Какие жанры были особенно близки шостаковичу. Игорь шафаревич д д шостакович. Широкое общественное признание в ссср и за рубежом

Этот поразительный человек, вопреки заблуждениям, был самым настоящим перфекционистом. По словам его дочери, он был буквально «одержим чистотой и порядком». Он мог держать в голове целые симфонии, до того, как записать их на бумаге, а еще отправлял письма самому себе, чтобы проверить, насколько ответственно трудятся сотрудники почты. Большая часть жизни композитора Шостаковича Дмитрия Дмитриевича прошла в непростое время правления Сталина, когда его то возвышали до небес, то объявляли фактически врагом народ. Давайте вместе разберемся, как сложилась его судьба и чем завершился непростой жизненный путь.

Дмитрий Шостакович: биография человека, способного держать удар

Кто такой Шостакович сегодня знает не каждый, но стоит исправить это недоразумение, ведь его вклад в развитие музыки двадцатого века неоценим и признан выдающимся. Его творчество оказало огромное влияние на его современников, а также многочисленных последователей. Будучи чрезвычайно эмоциональным, внутренне раскрепощенным человеком, настолько работоспособным, что мог спать по три-четыре часа в сутки, он создал такие музыкальные шедевры, которые, по мнению экспертов, да и простых слушателей, обладают высокой художественной ценностью.

Разнообразие жанров, в которых писал свои музыкальные произведения Дмитрий Дмитриевич Шостакович действительно колоссально. Он умел невероятно красиво сочетать ладовую музыку с тональной и атональной. В его работах «большой стиль» умело переплетен с традиционализмом, экспрессивными нотами и модернизмом.

Любимые композиторы Шостаковича оказали на его творчество огромное влияние. Он обожал слушать и разбирать творения великого австрийца Густава Малера, непонятные и запутанные произведения Модеста Мусоргского, новаторские эксперименты Сергея Прокофьева и даже последователя неоклассицизма Игоря Стравинского. Вникая в классические и авангардные течения, он умудрился скомпилировать нечто свое, абсолютно самобытное, яркое, а главное, доступное для каждого слушателя.

Все, что написал Шостакович за свою жизнь подчинено гармонии, что и стало отличительной чертой его музыки в общем. Используя в качестве основы для своих произведений мажорно-минорную тональность, он умел качественно применить особенные звукоряды-модализмы, придавал своей музыке вполне узнаваемую характерность, которую более поздние исследователи его произведений называли «ладами Шостаковича».

Рождение будущего музыканта: из Сибири с любовью

Можно было бы предположить, что предки великого музыканта тоже занимались музыкой, тогда было бы понятно, откуда сам Шостакович получил свой уникальный дар. Но на самом деле он происходил из семейства врачей. Его прадед Петр причислял себя к крестьянам, однако служил ветеринарным врачом. Дед будущего композитора Болеслав принимал участие в революционном движении, за что и был сослан, но стал почетным гражданином Иркутска. Когда он получил право передвигаться по стране, решил остаться в Сибири, подальше от досужливых глаз.

Отец музыканта, Дмитрий Болеславович, решил в середине девяностых годов девятнадцатого века отправиться в Петербург, чтобы поступить на обучение в Петербургский университет, по окончании которого стал трудится в Палате мер и весов. В смутные времена пятого года он сам вышагивал к Зимнему, а в его шестом в его квартире печатали листовки и прокламации. Революционная деятельность становилась традицией в семействе Шостаковичей.

Но и по материнской линии все было в точности так же. Дед по матери тоже был родом из Сибири, в свое время переселился поближе к золотым приискам в Бодайбо, где вместе с супругой занимались улучшением положения рабочих. Мать композитора звали Софья Васильевна, в девичестве Кокоулина, училась музыке в Петербурге, где брат и познакомил ее с Шостаковичем Дмитрием Болеславовичем.

Лютой питерской зимой, в феврале 1903 года Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович обвенчались и стали жить вместе. В октябре на свет появилась старшая сестра Мария. Проживало семейство во втором доме по Подольской улице, который лично Менделеев снимал для сотрудников Палаты. Именно там 12 сентября 1906 года, в семействе Шостаковичей появился на свет мальчик, которого решено было назвать Дмитрием в честь отца. Имеется у него еще и младшая сестрица Зоинька.

Детство и юность, вдохновленного Эвтерпой

В пятнадцатом году прошлого века девятилетний Дима поступает в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Именно в это же время он впервые услышал случайно был отведен с классом на «Сказку о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, что произвела на него просто шокирующее впечатление. После этого юный Шостакович окончательно решает, что в жизни он будет заниматься музыкой и ничем иным.

Летом 1919 года его слушал Александр Глазунов, который хвалил композиторские способности парня, однако Александр Зилоти, ученик самого Листа, послушав сочинения мальца, сказал, что таланта у него, конечно, нет, но пусть играет, если имеется охота. В том же девятнадцатом году Дмитрий в тринадцать лет поступил в Петроградскую консерваторию. Димочка Шостакович был ответственным, прилежным и трудолюбивым учеником, она уже на первом году обучения написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Разруха, голод, Гражданская война и революция, смена власти и все остальное, что происходило вокруг композитора, отходило на второй план, когда он творил. В 22-м году умер отец, оставив семейство на грани гибели, все голодали, Диме сделали сложную операцию и ему пришлось устроиться тапером в кинотеатр, где публика некрасиво кричала «Долой пианиста!», и пьяные бросали в него яблоками. Помог снова Глазунов, он добился дополнительного пайка и государственной стипендии для юного дарования.

В двадцать третьем консерватория была закончена по классу фортепиано, а в двадцать пятом по классу композиции. В 1927 году он принял участие в престижном конкурсе в Варшаве, после чего получил даже почетный диплом. Там его и заметил немецкий прославленный дирижер Бруно Вальтер, который попросил прислать партитуру ему в Берлин. Написанную уже к тому времени первую симфонию исполняли в Германии, затем во Франции и Соединенных Штатах, это было признание и успех.

Музыкальное творчество композитора

С конца двадцатых, начала тридцатых годов двадцатого века в жизни Дмитрия Шостаковича происходили кардинальные перемены. Он буквально горел своей музыкой, к примеру, сильно впечатлившись хоровым пением он пишет «Симфоническое посвящение Октябрю», а также «Первомайскую симфонию». В двадцать восьмом году он даже некоторое время работает пианистом в театре Всеволода Мейерхольда, по его личному приглашению.

Наследие композитора Шостаковича

Симфонии

  • Симфония No 1 f-moll, соч. 10 (1924-1925).
  • Симфония No 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927).
  • Симфония No 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929).
  • Симфония No 4 c-moll, соч. 43 (1935-1936).
  • Симфония No 5 d-moll, соч. 47 (1937).
  • Симфония No 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях.
  • Симфония No 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941).
  • Симфония No 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому.
  • Симфония No 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях.
  • Симфония No 10 e-moll, соч. 93 (1953).
  • Симфония No 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956-1957).
  • Симфония No 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959-1961),
  • Симфония No 13 b-moll, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко.
  • Симфония No 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке.
  • Симфония No 15 A-dur, соч. 141 (1971).

