Спасское лутовиново усадьба тургенева официальный. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново"

Спасское-Лутовиново является единственным в России мемориальным музеем Ивана Тургенева. Спасское оно, потому что здесь издавна имеется церковь Спаса Преображения. Лутовиново – по имени первого владельца имения Ивана Лутовинова, которому царь Иван Грозный подарил эти земли еще в XVI веке. Хозяин использовал их с большим резоном, построив двухэтажный особняк с библиотекой, театром и даже хорами для музыкантов. Это и предопределило творческую направленность здания. Недаром впоследствии Ивану Сергеевичу Тургеневу здесь так хорошо писалось.

Для Ивана Тургенева Спасское-Лутовиново было, что называется, средоточием жизни. Здесь прошло его безмятежное детство, здесь он находился под домашним арестом после конфликта с Николаем первым, здесь были рождены его повесть «Постоялый двор» и неопубликованный рассказ «Два поколения», здесь он написал «Рудина». Позже, уже вернувшись из Европы, Иван Сергеевич именно тут дал жизнь своим главным произведениям – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети».

Родовое поместье Тургеневых славно не только тем, что здесь жил и творил его талантливый хозяин, но и тем, что сюда к нему приезжали легендарные гости. В Спассском-Лутовиново неоднократно бывали не только Афанасий Фет, Иван Аксенов, но и Лев Толстой.
А ведь этого мемориального музея могло бы и не быть. После смерти Ивана Тургенева дом сгорел. Только после революции имение было объявлено государственным заповедником. Но лишь в 1976 году был окончательно восстановлен утраченный дом, обставленный чудом сохранившейся мебелью, которая его украшала в 1881 году, когда писатель в последний раз гостил в родовом гнезде.

Новый этап развития мемориала начался в 1988 году, когда приступили к восстановлению старого парка.

Только через двадцать лет непрерывных работ имение в Спассском-Лутовиново приобрело такой вид, каковой радовал Тургенева и его великих гостей. Нынче ежегодно более сотни туристов могут полюбоваться особняком с резными узорчатыми верандами, маленькими окошками мезонина, крылечками тургеневского времени. Он находится не только на прежнем месте, но и в прежнем виде. Особую роль выполняют предметы интерьера тех времен, в том числе и знаменитый огромный диван Тургеневых в гостиной. Возможно, на нем сиживал Лев Толстой, бывавший в гостях у Ивана Сергеевича.

Главными реликвиями особняка является фамильная икона Спаса Нерукотворного, коллекция живописи с произведениями Клодта, Сверчкова, Дмитриева-Оренбургского, огромная библиотека, собранная поколениями Тургеневых.

Усадьба в Спасском-Лутовиново – эталон помещичьего быта середины XIX века. Она многое значит не только для литературной славы России, но и для самой истории. Именно поэтому люди так любят перечитывать тургеневские «Записки охотника». Это как раз то произведение, в котором больше всего автор рассказывает о своем родовом поместье.

Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

Спасское-Лутовиново. Этот уголок бескрайней России дорог сердцу каждого культурного человека, причем не только в пределах нашей Родины, но и далеко за ее рубежами...

Уникальный «кусочек» Орловщины, где возрос и расцвел талант признанного классика мировой литературы Ивана Сергеевича Тургенева. Заповедный край, исток и неиссякаемый родник нежной и трепетной любви к России, той самой неисчерпаемой любви, которой буквально пронизано каждое творение великого автора. Усадьба Тургеневых Спасское-Лутовиново - место удивительной красоты и потрясающей энергетики, место, в котором теряются чувства времени и ощущение реальности происходящего...

Спасское-Лутовиново - родовое гнездо Ивана Сергеевича Тургенева, принадлежавшее его матери, Варваре Петровне Тургеневой, в девичестве Лутовиновой. Изначально на месте усадьбы находилось село Спасское, жалованное великим государем Иоанном Грозным своему доверенному другу Ивану Лутовинову в конце XVI века. По фамилии первого владельца к названию «Спасское» прибавилось «Лутовиново». Спасским же село именовалось по названию местной древней церкви, освященной во имя Спаса Преображения.

