последнем номере журнала напечатана статья самого Радищева - «Беседа о том, что есть сын отечества». Это весьма радикальная агитационная речь, для публикации которой самому Радищеву пришлось использовать свои связи, чтобы преодолеть цензуру. Но тучи сгущались.

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 в Москве. Разнообразны были его литературные интересы: проза, поэзия, философия. Но, у большинства просвещённых людей это имя ассоциируется с книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», сыгравшую роковую роль в его судьбе.

Детство его прошло в Калужской губернии в селе Немцово. Домашнее образование получил сначала в доме отца, затем в доме родного дяди А.М. Аргамакова, бывшего ректором Московского университета. 1762 год ознаменовался коронацией Екатерины II. Юный Александр пожалован в пажи и направлен в Санкт Петербургский Пажеский корпус. Спустя четыре года вместе с другими двенадцатью молодыми дворянами направлен в Германию в Лейпцигский университет изучать право. Здесь он получил блестящее образование и заразился передовыми идеями французских просветителей.

По возвращении в 1771 году в Петербург, Радищев недолго служил в Сенате в чине титулярного советника, затем был назначен обер-аудитором в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса. В 1775 г. он подал прошение об отставке, женился. Через два года, поступив на службу в Комерц-коллегию, свёл тесную дружбу с графом Воронцовым, впоследствии помогавшему ему в период ссылки. Десять лет, с 1780 1790гг., служил в Санкт-Петербургской таможне, где дослужился до должности начальника.

Творческая деятельность

Основы мировоззрения, его гражданская позиция были сформированы ещё в годы обучения в Лейпцигском университете. По возвращении в 1771 году в Петербург, он через два месяца отправил в редакцию журнала «Живописец» небольшую часть будущей своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где она была напечатана анонимно. Спустя два года были напечатаны такие его работы как «Дневник одной недели», «Офицерские упражнения», перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории». На протяжении 80-х годов он писал своё «Путшествие», прозу, стихи. К 1789 году у него уже была дома своя собственная типография, а в мае 1790 г. он отпечатал главную книгу своей жизни «Путешествие из Петербурга в Москву».

Арест и ссылка

Книга была раскуплена мгновенно. Смелые изобличения крепостного права и другие явления тогдашней жизни получили широкий общественный резонанс. Прочитавшая книгу Екатерина II была в бешенстве: «Бунтовщик, хуже Пугачева». За изданием книги последовал арест автора. Радищев сам вёл свою защиту. Не назвал ни одного из своих помощников. По решению суда, который инкриминировал ему статьи о «покушении на государево здоровье», «заговорах и измене» он был приговорён к смертной казни, которая была заменена десятью годами ссылки в Сибири, в Илимском остроге.

За эти годы ссылки Радищев создал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», который был издан только после смерти автора. Трактат настолько интересен по своей сути, что посвятим ему несколько слов. Состоит из 4-х томов и посвящён вопросу бессмертия души. Причём, в первых двух томах доказывается полная несостоятельность утверждения о бессмертии души, что это всё не более, чем игра воображения и пустая мечта. В третьем же и четвёртом томах доказывается обратное, то, что отрицалось в предыдущих двух томах. Читателю как-бы предлагалось сделать свой выбор самому. Однако, аргументация в пользу бессмертия души дана здесь довольно тривиально, а вот обратная, отрицающая бессмертие оригинальна и неприемлема с точки зрения церкви. Поэтому данный трактат, имеющий видимость противоречивого, по содержанию может восприниматься однозначно, как антирелигиозный.

Находясь в ссылке, исполняя поручение графа А. Воронцова, Радищев изучал сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к Воронцову он излагал свои мысли по организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске были написаны: "Письмо о китайском торге" (1792), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791), "Описание Тобольского наместничества" и др.

С приходом к власти Павла I в 1786 г. Радищев был возвращён из ссылки с предписанием жить в своём имении Немцово в Калужской губернии. Приход к власти Александра I дал Радищеву полную свободу. Он вернулся в Петербург, где был назначен членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем Воронцовым разрабатывал конституционный проект «Всемилостивейшая жалованная грамота».

Ушёл из жизни Александр Петрович внезапно. Существует две версии его смерти. В первом случае произошло, якобы, следующее. Тот проект, который он готовил вместе со своим другом графом Воронцовым, требовал отмены в России крепостного права, ликвидации сословных привилегий и произвола власть имущих. Глава комиссии граф П. Завадский за это пригрозил новой ссылкой. Это явилось последней каплей для надломленного Радищева и он покончил самоубийством, приняв яд.