Оперы и оперетты

  • Нос. Опера в 3 действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Н. В. Гоголя, соч. 15 (1928).
  • Леди Макбет Мценского уезда. Опера в 4 действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Н. С. Лескова, соч. 29 (1932).
  • Москва, Черёмушки. Оперетта в 3 действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1958).

Для фортепиано

  • Соната No 1 D-dur, соч. 12 (1926).
  • Пять прелюдий (1921).
  • Три фантастических танца, соч. 5 (1922).
  • «Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927).
  • Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1933).
  • «Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1945).
  • «Семь танцев кукол» (1952).
  • Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922).
  • «Весёлый марш» для двух фортепиано (1949).
  • Тарантелла для двух фортепиано (1954).

Балеты

  • Золотой век. Балет в 3 действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1930).
  • Болт. Хореографический спектакль в 3 действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1931).
  • Светлый ручей. Комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1935).

Это только верхушка огромного айсберга музыкального наследия, которое было оставлено потомкам от великого композитора двадцатого века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Годы жизни Шостаковича прошли преимущественно в тяжелые и смутные времена для страны и самого композитора. Ему непросто было пройти этот путь, но он сделал это, несмотря ни на что. В тридцатых годах его опера «Леди Макбет Мценского уезда» буквально подняла сильную «волну». Сперва приняли ее довольно благосклонно, но потом разразился скандал. На премьеру в Ленинграде приехал сам Сталин, который высказался однозначно – сумбур какой-то, а не музыка. На следующий день, в газете «Правда» была напечатана разгромная статья, после чего Шостакович приостановил репетиции своей первой серьезной и зрелой работы Четвертой симфонии. Впоследствии исполнят ее только в шестьдесят первом, почти через тридцать лет после вышеозначенных событий.

  • В тридцать седьмом Шостакович вел классы в Ленинградской консерватории, а в тридцать девятом уже получил почетное звание профессора.
  • В ноябре того же года была представлена публике Шестая симфония Шостаковича, которая была признана линией партии правильной и патриотичной, отвечающей всем веяниям времени.
  • На пороге Великой Отечественной в сороковом году Шостаковича эвакуируют. Он начинает писать свою Седьмую симфонию «Ленинградскую», которая впервые была исполнена в Куйбышеве весной сорок второго.
  • Спустя год, в 1943-м Шостакович завершает еще одну свою большую работу — Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.
  • В том же году Шостакович вернулся из эвакуации, переехал в Москву и вплоть до сорок восьмого года занимался преподаванием композиции в консерватории.

В том же сорок восьмом году, неожиданно для всех выходит пресловутое постановление Политбюро, в котором «громились» разные советские композиторы, а вкупе с ними и сам Дмитрий Дмитриевич. Их обвиняли в декадентстве, заигрывании с Западом, формализме и пресмыкательстве перед капитализмом. Композитора уволили с работы, перестали играть. Однако работать он таки не прекратил, хотя находился фактически под постоянным прессом номенклатуры.

Широкое общественное признание в СССР и за рубежом

Несмотря на все перипетии, в 1949 году Дмитрий Шостакович отправляется впервые за границу, а именно на конференцию в защиту мира в Нью-Йорк. Спустя год, он получил и Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», чтобы написана в «большом стиле». В пятидесятых он побывал в Лейпциге на родине Баха, чем невероятно впечатлился, да так, что по возвращении сразу же стал писать 24 Прелюдий и Фуг, а в 52-м были впервые сыграны «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1966).
  • Три ордена Ленина (1946; 1956; 1966).
  • Орден Октябрьской Революции (1971).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1940).
  • Орден Дружбы народов (1972).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
  • Народный артист РСФСР (1947).
  • Народный артист СССР (1954).
  • Народный артист БАССР (1964).
  • Сталинская премия 1 степени (1941).
  • Сталинская премия 1 степени (1942).
  • Сталинская премия 2 степени (1946).
  • Сталинская премия 1 степени (1950).
  • Сталинская премия 2 степени (1952).
  • Ленинская премия (1958).
  • Государственная премия СССР (1968).
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974).
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно).
  • Международная премия Мира (1954).
  • Премия им. Я. Сибелиуса (1958).
  • Премия Леони Соннинг (1973).
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958).
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967).
  • Почётный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
  • Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Организации

  • Член КПСС с 1960 года
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
  • Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)
  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
  • Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
  • Член Французской академии изящных искусств (1975)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
  • Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

В пятьдесят третьем и четвертом годах он продолжил плодотворно трудиться и даже написал музыку к открытию ВСХВ, за что и получил звание Народного артиста СССР. Вплоть до начала шестидесятых, когда Шостакович вступил в КПСС, все его творчество наполнено оптимизмом. Вместе с другими музыкантами в 1962 году Дмитрий Дмитриевич побывал на Эдинбургском фестивале, большинство произведений на котором принадлежало его персональному авторству, это был успех и фурор. После смерти Хрущева оптимизм в музыке мэтра поутих, стали снова появляться трагические и депрессивные нотки. Последним сочинением Шостаковича в 72-году стала Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь и смерть музыкального гения: запомнить в нотах

Как считали близкие Дмитрия, а также члены его семьи, он был «довольно робким юношей, в отношении противоположного пола, хотя к мальчишечьим шалостям никогда не испытывал отвращения». То есть он был горазд подложить кнопки на учительский стул, исправить плохие оценки в дневнике, но вот с девочками становился стеснительным, мямлил и опускал глаза. В тринадцать лет он влюбился в девчушку Наташку Кубе, которой посвятил целую музыкальную прелюдию. Правда, в десять лет оценить подарок Наташа так и не смогла, чем разочаровала юного гения.

Жены и дети

В 1923 году молодой Дмитрий Шостакович неожиданно познакомился со своей одногодкой Танечкой Гливенко и влюбился. Однако пожениться им было не судьба, робкий юноша упустил момент и Таню позвал замуж однокурсник, а она согласилась, так и не дождавшись предложения от «милого очкарика». Спустя три года, Дмитрий встретил девушку стал просить ее уйти от мужа, но она уже была беременна и просила не тревожить и никогда не вспоминать о ней.

Уяснив, что возлюбленная утрачено безнадежно, Дима решает жениться на своей знакомой Нине Васильевне, урожденной Вазар, студентке самого Абрама Иоффе, по профессии астрофизик. Она забросила науку, которой горела и полностью отдалась мужу и детям.

  • Галина (1936 года рождения), ставшая пианисткой и пожившая восемьдесят два года.
  • Максим (1938 года рождения), в будущем пошел по стопам отца и стал композитором и дирижером, проживший восемьдесят лет.

Этот брак продлился более двух десятков лет, пока Нина не скончалась от болезни на руках рыдающего мужа. После этого он женился на сотруднице ЦК ВЛКСМ Маргарите Кайновой, однако долго прожить с заядлой номенклатурщицей так и не смог и брак распался. Третий раз Дмитрий женился только в шестьдесят втором году, на Ирине Антоновне, в девичестве Супинской. Она была главным редактором журнала «Советский композитор», а заодно и дочкой репрессированного Сталиным ученого. Вместе с композитором она прошла весь тяжкий путь взлетов и падений, вплоть до самой его кончины.

