Известные памятники архитектуры россии. Памятник "Тысячелетие России"

«Баба» - искаженное «балбал», «бабай» (по-тюркски: сильный, уважаемый, богатырь-воин). Восходят они к половецким завоеваниям Приазовья. У кипчаков (так восточные летописцы называли половцев) сложился обычай устанавливать на курганах и возвышенностях каменные изображения умерших предков. Им приносились дары, у них просили защиты и покровительства. Многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи - в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний.

Очень выразительны лики статуй - все мужчины с усами, есть суровые, хмурые лица, на некоторых же запечатлена ослепительная улыбка. Женские лица тоже не оставляют равнодушными: выражение робости, смирения и тут же лики гордого величия.

Половецкие статуи, как и все предшествующие им каменные изваяния «курганских народов», посвящены предкам, прародителям, подателям жизни, благополучия, плодородия. Несмотря на явно портретные черты, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных личностей с чертами богов и героев, а, может быть, в ряде случаев, непосредственно, богов и героев..

В музеях Донецкой области находится несколько десятков каменных баб. А в природных условиях они сохранились на территории государственного заповедника «Хомутовская степь», а также в одной из аллей Великоанадольского леса. Одно из подобных святилищ раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур. Крупными центрами половцев в нашем крае были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе открытые в 20 –е годы Н. В. Сибилееым.

В Луганске значительная коллекция древних каменных скульптур собрана педагогическим университетом им. Т.Шевченко.

Билет № 18

1. Проанализируйте причины политической раздробленности Руси.

Среди причин феодальной раздробленности в целом можно выделить:

1) внутриполитические;

2) внешнеполитические;

3) экономические.

Время перехода к раздробленности историки обозначают условной датой – 1132 г., годом смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. Хотя исследователи, которые поддерживают формальный подход к истории, допускают тем самым ряд неточностей, анализируя феодальную раздробленность с учетом личности того или другого великого князя. В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал. При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии. Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику. Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров. Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника- противника. Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей. Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины. В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием. С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50. Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми. Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику. Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны. Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви. Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.

На вопрос «хорошо ли вы знаете свою страну» многие отвечают, что, мол, конечно, исколесил каждый потаенный уголок, обошел тонну музеев и нацепил на холодильник массу ярких магнитов. Но ведь культурное наследие России настолько богатое, что его невозможно физически зафиксировать в своей голове и памяти. Поэтому перечислить даже 10 самых известных памятников или скульптур для рядового обывателя представляется непосильной задачей.

Мы считаем своим долгом просветить подрастающее поколение и в такой сжатой форме преподнести 10 культурных находок, которыми может гордиться наша матушка Россия. Все они возведены по случаю важного исторического события или же олицетворяют богатую и широкую душу русского человека. Это вам не рисунки телом или инсталляции пустого воздуха в современных музеях искусства. Берегите культурное наследие и пресекайте любые попытки вандализма, ведь не переписанная истинная история – залог здорового и мыслящего общества.

Памятник «Родина-Мать Зовет» Волгоград

Популярная конструкция ознаменована центром целого ансамбля, посвященного героям сражения под Сталинградом, который гордо возвышается на Мамаевом кургане. Скульптура выглядит внушительно и устрашающе, как бы демонстрируя врагам, что с недобрыми намерениями на родную землю лучше не соваться. Памятник «Родина-Мать Зовет» уверенно обосновался на одиннадцатой позиции в списке рекордов Гиннеса как один из самых высоких на планете. Ночью изваяние освещают многочисленные прожекторы, что создает визуальную картину не хуже пресловутой Эйфелевой башни. В высоту оно достигает около 85-87 метров. За это даже получило военное «прозвище» -«Высота 102». К слову, в годы знаменитой битвы тут проходили самые жестокие бои, а подвиг героев и увековечили в монументе.

Памятник «Тысячелетие России» Великий Новгород

Культурную памятку создали в 60-х годах 19 века, приурочив к юбилею существования великого Российского государства. Согласитесь, тысячу лет отмечает не каждая страна, поэтому памятник имеет огромное культурное, историческое и туристическое значение. Внешне он подражает огромному колоколу (сверху представлен шаровидной формой, что символизирует державу – эмблему монархической власти). Великий памятник Российской Федерации достигает пятнадцати метров в высоту.