Однако данная версия не вяжется с записями из ведомости Волковского кладбища в Петербурге. В ней сказано, что 13 сентября 1802 года был погребён «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе присутствовал священник Василий Налимов. Хорошо известно, что по церковным законам того времени любой умерший отпевался священником. По самоубийцам существовал и существует строгий запрет на захоронении на территории кладбища, в том числе и на их отпевание. Учитывая то, что Радищев был похоронен согласно церковным правилам того времени, в присутствии священника, при наличии записи в документах о захоронении, гласящих о естественной причине смерти, данная версия смерти от самоубийства несостоятельна.

Более достоверна иная версия его смерти. По свидетельству сыновей Александра Николаевича причиной смерти его стала нелепая случайность, несчастный случай. Радищев случайно выпил стакан с крепкой водкой (царской водкой), которая была предназначена для выжига старых офицерских эполет старшего сына.

Могила Радищева до сегодняшних дней не сохранилась. Есть предположение, что могила его находится около Воскресенской церкви. В 1987 году на её стене была установлена соответствующая мемориальная доска.

А.Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял "существо социальных противоречий", рассмотрел "дух самой истории, прежде всего народных движений" и перешел к "созданию концепции революционно развивающейся действительности".
В.Г. Базанов

Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника студентов). Отсюда будущий защитник прав крестьян вынес для себя две основные истины: "Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его [человека] трогают. Не доводи его токмо до крайности", "Ничто, сказывают, толико не сопрягает людей, как несчастие".

Ранние произведения Радищева – это одни из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Но чем дальше, тем все большую социальную окрашенность приобретает его творчество. Автор нередко высказывал свое негативное отношение к самодержавию и объяснял, за что народ может судить своего государя как преступника ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего"). Далее следовало показать, как же это должно произойти, и автор создал оду "Вольность", воспевающую народную революцию. Поводом к ней послужил успех в борьбе американского народа за независимость и пугачевское восстание в России. Однако Радищев объективно оценивал российскую действительность, понимая, что в стране еще не время для революции:

Но не приспе еще година,
Не совершилися судьбы;
Вдали, вдали еще кончина,
Когда иссякнут все беды!

Он уделял также большое внимание проблеме воспитания нового человека, гражданина и патриота, борца с угнетателями. Эти идеи им высказываются в "Житии Ф.В. Ушакова". Для появления такого человека необходимо воздействие обстоятельств и высоконравственные наставники.

Вот из таких идей возникло "Путешествие из Петербурга в Москву" – произведение о современной автору России, положении ее народа и его будущем. В нем Радищев убедительно доказывает, что освобождение народа может произойти только революционным путем, и это неизбежно должно случиться.

Чем же так запомнилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?

В нем впервые был осуществлен анализ и оценка важнейших государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. Разоблачению антинародной сущности самодержавия и крепостного права посвящено большинство глав "Путешествия из Петербурга в Москву", чего автор добивается с помощью противопоставления крестьян и помещиков, а также выявлением настоящего лица государя, то есть опять же антитезой – идиллической картины с истинным положением вещей. Он считал, что изменения должны начинаться с "низов", именно за народом – инициатива перемен. Но при всем этом Радищев отрицает пользу стихийного бунта, считая, что он приносит "паче веселие мщение, нежели пользу сотрясения уз".

Радищев впервые столь откровенно ратовал за народную революцию, так ярко рисовал картину самодержавно-крепостнического гнета в России; при этом автор не ограничивался пустыми высказываниями, он рассуждал и о средствах ликвидации этого гнета. Главным героем "Путешествия из Петербурга в Москву" он сделал русский народ, крепостного крестьянина, в первую очередь. И он не забит и дик, а талантлив и обладает высокой нравственностью. Радищев затронул и вопрос женской красоты (отдав предпочтение "сельским Нимфам" перед светскими красавицами), и музыкальность народа (с каким вниманием слушают слепого старика, поющего народную песню!). Он глубже всех писателей XVIII в. постиг качества национального характера.

Что же выделяет это произведение из ряда других?

Радищев подготовил утверждение реализма в русской литературе, благодаря сатирическому изображению действительности.

Вообще же, в литературе последней трети XVIII в. развивались одновременно романтические и реалистические тенденции, что можно наглядно увидеть на примере творчества Радищева.

Кроме того, Радищев больше других писателей подготовил утверждение реализма в русской литературе, но его творчество можно назвать просветительским реализмом; исследователи, утверждающие, что в русской литературе XVIII в. присутствовал просветительский реализм, считали его наивысшим проявлением творчество Радищева. Но оно обладало и рядом особенностей – психологизм, лиризм, связь с фольклором. То есть литературное творчество Радищева выходило за четкие рамки какого-либо направления, было самобытно.