В Память о Дмитрии Дмитриевиче

Огромный вклад в музыкальное искусство был внесен Шостаковичем, потому забыть о нем потомки просто не могли. Он сам всегда считал, что музыку пишет «не для чего-то, а почему», то есть он не работал ради славы, денег, благосостояния или даже безопасности, а потому, что она из него льется, исходит изнутри. После его смерти Питерская филармония стала называться его именем. В честь него названо множество улиц, площадей, а также ему открыты памятники в разных городах нашей страны.

В восемьдесят восьмом году на широкие экраны вышел британский фильм, под названием «Свидетельство» (Testimony) по мотивам книги знаменитого писателя, блогера, журналиста и музыковеда Соломона Волкова. Роль Дмитрия в нем исполнил Бен Кингсли. С 1996 года присуждается даже премия имени Шостаковича с легкой руки альтиста, педагога и дирижера, Юрия Башмета.

Кончина великого человека

Шостакович никогда не прекращал работать, но в последние годы своей жизни он стал довольно часто и сильно болеть. От постоянного курения и стресса, а может и по иным причинам, у него развился рак легких, который не давал дышать, мучил, изводил. Композитор сильно похудел, выглядел изможденным, постоянно испытывал сильные боли. Усугубляла ситуацию неопознанная болезнь мышц ног, которую он неизменно связывал со своим раком.

Жарким деньком девятого августа 1975 года, когда солнце особо сильно разогревало стены и крыши столицы, тяжелая болезнь свела в могилу великого композитора, настоящего русского гения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. На следующий день он был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища, где покоится множество великих и достойных личностей.

Интересные факты из жизни Шостаковича

Многие, судя по судьбе и музыке Шостаковича, думают, будто он был сухарем и педантом, но это не совсем верно. Это был жизнерадостный и веселый человек, у которого, как и у каждого, бывают трудные периоды в жизни. Стоит рассказать несколько интересных фактов из жизни, чтобы максимально «очеловечить» композитора в глазах потомков.

  • Дмитрий Дмитриевич был большим поклонником, или лучше сказать, настоящим фанатом футбола. Он даже собирался ехать в шестьдесят шестом на матч, но помешал инфаркт. Даже за день до своей кончины он вымолил у докторов разрешение посмотреть матч по телевизору.
  • Считается, что кабинетный рояль Шостаковича, из-за пагубного пристрастия к игре в карты, был проигран им, благодаря чему впоследствии проявился и был продан за баснословную сумму. Сперва, чтобы выкупить обязательства, ему пришлось продать его Клавдии Ивановне Шульженко. От этих картишек композитор страдал часто, ему постоянно указывало на этот порок советское правительство и партия, но остановится он никак не мог, а может, и не желал.
  • Во время генеральной репетиции Четырнадцатой симфонии Шостаковича, а именно во время проигрывания то части, где звучали слова Рильке «Всесильна смерть…», из зала вывалился, пошатываясь, пожилой джентльмен. Им оказался безжалостный критик композитора Апостолов. Потому весь культурный бомонд страны обсуждал не премьеру новой симфонии, а именно иронию судьбы и смерть недоброжелателя.

В принципе, Шостакович прожил длинную и счастливую жизнь. В то время как многие его приятели и друзья сидели в лагерях, он писал музыку. Музыка провела его сквозь огонь и медные трубы и не дала погибнуть, хотя и неоднократно тащила его на самое дно. Справиться Дмитрию Дмитриевичу удалось, он умер в глубокой старости, взрастив детей и учеников, а память о нем не померкнет никогда.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – композитор, в полной мере отразивший и в своем творчестве, и в своей судьбе все то, через что пришлось пройти родной стране в ХХ веке, все те противоречия, которыми была отмечена новейшая отечественная история: несколько сталинских премий – и гонения, ставшая массовой «Песня о встречном» – и сложнейший язык музыки его, сделавшийся мишенью для обвинений в «формализме»…

Д.Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге в 1906 году. Музыкой он заинтересовался в гимназические годы: опера « » произвела на мальчика столь глубокое впечатление, что он решил серьезно обучаться музыке, и первой его учительницей стала мать, а несколько месяцев спустя он уже занимался у И.Гляссера – весьма известного в то время педагога-пианиста. Тот учил его фортепианной игре, но научить композиции не мог, а сочинение тоже привлекало юного музыканта. В 1918 г. Д.Шостакович продемонстрировал сочинения свои и, получив его одобрение, поступает в Петроградскую консерваторию.

Обучаться было нелегко в условиях разрухи, к тому же, утрата отца вынуждала Д.Д.Шостаковича зарабатывать в качестве тапёра. Это позволило приобрести опыт «взаимодействия» с кинематографом – впоследствии, уже в эпоху звукового кино, композитор создал музыку ко многим фильмам: «Юность Максима», «Гамлет», «Король Лир»… эти кинокартины невозможно представить без его музыки, а некоторые фрагменты стали жить своей жизнью как концертные номера – как, например, Романс из фильма «Овод».

Несмотря на тяготы, консерваторию Д.Шостакович не бросил. Закончив ее – в 1923 г. по фортепиано, в 1925 по композиции с Первой симфонией в качестве дипломной работы – он учится в аспирантуре. На Конкурсе им. , где Д.Шостакович исполнил, в том числе и созданную им сонату, он удостаивается почетного диплома. Тогда же он приобретает международную композиторскую известность – на его Первую симфонию обратил внимание , а затем она прозвучала под управлением Л.Стоковского, .

В 1927 году российская премьера «Воццека» А.Берга вдохновляет Д.Д.Шостаковича на создание оперы « » по одноименному произведению Н.В.Гоголя. Такому произведению с его «бушующим гоголевским гротеском», с ориентацией не столько на мелодию, сколько на омузыкаленную речь – нелегко было получить признание в то время. Уже в самом начале своего творческого пути Д.Д,Шостакович заявляет о себе как об очень своеобразном оперном композиторе – и остается только пожалеть, что из пяти опер композитора окончены были лишь две. Впрочем, сам Д.Шостакович считал оперой еще одно свое произведение, которое официально расценивалось как музыка к мультфильму – «Сказку о попе и работнике его Балде».

Но главной областью творчества композитора все-таки остается симфония. Вторая и Третья его симфонии созданы в эстетике «музыкального плаката», одна из них посвящена десятилетию Октябрьской революции, другая носит название «Первомайская», в обеих присутствует хор. Не стоит думать, что композитор не был искренним, создавая такие произведения, но… почему хор нередко поет в высоком регистре – и случайно ли это совпадает с характеристикой отрицательных персонажей оперы « »? А кому мог посвящаться траурный марш в Четвертой симфонии в годы сталинских репрессий? Возможно, не случайно исполнение этой симфонии, созданной в 1936 г., состоялось лишь в 1961.

Но самый серьезный конфликт композитора с властью оказался связан с «Леди Макбет Мценского уезда». Представленная публике в 1934 году, опера имела успех, но в 1936 г. последовала печально известная статья, озаглавленная «Сумбур вместо музыки»… подобные обвинения могли иметь весьма серьезные последствия в те времена – и остается только догадываться, какой была бы судьба композитора, не будь он известен за пределами СССР… Сложной оказалась судьба и других музыкально-театральных творений Д.Шостаковича – балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей».