Расцвет Спасского-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии приходится на времена владения селом Иваном Ивановичем Лутовиновым, в конце XVIII века. Секунд-майор, образованнейший человек (в своей усадьбе он будет принимать Радищева и деда Льва Толстого), предводитель дворянства и богатейший помещик, он превратит неприметное сельцо в образцовый, неповторимый в своей красоте усадебно-парковый комплекс.

Огромный дом с великолепной библиотекой, открытыми галереями для музыкантов и даже собственным театром окружает великолепный парк с тенистыми липовыми аллеями и прудами, разбитый по всем правилам усадебно-паркового искусства. Именно в этом парке маленький Ваня Тургенев впервые осмыслит окружающий мир. Именно здесь, в Спасском, ощутит будущий классик всемирной литературы «приступы» первого вдохновения. Ведь именно из чуда русской дворянской усадьбы возникает в то время целая когорта великих титанов русской литературы. Не стал исключением и Иван Сергеевич Тургенев.

В Спасском-Лутовиново Иван Сергеевич Тургенев провел все свое детство, а в годы учебы каждое лето приезжал на каникулы. Красота окружающей природы Спасского-Лутовиново, подчас ужасающие сцены общения властной и жестокой матери с крепостными, общение с простым деревенским людом - вот источник непреходящего вдохновения писателя, истекающий из огромной любви к России и острого чувства жизненной несправедливости.

В Спасском-Лутовиново, уже зрелый писатель проведет год ссылки под домашним арестом за неугодный Николаю I некролог на смерть Гоголя, именно сюда он приедет тосковать в долгой разлуке о Полине Виардо... Здесь, в Спасской усадьбе, его будут навещать Толстой, Некрасов, Аксенов, Щепкин, Фет. Именно здесь Тургенев напишет свои самые знаменитые романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин». Здесь, в Спасском, он отпустит своих крепостных крестьян на волю, откроет в усадьбе школу для крестьянских детей и богадельню для одиноких стариков-крестьян...

Сегодня это единственный в России Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева. Судьба усадьбы на крутых виражах истории начала прошлого века складывалась драматично - усадьба разрушалась, а во время Великой Отечественной войны была заминирована.

Но десятилетия кропотливого труда по воссозданию усадьбы в ее первоначальном облике принесли свои восхитительные плоды. Благодаря усилиям реставраторов и работников мемориального музея в Спасском-Лутовиново сегодня буквально все проникнуто духом Тургенева. Основной достопримечательностью Спасского-Лутовиново можно назвать именно ту неповторимую атмосферу русской усадьбы, настоящего «дворянского гнезда».

Мемориальный дом воссоздан в том же виде, каким его помнил И.С. Тургенев. Резные узорчатые веранды в буйной поросли плюща, окошечки мезонинов, многочисленные ажурные крылечки, анфилады светлых просторных комнат... Внутри скрупулезно воссоздана домашняя обстановка господского дома, причем практически все предметы мебели и обихода - подлинные, многие из них принадлежали лично Ивану Сергеевичу.

Одна из уникальных реликвий музея Спасское-Лутовиново - подлинный древний образ Спас Нерукотворный, принадлежавший роду Тургеневых. Образ находится в кабинете писателя, именно под ним Тургенев и работал... Ампирная мебель карельской березы и красного дерева, старинные английские часы с боем, уникальный диван, прозванный Тургеневым «самосон», на котором любили вздремнуть именитые гости усадьбы... Великолепная коллекция подлинников картин Сверчкова, Клодта и мастеров фламандской школы, собранная на протяжении столетий поколениями Лутовиновых и Тургеневых и чудом уцелевшая в вихре войн и революций. Таким же удивительным образом сохранилась великолепная библиотека Спасского-Лутовинова.