Памятник-обелиск «Покорителям космоса» Москва

Сооружение было поставлено в столице в 60-х годах 20 века и олицетворяет успехи советских исследователей в покорении космического пространства. Мощный обелиск достигает в высоту 107 метров, весит около 250 тонн, а на его облицовку ушли специально выполненные панели из титана, которые лично предложил С. Королев. Внешне структура изображает ракету, которая оставляет за собой мощный шлейф. Тип конструкции «наклонная башня» практически уникален (аналог – знаменитая Пизанская башня). На фасаде металлом выгравирован куплет стиха, прославляющий наших космонавтов. Возведена конструкция на пустырной области, недалеко от входа на выставку достижений народного хозяйства. Посвящен монумент активному технологическому развитию в 1957 г., когда СССР запустил первый на планете искусственно созданный спутник.

Памятник Георгию Победоносцу Москва

Очень символичная статуя, так как Святой Георгий уничтожает острием копья змею – символ людских пороков, лжи, изворотливости и предательства. Именно поэтому конструкция является одной из главных среди мемориального комплекса столицы на Поклонной горе. Располагается культурная памятка на территории парка Победы и представляет собой гранитный фонтан, окруженный разноярусными фонтанами поменьше, которые бьют струи ровно вверх. Вокруг памятника расположены плитки, где перечислены вокзалы пунктов прибытия и столицы.

Памятник «Медный Всадник» Санкт-Петербург

Красивая статуя из бронзы возведена на Сенатской площади в СПБ. Официальное открытие произошло в 82 году 18 века – это был первый городской памятник. Изначально предполагалось, что посвящается он великому русскому королю Петру. Но позже было дано название «Медный Всадник», на что вдохновила одноименная поэма любимого народного писателя Пушкина. Скульптуру возвел Этьен Фальконе по поручению царствующей Екатерины II. Вдохновлял скульптора полковник Петр Мелиссино (внешне напоминающий царя Петра), который удерживал на дыбе коня. Голову бронзовому «Петру» создала ученица Фальконе, а русский скульптор Гордеев слепил змею – символ вражеской силы.

Памятник «Алёша» Ленинский округ города Мурманска

Мемориальный комплекс посвящается солдатам-защитникам Советского Заполярья в годы Второй Мировой. Основой конструкции является статуя солдата в плаще, у которого за плечом виднеется автомат. Высота монумента составляет чуть более 35 метров плюс 7 метров на постамент. Вес полой фигуры достигает более 5 тыс. тонн! Величиной статуя «Алеши» уступает только «Родине-матери». Посмотреть ее можно в Ленинском округе – место, приковывающее взгляды соотечественников и туристов.

Памятник «Рабочий И Колхозница» Москва

Монумент считается символом эпохи СССР, а также излюбленным туристическим объектом. Внешне представляет собой скульптуру из двух статуй (рабочего и колхозницы), которые поднимают над головой знаменитый молоток и серп. Автор проекта – Мухина Вера, а концепцию заложил архитектор Иофан Борис. Изначально предполагалось выставлять памятник в Париже, для чего его транспортировали частями в 28 и более вагонах. Произведено сооружение из хромоникелевой нержавейки и в высоту достигает порядка 25 метров. Расположен на Проспекте Мира. Для первой сборки понадобился 1 месяц (сотрудники работали в 3 смены, отдыхая лишь по 3 часа в сутки). Повторно в Париже его собрали уже за 11 дней. К слову, именно это сооружение является знаменитым символом «Мосфильма».

Памятник мамонтам Ханты-Мансийск

Открылся впервые 11 лет назад в Ханты-Мансийске. Воздвигли изваяние в честь юбилея — 425 лет столице округа. Расположена она на территории известного Археопарка. Конструкция включает одиннадцать небольших скульптур (крупный мамонт в величину составляет более восьми метров, а мелкий около трех). Выполнены они из бронзы, за счет чего общий вес достигает 70 тонн. Инженеры добились установления монументов в натуральную величину.

Памятник «Петру I» Москва

Сооружение приурочено к юбилею трехсот лет российского флота. Автор проекта – известный архитектор Зураб Церетели. Установили культурный шедевр на искусственном острове в области соединения Обводного канала с Москвой-рекой (рядом с кондитерской фабрикой). Открытие монумента совпало с грандиозным праздником – юбилей 850-летия столицы. Общая высота композиции составляет 98 метров (одна из самых высоких на планете и в РФ в частности).