Но не считаться с властью было нельзя – своей Пятой симфонии, написанной в следующем году, он предпосылает подзаголовок «Ответ советского композитора на справедливую критику партии». Действительно, форма ее представляется подчеркнуто «классичной».

Самым известным из произведений Д.Д.Шостаковича, сотворенных в военные годы, стала Седьмая симфония – «Ленинградская». Она воспринималась как пророчество Победы – и сегодня воспринимается как история всей войны – до знамени над Рейхстагом, хотя завершена она была в 1941 г.

Впрочем, даже такое пророческое произведение не спасло композитора от гонений после войны – в 1948 г. его обвинили в «пресмыкательстве перед Западом» и даже… профнепригодности. На волне «борьбы с космополитизмом» нельзя было надеяться на исполнение вокального цикла «Из еврейской народной поэзии»… Вновь приходится создавать произведения, угодные власти – как, например, оратория «Песнь о лесах».

Впоследствии композитор работает в разнообразных направлениях – концерты, цикл прелюдий и фуг, подобный баховскому, квартеты – и, конечно, симфонии. Одиннадцатая и Двенадцатая посвящаются событиям 1905 и 1917 гг., Тринадцатая – основанная на поэме Е.Евтушенко «Бабий Яр» – сочетает черты собственно симфонии и кантаты. Особенно необычна Четырнадцатая симфония – тоже вокальная, в которой использованы стихи разных поэтов – задуманная как «продолжение» цикла «Песни и пляски смерти».

В последние годы жизни Д.Д.Шостакович создал вокальные циклы, ряд квартетов и последнюю симфонию – Пятнадцатую, где цитируются темы из « » и «Кольца Нибелунга».

Композитор ушел из жизни в Москве в 1975 году.

Музыкальные Сезоны

ШОСТАКО́ВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906, Санкт-Петербург, - 1975, Москва), русский композитор.

Внук участника польского восстания 1861–63 гг., сосланного в Сибирь . Впервые еврейская тема прозвучала у Шостаковича в трио № 2 (1944) для фортепиано, скрипки и виолончели, посвященном памяти Ивана Соллертинского, блестяще образованного музыковеда, который был ближайшим другом Шостаковича и отчасти его наставником. В трио звучит не цитата из фольклора , а собственная мелодия, в национальной окрашенности которой невозможно усомниться. Возможно, к еврейской теме в музыке, посвященной человеку такого же русско-польского происхождения, как и сам Шостакович, композитора заставила обратиться ассоциативная связь с творчеством Густава Малера , которым Шостакович увлекся под влиянием Соллертинского. Малер с его невероятной экспрессией и типично еврейской раздвоенностью, сочетанием тонкой лирики и гротеска как бы указал Шостаковичу его путь (во многих произведениях Шостаковича трудно понять, где радость и где издевка, и то, что кажется патриотическим оптимизмом, оказывается на поверку пародией и сарказмом). Общий трагедийный настрой малеровской музыки также был созвучен настроениям Шостаковича.

Понятие «еврей» Шостакович всегда связывал со страданием и горем, что, как считал композитор, выразилось и в еврейской музыке . В воспоминаниях «Свидетельства Дмитрия Шостаковича» (Н.-Й., 1979), записанных Соломоном Волковым (род. в 1944 г., с 1976 г. в США), Шостакович говорит: «...Еврейская народная музыка повлияла на меня сильнее всего. Я не устаю ей восторгаться. Она так многогранна. Она может казаться радостной и в действительности быть глубоко трагичной. Почти всегда это смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки очень близко моему представлению о том, какой должна быть музыка. Она должна всегда иметь два слоя. Евреи так долго мучались, что научились скрывать свое отчаяние. Его они выражают в танцах. Каждая настоящая народная музыка прекрасна, но еврейская - единственная в своем роде». Музыкальному языку Шостаковича присущ смех сквозь слезы, сочетающийся с сарказмом, философскими размышлениями, интеллектуализмом и колоссальной эмоциональностью.

В 1936 г., после статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки», Шостакович подвергся гонениям. Знаменитая Седьмая симфония (так называемая Ленинградская, 1941), воспринятая всем миром как акт мужества русского композитора, написавшего ее в осажденном Ленинграде (см. Санкт-Петербург), была, тем не менее, обдумана в деталях еще до войны, и в ней Шостакович, по его более позднему признанию, скорбел в равной степени о жертвах двух преступников: Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина . То же можно отнести и к Восьмой симфонии (1943).

В тяжелые для евреев послевоенные годы Шостакович, вновь в 1948 г. подвергшийся гонениям, написал Четвертый квартет (1949), Первый скрипичный концерт (1948), пронизанные еврейским мелосом. Цикл песен «Из еврейской народной поэзии» (1948) создан под влиянием идейных и эстетических принципов М. Мусоргского, в «Картинках с выставки» которого тоже звучит еврейская тема. Композиторов сближает также сострадание к судьбе гонимых, обобщенно-смысловое использование народно-песенных и танцевальных жанров. Эти три произведения Шостаковича были исполнены лишь после смерти Сталина.

В 1960 г. еврейская тема из трио, посвященного Соллертинскому, возникла в Восьмом квартете, который композитор посвятил «памяти жертв фашизма и войны» (Шостакович называл это произведение в письмах своим автопортретом). Десятый квартет (1964), построенный на еврейских интонациях, посвящен Моисею Вайнбергу , личная и творческая дружба с которым занимала особое место в жизни Шостаковича. Ему Шостакович показывал все свои новые сочинения и играл их с ним в четыре руки (Вайнберг находился под несомненным влиянием Шостаковича, при горячей поддержке Шостаковича он написал ряд произведений на еврейскую тему). В финал своего Второго концерта для виолончели с оркестром (1966) Шостакович ввел тему популярной мелодии начала 20 в. - «Бублички», которая у слушателя вызывала отчетливо еврейские ассоциации.

В 1962 г. Шостакович позволил себе выступить с открытым манифестом и напоминанием о Катастрофе : первая часть Тринадцатой симфонии написана на текст стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр ». Симфония вызвала гнев властей, ее премьере чинили препятствия, но тем не менее она была исполнена под управлением дирижера Кирилла Кондрашина (1914–81) и имела огромный общественный резонанс. Наряду с «Уцелевшим из Варшавы» Арнольда Шёнберга , Тринадцатая симфония - величайший музыкальный памятник миллионам погибших евреев.

Для Шостаковича, воспитанного в семье, где презирали антисемитизм , учившегося в Петроградской (Ленинградской) консерватории, директор которой А. Глазунов всячески помогал евреям, отношение к евреям было мерилом оценки людей: «Многие мои сочинения отражают влияние еврейской музыки. Это не чисто музыкальный вопрос, но и моральный. Я часто проверяю людей по их отношению к евреям... Для меня евреи стали символом. В них сконцентрировалась вся человеческая беззащитность. После войны я пообещал это отразить в моих произведениях. Это было скверное время для евреев. Впрочем, для них всегда было скверное время... Надо неусыпно обращать внимание на опасность антисемитизма. Бацилла еще слишком живуча. Никто не знает, умрет ли она когда-нибудь». Шостакович не выносил «еврейских анекдотов», беспощадно рвал отношения даже с близкими друзьями, заметив малейшее проявление антисемитизма с их стороны.