Парк усадьбы - это отдельный мир и выдающаяся достопримечательность Спасского-Лутовиново. Парк раскинулся на сорока гектарах земли. Вековые аллеи лип, задумчивые пруды в обрамлении столетних плакучих ив, заросли благоухающей сирени, садового шиповника, фигурные изгороди боярышника... Именно здесь, в окружении великолепия среднерусской природы, рождались сюжеты «Записок охотника». Дорожки парка, пересекаясь, образуют цифру XIX - так двоюродный дедушка Тургенева увековечил дату постройки Спасского-Лутовиново.

На свои средства Иван Сергеевич Тургенев построил в усадьбе на месте старой деревянной новую каменную церковь Преображения Господня, которая сегодня обрела свою вторую жизнь. В этой церкви венчались родители Тургенева, здесь же, неподалеку от церкви, они и покоятся в фамильном склепе Тургеневых.

Государственный мемориальный музей-заповедник И.С. Тургенева за последние годы расширил свои границы. И сейчас в состав заповедника входит родовое поместье отца писателя в селе Тургенево Тульской области.

Несомненно, Спасское-Лутовиново - одна из жемчужин среди достопримечательностей Орловской области. Удивительный уголок, побывать в котором, хотя бы однажды, мы просто обязаны.

Расстояние от Москвы до Спасского-Лутовиново - приблизительно 330 км. Конечно, погрузиться в атмосферу мира усадьбы Спасское-Лутовиново лучше всего в ходе многодневных экскурсионных туров по Орловскому полесью, с посещением таких замечательных городов, как Орел, Болхов, Мценск и других удивительных заповедных уголков русского духа.

С пасское-Лутовиново - усадьба матери великого русского писателя Ивана Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области.

История создания

Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову, который создал на этой территории усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Пережив почти пятивековую историю сегодня усадьба - это Государственный мемориальный и природный музей–заповедник- уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.

Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. У истоков создания музея стояли А.В. Луначарский и В.Я. Брюсов. В становлении музея-усадьбы в разное время принимали участие А.М. Горький, К.А. Федин, И.А. Новиков, а первым хранителем стал известный ученый-литературовед М.В. Португалов.

Музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» - это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. В наши дни - это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, помимо дома-музея, храм Спаса Преображения и фамильный склеп Лутовиновых, богадельню, построенную на средства И.С. и Н.С. Тургеневых в 1872 году, а также хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Непосредственно к главному усадебному дому примыкает «флигель изгнанника», в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах.

Восстановление музея

В 1939 г. в связи со 120-летием со дня рождения в музее были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай, собраны и изучены воспоминания современников И.С. Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника, начались работы по расчистке парка. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 года тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью возобновлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого пруда. В 1968-1976 гг. был восстановлен дома И.С. Тургенева: подлинные вещи писателя, семейные реликвии и сохраненная мебель составили основу экспозиции дома-музея.

«Спасское-Лутовиново» — усадьба знаменитого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 — 1883 гг.). Её история начинается в 16 веке. Царь Иван Грозный пожаловал село Спасское, названное так из-за расположенной здесь церкви Спаса Преображения, Ивану Лутовинову, который основал усадьбу и назвал её «Спасское-Лутовиново». Постепенно происходила застройка территории, но расцвет в преображении усадьбы пришёлся на время владения ею Иваном Ивановичем Лутовиновым (1753 — 1813 гг.), потомком того самого Ивана Лутовинова. По дошедшей до нашего времени информации Иван Иванович был очень зажиточным дворянином. Кроме Спасского-Лутовиного владел поместьями в соседних губерниях и имел 5000 крепостных. Он долгие годы занимался переустройством усадьбы и приложил к этому немало усилий. После его смерти всё имущество перешло к племяннице — Варваре Петровне Лутовиновой (1787 — 1850 гг.). Внешность её оставляла желать лучшего, да и характер был тяжеловат. Ей никак не удавалось выйти замуж. На решение брачного вопроса положительно сказалось наследство дяди. В те времена «судьба» привела в имение молодого красавца Сергея Николаевича Тургенева (1793 — 1834 гг.), осуществлявшего закупки лошадей для армии. После некоторого времени был заключен «брак по расчёту». Свадьба состоялась в Спасском-Лутовиново в 1816 году.

