Что помогает человеку победить на войне. ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Проблемы (Гражданская, Великая Отечественная война)

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Сочинение по тексту:

Вопрос о том, почему на протяжении всей истории человечества не прекращаются войны, относится к категории вечных. Казалось бы, каждый осознает, насколько ужасны последствия войн, но почему-то на нашей планете всё равно продолжают греметь взрывы, разрываться снаряды, погибать люди. Эта проблема остаётся злободневной. Дмитрий Миронов пытается найти ответ на вопрос, в чём причина постоянных войн, которые ведутся на Земле, и можно ли разорвать этот замкнутый круг. Начальные строки текста могут ввести читателя в заблуждение. Автор использует выражение «пропеть гимн войне» — кажется, что он намерен прославлять ведение боевых действий. Однако в этих словах содержится горькая ирония, которой пронизан весь текст. В последующих абзацах писатель перечисляет трагические последствия войны: «горе и страдание», «слезы и страхи», гибель целых империй и их культуры. Несмотря на «легион» ужасов, который приносит война, человек не способен разорвать эту цепь, или «заколдованный круг», как метафорически называет её автор. Мир, которым заканчиваются войны, хрупок, и оказывается, что одна война обязательно влечёт за собой другую, «замыкаясь на саму себя».

Истоки этого процесса, «порыва безумства», автор находит в разуме человека. Он убеждён, что причины всех войн — несвобода людей, как внешняя, так и внутренняя. «Закрытые системы» ненавистны людям, и они готовы на всё, чтобы вырваться из-под их гнёта. По мнению писателя, жестокие рамки долга и ответственности, в которых приходится существовать человеку, закладывают основу для новой войны, поскольку воспринимаются нами как оковы. Однако автор видит выход из этой ситуации: в риторическом вопросе, которым оканчивается текст, заключена главная мысль писателя — открытость человека внешнему миру способна прервать цикл кровопролитных войн.

Я не могу не согласиться с мыслью автора. Война культивирует в нас злобу и неприятие к окружающим, человек участвует в боевых действиях, чтобы завоевать новые территории, утвердить своё право на превосходство, хотя бы на малое время разрушить систему правил и предписаний и создать нечто новое, однако цена слишком велика. Если бы люди ощущали себя поистине свободными и не были ограничены внешними и внутренними рамками, то потребность в войне перестала бы существовать.

Об этом же говорит и русская литература, в которой часто поднимались проблемы войны и её причин. Так, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Валерик», посвящённом одному из кровопролитных сражений на Кавказе, в котором он сам участвовал, задумывается о бессмысленности ведения войн и с грустью указывает на нежелание людей жить в мире и братстве: «...Жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно / Под небом много места всем. / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он — зачем?» Поэт утверждает, что война чужда лучшему в душе человеке, она противна самой природе. Мира хватит на всех, поэтому неразумно и даже противоестественно пытаться проводить границы между разными народами и людьми.

Сама история нашей планеты — пример того, какими разрушительными бывают последствия попыток завоевать кажущуюся свободу. Гражданские войны и революции, то и дело вспыхивающие в разных уголках света, — следствие нестерпимого желания народа выбраться из-под гнёта системы, которая, как им представляется, не позволяет жить полной жизнью. Но чаще всего они влекут за собой только более жестокие и кровавые события. Не всегда резкие изменения в общественном строе приносят людям ожидаемое счастье — «свободу, равенство и братство». Именно так случилось после Великой французской революции 1789 года, результатом которой стала диктатура Наполеона и череда ужасных, кровопролитных войн, охвативших всю Европу.

Таким образом, произведение Дмитрия Миронова учит нас тому, что война — заколдованный круг, который всё-таки имеет начало и из которого можно вырваться. Для этого следует освободить свой разум от предрассудков и понять, что свобода идёт изнутри, она не может быть отобрана у других и привита себе, это чувство, которое доступно только нравственному человеку, а нравственность предполагает жизнь в согласии с другими людьми.

Текст Д. Миронова:

(1)Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя бы на малое время.

(2)Война! (3)Ты несёшь с собой горе и страдания, слезы и страхи. (4)Ужасов твоих невозможно перечислить, ибо их легион. (5)Ты ломаешь судьбы и их носителей на манер щепок или хвороста. (6)Ведь не десятки, не сотни, не тысячи, но миллионы жизней вырываешь ты из обыденной круговерти дней. (7)Высасываешь жизненное начало, заключённое в наших убогих телах, без остатка и выбрасываешь, как ненужный силос. (8)Куда безвозвратно забираешь ты жизнь живых? (9)Ради чего?

(10)Бесконечно больно видеть насильственную смерть.

(11)Ты сжигаешь города и целые страны, под сапогом твоим жестоким гаснут тончайшие художества рук человеческих, империи и цивилизации улетают в забвение, чтобы никогда более уже не возродиться в былом величии. (12)Хрустят косточки человеческие, словно песочек мелкий на зубах твоих, никогда не съедаемых кариесом. (13)Тысячелетиями живёшь ты припеваючи, набивая нутро своё мертвечиной.

(14)Не самые лучшие остаются после войны и в муках своих продолжают жить, чтобы через короткое время снова начать самоуничтожение.

(15)Зачем же ты существуешь на земле нашей, и без тебя грешной?