В окружении Шостаковича всегда было много евреев. Его учителем по классу композиции был композитор и педагог Максимилиан Штейнберг (1883–1946); Шостакович сотрудничал с кинорежиссерами Григорием Козинцевым , Леонидом Траубергом , Лео Арнштамом (1905–79), Сергеем Юткевичем (1904–85), со многими исполнителями и дирижерами, в том числе с Давидом Ойстрахом , Рудольфом Баршаем (1924–2010), Виктором Кубацким (1891–1970) и др. Во время войны погиб в ополчении Вениамин Флейшман (1913–41), талантливейший ученик Шостаковича. Он оставил почти законченный клавир оперы «Скрипка Ротшильда» по одноименному рассказу Антона Чехова . В 1968 г. эта опера, законченная и оркестрованная Шостаковичем, была впервые исполнена. Шостакович утверждал, что только оркестровал ее, но совершенство письма и тщательность отделки наводят на мысль, что его участие в завершении этого произведения было более значительным. В организации премьеры большую роль сыграл молодой ленинградский музыковед С. Волков (см. выше), ставший впоследствии доверенным лицом композитора. В течение нескольких лет они постоянно общались, и Волкову Шостакович продиктовал свои воспоминания, завещав опубликовать их на Западе после своей смерти. Выход книги «Свидетельства Дмитрия Шостаковича» в 1979 г. в Нью-Йорке вызвал негодование в официальной советской прессе, поскольку в книге содержались откровенные высказывания Шостаковича о советской власти, о ее политике в искусстве, о преследованиях интеллигенции, об антисемитизме советского руководства.

17-05-2004

После "Москвы-Петушков" Веничка Ерофеев стал писать роман "Дмитрий Шостакович". В тот момент, когда все ожидали публикации в самиздате, автор объявил, что рукопись утеряна - украдена в электричке вместе с авоськой, в которой лежали две бутылки вермута. После смерти Ерофеева в печати тем не менее появились главы романа, но они выглядят чистой воды мистификацией. Мистифицировал читателей, видимо, и сам Ерофеев, не написавший, скорее всего, о Дмитрии Дмитриевиче (Д. Д.) ни строчки. Но в жесте его масса смыслов.

Что такое Шостакович? Можно ли его понять, объять и описать? Запад в свое время впал в глубокую депрессию, не поверив, что возможен такой композитор в таком Советском Союзе. Его музыка столь многим помогала выжить физически и в то же время его статус обязывал к таким поступкам, что голова просто отказывалась понимать происходящее.

Поклонники готовы к радикальной защите: "Шостакович - жертва и глашатай непоправимой трагедии. Рука не должна еще подниматься писать о нем, потому что до этого сгустка боли пока страшно дотрагиваться. Можно только преклонить колени перед честностью гения, сумевшего излить в нотах громадность и тяжесть испытаний, выпавших на долю его народа, - пишет филолог и мемуарист Валентина Чемберджи. - Как через Баха (не забудем, что "бах" - "ручей" по-немецки) Бог разговаривал с людьми обо всем на свете, так через Шостаковича Он говорил с ними о страшном, безумном, направленном на уничтожение человеческой души. Грех поминать его имя всуе и судить о нем, как сейчас это модно делать".

Но и молчать о Шостаковиче невозможно.

Золотой век, или На лезвии бритвы

Как рождаются гении, непонятно. Набор случайностей и "сора" в их биографиях поражает воображение.

Молоденький тапер в синематографе "Светлая лента" (ныне "Баррикада"), один из десятка в петроградских кинотеатрах начала 20-х, заболевает туберкулезом лимфатических желез. Ректор Консерватории Глазунов прилагает массу усилий, чтобы отправить тапера после операции на лечение в Крым. Говорят, настойчивость Глазунова спасла жизнь 17-летнему Шостаковичу.

Сам он впоследствии не раз сыграет столь же решительную роль в чужих судьбах. Но пока что на дворе 20-е, и буйство молодой композиторской фантазии не знает границ.

Шостакович, собственно, еще на распутье: он выбирает между стезей пианиста и композитора. Его исполнительские успехи очевидны: лишь из-за стечения обстоятельств на Шопеновском конкурсе в Варшаве он получает в 1927 году не премию, а диплом. Но сочинительство берет верх над интерпретаторством. К 28 годам Шостакович создает произведения, способные завершить иную биографию, - от оперы "Нос" и трех симфоний до балетов "Золотой век" и "Болт". На выставке в Филармонии его бюст стоит в одном ряду с бюстами Моцарта и Бетховена, почти как классика его включают в разные жюри.

Ироничное мышление Шостаковича, его насмешливость и даже ерничество сполна проявлялись в музыке 20-х - середины 30-х, насыщенной цитатами и аллюзиями, которые может позволить себе абсолютно свободный человек.

Здесь самое время начать описывать милые черты в характере Д. Д. Например, как крупнейший композитор эпохи выбегает к гостям в фартуке, поскольку варит детям кашку, или дарит любимой пальто, а затем приходит за ним утром: оно мне нужнее! Или рассказать о его житейской неприспособленности, доходившей до нелепого. Так, он вернул государству дачу, подаренную Сталиным, а на одолженные у Хачатуряна деньги купил дом у генеральской вдовы в Жуковке. (Арам Ильич был в шоке: мы что, все теперь должны возвращать даренное?) Ближе к старости один из богатейших, по идее, композиторов мира захотел купить импортный автомобиль. Д. Д. запретили потратить его же валюту: а советские машины чем вам плохи?

Но что-то мешает такому бытовому повороту сюжета. Когда в 36-м газеты в Киеве встречают его статьей "К нам приехал враг народа Шостакович" и на протяжении многих месяцев он ставит у кровати на ночь чемоданчик с вещами, приходится говорить об ином. Для своего любимца судьбе было бы логичнее избрать другую родину. Судьба же предпочла Россию.

Ножницы эпохи - то немногое, что не зависит от человека, на что он не способен повлиять при рождении и с чем вынужден считаться на протяжении всей жизни. Шостакович очень не любил людей, делавших вид, что ножниц нет вовсе. Пикассо он называл "сволочью". Без всякого принуждения, живя в свободной стране, тот флиртовал с коммунистами во времена, когда его коллег в СССР откровенно гнобили. Д. Д. восхищался творчеством Стравинского, но презирал Стравинского-человека, равнодушного к страданиям других.

Как ни странно это выглядит сегодня, в искусстве 30-х оставались области, где сталинская паранойя проявляла себя не столь кроваво, как в литературе или театре. По сравнению с другими творческими союзами репрессии вроде бы коснулись Союза композиторов в наименьшей степени.

Но партия не забывала музыкантов. Мелодии стали символом новой эпохи: марши и песни не только помогали строить и жить, но оказывались той эстетикой, что скрепляла страну крепче решений съездов. Звуковое кино - главная площадка музыкальной пропаганды, и Шостакович, разделивший успех "Трилогии о Максиме", "Волочаевских дней" и "Человека с ружьем", оказывается здесь далеко не последним автором. Впрочем, и это ни от чего не спасало.