Сергей Николаевич был потомственным дворянином. Дворянских родов Тургеневых на Руси было несколько. В основном, их родословная прослеживается с 16 века. К сожалению, в более ранний период времени рода не были так хорошо описаны. Основателем одного из родов был татарский мурза Арслан Турген («Арслан» — в переводе с тюркского значит «Лев»). Он принял православие и в крещении получил имя — Иоан Тургенев. Существует предположение, что он является предком великого писателя, но подтвердить документально взаимосвязь между ним и Сергеем Николаевичем Тургеневым (отцом писателя) в настоящее время не представляется возможным.

Главный дом усадьбы

Брак Сергея Николаевича и Варвары Петровны не был счастливым. В начале всё шло хорошо. У них родились трое сыновей — Николай, Иван и Сергей. Сам Сергей Николаевич в 1821 году вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Семья много путешествовала по Европе. Однажды в Швейцарии они пошли смотреть медведей и четырёхлетний Иван чуть не погиб, сорвавшись с перил. Отец вовремя успел схватить его за ногу. До 1827 года семья жила в Спасском-Лутовиново. Потом переехала в Москву. Сергей Николаевич по возрасту на шесть лет моложе своей супруги. Он был красив и даже в отставке не потерял былой «стати». Варвара Петровна сильно доводила его своей ревностью. Отношения постепенно стали ухудшаться. В 1834 году Сергея Николаевича не стало.

Варвара Петровна была человеком с очень жёстким характером. Хотела контролировать «всё и вся». Даже детям бывало очень сильно доставалось от неё. При этом она была образованной женщиной. В доме все разговаривали только на французском языке. Варвара Петровна много читала и следила за литературными новинками. При общении с детьми цитировала знаменитых писателей и поэтов того времени. В ней необъяснимым образом уживалась образованность и деспотизм. Всю свою жизнь она пыталась поставить детей в зависимость от себя, даже когда они были уже взрослые. Для этой цели использовала ограничения в выделении им денежных средств.

Младший сын Сергей умер ребёнком от болезни. Старший сын Николай пошёл по военной «стезе». Он окончил в Санкт-Петербурге артиллерийское училище и в чине прапорщика служил в гвардейской конной артиллерии. Военная карьера у него не задалась. Прослужив несколько лет, он перешёл на гражданскую службу, в канцелярию министерства государственного имущества. На встречу нового 1841 года Николай приезжал к матери в Москву. Здесь он провёл около месяца, в течение которого произошёл роман с Анной Яковлевной Шварц, её камеристкой. Потом Николай уехал в Санкт-Петербург. Анна ушла от госпожи и последовала вслед за Николаем. Варвара Петровна была очень огорчена выбором сына. Она согласилась на их свадьбу только в 1849 году. У Анны и Николая было трое детей. К сожалению, все они умерли в детстве. Николай с супругой уехал в село Тургенево Чернского уезда (родовое село своего отца — Сергея Николаевича Тургенева), где и прожил всю оставшуюся жизнь. Анна Яковлевна умерла в 1872 году. Николай Сергеевич пережил супругу почти на 7 лет. В январе 1879 года он простудился, тяжело заболел воспалением лёгких и умер.

Иван Сергеевич Тургенев в 15 лет поступил в Московский университет, а через год перевёлся в Санкт-Петербургский, который благополучно закончил в 1836 году. После этого он продолжил своё образование в Германии. В Берлинском университете, кроме всего прочего, изучал древнегреческий и латинский языки. Он спокойно читал античных авторов без перевода. Благодаря родителям, свободно владел французским и немецким языками. Был очень образованным человеком. Писал различные диссертации в Московском и Санкт-Петербургском университетах. Правда, к научной деятельности он быстро охладел, а увлёкся больше литературой. Сначала пробовал себя в сочинении стихов, но в дальнейшем выбрал прозу. Имея такой «багаж за плечами», он без проблем вписался в западное общество. Да и вся его дальнейшая жизнь проходила между Европой, Спасским-Лутовиново и двумя российскими столичными городами (Москвой и Санкт-Петербургом).