Памятник «Затопленным кораблям» Севастополь

Воздвигнутый на центральной набережной Приморского бульвара (Севастопольская бухта), монумент ежегодно собирает множество туристов и соотечественников, которые гордятся воинственными подвигами жителей города-героя. Памятник также отмечен на советском гербе Севастополя, является честью и символом города, его визитной карточкой. В высоту скульптура превышает 16 метров.

Вот такие удивительные исторические памятники хранит русская земля. Подрастающее поколение должно знать свою историю, уважать героев страны и обычных работяг, руками которых воздвигались величественные нынче города и культурные центры.

Билет № 17

1. Охарактеризуйте достижения культуры Руси в IX-XII вв.: письменность, литература, устное народное творчество.

План ответа

1. Особенности культуры Руси.

2. Развитие письменности.

3. Развитие литературы.

4. Устное народное творчество.

1.Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. В 11-12 вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран, также и Руси.

Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили храмы, украшали их стены искусными изображениями, изготовляли ювелирные изделия, слагали песни, сказки, собирали библиотеки, открывали школы, т.е. создавали культурные ценности.

2.Письменность у славянских племен возникла еще до принятия христианства. Византийские монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

На Русь со времен Владимира Святославовича стали приезжать церковные грамотеи, переводчики. При церквях и монастырях открывались школы. При правлении Ярослава Мудрого создавались многочисленные переводы книг, исторические сочинения. Первые русские книги писались на специально выделанной телячьей коже – пергаменте. Киги украшали изящными миниатюрами. Такие книги были очень дорогими и их владельцами могли стать только самые богатые.

Люди, в том числе и простые горожане, нередко обменивались деловыми записками, письмами. Вместо бумаги использовали обработанную березовую кору – бересту.

3.В 9 в. на Руси зарождалась литература. Особое место в ней занимали летописи, повествования о событиях, происходивших из года в год. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», созданная в начале 12 в. монахом Киево – Печерского монастыря Нестором. Из летописи мы узнаем о том, где расселялись и чем занимались восточнославянские племена, как появился в славянских землях Рюрик, как Олег завоевал Киев, как расправились древляне с Игорем и как отомстила за смерть мужа Ольга и многое другое. Основная идея «Повести временных лет» - идея единства Русской земли.

В Новгороде летописание началось с Новгородской древней летописи.

Помимо летописей, на Руси создавали жития - описания жизни людей, причисленных к лику святых. Одно из первых русских житий – «Житие Бориса и Глеба»

Первым писателем Руси считают Илариона. Он писал произведения в жанре слова – торжественного и поучающего обращения – «Слово о Законе и Благодати».

«Поучение» Владимира Мономаха стало первым на Руси произведение, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей.

4.С давних времен славяне складывали песни и сказки. Очень древние корни имеют и русские былины – поэтическое сказание о прошлом. Любимыми героями былин стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич и веселый Алеша Попович.

Народ воспевал не только подвиги богатырей, но и нелегкий труд земледельца. Несколько былин посвящены пахарю – богатырю Микуле Селяниновичу.

Назовите и коротко опишите исторические памятники, свидетельствующие о пребывании в нашем крае половцев.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г.

Половцы вели кочевой образ жизни, в теплое время года половцы кочевали по степи, а в холодное, устраивали зимовники из юрт и кибиток.

Конь сопровождал половцев даже после смерти. Умерших хоронили в курганах. Мужчинам клали саблю, лук и несколько стрел, женщинам - украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные браслеты, круглые зеркала, подвески, дорогую посуду. Такие захоронения найдены у села Новоивановка Амвросиевского района и возле Ясиноватой.

У половцев издавна сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные изображения умерших - бабы. Название скульптур произошло от тюркских слов «балбал» или «бабай», что означало - сильный, уважаемый. Каменные фигуры служили половцам местами свершения праздников и обрядов.

Бабам приносились дары, у них просили защиты и покровительства

Одно из подобных святилищ раскопано археологами недалеко от Донецка. Всего в Приазовье известно до 600 каменных фигур.

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.