Сталин посмотрел "Леди Макбет Мценского уезда" лишь в январе 1936 года в Большом. К этому времени опера два года с успехом шла в Ленинграде, в Музыкальном театре в столице ее режиссировал Немирович-Данченко, ставили ее и по миру, в том числе в Америке. Нельзя сказать, что "Леди Макбет" нравилась всем. Стравинский ее сильно недолюбливал: "В "Леди Макбет" отвратительное либретто, музыкальный дух этого произведения направлен в прошлое, а музыка идет от Мусоргского". И Рихтер позднее недоброжелательно отзывался о "Леди", тем не менее в 30-е именно в Шостаковиче видели главную надежду советской оперы. Но анонимная статья "Сумбур вместо музыки" в "Правде" 28 января 1936 года (писал ее вроде бы Давид Заславский, известный позднее гонениями на Зощенко и Ахматову) была на редкость плоской и агрессивной: "Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта". Больше Д. Д. опер не писал.

На фоне арестов друзей, исчезновения партчиновников и военных (Шостакович был дружен с Тухачевским) собственная его судьба выглядела ясной. Арест казался неминуемым. Не удивительна нервозность Д. Д., о которой напишут многие мемуаристы. От него словно исходила какая-то пульсирующая сила внутреннего отторжения, мешавшая приблизиться к нему даже физически. С годами прибавились и фобии: порой лужа казалась ему непреодолимым препятствием. "В жизненных обстоятельствах он даже не Гамлет (в традиционном смысле неуверенности, колебаний), а Подколесин. В музыке - с первых шагов! - никаких сомнений" (Григорий Козинцев).

Шостакович не был сломлен, но был напуган на всю жизнь, протекавшую отныне в двух измерениях, сиюминутном и вечном. Мало у кого из его современников искусство компромисса достигло такой высоты, когда интересы пошлой действительности берутся во внимание, но не приводят к измельчению таланта. Даже заказная музыка Д. Д. выглядит профессиональной. Но все эти "Песни о лесах", кантата к съезду партии, посвящения революции, и даже "Марш советской милиции" не отменяли в музыке главного, того, из-за чего современники готовы были услышать в Шостаковиче свой голос и свою боль. Постоянно преследовавшая его тема смерти не прием, но главное содержание его музыки, та экзистенция, что так к ней притягивала. А если приходилось "откупаться" от власти заказными сочинениями, так он был готов.

До 1953 года Шостакович пять раз получал Сталинскую премию и чуть было не выиграл конкурс на гимн СССР. В декабре 1943 года в Большом театре слушали два вышедших в финал гимна (перед ними исполнили зарубежные гимны, а также "Боже, царя храни!"). Д. Д. не скрывал, что хотел победы: "Хорошо бы мой гимн приняли. Была бы гарантия того, что не посадят".

После прослушивания на ужин в правительственную ложу к Сталину позвали руководителя Ансамбля песни и пляски Советской Армии Александра Александрова (ему и предстояло стать автором гимна) и Шостаковича. Сталин похвалил Шостаковича, но назвал музыку Александрова более торжественной, что не удивительно: многие годы она звучала как гимн большевиков.

Любимый пасынок советской власти

Летом 1953 года в СССР появились в продаже "долгоиграющие" проигрыватели. Среди первых выпущенных к ним пластинок с симфонической музыкой оказались Третья симфония Рахманинова, Пятая Глазунова и Первая Шостаковича.

Кажется, это говорит об исключительном признании таланта Шостаковича. В конце концов, помимо обладания массой званий, ему предстояло стать и первым среди музыкантов героем соцтруда, народным артистом и председателем Союза композиторов РСФСР. Его некролог подписали Брежнев с Андроповым, да и купленная в Жуковке дача оказывалась в иных глазах очередным доказательством падения таланта.

Хулители не любят вдаваться в подробности, входить в детали и обстоятельства, из которых и состоит жизнь увлеченных делом людей. Порой Шостакович изначально писал в стол - как едкий "Антиформалистический раек" (1949). Премьера вокального цикла "Из еврейской народной поэзии" (1948) стала возможна лишь через семь лет, на спаде антисемитской кампании, а Четвертую симфонию в 1936 году ему просто не дали исполнить. Симфонию, которая могла бы стать поворотной в развитии Шостаковича, сыграли только четверть века спустя. А ведь случись это раньше - и жизнь, и музыка были бы другой. Д. Д. говорил об этом с грустью.

Шостакович считал себя человеком религиозным и даже пытался в 1960 году на этом основании отказаться вступить в партию. В партию его все же втянули, причем против его воли. Он пытался избежать объявленного уже собрания, спрятался от всех у сестры в Ленинграде, но назначили еще один день, и накануне с выкручиванием рук уже не церемонились. Дети вспоминали, что отец плакал всего дважды в жизни: когда умерла их мать и когда ему всучили партбилет.

Д. Д. хорошо понимал двусмысленность своего положения. Затравленный и одновременно обласканный властью художник, депутат и лауреат, он не питал иллюзий относительно природы этой власти. Одному из близких он признавался: "Когда я писал "Нос", я все думал: надо написать "Портрет" - о трагедии продавшегося художника".

Но он так и не оказался в открытой оппозиции режиму, не стал невозвращенцем, чего ждали многие поклонники за рубежом и, конечно же, преуспевавшие там музыканты. Как пишет философ Георгий Гачев, "совершенно советский он человек и композитор: недаром и членом партии был, и близко к сердцу и всерьез принимал наши судьбы. Все позитивное и прекрасное, что есть в советской истории и человеке: порыв к идеалу, духовность высокая, бессребреничество, жертвенность, Разум восхищенный, готовность уж лучше уверовать в лишнее, обольститься высоким, нежели унылый и импотентный скептицизм, - все это в Шостаковиче".

Дело тут не только в страхе, но и в корнях. Среди предков Д. Д. были сосланные в Сибирь польские революционеры, и бесконечные рассказы биографов о народовольческих идеалах семьи не пустой звук. В противоположность отрешенно-барственному Прокофьеву и ко всему, кроме себя самого, индифферентному Стравинскому, Шостакович был гражданином. Как депутат Верховных советов СССР и РСФСР он пытался помогать жертвам репрессий, выступал против введения в УК статьи 190 "о клевете на советскую власть", подписывал письма в защиту Бродского и Солженицына. Но подпись его видели и под письмами противоположного содержания - из тех, что публиковались в газетах, а не расходились по самиздату (правда, подпись вроде бы ставил вверх ногами, будто подписывал сам не зная что, вовсе не читая написанного). Так появилось его имя и под антисахаровским текстом.