В один из приездов в Спасское-Лутовиново он увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). У них завязался роман, в результате которого девушка забеременела и родила девочку Пелагею. В дальнейшем Иван Сергеевич официально признал её. Это единственный его ребёнок, хоть и родившийся вне брака. Потом были романы с Татьяной Бакуниной и Марией Толстой (сестрой Толстого Л.Н.). Причём с последней дело доходило чуть ли не до свадьбы. Однако, этого так и не случилось. Но главной любовью Тургенева И.С. была испано-французская певица Полина Виардо (1821 — 1910 гг., полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо). К сожалению, Полина была замужем за известным искусствоведом Луи Виардо. Характер отношений Полины Виардо и Тургенева И.С. до сих пор является предметом дискуссий. В доме Полины воспитывалась дочь Тургенева И.С. Пелагея, которую он забрал от Варвары Петровны и привёз во Францию. Он даже поменял её имя на Полинет. Через несколько лет, в очередной свой приезд, Тургенев И.С. взял уже повзрослевшую дочь к себе. Он снял жильё и пригласил для неё гувернантку из Англии. В 17 лет Полинет познакомилась с предпринимателем Гастоном Брюэром (1835 — 1885 гг.). Молодой человек как-то сумел произвести впечатление на Тургенева И.С. и получил согласие на брак. В качестве приданого отец дал дочери 150 тысяч франков, что по тем временам было очень приличной суммой. Через некоторое время предприниматель обанкротился и отец отправил Полинет в Швейцарию. Она умерла в 1919 году в возрасте 76 лет. Дети её — Жорж-Альбер и Жанна Брюэр-Тургенева потомков не имели. На них прекратилась родовая ветвь по линии Тургенева И.С. После смерти матери Иван Сергеевич практически жил за границей, лишь иногда приезжая в Россию по делам. Сначала проживал на вилле в Баден-Бадене, а с началом франко-прусской войны (1870-1871 гг.) переселился во Францию. Жизнь великого русского писателя И.С. Тургенева оборвалась в 1883 году в Буживале (пригород Парижа). Траурные мероприятия прошли сначала в самом Париже, а потом тело перевезли в Санкт-Петербург и захоронили на Волковском кладбище. Похороны в России были очень пышные, одних делегаций насчитывалось 176. Процессия растянулась на несколько вёрст. Вышли попрощаться с писателем и горожане.

В последние годы жизни Иван Сергеевич Тургенев был в зените славы. Его произведения много читали как в России, так и в Европе. Он был членом-корреспондентом императорской Академии наук, почётным доктором Оксфордского университета, почётным членом императорского Московского университета. Иван Сергеевич пропагандировал русскую литературу в Европе. Именно благодаря его стараниям, были переведены лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и др. По общему признанию он является классиком мировой литературы. В Советском Союзе (СССР) творчеству Тургенева И.С. тоже уделяли большое внимание. Начиная со школьной скамьи, в обязательную программу входили: «Записки охотника», «Муму», «Отцы и дети» и др. Люди повзрослее зачитывались произведениями: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь». Многие повести и рассказы были чуть ли не настольной книгой: «Дневник лишнего человека», «Бежин луг», «Ася», «Вешние воды». Десятками томов многократно переиздавались его собрания сочинений.

Иван Сергеевич Тургенев внёс великий вклад в сокровищницу русской литературы. Из всех языков он всегда выделял русский и в своих произведениях старался не использовать слова иностранного происхождения (это человек, который свободно разговаривал и писал на нескольких европейских языках). Не в упрёк будет сказано многим современным людям, к месту и не к месту захламляющим родную речь иностранными словечками, а то и вообще сленгом. Это очень грустно, что они не могут выразить свою мысль на родном языке. Будущим поколениям Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками …. «.

Спасское-Лутовиново на карте

26.11.2017