(16)Миллионы маленьких, подрастающих деток, но с немаленькими слёзками на щёчках встретят новое утро без отца. (17)Никто не заменит им отца — никто и никогда. (18)Маленькая обида, точно зёрнышко, упадёт в душу, и никому не ведомо, куда оно прорастёт; но маленькое когда-нибудь вырастет большим и будет мстить.

(19)Война замыкается на саму себя, словно заколдованный круг. (20)Мир — это искусство обрезания замкнутой ниточки; мир — это усилие противостояния.

(21)Но мир в неволе совсем не нужен взрослому мужику.

(22)Война ради свободы необходима ему, как глоток холодного пива, если только он не мучается хроническим тонзиллитом. (23)Когда свобода закована в жёсткие рамки ответственности и долга, — знайте, что там заложен источник будущей войны. (24)Ибо оковы эти обязательно будут сброшены, как и кандалы разума и логики.

(25)Война — порыв безумства в поисках своего истока. (26)У безумства тоже есть исток — это разум человека. (27)Разум, который зашёл в тупик.

(28)Человек не переносит закрытых систем, ибо в закрытом пространстве он задыхается. (29)Пружина развития, заложенная в нём, иногда выстреливает из-под гнёта необходимости и разрушает всё вокруг — система прорывается и открывает для себя новый горизонт.

(30)Только непонятно, почему нельзя просто вовремя открыть настежь все окна и форточки его странного устройства?

(По Д. Миронову)

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения. Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие. Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы. Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.
  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть - аргументирование. Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

"Судьба человека"

Тема проблемы мужества - это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество - это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание - смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

"А зори здесь тихие"

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям - девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда - Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один - смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Которой есть во множестве встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет - это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

"В списках не значился"

Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел. Он не значился совершенно ни в каких документах, но ему не пришло в голову бежать как «крыса с корабля», он смело сражался и отстаивал честь своей родины.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек. (3) Пётр I лично принимал участие в сражениях.


Сочинение

«На войне все средства хороши», - гласит русская пословица. Сегодня эту фразу часто применяют в повседневной жизни, используя слово «война» в качестве метафоры. Однако изначально смысл этой фразы, скорее всего, вмещал в себя гораздо больше смысла, переживаний и боли, чем сейчас. О каких «средствах» могла идти речь? И что же все-таки помогает победить на войне? Именно этим вопросом задается в данном мне тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик рассуждает над проблемой не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в данной теме, создается ощущение, что сам он принимал участие в тех жесточайших боевых сражениях Северной войны. Описывая, как шла осада Нотебурга, автор обращает внимание читателя, как с самого начала все шло под откос: не справлялись военные советники, помощь солдатам не поступала, гибли лучшие гвардейцы. А тем временем Шведы тратили все свои ресурсы на оборону. Акцент всех описываемых действий делается на том, что переломный момент наступил тогда, когда подполковник Семеновского полка ослушался приказа царя и отказался отступать, пробудив в себе настоящий, нужный для победы боевой дух. Этот настрой охватил всех бойцов, они не оставили себе шанса отступить и штурмом заставили шведов сдаться.

Д.А. Гранин считает, что победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Русским войскам удалось взять неприступную крепость лишь благодаря тому, что среди солдат появился боевой дух, и каждый действовал сердцем для своей страны и ради победы, а не ради приказа царя.

Мысль автора мне близка, и я тоже считаю, что самым верным, самым действенным средством на войне является проявление боевого характера, силы духа и человеческой храбрости, перед которыми не может устоять ровным делом ничего. В истории нашей страны известно много случаев, когда у бойцов открывалось второе дыхание, и они, не желая слушать приказы вышестоящей власти, действовали по зову собственного сердца, с одной лишь установкой: любыми способами ради своего Отечества добиться поставленной цели.

Примером подобного боевого настроя, совокупности патриотизма, героизма, ответственности перед своей Родиной и любви к ней служит Николай Плужников, герой романа Б. Васильева «В списках не значился». Молодой лейтенант стал последним защитником Брестской крепости, и только благодаря своему характеру и боевому настрою смог устоять до последнего и не отдать врагу то, за что погибло огромное количество бойцов. Николай Плужников, даже будучи совсем один, не чувствовал себя побежденным, в своих руках он ощущал ответственность за всех, кто погиб, защищая крепость. Голодный и изнеможённый, герой ни на мгновение не готов был сдаться, и его, слабого и уже совершенно на себя не похожего, боялись фашисты, ибо этот человек был воплощением русского духа. Таким образом, крепость так и не была отдана врагу, а её оборона стала примером мужества и стойкости советского народа, а также настоящего, непоколебимого русского характера.

Ярким примером служит и главный герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». На своем примере он показывает, что характер и желание победить могут заставить человека совершать немыслимые поступки. Чтобы донести сообщение до десантников, находящихся в тылу, Василий Теркин в одиночку переплывает реку, и это в тот момент, когда отовсюду гремели взрывы и у висков то и дело свистели пули. И хотя сам герой не считал свой поступок героическим, его подвиг внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Таким образом, истинной причиной победы на каждой из войн было не количество оружия, не степень защищенности войск и не мудрость главнокомандующих. В самые тяжелые моменты сокрушительное действие оказывали русский характер, смелость и сплоченность солдат, мужество и боевой дух армии, готовой потерять свою жизнь ради свободы своего Отечества.