Охоту на него власти вели по-крупному, как того и стоил официально признанный лучшим композитор страны. В итоге этот поклонник Козьмы Пруткова и Зощенко, на память цитировавший "Мертвые души", почти возненавидел слова. "Может быть, он и верноподданническое письмо в "Правде", опечалившее многих, напечатал потому, что слова ему были более или менее безразличны" (Александр Кушнер). Не отсюда ли готовность писать кантаты на стихи второсортных поэтов и способность зачитывать с трибуны по бумажке, в абсолютном бесчувствии, жуткие в своей мертвечине штампы? "Мне думается, он считал: все минет - музыка останется", - пишет одна из самых тонких наблюдателей жизни Д. Д. Флора Литвинова. Они сдружились в эвакуации в Куйбышеве, но после смерти Нины Васильевны, первой жены композитора, встречались гораздо реже.

Любовь как она есть

Незадолго до смерти Шостакович вдруг скажет: "Дети живут неправильно..."

Шостакович был женат трижды. Первая жена, Нина Васильевна, которую он так любил, была астрофизик, человек независимый и волевой. Она училась вместе с Львом Ландау у Иоффе, и научное ее будущее могло быть блестящим. Но Д. Д. имел строгие представления о семье: в идеале жена и дети должны сидеть дома, когда он возвращается с работы. Играть на фортепиано Нина Васильевна, выйдя замуж, перестала: "Митя не любит дилетантства". Говорят, она мало интересовалась концертами и при громоподобных овациях на премьерах мужа не без удивления осматривала зал. Но характер ее был именно таким, каким должен был быть характер жены Шостаковича. По замечанию Литвиновой, она "осуществляла желания Дмитрия Дмитриевича, сам он на это был не способен". Он не терпел не только пошлости и громких эмоций, но и любого давления и ради того, "чтоб отстали", готов был на многое. Иные видят в этом чеховское, но сам Д. Д. скорее оценивал нелюбовь к конфликтам как очевидную слабость.

Брак сильных личностей похож на затяжной бой с переменным успехом. В случае Д. Д. он включал обоюдные увлечения на стороне, и супруги однажды даже официально развелись, а потом вновь поженились. После войны Нина Васильевна все больше времени проводила в Ереване, где работала вместе с влюбленным в нее однокурсником. Там она и скончалась после операции - думали, заворот кишок, оказался рак в последней стадии.

При всем своем внутреннем одиночестве Д. Д. не переносил одиночества внешнего, да и управляться с хозяйством и двумя детьми ему, даже с домработницей, было тяжеловато.

Как в его жизни возникла вторая супруга, сотрудница ЦК ВЛКСМ, для друзей так и осталось загадкой. Считается, что "партийная и некрасивая" дама утаила от мужа какие-то важные обстоятельства прошлой жизни, и это стало причиной развода. Но и без них чуждость ее дому и духу Д. Д. была ясна сразу. Непонимание музыки соединилось в ней с личной необаятельностью, да и надежды Д. Д. на ее заботу о детях не оправдались. Расставаясь, Шостакович купил жене квартиру и с тех пор, кажется, больше никогда ее не видел.

В этот момент в жизни Шостаковича вновь возникает женщина его судьбы. Галина Уствольская, впрочем, никогда не исчезала из биографии Д. Д.: уже в конце 30-х, когда она поступила к нему в Консерваторию (вообще Д. Д. скептически относился к женщинам-композиторам), он был ею пленен, судя по всему, не на шутку. Хотя многие считали Уствольскую ученицей Шостаковича, он признавался: "Не ты находишься под моим влиянием, а я под твоим". Но при этом: "Ты - явление, а я - талант". Д. Д. интересовался ее мнением о каждом своем произведении и сам не пропускал ни одного ее опуса.

Что-то было в этом влечении роковое, от мистики Настасьи Филипповны. Когда в 1960 году Уствольская потеряла близкого друга, Шостакович в одном из писем заметил: "Не тебя люблю, страдание твое люблю"(См. приложение - Ред.). Мне кажется, что эта, несколько достоевская, черта ее характера главенствует в ее бытии.

Вскоре Д. Д. посватался - и получил отказ. Отношения не прекратились, а музыку Уствольской Шостакович цитировал, в том числе в Пятом квартете и цикле на стихи Микеланджело.

Склонная к отшельничеству 85-летняя Уствольская по-прежнему живет в Петербурге, интервью дает редко и на людях почти не появляется, хотя в 90-е началась ее всемирная слава. Она отрицает близость своей поэтики Д. Д., говоря, что всегда скучала на его премьерах. И то, Шостакович считал несовместимыми философию и музыку, для Уствольской же они неразделимы. Многочисленные письма Д. Д. Уствольская сожгла. Некоторых это ужаснуло: как же, письма гения! Но Уствольская относилась (и относится) к нему иначе, чем остальные. В одном из интервью Галина Ивановна даже воскликнула: "Как такую музыку называли и, кажется, называют "гениальной"?"

В том сожжении не было позы. Шостакович тоже не заводил архивов и уничтожал буквально все, что приходило ему почтой. Однажды, поняв, что секретарь достает из корзины чьи-то ценные автографы, он стал еще и лично рвать письма на мелкие кусочки. Исчезли даже письма Мейерхольда (Д. Д. год заведовал у того в театре музыкальной частью). Так что жест Уствольской вполне в духе самого Шостаковича. Есть такой уровень полетов в стратосфере, который недоступен нам, простым автолюбителям.

В 1962 году Д. Д. знакомится с молодым редактором издательства "Советский композитор" Ниной Антоновной и вскоре делает ей предложение. Брак, по всеобщему признанию, удался: Нина Антоновна заботится о нем до последних дней, сопровождая и в заграничных поездках, и в больницы (все больше времени Д. Д. проводил в клинике доктора Илизарова в Кургане).

Болезни не меняли главного в Д. Д. - его отзывчивости и обязательности. Пунктуальность его граничила с манией, а чувство ответственности не знало границ. В 1960 году из Новороссийска в Союз композиторов пришла просьба подобрать музыку для Вечного огня. Не найдя нужного фрагмента на 100-120 секунд, в Союзе решили было ответить на просьбу отказом, но Шостакович сам сел писать мелодию, а потом много лет еще беспокоился о качестве фонограммы.

Cтиль "Шостакович"

Побег за границу в 1981 году Максима Шостаковича, дирижера и сына композитора, вызвал массу комментариев даже в обычно скупой на подобные истории советской прессе. "Литературка" разразилась гневной статьей, где не скрывала экономической подоплеки произошедшего: государство забирало слишком большой процент с зарубежных гонораров, причитающихся наследникам, и сын решил сам распоряжаться принадлежащей ему долей дохода.

Судя по некоторым воспоминаниям, Д. Д. в свое время обсуждал с сыном перспективу его работы за границей. Тот отказался, но позже переменил решение. Как и ожидалось, карьера Максима в СССР оказалась более успешной, чем на Западе. Хотя он записывается с не худшими оркестрами, его известность в мире несоизмерима со славой на родине.

В 1979 году была опубликована книга "Свидетельство: мемуары Дмитрия Шостаковича в записи и под редакцией Соломона Волкова". "Свидетельство" появилось сразу на нескольких языках и произвело невообразимый эффект. Русский эмигрант Волков утверждал, что много раз доверительно разговаривал с Д. Д., и тот не скрывал от него своих взглядов (обычно его из лучших побуждений "притормаживала" жена). Советский композитор, известный публике не только гениальной музыкой, но и верноподданническими статьями, оказался инакомыслящим, да еще каким! Антисоветизм иных высказываний Шостаковича был столь силен, что последовала жесткая реакция властей. Вышел сборник "правильных цитат" из Д. Д., а многие пытались доказать поддельность мемуаров. Сам Волков дал к этому немало поводов. Обещанный издательству "Независимая газета" русский текст так и не был прислан, а рукопись автор передал какому-то университету, и теперь ее никто не может увидеть.

Резкость оценок Д. Д. поразила тех, кого он не очень подпускал близко. (Впрочем, близко знавшие его давно слышали, например, о Ленинградской симфонии: "Фашизм - это не просто национал-социализм. Это музыка о терроре, рабстве, несвободе духа".) А он мало кого подпускал, даже с общительным Корнеем Чуковским так и не сдружился, хотя дочь Д. Д. вышла замуж за внука поэта. И дело здесь не в расхожем одиночестве художника, но в конкретной судьбе, когда насмешник, чтобы выжить, прячет жало и сам же от этого больше всего страдает.

Шостакович оказался заложником советского мифа: искренние, не утруждавшие себя анализом коммунисты признавали его за своего, как и скептически настроенные интеллектуалы. И после смерти автора Седьмой симфонии его наследие оказалось слишком лакомым для обеих сторон.

"Недоверие спасает от разочарований и является основой грустного оптимизма". Фразу Давида Самойлова Шостакович мог бы избрать девизом, особенно когда собирал альбомы с газетными вырезками, где вчерашние друзья в унисон подпевали разнузданной партийной критике. Сарказм, часто прорывавшийся в узком кругу, проник и в "Предисловие к Полному собранию моих сочинений для голоса (баса) и фортепиано" (1966): его завершает перечень бесконечных званий и должностей Д. Д.

"Шостакович снаружи был человек мягкий, застенчивый, отказываться - стеснялся. Но внутри у него был могучий стержень, тверже алмаза. Что решил делать - сделает, что нет - не заставишь" (Майя Плисецкая; отец Родиона Щедрина работал во время эвакуации секретарем Шостаковича в Куйбышеве). Этот стержень чувствуется в письмах Д. Д. к петербургскому режиссеру Исааку Гликману. Вот где ирония подчас убийственна, а пародирование советского стиля оказывается излюбленным приемом: "Приехал я в Одессу в день всенародного праздника 40-летия Советской Украины. Сегодня утром я вышел на улицу. Ты, конечно, сам понимаешь, что усидеть дома в такой день нельзя. Несмотря на пасмурную, туманную погоду вся Одесса вышла на улицу. Всюду портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также тт. А. И. Беляева, Л. И. Брежнева, Н. А. Булганина (далее все политбюро. - А. М. ). Всюду флаги, призывы, транспаранты. Кругом радостные, сияющие русские, украинские, еврейские лица. То тут, то там слышатся приветственные возгласы в честь великого знамени Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также тт. А. И. Беляева, Л. И. Брежнева" (снова те же фамилии. - А. М. ). В этой переписке с другом, в жизни для себя, а не под дулом страха на трибуне, вырисовывается еще один портрет художника, пытавшегося сохранить себя любой ценой.

В облике Д. Д. было что-то птичье, подростковое, а замкнутость, особенно в последние его годы, только усугублялась болезнью. Диагноз Д. Д. долго не могли поставить, начиная с 50-х, когда у него стала отниматься правая рука. После бесчисленных консультаций и обследований по всему миру признали редкую форму детского полиомиелита, вызывавшего невыносимые боли. Под конец жизни Д. Д. не мог сам надеть пальто и даже шапку, с трудом поднимался по лестнице и предпочитал на премьерах кланяться на аплодисментах стоя у первого ряда партера, а не со сцены.

И тогда же, в самом конце его жизни, "возникло некоторое охлаждение, спад интереса к Шостаковичу", заметил Альфред Шнитке, участник последней прижизненной премьеры Д. Д. в Москве - "Стихотворений капитана Лебядкина". "Зал был неполным. Шостакович, первое исполнение, и неполный Малый зал Консерватории! Было какое-то общее впечатление усталости от Шостаковича. Он как бы холодно, объективно продолжал нас всех интересовать. Но горячего интереса в то время не было... Я помню, после того, как Евгений Нестеренко спел, Шостакович встал, но не поднялся на сцену, а снизу из зала кланялся, а потом повернулся и пошел к выходу. И, хотя программа еще не закончилась, ушел с концерта. За ним шла Ирина Антоновна, оглядываясь и виновато улыбаясь".

Наступала пауза, в которой иногда нуждается любая музыка. *

* В качестве доказательства этого эстетического упадка” приводились такие сочинения, как например, издевательский “Марш советской милиции” Д. Шостаковича.

Среди последних книг о Д. Д. - "Максим и Галина Шостаковичи. Наш отец DSch." Записал протоиерей М. Ардов (М.: Захаров, 2003). В продаже еще можно найти "Шостаковича" Кшиштофа Мейера (СПб.: Композитор, 1998), наиболее объективную из биографий. Немало интересного содержится и в книге Франса Лемэра "Музыка ХХ века в России и в республиках бывшего Советского союза" (СПб.: Гиперион).

Из записей выделяется прежде всего CD с Седьмой симфонией в исполнении Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра, скрипичная соната в исполнении Юрия Башмета (тут еще записан и Глинка), а также 11-я симфония в исполнении Дэвида Монтгомери. И, конечно же, изумительные Прелюдии и фуги Шостаковича вместе с вдохновившими его произведениями Баха в исполнении Олли Мустонена.

Домовой. 2004

В качестве приложения ниже приводится письмо Д. Шостаковича И. Гликману. Оно касается некоторых моментов судьбы семьи Галины Уствольской. Речь идет о трагической смерти её гражданского мужа Ленинградского композитора Ю.А.Балкашина (1923-1960), бросившегося в припадке тяжелой меланхолии с балкона.(Ред.)

Дорогой Исаак Давыдович!
Спасибо за письмо. О смерти Ю.А.Балкашина я узнал вчера из письма моей сестры, и сегодня из твоего письма. Мои московские друзья скрыли от меня это ужасное известие. М.С.Вайнберг рассказал мне и об обстоятельствах его трагической гибели. Я его мало знал, но он мне очень нравился своей большой культурностью, настоящей музыкальностью, добротой, сердечностью. Галя, наверное, тяжело переносит его кончину. И она, наверное, именно сейчас полюбила его. При его жизни она его тоже любила, но замуж не пошла. "Не тебя люблю, страдание твоё люблю". Мне кажется, что эта несколько достоевская черта её характера главенствует в её бытии. А сейчас я представляю, как ей тяжело. Я очень боюсь за её будущее.

Каковы были их отношения, я точно не знаю, но жили они дружно и Галя никогда не жаловалась на обременительность его соседства.

В общем, смерть Ю.А. меня потрясла и выбила из колеи не меньше, а гораздо больше, чем все события моей жизни, включая сломанную ногу…

Фортепьянные произведения Д. Шостаковича (аудиофайлы)

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.


В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».


Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.


Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.


Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.


Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.


Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.


Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.


Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.


Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.


Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.